Упражнения по синтаксису и пунктуации. Упражнения по синтаксису для старших классов

Синтаксис и пунктуация. Упражнения.

Главные члены предложения.

1 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «прилаг.+сущ.»

  1. В небе раздавались тревожные крики птиц.
  2. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката.
  3. Тонким льдом покрылась река, как в сказке.
  4. Ночью на небе поблескивала яркая звезда.
  5. Мальчик внимательно следил за ныряющими в воде утками.

2 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «глагол+ сущ.»

  1. За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
  2. С шелестом падали с тополей сухие листья.
  3. Горький запах заполнял лес.
  4. Над озером закружило листвой.
  5. Скоро звезды тихим светом упадут на дно реки.

Вводные слова и обращения.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Укажите обращения и вводные слова.

1. К счастью мы быстро решили трудную задачу.

2. Это представление вероятно вам понравится.

3. Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им Дети мои милые пора вам о невестах подумать!

4. За кого же нам батюшка посвататься отвечают сыновья.

Простое и сложное предложение.

I вариант

В город пришла долгожданная зима. Наступила осень, и начались затяжные дожди.

Глухо прокатился отдалённый гром и хлынул проливной дождь.

3. Составьте схему предложения: Надвинулась тёмная туча, и над лесом блеснула яркая молния.

II вариант

1. Выпишите сложное предложение: Пробудились весенние цветочки. На лесной проталинке появилась мать-и-мачеха, расцвела нежная медуница.

2. Расставьте недостающие знаки препинания: Тянутся к солнцу стебельки с розовыми фиолетовыми синими цветами.

4 Синтаксические упражнения

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений. с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.

Береза ……. в небе

Огурец ….. в доме

Воробей…. в школе

Комната… в лесу

Ученик….. в огороде

2. Составьте предложение с данными словами. Ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.

6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге … (картинка).

Килограмм – это тысяча … (грамм)

Мать родимая - ….. любимая(Родина)

7. Из слов составьте предложение.

Огород, растет, в, картофель.

8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле.

9. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к своему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня.

Куда путь держишь? Здравствуй лисичка – сестричка!

10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотека музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

11. Смоделируйте предложение по схеме.

Что?.......что делают?........ в какие?.........как? во что?......

(Воробьи собираются в крупные стайки).

5 Лексические упражнения

Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

1.Выпишите из словаря слова на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

3.Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

Квартира была закрыта на стоит

Билет в театр … десять рублей. замок

Телефон…. на тумбочке. стоит

4. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

5.По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы» и т.д.

6.К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

7.К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

8.Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д. Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие (завод). Руководитель школы (директор).

Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П… тух чирикает

С…рока лает

С…бака мычит

К…рова кукарекает

В…рона стрекочет

В…робей каркает

10. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

11. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.

Волны тихо … у берега.

Молоко … из ведра.

Рабочий продолжает … стать.

12.Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.

Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.

Чистая неисписанная тетрадь:

Чистые, вымытые руки;

Чистое, безоблачное, ясное небо и т.д.

13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слов и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.

Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.

Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.

14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, предлагаются такие упражнения. Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.

Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.

Осенью дует … ветер… ветер гуляет на просторе…ветер гонит стаи туч на край земли.

15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся.

Трактор шумел, как с треском повалилась осина, будто…

На солнце засверкали ягоды земляники, словно…

Работа над словом

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы

употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём.

Большим помощником для учащихся стал «Орфографический словарь».

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с первого класса.

По горизонтали:

    Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орех)

    Шла Саша по …. и сосала сушку (Шоссе)

    Вот …. тучи нагоняя (Север)

    Название места, кто где – либо живет, надпись на конверте (Адрес)

    Большие и дети, берегите (Билетик)

По вертикали:

    Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес)

3. Лежали на свету, бросались в тьму, да и там покоя нет; как бы вырваться на свет (Семена)

    Честь …. береги свято. (Солдата)

    Человек, который выращивает хлеб. (Хлебороб)

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися курса родного языка: орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Многолетняя практика ряда учителей начальных классов показала высокую эффективность применения метода орфографического чтения.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Первый день

1. Самостоятельное чтение слов учащимися.

2. Прочтение слов учителем "орфографически".

3. Повторение детьми 2-3 раза.

5. Проверка слов.

Второй день

1. Карточка на мгновение показывается классу.

2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.

3. Дети три раза произносят «орфографически».

4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5. Проверка слов.

Третий день

1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически»

Четвертый день

1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.

2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.

3. Проверка всего блока слов.

Пятый день

1. Диктант.

«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.

Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами.

Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

Игра - подсказка

О _ о _ _ _ (воробей)

Е _ _ _ (петух)

1. Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. (огород)

2. Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)

3. Если б не было его - не сказал бы ничего. (язык)

Пословицы и поговорки

1. Огород - для семьи доход.

Шутливые стихи детских поэтов

Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста.

cел задом напере

И поехал в огород.

Русская народная песня

Зайчишка- трусишка

По полю бежал,

Морковку сорвал,

Капусту нашел -

Сидит и грызет.

Ай, кто-то идет.

Фразеологизмы

Бросать камешки в огород - намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически.

Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно.

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы.

Овощи пустились в путь.

С "О" писать их не забудь!

необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова. Часто такие слова являются результатом заполнения кроссвордов.

В кроссворд нужно вписать пять наречий и два существительных, одно из которых с двойной согласной.

(Ответы: вдруг, хорошо, быстро, скоро, весело, пальто, класс)

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Подробнее работа по первому и четвертому направлениям.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)

В методике существует немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.

1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

Загадки, отгадками которых являются словарные слова.

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

Растёт трава Алёнка

В красной рубашонке.

Кто не пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.

(земляника)

На лесной опушке

Стояли две подружки:

Платьица белёны,

Шапочки зелёны.

