В чем противоречие поэта и толпы. В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С.Пушкина? Размер и рифмовка

Городничий. «Ревизор». Цитатная характеристика
Авторская характеристика
"...Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый посвоему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью..." (Н. В. Гоголь, "Замечания для господ актеров")
Цитатная характеристика
Имя - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский: "...Антон Антонович СквозникДмухановский, городничий..."
Внешность: "...принеси оттуда шпагу и новую шляпу..." "...Эх ты, толстоносый!.."
Возраст: служит чиновником уже 30 лет, то есть ему, судя по всему, около 50 лет: "...Тридцать лет живу на службе..."
Отношение к службе: плохо выполняет свои обязанности и обижает граждан: "...Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя..."
Опытный мошенник. Он умеет обманывать даже самых хитрых людей: "...Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов..." "...Неужели? Ах, какой же он мошенник! "...Да это просто разбойник!.."
Отношение чиновников. Наживается везде, где можно, поэтому среди чиновников считается умным человеком: "...Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки..."
Глупый человек. К такому мнению приходит даже глупец Хлестаков: "...Вопервых, городничий – глуп, как сивый мерин" (мнение Хлестакова) "...как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.." (городничий о себе) "...Ах, какой чурбан в самом деле!.." (жена о городничем)
Жадный, ненасытный: "...Нет, вишь ты, ему всего этого мало – ейей! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снесика его ко мне». Ну и несешь, а в штукето будет без мала аршин пятьдесят..."
Берет взятки у купцов и других граждан: "...Купечество да гражданство меня смущает. Говорят, что я им солоно пришелся, а я, вот ейбогу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти..." "...Следовало взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый подарок дали, так он и присыкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; так он ко мне..."
Работает спустя рукава. Не следит за порядком и чистотой в городе. Он убирает город только для ревизора: "...Арестантам не выдавали провизии!. На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье!.." "...вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто"
Ворует деньги из казны. Он разворовал деньги на строительство церкви. Ревизору же он собирается объяснить, что церковь была построена, но сгорела: "...Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассиг
·нована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, ктонибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась..." (церковь, судя по всему не начинали строить)
Нарушает законы. Так например, он берет в солдаты тех, кому не положено идти в армию: "...Да мужуто моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередьто на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый..."
Бездельник, но при этом он умеет "расписывать", красиво говорить о том, что он якобы делает: "...Эка, бездельник..." "...как расписывает! Дал же бог такой дар!.." Городничий всегда давет обещания, но не выполняет их: "...Ты, Антоша, всегда готов обещать..."
Притесняет людей низкого сословия. Обижает купцов, угрожает и шантажирует их. Купцы города N готовы "лезть в петлю" от его "обижательства": "...Не погуби, государь! Обижательство терпим совсем понапрасну... Да всё от городничего здешнего..." "...уж не знаем, как и быть: просто хоть в петлю полезай..." "...Ейей! А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. «Я тебя, – говорит, – не буду, – говорит, – подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!».."
Простой человек, вышедший из низов: "...ты простой человек, никогда не видел порядочных людей..." "...Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь..." (жена о городничем)
Умеет вести себя важно: "...Ведь у него важности, лукавый не взял бы его, довольно..."
Цель жизни. Мечтает быть генералом, хотя вовсе не заслуживает этого звания: "...Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы..."
Ходит в церковь каждое воскресенье: "...О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен..." "...за тобою, как за всяким, водятся грешки..." "...вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви..."
Любит играть в карты, как и остальные чиновники города N: "...А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей..." (Лука Лукич о том, что городничий играет в карты)
Семейное положение: есть жена и дети. Судя по всему, помимо взрослой дочери Марьи у него есть еще и дети помладше. Как известно, в конце пьесы Марья становится невестой Хлестакова: "...Анна Андреевна, жена его..." "...Марья Антоновна, дочь его..." "...Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие не сделайте несчастным человека..."
Нежно относится к своей жене, в письмах называет ее "душенькой": "...Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние мое было весьма печальное..." "...Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой: Антон СквозникДмухановский..."

ђЗаголовок 1їђЗаголовок 2YђЗаголовок 3 ђЗаголовок 415

Когда в 1830 году Николай Васильевич Гоголь создавал поэму «Мертвые души», он вдруг захотел написать еще и комедию, где с юмором смог бы отобразить черты русской действительности. По этому поводу он обратился к Александру Сергеевичу Пушкину, и поэт подсказал интересный сюжет, основанный на реальных событиях. Вдохновленный идеей, Гоголь начал воплощать ее в жизнь. Под его пером ожили герои со своими характерами, привычками, особенностями.

