Смотреть что такое "V век до н. э." в других словарях

Античные греки переработали азиатскую вычислительную математику, и на ее основе создали новую рационализированную форму знания.

Философия в античной Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии.

В связи с производством резко развивавшемся в связи с переходом к железу, развитием товарно-денежных отношений, классовой борьбы, переходом от авторитарных аристократических к тираническим а далее к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личной инициативы способствовало развитию философии.

Для этого этапа философии характерны:

1. Духовный аристократизм.

2. Обоснование рабства.

3. Отсутствие экспериментального исследования.

4. Созерцательность и умозрительность.

5. Отсутствие связи с практикой, как следствие презрения производственной деятельности.

Античная греческая философия поставила все основные философские проблемы, которые впоследствии стала разрабатывать философия.

Фалес Милетский (конец7 века – первая половина 6 века до нашей эры)

Классический тип античного философа.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств треугольников.

Он разделил небесную сферу на 5 зон, ввел календарь продолжительностью 365 дней.

Ему приписывается открытие годового движения Солнца.

Предсказывал полные солнечные затмения.

Как физик – объяснил причины разливов Нила.

В сочинении « о началах» Фалес понимает воду как начало всего (вода – философское осмысление океана), но эта вода разумная, божественная. Мир полон богов (политеизм), но боги эти действующие в мире силы.

Фалес утверждал, что все знание надо сводить к единой основе.

« Многословие вовсе не является показателем разумного мнения»

«Ищи всегда, что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей»

Открыл Милетскую школу.

Анаксимандр (6 век до н. э.)

Он вводит понятие «архэ» – первоначало то, что лежит в основе. А основу он видел в «апейроне»

«апейрон» материален и вещественен

« Но трудно сказать, что это такое»

«Апейрон» вечен, находится в вечной активности, в вечном движении.

Движение является свойством «апейрона»

Ему принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни.

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения «апейрона», о выделении из него противоположности, о космогонии (учение о рождении мира) – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т. е. по сути он сформулировал общую идею эволюции живой природы.

Гераклит

(Эфесский или Темный) (504-501 год до н. э.)

Происходит из царско-греческого рода.

Описал начало всего существующего в огне. Для древних огонь был веществом.

«Все обменивается на огонь и огонь обменивается на все, подобно тому, как золото обменивается на товары. А товары на золото»

Большое значение в его учении занимает понятие логос – основа наук.

Он утверждал. Что познание логоса, мудрости, единства мира дано не всем

Однако все люди от природы разумны. Но это противоречие кажущееся, т. к. люди от природы равны, но они не равны фактически, большинство живет не по логосу, а по своему разумению.

«Жизнь таких людей, что детские игры, они во власти своих желаний, люди как и ослы предпочитают солому золоту, желания обыденных людей таковы, что людям не стало лучше если бы исполнились все их желания»

«Счастье не в услаждении……., а в размышлении и умении говорить правду и действовать согласно природе, к ней прислушиваясь»

Понятие о мере, характерной для античного мировоззрения обобщается Гераклитом в учение о логосе. (лого – слово, не любое, а только разумное).

Логос – объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры.

«Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь для ума есть логос».

Сформулировал основы диалектики.

Как диалектик, Гераклит исходит из того, что абсолютно изменчиво. Он говорил, что все течет, все изменяется. Он сравнивал мир с рекой.

Говорил, что в ту же реку мы вступаем и не вступаем, потому что на входящего в ту же самую реку набегают все новые и новые воды, ничто в мире не повторяется, все изменчиво.

В то же время не отрицал устойчивости. Но эта устойчивость относительна, именно потому, что вещь постоянно воспроизводится.

«Одно и то же различно и даже противоположно».

Он обращал внимание на то, что единственное изменение, это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает).

А так же на то, что одна противоположность выявляется из другой. (Болезнь делает здоровье сладостным).

Борьбу противоположностей Гераклит называет главным законом мироздания.

Эта борьба – причина всякого возникновения.

« Борьба – отец всего и царь над всем».

«Все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Такую борьбу он называет гармонией. Но эта гармония не явная, тайная, скрытая.

