В человеке все должно быть прекрасно откуда. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

Крылатая фраза Чехова о том, что “в че­ловеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, широко извест­на. Каждый может своими словами сформу­лировать главную мысль этого высказывания, а я определяю ее для себя так: каждый чело­век должен стараться, чтобы не только его ли­цо и одежда были чистыми и красивыми, но чтобы и мысли, и душа, и поступки были та­кими же опрятными.
Трудно, очень трудно следовать мудрому Чехову в нашей обыденной жизни! За лицом и одеждой еще как-то следить получается, но вот душа и мысли… Они так и стараются что – нибудь подленькое выкинуть и потешить на­шу эгоистическую натуру! То подталкивают нас предать друга, то заставляют чесать руки в надежде урвать кусок побольше, то делаются грязными от соприкосновения с мерзостями, творимыми другими… Что же делать, Антон Павлович, если я не настолько мудр, как вы? Где взять силы? Но спасение должно быть! Иначе мы все погрязли бы во грехе, стали бы черствыми и жестокими, разучились бы со­страдать и сочувствовать.
А спасение, по моему мнению, заключает­ся во внимательном чтении великих произве­дений мировой литературы! Чтение это должно учить нас чему-то хорошему, а не просто раз­влекать. Читая “Горе от ума” Грибоедова или стихи Пушкина, мы должны “примерять” на себя чувства и мысли положительных героев их произведений, стараться делать так, чтобы и твои помыслы, и твоя душа становились по­степенно такими же тонкими и прекрасными.
Спасение от грязи есть еще в одной вели­кой книге – в Библии! Там все достаточно яс­но: ложь и нечистые стремления – это плохо; правда и вера – это правильно и прекрасно. Конечно, нужно искать еще какие-то источни­ки, которые помогут в спасении души и мыс­лей от окружающей грязи.
Я понимаю, что не так умудрен жизнен­ным опытом, как писатель Чехов, но мои сло­ва искренние.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Считают, что в момент дестабилизации культуры, расцвета “сложности” Ф. М. Достоевского творчество А. П. Чехова являлось необходимым противовесом. Человеческая аксиоматика, на первый взгляд действительно проста и при этом крайне естественна. Она лежит не в плоскости религиозных или философских умозрений, а Read More ......
  2. Права ли пословица: “Добро должно быть с кулаками”? Не знаю. Сложно дать однозначный ответ. По-моему, есть масса примеров, доказывающих, что всегда на одной чаше весов лежит добро, а на другой – эти “кулаки”. Здесь главное быть осторожным. Нужно постараться, чтобы Read More ......
  3. У Л. Аннинского, в его статье, посвященной роману “Жизнь и судьба “, есть интересное наблюдение: “Время у Гроссмана – природная мания, и никакое противостояние здесь невозможно. Можно лишь совпасть со временем, с фазой потока. Или не совпасть. Василий Гроссман вместе Read More ......
  4. Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в 1921 году. Над романом он работал в годы Гражданской войны, и поэтому в нем подняты основные проблемы человеческой жизни и будущего России. Произведение написано в необычном жанре “книги-антиутопии”. Основная проблема романа – проблема Read More ......
  5. Почему должно изучать Пушкина? Последнее время замечается новое оживление в изучении Пушкина. Появился ряд очень интересных, частью весьма ценных работ о Пушкине, его биографии, его творчестве, его рукописях. Таково издание “Атенея”, под заглавием “Неизданный Пушкин”, где впервые опубликованы пушкинские рукописи, Read More ......
  6. Эсхил творил в Греции в V веке до нашей эры (около 525- 456 гг. до н. э.). Это была эпоха общеэллинского патриотического подъема после победоносной войны Афин с персами, становления греческих городов-государств, расцвета общественной жизни и культуры. Эсхил жил в Read More ......
  7. Что благородней духом – покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы? Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? Шекспир Трагедия Шекспира, и особенно образ Гамлета, всегда вызывали разноречивые отклики. Немецкий поэт В. Гете объяснял трагедию героя непосильностью задач, которые он Read More ......
  8. Роман “Что делать?” написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях. В это время Чернышевский сидел в тюрьме под строгим надзором полиции. Однако это не помешало ему создать произведение. В романе Чернышевский рисует карти отжившего свой век и Read More ......
В человеке должно быть все прекрасно

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Так сказал Антон Павлович Чехов. Он великий классик, и его слова давно стали классикой. Но что они могут значить для нас, современной молодёжи?