Примечательно, что работа над уникальной комедией заняла всего два месяца – октябрь и ноябрь 1835 года, а уже в январе 1936 произведение было зачитано на вечере у В. Жуковского. Из всех действующих персонажей особое место в произведении занимает городничий по имени Антон Антонович.

Род деятельности городничего

Около пятидесяти лет Антон Антонович служит чиновником в небольшом городке. “…Тридцать лет живу на службе…” – рассказывает он о себе. Автор характеризует его как неглупого человека, который ведет себя солидно, серьезный, и каждое слово, сказанное им, имеет значение.

В характере замечаются перепады настроения: от низости к высокомерию, от страха к радости. К работе Антон Антонович относится безответственно и как и все управляющие, боится проверок. Ровным счетом ничего не делая для благоустройства города, он только лишь ищет выгоды себе, желая обогатиться за счет людей.

Не удивительно, что городничий очень переживает по поводу того, что со дня на день к ним в губернию должен приехать ревизор. Давая распоряжения «сделать в городе все прилично» ввиду приезда ревизора, он поступает так лишь для видимости, ведь раньше Антон Антонович за порядком в городе не следил.

Характер Антона Антоновича

К положительным героям городничего отнести никак невозможно. Хотя он считается весьма неглупым среди таких же чиновников, как сам, на деле обнаруживается, что Антон Антонович бездельник и далеко не блещет умом. Давать пустые обещания, обманывать жителей города, создавать видимость работы – вот отличительные черты городничего.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Возможно, Антон Антонович поначалу и не был плохим, но, как известно, власть портит людей. Еще одной отрицательной чертой городничего является способность жульничать и обманывать. «…Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!..» – подчеркивает он, когда узнает о том, как искусно и безжалостно обманул его Иван Хлестаков, и этим обнаруживает еще большую глупость. Антон Антонович – типичный представитель общества, погрязшего в низких пороках, но не замечающего, как катится в пропасть.

Семья городничего

У Антона Антоновича есть любимая жена и дети, к которым он очень хорошо относится. Кроме старшей дочери Марии есть и младшие. Городничий нежно относится к своей супруге, называя ее «душенькой» и делясь своими проблемами.


А она, в свою очередь, мягко обличает мужа, ведь он – человек видный, и, по ее мнению, должен вести себя соответственно. «…Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь…” – переживает супруга.

Городничий и Хлестаков

К сожалению, чего боялся Антон Антонович, то его и постигло: приехал ревизор. Но только не знал городничий, что это псевдопроверяющий и мошенник, поэтому и попал в сети обманщика. Иван Александрович Хлестаков оказался очень хитрым и так умело играл роль ревизора, что усомниться в правдоподобности происходящего было трудно, да и зачем, ведь не хочется подвергать анализу, казалось бы, очевидные вещи. Поэтому и старается Антон Антонович изо всех сил показаться хорошим, выставить свою работу с лучшей стороны, ни в коем случае не ударить лицом в грязь, подлизаться, притвориться.

Дорогие читатели! Возможно, вам будет интересен в произведении Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба”. Предлагаем ознакомиться с ним.

Подхалимничать перед высшими чинами Антон Антонович умеет, но если бы он на самом деле был таким, каким себя выставляет. А Иван Хлестаков оказался великолепным актером и, находясь в гостях у городничего, преподнес себя как самый настоящий чиновник, так что ни у кого из его сослуживцев даже мысли не возникло усомниться. Какой же ужас испытал Антон Антонович, когда в городе появился настоящий ревизор, и мошенничество Хлестакова раскрылось. Это еще раз подтверждает известную истину: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

И Иван Хлестаков, и Антон Сквозник-Дмухановский – бессовестные люди, которые берут взятки, корыстолюбивые, высокомерные и тщеславные; трусливо ведут себя перед страхом быть наказанными и наглеют в то время, когда им ничего не угрожает.

