" Стихотворение И.Сурикова "Детство". Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство Оцени главных героев произведения сурикова детство

МОУ «Новокрымская школа»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова

« Детство».

Учитель начальных классов

Дмитриева Екатерина Евгеньевна

Тип урока: Постановка учебной задачи.

Педагогические задачи:

Способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребёнка, развитию творческих способностей, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения; ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

Обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

Развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;

Формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.

Ход урока:

    Организационный момент .

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

    Речевая разминка.

(На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлками прошлась. Д. Кедрин

Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

Прочитаем с интонацией удивления, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, весело.

А теперь прочитаем стихотворение выразительно.

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.

1 . Выгляну в оконце

Лежит белое Су конце

4. Гуляет в поле,

Всю зиму лежит, Да не ко нь.

А весной убежит.Летает на в оле,

Да не птица.

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -

Никто не поднимает.
Весна п
р идёт -
Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)

    Биография поэта.

Учитель: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

5.«Настройка» на восприятие:

Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).

Хотели бы вы играть в такие игрушки?

Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.

(иллюстрация)

Посмотрите на картину. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.



Что вы видите?

(Дети катаются с горки)

Похожи ли дети на вас?

Что случилось с мальчиком?

(Он упал с санок)

Какое у него настроение?

(веселое, грустное, радостное, счастливое)

Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?

(«Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).

Какой из заголовков наиболее удачный?

Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.

6. Словарная работа в парах. Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно.В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем зелёные кружочки.

7. Физминутка

8. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на странице 72. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

А где происходило событие?

- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

- Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?

Дети. - Мальчик был счастлив.

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)

- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).

- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

Как можно озаглавить эту часть?

Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

10. Подведение итогов:

Временная аналогия .

Учитель. Ребята, вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в селе эти условия счастливого детства?

Все: Да, осуществилась.

Какое у вас детство?

Можно ли его назвать счастливым?

Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.

10. Домашнее задание . (Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).

Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.

11.Рефлексия.

Оценка - кружочек.

Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, зелёный.

Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите зелёный кружок, если не все запомнили и поняли – красный.

12.Итог урока . Напутственное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство - это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину.

Закончить урок я хочу пожеланием: Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им. Не изменяйте детской вы мечте.

Стремитесь к счастью, к красоте.

Приложение:

«Детство» Иван Суриков

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнешь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.

Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Анализ стихотворения Сурикова «Детство»

Иван Захарович Суриков (1841 – 1880) – известный русский поэт XIX века. Основным направлением его творчества была так называемая «крестьянская лирика». Его работы были вдохновлены сюжетами из жизни простых русских людей – хлебопашцев, ямщиков, косарей, доярок, словом, всех тех, кому приходилось добывать свой хлеб тяжёлым трудом.

Поэту удивительно тонко удавалось подметить душевное состояние своих героев, тонко выписывать их характеры в своих стихотворениях. Одно из самых знаменитых произведений Сурикова, «Детство», в настолько живых и ярких красках воссоздаёт картины из жизни крестьянского ребёнка, что поневоле проникаешься его настроением, а его радости и горести воспринимаются как собственные.

Речь в стихотворении идёт от лица главного героя – деревенского мальчишки. По-детски кратко он знакомит читателя с окружающим его миром:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой…

Правдоподобность повествования достигается благодаря междометиям, звукоподражаниям («хлоп!», «хвать!»), ошибкам в словах, выдающим неграмотность маленького героя («качуся», «на печь»). С наивной непосредственностью мальчик оценивает свои злоключения – падение в сугроб для него настоящее горе, хотя остальные ребята смеются над происшествием.

Звонкость и бодрый ритм этому произведению придаёт трёхстопный хорей. Юному читателю будет нетрудно заучить это произведение, так как четверостишия в нём короткие, строки содержат по два-четыре слова, а выражения, как и полагается речи ребёнка, незамысловатые и эмоциональные.

Поэт использует рефрены, чтобы рассказ героя звучал реалистичнее:
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

С помощью ассонансов (повторы гласных «о», «у») оживает не только речь мальчика, но и окружающая природа. Несколько раз упоминается голос стихии («вьюга воет», «трубе», «ветер злой поёт», «за окном»), которая противопоставляется тишине и безопасности в доме. Часто поэт использует слово «тихо», чтобы подчеркнуть спокойствие крестьянского жилища:
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом…
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит…

Противопоставлен этому покою живо переданный сон мальчика. В отличие от крестьянский будней он яркий и динамичный, наполнен сказочными образами.

