Теория карла роджерса. Основные положения теории личности роджерса

«Я»-концепция - это определяющий конструкт в подходе американского исследователя и психотерапевта К. Роджерса. Фактически данный элемент является настолько неотъемлемой частью теории Роджерса, что многие психоаналитики просто называют ее «теорией Я».

Отличия теории исследователя

В отличие от таких психоаналитиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс в «Я»-концепции не создавал какую-либо схему критических стадий, через которые, преодолевая трудности и стресс, человек непременно должен пройти, чтобы сформироваться как личность. Роджерс в большей степени сосредоточивался на том, что положительная или же негативная оценка ребенка с самых первых месяцев влияет на его образ «Я».

Новорожденный воспринимает весь мир целостно, нерасчлененно. Младенец не выделяет себя в качестве отдельного сущего и поэтому не делает каких-либо различий между тем, что принадлежит ему, и что не принадлежит. А следовательно, и «Я» не существует для новорожденного.

Появление «Я» у младенца

Роджерс в «Я»-концепции говорил о том, что в процессе своего формирования «Я» регулируется только оценочным процессом в организме. Другими словами, младенец оценивает доселе незнакомые ему переживания с позиции того, помогают ли они или препятствуют его врожденному стремлению к актуализации. К примеру, холод или голод, жажда или жара или же неожиданный резкий шум воспринимаются в качестве угрозы биологической целостности. И поэтому они оцениваются негативно.

Еда, вода, пища, покой воспринимаются положительно, так как они помогают расти и развиваться. В определенном смысле такой биологический контролирующий процесс позволяет правильно и своевременно удовлетворять потребности малыша. Младенец оценивает собственные переживания на предмет того, нравятся они ему или же нет.

Впоследствии структура личности формируется посредством взаимодействия с социальным окружением. Наибольшую роль при этом играют значимые другие - мать и отец, сиблинги. «Я»-концепция появляется на основе взаимодействия с другими членами семьи. И поэтому в значительной мере наполняющие ее содержания представляют продукт социализации ребенка.

Самоактуализация

Отличительной характеристикой концепции Роджерса (и Маслоу, который также делал акцент на самоактуализации, стремлении к доброму в человеке) является тезис о том, что каждый человек изначально хорош и стремится к прекрасному. А стало быть, люди естественно движутся в направлении большей дифференциации, зрелости, автономности.

Исследуя природу личности, Роджерс приходит к выводу о том, что суть человеческой природы базируется на движении вперед к тем или иным целям. Она конструктивна, соотносится с принципом реальности. По мнению Роджерса, основатель психоанализа Фрейд создал картину совершенно иррационального человека, который не социализирован и обладает разрушающими тенденциями, направленными и на разрушение самого себя и на деструкцию всего окружающего. Когда личность ощущает психологическую свободу, она всегда открыта новому опыту и может действовать в доверительной и позитивной манере.

Психологические защиты

По большей части обыденное поведение человека всегда должно согласовываться с его Я-концепцией. Роджерс подчеркивал, что человек всегда стремится к тому, чтобы сохранять состояние определенного самовосприятия, согласованности переживания своей личности. Отсюда следует логический вывод о том, что все переживания, которые находятся в гармонии с Я-концепцией, могут осознаваться человеком, достаточно точно оцениваться. А что касается тех переживаний, которые находятся в конфликтной позиции по отношению к личности, то они образуют угрозу «Я». И поэтому такие переживания и мысли не допускаются к осознанию и точному восприятию. Необходимо отметить, что человеческая концепция представляет собой тот критерий, согласно которому все переживания либо сравниваются, либо проходят символизацию в сознании, либо такая символизация напрочь отрицается.

