Тест на выявление неформального лидера в коллективе. Тест на тему: Задания на выявления лидера в коллективе. Лидер знает, чего хочет, и занимается этим

Московский Педагогический Государственный Университет


"Лидеры в детском коллективе и воспитательная работа с ними"


Выполнил:

Муравьева Я.А., II курс,

Проверил: Гончаров М.А.


Москва, 2009 г.


Введение

Психология лидерства

Выявление лидера в детском коллективе

Методы воспитательной работы с лидерами детского коллектива

Заключение

Список литературы

Введение


Мой выбор этой темы обусловлен довольно-таки распространенной проблемой лидерства в наших школах. Именно проблемой, потому что лидерство, как неотъемлемое социальное явление, особенно в подростковом возрасте, может носить и негативные качества, которые влекут за собой очень печальные последствия, как и для самого лидера, так и для всей группы.

На своем опыте я сталкивалась с двумя яркими примерами. Ученица А. была постоянным членом лидерской группы в классе до прихода ученицы Б., которая после периода адаптации в новом коллективе не только вытеснила ученицу А. и заняла ее место, но и, установив свою «диктатуру», подговорила остальных ребят к полному игнорированию своей бывшей соперницы. В классе был объявлен бойкот. Казалось бы, здесь действуют обыкновенные законы общества и природы и не стоит заострять на этом внимания. Однако ситуация неблагоприятная даже для учителей: и классного руководителя, и предметников, - потому что в общем психологическом климате класса устанавливается постоянное напряжение и противостояние, дети в меньшей степени сконцентрированы на учебном процессе, т.к. их мысли занимает, прежде всего, заявленная проблема. Подобная «травля» (а ведь, безусловно, для подростка это будет травлей) может оставить неизгладимый отпечаток на психике ребенка и привести к плачевным результатам (например, развитие аутичности, всевозможных комплексов, поиск альтернативных путей утешения - алкогольные/наркотические вещества и др.).

Другим примером явления «негативного лидерства» выступает проблема пагубного влияния на группу. Неоднократно я была свидетелем, когда в подростковом коллективе именно лидер был зачинщиком асоциального поведения. Будучи организатором досуга своей группы, он предложил попробовать наркотик (алкоголь, вандализм и др.). А ведь в детской группе существует колоссальный кредит доверия по отношению к своему лидеру, поэтому маловероятно, что члены группы будут раздумывать над предложением, ведь их лидер уже все решил.

Такие случаи не единичны. Цель данной работы попытаться обозначить правильную стратегию поведения педагога в детских коллективах, где уже сложилась определенная иерархия (а лидеры существуют всегда, когда существует группа), во избежание подобных ситуаций.

1. Психология лидерства


Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, - они приобретают доминирующее положение. Большинство людей непостоянно в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением «вождя» (лидера) всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Таким путем происходит разделение участников группе на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы. Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили, разработан ряд концепций. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» - лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать («харизма»). Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто конкретно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи. Ситуационная теория лидерства (или групподинамический подход) утверждает, что лидерство - это, прежде всего, продукт сложившейся в группе ситуации (Ф. Фидлер) и что в ситуациях, очень благоприятных или же, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей. Синтетическая (или комплексная) теория делает акцент на взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Подростковое лидерство является таким же, как и подростковый возраст, - яркое, драматичное, очень противоречивое период. Лидеры-подростки болезненнее лидера-взрослого переживают трудности своего положения, болезненнее реагируют на потерю своего положения, даже если оно временное. Подростки-лидеры экстремальнее в выборе средств давления на тех, кто не хочет быть их последователями. Такое крайнее средство воздействия на несогласного, как бойкот, распространено именно в подростковой среде. Бойкот чаще всего организуется лидером. Подростковые лидеры менее надежны, чем лидеры-взрослые, а значит, под их управлением тревожнее всем. Неуверенность подростковых лидеров объясняется тем, что им не хватает жизненного опыта, понимания других людей для того, чтобы спокойно и решительно действовать в тех или иных ситуациях. Они очень беспокоятся за свое реноме (репутацию), это тоже мешает управлять. Вообще, лидеру не так просто потерять лицо, как ему самому это кажется. Нужно совершить серьезное преступление против группы, серьезно нарушить ее жизнь, отношения между членами группы. Однако самому лидеру его положение кажется крайне неустойчивым, особенно лидеру-подростку. Лидеры-подростки часто плохо справляются с той социальной ответственностью, которую «навешивают» на них взрослые. Им кажется, что если он лидер, так уже справится со всем. Однако «взрослые» поручения могут оказаться критичными для лидера.

Главной характеристикой лидера являются его лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющих члену детского общественного объединения статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидер-подросток должен обладать следующими качествами: компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, организованность. Процесс развития лидерских качеств подростков включает в себя и результаты качественного развития, и собственные преобразования личности самими членами группы на основе активной деятельности в детском общественном объединении. Иначе говоря, лидерские качества складываются в итоге собственного активного отношения к жизнедеятельности объединения и лидерского поведения в группе. Согласно Э.Е. Лукьянчикову, основными субъективными условиями развития лидерских качеств являются:

vзнания подростка о сущности лидерства;

vвнутреннее осознание важности лидерства для себя;

vвнутренняя мотивация развития у себя лидерских качеств.


2. Выявление лидера в детском коллективе


Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе - одна из самых острых и актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе - опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры - это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Самым простым способом является прямой вопрос: «Кто у вас лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз тот, о ком был задан вопрос. В другом случае называют различных ребят, но все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я». По этому восторгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он общается наиболее часто. Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.