Лирический герой знакомит читателя не только с собственными приключениями наяву и во сне, но и незаметно раскрывает особенности жизни взрослых людей: прядение льна женщинами, плетение лаптей старшими членами семьи.

К финалу читатель понимает, что на самом деле повествование ведётся от лица взрослого, который вспоминает беззаботную детскую пору, но благодаря поэтическому таланту, использованию литературных приёмов оно приобрело черты живого рассказа ребёнка.

Ф.И.О аттестуемого педагога: Романчикова Ольга Михайловна.

Место работы: МОУ СОШ №9 города Сердобска Пензенской области.

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «Б»

УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4класс, 1 часть

Тема урока. И.З.Суриков «Детство». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Цели: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; понимать настроение поэта; развивать умение анализировать текст, выделять главное; обучать выразительному чтению стихов; развитие мышления, субъектности и самостоятельности; формировать умение сравнивать поэтический и прозаический тексты по теме, воспитывать любовь к малой родине; уважение к старшим членам семьи.

Планируемые результаты:

предметные : использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные : регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли ; коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения ; личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.

Оборудование: лапти сувенирные, толковый словарь Ожегова С.И., мультимедийный проектор, экран.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии: ИКТ технология (интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.

Этапы урока

- Прочитайте стихотворение про себя (стр. 108-111) -Как вы думаете, а кто главный персонаж стихотворения? - Что представляли при чтении? Изменились ли зимние детей? - Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов, сравним с определением в толковом словаре Ожегова С.И. Чтение определений в словаре. -Прочитайте первое четверостишие. Почему автор использовал повтор слова ВОТ? -Прочитайте, почему мальчик упал. - Как отнеслись к падению друзья - мальчишки? Прочитайте. Что при этом он чувствовал? - А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей? -Прочитайте, когда он отправился домой. Что значит ПЕРЕЗЯБНЕШЬ? - А вы можете про себя сказать, что перезябли, когда катались долго? - А что нужно сделать, чтобы не заболеть?(ОБЖ) - Как поступил мальчик, прочитайте. -Как называется место на печке, где спали бабушка с внуком? - Кого ещё мы видим в комнате? Прочитайте. Чем они занимаются? Вот рассмотрите сувенирные лапти, как плели их, удобно ли было в них ходить.

Как называлось место в доме, где плёл лапти дед? Где пряла матушка? (Сведения из окружающего мира за 3класс.) - Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ? - Прочитайте, светло ли в доме?

О чём мальчик просил свою бабушку? - Почему – рассказать, а не прочитать?

Какую же сказку рассказывала бабушка? -Что значит сердце мрёт? - Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем? - Что бы показать душевное состояние мальчика, автор усиливает его описанием состояния природы. -Прочитайте, следующее четверостишие. Какие взаимоотношения меду внуком и бабушкой? - Как поэт пишет о речи старушки? Почему?

Прочитайте весь сон мальчика. Кем видел себя он во сне? Почему? -Вы знаете эту сказку, а теперь предположите, почему даже Иван - царевичу нужна была жар-птица? -Многие изобретения появились из народных сказок: летучий корабль - …; волшебный клубочек-... - Чем закончился сон? Прочитайте. - Что он увидел в избе? Предположите, почему только бабушка была в доме?

Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?

Кто делает детство счастливым? -Почему же это стихотворение включено в раздел «Жить по совести, любя друг друга»?

Это сам автор описал своё детство. -Представляли, как сами катались и падали. Объясняют лексическое значение слов: деревня, кубарем, перезябнешь, ветхую, лапти, прялка, светец.

Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая. - Санки резко наклонились. - Ему было обидно, неприятно, что руки и лицо в снегу. -Конечно, падали, было обидно, что другие смеялись, но со стороны это смешно, поэтому не стоит обижаться. Потом друзья помогали нам встать. - Он сильно замерз, варежки промокли, но домой идти не хочется. -Да, приходили домой все мокрые. Мама ругалась, что заболеем. - Надеть сухую одежду, согреть руки тёплой водой, выпить горячего чая. - Он согрелся на печке около бабушки. - На спальном выступе, лежанке. - Дедушка плетёт лапти, чтобы летом было, что обуть. Матушка прядёт лён, чтобы потом ткать холст и шить одежду. - -Мужской, хозяйский угол. -Женский, хозяйкин угол.

С любовью и лаской. - Свет от светца слабый, а на улице очень темно от вьюги. Зимой дни короткие, а ночи длинные. - Рассказать сказку. - Раньше книги были дорогими и редкими, а сказки передавались из поколения в поколение устно - это устное народное творчество. - Русскую народную сказку «Иван – царевич и Серый Волк». - Замирает от волнения. - Эпитет - злой, олицетворение - поёт, чтобы показать, как мальчику было страшно.