Столкновение концепций: пример

Например, религиозные родители убеждают молодого человека в том, что вступать в близкие отношения с девушкой до официального заключения брака - большой грех. Но при этом юноша посещает колледж и находит у своих сверстников другие установки и ценности. Его ровесники одобряют такое поведение, в особенности, если между молодыми людьми есть любовь, они верны друг другу. Молодой человек все равно придерживается тех принципов, которые прививались ему с детства. Он встречает девушку, которая придерживается мировоззрения других учащихся колледжа, и влюбляется в нее. При этом он уступает девушке, однако взаимоотношения становятся для него мучительными. Они попросту не вписываются в тот образ «Я», который создавался у него с самого детства.

Угроза целостности

В «Я»-концепции Карла Роджерса угроза может существовать в том случае, когда люди напрямую осознают несоответствие между их образом себя (а также связанными с этим образом ценностями) и определенным аспектом теперешнего переживания, актуального для них на данный момент. Переживания, которые совершенно не соответствуют их образу «Я», субъективно воспринимаются в качестве угрожающих. Они не допускаются до порога осознания, потому что в таком случае единство и целостность личности нарушается. Например, если человек считает себя порядочным и честным, и какой-то поступок у него не будет соответствовать этим его представлениям, то «Я» будет находиться под угрозой. Реакция обычно включает чувство вины, замешательство, тревогу.

Не всегда несоответствие между актуальным «Я» и его образом может восприниматься при этом на сознательном уровне. В теории «Я»-концепции Роджерс говорит о том, что нередки ситуации, когда человек ощущает угрозу, но никак этого не осознает. Когда имеется такое несоответствие, личность становится под угрозу различных психических расстройств.

Тревога тогда превращается в эмоциональную реакцию на угрозу личностному единству. Тревожный человек, таким образом, это тот, кто смутно понимает: признание тех или иных его переживаний приведет к радикальному преобразованию его теперешней личности. Осознание укоренившегося ощущения враждебности будет требовать глобальной реорганизации всей «Я»-концепции того человека, который доселе считал себя любящим и мягким. Он начнет тревожиться всякий раз, когда ощутит гнев.

В своей концепции личности Роджерс подчеркивает: если человеку в течение длительного времени ничто не угрожает, он становится открытым для взаимодействия и переживаний. Ему совершенно не нужно защищаться. Но если он поймет или почувствует на подсознательном уровне, что его теперешнее переживание каким-то образом не согласуется с «Я»-концепцией, то возникнет угроза. За ней по логике событий следует защитная реакция. К. Роджерс в «Я»-концепции определял защиту как конкретную поведенческую реакцию организма на угрозу извне. Ее основная цель заключается в том, чтобы сохранить Психолог писал о том, что такая цель достигается посредством осознанного искажения определенного переживания в сознании человека. Такое искажение помогает снизить разницу между негативным переживанием вины и структурой «Я». Иными словами, защита помогает сохранить самоуважение и хорошо защищает его от опасности чувства страха, вины, тревоги.

Механизмы защиты по Роджерсу

Психолог предложил всего лишь два защитных механизма. Они используются для того, чтобы свести к минимум информацию о несоответствии между «Я» и негативным переживанием. восприятия, а также отрицание. Однако нужно отметить, что угрожающее личности переживание не допускается в осознании человека к символизации. Это происходит не потому, что оно каким-то образом противоречит устоявшимся у индивида нравственным нормам, или является «грешным». Символизация не происходит по причине несовместимости с «Я»-структурой. Поэтому защитное поведение сохраняет существующую структуру личности и позволяет индивиду не утратить самоуважение.

Искажение восприятия происходит в том случае, если несоответствующее переживание оказывается допущенным в сознание человека, но только в той форме, которая позволяет этому переживанию быть совместимым с определенным аспектом образа личности. Например, студент университета считает себя способным к химии. Однако внезапно он получает плохую оценку, и это происходит совершенно заслуженно. Студент может попытаться сохранить свою «Я»-концепцию, если исказит объяснение своей неудачи: «Преподаватель несправедливо ставит оценки», либо «Сегодня мне не повезло». Роджерс объясняет подобное выборочное восприятие в качестве рационализации. В данном примере переживание студента оказывается воспринятым студентом, но его настоящий смысл остается непонятным. Фактически отрицание возникает всякий раз, когда индивид не хочет признаться себе, что переживание действительно имело место.