(берёзки)

В детский сад с бахчи

Привезли мячи.

Подали к обеду мяч,

Сладкий он и как кумач.

Щиплет щёки, щиплет нос.

Но не страшен нам… (мороз)

Ранним утром у школьных ворот

Собирается дружный … (народ)

Сарафан на сарафане,

Платьице на платьице.

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Глядишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)

Забор стоит,

а за забором огурцы и помидоры. (огород)

Кто шагает с сумкой книг утром в школу?

Если б не было его - не сказал бы ничего. (язык)

«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.

Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами.

Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

Игра - подсказка

О _ о _ _ _ (воробей)

Е _ _ _ (петух)

Пословицы и поговорки

1. Огород - для семьи доход.

2. Мир, что огород - в нем все растет.

Шутливые стихи детских поэтов

Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста.

cел задом наперед

И поехал в огород.

Русская народная песня

Зайчишка- трусишка

По полю бежал,

Морковку сорвал,

Капусту нашел -

Сидит и грызет.

Ай, кто-то идет.

Фразеологизмы

Бросать камешки в огород - намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически.

Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно.

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы.

Овощи пустились в путь.

С "О" писать их не забудь!

Огород Помидор Морковь Горох Огурцы Овощи Озорной озорник

Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям.

На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это ножи, которыми можно его разрезать

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.

Например,

1. Прочитайте "по цепочке".

2. Прочитайте словарь хором.

3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.

4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.

5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).

6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.

7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.

8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.

Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.

Обобщение

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

К теме "Словосочетание"

1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выпишите из каждого предложения все возможные словосочетания. Обозначьте главное слово, укажите вопрос от главного слова к зависимому. Над каждым словом укажите часть речи .

Летняя жара заставила зайти нас в густую рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Мой друг Иван сел на толстый конец упавшей березы а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперёд по телу Ивана по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далёком светлом небе.

2. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Выпишите из каждого предложения все возможные словосочетания. Обозначьте главное слово, укажите вопрос от главного слова к зависимому. Над каждым словом укажите часть речи .

Наступило славное свежее июльское утро; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури. Мелкая роса высыпала на листьях и травах блистала серебром на паутинках. Влажная земля бережно хранила румяный след зари. Со всего неба сыпались песни жаворонков. Дорога из Марьина огибала лесок. Лёгкая пыль лежала на ней, не тронутая со вчерашнего дня ни колесом ни ногою.

(По И.С. Тургеневу)

К теме "Предложение"

3 . Перепишите текст, вставляя буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор каждого предложения: подчеркните все члены предложения, дайте характеристику. Образец синтаксического разбора .

Русский народ (из)давн.. сжился с окружающими его др..мучими лесами пр(а,о)сторными полями и (полно)водными реками. Особой гордостью (С,с)еверной пр..роды являет(?)ся сосна. Красавицу сосну с тёмно(зелё..ой) хвоей встретиш(?) (по)всюду. Это дерево пр(е,и)живает(?)ся на самой различ(?)ной почве. М..лодые сосенки быстро р..стут и увелич..вают(?)ся за год пр..мерно на пят(?)десят сантиметров. Они (н..)боят(?)ся (н..)морозов (н..)засухи (н..)ветров сосны дож..вают обычно до трёх(сот) пяти(десяти) лет и дост..гают высоты более тридцати метров.

Человек (по)разному и(з,с)пользу..т сосну. Её сажают что(бы) ок..зать сопр..тивление вредным явлениям пр..роды. Сосны которые посаже..ы (в)доль железно(дорожного) пол..тна задерж..вают снег. Если сосны высаже..ы у вод..ёмов то они задерж..вают движ..щиеся пески.

4 . Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы .

1) Зайку брос..ла х..зяйка под д..ждём остался зайка.

2) Наша Таня громко плач..т ур..нила в реч..ку мяч..к. Тише Танеч..ка не плач.. не утон..т в речке мяч..

3) Нет напрас..но мы решили прок..тить кота в маш..не кот катат..ся (не)пр..вык опр..кинул г..узовик.

4) Я люблю свою лошадку пр..чешу ей ш..рстку гладко гр..бешком пр..глажу хвостик и верхом поеду в гости.

5) Ур..нили мишку на пол от..рвали мишке лапу (всё)р..вно его (не)брошу (по)тому(что) он хороший.

6) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.

7) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.

8) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.

9) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

10) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.

5 . Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу .

Кедры р..стут высоко в горах ветры их (на)бок сг..бают ст..рают..ся к земле накл..нить. А он высок могуч.. он вц..пился к..рнями в землю и тянет..ся всё выше и выше к со..нцу.

Всем извес..но что на концах веток обыч..но кедровые шишки в..сят. Орешки ещё (не)поспели и лес зам..р в ож..дании . (Во)круг много зверьков и птиц живёт и кедр всех лесных жителей корм..т. (Не)угомо..ая белка свал..т шишку на землю вын..т орешки два-три с..ест но один (не)пр..ме..о урон..т и тогда утащ..т ореш..к в норку юркая мыш(?). Она по деревьям взб..рат..ся (не)уме..т однако вкусные орешки любит а (по)тому к..раулит белок ждёт когда они урон..т свои пр..пасы.

Поз..ней осе..ей порой ещё больше зверьков и птиц можно увид..ть на кедре. Они соб..рают и пряч..т кедровые орешки под камни или зарывают про з..пас в землю.

6 . Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении выделите грамматическую основу. Выделенные слова разберите по составу.

