Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева. Лишь ты одна, царица роза. Струится сладкий аромат

взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Тютчев и Фет глубоко уважали и ценили друг друга. Тютчев высоко отзывался о поэтическом даре своего младше­го

современника:

Великой Матерью любимый,

Стократ завидней твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел.

В свою очередь, Фет глубоко почитал Тютчева, видел в нем для себя образец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается к нему: «Мой обожаемый поэт». В стихотворении «На книжке стихотворений Тютчева» автор пишет:

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченный жизни цвет.

Такая взаимная симпатия поэтов имеет под собой много при­чин. Фет и Тютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тот период демократически настроенные поэты некрасовской школы. В творчестве обоих поэтов большое место за­нимает природа. Обоих поэтов отличает внутренняя близость к при­роде, гармония с ней, тонкое понимание природной жизни.

Традиционным для русской литературы является отождествле­ние картин природы с определенным настроением и состоянием че­ловеческой души. Этот прием образного параллелизма широко ис­пользовали Жуковский, Пушкин и Лермонтов. Эту же традицию продолжают в своих стихах Фет и Тютчев. Так, Тютчев в стихотво­рении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измучен­ной человеческой душой. Поэту удалось с изумительной точностью передать болезненную красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля». И в человеческих чувствах поэт нахо­дит соответствие настроению, царящему в природе:

Ущерб, изнеможены - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение явно перекликается с пушкинской «Осе­нью», где «унылая пора» сравнивается с «чахоточной девой», крот­кой и прекрасной в своей болезни.

Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души. В качестве примера можно привести стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер!..». Прежде всего это, конечно, шедевр «импрессионист­ской» лирики Фета. Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту «пьяных гигантов столпившийся хор». Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно, но поэту удается точно передать то, ка­кими они кажутся в неверных отблесках костра. В стихотворении использована «кольцевая» композиция: оно начинается и заканчи­вается изображением горящего костра. Многие детали стихотворе­ния символичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угаса­ющего днем и разгорающегося ночью, некий скрытый смысл. В самом деле, что это за костер, в свете которого оживают даже дере­вья, тепло которого проникает «до костей и до сердца», отгоняя все житейские тревоги? Не символ ли это огня творчества, который даже под гнетом будничной жизни «будет теплиться скупо, лениво» в душе поэта?

Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другом стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье…». Здесь поэт изображает любовное свидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада, соловьиными трелями и разгорающейся зарей. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюб­ленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэ­тичность и таинственность.

Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчева роднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд, моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее ярко проявляется таинственное могу­щество природы, ее величие и сила. Поэтому у Тютчева мы читаем такие строки:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины…

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Понимание природы как могучей силы, как содружества стихий мы находим и у Тютчева, и у Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде. Всем известны тютчевские строки:

Как хорошо ты, о море ночное!

То лучезарно, то сизо-темно…

У Фета одна из книг его стихотворений также посвящена морю. Однако для Фета вода оставалась «стихией чуждою», тогда как у Тютчева вода является одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт видел начало и конец мира, «темный корень ми­рового бытия». Этот мотив пронизывает почти все стихотворения Тютчева.

И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяет сходное отношение к природе вообще. Для Тютчева и Фета природа - носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. Именно к ней должен обращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки. «Великой Матерью» называет природу Тютчев. Это же сравнение возникает и в другом его стихо­творении, где поэт восклицает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В свою очередь, Фет в своем стихотворении «Учись у них - у дуба, у березы…» предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ее способности бесконечно возрождаться к новой жизни.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубо­кое различие. Обусловлено оно прежде всего различием поэтическо­го темперамента этих авторов.

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской ли­тературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гла­сят». Порой это стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам. Так, в стихотворении «Полдень» описание дремлющей природы, истомленной зноем, за­вершается упоминанием бога Пана. А в стихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждения сил приро­ды венчают такие строки:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во мно­гих стихотворениях Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с беспредель­ным». В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» мы чи­таем:

В этом волнении, в этом слиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

В более раннем стихотворении «Тени сизые» это желание вы­ступает еще более рельефно.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели. Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверо­стиший:

Природа - Сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

К концу жизни Тютчев осознает, что человек является «лишь грезою природы». Природа видится ему «всепоглощающей и миро­творной бездной», которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. Над ней не властен его разум, «духа мощного гос­подство».

Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и творчестве Тютчева. Отношения поэта и природы все больше на­поминают «поединок роковой». Но ведь именно так сам Тютчев оп­ределил подлинную любовь.