Отличительная особенность положения лидера в группе - закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место - как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, значит или готовится «прикол» (шутка), или своеобразное приглашение к сотрудничеству.

Можно провести известный тест - изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат - наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»), - ответит первым лидер. Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах аудитории. Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени.лидер детский коллектив подросток

Понаблюдав, можно легко заметить, что лидер - это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход. Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет. При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Лидер мало говорит о себе, но максимально - о своих собеседниках, не позволяет себе расслабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот действует свободно: «Это надо именно мне».

Лидер - мастер диалога, он умеет слушать, сохраняя вид вдумчивого собеседника, говорить с каждым о проблемах, его волнующих. В ситуации, когда надо разделить аудиторию, коммуникативно изолировав того, кто заведомо негативно влияет на становление коллектива, лидеру приходится создавать вакуум вокруг своего оппонента, не обнаруживая собственных мыслей, делать их итогом диалога, вовремя высмеять человека, вносящего раздор в группу, «подсекая» его на первой же неловкости, а затем, противопоставив остальным, ввести в группу, когда тот уже подчинился сложившейся модели поведения. Обычно этому помогает ответственное поручение. Лидер всегда акцентирует внимание собеседников на той проблеме, которая ему известна лучше других. Если в группе автомобилистов есть лучший, чем он, знаток автомобилей, лидер переключается на другую тему, которая заведомо более знакома ему.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, - это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» - слова подлинного лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы с тем, чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению. Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»... Инстинктивная императивная формулировка естественно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет какой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, - противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти- возможности управлять одними при помощи других.


3. Методы воспитательной работы с лидерами детского коллектива


Эффективность воспитательной работы с подростками-лидерами (и подростками, вообще) зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии воспитания, состояния физического и психологического здоровья учащихся, точности определения симптомов и причин поведенческих нарушений. При осуществлении воспитательных воздействий необходимо помнить, что любые педагогические усилия, направленные на решение воспитательных задач в одной сфере (учебно-познавательной, эмоциональной или межличностной) приводят к вмешательству и изменениям в целостной структуре личности. Например, попытки изменить характер отношений подростка со сверстниками или педагогами могут привести к таким проявлениям (временного или длительного характера), как повышение эмоциональной напряженности, импульсивности, невнимательности или даже агрессии или депрессивности. Воспитательная работа педагога должна базироваться на нескольких принципах:

Принцип единства диагностики и воспитательной деятельности (воспитательные воздействия должны быть наделены конкретным содержанием, ориентированным на реальные особенности воспитуемых);

Принцип приоритетности устранения не нежелательных поведенческих проявлений, а причин, их вызывающих.

Принцип деятельностного подхода (воспитание личности обязательно должно соотноситься с деятельностью и возможно только в ней).

Принцип учета индивидуально-психологических особенностей воспитуемых (учет особенностей ближайшего окружения, сформированность психологических новообразований, типологических, характерологических особенностей и т. д.).

Принцип комплексности воспитательных воздействий (воспитательные влияния оказываются наиболее эффективными при их совместном осуществлении всеми участниками воспитательного процесса).

Принцип гуманистического воспитания (позитивное восприятие и уважение личности воспитуемых).

Традиционно воспитательная работа может осуществляться по 3 стратегиям:

1. «Делай, как я. (Будь таким, как я)». Педагог показывает эффективные формы деятельности и взаимодействия, обучает их реализации, добиваясь соответствия образцу. В этом случае ответственность за формирование соответствующих качеств и навыков несет педагог. Уровень осознания происходящих изменений учащимися достаточно низок. Использование данной стратегии в работе малоэффективно, т. к. подростки стремятся к познанию причинно-следственных связей.

. «Давай сделаем (добьемся, научимся) вместе». Педагог совместно с подростком находит и реализует наиболее эффективный способ достижения воспитательной цели (например, формирования нового полезного (социально одобряемого) качества). Данная стратегия предполагает более высокий уровень осознания деятельности учащимися, педагог в этой ситуации делит ответственность за осуществление изменений с воспитуемым.

. «Давай подумаем, как сделать лучше». Педагог передает ответственность за осуществление найденного способа решения учащемуся. Данная стратегия предполагает самый высокий уровень осознания деятельности учащимися с широкими возможностями сознательного выбора способа и его освоения.

Выбор стратегии взаимодействия зависит от специфики отношений между педагогом и учащимися. Использование стратегии «Делай, как я» возможно лишь в том случае, если отношения характеризуются высокой степенью доверия и готовностью принять на себя роль «подчиняемого» (чаще используется в работе с младшими школьниками). Подростки предпочитают использование стратегий с более высоким уровнем осознанности и самостоятельности действий (стратегии 2 и 3). Следует отметить, что наиболее желательным для учащихся является взаимодействие в рамках стратегии «Давай подумаем, как сделать лучше», что соответствует тенденции освободиться от влияния взрослых и действовать самостоятельно, однако не все подростки функционально готовы к такому взаимодействию. В возрасте 12-15 лет лидеры не захотят по собственной воле устанавливать контакт с педагогом, поэтому прежде чем, перейти к реализации какой-либо стратегии, необходимо создать контакт с неформальным лидером класса. Этому может способствовать:

·использование обращений, позволяющих показать интерес к личности ребенка;

·использование любых спонтанных возможностей, чтобы поговорить с подростками неформально;

·избегание осуждающих, негативно оценивающих лидера в присутствии членов его группы.