Психопатология по Роджерсу

Описываемые положения «Я»-концепции Роджерса, кратко описанные в данной статье, могут быть применимы к каждому человеку. Даже самый благополучный психологически человек может иногда сталкиваться с неприятным переживанием, которое представляет угрозу его «Я»-концепции, и ему приходится ложно истолковывать то или иное переживание.

Большинство людей имеют адекватную психическую защиту, которая позволяет им справляться с умеренным уровнем стресса и тревоги и поступать таким образом, чтобы свести эту тревогу к минимуму. Однако если внутренние переживания совершенно не согласуются с «Я»- структурой, или же несогласующиеся переживания встречаются слишком часто, то человек начинает испытывать крайне сильную тревогу, нарушающую его повседневный распорядок дня. Как правило, такого человека называют невротиком.

Сам Роджерс стремился избегать подобных диагностических ярлыков. В таких случаях уровень дискомфорта у индивида таков, что он, по всей видимости, нуждается в помощи терапевта. Однако защита невротика тоже может в некоторой степени предотвратить разрушение его «Я». В результате невротизированная личность сохраняет свою структуру, однако человек оказывается неспособным адекватно оценить неустойчивость своего состояния. Он становится очень уязвимым в психологическом смысле.

Дидактическая концепция Роджерса

Исследователя не устраивала традиционная система образования. Он считал, что уроки и экзамены только мешают процессу обучения, а авторитет фигуры учителя должен быть подвергнут сомнению. Он предложил новую модель обучения. В ней учитель должен руководствоваться своим жизненным опытом, а ученики - выстраивать свою программу обучения. В классе должен создаваться благоприятный психологический климат для обучения. А строгую дисциплину должна заменить самодисциплина.

Критика идей К. Роджерса

Подвергалась критике и концепция брака К. Роджерса, который постулировал правильность «открытых» отношения в браке (половые связи обоих партнеров вне семьи). Психолог считал, что подобный подход способствует развитию личности.

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя.

В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

1. Основные положения теории личности Роджерса

1.1 Самость

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением... результат очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру". Самость -- это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Как фотограф "останавливает" что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из "стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин "самость" для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

1.2 Конгруентность и неконгруентность

Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Конгруентность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, -- это примеры неконгруэнтности. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруентность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруентность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруентности -- кажущееся нежелание коммуницировать -- обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруентность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруентности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруентности. Для Роджерса частная форма расстройства менее важна, чем признание того, что инконгруентность имеет место и требует исправления.

Инконгруентность проявляется в таких высказываниях, как "Я не могу принять решения", "Я не знаю, чего я хочу", "Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят. Рассмотрите такой случай: "Мать говорит мне, что я должен о ней заботиться, но я меньше всего могу это делать. Моя девушка говорит мне держаться своего, не давать провести себя. Мне кажется, что я хорош по отношению к матери, лучше, чем она того заслуживает. Иногда я ее ненавижу, иногда люблю. Иногда с ней хорошо быть, иногда она унижает меня".

Клиент осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленным действиям в какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются его собственными, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней -- может вести к тревожности.

1.3 Тенденция к самоактуализации

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни -- стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, -- стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Стремление к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который "свободно функционирует, не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруентность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

2. Теория личности в национальной действительности

Ценность отношений -- центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруентными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее.

Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

"Я полагаю, ...что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы". К.Роджерс.

Если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый -- отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй -- созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы "полно функционировать", чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

"Все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям с другим -- или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства -- это нонсенс". К.Роджерс.

