Вымпелы летят к планетам. Западные СМИ «выселили» белых из Африки ради ЧВК Вагнера. вагнеровцев?! Как США приняли белых специалистов за бойцов
Плискин Г. "Вымпелы летят к планетам. Первые космические вымпелы ОКБ-1 (1958-1966)." С автографом автора! Формат А5, мягкая обложка, 117 с., СПб, 2017 г. Тираж: 300 экз.
Книга представляет собой первое исследование истории создания и использования космических вымпелов - опознавательных знаков для автоматических межпланетных станций, разработанных в ОКБ-1 в 1958-1965 годах. Автор восстанавливает хронику запусков советских космических аппаратов с вымпелами на борту, основываясь на редких архивных источниках, рассказах участников космических программ, иллюстративных материалах из своей коллекции.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей освоения космоса.
КОСМИЧЕСКИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
Мне представляется, что книга «ВЫМПЕЛЫ ЛЕТЯТ К ПЛАНЕТАМ» весьма примечательна по следующим причинам.
Во-первых, речь в этой книге идет о космонавтике, об освоении космического пространства. Тема сама по себе достаточно интересная и, к сожалению, в последние годы несколько подзабытая. В особенности в том, что касается истории этого «освоения». Приходится констатировать, что сегодня многие наши сограждане на, казалось бы, совсем простой вопрос: «Кто и когда запустил первый искусственный спутник Земли?» - не просто скромно молчат, но начинают излагать свои версии, в которых по большей части нашей стране места не находится. Как-то стало забываться, кто же на самом деле первым отправил космические аппараты в космос, на орбиту Земли, к другим планетам - Луне, Венере, Марсу. Удивительно, но для некоторых (признаем в скобках, что они все же есть, хотя их - пока - совсем немного) имя Юрия Гагарина - лишь повод вспомнить о хоккейном кубке... Поэтому выход в свет любого издания, в котором история космонавтики рассказывается интересно, правдиво и, что называется, внятно, следует только приветствовать. В данном случае перед нами именно такая книга.
Во-вторых, в книге рассказывается о космических вымпелах - это «предметы, являвшиеся опознавательными знаками страны», которые были «одновременно произведениями прикладного искусства». Насколько мне известно, в литературе - специальной или исторической - применяемый автором подход к истории космонавтики и космической техники практически не встречался. Неоднократно издававшиеся книги о различной космической символике - значках, марках, открытках - конечно, интересны, но все эти предметы, при их несомненной ценности, непосредственного отношения к космической технике не имеют, они - лишь ее художественное отражение. Космические вымпелы, напротив, с техникой связаны самым тесным образом, нередко они являются составной и немаловажной частью самого космического аппарата. Автор рассказывает об истории создания этих произведений прикладного искусства, показывая возникавшие при этом проблемы и приводя технические решения, которые были найдены разработчиками, в ряде случаев - в условиях жесточайшего цейтнота.
И, наконец, в-третьих, автор книги является коллекционером. Сегодня многие числят себя коллекционерами благодаря стараниям издательств, выпускающих серии предметов для коллекционирования - от моделей военной техники до кукол в па- родных нарядах и миниатюрных книг, но покупателей подобных серий следует назвать скорее «приобретателями». Особого труда здесь прикладывать не надо, да и буклеты, сопровождающие приобретаемые предметы коллекционирования, освобождают от сколь-либо заметной интеллектуальной работы.
Настоящий коллекционер, начиная с простого накопления, постепенно становится пытливым исследователем, стремящимся узнать о предмете своего увлечения абсолютно все и еще немного. Поэтому часто цитируемая фраза - «Пристрастие к коллекционированию - первая ступень умственного расстройства» (Бальзак) - некоторым кажется вполне справедливой. Скорее всего, эти «некоторые» не встретили на своем пути чего-то необычного, что загадочным образом заставит их перейти в стан коллекционеров...
Книгу я с удовольствием прочитал за один вечер и думаю, что ее ждет счастливая читательская судьба. Как мне представляется, книгу эту должен иметь в своей библиотеке и человек, увлеченный космонавтикой, и мастер прикладного искусства, и, конечно, всякий уважающий себя коллекционер.
Михаил Охочинский,
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, ученый секретарь БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова и, по стечению обстоятельств, тоже коллекционер, которому близки и понятны мысли и чувства автора книги.
Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории космонавтики СССР - вымпелы для первых автоматических межпланетных станций, созданных в ОКБ-1 под руководством главного конструктора С. П. Королева в 1958- 1965 годах. Эти миниатюры в металле, игравшие роль опознавательных знаков страны, были одновременно произведениями прикладного искусства, выполненными лучшими художниками там же, где всегда чеканился главный символ - герб государства, - на Ленинградском Монетном дворе. Редкость предметов, их художественная ценность и символическое предназначение вызывают огромный интерес коллекционеров. Значительная часть сохранившихся вымпелов находится в различных музеях, в первую очередь посвященных космонавтике. Автор как коллекционер столкнулся с недостатком информации о вымпелах - ведь заказывали и изготавливали их режимные предприятия (ОКБ-1 и ЛМД), где не принято разглашать сведения сверх того, что сами организации посчитали нужным выдать в официальных документах. Но прошло время и оказалось, что каждая из них сегодня владеет только неполным объемом информации, недоступной к тому же широкому кругу заинтересованных лиц и музеев. Поэтому автор, в меру своих возможностей, попытался сам, по крупицам, собрать материалы по теме. Использовались все доступные источники: от официальных сообщений ТАСС, изданий различных организаций, печатной периодики, мемуаров деятелей космонавтики и ракетной техники до сведений из ряда музеев, архивов и интервью с сотрудниками организаций, причастными к событиям того времени. Читатель узнает о сложностях испытаний первых лунных вымпелов для обеспечения сохранности при ударе о поверхность Луны, о вымпелах для Венеры и Марса, об их авторах, познакомится с уникальными документами. Для коллекционеров издание может служить каталогом вымпелов, созданных на ЛМД в период 1958-1966 годов. Автор надеется, что книга будет интересна как коллекционерам и сотрудникам музеев космонавтики, так и специалистам в области ракетно-космической техники и широкому кругу читателей, интересующихся историей освоения космоса.
ПРЕДИСЛОВИЕ: М. И. Охочинский КОСМИЧЕСКИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
ПЕРВЫЕ ЛУННЫЕ ВЫМПЕЛЫ
ЛУНА Е-6. МЯГКАЯ ПОСАДКА
ВПЕРВЫЕ К ВЕНЕРЕ И МАРСУ
ЗЕМНЫЕ ДОРОГИ КОСМИЧЕСКИХ ВЫМПЕЛОВ
Страницы книги:
"Обществе Любителей Нумизматических Знаний" (ОЛНЗ)
Во время запусков первых автоматических межпланетных станций в космос советские конструкторы устанавливали на АМС стальные вымпелы, которые должны были стать «визитной карточкой» Советского Союза на других планетах.
При ударе о поверхность вымпелы разлетались по всей территории. Таким образом, миниатюрные вымпелы с гербом СССР оказались на Луне, Венере и Марсе. На память о запуске АМС вымпелы, которые не полетели в космос, получали только сотрудники космических предприятий и первые лица государства.
Петербургский коллекционер Геннадий Плискин за двадцать лет собрал уникальную коллекцию почти из 40 таких знаков.
«Для меня это не просто символы эпохи начала космической эры, - говорит Плискин. - Это настоящие произведения искусства!».
СССР на других планетах
В 1958 году в Советском Союзе было принято решение о запуске автоматической межпланетной станции на Луну. Чтобы как-то ознаменовать это событие, конструкторы хотели вместе с АМС отправить на Луну некий символ Советского Союза. Работники космических предприятий решили, что таким символом станет вымпел с гербом СССР.
Ограниченный тираж отчеканили на Ленинградском монетном дворе. Эти изделия представляли собой небольшие диски размером с монету, на одной стороне которых гравировалась надпись «СССР», а на другой - дата выпуска. Потом из этих дисков вырезали пятиугольник и выгибали его определённым образом.
Космические вымпелы создавались лишь в нескольких экземплярах. Фото: АиФ/ Яна Хватова
Пятиугольники наклеивали на шар со взрывчаткой. Когда межпланетная станция подлетит к Луне, шар должен был отделиться от АМС, удариться о поверхность Луны и взорваться. Вымпелы разлетелись бы по планете и остались на Луне в качестве «визитных карточек» Советского Союза.
Первый запуск стал неудачным, но по этой причине лунные вымпелы 1958 года стали ещё более ценными для коллекционеров: после несостоявшихся запусков они не распространялись среди сотрудников космических предприятий, и достать их было гораздо сложнее. Следующий запуск АМС всё же доставил советские вымпелы на поверхность Луны. С 1961 года их посылали уже на Венеру, а с 1962 года - на Марс. Вымпел для Венеры представлял собой медаль с гербом СССР на одной стороне и со схемой расположения планет на другой. Её помещали в титановый шар из двух полусфер и запускали в космос вместе со станцией.
Вымпелы для Марса и Венеры запускались в титановом шаре. Фото: АиФ/ Яна Хватова
Теплозащита шара сгорала, а медаль оставалась в атмосфере планеты. Шар для Венеры является ещё и поплавком: в 60-х годах исследователи считали, что на планете есть моря и океаны, и вымпел сможет приводниться и плавать там.
