Три цепи питания животных. Тема урока "цепи питания"

Пищевой, или трофической цепью называют взаимоотношение между различными группами организмов (растениями, грибами, животными и микробами), в котором происходит транспорт энергии в результате употребления в пищу одних особей другими. Перенос энергии - основа нормального функционирования экосистемы. Наверняка эти понятия знакомы вам с 9 класса школы из курса общей биологии.

Особи последующего звена съедают организмы прошлого звена, и так происходит транспорт вещества и энергии по цепочке. Эта последовательность процессов лежит в основе живого круговорота веществ в природе. Стоит сказать, что огромная часть потенциальной энергии (примерно 85%) теряется при переносе от одного звена к другому, она диссипируется, то есть рассеивается в виде тепла. Этот фактор является лимитирующим по отношению к длине пищевых цепей, которые в природе обычно насчитывают 4-5 звеньев.

Виды пищевых взаимоотношений

Внутри экосистем органические вещества производятся автотрофами (продуцентами). Растения, в свою очередь, поедаются растительноядными животными (консументами первого порядка), которых затем съедают хищные животные (консументами второго порядка). Эта цепь питания из 3 звеньев является примером правильной пищевой цепи.

Различают:

Пастбищные цепи

Трофические цепи начинаются с авто- или хемотрофов (продуцентов) и включают гетеротрофов в виде консументов различных порядков. Такие пищевые цепи широко распространены в сухопутных и морских экосистемах. Их можно нарисовать и составить в виде схемы:

Продуценты —> Консументы I порядка —> Консументы I. I. порядка—> Консументы III порядка.

Типичным примером является пищевая цепь луга (это может быть и лесная зона, и пустыня, в этом случае будут отличаться лишь биологические виды различных участников трофической цепи и разветвлённость сети пищевых взаимодействий).

Итак, цветок с помощью энергии Солнца производит для себя питательные вещества, то есть является продуцентом и первым звеном в цепи. Бабочка, которая питается нектаром этого цветка - консумент I порядка и второе звено. Лягушка, также обитающая на лугу и являющаяся насекомоядным животным, съедает бабочку - третье звено в цепи, консумент II порядка. Лягушку проглатывает уж - четвёртое звено и консумент III порядка, ужа съедает ястреб - консумент IV порядка и пятое, как правило, последнее звено в пищевой цепочке. Человек может присутствовать в этой цепи также в роли консумента.

В водах Мирового океана автотрофы, представленные одноклеточными водорослями, могут существовать лишь до тех пор, пока сквозь толщу воды способен проникать солнечный свет. Это глубина 150-200 метров. Гетеротрофы могут жить и в более глубоких слоях, в ночное время поднимаясь к поверхности для подкормки водорослями, а утром вновь уходя на обычную глубину, совершая при этом вертикальные миграции до 1 километра в сутки. В свою очередь, гетеротрофы, являющиеся консументами последующих порядков, обитающие ещё глубже, утром поднимаются до уровня обитания консументов I порядка, чтобы питаться ими.

Таким образом, мы видим, что в глубоких водоёмах, как правило, морях и океанах, существует такое понятие, как «пищевая лестница». Его смысл заключается в том, что органические вещества, которые создаются водорослями в поверхностных слоях земли, переносятся по пищевой цепочке до самого дна. Учитывая этот факт, можно считать обоснованным мнение некоторых экологов о том, что весь водоём можно считать единым биогеоценозом.

Детритные трофические взаимосвязи

Чтобы понять, что такое детритная пищевая цепь, нужно начать с самого понятия «детрит». Детрит - это совокупность остатков отмерших растений, трупов и конечных продуктов обмена животных.

Детритные цепи являются типичными для сообществ внутриконтинентальных вод, дна озер, имеющих большую глубину, и океанов, многие представители которых питаются именно детритом, образованным остатками мёртвых организмов из верхних слоев или случайно попавших в водоем из экологических систем, находящихся на суше, в виде, например, листового опада.

Донные экологические системы океанов и морей, где нет продуцентов ввиду отсутствия солнечного света, и вовсе могут существовать только за счёт детрита, общая масса которого в Мировом океане за календарный год может достигать сотни миллионов тонн.

Также детритные цепи распространены в лесах, где немалая часть ежегодного прироста биомассы продуцентов не может быть употреблена в пищу непосредственно первым звеном консументов. Поэтому она отмирает, образуя опад, который, в свою очередь, разлагается сапротрофами, а затем минерализуется редуцентами. Важную в роль в образовании детрита лесных сообществ играют грибы.

Гетеротрофы, которые питаются непосредственно детритом - это детритофаги. В наземных экологических системах к детритофагам относят некоторые виды членистоногих, в частности насекомых, а также кольчатых червей. Крупных детритофагов среди птиц (грифов, ворон) и млекопитающих (гиен) принято называть падальщиками.

В экологических системах вод основную массу детритофагов составляют водные насекомые и их личинки, а также некоторые представители ракообразных. Детритофаги могут служить пищей для более крупных гетеротрофов, которые также, в свою очередь, в дальнейшем могут стать пищей для консументов высших порядков.

Звенья пищевой цепочки иначе называют трофическими уровнями. По определению это группа организмов, которая занимает конкретное место в пищевой цепочке и представляющая для каждого из последующих уровней источник энергии - пищу.

Организмами I трофического уровня в пастбищных пищевых цепях являются первичные продуценты, автотрофы, то есть растения, и хемотрофы - бактерии, использующие энергию химических реакций для синтеза органических веществ. В детритных же системах автотрофы отсутствуют, а I трофический уровень детритной трофической цепи образует собственно детрит.

