Виды социологических исследований и их характеристики. Основные виды социологических исследований

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, и различают основные виды социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое .

Разведывательное исследование (пилотажное или зондажное) – наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Данное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбором весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потребность в этом возникает, особенно в тех случаях, когда предмет социологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.

Оперативные опросы (экспресс-опросы) нацелены на отношения людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также на выявление степени эффективности только что проведенных мероприятий. Например, экспресс-опросы используют для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции, для выяснения мнений студентов о содержании и форме проведенного занятия. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов, различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен целенаправленный анализ специальной литературы, а также проведен опрос специалистов (экспертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы либо хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. С этой же целью может быть проведено интенсивное групповое интервью, чаще всего называемое методом «фокус-групп».

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательного разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент . Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования могут использоваться и другие критерии, связанные с формой и характером проведения исследования. Например, в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяются два вида социологического исследования – точечное (разовое) и повторное .

Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-либо явлении позволяет охарактеризовать явление в статике, но непригодно для описания изменений этих явлений.

Повторное исследование – это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Повторные исследования делятся на:

1) трендовые исследования;
2) панельные исследования;
3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени с целью анализа изменений на уровне определенной группы, совокупности. Различают когортные тренды и исторические тренды. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время повторных обследований. Выборка на различных этапах исследования не обязательно должно состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорты и время проведения обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых условиях.

Но ни исторические, ни когортные тренды не дают возможности анализировать индивидуальные пути жизнедеятельности человека. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

При проведении панельного исследования обследованию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости, а также общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между обследованиями являются произвольными. Исследования проводятся по одинаковой методике. Соблюдение единообразия при проведении панельного исследования – важнейшее условие корректности его результатов. При проведении панельных исследований получают информацию именно об индивидуальных изменениях в обследуемой совокупности. Главным недостатком панельных исследований является сложность сохранения выборки от одного исследования до другого. Кроме того, существует такая возможность, что с течением времени члены выборки уже станут нетипичными для генеральной совокупности, и данные о них не будут достоверными для нее. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий).

Если же моменты повторного обследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным . Если в панельных исследованиях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа.

Преимущества лонгитюдных исследований по сравнению с другими видами повторных социологических исследований заключаются в возможности эффективно изучать процессы развития изучаемых объектов; выявлять специфические варианты этого развития для групп, входящих в изучаемую совокупность; анализировать тенденции развития индивидов, входящих в различные социальные группы; устанавливать изменения в связях между изучаемыми признаками и выявлять детерминанты процессов развития.

При проведении повторных исследований всех видов: когортных и исторических трендов, панельных и, особенно, лонгитюдных исследований целесообразно использовать новую форму организации социальной информации - социальный мониторинг .

В системе социального мониторинга необходимо выделить две подсистемы: социологический и статистический мониторинг. Социологический мониторинг представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследований и анализа массовых представлений о них. Его главная задача – получение новой, нужной и систематизированной социологической информации, причем не единовременно, а систематически, через небольшие периоды времени.

При мониторинговой форме исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные и ежеквартальные экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Статистический мониторинг – это система получения количественных характеристик, а именно: статистических показателей и коэффициентов о различных сторонах жизни общества.

Главная цель статистического мониторинга – сбор и передача некоторого набора показателей социальной и экономической статистики, необходимого для эффективного анализа явлений в политической, экономической, социальной и в других сферах.

Социальный мониторинг – это разветвленная система получения, обработки и хранения социологической и статистической информации по наиболее актуальным проблемам жизни общества.

Важнейшей задачей реализации функций системы социального мониторинга является организация комплексной обработки статистической и социологической информации.

Введение

Социологическое исследование… Кому незнакомо сегодня это понятие. Оно на устах специалистов практически специалистов всех областей обществознания. Им все чаще пользуются управленческие кадры. С каждым годов увеличивается число проводимых социологических исследований, расширяется круг профессиональных социологов.

Как показала практика последних лет, возможности социологически исследований широки и многогранны. Это отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение, выяснение ведущих тенденций развития общественных отношений и нахождение оптимальных путей и средств их совершенствования; обоснование планов; управленческих решений и оценка эффективности их реализации; обобщение опыта и прогнозирование социальных ситуаций. Это, наконец, и действительный контроль за состоянием дел на различных участках, и утверждение новаторского, реалистического стиля мышления и деятельности.

В социологических исследованиях заключены значительные возможности повышения научного уровня социальной работы, обновления, обогащения и актуализации ее содержания. Эти возможности раскрываются по мере того, как методы социологического исследования и его анализа регулярно используются для оценки состояния и эффективности деятельности социальных служб.

Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку в работе социальных служб, выяснить степень действенности различных форм и методов социальной работы. Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и достигнуты успехи, и имеющиеся недостатки в социальной работе. Более того, подобные исследования по праву можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей социальных служб; они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их, так сказать, изнутри, но и подсказывают действенные средства для их решения.

Регулярно проводимые социологические исследования в социальной работе помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о степени удовлетворительности быта, состоянием психологического климата.

Результаты социологических исследований в социальной работе позволяют не ограничиваться только количественными характеристиками, а анализировать непосредственно качество социальной работы с населением.

Целью контрольной работы является изучение теоретических аспектов социологического исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Определить понятие социологического исследования;

· Рассмотреть и охарактеризовать основные виды социологического исследования.

При написании контрольной работы были изучены монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме, информационные ресурсы Интернета.

1 . Социологическое исследование

Социологическое исследование является частью единого социологического знания науки об обществе. К настоящему времени прикладные социологические исследования все более активно применяются при разрешении разного рода общественных противоречий, изучении социальных фактов, явлений, проблем. Основой этого изучения является поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Эта работа производится в соответствии с определенной программой социологического исследования, на основании методологии с использованием определенной методики, техники и соответствующих процедур.

Целью социологического исследования является разрешение объективно существующих общественных противоречий. Социологическое исследование может иметь несколько целей. Они обусловлены проблемами, существующими в различных сферах жизни общества.

Задачи социологического исследования – это методические, организационные и содержательные этапы реализации цели. Задачи можно разделить на основные и вспомогательные.

Объект социологического исследования – то, в чем состоит, что содержит социальное противоречие, социальную проблему. Чаще всего в качестве объекта выступают социальные общности и группы.

Предметом социологического объекта выступают те свойства, стороны, составляющие объекта, которые наиболее ярко и полно отражают социальные противоречия, подлежащие изучению. В качестве предмета могут выступать связи, взаимодействия, поведение, взаимообусловленности, свойства объекта и другое. Один объект может иметь несколько предметов, подлежащих социологическому исследованию. Одно из основных требований, предъявляемых к предмету социологического исследования, – его четкая функциональная направленность, также определенность предмета во времени и пространстве.

Прежде чем приступать к социологическому исследованию, необходимо подготовить его и основательно продумать логику исследования, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону, материальное обеспечение исследования. Значительное влияние на проведение социологического исследования и результаты оказывает методология, методика и техника исследования, которые отражены в программе социологического исследования. От того, как составлена и реализована программа социологического исследования, в значительной степени зависит его успех или неудача.

Методология социологического исследования определяет его общее направление, представляет собой систему основных принципов и способов организации проведения и анализ результатов.

Методика социологического исследования – набор приемов и операций по установлению, систематизации и анализу социальных явлений.

Техника социологического исследования обеспечивает надежность, достоверность и полноту собираемой информации и представляет собой различные методики и приемы сбора информации и ее анализ.

Социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков. Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности, эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются:

· подготовительный этап;

· полевой этап;

· подготовка к обработке и обработка информации;

· анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

Подготовительный этап эмпирического социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

Полевой этап (или этап сбора первичной социологической информации) связан со сбором информации «в поле», т.е. в зоне практических действий социолога – получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и др. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблюдения, анализа документов,

эксперимента.

Этап подготовки и обработки информации. Информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива, включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов.

Составляется логическая программа обработки информации на компьютере.

Анализ информации и подготовка итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа – программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования.

Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:

– информационная справка;

– информационная записка;

– аналитическая записка;

– отчет о научно-исследовательской работе.

2. Виды социологического исследования и их особенности

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, и различают основные виды социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, а также глубиной анализа социологических процессов.

Выделяют три основных вида социологических следований:

1.Разведовательный – позволяет при таком исследовании решать ограниченные задачи. При таком исследовании опрашиваются от двадцати до ста человек. Данное исследование предполагает глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировки. Цель данного исследования – получение оперативной социологической информации.

2.Описательное исследование – с его помощью получают эмпирическую информацию, которая дает уже относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объектом анализа выступают относительно большие совокупности, отличающиеся разными характеристиками. Могут применяться один или несколько методов. Это позволяет получить достоверную, полную информацию и сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

3.Аналитическое исследование – в таком виде социологического исследования выясняется причина, лежащая в основе изучаемого явления или процесса. Такое исследование должно иметь инструментальную программу. Данное исследование не носит комплексный характер.

По характеру исследования социологические исследования делятся:

1.Фундаментальные;

2.Прикладные (рассмотрение отдельных проблем);

3.Комплексные.

По типу логической задачи социологические исследования делятся:

1.Поисковые (определение проблемной ситуации);

2.Пилотажные;

3.Описательные;

4.Проектопрогностическая.