Собирал по всему миру
Петербургский коллекционер Геннадий Плискин начал собирать космические вымпелы ещё в 90-х годах. Раздобыть настолько редкий материал было непросто: некоторые существуют всего в нескольких экземплярах и за прошедшие десятилетия успели распространиться по всему миру. Геннадий покупал вымпелы на аукционах, обменивал у других коллекционеров из разных стран и у бывших сотрудников космических предприятий. За двадцать лет Плискин смог собрать коллекцию почти из 40 символов, а также редких фотографий и документов.
Среди самых ценных экспонатов - набор лунных вымпелов, аналогичный тому, какой Хрущёв подарил Эйзенхауэру во время визита в Америку, венерианские шары и медали для полёта на Марс. Большинство сделано по заказу ОКБ-1 Сергея Королёва. На одной из редких фотографий в коллекции Плискина запечатлён вымпел для самой первой космической станции «Луна-1».
«Тогда ситуация получилась довольно комичной, - рассказывает Плискин. - Если присмотреться, можно заметить, что вымпел кособокий. Так вышло, что АМС улетела в космос, а сфотографировать вымпел не успели. После запуска станции Королёв позвонил своему заму и сообщил, что через два часа придут фотографы, и для прессы нужно срочно сделать новый вымпел. Конструкторы набрали лишних пятиугольников, но вот шара не было. В итоге его слепили из пластилина, а пятиугольников хватило только на одну сторону. Такой вымпел и сфотографировали журналисты».
Символ эпохи
На другом фото запечатлены автографы всех участников запуска станции «Луна-4» - первой в программе мягкой посадки на Луне. До этого приземление было жёстким: вымпел падал на планету со скоростью 3 км/с. Для запуска «Луны-4» конструкторы так усердно работали, что совсем забыли про вымпел. Вспомнили о нём лишь за 36 часов до полёта.
Такой же набор лунных вымпелов Хрущев подарил Эйзенхауэру. Фото: АиФ/ Яна Хватова
Тогда за основу для него взяли обычные монеты, полтинники, на которых был изображён герб СССР. На Луне станция так и не приземлилась. АМС «Луна-4» превратилась в искусственную планету и до сих пор летает в космосе с советскими вымпелами. Осуществить мягкую посадку смогла лишь «Луна-9», вымпелы которой также заняли свою нишу в коллекции петербуржца.
Особая гордость Геннадия Плискина - фотография шара-вымпела для самого первого запуска на Венеру. В 1961 году космическая станция с этим символом вышла на орбиту искусственного спутника, но двигатели для её дальнейшего пути на Венеру не запустились, и через некоторое время станция сгорела в атмосфере.
«Через два года, когда уже все и думать забыли о том запуске, Королёв созвал своих сотрудников, вынул из кармана засаленную бумажку, развернул и достал из неё подкопчённую железку - медаль для «Венеры-1», - рассказывает коллекционер. - Шар случайно обнаружил маленький мальчик. Он купался в реке Бирюса и поранил обо что-то ногу. Ребёнок вытащил предмет из воды: это был немного помятый шар. Мальчик принёс его отцу, а тот раскрыл шар и нашёл в нём медаль. На ней даже лак частично остался. К сожалению, сейчас она где-то в Америке. Но даже без этого экспоната я горжусь своей коллекцией. Эти вымпелы - символ начала великой космической эпохи, эры великих открытий и великих людей».
Плискин подробно изучил историю каждого вымпела. Фото: АиФ/ Яна Хватова
Увидеть эти и другие космические вымпелы можно в Музее космонавтики и ракетной техники в Петропавловской крепости. Выставка «Вымпелы летят к планетам» продлится до 7 июня.
c 5 апреля по 7 июня Санкт-Петербург
Выставка представляет около 40 космических вымпелов из собрания петербургского коллекционера Г. А. Плискина.
Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории отечественной космонавтики - вымпелы, которые устанавливались на первые автоматические межпланетные станции (АМС) и отправлялись на Луну, Венеру, Марс. Эти миниатюры в металле исполнялись профессиональными художниками и граверами на Ленинградском Монетном дворе.
В начале 1958 года было принято решение о полете к Луне. Тогда же главный конструктор космической программы С. П. Королев решил официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны: послать туда своего рода "визитную карточку" - вымпел с гербом Советского Союза. Инженеры ОКБ-1 Королева за два месяца решили сложную техническую задачу сохранения вымпелов при соударении АМС с Луной. Для "Лунников" чеканились круглые заготовки (диски) с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью "СССР" и датой на другой. Затем из дисков вырубались плоские пятиугольники, выгибались под форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Была разработана технология взрыва, позволившая части вымпелов сохраниться на поверхности Луны.