Последний, V трофический уровень представлен организмами, которые потребляют мёртвые органические вещества и конечные продукты распада. Эти организмы называют деструкторами или редуцентами. Редуценты в основном представлены беспозвоночными животными, являющимися некро-, сапро- и копрофагами, использующими в пищу остатки, отходы и мёртвую органику. Также к этой группе относят растения-сапрофаги, которые разлагают листовой опад.

Ещё к уровню деструктуров относят гетеротрофные микроорганизмы, способные превращать органические вещества в неорганические (минеральные), образуя окончательные продукты - двуокись углерода и воду, которые возвращаются в экологическую систему и вновь вступают в природный круговорот веществ.

Значение пищевых взаимосвязей

Для меня природа представляет собой эдакий хорошо смазанный механизм, в котором предусмотрено все до мелочей. Удивительно, как все продумано, и вряд ли человек сможет создать когда-нибудь нечто подобное.

Что означает термин «цепь питания»

Согласно научному определению, в это понятие входит перенос энергии через ряд организмов, где первым звеном выступают продуценты. В эту группу включаются растения, которые поглощают неорганические вещества, из которых синтезируют питательные органические соединения. Ими питаются консументы - такие организмы, которые не способны к самостоятельному синтезу, а значит, вынуждены питаться уже готовой органикой. Это травоядные животные и насекомые, которые выступают в качестве «обеда» уже для других консументов - хищников. Как правило, цепь содержит около 4-6 уровней, где замыкающее звено представлено редуцентами - разлагающими органику организмами. В принципе, звеньев может быть гораздо больше, но есть природный «ограничитель»: в среднем, каждое звено получает мало энергии предыдущего - до 10%.


Примеры цепей питания в лесном сообществе

Для лесов существуют свои особенности, в зависимости от их типа. Хвойные леса не отличаются богатой травяной растительностью, а значит, и цепи питания будут иметь определенный набор животных. Например, олень с удовольствием лакомится бузиной, а сам становится добычей медведя или рыси. Для широколиственного леса будет свой набор. Например:

  • кора - жучки-короеды - синица - сокол;
  • муха - рептилия - хорек - лиса;
  • семена и плоды - белка - сова;
  • растение - жук - лягушка - уж - ястреб.

Стоит упомянуть падальщиков, которые «утилизируют» органические останки. В лесах их великое множество: от простейших одноклеточных до позвоночных. Их вклад в природу огромен, поскольку, в противном случае, планета покрылась бы останками животных. Они же преобразуют мертвые тела в неорганические соединения, которые необходимы растениям, и все начинается заново. В общем, природа - само совершенство!

