Судан. Суданские арабы

Судан – страна, в которой не прекращаются конфликты. С начала гражданской войны в далеком 1983, постоянные военные действия стали здесь нормой. Непрерывная вражда в провинции Дарфур, в соседних Чаде и Эритреи стоила сотен тысяч человеческих жизней, и сделала невыносимой жизнь для миллионов. Судан находится в состоянии чрезвычайной гуманитарной ситуации с 2003 года. Поводов для «хорошей жизни» тут немало: засуха, опустынивание территорий, перенаселенность, этническая напряженность (конфликты этнических арабов против этнических африканцев), религиозные конфликты (исламский север против христианского юга), политические столкновения (закон шариата против авторитарного правительства), конфликты на границе, международных интересов (китайские экономические интересы против интересов США). К тому же достаточно недавно в Судане были обнаружены запасы нефти, оценивающиеся в полмиллиарда долларов. Очевидно, мир придет в эту страну очень не скоро.

Авторитарное правительство Судана поддерживает арабских боевиков (известных как «джанджавиды»), используя их для подавления племенных споров и закрывая глаза на их жестокую тактику. В настоящее время суданское правительство вынуждено бороться против десятков вооруженных повстанческих групп, некоторые из которых все еще продолжают свои нападения на столицу страны Хартум. В 2005 Организация Объединенных Наций заявила, что ситуация, сложившаяся в Судане, не является геноцидом, поскольку, несмотря на то, что в стране имеют место многочисленные случаи убийства и насилия, «квалифицировать их как геноцид нельзя». В настоящее время около 10 тысяч представителей сил ООН находятся по всей территории региона с миссией по защите гражданского населения и проведению гуманитарных операций.

Часто журналисты пытаются объяснить причины конфликта, выяснить, что за группы стоят за всем этим, истолковать причины и следствия политических и военных решений. Но за всем этим часто не замечают лиц простых людей, которые «варятся» во всем этом военном котле. Беженцев, потерявших свой кров, антагонистов в многочисленных конфликтах, людей, которые умудрились остаться в живых в боевых действиях, лидеров и последователей. Вот некоторые из жителей суданских регионов Дарфур и Абей, которые сегодня вынуждены находиться очень далеко от дома.

Kartoula, 14 лет, беженка из провинции Дарфур, расположенной на западе Судана, в распределительном центре для получения ежемесячного продовольственного пайка. Лагерь в Джабале близ Гос Бейде в восточной части Чада, 5 июня 2008. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Ньякум Бакони Чан, 50-летняя жительница провинции Абей. Два дня ей пришлось прятаться под кроватью, во время боевых действий между вооруженными силами Судана и армией повстанцев с юга, которые бушевали в ее селении на прошлой неделе. Ей удалось бежать, ее сын вынес ее на плечах в близлежащее поселение Agok, где ему пришлось для матери купить кресло кровать. А в это время в ее родной деревне разгуливали мародёры. Абей находится на границе северных и южных областей страны, которые враждуют между собой из-за нефтяных ресурсов и пастбищ. (AP Photo/Sarah El Deeb)

Вид с воздуха на пожар в поселении провинции Абьея, Судан, пятница, 23 мая 2008 года. Большая часть поселения сгорела и была разграблена мародерами. До этого здесь много дней велись боевые действия. Город, конфликт в котором произошел между севером и югом Судана из-за расположенных тут нефтяных ресурсов и пастбищ, был на прошлой неделе полностью опустошен в ходе многодневных боев между вооруженными силами Судана и армией бывших южных повстанцев. (AP Photo/ Sarah El Deeb)

Общий вид на развалины сгоревшего город Абей на юге Судана, который, согласно официальному заявлению был освобожден силам ООН 22 мая 2008. Как сообщили представители армии, 21 солдат армии Судана были убиты в ходе ожесточенных боев с силами юга. (REUTERS / МООНВС / Handout)

Люди, вынужденные покинуть Абей, ждут начала раздачи продовольственных пайков распространяемых в рамках Всемирной продовольственной программы в Agok, на юге Судана. Фото предоставлено Миссией Организации Объединенных Наций в Судане. Снято 3 июня 2008. (REUTERS /Tim McKulka/МООНВС/Handout)