Если педагог замечает, что лидер начинает проявлять свою диктатуру и навязывать свое мнение и группе, и учителю, то необходимо помочь ребятам «обезглавить» диктатора. Например, лидер заявляет от имени всей группы: «Мы не хотим на экскурсию, нам всем это неинтересно», - имея в виду, прежде всего, себя. Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем, здесь нужно другое - противопоставить группе слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом взрослому.

Чтобы лидер оказывал только положительное влияние на группу, необходимо привлечь его к разработке различных акций, мероприятий, самодеятельности, творческих заданий, где в большей степени могут проявиться лидерские качества подростка. Тем самым, ученик будет не только под «контролем» преподавателя, но сможет укрепить свое положение вынужденной организаторской деятельностью.

Заключение


Современный подросток - личность противоречивая, борющаяся за признание своего мнения как равноправного при взаимодействии со взрослыми и детьми. Важно, чтобы эти противоречия нашли своё отражение в целостной гармонии реально существующего мира. Однако постоянный поиск решения возникающих проблем, невозможность найти нужный ответ приводят подростков в антисоциальные группировки, где они обретают криминальный опыт и негативное отношение к жизни под влиянием асоциального окружения. В обществе сложилась тревожная ситуация, когда именно отрицательно ориентированные лидеры привлекают всё большее число подростков в молодёжные группировки. Противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде можно только при создании организационно-педагогических условий «взращивания» лидера, способного делать процесс межличностных отношений более целенаправленным, эффективным, вызывающим у сверстников чувство осмысленности происходящего. Важно, чтобы лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование.

Лейтмотивом через всю работу проходит метод сотрудничества, привлечение лидера к общественным работам, создание общего досуга, выработка сознательности своей главенствующей позиции, но не злоупотребление ею. Именно по тому, каким будет лидер, мы сможем судить и обо всём детском коллективе. Отсюда следует, что основную педагогическую работу надо вести с подростками, занимающими «привилегированное» положение среди «своих».

Список литературы


1.Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 2006.

2.Битянова М.Р., Лидерство в подростковом возрасте. - М., 2008.

Емельянов Ю.Н., Руководство коллективом как проблема социальной психологии. - М., 1971.

Емельянова М.Н., Воспитание ребенка-лидера. - М., 2006.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы. - МГУ, 1991.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мечтая о реализации собственных идей и проектов, люди изучают чужие биографии, присматриваются к окружающим и самостоятельно пытаются понять, как становятся лидерами другие. Первоначально нужно разобраться с определением данного понятия, выделить основные черты, а также выделить ту область и группу людей, среди которых необходимо проявление данной черты. Далеко не всегда требуются лидерские способности, иногда логичнее и экономичнее с точки зрения вложенной энергии занять исполнительскую позицию. И умение распределять и варьировать проявления своей натуры также является одной из черт лидерства.

Советы, как стать лидером могут наполняться различными нюансами, но при этом есть основные базовые моменты, которые необходимо развивать. Первоначально необходимо учиться ставить цели, определять их надежность, адекватность и необходимость достижения.

Узнавая, как становятся лидерами, можно заметить одну общую тенденцию – принятие ответственности и осуществление выбора. Человек, отвечающий за ход собственной судьбы, для многих становится опорой и ориентиром в личном движении. По сути тот, кто способен принимать решения в итоге начинает принимать их за остальных людей в различных кризисных или непонятных ситуациях. Кроме того те, кто не обладает собственным достаточным уровнем решимости или сомневается, боится сделать последний шаг, такой пример рядом может выступать как своеобразная страховка от ошибки.

Лидер не будет отдавать решения, касающиеся важных для него моментов, но даже в каждом маленьком проявлении постарается осуществить личностный индивидуальный выбор. Ответственность за последствия таких решений человек несет самостоятельно. Это прекрасные ощущения в случае успеха или довольно тяжелые переживания в ситуации неудачи, поскольку некого обвинить, а необходимо садиться и разбирать упущения, составлять новый план или отказываться от реализации.

Кто такой лидер

Лидер тот, кто постоянно движется к намеченному, и ведет за собой других, поэтому важна не только целеустремленность, но и способность различать ложные ценности и истинные. Помогает развитию лидерства максимальная инициативность и планирование на будущее. Применять такой подход нужно не только относительно глобальных проектов, рассчитанных на десятилетия, а даже вечернего времяпровождения и выходных. Начиная задумываться о деталях, личность развивает в себе способность к нахождению уникальных решений там, где это не принято, а планирование помогает решить большинство задач на ходу. Важное лидерское умение – распределять задачи между всеми участниками процесса, с учетом способностей, интересов каждого и потребностей общего дела.

Лидер это человек, способный руководить группой людей не на формальном уровне поставленной должности, а тот кто, обладая высоким авторитетом и признанным уровнем доверия, может оказывать влияние на действия и выборы людей, даже не имея формальной власти.

Лидер возможен исключительно в социальной группе, с общими интересами и целями, над достижением или сохранением которых работают все участники коллектива. В периоды перемен, неизвестности или необходимости принятия судьбоносных решений все члены данной группы вполне могут передать судьбу дальнейшего хода процесса в руки лидера. Это сравнимо с вожаком стаи, которого все будут слушаться, а его мнение окажется решающим, несмотря на предварительную оценку большинства.

В меньшей степени данное понятие используют для обозначения достижений человека. Это касается лидерства в спортивных достижениях, скорости научных разработок или достижения финансового положения. Также имеется много уровней лидерства – от планетарного и государственного до межличностного. Даже в системе отношений, состоящей из двух человек, можно выделить того, кто принимает все важные решения и способен влиять на мнение партнера.