Заключение

В этой работе была предпринята попытка представить теорию личности и поведения, основанную на нашем опыте и исследованиях в области клиентоцентрированной терапии. Эта теория в основе своей феноменологична и опирается главным образом на объяснительный конструкт "концепции себя". Согласно этой теории, суть личностного развития состоит в достижении принципиального соответствия между феноменальным полем опыта и концептуальной структурой представлений о себе, что обеспечивает освобождение от чувства тревоги, от реальной и потенциальной внутренней напряженности. В результате формируется индивидуализированная система ценностей, во многом совпадающая с ценностной системой каждого представителя человеческого рода, обладающего надлежащей психологической регуляцией.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими. "Следует отметить, что тенденция к самоактуализации -- единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не "делает", это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя".

Было бы неразумно надеяться, что все гипотезы этой теории окажутся верными. Однако если они станут стимулом для последующих углубленных исследований динамики человеческого поведения, то хорошо послужат своему предназначению.

Список литературы

1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994. Дайджест.

2. Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты. М. 1984.

3. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Семья и школа, 1987, №10.

4. Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения,1993, №5-6.

5. Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986.

На представления Роджерса о психологии, так же, как и Фрейда, повлиял личный опыт работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате клинических наблюдений Роджерс сделал вывод, что основа человеческой природы ориентирована на движение к определенным целям, конструктивна, реалистична и позитивна по своей сути. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдельные цели и способным их добиваться. Он не был согласен с мнением о том, что люди от природы злы и грешны. Роджерс допускал, что люди иногда бывают злы и деструктивны, могут совершать аморальные поступки – но это моменты, когда люди ведут себя не в соответствии с истинной внутренней природой.

Роджерс вводит термин «полностью функционирующая личность », когда ничто не мешает человеку проявлять свою внутреннюю природу, они представляют собой позитивные и разумные создания, которые хотят жить в гармонии с собой и с другими. Роджерс разделял позицию Маслоу о том, что люди имеют фактически неограниченный потенциал самосовершенствования. При этом в их теориях существует три различия:

1. Роджерс считал, что личность и поведение являются функцией когнитивных процессов, а Маслоу считает, что поведение и опыт человека являются результатом действия иерархии потребностей.

2. Теория Роджерса была сформулирована в результате работы с людьми, имеющими психические проблемы, он концентрировался на терапевтических условиях, которые способствовали бы самоактуализации. Маслоу же, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы изучать здоровую личность.

3. Роджерс тщательно изучал как происходит процесс самоактуализации и что способствует склонности человека к самосовершенствованию врожденного потенциала. Маслоу эти процессы практически игнорирует.(21)

Тенденция актуализации

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Таким образом, важнейшая и, по Роджерсу, единственная потребность человека – актуализировать себя, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс считал, что ничего нельзя объяснить, используя по отдельности специфические мотивы (голод, безопасность, половое влечение и т.д.) Например: голод традиционно рассматривался в психологии как самостоятельный мотив. Роджерс считал, что голод – это лишь часть господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, голод необходим для самосохранения. Потребность достижения – одно из проявлений потребности в самоактуализации.

Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений или воздействий тенденция актуализации выразится естественно посредством разнообразных форм поведения. Он определяет тенденцию актуализации как единственный центральный источник энергии в организме человека . Тенденция самоактуализации – это биологический факт, а не психологический феномен, она берет начало в физиологических процессах организма. На органическом уровне она выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода и т.п.), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены и т.д. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения, она, наоборот, подразумевает повышение напряжения. Роджерс отрицает редукционистскую теорию поведения, он считал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Роджерс утверждал, что подобная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям и животным, но и всему живому. Фактически жизнь эволюционирует потому, что хочет эволюционировать .

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции самоактуализации. Эта установка отражается в термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: первичный оценочный процесс . Люди могут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности и развивающие ее. И наоборот, они оценивают негативно те переживания, которые они воспринимают как препятствующие их актуализации.

Феноменологический подход к личности

Психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми.

Роджерс настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не изучив его субъективной интерпретации событий. Таким образом, он был решительно против утверждений Скиннера о том, что поведение человека – это простая реакция на стимульную ситуацию. Роджерс отвергал теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение не определяется прошлыми событиями, оно – результат субъективного восприятия человека окружением.