Солдат Народно-освободительной армии Судана (НОАС) стоит на карауле на базе ООН в Абее, 16 мая 2008. После двух дней боев в этом нефтяном регионе между южной НОАС и командирами северных суданских вооруженных сил наконец прошли переговоры (REUTERS / David Lewis)

18 октября 2007 года. Фото сделанное представителями Миссии Африканского союза в Судане (МАСС). Боевик Движения за справедливость и равенство (ДСР), сопровождает в генерала Мартина Лютера Агваи (3-й слева), командующего Силами Миссии Африканского союза в Судане (МАСС) , в то время как он идет с Халилом Ибрагимом (2-й слева) и еще одним командиром на судано-чадской границе в северо-западном Дарфуре. Повстанческие движения заявили, что 10 мая 2008 года они вплотную приблизились к столице страны городу Хартуму, после чего произошло столкновение с армией на реке Нил на севере, а правительство ввело в столице комендантский час. Национальный конгресс страны заявил, что нападения повстанцев в Дарфуре провалилось, и официально обвинил в поддержке нападающих соседний Чад. (STUART PRICE/AFP/Getty Images)

Халил Ибрагим, лидер Движения за справедливость и равенство (ДСР) со своими полевыми командирами во время встречи 18 апреля 2008 с посланниками Организацией Объединенных Наций и Африканского союза в западной части Судана, в Дарфуре. Ибрагим входит в список 20-ти лидеров повстанцев, запрос об аресте которых, как официально сообщило 10 июня 2008 информационное агентство SUNA, правительство Судана послало в Интерпол. Поводом стало их предполагаемое участие в беспрецедентной атаке на столицу страны Хартум в мае 2008. (STUART PRICE/ AFP / Getty Images)

Фото предоставлено Albany Associates. Боевики из Движения за справедливость и равенство (ДСР) на бронетранспортере после встречи лидера ДСР Халилем Ибрагимом с посланниками Организации Объединенных Наций и Африканского союза в Дарфуре. Место встречи не сообщается, но оно находилось в в западной части Судана, в Дарфуре. 18 апреля 2008. (STUART PRICE/ AFP / Getty Images)

Девочка-арабка пережидает полуденную жару вместе с другими женщинами под навесом из травы в деревне Таиба. Этнические арабы, вынужденные бежать из-за конфликтов между племенами и общей нестабильности в регионе, находятся сейчас в приютах в 40 км к северу от города Gos Beida, в восточной части Чада. 9 июня 2008. Деревня не получает поддержки со стороны учреждений, занимающихся оказанием помощи. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Маленький суданский беженец, стоящий у дверей своего временного пристанища в Джуба, на юге Судана 16 апреля 2008. Его семья, как и многие другие беженцы, возвращаются из Уганды, Республики Центральной Африки, Конго и других стран. Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома в Абьее после вооруженного конфликта между армией северного Судана, и повстанцами-южанами. «Нам сообщают о десятках тысяч людей, которые движутся группками по лесу на восток, юг и запад», - сообщает информационный источник ООН. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