(На)конец(то) (долго)жда..ая весна пр..шла с отт..пелью и с мартовскими грозами. Но (не)ожида..о для всех на четвёртой недел.. марта нач..лся могучий снег..пад и всё в природе ре..ко изм..нил..сь. Снег глухим од..ялом заст..лил землю и птич..ю пищу.
П..рнатым стало и хол..дно и гол..дно. Уже д..вно (не)пр..летали птиц.. на зимнюю кормушку и горсть ра..бухших от сырости семеч..к (не) пр..влекала даже вороб..ёв. Но в этот день вспомн..ли всё(же) птич..ки о зимн..й ст..ловой. Даже скв..рцы пр..сели на край и осторожно скл..вали старые крошки.
Но нашлись и такие птицы которые искали сп..сения в паническом бегстве. Пол..тели на юго(запад) зяблики певчие дрозды да жаворонки. Обг..няют их и ле..ко пр..одол..вают встречный ветер над Доном бе..числе..ые чибисы. Даже в (пол)день когда стало пр..гревать со..нце поток стай не пр..кратился.
Вскоре после весе..его снег..пада п..р..лётные птицы в..рнулись. Вот так в апреле многих птиц нам дов..лось встр..чать дважды.

7 . Перепишите предложения-загадки, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические оснвы. Напишите отгадки .

1) Он не просит ничего помогает в деле только глянешь на него вспомнишь день недели.

2) Ах не трогай меня обожгу и без огня.

3) В слове альфа заменим одну букву да прибавим трос сразу птицу получаем. Что за птица вот вопрос.

4) Ловит рыбку старичок а на чем висит крючок?

5) Тает снежок ожил лужок день прибывает когда это бывает?

6) Узнать его нам просто узнать его легко высокого он роста и видит далеко.

7) Что все мы носим много лет хоть счёту им не знаем?

8) Ах люблю я прямоту и сама прямая сделать ровную черту всем я помогаю.

9) Я как зонт не промокаю от дождя вас защищаю и от ветра укрываю.

10) Ночью каждое оконце освещает тускло...

11) Скачет наш котёнок ловко очень любит он...

12) Мышь считает дырки в сыре три плюс две всего...

8 . Составьте из данных слов предложения и запишите их .

1) Середина, быть, март. Весна, дружный, в, год, этот, выдаться. Изредка, короткий, дожди, выпадать.
2) Берёзовые, набухать, почки. Барашки, на, пожелтеть, вербы. Вылететь, из, пчёлы, улья, за, нектар, первый.
3) Весной, искать, корм, свой, скворец, на, земля. Истреблять, в, сады, и, он, огороды, насекомые, вредные.

9 . Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания . Выделите грамматические основы.

Мы ра..пол..жились в лесу (не)(по)далёку от (не)большой п..ляны. День и ноч.. у нас г..рел костёр (по)тому(что) ночью было холодно а днём пр..ходилось готовить еду. Однажды вечером у костра нач..л сопеть какой(то) (не)ведомый зверь. Мы (с)начал.. наст..р..жились однако через (пол)часа заметили как зверь высунул из травы мокрый чёрный нос и долго нюхал воздух и др..жал от жадности. Потом из травы пок..залась острая морда с ч..рными пронзительными глазками. Это из зар..слей вылез маленький барсук. На ск..в..родке жарилась и шипела картошка. Барсук был (на)столько голоден что (не)поб..ялся огня прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Конечно же он (не)медле..о обж..гся и даже зав..зжал от боли. Пр..шлось смазать его люб..пытный нос жиром и нак..рмить орехами и грибами. (По К.Г. Паустовскому)

10 . Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания . Выполните все разборы (обратите внимание: все номера разборов выделены цветным фоном) .

1. Побежал он на перрон влез 1 в отцепле..ый 2 вагон внёс 1 узлы и ч..моданы ра..совал 2 их под д..ваны сел в углу перед окном и заснул спокойным 1 сном. 4
2. Дама..давала 2 в багаж д..ван ч..модан 3 сакв..яж к..ртину к..рзину к..ртонку и маленькую 3 собач..нку 2 .
3. Мимо зеркал по узорам ковра медле..ым шагом идут в номера строгий швейцар в сюртуке с галунами следом - пр..езжий в широкой 3 п анаме следом - ст..руха в дорожных 1 очках следом - д..вица с мартышкой в руках. 4
4. Что же мне делать? Я очень устала! мистеру Твистеру дочь прош..птала 2 . Если ночлега н..где не найдём 3 может быть куп..ш.. какой(нибудь) дом? 4
5. Куп..ш..!- отец отвечает вздыхая 1 . - Ты не в Чикаго моя дорогая. Дом над Невою купить бы я рад… Да (не)захоч..т продать Ленинград!
6. Есть говорит 3 он две комнаты рядом с ва..ой гости..ой ф..нтаном и садом. Если хотите я вас пров..ду только при этом имейте (в)виду комнату (с)прав.. снимает китаец комнату (с)лев.. снимает малаец. Номер над вами снимает монгол. Номер под вами - мулат и креол!..

Главные члены предложения

1.Подчеркните грамматические основы во всех предложениях. После каждого сложного предложения цифрой укажите количество частей в его составе. Укажите вид сказуемых. Расставьте недостающие знаки препинания.

Простившись со старушкой Элиза пошла к устью реки впадавшей в открытое море. И вот молодая девушка увидела прекрасное безбрежное море но не видно было на нем ни одного паруса не было и лодочки на которой она могла бы пуститься в дальнейший путь. Берег был усыпан камешками. Море выбросило их на сушу и так отшлифовало что они сделались совсем круглыми. Да и остальные выброшенные морем предметы тоже носили на себе следы морских волн а ведь вода была мягче нежных рук девушки.

(Х.К. Андерсен)

Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Все ли они обособляются?

2.

Дядька мой работал сторожем картофельного склада на станции Томилино под Москвой. По своей картофельной должности держал он много собак. Порой на складе собиралось пять-шесть псов, и каждый день Аким Ильич варил им чугун картошки. ...Весной и летом я жил неподалеку от Томилина на дачном садовом участке. Участок этот был маленький и пустой, росли две елки, под которыми стоял сарай и самовар на пеньке. Аким Ильич часто наезжал ко мне в гости и всегда привозил картошки, которая всегда к весне обрастала белыми усиками. Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Почему-то на мешке было написано: «Пичугин».