Но внешняя стороны влияния на других остается заманчивой для многих лишь до той поры, пока не оказывается, что существует еще внутренний аспект, необходимость соответствовать личностно званию лидера. Прежде чем учиться контролировать и направлять других людей, принимать решения, касающиеся их жизни, необходимо разобраться со своей.

Лидер обладает железной и выдержкой, способен найти мотивацию для своего продвижения дальше, поставить актуальные цели и разработать систему их достижения. Только обладая совершенным навыком успешного построения своей жизни, человек приобретает умение влиять на других. Точнее оно приходит автоматически, поскольку люди будут тянуться за хорошим настроением, советом, помощью, примером или конструктивной критикой.

Лидерские качества не определяются генетикой, также развитию такой способности не поможет чтение нескольких книг и статей, и даже прохождение соответствующих тренингов. Только постоянное применение собранных или полученных на чьем-то примере рекомендаций поможет воспитать в себе эту черту. Некоторым повезло, и изначально их воспитание было направлено на выявление уникальных способностей личности и развитие этих качеств в благоприятной атмосфере, формирующей адекватную самооценку и уверенность. Тем, кого воспитывали на искусственных ценностях, без учета индивидуальности, всячески запрещали проявление активности, инициативы и занижали самооценку, будет сложнее. Лидер – тот, кто творит себя своими руками, поступками и стремлениями, выборами и суждениями каждый момент, не останавливаясь.

Лидер скорее возьмет всю ответственность на себя, чем будет обвинять других. Такой человек понимает свою долю влияния на события настоящего и далекого будущего, причем не только своего, но и всех причастных, и принимает ответственность за последствия, не прячась за других. Он способен принять важное решение. Основываясь на пользе и логическом анализе, а не на стремлении получить желаемое одобрение. Поэтому многие решения, принятые лидером могут быть неприятны для других, но вместе с этим они будут выполнены. Поскольку аргументация своих выборов, а также сложившаяся репутация будут свидетельствовать в пользу временных неудобств ради дальнейшего продвижения.

Способность вести за собой у лидера появляется не вследствие манипуляций или шантажа, а благодаря собственной харизме, ораторскому мастерству, умению преподносить факты и анализировать ситуацию. Тот, кто нравится обществу, получает больше поддержки и помощи, соратников и защитников, чем тот, кто пытается искать иные рычаги давления.

Ответственность, проявляющаяся как осознанное принятие всех последствий, распространяется не только на собственную жизнь. Осознавая силу своего влияния на определенную группу людей, лидер всегда будет ставить интересы социума выше своих личных, делая все для улучшения жизни окружающих.

Качества лидера

Лидерские качества могут отличаться для военного и педагога, в семье в управлении государством, для спортивных достижений и для поиска общих точек между людьми. Но, не смотря на всю специфику различных областей, в ходе множества проведенных исследований были выявлены основные качества для лидера любого уровня.

Устойчивость, постоянства и твердость характера стоят на первом месте среди лидерских проявлений. Поскольку именно характер позволяет продолжать борьбу и не соглашаться на компромиссные решения удобные для других, но пагубные для него. Постоянство выбора напрямую влияет на репутацию. Тот, кто поддерживает разные идеи не вызывает доверия у последователей, как и те, кто способен предать интересы группы под давлением страха или других эмоций.

Преданность делу, выбранному пути, своей социальной группе – то, что будет вдохновлять людей примером, а также то, что дает уверенность. Лидер обязан предоставлять людям ощущение надежности и стабильности, что достижимо только при проявлении собственной преданности и устойчивости убеждений при любых внешних событийных изменениях.

Люди примыкают к тем, кто вызывает симпатию, поэтому высокий уровень , умение в любом человеке разглядеть потенциал и приятные качества являются залогом хорошего отношения.

Позитивный человек, который любит людей, открыт для знакомства и общения, который способен подбодрить и указать на сильные стороны – тот, кто нужен большинству.

Поддерживать силу духа и прекрасный настрой, возвращать веру и силы, тогда когда опускаются руки – вот одна из важных функций лидера. Когда такой человек попросит приложить массу усилий и потерпеть неприятные времена, его будут слушать и поддерживать, а при другом характере подобные требования могут привести к бунту.

Но умение общаться включает не только позитив и умение приободрить. Лидерское качество – это умение донести информацию любого содержания до человека любого уровня развития, установить успешную коммуникацию между двумя враждующими, передать свои знания. Это требует тонкого чувствования других, понимания основ психологии и хорошо развитых коммуникативных навыков.

Кроме того, постоянное повышение своих знаний необходимо для дальнейшей передачи их другим в доступной форме. Поскольку лидер не столько указывает, что делать, сколько открывает новые пути и возможности, определяя наиболее оптимальные способы продвижения. Компетентность необходима не только в ведущей, но и в соседних областях. Так тренер спортивной команды, являясь лидером должен учитывать не только спортивную технику. Но и психологию каждого участника, особенности взаимодействия в коллективе, а также особенности диеты.

Активность и инициативность – важные качества для лидера. Он постоянно сам возможности развития и реализации планов или придумывает новые идеи. Вопрос внешней мотивации не актуален для таких людей. Черта инициативность вполне обеспечивает внутреннюю мотивированность к достижениям. А человек, который смог мотивировать к деятельности себя в дальнейшем сможет найти для остальных. Причем, не применяя для этого негативных способов воздействия, когда человек вынужден выполнять приказ. Такая мотивация вырабатывается на основе глубокой увлеченности, погруженности в процесс, страстной охваченностью идеей. Лидер сам всегда внутренне горит тем, куда стремится и этот огонь способен зажечь активность в других, заставить людей стать рядом.