Если говорить об одежде, то, конечно, тут важна опрятность и аккуратность. Но по большому счёту, это то же самое, по чему составляется представление о нас. Но какие принципы в отношении одежды можно применить, чтобы мы выглядели прекрасно, как и сказал об этом Антон Павлович? Кроме аккуратности следует иметь в виду следующее: никогда не старайся одеться первым в новомодные вещи и не снимай то, что вышло из моды самым последним. То есть не следует быть экстравагантными, но и не старомодными тоже стремится быть не стоит.

Душа.. Можно сказать, что это наш внутренний мир. Наши чувства, наши стремления, наши желания. Можно даже сказать, что душа – это наше внутреннее «я». О многом из нашего «я» не знает никто, кроме нас самих.

Но как сделать прекрасным наш внутренний мир? Прежде всего, надо быть честным с самим собой. Это так во всех отношениях. Если мы честны с самим собой, то мы и честно оцениваем себя. Правилен ли наш поступок? Корректны ли мы по отношению к другим? Справедливо ли то, что мы делаем? Если будем давать себе честную самооценку, то наша душа будет прекрасна.

И, наконец, мысли. Отчасти мысли тоже связаны с душой. То есть нашим внутренним «я». Но мысли бывают мимолётными. Иногда приходит в голову неправильная мысль. Как к этому относиться? Мысли, они как птицы. Если не отгонять птиц, то они совьют гнездо на крыше. Так и если не гнать неправильные мысли, то они тоже совьют гнездо. Только в голове. Обдумывая постоянно что-то неправильное, мы уже привыкаем к такому неправильному образу мышления, и он становится для нас привычным. Будут ли в этом случае наши мысли прекрасны? Это очень серьёзный вопрос.

Вот такие размышления навевают мне слова великого классика Антона Павловича Чехова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2013-09-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Я, наверное, не буду оригинальна, обратившись к цитате А.П. Чехова, хотя обращение к ней подтверждает, что человечество всегда стремилось к совершенству, к подлинной красоте, в том числе и я.
Каждый человек, глядя на себя в зеркало, вольно или невольно задумывается об идеале красоты. И, заметьте, у каждого человека есть на это свое собственное, твердое убеждение.
И, почему-то, очень часто мы, прикрываясь глубоким внутренним миром, своей духовностью, правильным восприятием мира, провозглашаем, что одежда для человека не главное, ведь « … провожают по уму». Но ведь встречают по одежке…

Почему, можно услышать, что надев костюм клоуна, человек клоуном – то не станет?
Но, почему нужно окружающих заставлять разглядеть, то важное, существенное, ценное и глубокое, что есть в каждом. Ведь в современном мире для этого не всегда есть время. И можно получить ярлык, совсем не соответствующий тебе, а исправить, бывает, и поздно, и сложно.

Я думаю, что с одеждой все достаточно просто – необходимо одеваться так, чтобы твой внутренний мир гармонировал с твоим внешним видом. Человек должен одеваться красиво. Пренебрежение своим внешним видом, свидетельствует о каких изъянах и недостатках, о духовных упущениях. А желание стать лучше подскажет человеку его стиль, позволит подчеркнуть его индивидуальность.

Особенно это важно для женщин, всегда стремящихся к совершенству - быть красивой, умной, успешной, модной и стильной. Вот примерно такой набор. Он, конечно, у каждой женщины отличается. Но, не забудьте без моды и стиля совершенства все равно не достичь.
Часто, то, что мы называем модой, не всегда является критерием красоты. Поэтому очень важно правильно выбирать одежду, ориентироваться на ощущения своего духа, на то чувство прекрасного, которое пробивается внутри нас.

