Вымпелы летят к планетам. Западные СМИ «выселили» белых из Африки ради ЧВК Вагнера. вагнеровцев?! Как США приняли белых специалистов за бойцов

Плискин Г. "Вымпелы летят к планетам. Первые космические вымпелы ОКБ-1 (1958-1966)." С автографом автора! Формат А5, мягкая обложка, 117 с., СПб, 2017 г. Тираж: 300 экз.

Книга представляет собой первое исследование истории создания и использования космических вымпелов - опо­знавательных знаков для автоматических межпланетных станций, разработанных в ОКБ-1 в 1958-1965 годах. Автор восстанавливает хронику запусков советских космических аппаратов с вымпелами на борту, основываясь на редких архивных источниках, рассказах участников космических программ, иллюстративных материалах из своей коллекции.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующих­ся историей освоения космоса.

КОСМИЧЕСКИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Мне представляется, что книга «ВЫМПЕЛЫ ЛЕТЯТ К ПЛАНЕТАМ» весьма примечательна по следующим причи­нам.

Во-первых, речь в этой книге идет о космонавтике, об ос­воении космического пространства. Тема сама по себе доста­точно интересная и, к сожалению, в последние годы несколько подзабытая. В особенности в том, что касается истории этого «освоения». Приходится констатировать, что сегодня многие наши сограждане на, казалось бы, совсем простой вопрос: «Кто и когда запустил первый искусственный спутник Земли?» - не просто скромно молчат, но начинают излагать свои версии, в которых по большей части нашей стране места не находится. Как-то стало забываться, кто же на самом деле первым отпра­вил космические аппараты в космос, на орбиту Земли, к другим планетам - Луне, Венере, Марсу. Удивительно, но для некото­рых (признаем в скобках, что они все же есть, хотя их - пока - совсем немного) имя Юрия Гагарина - лишь повод вспомнить о хоккейном кубке... Поэтому выход в свет любого издания, в котором история космонавтики рассказывается интересно, правдиво и, что называется, внятно, следует только привет­ствовать. В данном случае перед нами именно такая книга.

Во-вторых, в книге рассказывается о космических вымпе­лах - это «предметы, являвшиеся опознавательными знаками страны», которые были «одновременно произведениями при­кладного искусства». Насколько мне известно, в литературе - специальной или исторической - применяемый автором подход к истории космонавтики и космической техники практически не встречался. Неоднократно издававшиеся книги о различной космической символике - значках, марках, открытках - конеч­но, интересны, но все эти предметы, при их несомненной цен­ности, непосредственного отношения к космической технике не имеют, они - лишь ее художественное отражение. Космиче­ские вымпелы, напротив, с техникой связаны самым тесным об­разом, нередко они являются составной и немаловажной частью самого космического аппарата. Автор рассказывает об истории создания этих произведений прикладного искусства, показывая возникавшие при этом проблемы и приводя технические реше­ния, которые были найдены разработчиками, в ряде случаев - в условиях жесточайшего цейтнота.

И, наконец, в-третьих, автор книги является коллекционе­ром. Сегодня многие числят себя коллекционерами благодаря стараниям издательств, выпускающих серии предметов для кол­лекционирования - от моделей военной техники до кукол в па- родных нарядах и миниатюрных книг, но покупателей подобных серий следует назвать скорее «приобретателями». Особого тру­да здесь прикладывать не надо, да и буклеты, сопровождающие приобретаемые предметы коллекционирования, освобождают от сколь-либо заметной интеллектуальной работы.

Настоящий коллекционер, начиная с простого накопле­ния, постепенно становится пытливым исследователем, стре­мящимся узнать о предмете своего увлечения абсолютно все и еще немного. Поэтому часто цитируемая фраза - «Пристра­стие к коллекционированию - первая ступень умственного расстройства» (Бальзак) - некоторым кажется вполне спра­ведливой. Скорее всего, эти «некоторые» не встретили на сво­ем пути чего-то необычного, что загадочным образом заставит их перейти в стан коллекционеров...

Книгу я с удовольствием прочитал за один вечер и думаю, что ее ждет счастливая читательская судьба. Как мне пред­ставляется, книгу эту должен иметь в своей библиотеке и че­ловек, увлеченный космонавтикой, и мастер прикладного ис­кусства, и, конечно, всякий уважающий себя коллекционер.

Михаил Охочинский,

Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, ученый секретарь БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова и, по стечению обстоятельств, тоже коллекционер, которому близки и понятны мысли и чувства автора книги.

Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в исто­рии космонавтики СССР - вымпелы для первых автома­тических межпланетных станций, созданных в ОКБ-1 под руководством главного конструктора С. П. Королева в 1958- 1965 годах. Эти миниатюры в металле, игравшие роль опо­знавательных знаков страны, были одновременно произве­дениями прикладного искусства, выполненными лучшими художниками там же, где всегда чеканился главный сим­вол - герб государства, - на Ленинградском Монетном дво­ре. Редкость предметов, их художественная ценность и символическое предназначение вызывают огромный интерес коллекционеров. Значительная часть сохранившихся вымпе­лов находится в различных музеях, в первую очередь посвя­щенных космонавтике. Автор как коллекционер столкнулся с недостатком информации о вымпелах - ведь заказывали и изготавливали их режимные предприятия (ОКБ-1 и ЛМД), где не принято разглашать сведения сверх того, что сами орга­низации посчитали нужным выдать в официальных докумен­тах. Но прошло время и оказалось, что каждая из них сегодня владеет только неполным объемом информации, недоступной к тому же широкому кругу заинтересованных лиц и музеев. Поэтому автор, в меру своих возможностей, попытался сам, по крупицам, собрать материалы по теме. Использовались все доступные источники: от официальных сообщений ТАСС, изданий различных организаций, печатной периодики, ме­муаров деятелей космонавтики и ракетной техники до сведе­ний из ряда музеев, архивов и интервью с сотрудниками ор­ганизаций, причастными к событиям того времени. Читатель узнает о сложностях испытаний первых лунных вымпелов для обеспечения сохранности при ударе о поверхность Луны, о вымпелах для Венеры и Марса, об их авторах, познакомит­ся с уникальными документами. Для коллекционеров изда­ние может служить каталогом вымпелов, созданных на ЛМД в период 1958-1966 годов. Автор надеется, что книга будет интересна как коллекционерам и сотрудникам музеев космо­навтики, так и специалистам в области ракетно-космической техники и широкому кругу читателей, интересующихся исто­рией освоения космоса.

ПРЕДИСЛОВИЕ: М. И. Охочинский КОСМИЧЕСКИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

ПЕРВЫЕ ЛУННЫЕ ВЫМПЕЛЫ

ЛУНА Е-6. МЯГКАЯ ПОСАДКА

ВПЕРВЫЕ К ВЕНЕРЕ И МАРСУ

ЗЕМНЫЕ ДОРОГИ КОСМИЧЕСКИХ ВЫМПЕЛОВ

Страницы книги:



"Обществе Любителей Нумизматических Знаний" (ОЛНЗ)

Во время запусков первых автоматических межпланетных станций в космос советские конструкторы устанавливали на АМС стальные вымпелы, которые должны были стать «визитной карточкой» Советского Союза на других планетах.

При ударе о поверхность вымпелы разлетались по всей территории. Таким образом, миниатюрные вымпелы с гербом СССР оказались на Луне, Венере и Марсе. На память о запуске АМС вымпелы, которые не полетели в космос, получали только сотрудники космических предприятий и первые лица государства.

Петербургский коллекционер Геннадий Плискин за двадцать лет собрал уникальную коллекцию почти из 40 таких знаков.

«Для меня это не просто символы эпохи начала космической эры, - говорит Плискин. - Это настоящие произведения искусства!».

СССР на других планетах

В 1958 году в Советском Союзе было принято решение о запуске автоматической межпланетной станции на Луну. Чтобы как-то ознаменовать это событие, конструкторы хотели вместе с АМС отправить на Луну некий символ Советского Союза. Работники космических предприятий решили, что таким символом станет вымпел с гербом СССР.

Ограниченный тираж отчеканили на Ленинградском монетном дворе. Эти изделия представляли собой небольшие диски размером с монету, на одной стороне которых гравировалась надпись «СССР», а на другой - дата выпуска. Потом из этих дисков вырезали пятиугольник и выгибали его определённым образом.

Космические вымпелы создавались лишь в нескольких экземплярах. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Пятиугольники наклеивали на шар со взрывчаткой. Когда межпланетная станция подлетит к Луне, шар должен был отделиться от АМС, удариться о поверхность Луны и взорваться. Вымпелы разлетелись бы по планете и остались на Луне в качестве «визитных карточек» Советского Союза.

Первый запуск стал неудачным, но по этой причине лунные вымпелы 1958 года стали ещё более ценными для коллекционеров: после несостоявшихся запусков они не распространялись среди сотрудников космических предприятий, и достать их было гораздо сложнее. Следующий запуск АМС всё же доставил советские вымпелы на поверхность Луны. С 1961 года их посылали уже на Венеру, а с 1962 года - на Марс. Вымпел для Венеры представлял собой медаль с гербом СССР на одной стороне и со схемой расположения планет на другой. Её помещали в титановый шар из двух полусфер и запускали в космос вместе со станцией.

