Сложно ли учиться на социолога. Что делает социолог. Что изучает социология

Современное общество – это сложная структура, в которой постоянно протекают разного рода процессы, меняются настроения, происходит реакция на те или иные события. Изучением этих процессов занимается социолог.

Что делает социолог

Профессия социолог весьма перспективная, особенно сейчас, когда появляются все новые методы изучения общества. В зависимости от сферы деятельности, специалист может занимать должность , или . Социолог обрабатывает информацию, полученную в ходе исследования или опросов, и на основе полученных данных разрабатывает методы улучшения ситуации.

Сегодня профессия социолог пользуется большим спросом, многие фирмы и компании заказывают исследования определенного сегмента рынка для увеличения продаж товаров и услуг. Не одна предвыборная кампания не проходит без участия политтехнологов. Они исследуют мнения избирателей, их проблемы и ожидания. На основе этих данных и разрабатывается предвыборная стратегия кандидата.

Что делает и чем занимается социолог? Неотъемлемое качество грамотного специалиста – это склонность к аналитическому мышлению. Основная задача социолога заключается в работе с огромными массивами информации, правильной оценке и выводе. Так же стоит помнить о высокой ответственности, ведь от результатов работы во многом зависит успешность исследования и всей кампании в целом.

Социолог должен разбираться в малейших изменениях в общественных настроениях и причинах, которые на это повлияли.

Непосвященному обывателю может показаться, что профессия социолог предполагает бесконечное сидение за компьютером. Безусловно, специалист проводит много времени в компьютерных программах, где анализирует и структурирует информацию, однако не стоит забывать о согласовании работы с заказчиком. Перед началом исследования нужно точно определить все цели и нюансы, дабы в результате не проделать бессмысленную работу и получить претензии от клиента. Нередко представители данной профессии отказываются от условий заказчика.

Самые высокие зарплаты традиционно предлагают в Московском регионе.

Как правило, студенческая практика социологов проходит в работе интервьюерами – специалистами, которые непосредственно опрашивают людей. Это позволяет ближе познакомиться со спецификой деятельности, научиться работать с людьми и информацией.

Работа социологов важна для общества. Именно благодаря им в супермаркетах появляются новые продукты, которые отвечают нашим потребностям, в газетах и журналах поднимаются интересные темы и т.п. Поначалу зарплата будет не большой, так же она зависит от выбранной сферы.

Плюсы и минусы профессии социолог

Преимущества:

  • умение справляться с человеческим факторам может пригодиться в других сферах;
  • востребованность профессии;
  • социальная значимость профессии.

Недостатки:

  • недооценка специальности;
  • порой низкий уровень подготовки специалистов в отечественных ВУЗах;
  • социологу необходимо изучать много смежных сфер: экономику, психологию, философию и т.п.

Где учиться на социолога

Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:

  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Новосибирский гуманитарный институт;
  • Московский государственный институт международных отношений;
  • Санкт-Петербургский государственный университет.

Социология - наука об обществе. Это узкое определение имеет обширнейший объем. Все, что связано с человеком и обществом, находится в зоне пристального изучения и интереса этой достаточно молодой отрасли знания.

Специалист, получивший высшее профильное образование по социологии и изучающий общество, его социальные слои, институты и группы - социолог. В каких сферах профессиональной практики может применить свое образование социолог? Чем он может заниматься в жизни? Социология - что за профессия? И какой уровень дохода может быть у представителя этой сферы? Постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Кто такой социолог?

Социолог - специалист, получивший профильное высшее образование.

Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. Организуются на политологии, либо экономики. Специалист, получивший социологическое образование, может работать в разных сферах. Предметом его деятельности является исследование общества в той плоскости, в которой осуществляется профессиональный интерес. Профессии, связанные с социологией, достаточно разнообразны.

Преподаватель

Преподавание в системе высшего образования - прямое назначение социолога.