(Ю.Коваль)

3.Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых.

Тузик был велик и черен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два желтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая, мокрая, клыкастая пасть. Наводить ужас на людей – вот было главное его занятие.
Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным ревом. Когда же участник дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слез, катаясь на спине.

(Ю.Коваль)

Обведите кружком запятые, которыми выделены деепричастные обороты.
и в 3-м предложении?

Односоставные предложения

4.Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых. Определите тип односоставных предложений.
Объясните расстановку знаков препинания.

Мишель пробирался от заставы к Разводной площади.
Бледный, заспанный, он въехал через заставу в восемь часов. Не совсем рассвело, утро было сумрачное. Он проехал мимо пригородных лавок, с любопытством заглядывая в окна. В окнах еще горели свечи; в одной лавке копошился у конторки толстый чухонец в очках: что-то записывал, припоминал, почесывал нос.
Мишель заглядывал в окна с неясной тревогой...
Все стояло на месте. Лавки открывались. По улицам шли редкие прохожие, улицы были тихи и темны. Так он проехал пустую Театральную площадь. В будке, мимо которой он проезжал, спал старый будочник, прислонив к стене свою алебарду. ...Уже рассвело, но народа на улицах почти не было.

(Ю.Тынянов)

5.
Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых.
Обозначьте буквами
пр или д причастия и деепричастия, подчеркните их как члены предложения.
Определите тип односоставных предложений.

Старые осипшие часы висевшие у дверей младшей спальной, гулко пробили пять раз. Под серо-сизым казенным одеялом задвигался дядька Лаврентий.
Затем он идет в умывалку; это темноватая, холодная комната, посреди которой стоит огромный из красной меди умывальный чан. Дно его усеяно рядом медных стержней. Человек двенадцать могут умыва_ся одновременно, но пока – дядька один.
Умывается Лаврентий медленно, с наслаждением, фыркая, как опившийся кот. После умывания он подходит к одной из длиннейших скамей, тянущ_ся вдоль стен умывалки, и начинает чистить себе сапоги. Эти скамьи уставлены громадными чашками с жидкой ваксой; масса щеток, больших и малых, разбросана по ним.
Вычистив себе сапоги, дядька окончательно приводит в порядок свой туалет – расчесывает брови, протирает очки и поворачивает перед зеркалом из стороны в сторону голову.
Скоро уже шесть. Скоро звонить. Мельком взглядывает Лаврентий на казенный градусник. Давным-давно, с самого основания пансиона, повесили его у косяка двери, и с тех пор невозмутимо добросовестно и в зиму и в лето показывает градусник четырнадцать, как бы температура н_ менялась.
Новый год по неокрепшей традиции встречали всей школой. В большой спальне днем были убраны койки, поставлены столы и скамейки. Вечером в одиннадцать с половиной часов все отделения под руководством классных надзирателей поднялись наверх в спальню.
На столах, покрытых белыми скатертями, уже стояли яства: яблочная шарлотка, бутерброды с колбасой и клюквенный морс, которым изобретательный Викниксор заменил новогоднее шампанское.
Отделения разместились за четырьмя столами. Дежурные разлили по кружкам «шампанское-морс» и уселись сами. Скромное угощение казалось изголодавшимся шкидцам настоящим пиром.
В час ночи банкет закрылся. Вмиг были убраны столы, расставлены кровати, и шкидцы стали укладываться спать.

(Н.Крашенинников)

6.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых. Определите тип односоставных предложений.

На Птич_м рынке за три рубля купил я себе клеста. Это был клест-сосновик, с перьями кирпичного и клюкв_ного цвета, с клювом, скрещен_м как два кривых кост_ных ножа. Лапы у него были белые. Таких птиц называют «сиделый».
Над Птич_м рынком ст_лился морозный пар и пахло керосином. Это продавцы тропических рыбок обогревали аквариумы и банки керосиновыми лампами.
Дома я поставил клетку на окно, чтобы клест мог поглядеть на улицу, на мокрые крыши сокольнических домов и серые стены мельничного комбината.
Клест сидел на своей жердочке торжеств_но и гордо, как командир на коне. Надо было придумать имя клесту. Мне хотелось, чтобы в имени был отмечен и его командирский нрав, и красный цвет оперения. Нашлось только одно слово – клюква .Клюква – подходящее слово. Жаль только, что нет в клюкве ничего командирского. Я долго прикид_вал так и эдак и назвал клеста Капитан Клюквин.

(Ю.Коваль)

Как вы думаете, почему не надо ставить запятую перед союзом и в 5-м предложении?

7.Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите односоставные предложения и укажите их вид.

Было у меня еще одно важное занятие, которое, правда, не поощрялось. Я делал свечи. Вытапл_ваю в большой жест_ной миске стеарин из каких-то спрессов_ных вместе с проволокою пластин и разл_ваю его по сделан_м из плотной бумаги трубочкам разного д_аметра с натянут_м внутри фитилем. Ювелирная точность: фитиль должен идти строго по центру буд_щей свечи. Оказалось, что это очень трудно.
Хлеб тоже пекли сами. По карточкам его давали раз в неделю, а то и реже, в остальные дни отовар_вали пшеном, шрапнелью, полбой. Хлеб пекся бабкой в русской печи. ... Наш хлеб был мягким неделю. Егорычев рассказал, как булочник Филиппов проверял работу своих пекарей: пост_лал салфетку и садился на булку или калач. Если изделие потом прин_мало прежн_ю форму – значит хлеб хорош. Антону сильно захотелось сесть на теплый кар_вай, но бабка сказала: «Кощунство!».