  • Вопрос 11. Живое вещество. Назовите и охарактеризуйте свойства живого вещества.
  • Вопрос 12. Живое вещество. Функции живого вещества.
  • Вопрос 13. С какой функцией живого вещества связывают Первую и Вторую точку Пастера.
  • Вопрос 14. Биосфера. Назовите и охарактеризуйте основные свойства биосферы.
  • Вопрос 15. В чем сущность принципа Ле Шателье – Брауна.
  • Вопрос 16. Сформулируйте закон Эшби.
  • Вопрос 17. Что является основой динамического равновесия и устойчивости экосистем. Устойчивость и саморегуляция экосистемы
  • Вопрос 18. Круговорот веществ. Типы круговоротов веществ.
  • Вопрос 19. Изобразите и поясните блоковую модель экосистемы.
  • Вопрос 20. Биом. Назовите наиболее крупные наземные биомы.
  • Вопрос 21. В чем сущность «правила краевого эффекта».
  • Вопрос 22. Виды эдификаторы, доминанты.
  • Вопрос 23. Трофическая цепь. Автотрофы, гетеротрофы, редуценты.
  • Вопрос 24. Экологическая ниша. Правило конкурентного исключения г. Ф. Гаузе.
  • Вопрос 25. Представьте в виде уравнения баланс пищи и энергии для живого организма.
  • Вопрос 26. Правило 10%, кто сформулировал и когда.
  • Вопрос 27. Продукция. Первичная и Вторичная продукция. Биомасса организма.
  • Вопрос 28. Пищевая цепь. Типы пищевых цепей.
  • Вопрос 29. Для чего используют экологические пирамиды, назовите их.
  • Вопрос 30. Сукцессии. Первичная и вторичная сукцессия.
  • Вопрос 31. Назовите последовательные стадии первичной сукцессии. Климакс.
  • Вопрос 32. Назовите и охарактеризуйте этапы воздействия человека на биосферу.
  • Вопрос 33. Ресурсы биосферы. Классификация ресурсов.
  • Вопрос 34. Атмосфера – состав, роль в биосфере.
  • Вопрос 35. Значение воды. Классификация вод.
  • Классификация подземных вод
  • Вопрос 36. Биолитосфера. Ресурсы биолитосферы.
  • Вопрос 37. Почва. Плодородие. Гумус. Образование почвы.
  • Вопрос 38. Ресурсы растительности. Лесные ресурсы. Ресурсы животного мира.
  • Вопрос 39. Биоценоз. Биотоп. Биогеоценоз.
  • Вопрос 40. Факториальная и популяционная экология, синэкология.
  • Вопрос 41. Назовите и охарактеризуйте экологические факторы.
  • Вопрос 42. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот азота.
  • Вопрос 43. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот кислорода. Круговорот кислорода в биосфере
  • Вопрос 44. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот углерода.
  • Вопрос 45. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот воды.
  • Вопрос 46. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот фосфора.
  • Вопрос 47. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот серы.
  • Вопрос 49. Энергетический баланс биосферы.
  • Вопрос 50. Атмосфера. Назовите слои атмосферы.
  • Вопрос 51. Виды загрязнителей атмосферы.
  • Вопрос 52. Как происходит естественное загрязнение атмосферы.
  • Вопрос 54. Основные ингредиенты загрязнения атмосферы.
  • Вопрос 55. Какие газы вызывают парниковый эффект. Последствия увеличения парниковых газов в атмосфере.
  • Вопрос 56. Озон. Озоновая дыра. Какие газы вызывают разрушение озонового слоя. Последствия для живых организмов.
  • Вопрос 57. Причины образования и выпадения кислотных осадков. Какие газы вызывают образование кислотных осадков. Последствия.
  • Последствия кислотных дождей
  • Вопрос 58. Смог, его образование и влияние на человека.
  • Вопрос 59. Пдк, разовая пдк, среднесуточная пдк. Пдв.
  • Вопрос 60. Для чего используют пылеуловители. Типы пылеуловителей.
  • Вопрос 63. Назовите и охарактеризуйте методы очистки воздуха от паро - и газообразных загрязнителей.
  • Вопрос 64. Чем метод абсорбции отличается от метода адсорбции.
  • Вопрос 65. От чего зависит выбор метода очистки газа.
  • Вопрос 66. Назовите, какие газы образуются при сгорании топлива автотранспорта.
  • Вопрос 67. Пути очистки выхлопных газов от автотранспорта.
  • Вопрос 69. Качество воды. Критерии качества воды. 4 класса воды.
  • Вопрос 70. Норма водопотребления и водоотведения.
  • Вопрос 71. Назовите физико-химические и биохимические методы очистки воды. Физико-химический метод очистки воды
  • Коагуляция
  • Выбор коагулянта
  • Органические коагулянты
  • Неорганические коагулянты
  • Вопрос 72. Сточная вода. Охарактеризуйте гидромеханические методы очистки сточных вод от твердых примесей (процеживание, отстаивание, фильтрование).
  • Вопрос 73. Охарактеризуйте химические методы очистки сточных вод.
  • Вопрос 74. Охарактеризуйте биохимические методы очистки сточных вод. Достоинства и недостатки этого метода.
  • Вопрос 75. Аэротенки. Классификация аэротенков.
  • Вопрос 76. Суша. Два вида вредного воздействия на почву.
  • Вопрос 77. Назовите мероприятия по охране почв от загрязнений.
  • Вопрос 78. Утилизация и переработка отходов.
  • 3.1.Огневой способ.
  • 3.2. Технологии высокотемпературного пиролиза.
  • 3.3. Плазмохимическая технология.
  • 3.4.Использование вторичных ресурсов.
  • 3.5 Захоронение отходов
  • 3.5.1.Полигоны
  • 3.5.2 Изоляторы, подземные хранилища.
  • 3.5.3.Заполнение карьеров.
  • Вопрос 79. Назовите международные природоохранные организации. Межправительственные экологические организации
  • Вопрос 80. Назовите международные экологические движения. Неправительственные международные организации
  • Вопрос 81. Назовите природоохранные организации рф.
  • Международный союз охраны природы (мсоп) в россии
  • Вопрос 82. Виды природоохранных мероприятий.
  • 1. Природоохранные мероприятия в области охраны и рационального использования водных ресурсов:
  • 2. Природоохранные мероприятия в области охраны атмосферного воздуха:
  • 3. Природоохранные мероприятия в области охраны и рационального использования земельных ресурсов:
  • 4. Природоохранные мероприятия в области управления отходами:
  • 5. Энергосберегающие мероприятия:
  • Вопрос 83. Почему Всемирный день охраны природы отмечается 5 июня.
  • Вопрос 85. Устойчивое развитие. Правовая охрана биосферы.
  • Правовая охрана биосферы
  • Вопрос 86. Финансирование природоохранных мероприятий.
  • Вопрос 87. Экологическое нормирование. Экологический мониторинг. Экологическая экспертиза.
  • Вопрос 88. Экологические правонарушения. Ответственность за экологические правонарушения.
  • Вопрос 89. Рациональное природопользование.
  • Рациональное природопользование
  • Вопрос 90. Глобальные экологические проблемы и меры по предотвращению экологической угрозы.
  • Вопрос 91. Какие горючие газы являются компонентами газообразного топлива.
  • Вопрос 92. Охарактеризуйте следующие газы и их влияние на человека: метан, пропан, бутан.
  • Физические свойства
  • Химические свойства
  • Применение пропана
  • Вопрос 93. Охарактеризуйте следующие газы и их влияние на человека: этилен, пропилен, сероводород.
  • Вопрос 94. В результате чего образуется диоксид углерода и оксид углерода, их влияние на живые организмы.
  • Вопрос 95. В результате чего образуется оксид азота, оксид серы и пары воды, их влияние на живые организмы.
  • Вопрос 28. Пищевая цепь. Типы пищевых цепей.

    ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ (трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отношения пища – потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит трансформация вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) черезконсументов (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганические вещества, усваиваемые продуцентами). Различают 2 типа пищевых цепей – пастбищную и детритную. Пастбищная цепь начинается с зелёных растений, идёт к пасущимся растительноядным животным (консументы 1-го порядка) и затем к хищникам, добывающим этих животных (в зависимости от места в цепи – консументы 2-го и последующих порядков). Детритная цепь начинается с детрита (продукт распада органики), идёт к микроорганизмам, которые им питаются, а затем к детритофагам (животные и микроорганизмы, вовлечённые в процесс разложения отмирающей органики).