Мальчик играет с палкой и крышкой от кастрюли в Gassire, лагере для беженцев, которые бежали от боевых действий в районе города Гос Бейде, на востоке Чада близ суданской границы, 7 июня 2008. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Беженцы из провинции Дарфур на западе Судана наблюдают за приездом делегации Совета Безопасности ООН в лагерь Джабала близ города Гос Бейде на востоке Чада, 6 июня 2008. Беженцы из провинции Дарфур в Судане и жители Чада в пятницу попросили у представителей Совета Безопасности ООН обеспечить им защиту, чтобы они могли вернуться в свои дома. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Стивен Морган, ирландский военный комендант, удерживает мирных жителей на расстоянии во время того, как саперы миротворческих сил Евросоюза (EUFOR) роют яму, чтобы обезвредить реактивную граната найденную на обочине дороги недалеко от города Гос Бейде в восточной части Чада. 8 июня 2008. EUFOR отправил около 3000 военнослужащих в Чад, чтобы обеспечить безопасность в районах рядом с суданской границей, где в результате конфликта в Дарфуре около 400000 жителей Чада и Судана, были вынуждены покинуть свои дома. Как сообщают представители EUFOR, только за прошлый месяц вблизи Гос Бейде миротворческим контингентом было обезврежено около 80 неразорвавшихся снарядов. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Арабка из кочевого племени в очереди к врачу в благотворительной клинике организации "Врачи без границ" в Kerfi, куда были перемещены тысячи жителей Чада, 10 июня 2008. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Суданский президент Омар Хассан аль-Башир (в центре) машет своей тростью во время обращения к толпе на митинге в Хартуме 14 мая 2008 года. Десятки тысяч суданских граждан собрались на улицах Хартума в среду, и, выкрикивая националистические лозунги, осудили нападение повстанцев Дарфура на столицу, во время которого погибло более 200 человек. Одетый в военную форму, Башир привел толпу в исступление. Митингующие выкрикивали лозунги, направленные против повстанцев и их лидера, Халила Ибрагима. (REUTERS/Mohamed Nureldin Abdalla)

Беженка приходит в себя после тяжелой ночи, во время которой на нее напали вооруженные бандиты, в благотворительной клинике организации "Врачи без границ" в Kerfi, куда были перемещены тысячи жителей Чада. 10 июня 2008. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

Суданцы, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. - в долине Нила; хасанийя, руфаа - на Белом Ниле; фунги и др. - на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. - на юге Красноморской провинции; багтара - в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. - к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы - мусульмане-сунниты.

Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX-X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.

Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881-1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.

В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура - хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью - потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана - сбором ароматических смол.

Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила - круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.

Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор - тюрбан.

Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго - мизр) и местные блюда.

Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая "своё" племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.

Ю. М. Кобищанов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 498.

Далее читайте:

Арабы - группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Завершаю рассказы об "арабской весне" ещё одной африканской страной – Суданом. Там столько всего произошло в прошедшем году, что робкая попытка местной "весны" осталась незамеченной.

Судан, конечно, совершенно не похож на Алжир, но у этих двух стран есть и кое-что общее. А именно, Судан, подобно Алжиру, пережил в конце 80-х свою "весну".
Только "поствесенний" сценарий там был другой – армейская верхушка предпочла пойти на союз с исламистами. В результате чего, после ряда сложных коллизий, и возникла нынешняя "исламская демократия" в Судане. Или "авторитарный" режим президента Омара аль-Башира.

Это сложная система, в которой есть место соблюдению исламских ценностей, выборам (демократичность которых, пусть с рядом оговорок, признают иностранные наблюдатели – просто дивная фраза из доклада миссии Евросоюза: "конкурентная борьба во время выборов была значительно снижена в результате необдуманных действий властей"), фракционной борьбе внутри правящей партии, оппозиции (махдистам, юнионистам, коммунистам и непримиримым исламистам), свободе СМИ (пусть и регулярно зажимаемой штрафами и арестами журналистов, закрытием газет), отсутствует принятая на Востоке "клановость" в экономике.

Правящей в Судане является Партия национальный конгресс (ПНК) – достаточно массовая и мощная организация, в которой есть различные фракции, мнение которых аль-Баширу приходится учитывать при принятие решений. Такой вот "демократический централизм".
И власть президента аль-Башира (даже после ухода вождя исламистов Хасана ат-Тураби в непримиримую оппозицию) не столь единолична, как то представляют на Западе. Его нельзя сравнить с Салехом или Мубараком, частично можно сравнить с Башаром Асадом в первые годы правления.

Страна находится в состоянии перманентного социально-экономического кризиса, вызванного международными санкциями и усугублённого партизанской войной на национальных окраинах, на борьбу с которой власти вынуждены тратить громадные средства.
40 % доходов даёт нефть. Инфляция – 21 % в год, 60 % населения живёт за чертой бедности.
В 2011-м дело дошло до прекращение внутреннего авиасообщения – кончились запчасти для самолётов, а на новые денег нет.