Но такая увлеченность у лидеров всегда соседствует с важным умением критически оценивать ситуацию и справляться с проблемами, просчитывать риски. Тот, кто фанатично углубляется в идею, витает в мечтах и не предполагает трудностей не станет лидером. Только понимание, что любая деятельность будет вызывать трудности, проблемы, а возможно и провалы можно двигаться дальше. Умение решать и предотвращать проблемы – важная черта, складывающаяся из жизненного опыта, способности к анализу, стойкости характера и ответственности.

Ответственность – это та черта, которая не сразу проявляется для окружающих у лидеров, но она является стержнем. При первом же случае, когда тот, кому доверили выбор и власть откажется принять результаты своего решения, ссылаясь на обстоятельства или обвиняя других – люди отвернутся, а последователей останется меньше. Обычно после нескольких таких инцидентов рядом не остается никого.

Психология лидерства

Психология лидера обусловлена личностными чертами, которые проявляются на поведенческом уровне, ценностном и смысловом поле. В поведении такого человека можно выделить по невербальным признакам мимики и позы, а также жестам. Это будут сигналы уверенности и открытости, стремления вперед и настроенности на контакт. Поскольку лидеры обладают немного другим мышлением, чем большинство людей, это отражается на их походке и стиле общения. Среди особенностей поведения выделяются открытый уверенный взгляд, приподнятый уровень подбородка, ровная осанка.

Лидеры привыкли занимать центральное место в аудитории или главное за столом, причем происходит это скорее неосознанно, но, тем не менее, окружающие практически никогда не пытаются поменять такое положение дел.

Психология лидера имеет творческую направленность и разнообразное проявление себя. Такие люди постоянно стремятся к созиданию, на всех уровнях – от межгосударственных альянсов до кружевной салфеточки. Стремление улучшать этот мир, находить новые, более адекватные способы труда, красивые локации и экономичные изобретения – все зависит от направленности человека, но это всегда будет творческий поиск созидательных направлений. Именно эта тенденция заставляет их искать новые методы применения вместо критики. В принципе критика вообще практически отсутствует у лидеров, ее заменяет стремление найти пользу. Это еще одна причина почему настоящие лидеры постоянно окружены людьми, поскольку среди обывателей довольно много критикующих и унижающих суждений, при этом практически отсутствует поддержка.

Особенность восприятия мира лидерами такова, что они постоянно находятся вне обстоятельств, даже всей душой болея за идею. Они думают на несколько шагов вперед и не погружаются в ситуацию настоящего момента, что делает их эмоционально устойчивыми. Пока основная часть людей будет пребывать в панике от провала случившегося вчера, лидер может тихонько улыбаться, поскольку уже придумал, какую выгоду из этого можно извлечь спустя полгода. Отрешенность помогает отделять главное от второстепенного, контролировать ход движения и вовремя менять планы, а возможно и цели.

Лидер не работает в одиночестве или только для достижения собственных интересов. Преданность своим людям заставляет искать пути, оптимальные для большинства, в некоторые моменты возможны даже жертвы и личные вложения. Глобальность мышления открывает истину того, что если будут счастливы окружающие люди, то и тому, кто помог им достигнуть этого состояние, все вернется вместе с благодарностью. Вкладывая в других, лидер в итоге получает больше, чем, если бы стремился наполнить только собственный сосуд потребностей. Но забота об окружающих не имеет корыстных мотивов – это проявление своеобразного равноправного способа взаимодействия и обмена энергией с пространством.

Как стать лидером в коллективе

Лидерами становятся те, кто имеет высокий уровень интеллекта и широкий кругозор, благодаря чему можно стать не только примером, но и уметь вдохновлять и объяснять свои идеи любому человеку. Также требуется развитие постоянного , поскольку ведущая роль предполагает трудный и длительный путь, с периодическими неудачами и возможно при отсутствии перерывов. Невозможно бросить все на половине, тогда при возвращении те, кто шел раньше за вами больше не захотят поддерживать, опасаясь очередной остановки. Это не означает продолжать делать все время то, что выполняли раньше – так вы не добьетесь изменения ситуации. Но стоит находиться в движении, поиске новых возможностей, путей, решений и особенно тогда, когда все опустили руки или случился очередной провал.

Советы психологов, как стать лидером в коллективе отражают более практичное направление в развитии перечисленных личностных особенностей лидера. За один день занять лидерскую позицию невозможно, для этого требуются регулярные проявления своих умений, первым из которых является развитие коммуникативной функции. Под коммуникацией подразумевается умение объяснить другим свою позицию, вдохновить людей своими идеями. Чем лучше построены навыки общения, тем легче человеку будет мотивировать других на совместную деятельность, а также упростит процесс решения конфликтных ситуаций. Развивайте коммуникацию с людьми разных уровней, учитесь общаться с представителями всех профессий и возрастов. Чем больше практики во взаимодействии, тем выше вероятность найти ко всем подход.

Необходимо постоянно заниматься , чтобы предугадывать свои реакции, уметь противостоять и выявлять собственные ценности. Кроме того человек, который хорошо понимает себя, способен лучше понимать других, что поможет в индивидуальной мотивации и для создания успешной команды. Успех складывается ведь не из отбора незнакомых кандидатов с лучшими рекомендательными письмами, а из правильного распределения людей, с учетом их способностей и интересов. Зная ценности каждого можно составлять успешные тандемы, а разбираясь в особенностях способов решения проблем, людей можно ставить на соответствующие должности.