    Примером пастбищной цепи может служить многоканальная её модель в африканской саванне. Первичными продуцентами являются травостой и деревья, консументами 1-го порядка – растительноядные насекомые и травоядные животные (копытные, слоны, носороги и др.), 2-го порядка – хищные насекомые, 3-го – плотоядные пресмыкающиеся (змеи и др.), 4-го – хищные млекопитающие и хищные птицы. В свою очередь детритофаги (жуки-скарабеи, гиены, шакалы, грифы и т. д.) на каждом из этапов пастбищной цепи разрушают туши погибших животных и остатки пищи хищников. Количество особей, включённых в пищевую цепь, в каждом её звене последовательно уменьшается (правило экологической пирамиды), т. е. число жертв всякий раз существенно превышает число их потребителей. Пищевые цепи не изолированы одна от другой, а переплетаются друг с другом, образуя пищевые сети.

    Вопрос 29. Для чего используют экологические пирамиды, назовите их.

    Экологическая пирамида - графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников; видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме.

    Схематически изображать эти соотношения предложил американский зоолог Чарльз Элтон в 1927 году.

    При схематическом изображении каждый уровень показывают в виде прямоугольника, длина или площадь которого соответствует численным значениям звена пищевой цепи (пирамида Элтона), их массе или энергии. Расположенные в определенной последовательности прямоугольники создают различные по форме пирамиды.

    Основанием пирамиды служит первый трофический уровень - уровень продуцентов, последующие этажи пирамиды образованы следующими уровнями пищевой цепи - консументами различных порядков. Высота всех блоков в пирамиде одинакова, а длина пропорциональна числу, биомассе или энергии на соответствующем уровне.

    Экологические пирамиды различают в зависимости от показателей, на основании которых строится пирамида. При этом для всех пирамид установлено основное правило, согласно которому в любой экосистеме больше растений, чем животных, травоядных, чем плотоядных, насекомых, чем птиц.

    На основе правила экологической пирамиды можно определить или рассчитать количественные соотношения разных видов растений и животных в естественных и искусственно создаваемых экологических системах. Например, 1 кг массы морского зверя (тюленя, дельфина) нужно 10 кг съеденной рыбы, а этим 10 кг нужно уже 100 кг их корма - водных беспозвоночных, которым в свою очередь для образования такой массы необходимо съедать 1000 кг водорослей и бактерий. В данном случае экологическая пирамида будет устойчива.

    Однако, как известно, из каждого правила бывают исключения, которые будут рассмотрены в каждом типе экологических пирамид.

    Первые экологические схемы в виде пирамид построил в двадцатых годах XX в. Чарлз Элтон. Они были основаны на полевых наблюдениях за рядом животных различных размерных классов. Элтон не включил в них первичных продуцентов и не делал никаких различий между детритофа-гами и редуцентами. Однако он отметил, что хищники обычно крупнее своих жертв, и понял, что такое соотношение крайне специфично лишь для определенных размерных классов животных. В сороковые годы американский эколог Реймонд Линдеман применил идею Элтона к трофическим уровням, абстрагировавшись от конкретных составляющих их организмов. Однако, если распределить животных по размерным классам легко, то определить, к какому трофическому уровню они относятся, гораздо сложнее. В любом случае сделать это можно лишь весьма упрощенно и обобщенно. Пищевые отношения и эффективность передачи энергии в биотическом компоненте экосистемы традиционно изображают в виде ступенчатых пирамид. Это дает наглядную основу для сопоставления: 1) разных экосистем; 2) сезонных состояний одной и той же экосистемы; 3) разных фаз изменения экосистемы. Существуют три типа пирамид: 1) пирамиды чисел, основанные на подсчете организмов каждого трофического уровня; 2) пирамиды биомассы, в которых используется суммарная масса (обычно сухая) организмов на каждом трофическом уровне; 3) пирамиды энергии, учитывающие энергоемкость организмов каждого трофического уровня.

    Типы экологических пирамид

    пирамиды чисел - на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов

    Пирамида чисел отображает отчетливую закономерность, обнаруженную Элтоном: количество особей, составляющих последовательный ряд звеньев от продуцентов к консументам, неуклонно уменьшается (рис.3).

    Например, чтобы прокормить одного волка, необходимо по крайней мере несколько зайцев, на которых он мог бы охотиться; чтобы прокормить этих зайцев, нужно довольно большое количество разнообразных растений. В данном случае пирамида будет иметь вид треугольника с широким основанием суживающимся кверху.

    Однако подобная форма пирамиды чисел характерна не для всех экосистем. Иногда они могут быть обращенными, или перевернутыми. Это касается пищевых цепей леса, когда продуцентами служат деревья, а первичными консументами - насекомые. В этом случае уровень первичных консументов численно богаче уровня продуцентов (на одном дереве кормится большое количество насекомых), поэтому пирамиды чисел наименее информативны и наименее показательны, т.е. численность организмов одного трофического уровня в значительной степени зависит от их размеров.

    пирамиды биомасс - характеризует общую сухую или сырую массу организмов на данном трофическом уровне, например, в единицах массы на единицу площади - г/м 2 , кг/га, т/км 2 или на объем - г/м 3 (рис.4)

    Обычно в наземных биоценозах общая масса продуцентов больше, чем каждого последующего звена. В свою очередь, общая масса консументов первого порядка больше, нежели консументов второго порядка и т.д.

    В данном случае (если организмы не слишком различаются по размерам) пирамида также будет иметь вид треугольника с широким основанием суживающимся кверху. Однако и из этого правила имеются существенные исключения. Например, в морях биомасса растительноядного зоопланктона существенно (иногда в 2-3 раза) больше биомассы фитопланктона, представленного преимущественно одноклеточными водорослями. Это объясняется тем, что водоросли очень быстро выедаются зоопланктоном, но от полного выедания их предохраняет очень высокая скорость деления их клеток.