С 1961 года вымпелы посылались на Венеру, а с 1962 - на Марс. Вымпелы для Венеры представляли собой алюминиевую медаль с гербом СССР на лицевой стороне и схемой взаимного расположения планет на момент прибытия станции к Венере на обороте. Эта медаль помещалась в титановый шар из двух полусфер. Теплозащита шара сгорала, а сам вымпел сохранялся в атмосфере планеты. Вымпелы для Марса отличались от венерианских расположением планет на схеме.
С 1958 по 1965 год были изготовлены вымпелы более чем для тридцати пусков. Вымпелы изготавливались ограниченным тиражом; экземпляры, оставшиеся на Земле, передавались в качестве ценных подарков ученым, конструкторам, космонавтам и государственным деятелям. Так в 1959 году Н. С. Хрущев подарил президенту США Д. Эйзенхауэру копию вымпела "Луны-2", доставленного на Луну за день до этого. В 1965 году С. П. Королев сосредоточился только на пилотируемой программе и передал разработки АМС на Машиностроительный завод им. Лавочкина.
Предметом интереса коллекционеров, прежде всего, являются первые космические вымпелы, созданные по заказу ОКБ-1 Королева. Сегодня это очень редкий коллекционный материал. Особенно вымпелы, выпущенные для запусков АМС, которые впоследствии не состоялись или оказались неудачными - многие из них сохранились только в нескольких экземплярах.
Коллекция Г. А. Плискина формировалась в течение четверти века. Экземпляры первых космических вымпелов, представленные на выставке, происходят из самых разных источников: от сотрудников космических предприятий, других коллекционеров, с нумизматических аукционов. Среди экспонатов набор лунных вымпелов, аналогичный подаренному Н. С. Хрущевым Д. Эйзенхауэру; венерианские шары 1961 и 1965 годов; медаль для полета на Марс 1962 года и другие.
Вход на выставку по единому билету Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко
Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории отечественной космонавтики — вымпелы, которые устанавливались на первые автоматические межпланетные станции (АМС) и отправлялись на Луну, Венеру, Марс. Эти миниатюры в металле исполнялись профессиональными художниками и граверами на Ленинградском монетном дворе.
В начале 1958 года было принято решение о полете к Луне. Тогда же главный конструктор космической программы С.П. Королев решил официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны: послать туда своего рода «визитную карточку» - вымпел с гербом Советского Союза. Инженеры ОКБ-1 Королева за два месяца решили сложную техническую задачу сохранения вымпелов при соударении АМС с Луной. Для «лунников» чеканились круглые заготовки (диски) с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью «СССР» и датой на другой. Затем из дисков вырубались плоские пятиугольники, выгибались под форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Была разработана технология взрыва, позволившая части вымпелов сохраниться на поверхности Луны.
С 1961 года вымпелы посылались на Венеру, а с 1962 — на Марс. Вымпелы для Венеры представляли собой алюминиевую медаль с гербом СССР на лицевой стороне и схемой взаимного расположения планет на момент прибытия станции к Венере на обороте. Эта медаль помещалась в титановый шар из двух полусфер. Теплозащита шара сгорала, а сам вымпел сохранялся в атмосфере планеты. Вымпелы для Марса отличались от венерианских расположением планет на схеме.
С 1958 по 1965 год были изготовлены вымпелы более чем для тридцати пусков. Вымпелы изготавливались ограниченным тиражом; экземпляры, оставшиеся на Земле, передавались в качестве ценных подарков ученым, конструкторам, космонавтам и государственным деятелям. Так в 1959 году Н.С. Хрущев подарил президенту США Д. Эйзенхауэру копию вымпела «Луны-2», доставленного на Луну за день до этого. В 1965 году С.П. Королев сосредоточился только на пилотируемой программе и передал разработки АМС на Машиностроительный завод им. Лавочкина.
На выставке представлено около 40 вымпелов из собрания петербургского коллекционера Г.А. Плискина. Коллекция формировалась в течение четверти века. Экземпляры первых космических вымпелов, представленные на выставке, происходят из самых разных источников: от сотрудников космических предприятий, других коллекционеров, с нумизматических аукционов. Среди экспонатов набор лунных вымпелов, аналогичный подаренному Н.С. Хрущевым Д. Эйзенхауэру; венерианские шары 1961 и 1965 годов; медаль для полета на Марс 1962 года и другие.
На открытии выставки будут присутствовать: коллекционер Г. А. Плискин, который расскажет о собрании космических вымпелов и о результатах своей исследовательской работы, позволившей восстановить важнейшие исторические детали запусков АМС в Советском Союзе, и сотрудники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Монетного двора, на котором выпускались первые космические вымпелы.