Я отдаю предпочтение дизайнерской одежде за ее безграничные возможности.
Каждая деталь авторской одежды работает на положительный имидж того, кто ее носит, помогает каждой женщине раскрыть свою индивидуальность и показать миру новые грани своей натуры. Это одежда для тех женщин, которые хотят быть неповторимыми и не боятся показать миру себя.

Часто, бизнес-леди, прикрываясь dress – кодом, забывают о том, что есть много других мест, где нужно выглядеть так же хорошо, как и в офисе, а иногда даже лучше, чем в офисе. Вот тут и приходится ломать голову над тем, что надеть и где купить? www.dizmoda.com

Всегда рада помочь хорошим советом и обсудить возникшую проблему. Мои знания, умения, а также большой опыт работы с дизайнерами могут быть полезными и интересными, а иногда просто необходимыми.
Буду рада общению!

Эссе

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».

К хорошему человеку, как к солнцу,

все тянутся, чтобы согреться его теплом.

Соловьёвой Марине Константиновне

Антон Павлович Чехов … это имя знакомо каждому русскому человеку. Чеховские рассказы и пьесы давно уже стали для многих поколений россиян незаменимым читательским опытом, которым так ненавязчиво делится писатель: «В человеке дОлжно быть всё прекрасно…». Именно дОлжно, потому как Чехов-учитель никогда не был морализатором, как Толстой, или идеалистом в отношении человеческой природы, как Достоевский; он никогда не настаивал и ничего не требовал, а его жизнь всегда была примером сопротивления окружающей глупости, серости, наконец, безысходности. А мы, читатели разных поколений, неизменно вместе с Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским из рассказа «Человек в футляре» вздыхаем: «Больше так жить невозможно!» - и после этого каждый сам решал для себя сам, как он будет поступать в дальнейшем, соотнося свои поступки с камертоном собственной совести, совсем по-чеховски; восклицаем вместе с Петей Трофимовым и Аней из «Вишнёвого сада»: «Вся Россия - наш сад» - чеховский оптимизм не столько в умных и красивых словах, сколько в поступках. Это и подвижническая работа на Сахалине, где он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек, собрал огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей - все эти наблюдения вылились в художественно-документальный труд «Остров Сахалин». Или в 1891-92-е годы, когда организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, куда сам дважды выезжал. А жизнь в Мелихове - это не только вдохновенный литературный труд, но и активная медицинская практика, колоссальная общественная деятельность. Чехов работает здесь земским врачом, принимая множество больных. Кроме этого, в Мелихове и его окрестностях писатель строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай, добивается открытия почты и телеграфа. Но и этого мало: он организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. Он неизменно проповедовал любовь к конкретным живым людям, призывал быть отзывчивым на их горести и быть милосердным к их недостаткам. Наверное, поэтому мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества в Чехове делали его слова и поступки такими зримыми, что появлялась потребность в их продолжении. Он сам постоянно стремился к идеалу, ненавязчиво увлекая за собой всё новых и новых знакомых, и даже его книги выполняют ту же задачу: зовут деятельно преобразовывать мир к лучшему. Поэтому, на мой взгляд, Чехов - один из немногих русских писателей, которых можно и нужно принимать в любом возрасте и при любом недуге без ограничений. Опять же без насилия, как это у нас в России любят, иначе это будет уже не чеховский диалог, а чеховская сатира.

Поэтому становится так ясно и понятно, почему каждое слово в чеховских рассказах и пьесах, каким бы афористичным оно не было, несёт очень важное смысловое значение, как явное, так и скрытое (знаменитый чеховский подтекст). Как неслучайно Антон Павлович вложил заявленные в заголовке слова в уста доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня». Они знакомы многим, но мало кто знает вторую часть высказывания и кому они отнесены.

Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою .

Значит, внешняя красота - это ещё не залог любви и почитания. Доктор Астров, очарованный внешним обликом Елены Андреевны, молодой жены профессора Серебрякова, понимает, что его чувства - это не любовь, а что-то другое. Но что? На этот вопрос должны опять же ответить сами читатели или хотя бы задуматься… Астров строго оценивает чету Серебряковых: «Оба - он и вы - заразили всех нас вашею праздностью... Куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы вносите разрушение...». Чеховский идеал красоты всегда соединён с постоянным вдохновенным трудом.

Времена меняются, но человеческая природа остаётся неизменной, и каждая эпоха предлагает свой шаблон красоты, который человеческое большинство считает идеалом; так в имиджевый 21-й век - это стандартные 90*60*90. В результате миллионы однотипных девушек и молодых людей. А если никакими средствами невозможно добиться этого эталона? … анорексия, алкоголь, наркотики, суициды? Необходим сильный характер, уважение к себе и, конечно, любимое дело, чтобы выйти из заколдованного круга «красоты».

Но, и с этим нельзя поспорить, безусловно, каждому из нас хотелось бы быть абсолютно красивым, но это ежедневный тяжкий труд, который не всякому по плечу, но, к счастью, вокруг нас всегда есть такие удивительные люди, бескорыстно дарящие нам свою красоту, согревающие наш мир и делающие его светлее. Когда такой человек входит в твою жизнь, пусть даже на мгновение, ты забываешь обо всем и ощущаешь блаженство; появляется неосознанное желание, как можно дольше находиться рядом, и не уставать от этого. Мой пример - Марина Константиновна Соловьёва. Все её роли сложно перечислить: дочь, супруга, мама и одновременно руководящий работник, учитель, классный руководитель … и всегда элегантная дама с блеском в глазах. Каждому её наряду, макияжу, причёске позавидуют известные кинодивы: Катрин Денёв, Джина Лолоджиба, Элизабет Тейлор, Софи Лорен… И в то же время, когда она входит в школу, от её светлой улыбки всё преображается: становится светлее, теплее, появляется чувство неосознанной радости, а, главное, ощущение собственной значимости, что так важно и необходимо не только ученикам, но и коллегам. СловаРР, ученицы СОШ №3: «Спасибо Марине Константиновне СОЛОВЬЕВОЙ , которая больше нас переживала, когда результаты по истории еще не пришли», истинны для каждого человека, кто знает её. Чувство сопричастности с каждый, кто нуждается в ней, высокая степень эмпатии - это качества, ставшие редкими в современном мире, и, к сожалению, среди нашего учительства, ярчайшие в обрисовке ее характера. Марина Константиновна очень давно составила для себя своеобразный «кодекс чести», законы которого исполняет неукоснительно. Поэтому она всегда всё успевает, всегда в центре событий, ни одни дело не обходится без неё, -

иначе нельзя: на неё равняются. Никто никогда не скажет вам, что Марина Константиновна что-то не сделала или что-то забыла. А вы видели ли её когда-нибудь злой, раздражённой? Никогда!!! Как уместны будут здесь слова великого учёного, защитника древнерусской культуры, Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным….».

Мне же хочется отметить особый талант классного руководителя, ибо для каждого ученика 5А класса (Какой по счёту класс?!) её слово было столь значимо, что всегда принималось как единственно верное и нужное, но это был не страх маленького человека перед большим и опытным, а искреннее уважение. Но дети есть дети, и потому иногда приносят и тревоги, и разочарования. Я же никогда не забуду, когда Марина Константиновна говорила своему любимому классу о их проступке, а они в гробом молчании слушали её, потупив головы. У некоторых девчонок показались слёзы. У самой классной мамы дрожал голос, и то же время она не старалась скрыть своей обиды. В этот момент мне, стороннему наблюдателю, передалось чувство общности, удивительного единения, когда каждый сидящий получил свой урок, ненавязчиво, аккуратно, тактично. Это был высший пилотаж педагогики, которая всегда останется искусством личностным, индивидуальным. И таких воспитательных моментов было множество, и Марина Константиновна никогда не стояла над своими пятиклассниками, она всегда была наравне с ними и, самое главное, рядом с ними. Для меня, как учителя, это была замечательная школа педагогического мастерства: мастер-классы, семинары, выполнение домашнего задания.