(А.Чудаков)

8.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, исправьте орфографические ошибки. Найдите односоставные предложения, определите их тип.

Корней Иванович был горячим телефон_ненавистником. Им владела во все времена его жизни наст_ящая телефонофобия. Представить себе его спокойно беседующ_м с кем нибудь по телефону как любил он беседовать с людьми бок о бок не мыслимо. Он до такой степени не выносил этот способ общения что не редко ставил в тупик тех кто звонил ему возьмет тру_ку скаж_т несколько слов вдруг полож_т ее на рычаг без всякой заключительной фразы не попрощавшись остав_в в своем собеседнике полную увере_ость бу_то внезапно оборвалась телефо_ая связь. В Ленинграде например зайдя однажды за книгой в его к_бинет я услыхала что в письмен_м столе что то булька_т. Он сидит и пиш_т а в ящике булька_т. Прислушалась не сомне_о человеческий голос. Оказывае_ся Корней Иванович снял тру_ку поздоровался но находясь на разгоне работы говорить не мог он засунул трубку в ящик стола чтобы голоса не было слышно и продолжал писать. Изредк_ он вын_мал тру_ку от туда произносил об_льстительным голосом
Чудесно! Я с вами соверше_о согласен! и снов_ упрятывал чужой голос в ящик по глубже.
Вскоре мы перенесли телефон в другую комнату и стали подходить сами стараясь оберечь его от звонков.

(Л.Чуковская)

Подчеркните сказуемые в выделенных предложениях. Заключите в рамку вводные слова.

9.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите неполные предложения; определите вид односоставных предложений.

Вот по Большой Дороге мы возвращаемся с ним вместе со станци_. Ходили (в)двоем на почту. Мороз градусов 30. По об_им сторонам пустые дачи стреляющие промерзшими досками; завале_ые снегом клумбы; утонувшие в снегу колья заборов. Снега снега по обочинам Большой Дороги (по)средине бежит св_ркая слюд_ным блеском твердый наката_ый санями утопта_ый лошадиными к_пытами бесконечный путь. Мороз (не)зримой плотиной в воздухе.Почему этот снег называется белый, когда на самом деле он синий розовый цветной искрящийся? Но сегодня мне и снег не в радость. Я стыну. Замерзли губы брови лоб. Даже зубы. А ноги? – Ног у меня просто нет. А ему мороз нипочем. Для него и сейчас жара. Пальто ра_пахнуто руки без перчаток уши барашковой шапки развязаны. Я укута_ая плачу от холода. Меня проб_ра_ет дрожь словно я н_ в шубе н_ в капоре н_ в платке н_ в гамашах а в летнем платьишке. Плачу сначал_ потихоньку потом все громче и громче и от г_рячих слез мне станови_ся еще холоднее. Он берет меня на руки стягивает с меня промер_шие боты засовывает боты в один свой карман обе мои ноги в другой и опускает туда свою горячую руку.
Тесно. Счастливая теснота.

(Л.Чуковская)

Объясните, почему между однородными членами стоит точка с запятой;
зачем автор поставил числительное 30 после слова градусов.

10.Объясните расстановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы в выделенных предложениях. Есть ли в тексте односоставные предложения?

Втроем пройдя по полупротоптанной тропинке, мы вскоре свернули через пушистый снег к проезжей дороге и двинулись окружным путем по направлению так называемой Песчанки, откуда можно было пройти к станции, минуя село Рождествено. Меж тем солнце село, и очень скоро стало совсем темно. Братец стал жаловаться, что продрог и устал, и я помог ему сесть верхом на дога, единственного члена экспедиции, который был по-прежнему весел. Брат в совершенном молчании все сваливался со своего неудобного коня, и, как в страшной сказке, лунный свет пересекался черными тенями придорожных гигантов-деревьев. Вдруг нас нагнал слуга с фонарем, посадил на дровни и повез домой.

(В.Набоков)

11. Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых. Определите тип односоставных предложений. Восстановите правильный порядок предложений.

Однажды они сидели на берегу реки и варили уху.
Он показывал рукой на то место, где его подобрали. А этот, с яблоками в кармане, не двигался. Тот, что лает по-собачьи, размахивал руками и кричал. Потом он достал из сумки много яблок.
Я отошел от них, не люблю того места.
Сейчас-то уж яблок нигде не найти.

(По Ю.Ковалю)

Однородные члены предложения

12.Подчеркните однородные члены предложения. В каком предложении есть авторский знак препинания?

Отсчитав вторую налево комнату, я вошел в нее и сначала в ней никого не заметил. Были в ней только: скамья, два стула, стол и какие-то растения у окна.
Высокий, тучный, пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях. Нос у него был толстый, малиновый и похожий на сливу; глаза и брови – блестящие и черные. На конце носа сверкали стальные очки.
Он ушел. Я робко присел на свою парту, открыл отведенный мне еще пустой ящик, опять захлопнул и начал смотреть перед собой.

(Н.Крашенинников)

13.Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Подчеркните однородные члены предложения.

