Выхожу один я на дорогу анализ рифма. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова. Структурный анализ стихотворения

«Выхожу один я на дорогу…»
Если б знал он, как во все века
Будет волновать людей и трогать,
Обжигать сердца его строка.
Рыцарь чести, юный светоч разума,
Если б знал, что до грядущих дней
Родина как сына мудроглазого
Сбережет его в груди своей.

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтов-ское «Выхожу один я на дорогу…»
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мер-цают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.
Мир и покой, но:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:
Уж не жду от жизни ничего я…
И не жаль мне прошлого ничуть.


«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной ти-шиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, чи-тателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звез-ды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии сво-бодной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обраща-ется к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тре-воги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому бе-регу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы; была расска-зана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти.
В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по лазури, оставив и забыв утес, по кото-рому тихо струились слезы.
Здесь и знаменитый «Пророк».
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответствен-ности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.


В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лер-монтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внеш-нем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический мо-нолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первой – велико-лепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тре-вожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклица-тельные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Час-тое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию ус-ловно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобо-да», «сон», «силы».


Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих зву-ков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каж-дый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тро-пинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест. Вновь слагают здесь стихи поэты:


Если б знал он в миг смертельной раны,
Если б знал он, падая в крови,
Что родник судьбы его – Тарханы
Станут пульсом скорби и любви,
Местом, где, склонясь в молчанье строгом,
Будут люди из столиц и сел
Вслушиваться в звездную дорогу,
По которой Лермонтов прошел.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» Анализ

План

1. История написания

2. Вид лирики

3. Тема стихотворенья

4. Идея

5. Композиция

6. Тропы

7. Основная мысль

1. История. Стихотворенье «Выхожу один я на дорогу...» считается одним из самых известных и трогательных творений а. Написанное в конце мая 1841 года, за несколько месяцев до смерти поэта, пятистопным хореем стихотворение является словно его завещанием миру, подобно "Памятнику" Пушкина.

2. Вид лирики - философская, присутствуют элементы пейзажной.

3.Тема стихотворения - размышления лирического героя, чей путь кремнист в тумане жизни, о своем прошлом и будущем, внутренний монолог на фоне засыпающей, умиротворенной природы.

4.Идеей стихотворения является третья строфа, в которой герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о прошлом, он ищет свободы и покоя.

5.Рассматриваю композицию, стихотворение можно условно поделить на две части: в первой описывается красота и гармония природы в тихую ночную пору, вторая же представляет собой рассуждения лирического героя, который задается вопросом: "Ждет ли он что-то от жизни? Жалеет ли о чем-либо?" Сразу же следует опровержение: " Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть". Гармония, нарастающее волнение, переживания и снова тихая, спокойная развязка, такая же спокойная, как спящая в сияньи голубом земля. Это уже вовсе не Лермонтов-революционер, прощающийся с "немытой Россией". Душевные переживания лирического героя, вопросы самому себе о прошлом и будущем - поэзия пронизана трогательной ноткой тревог и переживаний.

6.Стихотворенье наполнено большим количеством средств художественной выразительности (эпетитеты - кремнистый путь; метонимия - холодный сон могилы; олицетворение - звезда с звездою говорит. Помимо тропов, в стихотворении присутствуют также стилистические фигуры, в особенности, риторические восклицания и риторические вопросы- Жду ль чего? жалею ли о чём?)

7. Последняя строфа, являющаяся основной мыслью стихотворения, очень напоминает "Нерукотворный памятник" Пушкина, к которому "не зарастет народная тропа". И если душа Пушкина в заветной лире переживет его прах, то Лермонтов, юный Лермонтов, так бурно отреагировавший на смерть своего кумира, светила русской поэзии, желает, чтобы над ним склонялся и шумел вечно зеленый дуб. Это стихотворенье по праву может считаться одним из лучших, более того, одним из самых душевных " ночного светила русской поэзии". Поразительное сочетания спокойствия природы и душевных волнений, философской и пейзажной лирики, вопросов, касающихся прошлого и будущего, поэта-революционера и поэта-философа. Мне кажется, стихотворенье "Выхожу один я на дорогу" по праву занимает почетное место не только в поэзии Лермонтова, но и в мире русской литературы.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта. Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображённый здесь мир полон гармонии. Пейзаж простой и в то же время величественный:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит …

Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет — он полон беспокойства, муки и даже отчаяния:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой. Во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучат мотивы грусти и одиночества: «Утес е, «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать … ». Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу … » . Да и всё стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова мотивов и символов.

В первой строфе — это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределён свыше, и на этой дороге каждый человек одинок. Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь». Заметен также тревожный мотив неизвестности, неопределённости — герой видит свой путь «сквозь туман » , Далее поэт обращается к небесам, «голубому сиянию», а затем к другому космосу — к своей душе.