Можно говорит до бесконечности, описывая достоинства Марины Константиновны, с ней интересно и учиться, и работать, и отдыхать - костёр, горящий в сердце этой женщины согревает всех, но как он особенно необходим серым, безликим людям, занятым серыми, безликими занятиями; он преображает их души и сердца, и совсем по-чеховски призывает деятельно изменить своё будущее: «Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал всё, что от него возможно, как прекрасна стала бы земля наша» (А.П.Чехов).

«В человеке всё должно быть прекрасно…»

(Классный час о красоте, физической и духовной для старшеклассников)


(1860- 1904 )
Цель:
формирование представления учащихся о душевной и физической красоте человека;
Задачи:
развивать у учащихся эстетический вкус в одежде, манере говорить, вести себя в обществе;
познакомить учащихся с моделью совершенного человека;
воспитывать у учащихся желание красиво одеваться, ухаживать за своей внешностью и достойно вести себя в обществе.
Пояснительная записка:
Мы живём каждый день и в суете и спешке проходящих дней порой не замечаем главного: как мы одеты, следим ли мы за собой, как мы говорим, как мы ведём себя в обществе. А ведь это очень важно. Этот классный час поможет старшеклассникам построить модель совершенного человека, опираясь на знаменитую фразу А.П. Чехова.
Учитель: Сегодня мы попытаемся представить, построить модель совершенного, является составляющими совершенного человека? Можно ли назвать совершенным человека с безобразным, некрасивым лицом?
Вряд ли. Однако далеко не все люди (и мы с вами не исключение) обладают классическими чертами лица: греческим носом, изумительным разрезом глаз, длинными ресницами…
Что же делает наше лицо, часто несовершенное красивым? Как вы считаете? (Ребята отвечают)
А вот как об этом пишет Лев Николаевич Толстой: « Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные, теперь особенно безнадёжно смотрели на себя в зеркало. « Она мне льстит?», - подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Чтец (1):
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица-подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.


Другие - как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда – то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!


Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих ног
Составлена песня небесных высот.
Н. Заболоцкий.
О красоте человеческих ли ц


Сияющие счастливые лица
Чтец (2):
Среди других играющих детей,
Она напоминает лягушонка,
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы,
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду,
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу,
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.


Ни тени зависти, ни умысла худого,
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг,
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Н.Заболоцкий. Некрасивая девочка.
Учитель: А вот какой совет юноше даёт Эмилия Бронте в романе « Грозовой перевал»
Чтец (3) : « Подойди к зеркалу, и я покажу тебе, чего ты должен желать. Видишь эти две чёрточки у тебя между бровями? И густые эти брови, которые вместо того, чтобы им подниматься дугой, западают вниз у переносья? Видишь ли ты эту пару чёрных бесенят, так глубоко схоронившихся? Они никогда не раскрывают смело окон, а только смотрят в них украдкой, точно шпионы дьявола! Так вот пожелай и научись разглаживать угрюмые морщины, поднимать смело веки; смени бесенят на доверчивых, невинных ангелов, глядящих без подозрений, без опаски и всегда видящих друга, когда не знают твёрдо, что перед ними враг. Не гляди ты угрюмо и злобно…»
Чтец (1): Итак, можно ли назвать совершенным человека с некрасивым лицом? (Дописывает к высказыванию А.П. Чехова слово «лицо» )
Представим себе человека с прекрасным лицом и неряшливо, безвкусно одетого. Можно ли назвать такого человека совершенным?
(Ребята отвечают)
Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчёркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма.
Чтец (2): Давайте вспомним принцессу Диану, её безупречный вкус в одежде, манере говорить, вести себя на людях. Её наряды сводили с ума всех женщин планеты, ей подражали и завидовали. Она была высокой, необыкновенно красивой женщиной. Для каждого случая жизни у неё были особенные наряды, ей шили лучшие модельеры планеты.