По отношению к объекту исследования:

1.Монографические исследования – объект изучается как представитель классового добытых объектов;

2.Сравнительная – сравниваются различные объекты или один и тот же объект в различное время;

3.Панельные, сравнительные исследования – в ходе которых выборочную совокупность составляют одни и те же лица;

4.Повторные – это повторное исследование на том же объекте через определенный промежуток времени;

5.Точечное (разовое) – дает информацию о характере явления или процесса в момент его изучения.

По видам объектов исследования:

1.Исследования социальных общностей;

2.Исследование коллективного поведения общественного мнения людей в какой-либо сфере общественной жизни.

По видам заказчиков исследования:

1.Госбюджетные заказы (Государственные органы);

2.Хоздоговорные (Юридические, физические лица).

Методы социологического исследования

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности.

1.Опрос: а) Анкетирование; б) Интервьюирование.

2.Анализ документов: а) Качественный; б) Количественный (контент – анализ).

3.Наблюдение: а) Невключенное; б) Включенное.

4.Эксперемент: а) Контролируемый; б) Неконтролируемый.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя и так далее.

Чем же тогда от них отличается социологический опрос?

Первая отличительная черта – количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого.

Напротив, социолог, опрашиваемый множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически – взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое – огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену – совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

Третья отличительная черта – цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемого: следователь в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.

Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с соотношением к работе и формой досуга освободят его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпровождением (выпивка, сон, просмотр передач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ.

Социологический опрос и его разновидность.

Опрос-метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами содержание которых представляют проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Специфика соц.опроса:

1)информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

2)опрос нацелен на выявление тех сторон проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

3)опрос является разновидностью соц., психолог. общения анкетера с респондентом;

4)опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества;

5)опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей.

Основные этапы подготовки и проведения опроса

1)постановка определения цели, объекта, предмета проблематики;

2)обоснование выборки;

3)обоснование опросного листа.

Виды опроса:

1)по формам контакта:

а)личный или опосредованный;

б)индивид. или групповой;

в)свободный или формализованный или фокусированный;

г)устный или письменный;

д)сплошной или выборочный;

2)в общем виде:

а)анкетирование б)интервью.

Анкетирование - имеется специальная подготовленная анкета, заполняется респондентом самостоятельно.

Анкета состоит:

1)титульный лист (вводная часть). Цель опроса, краткая инструкция по заполнению анкеты, сроки возврата анкеты;

2)основная содержательная часть. Содержит контактные вопросы и основные вопросы и заключительные вопросы;

3)социально-демографическая (паспортичка) об объективном положении, статусе опрашиваемого;

4)заключение(выражается благодарность за участие в исследовании).

Виды анкетирования:

1)раздаточная (наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету из рук анкетера);

2)почтовый опрос (высылается по почте);

3)прессовый опрос(анкета публикуется в печати).

Интервью – разновидность опроса, основана на непосредственном социально-психологическом взаимодействии между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают:

1)свободное интервью (без плана беседы);

2) формализованное (общение идет по плану);

3)фокусированное (сбор информации по поводу конкретной ситуации);

4)телефонное интервью (достоинства: оперативность, низкая стоимость).

Достоверность и надежность полученных данных будет зависеть от личности интервьюера. Вопрос анкеты или интервью: это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования.

Классификация вопросов:

2) по форме (прямые, косвенные, открытые, закрытые, полузакрытые). Методические требования составления вопросов:

1)вопросы не должны содержать явных и неявных подсказок;

2)смысл вопроса должен быть однозначен для всех респондентов и интервьюеров;

3)вопросы не должны содержать не ясные для респондента термины и понятия;

4)все вопросы должны соответствовать исследуемой задачи;

5)если вопрос сложный, то после его формулировки требуется инструкция;

6) операции контроля и апробации.

Анкета включает три этапа: а)логический контроль- за соответствием вопросов анкеты критериям качества; б)вычисление соответствия анкеты методическим требованиям; в)опробация анкеты.

Этапы социологических исследований

Каждое социологическое исследование включает в себя определенные этапы, которые традиционно выглядят следующим образом:

  • Первый этап включает в себя подготовку исследования. Его основная суть состоит в обдумывании цели, написание программы и плана, выявление методов, а также сроков проведения исследования, подбор способов анализа и обработки полученных социологических сведений;
  • Далее следует этап сбора первичной социологической информации. Сюда входит собрание необобщенной информации в самых разнообразных формах, таких как записи исследователей, ответы опрашиваемых и многое другое;
  • Третий этап включает в себя подготовку полученных сведений, а также их обработку;
  • Заключительный этап состоит из анализа полученных сведений, подготовки научного отчета по результатам исследования, а также написание выводов, разработка рекомендаций и различных предложений для заказчика.