Есть блаженное слово – провинция, есть чудесное слово – уезд. Столицами восторгаю_ся, восхищаю_ся, гордя_ся. Умиляет душу только провинция.
Держался город на трех китах: вокзал, тюрьма, женская г_мназия... От вокзальной площади – самый вокзал, как некий форум стоял на возвышении, – причудливыми зигзагами разбегались в низ не повторимые не проходимые не пост_жимые то заходившие в тупички то друг дружку обгонявшие и пересекавшие, русские, южнорусские улицы. А на окраине города – Казенный сад, с высоким украинским тополем, а под сенью тополей выщербл_ные от времени скамейки и вырез_ные на них перочинным ножом дни, месяцы, годы, имена, инициалы и пронзенные стрелой отлюбившие перегоревшие испепеленные сердца.
Достопр_мечательностью города была, конечно, деревянная каланча. И факт остается фактом: до степей Новороссии римские легионеры так и не дошли и никаких виадуков в наследи_ грядущим векам не оставили. А уж сколько пожаров вот этими самыми ведрами потушили – и не упомнить даже. Главных улиц в Новограде две. Одна – чинная, аристократическая, для праздного гуляния и взаимного лицезрения. Другая – торговая, шумная, не сдерж_ная и, не взирая на свое обещающее наименование, без всякого даже намека на перспективу. Из окрестных деревень тянулись возы с дровами – грабом, ольхой, березою.
Въезжали во двор не маз_ные скрипучие телеги наполн_ные всяким добром, припасами и снедью. Обкладывали соломой и ставили в погреб разбухшие от рассола кадушки с кислыми яблоками, грибами, моч_ными арбузами, сливами, помидорами, кваш_ной капустой и соле_ыми огурцами. От всего этого изобилия и щедрот земных шел прелый душный и щекоч_щий об_няние запах. И ощущение уверенности незыбл_мости прочности и покоя безраздельно овл_девало душой.

(Дон-Аминадо)

Обведите кружком запятые, которыми разделены однородные определения.

14.Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Крышка чайника начала приподниматься и из-под нее выглянули свеженькие беленькие цветочки бузины, затем появились и длинные зеленые ветви. Они росли даже из носика чайника и скоро образовалось целое дерево; ветви доходили до самой постели и раздвинули занавески. Как славно цвела и благоухала бузина! Из зелени ее выглядывало приветливое лицо старушки, одетой в какое-то удивительное платье, зеленое, как листья бузины, и все усеянное крупными белыми цветочками. Сразу даже не разобрать было – платье ли это или просто зелень и живые цветочки бузины.
Такое же точно большое, покрытое цветами дерево росло в углу одного бедного дворика в Новой Слободке.

(Х.К. Андерсен)

Обособленные члены предложения

15. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Обозначьте буквами
пр или д причастия и деепричастия, подчеркните их как члены предложения.

И над крючком для пальто и над клеткой для фуражки я увидел прикле_ные бумажки, на которых была напис_на моя фамилия. Раздевшись я вышел опять в коридор и оглянулся. Сердце сжалось в комочек.
Еле передвигая ноги побрел я по бесконечно длинному коридору, освещ_ному лампами привеш_ными к потолку. По дороге попались мне несколько гимназистов шедших парами; одни смеялись и не взглянули на меня; другие, поменьше, осматривали с любопытством.

(Н.Крашенинников)

Помню просторный грязный двор и низкие домики обнесе_ые забором. Двор стоял у самой реки и по веснам, когда спадала вода, он был усе_н щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так, однажды мы нашли туго набит_ю письмами сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег и самого почтальона. Он лежал на спине, закинув руки, как будто заслонясь от солнца, еще совсем молодой, белокурый, в форменной тужурке с блестящими пуговицами: должно быть, отправляясь в свой последний рейс почтальон начистил их мелом.
Сумку отобрал городовой, а письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тетя Даша. Но они не совсем размокли: сумка была новая, кож_ная и плотно запиралась. Каждый вечер тетя Даша читала вслух по одному письму, иногда только мне, а иногда всему двору. Это было так интересно.

(В.Каверин)

Найдите все слова, содержащие корни с чередующимися гласными; объясните написание наречий.

16.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные причастные и деепричастные обороты.

На стене затянутой тисне_ым золотом с_фьяном висел большой фотографический портрет человека с артистической ш_велюрой пр_щуренными глазами подкруче_ыми усами и с л_рнетом в руках. ...Он дочитал бумагу сбросил п_нсне на черном шнурке протер утомле_ые глаза и окон(?)чательно повернувшись спиной к бюро уставился на меня н(?)чего (не)говоря. Он прямо и откр_ве_о смотрел мне в глаза внимательно изучая меня, как изучают новый только что пр_обрете_ый механизм. Стены предба_ика были обильно увеш_ны фотографиями дагерротипами и к_ртинками среди которых царствовал большой масл_ыми красками писа_ый п_ртрет предст_вительного мужчины в сюртуке с бакенбардами по моде семидесятых годов. ...Но следующая акварель пор_зила меня выше всякой меры. В бедной комнате в кресле сидел человек с дли_ейшим птич_м носом больными и встревож_ными глазами с волосами ни_падавшими прямыми прядями на изм_жде_ые щеки во фрачке син_м. Рукопись на коленях свеча в шандале на столе.

(М.Булгаков)

Найдите однородные определения. Определите значения слов сафьян, л_рнет, п_нсне, дагерротип, шандал .

17.Подчеркните грамматические основы во всех предложениях второго и третьего абзацев. Укажите вид сказуемого.
Подчеркните все обособленные определения и обстоятельства.
Выпишите слова с чередованием гласных в корне.

Он убегал далеко за правильную аллею и шел боковыми дорожками, мимо белых лиц и каменных животов, пока не сбивался с пути. Он убегал все глубже. Здесь уж была татарская дичь и глушь, новый правильный сад обрывался – начинался старый. Стволы были покрыты мхом, как пеплом; хворост лежал вокруг статуй.
Лето было удушливое; Москва, как Самарканд, сгорала от жары. Листья висели неживые, запылились. Он бродил в одной сорочке по полутемным комнатам: днем запирались ставни.
Это было похоже на болезнь; он мучился, ловил слова, приходили рифмы. Потом он читал и поражался: слова были не те. Он начинал привыкать к тому, что слова не те и что их слишком много; как бы то ни было, это были стихи, может быть, ложные.
Однажды приснились ему стихи; всю ночь продолжался бред, пламенный, тяжелый; к утру он проснулся, испуганный и удивленный, – что-то произошло, чего он не мог объяснить, что-то изменилось навеки: он помнил строку, полстиха.