А вот что думает об умении одеваться у молодых людей академик Д.С. Лихачёв…
Чтец (2):
«Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если молодой человек чересчур тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Девушки, женщины – это другое. У мужчин же в одежде должен быть только намёк на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен».
Учитель: А что по – вашему, является главным признаком вкуса у человека?
(Ребята отвечают)
Обратимся за помощью к классической литературе.
Чтец (3):
« В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы, одна пожилая, другая молоденькая… Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)


Учитель: Итак, главный признак вкуса у человека – это чувство меры. Да, те платья, шляпки устарели, но никогда не устареют вкус, хорошие манеры, отсутствие вульгарности в одежде и поведении. Наверное, именно поэтому Татьяна Ларина – вечный идеал. Вспомним посвященные ей строки.
Чтец (1):

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней…
Никто б не мог её прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовётся vulgar…
А. Пушкин « Евгений Онегин»
(отрывок из романа)


Учитель: Какое же ещё слово нужно добавить к фразе А. П. Чехова: « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и…»
(Дописывает слово, произнесённое ребятами: «одежда».)
А мы продолжаем находить слагаемые совершенного человека. Без чего невозможно обойтись человеку? Подсказкой пусть послужит высказывание Д.И. Фонвизина из комедии «Недоросль»
Чтец (2): «Без… (души) просвещеннейшая умница – тварь, невежда без…(души) – зверь»…
(Учитель дописывает в высказывание А.П.Чехова отгаданное ребятами слово «душа».)


Учитель: Воспитывать в себе культуру чувств, душу – это не задание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоценный опыт, проявления лучших, высоких, душевных качеств.
Американский просветитель восемнадцатого века Бенджамин Франклин, будучи ещё рабочим типографии, составил для себя « тринадцать принципов мелкой, повседневной добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти качества. Путём самообразования он стал одним из самых просвещённых людей своего времени, а путём самосовершенствования – гуманистом.
Воспитывать культуру чувств, культуру человеческого общения, души – дело не только долгое, но и трудное.
Общепризнано: нелегко человеку ощутить в себе человека, вырастить в себе душу, которая соответствовала бы идеалу.
Чтец (3) :
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку,
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по – человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
. Н. Заболоцкий. Не позволяй душе лениться.


Учитель: Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить всё человечество, но всё это останется втуне до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах. Человечество состоит из конкретных людей. И каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретном сочувствии. И как важно окружить вниманием и заботой человека вовремя.
Чтец (1):
Мне с отчимом невесело жилось,
Всё ж он меня растил,
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем – нибудь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал,-
Рассказывает мать,-
День ото дня
Всё чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так её люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня не возвратят века.
Теперь прошёл я тысячи дорог-
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
А. Яшин. Спешите делать добрые дела
Учитель: Да, своевременная помощь конкретным людям-одно из главных проявлений душевных качеств человека.
Чтец (2):
До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста.



Перед этой
Жёлтой, захолустной
Стороной берёзовой
Моей,
Перед ленивой
Пасмурной и грустной,
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Пред всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
Н. Рубцов. До конца.
Учитель: Как вы понимаете слова поэта « Пусть душа останется чиста»?
(Ребята отвечают)
Для того, чтобы приблизиться к идеалу, необходима ещё одна последняя составляющая.
Это – «мысли». (Дописывает в высказывание А.П. Чехова слово «мысли».)
Богатства человеческой мысли неисчерпаемы. Одной из впечатляющих форм их выражения являются афоризмы, жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму. Как сказал древнегреческий поэт Феокрит:
Есть у мудрейших обильный запас изречений
Много для жизни полезных советов может в нём каждый найти.
Чтец (3): « Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством» (Л.Н. Толстой)
Чтец (1): «Мужество ума состоит в том, чтобы … узнавать и познавать…окружающий мир и действующие в нём силы: идеи и факты, опыт прошлого и настоящего…
Честность ума состоит в том, чтобы…иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком» (Р. Роллан)
Учитель: Вот мы и построили с помощью А.П. Чехова модель совершенного человека. (Читает)