Вымпелы для Марса и Венеры запускались в титановом шаре. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Теплозащита шара сгорала, а медаль оставалась в атмосфере планеты. Шар для Венеры является ещё и поплавком: в 60-х годах исследователи считали, что на планете есть моря и океаны, и вымпел сможет приводниться и плавать там.

Собирал по всему миру

Петербургский коллекционер Геннадий Плискин начал собирать космические вымпелы ещё в 90-х годах. Раздобыть настолько редкий материал было непросто: некоторые существуют всего в нескольких экземплярах и за прошедшие десятилетия успели распространиться по всему миру. Геннадий покупал вымпелы на аукционах, обменивал у других коллекционеров из разных стран и у бывших сотрудников космических предприятий. За двадцать лет Плискин смог собрать коллекцию почти из 40 символов, а также редких фотографий и документов.

Среди самых ценных экспонатов - набор лунных вымпелов, аналогичный тому, какой Хрущёв подарил Эйзенхауэру во время визита в Америку, венерианские шары и медали для полёта на Марс. Большинство сделано по заказу ОКБ-1 Сергея Королёва. На одной из редких фотографий в коллекции Плискина запечатлён вымпел для самой первой космической станции «Луна-1».

«Тогда ситуация получилась довольно комичной, - рассказывает Плискин. - Если присмотреться, можно заметить, что вымпел кособокий. Так вышло, что АМС улетела в космос, а сфотографировать вымпел не успели. После запуска станции Королёв позвонил своему заму и сообщил, что через два часа придут фотографы, и для прессы нужно срочно сделать новый вымпел. Конструкторы набрали лишних пятиугольников, но вот шара не было. В итоге его слепили из пластилина, а пятиугольников хватило только на одну сторону. Такой вымпел и сфотографировали журналисты».

Символ эпохи

На другом фото запечатлены автографы всех участников запуска станции «Луна-4» - первой в программе мягкой посадки на Луне. До этого приземление было жёстким: вымпел падал на планету со скоростью 3 км/с. Для запуска «Луны-4» конструкторы так усердно работали, что совсем забыли про вымпел. Вспомнили о нём лишь за 36 часов до полёта.

Такой же набор лунных вымпелов Хрущев подарил Эйзенхауэру. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Тогда за основу для него взяли обычные монеты, полтинники, на которых был изображён герб СССР. На Луне станция так и не приземлилась. АМС «Луна-4» превратилась в искусственную планету и до сих пор летает в космосе с советскими вымпелами. Осуществить мягкую посадку смогла лишь «Луна-9», вымпелы которой также заняли свою нишу в коллекции петербуржца.

Особая гордость Геннадия Плискина - фотография шара-вымпела для самого первого запуска на Венеру. В 1961 году космическая станция с этим символом вышла на орбиту искусственного спутника, но двигатели для её дальнейшего пути на Венеру не запустились, и через некоторое время станция сгорела в атмосфере.

«Через два года, когда уже все и думать забыли о том запуске, Королёв созвал своих сотрудников, вынул из кармана засаленную бумажку, развернул и достал из неё подкопчённую железку - медаль для «Венеры-1», - рассказывает коллекционер. - Шар случайно обнаружил маленький мальчик. Он купался в реке Бирюса и поранил обо что-то ногу. Ребёнок вытащил предмет из воды: это был немного помятый шар. Мальчик принёс его отцу, а тот раскрыл шар и нашёл в нём медаль. На ней даже лак частично остался. К сожалению, сейчас она где-то в Америке. Но даже без этого экспоната я горжусь своей коллекцией. Эти вымпелы - символ начала великой космической эпохи, эры великих открытий и великих людей».

Плискин подробно изучил историю каждого вымпела. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Увидеть эти и другие космические вымпелы можно в Музее космонавтики и ракетной техники в Петропавловской крепости. Выставка «Вымпелы летят к планетам» продлится до 7 июня.