(Ю.Тынянов)

18.Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните все обособленные определения и обстоятельства.

Н_ облака на туманном беловатом небе, н_ малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но не ясное солнце своротило с не высокого полдня к не далекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.
Не большой обоз тянулся по узенькой как ход крестьянских саней проселочной не торной дорожке, или, лучше сказать, следу, будто не давно проложенному по не обозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для не привычного уха скрипели, визжали полозья. Одетые в дубле_ые полушубки, тулупы и серые суко_ые зипуны, нахлобуче_ые башкирскими глухими малахаями, весело бежали мужики за своими возами. Запуш_ные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, едва разевая рты, из которых белый дым вылетал, как из пушки при выстреле и не скоро расходился, – они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто не взначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из мягкого снегового пуха на твердую дорогу. Тут-то сыпались русские остроты, по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии.

(С.Аксаков)

19.Определите тип односоставных предложений. Заключите в рамку вводные слова.

Человеческий язык.
Но ведь на самом деле у людей нет общего языка.
Сейчас считае_ся, что всего их около пяти тысяч или даже больше.
Действительно, так часто говорят и пишут.
Люди говорят на разных языках, и таких языков на Земле очень много.
Но разные люди, где бы они н_ жили, все же отличаются друг от друга гораздо меньше, чем могут отлича_ся друг от друга разные языки.
Конечно, и люди в разных частях Земли не похожи друг на друга, они отличаю_ся ростом, цветом глаз, волос или кожи, наконец, обыч_ями.
Причем есть языки, похожие друг на друга, а есть такие, которые совсем, кажется, не имеют ничего общего.

Упражнения на повторение изученного

20.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Снеговая белая туча огромная как небо обтянула весь горизонт. Вдруг наступила ночь наступил буран со всей яростью со всеми своими ужасами. Раз_грался пустынный ветер на приволье взрыл снеговые степи как пух лебяжий вскинул их до небес. Все одел белый мрак непрон_цаемый как мрак самой темной осен_й ночи.

Сердце падает у самого неробкого человека путешественника кровь стынет останавливае_ся от страха а не от холода. Человек теряет память прису_твие духа безумеет. И вот причина гибели многих несчастных жертв. Шестеро смельчаков, или лучше сказать глупцов послуш_вшихся молодого удальца, вероятно скоро сбились с дороги выбились из сил – и все замерзли.

Какими членами предложения являются слова с союзом как ?

21.Поставьте цифру 1 над запятыми, выделяющими обособленное определение;

2 – над запятыми, выделяющими обособленное приложение;

5 – над запятыми, выделяющими вводное слово.

В каком предложении не оказалось цифр над запятыми? Почему поставлены эти запятые?

Мы – у окон детской, смотрим, что делается у нас во дворе. Вот медленно по рыхлому снегу подъезжает к нашему подъезду поместительная карета, запряженная парой старых и малоподвижных лошадей. Из кареты выбирается не спеша ее обладатель, приземистый широкоплечий господин в объемистой черного сукна шинели с большим капюшоном, в круглой шапке. Это наш годовой домашний врач Константин Игнатьевич Володьзко. В то время семья часто сговаривалась с каким-нибудь врачом, который за условленную плату был к ее всегдашним услугам в случае надобности. К.И. состоял на службе в Мариинской больнице, где имел казенную квартиру. Скорости телефонных сообщений тогда не было и в уме. Если кто-нибудь заболевал, посылали за К.И. в Мариинскую больницу прислугу на извозчике, и он приезжал в своей карете на медлительных наемных лошадях. Это была возможная наибольшая скорость. Больные, их окружающие и врач подчинялись медленному темпу тогдашней жизни. Но домашний врач появлялся в наблюдаемой им семье не только в дни болезни. Он считал своим долгом навещать ее от времени до времени, чтобы следить за здоровьем ее членов. Так и К.И. был нередким гостем в нашей семье. Он приезжал без спеха, осматривал всех нуждавшихся в его совете. А между тем в приемной накрывали чайный стол – и после осмотра К.И. еще сидел у нас за чаем. Мама вспоминала много лет спустя, что он был очень образован и разговор с ним бывал интересен. Он был, по словам мамы, умен и сердечен. И, побеседовав за чайным столом, оставив довольных его посещением людей, К.И. без нервной спешки отбывал в своей громоздкой карете.

(В.Харузина)

Выпишите по одному сказуемому каждого вида. Подчеркните сказуемые в односоставных предложениях.

22.Вставьте пропущенные буквы.

Мы переселились на Большую Ордынку, в дом Синицына, владельца водочного завода. По крайней мере склад бочек с вином помещался во флигеле, в подвалах, приходящихся под частью нашей квартиры. Дом Синицына, существующий до сих пор, построен покоем, причем одна из ножек «П» имеет пристройку под прямым углом, образующ_ опрокинутое «Г». В этом «Г» помещалась наша квартира.
Вход был со двора, мощ_ного булыжником, с дорожкой из плитняка, ведущ_ от калитки при железных с фигурной реш_ткой воротах к главному подъезду самого владельца. Наш подъезд был крыт двускатной пологой крышей, под которой была протянута полоска из железной реш_тки с золоч_ными розетками в виде украшения. Со двора надо было ступить по невысоким ступенькам на мощные гранитные плиты подъезда, а с обеих сторон его лежали две гранитные же массивные стенки, на которых так удобно и весело казалось присажива_ся нам, детям, пока открывали дверь. Это удовольствие длилось всего минуту.

(В.Харузина)

Поставьте цифры:


2 – над запятыми, выделяющими обособленные приложения;
3 – над запятыми, выделяющими уточняющие обстоятельства;
4 – над запятыми, разделяющими части сложного предложения.