Поощряйте других за любые продвижения, не скупитесь на похвалу – это вдохновляет людей, а для того, кто подарил им вдохновение, многие сделают практически все. Хвалить можно и за поданные идеи, а также за настроение. Человек, принесший кофе на весь офис порой заслуживает большей похвалы, чем бухгалтер, сдавший отчет вовремя. Избегайте манипулятивной функции похвалы для создания конкуренции – задача лидера максимально устранить такие проявления, а обеспечить дружескую атмосферу взаимопомощи.

Помогайте другим, учите, передавайте опыт, делитесь секретами, но не делайте вместо других. Когда вы советуете, то показываете, что верите в человека, а когда делаете за него, то это унижает. Многим из тех, кого вы научили впоследствии можно делегировать часть своих дел, как вариант поощрения и оказания доверия. Только не сбрасывайте черновую работу, а всегда думайте над развитием человека и том, как этот вид деятельности поможет ему «прокачать» собственные навыки и добиться успеха.

Постоянно работайте над собственным развитием, причем основную часть должно занимать то, чем интересуется коллектив. Скоро появятся те, кто знает больше, умеет лучше, и прислушиваться начнут к ним. Но кроме профессиональной линии развивайтесь личностно, что будет делать вас интересным и всесторонне развитым собеседником. Оставайтесь всегда в команде и замечайте тех, кто рядом с вами. Не выспавшегося дизайнера можно отпустить домой, а сотруднице, у которой болеет ребенок преподнести фрукты, у студента-заочника поинтересоваться об экзаменах. Именно человеческое отношение делает вас приятным для других.

Работайте над эмоциональной устойчивостью, поскольку именно она необходима ведущему. Человек подверженный эмоциональным всплескам не способен управлять общим движением, и даже своей жизнью. Сохранять спокойствие помогает уверенность в выбранном курсе, методах достижения, а также в окружающих людях. Уверенность позволяет отказывать, что обычно вызывает трудности у большинства людей и приводит к невыгодным компромиссам и пустым обещаниям.

Целью эксперимента является выявить лидеров в ученическом коллективе. В исследовании принимали участие 33 учеников класса. Мы разделили учащихся на две группы: экспериментальную (15) и контрольную (18). На первом этапе эксперимента мы провели диагностику на выявление лидерских качеств каждого испытуемого. Для этого мы использовали общепринятые методики «Метод социометрических измерений», многофакторный опросник Кеттела.

С помощью социометрического теста, предназначенного для диагностики эмоциональных симпатий между членами группы, мы провели измерение степени сплоченности - разобщенности в группе, выявили соотносительный авторитет членов групп по признакам симпатии - антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые). Бланк ответов по данной методике представлен в приложении 1.

Следующей методикой, которую мы использовали для выявления лидерских качеств у испытуемых был многофакторный опросник Кеттела. Выдающейся заслугой Рэймонда Кэттелла является разработка многофакторного личностного опросника 16PF(Sixteen Personality Factor Questionnaire). Впервые опросник был опубликован в 1950 г. Предназначен опросник для измерения 15 факторов и интеллекта(16 личностных черт). Каждый из этих факторов получил двойное название, характеризующее степень его выраженности - сильную и слабую.

Вопрос о том, какое количество факторов необходимо и достаточно для адекватного психологического описания личности, остаётся открытым. Некоторые исследователи считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно рассмотреть всего три фактора (Г. Айзенк), другие утверждают, что необходимо оценить 5 независимых черт (Р. МакКрае), третьи, - что не достаточно и 20 черт (Р. Мейли). Для своей работы я выбрала тест-опросник 16PF, т.к. он, на мой взгляд, даёт более полную характеристику личности. Кроме того, он очень прост в обработке. Полярные значения факторов теста-опросника 16PF приведены в приложении 2.

Для более точного определения качеств, характерных для лидера была предпринята попытка взять для сравнения личность отвергаемого человека в классном коллективе. Но при анализе ответов было выявлено, что ответы отвергаемого не соответствуют действительности, т. е. желаемое выдаётся за действительное, и это подтверждает теорию Карделла о существовании качеств - «разъединителей», которые резко отрицательно сказываются на формировании такого качества, как лидерство. На гистограмме 1 мы видим распределение профилей личностей.

Гистограмма 1

Если сделать анализ всех 16 черт представленных в данной диаграмме, то можно определить какие из них характерны для лидера в данной социальной группе (классный коллектив).

  • 1. (I) эмпатия, сочувствие, мягкость, понимание и др.
  • 2. (Q4) повышенная мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений
  • 3. (B) интеллект
  • 4. (M) воображение, высокий творческий потенциал
  • 5. (Q1) интеллектуальные интересы, стремление к информированности.
  • 6. (E) независимость

Многие из черт личности у мальчика и у девочки не сходятся. Это объясняется тем, что, во-первых, с мальчиком школьники учились с первого класса, а девочка пришла в школу только два года назад, поэтому ей, конечно, требуются помимо тех качеств, которыми обладает мальчик ещё и другие - такие как, например, общительность. Во-вторых, мальчики взрослеют и формируются позднее, чем девочки и это в какой-то степени влияет на разрозненность их черт личности.

Все эти факторы можно разделить на три группы:

  • · B,M,Q1 -интеллектуальные особенности
  • · C,G,I ,O,Q4 -эмоционально-волевые
  • · A,H,F,E ,Q2,N,L-коммуникативные

Из этого следует, что для образа лидера в школьном классном коллективе необходимы интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности личности.