Они любят друг друга… - Сравнивается с журчанием ручейка, нежная, ласковая, успокаивающая речь. -Мальчику хотелось быть царевичем, ведь он жил в очень бедной семье… - В те времена светец освещал дом по вечерам, он давал мало света, а от этой птицы кругом было светло. Сейчас у нас есть электричество. -Самолёт, навигатор… - Проснулся от страха. - Остальные работают по хозяйству: убирают скотину, чистят снег, колют дрова… - Детство - счастливая пора в жизни человека, неважно - богат человек или беден. -Его семья, которая заботится о нём, родина, где он родился и жил. - Нужно любить свою родину, семью и друзей…

-Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? -Что удивило? -О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока, а может быть о чём-либо спросить? - На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика. - Я буду зачитывать слова, а вы объясняйте, почему записали их. -Замечательный получился снеговик. А вам спасибо за активную и интересную работу на уроке. Выставление оценок за урок с комментированием.

Технологическая карта к уроку литературного чтения. Тема «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»

Текст для исследования: И. З. Суриков «Детство»

Тема 1) Составление характеристики героя стихотворения - автора. 2) Установление фактов биографии И. З. Сурикова с помощью стихотворения и сравнение с биографическим текстом. 3) Выразительное чтение отрывка стихотворения как вариант интерпретации авторского видения темы. 4) Выяснения общего в замысле И. З. Сурикова и Ж.-Ж. Руссо. 5) Сравнение с замыслом изученных ранее произведение раздела «Снежок порхает, кружится…», именно К. Д. Ушинского «Мороз не страшен». 5) Объяснения значения выражения «Детство – пора золотая». Задание 6 (З) Учебник, с. 108, И. Суриков «Детство». Объясните значение слов «кубарем», «перезябнешь», «светец».Назовите главную мысль стихотворения И. Сурикова «Детство».Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, которые использует автор в стихотворении «Детство».Назовите слова и выражения, помогающие ярко представить сказку, которую рассказывает бабушка.Дальнейшая беседа ведётся по алгоритму работы с лирическим текстом. См. ТК № 1 для 2-го класса. Задание 7 (П) Верно ли, что в тексте стихотворения И. Сурикова описывается настоящая дружба? Обоснуйте своё мнение, используя текст произведения.Можно ли утверждать, что друзья главного героя в стихотворении И. Сурикова сочувствовали ему? Обоснуйте своё мнение.Можно ли утверждать, что любовь и понимание близких людей может сделать человека счастливым? Обоснуйте своё мнение.Верно ли, что герой стихотворения И. Сурикова не был счастлив в семье? Обоснуйте своё мнение.Задание 8 (У) с взаимооценкой.

Выберите отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство», в котором автор, на ваш взгляд, счастлив, и прочитайте его выразительно, используя соответствующие интонации.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация к уроку.

  • Организационный момент. Слайд 1
  • Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

    Прозвенел звонок весёлый,

    Приглашает на урок.

    Встали все у парт спокойно,

    Начинаем ровно в срок.

    Тихо сядем, не нарушим тишину,

    И тихонечко, тихонько

    Я сейчас урок начну.

    На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

    2. Речевая разминка.

    (На экране скороговорка). Слайд 2.

    Вез на горку Саня

    За собою сани.

    Ехал с горки Саня,

    А на Сане сани.

    Прочитаем хором.

    Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

    (Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

    Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

    (Дети читают).

    Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

    Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

    3. Введение в тему.

    Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается - поднимет зелёный светофорчик.

    ____________________________________________________________

    1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

    3. Что можно увидеть с закрыты-

    ми глазами?

    4. Гуляет в поле,
    Да не конь.
    Летает на воле,

    Да не птица.

    2. Белый дед – белее нет.
    Старый, горбатый,
    Лежит возле хаты.
    Лежит всю зиму -
    Никто не поднимает.
    Весна придёт -
    Он сам уйдёт.

    – Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72.

    4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения.

    5. Биография поэта.

    Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

    Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

    Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».

    Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

    Детства прошлого картины!

    Только вы светлы:

    Выступаете вы ярко

    Из сердечной мглы.

    6.Прослушивание стихотворения в записи.

    Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». (Стр.72.)

    В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.

    (Слайд 6 -10)

    Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

    Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

    Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

    Прялка – приспособление для ручного прядения.

    Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

    7.Беседа по содержанию:

    Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

    Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

    Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

    Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

    8. Словарная работа в парах. Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

    Проверка на слайде, выставляем баллы (1 балл за каждый правильный ответ)

    9.Физминутка

    1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
    Валенки наденем, шапку,
    Шарф завязан?
    Всё в порядке!
    Раз – присесть,
    Два – наклониться,
    Три – снежок лепи,
    На четыре и на пять,
    Начинай снежки бросать!

    10. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на стр. 72.

    Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

    А где происходило событие?

    Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

    – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
    – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
    – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
    – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

    И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

    Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

    А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

    “Мне в сугробе горе,
    А ребятам смех!..”

    А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

    И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

    Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

    Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

    А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)

    А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) (Слайд 12)

    А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

    – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
    – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
    – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

    “А в трубе сердито
    Ветер злой поет”?

    – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
    – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

    Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

    Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

    – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
    – А еще очень складно...
    – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

    Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

    Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.

    – О плавной и красивой...
    – О тихой и приятной...
    – О правильной, ровной, связной.

    10.Физминутка для глаз (Слайд 13 – 14)

    11. Вторую часть прочитайте самостоятельно.

    Как можно озаглавить эту часть?

    Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

    – А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.

    “И начну у бабки
    Сказки я просить...”

    Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

    Учитель. А как надо эти слова понимать?

    – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
    – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
    – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

    Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

    5. Подведение итогов:

    Поднимите руки те ребята, которые получили на маршрутном листе 5? 4? 3?

    Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания.

    Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

    – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
    - Ребята, спасибо за урок. Поднимите весёлые смайлики, кому урок понравился.

    Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок на странице 72.

    Ребята, спасибо за урок.


    Пестрецова Любовь Михайловна

    Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала

    Элементы содержания : развитие читательских навыков; работа с текстом.

    Планируемые результаты:

    Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

    Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

    Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приёмами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарём; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть произведение из круга детского чтения;

    Различать произведения; сравнивать героев; выделять главную мысль.

    Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

    Элементы дополнительного содержания : сравнение произведения разных авторов.

    Тема урока . Произведения о родной природе. И. С. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка.

    Дополнительное чтение . Русская народная песня. «Берёзонька». Загадка.

    Тема: «Стихотворение о зиме»

    И.З. Суриков «Детство» (отрывок)

    Цель урока : создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

    В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

    Формирование чувства гордости за свою Родину;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    Метопредметные результаты:

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

    Готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

    Предметные результаты:

    - формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

    Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

    Оборудование: портрет И.З.Сурикова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация к уроку; выставка книг.

    I. Организационный момент.

    Приветствие.

    Прозвенел звонок и смолк,
    Начинается урок.
    Поздоровались с гостями, тихо сели.

    Речевая разминкаСлайд № 2

    На уроках чтения учитесь не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать.

    1)Вот и проведём такой тренинг.

    Падают с неба снежинки.

    Падают с неба снежинки.

    Падают с неба снежинки.

    2)Представьте, что странные звёздочки с неба упали.

    Вам на ладошку легли, не растаяли.

    Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с руки! (Повторите 3 раза) Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.

    II. Актуализация опорных знаний. Слайд № 3

    1)Вспомните, над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения? («Снежок порхает, кружится…»)

    – С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

    Слайд № 4

    Зинаида Александрова “Зима”,

    С. Иванов “Каким бывает снег”,

    И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,

    Эдуард Шим “Всем вам крышка”,

    Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,

    русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,

    Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу” .

    – Что помогло вспомнить вам все эти произведения?

    III. Проверка домашнего задания

    1.Чтение в лицах русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

    2.Чтение рассказа наизусть М.М. Пришвина «Деревья в лесу»;

    (Читается весь текст)

    2) Как художник передал красоту зимнего леса?

    (Чтение от слов «В лесу очень тихо …)

    (Чтение от слов «Деревья окружены снегом …)

    3.А сейчас вы защитите свои творческие работы «Зима в лесу» (рисунки вешаются на доске)

    Литературная викторина.

    Вы готовы проверить себя, свою память?

    Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.

    Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.

    1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”.

    (Рус. нар. сказка «Дети Деда Мороза»)

    2.«… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля»

    (научно-познавательное, художественное произведение о природе, автор

    С. Иванов «Каким бывает снег»)

    3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ, автор М.М. Пришвин, «Деревья в лесу»)

    4.«Снежок порхает, кружится,
    На улице бело,
    И превратились лужицы
    В прозрачное стекло».

    5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку» (Рассказ, автор И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»)

    6.«Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

    Я один тут властелин!»