23.Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Подчеркните вводные слова и предложения, вставные конструкции.

Ранняя страсть к к_лекционированию привела нас, между прочим, к соб_ранию монет и камней. И ту и другую к_лекцию мы медленно пополняли на свои не большие, как я сказала уже, карманные деньги. Мы ходили от_скивать наши сокровища на Смоленский рынок и в Ряды. Помню – это было где-то в задних рядах, тесных, сырых и темных, скудно осв_щавшихся через потолок, с водосточными канавами посредине не ровно мощ_ного пола, покрытыми вдлинь досками, но, не смотря на это прикрытие, издававшими зловоние, – эти крошечные лавки, или скорее прилавки, и открытые углы, где старьевщики прод_вали все возможный мелкий хлам и лом, на который, надо диву даваться, находились, очевидно, покупатели. Помню, камни в не обработанных кусках лежали у них обыкновенно в дерюжных мешках на полу, и какое удовольствие испытывала я, запуская в такой мешок руки и вытаскивая из него кусок малахита, или ляпис-лазури, или гнездо топаза или аметиста. Походы наши сюда в эти темные мало известные закоулки давали мне всегда много радости и ож_влявшего интереса. У магазинных окон П_сажа и Кузнецкого моста я не любила останавлива_ся: магазинные выставки будили во мне скуку, тогда как весь этот хлам имел для меня притягивающую прелесть старины.

(В.Харузина)

Поставьте цифры:

1 – над запятыми, выделяющими обособленные определения;
2 – над знаками, выделяющими слова, грамматически не связанные с предложениями;
3 – над запятыми, разделяющими однородные члены;
4 – над запятыми, разделяющими части сложного предложения;
5 – над запятыми, выделяющими обособленные обстоятельства.

Выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3)Я видел Плещеево озеро около Переславля-Залесского. (4)И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) И озеро Синевир в Карпатах. (6) Пухяярве может своей расотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жаль расставаться с Пухяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером.


Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом Люди суеверные считают, что можно «сглазить», посмотрев на кого-то и сопровождая выразительный взгляд излишней похвалой. И, глядишь, ребёнок плачет по ночам, коза убавила молока, ласковый муж вдруг начал грубить.








В каком ряду все слова числительные? 1)семь, седьмой, семилетка, семь десятых 2)два, дважды, двое, второй 3)восемь, восьмой, восьмеро, восемь целых восемь десятых 4)три, третий, тройка, тройной В каком ряду все слова являются местоимениями? 1)мне, кто, любой, второй 2)себя, моего, по-моему, прежний 3)ничего, что-либо, наш, по-нашему 4)её, всякий, самый, каждый


Местоимение разряды личныеЯ, мы; Ты, вы; Он, она, оно, они притяжательныеМой, наш; Твой, ваш; Свой; Его, её, их возвратныеСебя вопросительныеКто, что, какой, который, чей, сколько относительныеКто, что, какой, который, чей, сколько неопределённыеВопросительные + -то, -либо, -нибудь, кое- некто, нечто, некий отрицательныеВопросительные + НЕ, НИ определительныеВесь, всякий, всяк, сам, самый, каждый, иной, другой указательныеЭтот, тот, такой, таковой, таков, сей, оный, этакий, столько




В каком ряду все числительные употреблены правильно? 1)семьюдесятью шестью гектарами, у обоих студентов, работать в полутораста километрах от дома 2)у обеих подружек, довольствоваться двустами рублями, около трёхсот книг 3)более девяносто граммов, нет сорока авторучек, четверо подруг 4)40,7 процентов, тремястами книгами, более полутора стаканов


Морфология-средства связи Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? (1)Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2)Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво склонив голову. (3)Красивый узорчатый платок мягкими складками лежал на её плечах. (4) Коса развилась, и шёлковая лента упала к ногам красавицы. (5) Но она её не поднимала. Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? (1)Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2)Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво склонив голову. (3)Красивый узорчатый платок мягкими складками лежал на её плечах. (4) Коса развилась, и шёлковая лента упала к ногам красавицы. (5) Но она её не поднимала.


К каким частям речи принадлежат выделенные слова? Всё великое тяжело, поэтому трудно его удержать. Экзамен, которого мы боялись, прошёл успешно. Любила одежду цвета беж. Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей. К каким частям речи принадлежат выделенные слова? Всё великое тяжело, поэтому трудно его удержать. Экзамен, которого мы боялись, прошёл успешно. Любила одежду цвета беж. Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей.




Слитнораздельно Предлог сущ. ВследствиЕ НаподобиЕ Ввиду Вроде, вместо Насчёт Посредством В течениЕ В продолжениЕ В заключениЕ В отличиЕ Во избежаниЕ В отношениИ На протяжениИ Иметь в виду В виду (берега) В виде В связи с…, в силу, в целях, в свете За счёт За исключением, по причине, по случаю


Слитнораздельно Предлог деепричастие Несмотря на …, Невзирая на …, Не считая Грамматические нормы Благодаря, согласно, вопреки, навстречу дат.п. (согласно договору) Несмотря на…, невзирая на… вин.п. (несмотря на опасность) По – «после» предл. п. (по приезде из командировки)


Морфология -орфография Определите зависимость написания слова от его частеречной принадлежности. Оратор говорил проникнове(Н,НН)о и взволнова(Н,НН)о. - Мама взволнова(Н,НН)а поведением дочери. Девочка избалова(Н,НН)а, капризна. - Она избалова(Н,НН)на бабушкой. Броски увере(Н,НН)ы. - Увере(Н,НН)ы в успехе. Будучи ране(Н,НН)ым, прополз 20 километров. – Ране(Н,НН)ый, он всё-таки дошёл до своих. – Ране(Н,НН)ые бойцы находились прямо в лесу. – На кровати стонал ране(Н,НН)ый.