В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув. Так в стихотворение вводится тема смерти. Но эта тема не получает развития, оказывается, что сон — это не смерть, а светлая и прекрасная мечта. И всё в этом сне говорит о жизни, а не о смерти — сладкий голос, поющий о любви, тихое дыханье героя, его чуткий слух. К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и её вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.

Лермонтов использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля). Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, / Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь». Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, / и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи.

Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. / / Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлечённо. Оно необыкновенно лирично — всё, о чём говорит поэт, становится близко читателю. Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Всё это придаёт плавность и музыкальность стиху. Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то в нем мы можем проследить все черты истинно лермонтовской поэзии.

Многие образы произведения были навеяны стихотворением Гейне «Смерть – это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». В нем говорится:

Смерть – это ночь, прохладный сон

А жизнь – тяжелый, душный день…

…Я сплю – и липа шумит в вышине,

На липе соловей поет...

И песня исходит любовью, –

Я слушаю даже во сне.

Но даже при поверхностном прочтении стихотворений Гейне и Лермонтова очевидна разница. Лермонтов заимствует у Гейне образы, но расширяет и углубляет тематику.

Стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова слов, символов. В первой строфе, в запеве, появляется тема одинокой участи, странничества:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит...

Создается впечатление, что дорога лирического героя уходит в бесконечность. В этих же строках проявился важнейший для поэта мотив – мотив одиночества. Лирический герой противопоставляет себя всему миру. Но мир вокруг него целостен. Небо и земля в стихотворении сливаются и еще ярче подчеркивают одиночество героя.

Тема пустыни, появляющаяся в той же первой строфе, может символизировать место уединенного свидания лирического героя с вселенной. Обращение героя к небу, «голубому сиянию», космической широте сменяется обращением к другому космосу – своей душе.

Герой задает важные для него вопросы:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

В последней строке звучит мотив прошлого и будущего. В будущем для себя лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», получить которые можно, забывшись, заснув. И здесь, впервые в стихотворении, вводится интрига: начинает звучать намек на тему смерти. Символ смерти как сна широко использовался еще Шекспиром:

Умереть, уснуть. – Уснуть!

И видеть сны, быть может?…

Но в стихотворении Лермонтова тема смерти не получает развития. Сон у него трактуется по-другому. Это только мечта, светлая и прекрасная.

В произведении скрыто противопоставление. Начинается стихотворение с прекрасного светлого описания природы. Смена настроений происходит в двух последних строчках второго катрена. Образ одушевленной природы, полной обещаний, теряет для героя свою притягательность. Он ощущает неудовлетворенность своего «я», мир меркнет для него, и он, вроде бы, стремится к смерти. Но в четвертом катрене опять происходит перелом, который прекращает тему смерти и возвращает нас к оптимизму. Последнее четверостишие ломает всю картину и делает стихотворение гимном любви. А тема любовной песни и «темного дуба» в конце создают образ блаженства.

По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Но строй произведения сочетает черты элегической медитации и песни. Здесь используются такие песенные приемы, как повторы-подхваты (вопросы во второй строфе, «я ищу» – «я б хотел» – «я б желал», «чтоб в груди» – «чтоб дыша» – «чтоб всю ночь»), сочленяющие строфы (третья строфа отвечает на вопрос, заданный во второй, а четвертая продолжает мысль, начатую в третьей строфе).

Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов, написанных пятистопным ямбом. Необходимо обратить внимание на особенность стихотворного размера: каждая строка содержит обманный «анапестический ход», то есть, начинается как анапест, по сути, являясь ямбом. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских клаузул.

Хочется обратить внимание на одну строчку: «Спит земля в сиянье голубом…». Конечно, Лермонтов говорит о небесах. В середине XIX века ни один человек еще не видел Землю из космоса. Но гений творца смог создать космическую картинку. При прочтении этой строчки перед глазами каждого современного человека встает образ нашей прекрасной голубой (действительно, голубой – и здесь Лермонтов оказался прав) планеты в сиянии атмосферы.

Мечта, о которой говорит поэт, это не только любовь. Лермонтов мечтал и о вечности – освобождении от земного времени, о бессмертии и приобщение к вечной жизни вселенной. Он не хотел умирать, подобно вечно зеленеющему «темному дубу». И мечта его сбылась. Поэт обрел бессмертие через свою поэзию.

Лирика Лермонтова являет собой особый поэтический дневник, в котором автору удалось во всей полноте отразить свои чувства и переживания. Творчество поэта принято делить на два периода: ранний и поздний. В каждом из них преобладали те или иные мотивы, реализовываясь по-своему. Одно из ярчайших творений, которое создал Лермонтов, - "Выхожу один я на дорогу". показывает, насколько изменилось мироощущение поэта с возрастом (хотя ему было всего 25 лет!), а также как преломляется его поэтическая система.