Демокрит (460 – 370 г. до н. э.)

Сформулировал атомистическое учение: Существует два первоначала: атом (бытие) и пустота (небытие) .

Пустота – условие существования всех процессов, она неподвижна, беспредельна.

Бытие абсолютно плотно, а пустота не имеет плотности.

Пустота беспредельна и бесформенна, а каждый атом имеет внешнюю форму.

Атом очень мал. Бытие это совокупность бесконечно большого числа малых атомов. Атом неделим, вечен, внутри него не происходит никакого движения. Но он обладает внешней формой – это объясняет бесконечное многообразие явлений и их противоположность друг другу. Кроме формы атомы различаются порядком и положением. Каждый атом объят пустотой иначе они бы слились. Атомы обладают подвижностью.

Движение – важнейшее свойство как атомов, так и всего реального мира.

Атомы не имеют чувственных свойств, цвета, запаха, звука и т. д.

Демокрит говорил, что в мире «Без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи».

Он разработал учение о причинности: все, что происходит имеет причину. Он отвергал случайность и говорил, что ссылка на случай – проявление лености мысли, отказ от поисков причин

Демокрит. О происхождении жизни:

Живое произошло из неживого, по законам природы, без всякого творца и разумной цели.

Тело человека возникло из воды и грязи без всякого творца, на ряду с другими видами живого.

Есть два вида познания: темное и истинное. Познание посредством мысли — истинное или закономерное, ему свойственна достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств — темное или незакономерное, оно непригодно для познания истины.

Он подчеркивает, что атомы и пустота, лежат за пределами чувственного познания. Что открыть их можно в результате напряженного мышления, "мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он чувственно воспринимает вещи, а при помощи ума, он постигает сущность вещей".

О религии: "религия — историческое явление, ее источник — страх перед грозными явлениями природы".

Сократ. (470-399 г. г. д. н.э.)

Сократ высказывается против письменности, он считал, что она делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению. "Письмена мертвы, сколько их не спрашивай", благодаря письменности знания доступны всем и каждому, а философствование есть умирание земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души, от ее смертной телесной оболочки.

Сократ говорил, что он мудрее других, не потому, что он действительно мудр, а потому, что знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога, другие же не мудры, потому, что думают, что он все знают.

Он был убежден, что избран богом: он должен давать афинскому народу знания, он обязан не давать согражданам впадать в духовную спячку, они должны заботится о самих себе, т. е. нравственно и интеллектуально само усовершенствоваться. В центре внимания Сократа — человек.

Метод Сократа.

Сократ был ироничными и лукавым собеседником: прикинувшись простаком или несведущим, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать. Не подозревая еще с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа, в ответ Сократ задавал несколько продуманных вопросов и собеседник Сократа терялся. "Когда собеседник Сократа терялся и освобождался от самоуверенности, тогда Сократ говорил — почва вспахана. И теперь они вместе со своим собеседником начинали сообща искать истину".

Сократ считал в отличие от Софистов, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина должна быть одной, на достижение этой мысли направлен метод Сократа. Когда почва была подготовлена, сам Сократ не старался ее засеивать, ведь он всегда подчеркивал, что он нечего не знает. Но он так действовал со знатоком, так спрашивал его, получая ответы, что собеседники со временем приходили к решению проблемы. Свой метод он называл майевтикой.

Что значит знать? — знать — это значит выяснять, что это такое, цель майевтики — определение понятия.

Смысл всей деятельности состоял в том, чтобы найти понятия. Убеждение в существовании объективной истины, означает, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Он считал, что счастье это не выгода а добродетель, но делать добро надо только тогда, когда знаешь в чем оно состоит, если человек знает, что хорошо, и что плохо, он некогда плохо не сделает. Зло это результат незнания, что есть добро.

Платон (427-347 гг. д. н.э.)

Платон — сознательный, объективный идеалист, его философия сознательная реакция на материализм и атеизм Демокрита.

Он был первым, кто понял, что история философии — это история борьбы материализма и идеализма.