Они отражают общество 19 века, закосневшее в пороках.

www.a4format.ru Пишем сочинения по лирике А.С. Пушкина. - М.: Грамотей, 2008. «Поэт и толпа» Мысль о полной свободе творчества выражает собой глубочайшее убеждение Пушкина; он неоднократно повторял ее как в своих стихотворениях, так и в критических статьях и заметках. Но особенно ярко эта мысль выражена в стихотворении «Чернь» («Поэт и толпа»). Здесь мы находим резкое противопоставление поэта и толпы. Такое противопоставление встречается нередко и у других поэтов романтической эпохи, являясь одним из выражений присущего ей индивидуализма. Но у Пушкина оно имело еще особенное, специальное значение: дело в том, что общество, среди которого ему приходилось жить и работать, очевидно, не доросло до действительного понимания его поэзии; оттого его позднейшие, наиболее зрелые и совершенные произведения встречали гораздо более холодный и даже отрицательный прием, чем его первые юношеские поэмы. Эти толки критики и публики, старавшихся даже повлиять на самое творчество поэта, ставивших ему те или другие задачи, сильно раздражали Пушкина, и в стихотворении «Чернь» он дал волю своему раздражению, вследствие чего его отповедь непризванным критикам и судьям носит несколько резкий характер. Это отражается даже в самом заглавии, потому что под словом «чернь» Пушкин, конечно, подразумевал не простой народ, а именно то полуобразованное общество, которое бралось судить поэта и указывать ему цели для творчества, не будучи, однако, в состоянии даже понять его, как следует. Вместе с тем в стихотворении мы находим выражение тех взглядов на поэзию, которые носят название теории «чистого искусства» или «искусства для искусства». Пушкин считал недопустимой в поэзии узкую тенденциозность или преследование каких-либо утилитарных и дидактических целей, которых требует от поэта «чернь», недовольная тем, что Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна; Какая польза нам от ней? Пушкин же считал, что поэтическое произведение отнюдь нельзя оценивать маркой непосредственной пользы, хотя бы морально-дидактической. По его мнению, «цель поэзии - сама поэзия»; Пушкин совершенно ясно сознавал, что в самой поэзии, как и в искусстве вообще, заключена великая облагораживающая и возвышающая душу сила, и потому он мог по справедливости поставить себе в особенную заслугу, «что чувства добрые он лирой пробуждал» («Памятник»). По В. Саводнику После поражения декабристов, когда самодержавие пыталось сделать Пушкина придворным поэтом, он вновь громко заговорил о чести и независимости. С этим связаны его лирические стихи, посвященные проповеди чистого искусства. Такие стихи, как «Поэт и толпа», «Поэту» и другие, рассматривались вульгарными социологами как свидетельство презрительного отношения поэта к народу. М. Горький выражал мысль, что Пушкин в стихах «Поэт и толпа» и «Поэту» обращался не к народу, а к дворянской черни и на попытку приручить его, сделать его певцом существующего строя ответил отрицательно резко и гордо: Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас! Презирая мрачную действительность, отделяя себя от жизни дворянской черни, Пушкин предпочитал остаться один, он строго поучал поэта, что тот должен быть свободным и не подчиняться прихотям невежественных властителей жизни: www.a4format.ru 2 Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум... У поэта должна быть свободная дорога и свободное вдохновение; вдохновение не продается. Грязные люди, вроде Бенкендорфа, Булгарина и им подобных, хотели быть судьями Пушкина, а он не хотел быть судим ими и повелительно указывал: подите прочь! Современник Пушкина, критик Шевырев, рассказывает следующий эпизод. Однажды в одном из великосветских салонов к Пушкину, который не любил читать стихи в салонах, пристали с просьбой прочесть новые стихи. Взбешенный Пушкин встал и прочел стихотворение «Поэт и толпа». Обращаясь к сидящей знати, он беспощадно громил: Душе противны вы, как гробы. Для вашей глупости и злобы Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры... – и затем вышел, сказав: «в другой раз не будут просить». Таким образом, Пушкин рассматривал «Чернь» («Поэт и толпа») не только как проповедь чистого, то есть независимого искусства, но и как сатиру. По М. Ледневу

В русской классической литературе поэту всегда отводилась особая роль. Он, если выражаться словами Н.А.Некрасова, “избранник неба, глашатай истин вековых”. Однако среди погрязших в пороках и духовной праздности людей поэту жить непросто. Его нередко подвергают гонениям, осуждают и осмеивают. И лишь истинный служитель Муз способен противостоять глумящейся над ним толпе.

О таком поэте идёт речь в произведениях А.С.Пушкина. В стихотворении “Пророк” показано, как обычный человек превращается в существо высшего порядка. В основе преображения — библейские мотивы. Опираясь на сюжет VI Книги пророка Исайи, Пушкин в аллегорической форме рисует процесс рождения истинного поэта-пророка, божественная миссия которого — “глаголом жечь сердца людей”.