Тема и идея стихотворения

Основная тема произведения - одиночество. Это можно понять по самой первой строке. Ведь лирический герой "один". Однако, как это ни странно, в данном стихотворении нет упрека обществу. Все упреки и негодование остались в прошлом, в ранней лирике поэта. Здесь же мы видим спокойную задумчивость, размышление о прожитом. Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" содержит в себе следующую основную мысль: одинокий герой, подобный лирическому, находит успокоение только наедине с природой. Подобная мысль уже звучала у Лермонтова и раньше, например, в произведении "Когда волнуется желтеющая нива". Чтобы лучше понять смысл стихотворения, необходимо выполнить более подробный его анализ.

Лермонтов "Выхожу один я на дорогу": анализ образов

Произведение имеет сложное эмоциональное наполнение. Каждая из строф последовательно проводит главную мысль произведения.

В первой строфе автор выводит своего лирического героя на первый план, показывая, что он отличается от других людей. Картина, которая окружает героя, - ночь, пустыня, звезды. Это образы, которые создают основной фон и настраивают читателя на нужный медитативный лад. В природе все гармонично, тихо и спокойно, в ней "звезда с звездою говорит". А значит, то, что окружает поэта, сочувствует ему. Все явления природы могут воспринимать мысли и переживания человека.

Но что же происходит у героя в душе? Вторая строфа начинает плавно вводить нас во лирического героя. Ему "больно и трудно". В его душе разлад, он с трудом может разобраться в собственных чувствах.

В третьей строфе он сам дает ответы на свои же вопросы. Он ничего более не ждет от жизни, он не жалеет о прошлом. Его угнетает лишь то, что он не испытывает нужного ему покоя. Что же есть для Лермонтова покой? Это еще один значимый во всем творчестве поэта образ. Лермонтов воспринимает покой по-особому. Это не "холодный сон могилы", не постоянное бездействие. Герою нужен душевный покой, в котором, однако, были бы и чувства, и страсти. Можно предположить, что покой для Лермонтова - это синоним слова "счастье".

Средства выразительности

Метафоры, эпитеты, олицетворения и антитезы - это далеко не полный список средств выразительности, которыми пользуется Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу" (анализ это подтверждает) - стихотворение, в котором преобладают синтаксические средства выразительности. Но и лексические мы также можем отыскать.

В первой строфе автор говорит о природе, наделяя ее качествами человека. Звезды говорят друг с другом, сама земля спит. Этот прием отражает мировоззрение поэта. Для него человек и природа неразделимы. Но природа более умна в сравнении с человеком, и, кроме того, он вечна.

В третьей строфе "Выхожу один я на дорогу" М. Лермонтов использует чтобы связать между собой разные отрезки стихотворения. Присутствует также синтаксический параллелизм.

В предпоследних четырех строках мы находим анафору и параллелизм ("Чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь").

Из лексических средств (помимо олицетворения) можно назвать эпитеты: "сладкий голос", "темный дуб".

Ритмика и рифмовка

Стихотворный размер - пятистопный хорей. Он придает произведению особый ритм, оно звучит мелодично, чем-то напоминая элегию. который выбирает Лермонтов, - перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.

Такое спокойное, медитативное произведение кажется нехарактерным для творчества Лермонтова. Однако вся поздняя его лирика говорит о том, что поэт повзрослел. В его стихах нет больше неприятия полумер, энергичного отрицания и вызова обществу.

Михаил Лермонтов: "Выхожу один я на дорогу" в контексте творчества писателя

Данный текст можно назвать итоговым, он подводит некую черту под всем тем, что создал Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу" (анализ содержания и формы это доказывает) напоминает более раннее "Когда волнуется желтеющая нива". Уже в нем автор говорит о чудодейственной силе природы, о том, насколько она прекрасна. Природа гармонизирует разлад в душе героя, позволяет ему по-другому посмотреть на мир, увидеть Бога в небесах. "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова в целом не является необычным. В нем есть и характерный для всего творчества поэта мотив одиночества, упоминание о разладе с обществом, о том, что он - избранник, а не обычный человек.

Как правильно сделать анализ стихотворения?

Чтобы правильно проанализировать лирический текст, нужно следовать четкому плану. Начинать свое сочинение лучшей всего с формулировки темы и идеи произведения. Затем необходимо сказать об эмоциональном наполнении текста. Если мы говорим о стихотворении "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова, то это настроение медитативное, печальное.

Также необходимым пунктом является анализ лексических и синтаксических с приведением примеров из текста. Следует помнить, что каждое использование фигуры речи имеет свое значение, а следовательно, его нужно указать.

Последнее, о чем нужно сказать, это настроение, которое вызывает текст, и дать ему собственную оценку.