    В целом для наземных биогеоценозов, где продуценты крупные и живут сравнительно долго, характерны относительно устойчивые пирамиды с широким основанием. В водных же экосистемах, где продуценты невелики по размеру и имеют короткие жизненные циклы, пирамида биомасс может быть обращенной, или перевернутой (острием направлена вниз). Так, в озерах и морях масса растений превышает массу потребителей только в период цветения (весной), а в остальное время года может создаться обратное положение.

    Пирамиды чисел и биомасс отражают статику системы, т. е. характеризуют количество или биомассу организмов в определенный промежуток времени. Они не дают полной информации о трофической структуре экосистемы, хотя позволяют решать ряд практических задач, особенно связанных с сохранением устойчивости экосистем.

    Пирамида чисел позволяет, например, рассчитывать допустимую величину улова рыбы или отстрела животных в охотничий период без последствий для нормального их воспроизведения.

    пирамиды энергии - показывает величину потока энергии или продуктивности на последовательных уровнях (рис.5).

    В противоположность пирамидам чисел и биомассы, отражающим статику системы (количество организмов в данный момент), пирамида энергии отражая картину скоростей прохождения массы пищи (количества энергии) через каждый трофический уровень пищевой цепи, дает наиболее полное представление о функциональной организации сообществ.

    На форму этой пирамиды не влияют изменения размеров и интенсивности метаболизма особей, и если учтены все источники энергии, то пирамида всегда будет иметь типичный вид с широким основанием и суживающейся верхушкой. При построении пирамиды энергии в ее основание часто добавляют прямоугольник, показывающий приток солнечной энергии.

    В 1942 г. американский эколог Р. Линдеман сформулировал закон пирамиды энергий (закон 10 процентов), согласно которому с одного трофического уровня через пищевые цепи на другой трофический уровень переходит в среднем около 10% поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды энергии. Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности.

    Если заяц съел 10 кг растительной массы, то его собственная масса может увеличиться на 1 кг. Лисица или волк, поедая 1 кг зайчатины, увеличивают свою массу уже только на 100 г. У древесных растений эта доля много ниже из-за того, что древесина плохо усваивается организмами. Для трав и морских водорослей эта величина значительно больше, поскольку у них отсутствуют трудноусвояемые ткани. Однако общая закономерность процесса передачи энергии остается: через верхние трофические уровни ее проходит значительно меньше, чем через нижние.

    В живой природе практически нет живых организмов, которые не поедали бы других существ или не являлись бы для кого-либо пищей. Так, растениями питаются многие насекомые. Сами насекомые являются добычей для более крупных существ. Те или иные организмы являются звеньями, из которых формируется пищевая цепь. Примеры такой "зависимости" можно встретить повсеместно. При этом в любой такой структуре существует первый исходный уровень. Как правило, это зеленые растения. Какие существуют примеры пищевых Какие организмы могут являться звеньями? Как происходит взаимодействие между ними? Об этом далее в статье.

    Общая информация

    Пищевая цепь, примеры которой будут приведены ниже, представляет собой определенный набор микроорганизмов, грибов, растений, зверей. Каждое звено находится на своем уровне. Построена эта "зависимость" по принципу "еда - потребитель". На вершине многих цепей питания стоит человек. Чем в той или иной стране выше плотность населения, тем меньше звеньев будет содержаться в природной последовательности, так как люди вынуждены в таких условиях чаще питаться растениями.

    Количество уровней

    Как происходит взаимодействие внутри экологических пирамид?

    Как действует пищевая цепь? Примеры, приведенные выше, показывают, что каждое следующее звено должно стоять на более высоком уровне развития, нежели предыдущее. Как уже было сказано, взаимоотношения в любой экологической пирамиде строятся на принципе "еда-потребитель". За счет поедания одними организмами других осуществляется перенос энергии от низших уровней к высшим. В результате происходит в природе.

    Пищевая цепь. Примеры

    Условно можно выделить несколько видов экологических пирамид. Существует, в частности, пастбищная пищевая цепь. Примеры, которые можно увидеть в природе, представляют собой последовательности, где перенос энергии осуществляется от низших (простейших) организмов до высших (хищников). К таким пирамидам, в частности, можно отнести следующие последовательности: "гусеницы-мыши-гадюки-ежи-лисы", "грызуны-хищники". Другая, детритная пищевая цепь, примеры которой будут приведены далее, представляет собой последовательность, в которой биомасса не употребляется хищниками, а имеет место процесс гниения с участием микроорганизмов. Считается, что начинается эта экологическая пирамида с растений. Так, в частности, выглядит пищевая цепь леса. Примеры можно привести следующие: "опавшие листья-гниение с участием микроорганизмов", "мертвые (хищные)-хищники-многоножки-бактерии".

    Продуценты и консументы

    В крупном водоеме (океане, море) планктонные являются пищей для ветвистоусых рачков (животных фильтраторов). Они, в свою очередь, представляют собой добычу для хищных личинок комаров. Этими организмами питается определенный вид рыб. Их поедают более крупные хищные особи. Данная экологическая пирамида - пример пищевой цепи моря. Все организмы, выступающие в качестве звеньев, находятся на разных трофических уровнях. На первой ступени находятся продуценты, на следующей - консументы первого порядка (потребители). К третьему трофическому уровню относятся потребители 2-го порядка (первичные плотоядные). Они, в свою очередь, служат пищей для вторичных хищников - потребителей третьего порядка, и так далее. Как правило, экологические пирамиды суши включают в себя три-пять звеньев.