Внешний долг – 38 миллиардов долларов. Правда, выплату его Судан "заморозил" в ответ на санкции – и теперь Судану в долг не дают даже другие арабские страны.

Но даже не это главная проблема страны. Точнее, проблемы в экономике вытекают из санкций, а санкции вытекают из того, что и является самой большой проблемой страны – этно-конфессиональной мозаичности. Арабы составляют только 39 % её населения, а 51 % - негры нилотской и нубийской группы.

Формально, 95 % населения являются мусульманами-суннитами. Но есть очень большая разница между истовыми мусульманами-арабами и формально "крещёнными" мусульманами-африканцами, которые в особом рвении в деле веры никогда замечены не были.
Громкие лозунги вроде "Суданцы, будь они арабами, или африканцами-мусульманами или христианами, прежде всего суданцы" вступают в противоречия с реальной политикой исламистской власти (пусть и поумерившей свой пыл после падения ат-Тураби) страны, где полагается смертная казнь за оскорбление Пророка.

События вокруг проблемных регионов и были в центре суданской политики в 2011-м.
Про Дарфур, где продолжается война и переговоры с местными повстанцами, отлучавшимися на войну в Ливии за своего спонсора Каддафи, говорить вообще не буду. Только отмечу, что в сентябре дарфурец Адам Юсеф аль-Хадж занял освободившийся после отделения Юга пост вице-президента.

А вот про Южный Судан (четверть территории и пятая часть населения страны) говорить придётся. Год и начался с проведения 9-15 января референдума на юге, в ходе которого 98 с чем-то % тамошнего населения высказалось за отделение.
7 февраля аль-Башир признал результаты референдума.
9 июля официально была провозглашена Республика Южный Судан, после чего Судан перестал быть самой большой страной в Африке, уступив это звание Алжиру.
Хартум незамедлительно признал независимость нового государства, аль-Башир присутствовал на провозглашении нового государства.

Небольшое отступление – успешное отделение Юга для Африки можно сравнить с признанием Косово для Европы. Ибо нарушает сложившийся на этом континенте консенсус о непоколебимости границ, проведённых колонизаторами.

С отделением Юга Судан потерял 37 % доходов бюджета.
На Юге осталось 65 % суданской нефти, а вот нефтепереработка и трубопроводы – на Севере. Южане сразу заявили, что не будут делиться нефтедолларами с Хартумом. Желающих построить нефтепроводы для Джубы в обход Севера немедленно нарисовалась масса.
Тем более, что уже в августе начались споры между Севером и Югом из-за цены транзита с "перекрытием задвижки", к чему Хартум прибегал трижды за полгода.

Практически сразу возникли и споры о демаркации границы – Хартум настаивал на границе 1956-го, Джуба утверждала, что эта граница была произвольно проведена "проклятыми британскими колонизаторами" и не соответствует этническим реалиям, ради чего собственно Юг и отделялся.

Этнография пограничных территорий весьма схожа с дарфурской – арабские "понаехавшие" кочевники против чёрных "исконных" племён.
А главное, спорный штат Абьей даёт четверть (и самую качественную) суданской нефти.

В марте в Абъее вспыхнули межплеменные столкновения сторонников Севера и Юга. В мае аль-Башир отдал приказ армии вытеснить силы южан на линию границы 1956-го. Абьей был быстро захвачен. Последовали переговоры, подписание соглашений, возня разнообразных посредников. В результате в июле в штат были введены эфиопские миротворцы, но суданская армия не ушла.
Захватом Абъея Хартум чётко дал понять, что "парад суверенитетов" закончился на Юге.

Нефть есть и в Южном Кордофане. В мае там прошли губернаторские выборы, которые выиграл ставленник Хартума Ахмед Харун (ещё один обвиняемый МУС за Дарфур – видать большой специалист по "разрешению межнациональных противоречий").
В июне в штате вспыхнули бои северян и южан, не признавших результаты выборов, с применением танков и всей авиации, которой у обоих сторон 10 единиц на двоих. На помощь южанам пришли и дарфурцы.