Пример : «Почему человек ведет так враждебно?»

Фрейд: «Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком».

Роджерс: «Он рассматривал мир, как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить».

Я-концепция

Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самость как бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительный элемент в опыте человека. Поэтому целью пациента является именно достижение этой «реальной сущности». Таким образом, Я или самость – это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека. Это совокупность представлений человека о самом себе, о том, что он из себя представляет. Я-концепция включает в себя множество образов: Я – родитель, Я – студент, Я – сосед, Я – член спортклуба и т.п. Я-концепция включает не только восприятие того, какие мы есть, но то, какими мы хотели бы стать. Этот компонент называется Я-идеальное .

Понятие Я – концепция обладает рядом свойств:

1. Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, т.е. структура Я может быть понята в терминах процессов восприятия, таких, как фигура – фон, завершение и сходство и т.п.

2. Я-концепция пространственна по природе и считал, что она представляет собой организованную, последовательную и интегрированную систему восприятия, т.е. несмотря на то, что «Я-концепция» постоянно меняется, она всегда сохраняет качества цельной системы, гештальта. Неважно, насколько человек меняется – у него всегда сохраняется чувство внутренней целостности, понимание того, что он тот же самый человек.

3. Я-концепция – это нечто глубоко интегрированное в психику, она символизирует главную часть сознательного опыта человека.

4. Я-концепция включает бессознательные процессы, следовательно ей нельзя дать рабочее определение и исследовать экспериментально.

Развитие личности

Для Роджерса неважно, через какие стадии проходит личность в своем развитии, и в каком возрасте эти стадии наступают. Он сосредотачивается на том, как оценка индивида другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

На стадии формирования Я контролируется исключительно организмическим оценочным процессом , т.е. младенец оценивает каждое новое преступление с позиции того, способствует оно или нет тенденции актуализации.

По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, развитие самости в значительной степени определяется процессом социализации. Отсюда вытекают условия, важные для развития Я – концепции:

1. Потребности в позитивном внимании . По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание возникновения самости, она всепроникающа и устойчива. Эта потребность направлена на себя – человеку необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании.

2. Условные ценности . Дети очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Для социализации типично, что дети учатся потому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Если дети ведут себя иным образом, у них появляется опыт позитивного «внимания». Таким образом, появляются условия ценности , т.е. обстоятельства или условия, при которых человек будет переживать позитивное внимание. Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание и одобрение только в том случае, если демонстрируют те формы поведения, которые от них ожидают. Роджерс считает, что условия ценности причиняет ущерб гармоничному развитию личности. Ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок учится оценивать себя как личность только с точки зрения «выгодности».

3. Безусловное позитивное внимание. Очевидно, что никто не может быть полностью свободным от условий ценности, но можно получить позитивное внимание независимо от того, какое поведение демонстрирует человек. Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил или не выполнил какое-то условие, а просто так. Единственный способ не вмешиваться в самоактуализацию ребенка – дать ему безусловное позитивное внимание. Такой подход не означает отсутствия дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Он означает только то, что ребенка должны ценить и любить независимо от того, что он делает.

Механизмы защиты

Защита , по Роджерсу, - поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которых – сохранить целостность Я-структуры, т.е. защита усиливает и сохраняет самоуважение человека. Роджерс разработал только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму несоответствия между Я и окружением: искажение восприятия и отрицание.

Искажение восприятия происходит тогда, когда травмирующее переживание допускается в сознание, но только в форме, допустимой для сохранения самооценки. Например: студент считает себя достаточно способным человеком, но на экзамене, причем заслужено, получает двойку. Естественно, никто не признает себя бездарностью, а будет считать, что ему не повезло, профессор несправедливо ставит оценки. Такое выборочное восприятие или искажение Роджерс характеризовал как рационализацию . В таком случае переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятным.