В результате оценки основных социометрических характеристик членов изучаемого коллектива (социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, индексов объема, интенсивности и концентрации взаимодействия), а также анализа обобщенной концентрической социограммы, подчеркивающей иерархичность структуры взаимоотношений в группе, были сделаны выводы относительно неформального лидерства в коллективе. В ходе исследования выявилось, что в изучаемой группе нет лидеров, объединяющих весь коллектив или большую его часть. Исследуемая группа представлена несколькими небольшими подгруппами, в которых были выявлены 7 неформальных лидеров: №№ 5, 7, 8, 11, 13, 15 и 16.

Также стоит отметить, что неформальные лидеры оказывают неодинаковое по характеру влияние на коллектив. Так, 4 студента (№№ 7, 8, 11, 13) являются положительными лидерами и тяготеют к благоприятной ситуации в структуре группы. 3 человека (№№ 5, 15, 16) идентифицированы как отрицательные лидеры, ведущие коллектив к разобщению и установлению конфликтной ситуации.

Степень влияния как положительных, так и отрицательных лидеров также различна. Среди положительных лидеров явно выделяются №№ 7 и 8. Эти члены группы имеют близкий к максимальному объем взаимодействия (0,94), что свидетельствует о их связи практически со всеми членами группы. Они способны сосредотачивать на себе основные потоки психологической информации. При этом показатели отношения группы к лидерам как к объекту коммуникации и отношения последних к коллективу как субъекту коммуникации являются наивысшими среди членов группы. Также следует отметить, что позиция, которую группа приписывает лидерам №№ 7 и 8 равнозначна позиции, которую они желают занять (индекс социометрического статуса равен индексу эмоциональной экспансивности).

Лидеры №№ 11 и 13 оказывают меньшее влияние на группу, чем их коллеги №№ 7 и 8. При этом связь между лидером №13 и двумя последними достаточно тесная, в отличие от лидера №11, который связан постоянными положительными отношениями только с одним из лидеров (№7). Еще один факт указывает на более высокую позицию лидера №13 в структуре группы: его потребность в общении и взаимодействии с окружающими очень высока (индекс эмоциональной экспансивности равен 0,63), в отличие от лидера №11, стремление к общению которого ниже, чем это оценивает группа. Также концентрация взаимодействия лидера №13 выше, чем №11, что указывает на более значимую позицию первого в структуре группы.

Отрицательных лидеров также можно разделить по степени влияния на коллектив. Влияние лидера №5 не так велико, как лидеров №№15 и 16, которые тесно взаимодействуют между собой и представляют единую группу, что и ведет к увеличению их влияния на коллектив в целом.

Что касается связи положительных и отрицательных лидеров, то положительное взаимодействие, хоть и достаточно слабое, имеет место только между отрицательными лидерами и лидером №8. У лидера №11 такой связи практически нет. Лидеры №№ 7 и 13 очень слабо, но отрицательно взаимодействуют практически со всеми отрицательными лидерами.

В коллективе 4 человека имеют положительный индекс влияния на группу (№№ 4, 9, 10, 2). При этом №№ 4, 10 являются влияющими на группу независимо от других, в отличие от №№ 2 и 9, статус которых в группе возрастает за счет тесной связи с лидерами №№ 8 и 13 соответственно.

Шесть человек в группе практически не оказывают влияния на коллектив в целом (№№ 1, 3, 6, 12, 14, 17): их связь с окружающими непостоянна и слаба. Двое из этих 6 человек - студенты, редко посещающие занятия. Возможно, этим объясняется их низкая степень влияния на коллектив. Однако о какой-либо закономерности в данном случае говорить не стоит. Наименьшее влияние на группу из всех ее членов оказывают учащиеся №№ 12, 17. Тем не менее, эти люди имеют хоть и очень слабую, но положительную связь с группой.

Используя результаты социометрического анализа учебной группы, нами была предпринята попытка организовать деятельность членов изучаемого коллектива с учетом их социально-психологических особенностей и структуры неформального лидерства при разработке комплекса занятий для развития лидерских качеств у старших школьников.

В свою очередь неформальный лидер делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Он прекрасный психолог, и личные контакты - его жизненная среда, энергию которой он может направлять по своему усмотрению. Поэтому такой сотрудник может одинаково легко привлечь коллег как к участию в новом проекте, так и к саботажу решений официального руководства.

Достаточно часто скрытый лидер использует те методы, которыми по какой-либо причине пренебрег официальный руководитель. Главный из них - внимание к человеку: "серые кардиналы" в большинстве своем прекрасные психологи и хорошие управленцы.

Скрытый лидер стремится оставаться в тени, так как оттуда легче управлять, в том числе и директором. Он не пойдет на открытый конфликт с руководителем, не проявит себя открытой оппозицией или эмоциональностью. Ему нравится получать свое, строя интриги и "дергая за ниточки".

Руководитель движет коллектив в одну сторону, а этот лидер движет его в другую. Такой лидер начинает создавать круг своих "подчиненных", компанию внутри компании, которая подвластна больше ему, нежели руководителю. Но далеко не обязательно, что так происходит во всех компаниях, где есть скрытые лидеры.