Бои продолжаются и в сентябре распространились на соседний штат Голубой Нил, где Хартум попытался сместить избранного губернатора-южанина Малика Агара.

В сентябре был создан альянс повстанцев Дарфура, Южного Кордофана и Голубого Нила ("Суданский революционный фронт") во главе с Ясиром Армани, поставивший своей задачей свержение "преступного режима" в Хартуме, и трансформацию Судана в федеративное светское демократическое государство.
Причём вооружённую борьбу они намерены сочетать с массовыми манифестациями. В ответ власти запретили 17 политических партий, связанных с Южным Суданом. Причина – лидеры и большинство членов теперь являются "гражданами иностранного государства".

Были и серьёзные социально-экономические последствия новой суданской войны. Южный Кордофан и Голубой Нил являются основными производителями традиционного и основного продукта питания страны – сорго. И 100 % рост цен на сорго в течение года был прямым результатом войны.

Но Абъей, Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил – не единственные проблемные регионы Судана. Сепаратистские настроения сильны в Восточном Судане и Нубийских горах.

А что же "арабская весна"? Она-то в Судане была? Во всяком случае, пыталась.
Накануне нового года властям пришлось пойти на ряд мер по снижению бюджетного дефицита. Сокращение субсидий на продукты привело к росту цен. Были сокращены на 25 % зарплаты в госсекторе, запрещён импорт предметов роскоши и мебели, заговорили о приватизации.
Данные меры в начале января спровоцировали студенческие волнения и беспорядки в ряде центрально-суданских городов.

30 января была предпринята попытка проведения общенационального "Дня гнева", демонстрации в Хартуме, Омдурмане и Эль-Обейде разогнаны полицией. Количество демонстрантов было невелико – во многом и потому, что в недоразвитом Судане отсутствует тот мощный слой безработных с дипломом, что запустил "арабскую весну" в других странах.
Ректор столичного университета, поддержавший своих студентов, вышедших на митинг, был незамедлительно уволен. Новые попытки демонстраций 5 февраля также были пресечены. Последовали аресты лидеров оппозиции (в т.ч. снова арестовали ат-Тураби) и независимых журналистов, закрыто ряд оппозиционных газет.

5 февраля президент выступил с обещанием "открыть дверь свободе" в стране, но бороться с теми, кто "хочет хаос".
Весной арестованных выпустили, оппозиционерам позволили снова издавать газеты под другими названиями.
Новые попытки организации демонстраций в сентябре закончились ничем.

На протяжении всего года в ПНК продолжалась фракционная борьба между "реформаторами" и "консерваторами", результатом которой стало падение ряда ключевых фигур в руководстве.
В обстановке ухудшения ситуации режим попытался упрочить свои позиции за счёт создания "широкой коалиции" – при реорганизации правительства в ноябре в него вошли представители махдистов, юнионистов и бывших повстанцев из Восточной провинции.
Ат-Тураби предпочёл остаться в непримиримой оппозиции, посылая проклятья в адрес "предателей" из оппозиции. Так что в середине декабря снова был арестован – опять шьют "заговор с целью государственного переворота".

На внешней арене Хартум неизменно поддерживал все арабские революции минувшего года. Ещё когда был неясен исход событий на Тахрире, аль-Башир не раз призывал Мубарака "уважать волю египетского народа". Поставляли оружие ПНС, суданский генерал возглавил миссию наблюдателей ЛАГ в Сирии.
А начало 2012-го года аль-Башир, на котором висит ордер Международного уголовного суда, отметил визитом в Ливию, где был с распростёртыми объятиями принят новыми властями.

Однако, внешнеполитическое положение Судана явно ухудшилось.
Дело в том, что Хартум послушно выполнял все условия мирного соглашения 2005-го, получив публичные обещания Вашингтона исключить страну из списка стран-спонсоров терроризма, списать долги и снять часть экономических санкций.
Свои обязательства Хартум выполнил в полном объёме. Спонсором терроризма Судан давно не является, уже несколько лет негласно сотрудничает с ЦРУ – вплоть до наличия в Хартуме американской станции радиоэлектронной разведки.
И что получили взамен?