Совершенно иные отношения с природой у Фета. Он не стремит­ся «подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах пере­дается чувственное, эмоциональное восприятие мира. Чернышев­ский писал о стихах Фета, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. В самом деле, именно непосредствен­ность впечатлений отличает творчество Фета. Он часто сравнивает себя в стихах с «первым жителем рая», «первым иудеем на рубеже земли обетованной». Это самоощущение «первооткрывателя приро­ды», кстати, часто свойственно героям Толстого, с которым Фет был дружен. Вспомним хотя бы князя Андрея, воспринимающего березу как «дерево с белым стволом и зелеными листьями». У Фета же в стихотворении «Весенний дождь» мы читаем:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Это «что-то», конечно, дождь, но для Фета органичнее назвать его именно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожа­луй, такого себе позволить бы не мог. Для Фета природа в самом деле является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы. В стихо­творении «Я пришел к тебе с приветом» особенно ясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта:

…Отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» - сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин. Пожалуй, это высказывание можно при­менить и ко всей поэзии Фета.

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Будучи близ­ки к идеологии «чистого искусства», оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природ­ных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с по­мощью картин природы эти поэты передают состояние человечес­кой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к при­роде с позиций разума, а для Фета - с позиций чувства. Но бес­спорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пей­зажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Ман­дельштама. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских симво­листов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзаж­ной лирики, идущая от Жуковского и Пушкина.

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.
С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова.
Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам “чистой поэзии”, но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: “В России канцелярия и казарма... все движется около кнута и чина”.
Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской “морали”, не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, “ковчегом спасения” для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была “краем долготерпения”. Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все признаки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

Вас развратило самовластье,

И меч его вис поразил, -
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена
-
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия - это своеобразная исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения социальных устоев.
Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет:
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет,
-
14 страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа.
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами.
Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Эту веру поэт пронес через всю свою жизнь. «Истинный защитник России - это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу», - писал Тютчев в статье «Россия и Германия».

Россия для поэта - это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть:

Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль - с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой...
Все голо так и пусто-необъятно.
В однообразии немом...
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
(«На возвратном пути»)

В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева - это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.
(«Эти бедные селенья»)

Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении «Нет, карлик мой! трус беспримерный!..». Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения:

То, что обещано судьбами

Уж в колыбели было ей,

Что ей завещано веками

И верой всех ее царей...

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!

Всемирную судьбу России -

Нет! вам ее не запрудить.
(«Нет, карлик мой! трус беспримерный...»)

У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. «Россия прежде всего христианская империя. Русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг христианства», - писал Тютчев в статье «Россия и революция».

Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева - страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа - вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий. В этом залог величия и жизненной стойкости России.

Волн неистовых прибоем,

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой, -

Но спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

Так Тютчев писал в стихотворении «Море и утес». Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же - незыблемость самодержавной России.

Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Несколько интересных сочинений

    Родители часто спрашивают меня «Сын, кем ты хочешь стать в будущем?». Когда я был маленьким, то очень сильно хотел стать космонавтом, покорять новые планеты, но тогда я ещё не знал, что существует такая профессия как инженер

  • Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Грузинка хоть и является второстепенным героем в поэме, однако влияние ее образа на главного героя едва ли можно назвать второстепенным. А

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

    У меня есть домашний питомец. Это кошка по имени Машка. Она появилась у нас когда я ходил еще в детский садик. Сейчас Маше 7 лет, но несмотря на свой возраст, она как и раньше очень любит побегать и поиграть.

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков

Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Эту веру поэт пронес через всю свою жизнь. «Истинный защитник России - это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу», - писал Тютчев в статье «Россия и Германия».

Россия для поэта - это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть:

Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль - с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой...
Все голо так и пусто-необъятно.
В однообразии немом...
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
(«На возвратном пути»)

В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева - это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.
(«Эти бедные селенья»)

Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении «Нет, карлик мой! трус беспримерный!..». Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения:

То, что обещано судьбами

Уж в колыбели было ей,

Что ей завещано веками

И верой всех ее царей...

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!

Всемирную судьбу России -

Нет! вам ее не запрудить.
(«Нет, карлик мой! трус беспримерный...»)

У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. «Россия прежде всего христианская империя. Русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг христианства», - писал Тютчев в статье «Россия и революция».

Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева - страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа - вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий. В этом залог величия и жизненной стойкости России.

Волн неистовых прибоем,

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой, -

Но спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

Так Тютчев писал в стихотворении «Море и утес». Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же - незыблемость самодержавной России.

Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.