Диалектика Платона:

Сократ называл диалектиком того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Диалектики стремятся к истине, к познанию сущности. Для доказательства сущности вещи, рассуждения о ней должны быть правильными. Платон подходит к раскрытию некоторых логических законов: закону тождества, закон запрещения противоречия. Платон ставит диалектику выше других наук. Все науки (геометрия, арифметика, музыка,…) родственны друг другу и оцениваются только с одной точки зрения, на сколько они способны, отвращать нас от чувственного мира. Служить анамнезису (припоминанию). Он смеется над теми кто ищет от науки практической пользы. Виды знания:

1. Знание совершенно достоверное, без примеси лжи и заблуждения — знание идей, полученные до вселения души в тела, а после вселения в тела, путем диалектического припоминания.

2. Близкое к достоверному, знание чисел и основанные на них науки.

3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, это знание вещей чувственного мира, опирающиеся на чувства в которых нет истины.

Особое место занимает познание материи. Ее нельзя познать не разумом не чувствами. Она некоторое пространство, она способна принимать различные формы, она мертва и не познаваема, она почти что небытие, но роль ее велика, т. к. материя источник множественности.

Платон

Учение о душе.

Сотворив души, боги поместили их на звездах. Каждая душа имеет свою звезду. Следовательно – число душ хотя и велико но конечно.

Он говорил, что изначально существует занебесная область. Следовательно, тело – смертно, а душа – бессмертна. Назначение тела – быть временным вместилищем души, рабом ее. Но у души имеется и неразумная часть. В душе Платон различал 2 начала: 1-ое – разумное начало, с помощью которого человек способен рассуждать; 2-оое – неразумное, вожделеющее. Из-за него человек влюбляется, испытывает голод, жажду и т. д. Вся судьба человека зависит от того, какая часть души преобладает.

Платон о чувственном познании.

Чувства не могут быть источником знаний. Знания не есть ни ощущения, ни правильное мнение. Он допускает только априорные знания (доопытные).

Не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а наоборот. Это возможно потому, что некогда душа непосредственно созерцала понятие идеи (в занебесной области), которые в чувственном мире отражаются в несовершенной форме. Душа содержит знания в самой себе, отсюда исходит понятие Анамнезиса (припоминания).

Самое главное в идее анемнизма это искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов, т. е. искусство диалектики.

Учение об Эросе.

Входя в состояние эроса душа переживает состояние исступления, экстаза. При высшем напряжении познания душа может выйти из тела.

Стремление к мудрости – высшая форма стремления к прекрасному. Любовь – это желание блага и счастья, но не всякого блага, а только вечного. Но поскольку вечного блага не может быть без бессмертия, то любовь – это стремление к бессмертию. Но доля бессмертия отпущенная смертным – это их способность к творческой деятельности. У подавляющего большинства творческая деятельность проявляется в продолжении рода. «Зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном», но такова только телесная, низкая сторона любви. Другая разновидность любви – это любовь духовная (платоническая любовь).

Эрос побуждает человека к творчеству, вселяет в него стремление к прекрасному. Это главная движущая сила, пронизывающая весь мир, заставляющая вещи подражать идеям, а душа стремится вернуться в тот мир, откуда она некогда пришла.

Теория государства.

Платон был первым в истории философии, кто сформулировал понятие класса.

Классы разделяются на основании того, какая часть души преобладает у той или иной группы людей. Если преобладает возвышенная часть души, то это философы, мудрецы; если равные части (к возвышенному и к чувственному) – то это воины; если в душе преобладает низменная чувственная часть – то это ремесленники.

Софисты

Эта школа возникает во 2-ой половине 5 века до н. э.

Софистэс – знаток, мастер, мудрец.

Но они были мудрецами особого рода, т. к. истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать в спорах. Со временем слово софист приобретает предосудительный смысл.

Софисты говорили, что объективный мир непознаваем, т. е. были агностиками. Они сформулировали учение – Релятивизм . (относительный).

Релятивизм – учение о том, что все в мире относительно. В гносеологии релятивизм означает, что истина – относительна, что она зависит от условий, места и времени. Истина у каждого своя. Как кому кажется – так оно и есть.