1 ноября Белый Дом публично заявил, что ничего того, что обещали раньше, не будет – по причине "агрессивной политики суданских властей в Южном Кордофане, Абъее и Голубом Ниле".
США лишний раз доказали миру вообще и арабам в частности, чего стоят их обещания.
Ещё одним результатом такой "мудрой" политики США стало ослабление влияния либеральной фракции ПНК и усиление позиций во власти военных "ястребов".
, и .
В ближайшее время будет ещё рассказ о и в Тунисе.

Республика Судан, государство на северо-востоке Африки. Территория страны является частью обширной природной области Судан, которая простирается от пустыни Сахара до влажных тропических лесов Центральной и Западной Африки.

По своей площади (2,5 млн. кв. км) Судан является крупнейшим государством на Африканском континенте. Численность населения - 41,98 млн. (оценка на июль 2010).

Территории, ставшие частью современного Судана, впервые были объединены в 19 в., а нынешние государственные границы были установлены в 1898. 1 января 1956 была провозглашена независимость Судана. Столица страны - Хартум.

Этнорасовый состав - негры (нилоты, нубийцы) 52 %, арабы 39 %, беджа (кушиты) 6 %, прочие 3 %.

Языки - арабский и английский официальные, нилотские языки, нубийский, беджа.

Религия.

Основная религия - Ислам. Мусульмане - сунниты 70 %, христиане - 5 %, аборигенные культы - 25 %.

Так как подавляющее большинство населения Судана является мусульманами, Ислам является государственной религией, начав здесь распространяться в 8 в. н.э.

Фактически всё население севера страны – мусульмане-сунниты. Исламом пронизаны все сферы общественного бытия, наиболее влиятельные политические партии созданы на базе исламских религиозных организаций. Религиозная же ситуация на юге характеризуется большим разнообразием: каждое племя исповедует свою религию (чаще всего анимистическую), значительная часть южно-суданского населения исповедует Христианство, которое активно насаждалось с середины XIX в. европейскими миссионерами-католиками, протестантами. Этот фактор играет большую роль в углублении проблемы юга. Его игнорирование приносит многочисленные социальные последствия, сказываясь на обычаях и индивидуальном поведении.

На севере страны существует большое количество мечетей и школ для изучения религиозных наук и Шариата (мусульманского права). Все это создает слой людей, умеющих читать и писать и владеющих знаниями в области различных наук. Это ведёт к повышению культуры, появлению писателей, поэтов и политиков.

На юге преобладает христианское население и распространено Христианство. Из Европы направлялись миссии, первой заботой которых было служение колонизаторам и разжигание национальных столкновений между севером и югом.

Опасность религиозного фактора заключается в использовании некоторых слоёв для достижения политических и экономических целей, при котором между народами усиливается межконфиссиональная и межрелигиозная рознь.

В религиозной, политической и культурной жизни страны большую роль играют тарикаты. Крупнейшие из тарикатов – Ансарийя (к нему принадлежат более 50% арабо-суданцев, живущих в западной части страны и в районах по берегам Белого Нила), Хатмийя (другие названия – Хатымийя, Мирганийя), преобладающий на севере и востоке Судана и Кадирийя. В северном Судане есть много последователей Шазалийского и Тиджанийского тарикатов.

Почти все пришедшие в Судан переселенцы-арабы были мусульманами и распространение исламской культуры в северном Судане, относящееся к 15-17 вв., произошло благодаря усилиям мусульманских проповедников и суданцев, обучавшихся в Египте или Аравии. Эти люди были суфиями, и придерживались тарика, и в Судане Ислам характеризовался преданностью мусульман своим духовным наставникам и приверженностью к аскетическому образу жизни.

Изначально они являлись объединением искренних и покорных Всевышнему мусульман, приобщенных к тайным знаниям.

Несмотря на многочисленность племен на севере страны, их объединяет арабский язык, являющийся общим для них, даже племена, которые не имеют никакой связи с арабскими родами, говорят на арабском языке, который является для них вторым языком. Его знание обусловлено их контактами с арабскими племенами, составляющими большинство на севере Судана.