Отрицание используется гораздо реже, человек сохраняет целостность своей Я – структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается каждый раз, когда человек отказывается признаться себе в том, что переживание в принципе имело место. Если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем нарушение самооценки. Конечным результатом отрицания может быть паранойя, бред и другие психические расстройства.

Психотерапия, центрированная на клиенте (Client – centered therapy)

Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип – все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом – это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведения психотерапии является эмоциональный климат, в котором происходит общение.

Первоначально подход Роджерса был назван недирективной терапией . В ее основе лежит предположение, что клиент обладает способностью к самостоятельному целенаправленному изменению личности. Такой подход позволяет психотерапевту быть гораздо менее директивным по отношению к клиенту – обходиться без прямых указаний и установок. Психотерапевты роджеровского направления никогда не дают советов, не отвечают на вопросы «Как же поступить?» и не задают вопросов. Вместо этого терапевт пытается отразить то, что сообщил клиент и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения. Главная задача недирективного психотерапевта – как можно более точно отразить клиенту то, что он сам чувствует и думает.

Теория К. Роджерса.

По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

Задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Разработал основы индирективной терапии — “терапии , центрированной на клиенте”, создал недирективную психологию.

В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий, позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет “феноменальным полем ”, уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, т. к. не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью . Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге — к невротизации личности.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, т. к. их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитие личности.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагал Роджерс, — безусловное позитивное отношение к ребенку, “безусловное принятие”. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, “полностью функционирующим”.

Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение, прежде всего, в индивидуальной и групповой психотерапии .

Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как “недирективну ю”, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера — атмосфера безусловного принятия.

В дальнейшем, Роджерс обозначил свою терапию как “терапию, центрированную на клиенте ”. Роджерс утверждал, что «клиент» (он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника – «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы. , т. е., важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта. Роджерс пришел к выводу, обсуждаемому в работе Центрированная на клиенте терапия, что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника. Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных качества: «конгруэнтность» , т.е. подлинность, реальность, свободу от фасада; «эмпатию», т.е. понимание мира, как его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и «безусловное позитивное отношение» , т.е. признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности.

Кроме того, К. Роджерс развивал личностно — центрированную терапию , принципы которой (главное внимание — личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др.

Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. — результат страха и психологической защиты.

Здравствуйте, дорогие читатели, посетители!
Эксперты нашего сайта рады приветствовать на информационном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие и интересующие Вас вопросы.

Вы заглянули на наш сайт с задачей понять, что представляет собой феноменологическая теория личности К. Роджерса?

Стоит заметить в первую очередь, что на этом уроке оперирующими понятиям будут: ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, ТЕОРИЯ, ЛИЧНОСТЬ. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития и функционирования психики человека и группы людей.

Для начала стоит разобраться, что принято понимать под термином «ТЕОРИЯ»?

Теория –это система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Что же представляет собой феноменологическая теория личности у К.Роджерса? Феноменологический подход подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по своей сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

Карл Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией , наряду с особым вниманием к самости.

Также, в теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства - тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя.

Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала.

Стоит также дополнить, что Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией.

Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-концепцией.

Можно сделать следующий вывод, что данная теория, представленная Роджерсом, представляет собой некую концепцию, в которой личность стремиться к совершенству, к познанию себя. Рассчитываю, что это занятие прошло для Вас информативно и с пользой, и Вы узнали для себя что-то новое.Если же что-то осталось непонятным или сложным для восприятия из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте.

Желаем успехов и удачи во всех начинаниях!

Поиск Лекций

Концепция К. Роджерса о личности и «Я» человека.

Карл Роджерс (1902 – 1987) Родился в семье протестанта, занимался самоанализом, американский психолог, один из основателей гуманистического подход. Личность – организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая сердцевину наших переживаний.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.РОДЖЕРС): ОРГАНИЗМ:

Реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии (человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности); реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое; движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии.

Я-КОНЦЕПЦИЯ:

Со временем осознаваемая и оформляемая в отдельную структуру часть личного мира человека; символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование; разработанная часть Я при взаимодействии с другими людьми, которые имеют значение и обращаются с ними как с отдельными Я.