Талантливый руководитель, умеющий организовать своих подчиненных, способен распространить свое влияние и на внутреннего лидера. Если тот будет единодушен с руководителем, с директором, с учредителем, то это прекрасно, это замечательно. Если скрытый лидер будет уважать руководителя, то компания будет развиваться и двигаться в одном направлении. Если нет, то сотрудники будут прислушиваться к тому, кто имеет для них больший авторитет. А это тот случай, когда существует негласный конфликт между руководителем и скрытым лидером. Поэтому важно успеть усмотреть такие моменты и вовремя понять, что человеку нужно. Если "скипетр и держава" - выделить ему сферу для руководства; если он довольствуется своей скрытой ролью - поднять в глазах коллектива, считаясь с его авторитетом, мнением и идеями. Либо расстаться.

Легализация скрытого лидера - один из способов нейтрализации его негативного влияния. Став одним из руководителей, он потеряет в глазах коллектива авторитет оппозиционера. Если влияние неформального лидера положительно, то его назначение на руководящую должность только увеличит полезность: люди к нему потянутся.

Выяснить, кто в компании скрытый лидер, возможно при организации обратной связи с сотрудниками. В разговоре быстро понимаешь, что не только мнение руководителя для них первично. На основе высказываний сразу появляются ориентиры, чьими указаниями они руководствуются.

Феномен неформального лидерства в коллективе - медаль с оборотными сторонами. Задача руководителя - повернуть ее так, чтобы направить авторитет такого лидера в нужное русло. Главное - перераспределить его энергию: она должна быть потрачена не на интриги, а на решение задач.

Хорошо иметь скрытого лидера на должности заместителя руководителя: с одной стороны, он открыт, с другой - управляет не только формально, но и неформально. Не самый лучший вариант, когда скрытым лидером является бухгалтер. Бухгалтерия - это информационная база принятия решений. Она должна быть независимой от симпатий и антипатий лидеров.

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной работы

Выявление лидера в рабочем коллективе

Практика

Выполнил

Студент 3-го курса ФПП

Литенков С.И.

Санкт - Петербург 2009 г.

Цель работы

Выявить в маленьком рабочем коллективе состоящим из трех человек и работающих в одном отделе по оформлению заказов на доставку. На сколько каждый из них на практике способен проявлять себя в роли лидера. Уровень их эмоциональной отзывчивости друг к другу, способности сопереживать. И на сколько в созидательной деятельности они способны к проявлению агрессии.

Я данной цели мною были выбраны три методики: "Эффективность лидерства", "Исследование уровня эмпатийных тенденций", опросник Басса-Дарки, описание психологического теста Басса-Дарки на выявление агрессии.

Методика 1. Эффективность лидерства

Замечание: Если эта методика используется для самооценки ру-ководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.

Коршикова Ирина. 33 балла.

Галанов Анар. 37 баллов.

У данного испытуемого стиль его руководства считается высокоэффективным (с учетом высказанного выше замечания).

Добролюбова Мария. 32 балла.

У данной испытуемой стиль ее руководства считается высокоэффективным (с учетом высказанного выше замечания).

Общий вывод по проведенной методике: Среди опрошенных рецендентов наиболее высокий уровень руководства выявлен у Гасанова Анара.

Методика 2. Исследование уровня эмпатийных тенденций

Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.

Замечание: Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы "не знаю" на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами "да, всегда"? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно.

Коршикова Ирина. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечала откровенно. 61 балл.

Галанов Анар. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечал откровенно. 60 баллов.

У данного испытуемого нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас "толстокожим", но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

Добролюбова Мария. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечала откровенно. 50 баллов.

У данной испытуемой нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас "толстокожим", но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

Общий вывод по методике: Среди опрошены рецендентов уровень эмпатийности, соответствует номе присущей подавляющему большинству людей. Завышенного или заниженного уровня выявлено не было.

Методика 3. Опросник Басса-Дарки. Описание психологического теста Басса-Дарки на выявление агрессии

Примечание:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Коршикова Ирина.

Физическая агрессия - 6 баллов

Косвенная агрессия - 5 баллов

Раздражение - 5 баллов

Негативизм - 4 балла

Обида - 3 балла

Подозрительность - 8 баллов

Вербальная агрессия - 7 баллов

Чувство вины - 7 баллов

Индекс агрессивности - 18

Индекс враждебности - 11

У данной испытуемой уровень агрессивности находится в норме, а вот уровень враждебности незначительно завышен. Склонна к конфликностям.

Галанов Анар.

Физическая агрессия - 7 баллов

Косвенная агрессия - 6 баллов

Раздражение - 5 баллов

Негативизм - 4 балла

Обида - 2 балла

Подозрительность - 7 баллов

Вербальная агрессия - 6 баллов

Чувство вины - 6 баллов

Индекс агрессивности - 18 баллов

Индекс враждебности - 9 баллов

У данного испытуемого уровень агрессивности находится в норме. Уровень враждебности так же в приделах нормы.

Добролюбова Марина.

Физическая агрессия - 5 баллов

Косвенная агрессия - 4 балла

Раздражение - 3 балла

Негативизм - 3 балла

Обида - 2 балла

Подозрительность - 8 баллов

Вербальная агрессия - 5 баллов

Чувство вины - 7 баллов

Индекс агрессивности - 13 баллов

Индекс враждебности - 10 баллов

У данного испытуемой уровень агрессивности понижен, враждебность в пределах нормы. Не конфликтна.

Вывод: В представленном коллективе наиболее выражаются Лидерские качества на практике, способность к руководству у Галанова Анара.коллективе Дипломная работа >> Психология

Включают в себя условия труда и оборудование рабочих мест. Обеспеченность труда техникой, связью... социометрии применяется с целью выявления сплоченности коллектива и наличие неформальных лидеров . Метод социометрии, был разработан...