    7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»

    Слайд № 5

    Физкультминутка

    Мы пушистые снежинки,
    Мы волшебные пушинки.
    Приодели белый свет,
    Набросали белый плед.
    Мы друг с другом подружились,
    В легком танце покружились.
    И на землю тихо-тихо,
    Опустились и притихли.

    IV. Определение темы и цели урока

    Если трудный вопрос,
    Для тебя не проблема,
    Если ты изыскатель
    И рвёшься вперёд,
    Встреча с новым писателем
    Ждёт непременно,
    Радость новых открытий
    Урок принесёт.

    - Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

    (Игра: да, нет )

    Дети: сказку.

    Учитель: нет.

    Дети: рассказ.

    Учитель: нет.

    Дети: стихотворение.

    Учитель: да.

    Учитель: о ком?

    Дети: о животных.

    Учитель: нет.

    Дети: о детях.

    Учитель: да.

    - Какой вывод вы можете сделать?

    – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится ”, где будем знакомиться с новым стихотворением.

    - Кто его написал разгадайте кроссворд.

    Кроссворд Слайд № 6

    1.Выгляну в оконце. 2.Белый лёд – белее

    Лежит белое суконце. Старый, горбатый.

    Всю зиму лежит. Лежит возле хаты:

    А зимой убежит. (Снег) Никто его не поднимает.

    Весна придёт-

    Он сам растает. (Сугроб)

    3. Что можно увидеть закрытыми глазами? (Сновидение)

    4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга) Слайд № 7

    – Дети расскажут нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовили дома.

    Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 8 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка” Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь.

    Ваня очень любил свою деревню. В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство” Слайд № 9

    - О чем может идти речь в этом произведении?

    VI.Знакомство с произведением

    1. Чтение стихотворения учителем.

    - Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

    2. Беседа после слушания.

    Какое настроение вызывает это стихотворение? (Радостное)

    Хороши, конечно, сани,
    Только хитрые они.
    Вниз под горку едут сами,
    А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)

    Какие чувства испытали, слушая его?

    - Что увидели?

    - Что почувствовали?

    Сначала было весело, а потом грустно.

    3. Физкультминутка для глаз.

    VI. Закрепление знаний и способов действий.

    1.Самостоятельная работа.

    Чтение стихотворения про себя.

    Какие непонятные слова и выражения встретились вам, когда вы читали стихотворение?

    Слайд № 10

    2.Словарная работа: кубарем – кувырком, (Стремительно переворачивается).

    крутая гора - обрывистая гора

    3.Моделирование обложки.Слайд № 11

    Работа в парах . Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.

    А теперь давайте проверим.

    4.Работа над пословицами. Слайд № 12

    В зимний холод всякий молод.

    Друг познается в беде.

    Слезами горю не поможешь.

    Знаем сами – кривы сани.

    - Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?

    Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.

    5.Анализ содержания. Подготовка к выразительному чтению.

    Чтение детьми по четверостишиям.

    Учитель . От имени кого ведется рассказ? (Мальчик рассказывает о себе.)

    Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).

    Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте.

    (Вот моя деревня, вот мой дом родной).

    А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать?

    (Он любит свою деревню и дом).

    Прочитаем следующие две строки. Что еще можно сказать о мальчике?

    (Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).

    Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).

    - Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?

    Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.

    Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение.

    Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие? (Радость).

    Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)

    Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).

    Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).

    Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).

    Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).

    Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).

    И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику.

    Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.

    Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?

    Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).

    Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).

    В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).

    “Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”

    Какое настроение у мальчика? (Тоска)

    Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.

    – А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

    – И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

    – Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

    Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.

    А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.

    1 четверостишье Радость.

    2 четверостишье Испуг. Боль.

    3 четверостишье Обида.

    4 четверостишье Тоска.

    6. . Самостоятельнаядифференцированная работа в тетрадях с последующей проверкой. Слайд №13

    1-я группа выполняет задания № 1

    Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?

    Отметь + или напиши свой ответ.

    Бодрое грустное

    Весёлое радостное

    2-я группа – задания № 3;

    Заголовок

    Настроение

    К.Д. Ушинский

    «Мороз не страшен»

    И.З. Суриков

    грустное.

    VII. Итог урока.

    Проведём конкурс “на лучшего чтеца”.Слайд №14

    Выразительное чтение стихотворения.

    Кто желает выразительно, с чувством прочитать стихотворение.

    Покажите, как меняется настроение мальчишки.

    Учитель. Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?

    Дети. Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.

    Главное – думать не только о себе, но и о других.

    Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо за работу.

    VIII. Домашнее задание

    1)выучить стихотворение наизусть;
    2) выполнить задания в рабочей тетради с. 64 № 2