Феномены и закономерности личностной динамики – функционирование по К.

РОДЖЕРСУ:«В психологическом смысле реальность — это личный мир восприятий человека».

Поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

Человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

Люди по природе добры и стремятся к совершенству.

Характеристики Я-концепции по К.

Роджерсу:

Областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

Структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

Конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е.

наличием соответствия /несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

Защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

Напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

Уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

Реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Цель личностно-центрированной психотерапии Роджерса: Достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Основные принципы личностно-центрированной психотерапии Роджерса:

Используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

Необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к.

Теория личности Карла Роджерса

они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется "лицом к лицу";

Отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

Кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

Независимость, автономность клиента от терапевта;

Результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

Подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Функция, назначение личности по К.

Роджерсу (мотивация; психическое здоровье и зрелость): Цель человека — самореализовать субъективно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину наших переживаний, которая заложена в каждом человеке от рождения, вопреки воспитанию и нормам, установленным обществом, которые принуждают человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Самая главная потребность в самореализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потреб-х и принять ценности, навяз-е другими.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.

Теория личности К. Роджерса.

Карл Роджерс (1902 –1987) Разработал основы индирективной терапии – «терапии, центрированной на клиенте». Основы ее изложены в одноименной книге (1952). В 1957 году перешел в Висконский университет, где читал курсы психиатрии, и психологии на основе этого вышла книга «Свобода учиться».

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких.

Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом.

Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой.

Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации.

Роджерс, Карл Рэнсом

Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией «творческого Я» Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века.

При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции.

Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою само оценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение.

Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом «инкаунтер-группы», или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

Логотерапия В.

Логотерапия - один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В. Франклом.

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия.

Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом.

Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В 50-60-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни, согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркомания, включая алкоголизм, а также агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, то Франкл добавлял к этим причинам отсутствие смысла жизни, алкоголики и другие наркоманы - люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

    Феноменологическая теория личности Роджерса основана на философских идеях Эдмунда Гуссереля :
  1. мир существует только в связи с человеком его воспринимающим и мы просто отказывается от вынесения суждений относительно реальности вещественного мира (и отдаем это для споров философам)
  2. каждый человек сам выбирает как воспринимать мир (внутренняя система координат ), какой должна быть его жизнь. В противовес Маслоу : они не являются последствием мотивов, а лишь уникального восприятия действительности. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности.
  3. люди добрые - стремятся к реализации врождённых возможностей, креативности, социальной ответственности, целостности, самоуправляемости и самостоятельности; люди злы, когда ведут себя не в соответствии со своей истинной внутренней природой.

1. Структура личности

Человек действует в соответствии со своим восприятием событий, происходящих в данный момент («Я реагирую не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности») .
Поведение не определено прошлыми событиями: текущая интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на поведение. Кроме того, на поведение существенно влияет и то, как прогнозируют своё будущее (тревога что меня опять изнасилует, чем о том что меня изнасиловали).

По старой доброй гуманистической традиции Роджерс не делил человека на взаимодействующие части. Зато он выделил «ядро» личности.

Я-концепция («Я такой-то и такой-то») - часть восприятия мира: те характеристики, которые человек воспринимает как «относящиеся ко мне». Я постоянно меняется в результате нового опыта, но всегда сохраняет организованную, логически последовательную целостность : внутреннее чувство, что я в любой момент времени остаюсь все тем же «собой».

Я-концепция не регулирует поведение, а управляет вниманием/интересом. Всякий опыт и всякое переживание в жизни индивида либо [фигура:] воспринимаются и организуются определенным образом в отношении к Я, либо [фон:] игнорируются, если не воспринимаются как имеющие отношение к Я.

Я-концепция не может быть полностью изучена кем-либо извне (признание несостоятельности научных методов) и полностью доступна только самому человеку.