Гносеологический релятивизм дополняется релятивизмом нравственным: нет объективного критерия добра и зла. Что кому выгодно – то и хорошо, то и благо.

Киники (кинизм).

Кинизм существовал с конца 5 до н. э. до самого конца античности, это объясняется тем, что социальная база кинизма постоянно росла по мере разорения средних и мелких классов. Несмотря на свой демократизм, в философии кинизма было много реакционного. Она была недиалектической, идеализировала первобытную дикость, наука и культура отрицались.

Киники стремились к справедливости, к социальному равенству, они отрицали рабовладение. Кинизм обычно отталкивался от общепринятых взглядов и вырабатывал новые прямо противоположно существующим. (это называлось «перечеканкой монет»). Воспитательную силу живого примера киники ставили выше всего. Основателем школы кинизма был Антисфен Афинский (коло 445 – 360 г. до н. э.).

Первым дал определение понятия. Понятие есть то, что выражает чем предмет был, ил что он есть.

Основные положения его философии:

1. Добродетели можно научиться.

2. Мудрец живет не по законам государства а по законам добродетели.

3. Безвестность, как и труд – благо.

Диоген Синопский. (ок. 412 – 323?? До н. э.)

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…

Города государства Греции

В Античной Греции не сложилось крупного единого государства. Постепенно развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе несколько сот небольших самостоятельных государств-полисов .Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя и сохранились и общее, унаследование от рода племенного строя структуры. Так, особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой розовую аристократию, и собрание членов племени, за элементами признавались права граждан. Иноземцы, дана зажиточная, и рабы не имели права учувствовать в общественной жизни.

Рабы в Греции не имели не каких прав и приравнивались к её «говорящим орудиям»: они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплоде и тоже считались рабами.

Рабство в Др. Гр. Воспринималось как нечто само собой разумеющееся, свобода считалась даром, доступным далеко не всем. Так, великий философ Аристотель (284-322 гг. до н. э) полагал, что одни естественно являются свободными, а другие-естественно рабами.

Афины.

Античную Гр. Принято считать родной демократии. Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введён принцип выбор части верховного правителя-архонта , его отчётность перед советом глав родов-ареопагом . Власть традиции и обычая постепенно заменили законом.

Афины были главным городом Аттики- области, расположенной на юге Балканского полуострова. Главным источником силы и богатство этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В 5 веке стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром этого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. В Афины стекались знаменитые скульптуры, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Первым шагом к созданию афинской демократии, были реформы Солона избранного в 594 году до н.э. архонтом. Он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние за должности бедняков недействительными, вернув им, таким образом статус полноправных граждан. Все населения полиса было разделено на 4 разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило позиции розовой знати, однако сопротивление аристократии было настолько упорным, что обуздать его могло только оружие. Так в греческих городах сформировалась особая форма тирании, которая имела целью защиту крестьян и ремесленников (тирания Писистрата – Афины)

В конце vi века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых собирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За ареопагом сохранились лишь судейские функции.

При Солоне возросло роль народного собрания. Граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме военачальников). Чужеземцы, успешно ведущие дела в Афинах, получали равные права с афинянами. Общее число граждан составила 30 тыс. человек. Активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На их собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрания могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании. (остракизм)

На общем собрании граждан округа ставился вопрос: «Есть ли в государстве человек, угрожающий существующим порядкам»? Присутствующие писали на черепках глиняной посуды (остраках) имя того политика, который представлялся им врагом демократии. Того, кто получал больше половины голосов, приговаривали к остракизму (изгнание).

Таким образом, к v в. до н.э родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организации котораяполучила название «демократия»

Спарта

Другой путь развития продемонстрировала Спарта. Это государство, основанное дорийским племенем, поселившимся на юге Пелопоннесского полуострова в долине реки Эврот, превратило местное население в бесправных рабов-илотов. Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей и ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для лучших считалось война.

В Спарте неизменными остались порядки родоплеменного строя. Во главе стояли 2 царя выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия – не моложе 60 лет), и эфоры- контролирующие орган. В отличие от старейшин царей не избирали – это было наследственное звание. Элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, но не имела большого влияния на политическую жизнь.