    Открытый водоем

    За шельфовым морем, в том месте, где склон материка более-менее круто обрывается по направлению к глубоководной равнине, берет начало открытое море. В этой зоне преимущественно синяя и прозрачная вода. Связано это с отсутствием неорганических взвешенных соединений и меньшим объемом микроскопических планктонных растений и животных (фито- и зоопланктона). На некоторых участках гладь воды отличается особенно яркой синей окраской. Например, В таких случаях говорят о так называемых океанских пустынях. В этих зонах даже на глубине тысячи метров при помощи чувствительной аппаратуры можно обнаружить следы света (в сине-зеленом спектре). Открытому морю присуще полное отсутствие в составе зоопланктона различных личинок донных организмов (иглокожих, моллюсков, ракообразных), количество которых по мере отдаления от берега резко снижается. Как на мелководье, так и на широких просторах в качестве единственного источника энергии выступает солнечный свет. В результате фотосинтеза фитопланктон при помощи хлорофилла формирует органические соединения из углекислого газа и воды. Так образуются так называемые первичные продукты.

    Звенья пищевой цепи моря

    Синтезированные водорослями органические соединения передаются косвенно либо прямо всем организмам. Вторым звеном пищевой цепи в море являются животные фильтраторы. Организмы, составляющие фитопланктон, обладают микроскопически малыми размерами (0.002-1мм). Часто они формируют колонии, но и их размер не превышает пяти миллиметров. Третьим звеном являются плотоядные животные. Они питаются фильтраторами. В шельфовых, как и в открытых морях, таких организмов достаточно много. К ним, в частности, относятся сифонофоры, гребневики, медузы, веслоногие рачки, щетинкочелюстные, каринариды. Среди рыб к фильтраторам следует отнести сельдей. Их основной пищей являются формирующие в северных акваториях большие скопления. Четвертым звеном считаются хищные крупные рыбы. Некоторые виды имеют промысловое значение. К конечному звену следует также отнести головоногих моллюсков, зубатых китов и морских птиц.

    Перенос питательных веществ

    Передача органических соединений внутри пищевых цепей сопровождается существенными потерями энергии. Это главным образом обусловлено тем, что большая ее часть тратится на обменные процессы. Около 10% энергии преобразуется в вещество тела организма. Поэтому, например, анчоус, питающийся планктонными водорослями и входящий в структуру исключительно короткой пищевой цепи, может развиваться в таких огромных количествах, как это происходит в Перуанском течении. Перенос пищи в сумеречную и глубинную зону из светлой обусловлен активными вертикальными миграциями зоопланктона и отдельных видов рыб. Перемещающиеся вверх-вниз животные в разное время суток оказываются на различных глубинах.

    Заключение

    Следует сказать, что линейные пищевые цепи являются достаточно редким явлением. Чаще всего экологические пирамиды включают в себя популяции, принадлежащие сразу к нескольким уровням. Одни и те же виды могут употреблять в пищу и растения, и животных; плотоядные могут питаться как консументами первого, так и второго и следующих порядков; многие животные употребляют живые и отмершие организмы. В связи со сложностью звеньевых связей, выпадение какого-либо вида зачастую практически не сказывается на состоянии экосистемы. Те организмы, которые принимали выпавшее звено в пищу, могут вполне найти другой источник питания, а еду исчезнувшего звена начинают употреблять другие организмы. Так в целом сообщество сохраняет равновесие. Устойчивее будет та экологическая система, в которой присутствуют более сложные цепи питания, состоящие из большого количества звеньев, включающих в себя множество разных видов.

    1. Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии.


    2. Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества.

    • консументы 1 порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела)
    • консументы 2 порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса)
      и т. д.

    3. Редуценты (разрушители) разрушают (минерализуют) органические вещества до неорганических - бактерии и грибы.


    Пример пищевой цепи: капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб . Стрелка в пищевой цепи направлена от того, кого едят в сторону того, кто ест. Первое звено пищевой цепи - продуцент, последнее - консумент высшего порядка или редуцент.


    Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10% , правило экологической пирамиды). Например, корова съела 100 кг травы, но потолстела только на 10 кг, т.к.
    а) часть травы она не переварила и выбросила с калом
    б) часть переваренной травы была окислена до углекислого газа и воды для получения энергии.


    Каждое последующее звено в пищевой цепи весит меньше предыдущего, поэтому пищевую цепь можно представить в виде пирамиды биомассы (внизу производители, их больше всего, на самом верху - консументы высшего порядка, их меньше всего). Кроме пирамиды биомассы, можно построить пирамиду энергии, численности и т.п.

    Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: 1) растения, 2) бактерии, 3) животные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
    А) основные производители глюкозы в биогеоценозе
    Б) первичные потребители солнечной энергии
    В) минерализуют органические вещества
    Г) являются консументами разных порядков
    Д) обеспечивают усвоение азота растениями
    Е) передают вещества и энергию в пищевых цепях

    Ответ


    Ответ


    Выберите три варианта. Водоросли в экосистеме водоема составляют начальное звено в большинстве цепей питания, так как они
    1) аккумулируют солнечную энергию
    2) поглощают органические вещества
    3) способны к хемосинтезу
    4) синтезируют органические вещества из неорганических
    5) обеспечивают энергией и органическими веществами животных
    6) растут в течение всей жизни

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят
    1) ель обыкновенную
    2) лесных мышей
    3) таежных клещей
    4) почвенных бактерий

    Ответ


    Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты
    1) инфузория-туфелька
    2) сенная палочка
    3) чайка
    4) рыба
    5) моллюск
    6) ил