Некоторые мусульманские племена на севере страны не знают арабского языка, это, прежде всего, кушитоязычные беджа на побережье Красного моря, донгола и другие нубийские народы, живущие в долине Нила и из Дарфура.

Древние и Средние века.

В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее - Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам.

К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой Ислам. Арабское влияние распространилось в основном на севере Судана.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году.

XIX век.

Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью.

Махди Cуданский (1844?–1885).

Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, прозванный как «Махди» в 1881 году попытался объединить племена западного и центрального Судана. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 и кровопролитиями. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 году восстание было подавлено англо-египетскими войсками.

Установив господство над Суданом в форме англо-египетского кондоминиума (1899 г.), английский империализм проводил целенаправленный курс на изоляцию южных провинций. В то же время англичане поощряли и разжигали межплеменные противоречия. Южане находились на положении граждан второго сорта. В стране была создана атмосфера взаимного недоверия и враждебности. Благоприятную почву среди южно-суданского населения находили подогреваемые англичанами сепаратистские настроения.

XX век

После окончания Первой мировой войны британские колонизаторы взяли курс на превращение Судана в страну-производитель хлопка. В Судане начала формироваться национальная буржуазия.

Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих Христианство. Таким образом, закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

Период независимости.

Египет после Июльской революции 1952 года признал право суданского народа на самоопределение. 1 января 1956 Судан был провозглашён независимым государством.

Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось создавать федеративное государство, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972 год.

Страна в XX веке пережила несколько военных и государственных переворотов (в 1958, 1964, 1965, 1969, 1971, 1985), однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с этнической разобщённостью и экономической отсталостью.

В 1983 Джафар аль-Нимейри заменил все существовавшие юридические законы мусульманскими законами Шариата, основанными на Коране. Но в 1986 законы Шариата были отменены, и была временно восстановлена судебная система, основанная на гражданском кодексе англо-индийского образца. В 1991 произошло возвращение к исламскому законодательству.

С начала 1990-х годов в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни. Всегда во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса.

В результате длительного колониального господства народы Судана получили в наследство множество проблем.

Получив независимость, Судан унаследовал и проблему юга страны, которая состоит в неравенстве уровней развития южных и северных регионов страны, в дискриминационной политике центральных властей по отношению к южным провинциям.

Судан культурный.

Омдурман, город-спутник Хартума, огромный африканский город с населением порядка миллиона человек. Это один из самых старых городов страны и своеобразные "ворота в сельский Судан". Мечеть Хамеда Ала Ниела (Намду Ниил), постоянно окружённый мусульманами, добавляет очарования облику Омдурмана.

В Омдурмане же находится здание, которое чаще всего фотографируется в стране – могила Махди – одного из самых уважаемых правителей Судана.

Недалеко расположена ещё одна достопримечательность Судана - Белт Аль-Халифа. Здесь экспонируются вещи, так или иначе имевшие отношение к вышеупомянутому Махди: флаги, вещи, оружие. В этом же здании можно увидеть интересную выставку фотографий, запечатлевших Судан во время восстания Махди.

Здесь же располагается лучший рынок страны. Тут можно купить уникальные драгоценности из серебра и другие украшения, а также заказать себе эксклюзивный сувенир из чёрного дерева, который будет исполнен на ваших глазах.

В Судане широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тиснёной кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком. Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.

Национальная литература.

Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на её становление оказала также литература Египта. Первые памятники фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э. и до второй пол. 19 в., литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, алимов и поэтов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхью ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.

Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.

Литература:

Густерин П. В. Города Арабского Востока. - М.: Восток-Запад, 2007. - 352 с. - (Энциклопедический справочник). - 2000 экз. - ISBN 978-5-478-00729-4

Густерин П. В. Санайская группа сотрудничества: результаты и перспективы // Дипломатическая служба. 2009, № 2.

Смирнов С.Р. История Судана. М., 1968 Демократическая Республика Судан. Справочник. М., 1973

Ихаб Абдалла (Судан). Роль национального вопроса в процессе политического развития Судана.

  • 2058 просмотров