В Спарте сохранилось уравнительное распределение. Все спартанцы жили в скромных жилищах, носили простую одежду, питались сообща, денег не признавали, рабы принадлежали не спартанцем, а государству.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседских полисов, захватывали рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограничено, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счёт строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонд писал о том, что спартанцам «нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцем легкомыслием»

Греко-персидские войны (5 век до н.э.)

Первую попытку установления контроля над средиземноморской торговлей предприняла персидская военная деспотия. Она захватила греческий года в Малой Азии, обложило их данью и разместило там свои гарнизоны. Стремясь подчинить своей власти причерноморские греческое поселение, царь персов Дарий I начал поход на север. Его войска переправились через Босфор и Дарданеллы. Однако здесь армия «царя царей» столкнулась с воинственными племенами обитателей причерноморских степей – скифоми, которые понесли ей поражение.

Воспользовавшись неудачей персов, города Малой Азии в 500 г. до н.э. отказались признавать их власть. Однако в начавшейся войне они были разгромлены. Вслед за этим Дарий потребовал повиновения от городов самой Греции. Многие из них согласились признать себя данником Д., не видя возможности защищаться. Однако 2 крупных полиса – Афины, располагавшие сильным флотом, и Спарта, обладавшая мощной армией, решили сопротивляться. В созданный ими союз вошел 31 полис.

Первая попытка вторжения была предпринята в 492 году до н.э. Буря помешала персидскому флоту достигнуть берегов Греции, В 450 году до н.э. персидские войска высадились на Марафонской равнине севернее Афин и были разгромлены. В 480 году до н.э. начался новый поход. Его возглавил сын Дарий царь Ксеркс (= 1,5 млн чел. по мнению историков, силы были на много меньше 200-250 тыс.)

Путь персидской армии к Афинам в Фермопильском ущелье преградили спартанцы. Что бы предотвратить уничтожение основных сил армии Спарты. Царь Леонид приказал им отступить. Сам он с 300 войнами, где все пали в этой битве, дал бой персом и задержал их наступление на Афины. Тем временем афинский полководец Фемистокл вывез морем всё население Афин на прилегающие острова. Персы заняли город, однако их флот, вошедший в узкий залив Саламин, где их тяжелые корабли не могли маневрировать, был атакован более легкими греческими судами и разгромлен. Оставшийся без поддержки с моря персидские войска потерпели поражения.


Похожая информация.


4 драматурга:Эсхил,Софокл,Еврепид,Аристофан.

Эсхил-установление Афинского госс-ва.

Софокл-рассвет Афинского госс-ва.

Еврепид и Аристофан-упадок,кризис Афинского госс-ва.

Эсхил.

ок 525 года до н.э - ок 456 до н.э

Прозвище - отец трагедии.Дал прозвище Аристотель(величайший мыслитель античности).Творчество и жизнь Эсхила пришлось на Греко-Персидские войны (500-449 до нашей эры)

Персия хотела захватить Грецию.Были победы у Персов(300 спартанцев),были и у Греков победы.

Эсхил учавствовал в битвах как воин.

Первая победа Греков при Марафоне(место недалеко от Афин)490 год до нашей эры.

Вторая победа Греков при Саламине(остров Саламин)480 год до нашей эры.

Эсхил родился в Элевсине,пригород Афин,из богатой и знатной семьи.Как тяжело вооруженный воин (Гоплит),принимал участие в этих четырех сражениях.Перед смертью

уехал на Сицилию,где и умер в городе Геле.Известна надпись на его надгробии:Говорится о том что он защищал родину,но не о том что он писал пьессы.

Его взгляд.

Верил в богов,в их справедливость,верил в некий закон мировой справедливости.Верил в то,что если кто то совершил преступление,то боги его обязательно покарают.

Верил в судьбу,считал что судьбе подвластны даже боги.Главные герои в его пьессах - боги.Люди в пьессах есть,но они не самостоятельные,они выполняют волю богов.