    Ответ


    Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей
    1) еж
    2) полевой слизень
    3) орел
    4) листья растений
    5) лисица

    Ответ


    Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой она относится: 1) продуценты, 2) редуценты
    А) поглощают из окружающей среды углекислый газ
    Б) синтезируют органические вещества из неорганических
    В) включают растения, некоторые бактерии
    Г) питаются готовыми органическими веществами
    Д) включают бактерии-сапротрофы и грибы
    Е) разлагают органические вещества до минеральных

    Ответ


    1. Выберите три варианта. К продуцентам относят
    1) плесневый гриб - мукор
    2) северного оленя
    3) можжевельник обыкновенный
    4) землянику лесную
    5) дрозда-рябинника
    6) ландыш майский

    Ответ


    2. Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относятся
    1) патогенные прокариоты
    2) бурые водоросли
    3) фитофаги
    4) цианобактерии
    5) зеленые водоросли
    6) грибы-симбионты

    Ответ


    3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам биоценозов относят
    1) гриб-пеницилл
    2) молочнокислую бактерию
    3) берёзу повислую
    4) белую планарию
    5) верблюжью колючку
    6) серобактерию

    Ответ


    4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
    1) пресноводную гидру
    2) кукушкин лен
    3) цианобактерию
    4) шампиньон
    5) улотрикс
    6) планарию

    Ответ


    ФОРМИРУЕТСЯ 5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
    А) дрожжи

    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
    1) являются продуцентами
    2) обеспечивают смену экосистем
    3) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
    4) извлекают органические вещества из пищи
    5) превращают органические остатки в минеральные соединения
    6) выполняют роль консументов или редуцентов

    Ответ


    1. Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе: 1) продуцент, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) синтезируют органические вещества из неорганических
    Б) используют готовые органические вещества
    В) используют неорганические вещества почвы
    Г) растительноядные и плотоядные животные
    Д) аккумулируют солнечную энергию
    Е) в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу

    Ответ


    2. Установите соответствие между экологическими группами в экосистеме и их характеристиками: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) являются автотрофами
    Б) гетеротрофные организмы
    В) основными представителями являются зеленые растения
    Г) производят вторичную продукцию
    Д) синтезируют из неорганических веществ органические соединения

    Ответ


    Ответ


    Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) разрушение и минерализация органических остатков
    2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
    3) использование органических веществ консументами II порядка
    4) использование энергии химических связей растительноядными животными
    5) использование органических веществ консументами III порядка

    Ответ


    Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) лягушка
    2) уж
    3) бабочка
    4) растения луга

    Ответ


    1. Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме леса: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
    А) хвощи и папоротники
    Б) плесневые грибы
    В) трутовики, обитающие на живых деревьях
    Г) птицы
    Д) березы и ели
    Е) бактерии гниения

    Ответ


    2. Установите соответствие между организмами - обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты.
    А) мхи, папоротники
    Б) беззубки и перловицы
    В) ели, лиственницы
    Г) плесневые грибы
    Д) гнилостные бактерии
    Е) амебы и инфузории

    Ответ


    3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
    А) спирогира
    Б) серобактерии
    В) мукор
    Г) пресноводная гидра
    Д) ламинария
    Е) бактерии гниения

    Ответ


    4. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым они относятся: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) голый слизень
    Б) обыкновенный крот
    В) серая жаба
    Г) чёрный хорь
    Д) капуста листовая
    Е) сурепка обыкновенная

    Ответ


    5. Установите соответствие между организмами и функциональными группами: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) серобактерии
    Б) полевая мышь
    В) мятлик луговой
    Г) пчела медоносная
    Д) пырей ползучий

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?
    1) почвенные зелёные водоросли
    2) гадюка обыкновенная
    3) мох сфагнум
    4) подрост сосны
    5) тетерев
    6) лесная мышь

    Ответ


    1. Установите соответствие между организмом и его принадлежностью к определенной функциональной группе: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
    А) клевер красный
    Б) хламидомонада
    В) бактерия гниения
    Г) береза
    Д) ламинария
    Е) почвенная бактерия

    Ответ


    2. Установите соответствие между организмом и трофических уровнем, на котором он находится в экосистеме: 1) Продуцент, 2) Редуцент. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) Сфагнум
    Б) Аспергилл
    В) Ламинария
    Г) Сосна
    Д) Пеницилл
    Е) Гнилостные бактерии

    Ответ


    3. Установите соответствие между организмами и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) серобактерия
    Б) цианобактерия
    В) бактерия брожения
    Г) почвенная бактерия
    Д) мукор
    Е) ламинария

    Ответ


    Выберите три варианта. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
    1) превращают органические вещества организмов в минеральные
    2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
    3) образуют первичную продукцию в экосистеме
    4) служат первым звеном в цепи питания
    5) образуют доступные растениям неорганические вещества
    6) являются консументами II порядка

    Ответ


    1. Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) прибрежная растительность
    Б) рыбы
    В) личинки земноводных
    Г) фитопланктон
    Д) растения дна
    Е) моллюски

    Ответ


    2. Установите соответствие между обитателями наземной экосистемы и функциональной группой, к которой они относятся: 1) консументы, 2) продуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) ольха
    Б) жук-типограф
    В) вяз
    Г) кислица
    Д) клест
    Е) сорока

    Ответ


    3. Установите соответствие между организмом и функциональной группой биоценоза, к которой его относят: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) гриб трутовик
    Б) пырей ползучий
    В) серобактерия
    Г) холерный вибрион
    Д) инфузория-туфелька
    Е) малярийный плазмодий