c 5 апреля по 7 июня Санкт-Петербург
Выставка представляет около 40 космических вымпелов из собрания петербургского коллекционера Г. А. Плискина.
Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории отечественной космонавтики - вымпелы, которые устанавливались на первые автоматические межпланетные станции (АМС) и отправлялись на Луну, Венеру, Марс. Эти миниатюры в металле исполнялись профессиональными художниками и граверами на Ленинградском Монетном дворе.
В начале 1958 года было принято решение о полете к Луне. Тогда же главный конструктор космической программы С. П. Королев решил официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны: послать туда своего рода "визитную карточку" - вымпел с гербом Советского Союза. Инженеры ОКБ-1 Королева за два месяца решили сложную техническую задачу сохранения вымпелов при соударении АМС с Луной. Для "Лунников" чеканились круглые заготовки (диски) с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью "СССР" и датой на другой. Затем из дисков вырубались плоские пятиугольники, выгибались под форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Была разработана технология взрыва, позволившая части вымпелов сохраниться на поверхности Луны.
С 1961 года вымпелы посылались на Венеру, а с 1962 - на Марс. Вымпелы для Венеры представляли собой алюминиевую медаль с гербом СССР на лицевой стороне и схемой взаимного расположения планет на момент прибытия станции к Венере на обороте. Эта медаль помещалась в титановый шар из двух полусфер. Теплозащита шара сгорала, а сам вымпел сохранялся в атмосфере планеты. Вымпелы для Марса отличались от венерианских расположением планет на схеме.
С 1958 по 1965 год были изготовлены вымпелы более чем для тридцати пусков. Вымпелы изготавливались ограниченным тиражом; экземпляры, оставшиеся на Земле, передавались в качестве ценных подарков ученым, конструкторам, космонавтам и государственным деятелям. Так в 1959 году Н. С. Хрущев подарил президенту США Д. Эйзенхауэру копию вымпела "Луны-2", доставленного на Луну за день до этого. В 1965 году С. П. Королев сосредоточился только на пилотируемой программе и передал разработки АМС на Машиностроительный завод им. Лавочкина.
Предметом интереса коллекционеров, прежде всего, являются первые космические вымпелы, созданные по заказу ОКБ-1 Королева. Сегодня это очень редкий коллекционный материал. Особенно вымпелы, выпущенные для запусков АМС, которые впоследствии не состоялись или оказались неудачными - многие из них сохранились только в нескольких экземплярах.
Коллекция Г. А. Плискина формировалась в течение четверти века. Экземпляры первых космических вымпелов, представленные на выставке, происходят из самых разных источников: от сотрудников космических предприятий, других коллекционеров, с нумизматических аукционов. Среди экспонатов набор лунных вымпелов, аналогичный подаренному Н. С. Хрущевым Д. Эйзенхауэру; венерианские шары 1961 и 1965 годов; медаль для полета на Марс 1962 года и другие.
Вход на выставку по единому билету Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко

Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории отечественной космонавтики — вымпелы, которые устанавливались на первые автоматические межпланетные станции (АМС) и отправлялись на Луну, Венеру, Марс. Эти миниатюры в металле исполнялись профессиональными художниками и граверами на Ленинградском монетном дворе.

В начале 1958 года было принято решение о полете к Луне. Тогда же главный конструктор космической программы С.П. Королев решил официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны: послать туда своего рода «визитную карточку» - вымпел с гербом Советского Союза. Инженеры ОКБ-1 Королева за два месяца решили сложную техническую задачу сохранения вымпелов при соударении АМС с Луной. Для «лунников» чеканились круглые заготовки (диски) с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью «СССР» и датой на другой. Затем из дисков вырубались плоские пятиугольники, выгибались под форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Была разработана технология взрыва, позволившая части вымпелов сохраниться на поверхности Луны.

С 1961 года вымпелы посылались на Венеру, а с 1962 — на Марс. Вымпелы для Венеры представляли собой алюминиевую медаль с гербом СССР на лицевой стороне и схемой взаимного расположения планет на момент прибытия станции к Венере на обороте. Эта медаль помещалась в титановый шар из двух полусфер. Теплозащита шара сгорала, а сам вымпел сохранялся в атмосфере планеты. Вымпелы для Марса отличались от венерианских расположением планет на схеме.

С 1958 по 1965 год были изготовлены вымпелы более чем для тридцати пусков. Вымпелы изготавливались ограниченным тиражом; экземпляры, оставшиеся на Земле, передавались в качестве ценных подарков ученым, конструкторам, космонавтам и государственным деятелям. Так в 1959 году Н.С. Хрущев подарил президенту США Д. Эйзенхауэру копию вымпела «Луны-2», доставленного на Луну за день до этого. В 1965 году С.П. Королев сосредоточился только на пилотируемой программе и передал разработки АМС на Машиностроительный завод им. Лавочкина.

На выставке представлено около 40 вымпелов из собрания петербургского коллекционера Г.А. Плискина. Коллекция формировалась в течение четверти века. Экземпляры первых космических вымпелов, представленные на выставке, происходят из самых разных источников: от сотрудников космических предприятий, других коллекционеров, с нумизматических аукционов. Среди экспонатов набор лунных вымпелов, аналогичный подаренному Н.С. Хрущевым Д. Эйзенхауэру; венерианские шары 1961 и 1965 годов; медаль для полета на Марс 1962 года и другие.

На открытии выставки будут присутствовать: коллекционер Г. А. Плискин, который расскажет о собрании космических вымпелов и о результатах своей исследовательской работы, позволившей восстановить важнейшие исторические детали запусков АМС в Советском Союзе, и сотрудники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Монетного двора, на котором выпускались первые космические вымпелы.