В то же время грубая толпа не способна постичь ту великую мудрость, которую несёт ей поэт:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато, как ветер, и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

В этих строчках из стихотворения “Поэт и толпа” , на мой взгляд, можно увидеть причины неприятия творца “тупой чернью”: стихи не дают материальной выгоды, а значит, бесполезны. Но Поэт не снисходит до уровня «бессмысленного народа», не забывая о своём предназначении:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

В стихотворении “Поэт” классик создаёт образ идеального стихотворца:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы.

Истинный Поэт, по мнению Пушкина, бессмертен. Его жизнь после физической кончины продолжится в стихах. Эта мысль отчётливо звучит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” : “Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит…”

Итак, суть конфликта поэта и толпы , по мысли Пушкина, в том, что творец не принимает “заботы суетного света”, ибо является существом избранным. “Чернь” же, в свою очередь, не всегда способна понять божественную мудрость, заключённую в стихотворениях поэта, а потому грубо отвергает его.

Основной своей задачей как поэта В. Маяковский видит создание нового искусства - искусства масс. Он готов ради этого «сбросить Пушкина и прочих с парохода современности», о чем заявлено в манифесте футуристов 1912 года, напечатанном в сборнике «Пощечина общественному вкусу». Большую роль в этом убеждении сыграл протест против современного поэту буржуазного общества, один из четырех криков «Долой!» в поэме «Облако в штанах» самим поэтом определялся как «Долой ваше искусство!».

Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский отрицает традиционные атрибуты поэзии, ставшие штампами «пажи, дворцы, любовь, сирени куст» («Братья писатели»).

Если

Такие, как вы,

Творцы -

Мне наплевать на всякое искусство.

Лучше лавочку открою... -

так категорически не приемлет он изысканных красот модных салонных поэтов начала века- своих современников. Недаром имя Северянина для Маяковского становится синонимом пошлости и претенциозности, излюбленной мещанами. Поэзия должна служить народу, толпе. Еще большую значимость эти убеждения поэта приобретают после Октябрьской революции.

Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы - наши кисти.

Площади - наши палитры...

На улицы, футуристы,

Барабанщики и поэты! -

призывает поэт своих собратьев по перу («Приказ по армии искусства»).

Аналогичный призыв звучит в «Приказе №2 армии искусств»:

Товарищи,

Дайте новое искусство -

Такое,

Чтобы выволочь республику из грязи.

Тяжелая будничная работа в «Окнах РОСТА», агитация, пропагандистские стишки - это не всегда поэзия в высоком понимании значения этого слова. Но долг велит поэту заниматься тем, что нужно революции, молодой советской власти. Особенно важным в этой связи представляется стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Сопоставление поэта и солнца, привычное для мировой культуры, приобретает новое, демократическое звучание: солнце в гостях у поэта по-приятельски с ним беседует. Фантастическое, условное начало сочетается в стихотворении с разговорно-бытовым, повседневным. Лирический герой - поэт-труженик - находит полное взаимопонимание с другим великим тружеником - солнцем. У них общие проблемы, общие цели, они едины в своем отношении к дому:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить -

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца!

Одним из своих программных стихотворений о назначении поэта и поэзии В. Маяковский считал «Разговор с фининспектором о поэзии»,

Говоря о тяжелом труде поэта, В. Маяковский сравнивает поэзию с добычей редких металлов: «В грамм добыча, в год труды». Ради чего? Чтобы слова приводили «в движение тысячи лет миллионов сердца» Конечно же, вопреки собственным декларациям поэта, это трансформированные пушкинские строки о назначении поэта «глаголом жечь сердца людей». Но назначение поэта у Маяковского - это прежде всего дом, величайшая ответственность перед народом:

Долг наш -

реветь

медногорной сиреной

в тумане мещанья,

у бурь в кипенье

Поэт

всегда

должник вселенной..

Поэт по доброй воле отказывается от творческой свободы, ставя превыше всего чувство долга, считая свое творчество служением народу. Прав ли он? Раздумья на эту тему звучат во вступлении к поэме «Во весь голос» - неосуществленному замыслу Маяковского. Поэма должна была стать своего рода подведением итогов большого периода своей жизни, рассказом «о времени и о себе». Предрекая долгую жизнь и большое будущее своим стихом, поэт говорит о том, что побудило его именно к такому творчеству, такой тяжелой черновой работе во имя революции:

себя

смирял,

становясь

на горло

собственной песне.