    Ответ


    4. Установите соответствие между примерами и экологическими группами в пищевой цепи: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) заяц
    Б) пшеница
    В) дождевой червь
    Г) синица
    Д) ламинария
    Е) малый прудовик

    Ответ


    Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) кедровка
    Б) ястреб-тетеревятник
    В) обыкновенная лисица
    Г) благородный олень
    Д) заяц-русак
    Е) обыкновенный волк

    Ответ


    Ответ


    Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи.
    1) зёрна пшеницы
    2) рыжая лисица
    3) клоп вредная черепашка
    4) степной орёл
    5) обыкновенный перепел

    Ответ


    Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят: 1) Продуценты, 2) Редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) Является первым звеном в цепи питания
    Б) Синтезируют органические вещества из неорганических
    В) Используют энергию солнечного света
    Г) Питаются готовыми органическими веществами
    Д) Возвращают минеральные вещества в экосистемы
    Е) Разлагают органические вещества до минеральных

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биологическом круговороте происходит:
    1) разложение продуцентов консументами
    2) синтез органических веществ из неорганических продуцентами
    3) разложение консументов редуцентами
    4) потребление продуцентами готовых органических веществ
    5) питание продуцентов консументами
    6) потребление консументами готовых органических веществ

    Ответ


    1. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам. Три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) пеницилл
    2) спорынью
    3) гнилостные бактерии
    4) мукор
    5) клубеньковые бактерии
    6) серобактерии

    Ответ


    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
    1) бактерии гниения
    2) грибы
    3) клубеньковые бактерии
    4) пресноводные рачки
    5) бактерии-сапрофиты
    6) майские жуки

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов участвуют в разложении органических остатков до минеральных?
    1) бактерии-сапротрофы
    2) крот
    3) пеницилл
    4) хламидомонада
    5) заяц-беляк
    6) мукор

    Ответ


    Установите последовательность организмов в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) гусеница непарного шелкопряда
    2) липа
    3) обыкновенный скворец
    4) ястреб перепелятник
    5) жук пахучий красотел

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Что общего у грибов и бактерий
    1) наличие цитоплазмы с органоидами и ядра с хромосомами
    2) бесполое размножение при помощи спор
    3) разрушение ими органических веществ до неорганических
    4) существование в виде одноклеточных и многоклеточных организмов

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают
    1) зерноядные млекопитающие
    2) береза бородавчатая
    3) тетерев-косач
    4) ольха серая
    5) кипрей узколистный
    6) стрекоза коромысло

    Ответ


    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Второй трофический уровень в экосистеме смешанного леса занимают
    1) лоси и косули
    2) зайцы и мыши
    3) снегири и клесты
    4) поползни и синицы
    5) лисицы и волки
    6) ежи и кроты

    Ответ


    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся
    1) русская выхухоль
    2) тетерев-косач
    3) кукушкин лен
    4) северный олень
    5) куница европейская
    6) мышь полевая

    Ответ


    Установите последовательность организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) мальки рыб
    2) водоросли
    3) окунь
    4) дафнии

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В цепях питания консументами первого порядка являются
    1) ехидна
    2) саранча
    3) стрекоза
    4) лисица
    5) лось
    6) ленивец

    Ответ


    Расположите в правильном порядке организмы в детритной цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) мышь
    2) опенок
    3) ястреб
    4) трухлявый пень
    5) змея

    Ответ


    Установите соответствие между животным и его ролью в саванне: 1) консумент первого порядка, 2) консумент второго порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) антилопа
    Б) лев
    В) гепард
    Г) носорог
    Д) страус
    Е) гриф

    Ответ



    Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
    1) вторичные хищники
    2) первый уровень
    3) сапротрофные бактерии
    4) редуценты
    5) консументы второго порядка
    6) второй уровень
    7) продуценты
    8) третичные хищники

    Ответ


    Расположите в правильном порядке организмы в цепи разложения (детритной). Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) мелкие плотоядные хищники
    2) останки животных
    3) насекомоядные животные
    4) жуки-сапрофаги

    Ответ



    Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
    Список терминов:
    1) первичные хищники
    2) первый уровень
    3) сапротрофные бактерии
    4) редуценты
    5) консументы первого порядка
    6) гетеротрофы
    7) третий уровень
    8) вторичные хищники

    Ответ



    Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
    1) вирусы
    2) эукариоты
    3) сапротрофные бактерии
    4) продуценты
    5) водоросли
    6) гетеротрофы
    7) бактерии
    8) миксотрофы

    Ответ



    Рассмотрите рисунок с изображением пищевой цепи и укажите (А) тип пищевой цепи, (Б) продуцента и (В) консумента второго порядка. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
    1) детритная
    2) канадский рдест
    3) скопа
    4) пастбищная
    5) большой прудовик
    6) зеленая лягушка

    Ответ


    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Редуценты в экосистеме леса участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как
    1) синтезируют органические вещества из минеральных
    2) освобождают заключённую в органических остатках энергию
    3) аккумулируют солнечную энергию
    4) разлагают органические вещества
    5) способствуют образованию гумуса
    6) вступают в симбиоз с консументами

    Ответ


    Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные объекты.
    1) паук-крестовик
    2) ласка
    3) личинка навозной мухи
    4) лягушка
    5) навоз

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К экологическим терминам относят
    1) гетерозис
    2) популяция
    3) аутбридинг
    4) консумент
    5) дивергенция

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из перечисленных животных можно отнести к консументам II порядка?
    1) серая крыса
    2) колорадский жук
    3) дизентерийная амеба
    4) виноградная улитка
    5) божья коровка
    6) медоносная пчела

    Ответ

    © Д.В.Поздняков, 2009-2019