Виды социологических исследований

По способу познания социологические исследования могут быть:

  1. Теоретическими исследованиями. Их специфика состоит в том, что исследователь работает не с самим объектом, а с понятиями, которые отражают данный объект.
  2. Эмпирическими исследованиями. Главным содержанием данных исследований являются поиск и анализ фактических, а также реальных сведений об объекте.

По применению конечных результатов социологические исследования разделяются на:

  • Эмпирические исследований. Они носят прикладной характер. Это значит то, что полученные результаты находят свое практическое применение в самых различных областях общественной жизни.
  • Фундаментальные исследования. Данные исследования направленные на становление науки. Они традиционно осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов, а также проводятся академическими учреждениями для того, чтобы проверить самые различные теоретические гипотезы и теории.
  • Прикладные исследования. Они нацелены на разрешение практических задач. В основном заказчиками эмпирических исследований являются коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, а также органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований, принято выделять:

  1. Разовые исследования. С их помощью можно получить представления о состоянии, а также положении определенного социального объекта, явления или процесса в определенный период времени.
  2. Повторные исследования. Они применяются для определения динамики, а также изменений в их формировании.

По характеру поставленных целей и задач, социологические исследования делятся на:

  • Разведывательные исследования. Они еще имеют такие названия как пилотажные или зондажные. При помощи данных исследований можно разрешать довольно ограниченные задачи;
  • Описательные исследование. Они проводится по полной, достаточно разработанной программе, а также на основе апробированного инструментария. Данный вид исследований с основном используется тогда, когда объектом является довольно большая общность людей, которая отличается различными характеристиками. Примером может являться население города, района, области, где живут и работают люди самых различных возрастов, степени образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.;
  • Аналитические. Основная цель данных исследований состоит в наиболее углубленном исследовании явления. Они применяются в ситуации, когда необходимо не только описать структуру и выяснить, что определяет его главные количественные и качественные характеристики. По применяемым способам сбора социологической информации аналитическое исследование имеет комплексный характер. В нем используются самые разнообразные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые в свою очередь дополняют друг друга.

Является основным инструментом для того, чтобы развивать социологическое знание, это сосредоточение исследовательских усилий на выполнении определенных задач, это система последовательных процедур, которые дают достоверную информацию об изучаемом явлении. Сам термин «социологическое исследование» впервые появился в 1897 году в работе «Самоубийство» французского социолога Э. Дюркгейма.

С тех пор различные виды социологических исследований стали особым и главным фундаментом социологических знаний. Существуют разные виды социологических исследований.

Прежде всего, это разведывательное исследование , которое является наиболее простым небольшим исследованием, у которого сжатый инструментарий и небольшое количество респондентов. Это исследование выполняется для задач, ограниченных по своему содержанию. Как правило, оно проводится по упрощенной программе и охватывает небольшие обследуемые совокупности.

Такие виды исследований используются для того, чтобы выполнить предварительное обследование определенного явления или процесса. Потребность в них возникает в том случае, если проблема вообще не изучена или изучена совсем мало. С помощью таких исследований можно получить дополнительную информацию, выявить границы обследуемой совокупности в дальнейшем изучении, определить необходимый инструментарий и трудности, которые могут возникнуть в процессе широкомасштабного исследования.

Следующие виды социологических исследований - это описательное исследование . Такое исследование является уже более глубоким видом, для которого требуется большее количество респондентов. В обработке материалов таких исследований уже требуется компьютерная обработка данных. Это исследование позволяет составить представление об изучаемом явлении, которое уже является относительно целостным.

Учет и осмысление полученной в результате информации помогают хорошо разобраться в обстановке и на этой основе обосновать выбор необходимых средств, методов и форм управления общественными процессами. Такие типы социологических исследований должны проводиться по подробно разработанной программе и на базе надежного методического инструментария.

Такая оснащенность дает возможность сгруппировать и классифицировать элементы исследования по тем существенным характеристикам, которые влияют на изучаемую проблему. Применяется это исследование в случаях, когда объектом является относительно большая общность респондентов, имеющих отличие по разным характеристикам.

Замыкает виды социологических исследований аналитическое исследование . Оно является самым сложным исследованием и самым глубоким. Оно охватывает респондентов и носит не только описательный характер. Обычно такое исследование не просто описывает явление, но и рассматривает его динамику.

Аналитическое исследование применяется с целью наиболее углубленного изучения явления, когда недостаточно только описания структуры, а необходимо еще и знать, какие его основные количественные и качественные параметры, и что на них влияет и определяет. Эти виды социологических исследований уже в силу своего предназначения имеют наибольшую научную и практическую ценность. Их подготовка требует хорошо разработанной программы, качественного инструментария и значительного времени. В нем могут применяться, дополняя друг друга, различные формы - опрос, наблюдение. Такие социологические исследования обычно носят комплексный характер.