    Я-концепция включает:
  • наше восприятие того, какие мы есть - некий набор образов «себя» по ролям,
  • Я-идеальное : хочу быть, должен быть, но пока что не стал.

2. Динамика личности

Что движет личностью

Сущность живого - рост . Единственная движущая сила (мотив) - тенденция задействовать, сохранять и раскрывать себя , максимально выявлять лучшие свои качества. Остальные мотивы вытекают из этого - не только удовлетворять дефицитарные потребностей (воздух, пища, вода), а также развивать организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов тела, его рост и постоянное обновление. Важно всё, что укрепляет организм.

Рост часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи.

Эмоция сопровождает и способствует целенаправленному поведению. Негативные чувства: переживания, которые люди воспринимают как противоречащие или препятствующие их развитию. Чувство удовлетворения : люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее.

Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности а лишь её интерпретации относительно Я-концепции.

Этапы/стадии развития личности

Когда Я-концепция только формируется, она регулируется исключительно чувствами, переживаниями . Переживать для организма значит получать воздействие сенсорных или физиологических событий, происходящих в любой момент.

Впоследствии - через взаимодействие с окружением , людьми. Я-концепции становится продуктом процесса социализации ().

Я-концепция не развивается по фиксированным стадиям, а меняется из оценки нас другими людьми; особенно в период младенчества (у новорожденного Я отсутствует) и раннего детства - развитие условий ценности (знания обстоятельств при которых я достоин их любви/поощрения становятся убеждениями «я должен быть»).

Чтобы поддерживать условие ценности, человек отрицает какие-то стороны себя (которые не понравились важным для меня людям).

На верхней половине диаграммы изображенно как условие ценности раздирает человека на «Навязанное Убеждение - Опыт поддерживающий убеждение - Опыт опровергающий убеждение». То есть часть опыта оцениватся как «чужие/чуждые переживания».

Может только человек у которого условия ценности сведенны до минимума и его Я совпадает с Я-идеальным. То есть большинство переживаний совпадают с Я-концепцией. Тенденция к самоактуализации – это процесс (не является конечным состоянием совершенства) осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать . Всегда (можно расширять Я-идеальное) остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.

3. Практическое применение

Нормы и патология - здоровая личность

Поведение обычно совпадает с Я-концепцией - человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Принятие себя, таким как есть, а не таким как хотел бы быть (совпадение Я-концепции с Я-идеальный, конгруэнтность ) - признак психологического здоровья. Отношение к себе прямо отражается на отношении к другим . Чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Работает самоисполняющиеся пророчество, которое запускает ответную расположенность. Мы, по сути, получаем психологическую «цепную реакцию».

Переживания, находящиеся в противоречии с Я и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции (психологическая дезадаптация): они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Человек может чувствовать угрозу, не сознавая этого (подпороговое восприятие) - становится уязвим для тревоги, напряжения, замешательства, чувства вины и личностных расстройств. За угрозой следует защитная реакция - Роджерс предложил только два механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Если между Я и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита Я может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается - это ведёт к тяжелым психическим болезням.

В случае отрицания (встречается реже, чем искажение) человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Наблюдателям со стороны обычно очевидно, что происходит. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бреду и ко множеству других психических расстройств.
Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в изменённой форме. Это похоже на рационализацию : человек сам себе растолковывает почему он (не) поступил так или иначе [не повезло, мир жесток, она предвзята, не знал что делаю ].

С точки зрения защиты часть переживаний будет рассматриваться как потенциальная угроза (даже не являясь таковой!) : слова и дела других людей воспринимаются как угрожающие (даже не являясь таковыми!) - эти люди подвергаются нападкам с моей стороны так как они носители угрозы (даже не являясь таковыми!) - все люди начинают делиться на опасных и нет («он свой/чужой», оборонительная готовность ). Понимание любого другого человека как самостоятельного разностороннего индивида отсутствует. Работает самоисполняющиеся пророчество, которое запускает ответную подозрительность.