Написал около 80-ти пьесс.Дошло около 7-ми.

Новшества Эсхила.

Вывел из хора второго актера.Завязывался диалог,между первым и вторым актером+хор.

Структура пьесс по Эсхилу:Начиналась пьесса с ПРОЛОГА(завязка действия,где что и как?).В прологе принимают участие один-три актера.После этого идет ПАРОД.

Обычно в пьессе 3-4 эписодий и 2-3 стасий.Заканчивалась пьесса ЭКСОДом (уход хора с оркестром).

Эписодий и стасим имели отдельные названия:Гипорхема - радостная песня хора звучащая в кульминации перед катастрофой(делалось это для контраста).

Кроме того выделяют Коммос - совместная песня(плачь)героя и хора.И на конец,выделяют трагический танец - Эммелейя.

Пьесса - Персы.

Время постановки - 472 год до нашей эры.

В этой пьессе описывается победа греков при Соломине.Жанр - Историческая трагедия(в основе реальная трагедия+боги).

Действия в пьессе происходят в столице Персии городе Сузы.Пролога нет,в начале пьессы хор персидских старейшин волнуется,что нет известия о судьбе

огромного персидского войска во главе с царем Ксерксом.Дальше появляется Атосса(мать Ксеркса,вдова покойного царя Дария).Ей приснился плохой сон - поссорились

две женщины(Гречанка и Персианка),и ее сын ксеркс решил из успокоить - запрячь в свою колесницу вместо лошадей.Персианка этот поступок восприняла нормально,

а гречанка взяла и опрокинула колесницу.Атосса начинает расспрашивать что такая за страна Греция?Причины победы (Патриатизм,демократия).После расспросов появляется

вестник,гонец,который рассказывает о страшном поражении войска Ксеркса,и она что бы понять почему это произошло решает вызвать из подземного царства тень царя Дария.

Появляется тень Дария,старейшины в ужасе.И тот говорит,что на Ксеркса гневаются греческие боги за неуважение к этим врагам и в частности к богу Посейдону.Ксеркс

приказал высечь море,вышел на воду и приказал высечь море,потом захватили Афины и надругались над храмами - неуважение к богам.В финале появляется Ксеркс, который

в большом коммусе оплакивает судьбу Персии(никогда больше Персии не быть великой державой).

Пьесса - Прометей прикованный.

Дата постановки - неизвестна.

Входила в трилогию:1 - Прометей прикованный;2 - Прометей огненосец;3 - Прометей освобожденный.

Прометей бог старшего поколения - Титан.И в битве богов с титанами он был на стороне Олимпийцев(на стороне Зевса,хоть он и титан).И во многом благодаря его помощи

Олимпийцы победили.Начинается пьесса с пролога.В прологе слуги Зевса (власть и сила) должны отвести Прометея в сопровождении Гифеста в далекую Скифию,и приковать

к скале.Гефест сочувствует Прометею,однако слуги Зевса грозят Прометею гневом Зевса.Дальше появляется Океаниды(двоюродные сестры Прометея).Они сострадают Прометею,

призывают его покориться Зевсу,однако он отказывается.Дальше появляется титан Океан,дядя Прометея.Он говорит о том что пойдет к Зевсу просить за Прометея.

Прометей просит его это не делать,иначе гнев Зевса может обрушиться на Океана.Дальше Прометей рассказывает Океанидам о то что он совершил,как он спас людей,принес

(Бог торговли,бог вестник) и требует от прометея что бы тот раскрыл тайну,как Зевс может потерять свой трон?Прометей отказывается.И тогда Зевс отправляет Прометея

в Тартар вместе со сколой(глубоко под землей).

1часть называется Агамемнон.В этой части рассказывается об убийстве великого героя Агамемнона,его наложницы Кассандры,его женой Клитемнейстры ее любовника Эгисф.

2 часть Хоэфоры.В этой части рассказывается об убийстве Клитемнейстра и Эгисфара.

3 часть Эвмениды,в переводе милостивый.Рассказывается о суде над Арестом в Афинах за убийство матери и об оправдании его судом.

Пьесса о правовом госсударстве.(Аристель)