Помимо собственно социологии и спецкурсов по углубленному профилю, специалист имеет право на чтение курсов по экономике, философии, политологии и по другим областям социальных наук. Разработка инструментария социологических исследований - область профессиональной деятельности социолога. Этот инструментарий имеет прикладное значение фактически во всех областях социальной практики - начиная от изучения покупательского спроса в торговой лавке и до уровня исследования спроса на космические исследования в мировом масштабе.

Эксперт по изучению спроса

Для любой организации важно понимание целей и задач деятельности. А для некоторых социальных институтов невозможно существование без статистических данных о состоянии общества. Анализ этих данных предоставляет социология. Какие профессии она «кормит»?

  • Государственные институты. Без знания структуры общества, запросов населения, статистических показателей развития экономики и всего общества в целом невозможна деятельность государственных институтов - политики, власти, права, юрисдикции.
  • Понятно, что ни дня не сможет функционировать без оценки рынка, его емкости, ресурсов, анализа запросов целевых групп.
  • Некоммерческие организации. Некоммерческие организации, имеющие целью производство социально значимых благ, стоят первыми в списке заинтересованных субъектов экономической деятельности. И здесь комментарии не требуются.

Как видим, фактически все участники экономического пространства испытывают потребность в услугах профессиональных социологов.

Заработная плата специалиста социолога

В идеальном варианте, зарплата служит формой вознаграждения за деятельность.

Эта мера востребованности профессионального ресурса обществом. Если социология - профессия, зарплата составляет от 30 000 рублей у новичка и до 70 000 рублей в месяц у профессионала. Особенно востребован инструментарий социологических исследований и оценка рынка. Здесь уровень дохода зависит от стоимости проекта, прядок цен значительно превышает среднестатистические данные.

Если специальность по диплому "социология", что за профессия может быть избрана по окончании учебы? В каких областях социальной практики найдет применение специалист этого профиля?

Социология: что за профессия?

Маркетолог, аналитик, руководитель отдела управления информацией - в этих специалистах высокая потребность у современных работодателей. И это все профессиональные социологи. Для них область применения познаний безгранична.

Знание о разных социальных группах и слоях общества, владение системами оценок статистической информации, полученной в процессе исследования социального объекта, умение разработать социологическую программу исследования и применить полученные знания для оценки социального явления - это лишь небольшая зарисовка о специфике трудовой деятельности специалиста в области под названием "социология". Что за профессия и какое будущее у этой специализации, красноречиво говорят рейтинги профессиональной востребованности. В топ 10 входят специальности, для которых необходим диплом социолога.

Интерес к познанию общества и закономерностей его развития - это элемент общей культуры человека. Поскольку без этого знания невозможно адекватно оценивать перспективы развития в нем личности. И роль социолога благородна по своей сущности. Его знания - золотой ключик к тайнам социума и стратегии успешности!

03 Мая 2007 11:33

В связи с последними событиями на социологическом факультете МГУ журналистов заинтересовал вопрос: что же такое социологическое образование? Чему должны учить будущих социологов? И какие перспективы у выпускников социологических факультетов ведущих вузов?

Если вы считаете, что «Социология» – специальность исключительно для гуманитариев, вы глубоко заблуждаетесь. Будущий социолог должен одинаково хорошо владеть словом и «чувствовать» цифры.

Получить специальность «Социология» можно как в государственных, так и негосударственных вузах. Но самой большой популярностью у абитуриентов пользуются несколько учебных заведений: Государственный университет управления (ГУУ), Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Здесь самый высокий вступительный конкурс. По словам Марианны Румянцевой, руководителя направления рекламы и PR «Агентства Контакт», выпускники именно этих вузов востребованы работодателями – их социологические факультеты считаются самыми сильными.

Чему учат

В ведущих вузах студентам стараются дать разносторонние знания о жизни общества. Помимо гуманитарных и точных наук, вы будете изучать социологию управления, рекламы, культуры, образования, семьи и т. п. Познакомитесь с разными научными школами, освоите методы подготовки и проведения соцопросов, анализа полученной информации. Вас научат работать с базами данных, электронными таблицами, статистическими пакетами. На старших курсах вы сможете участвовать в выполнении реальных заказов и проводить собственные научные исследования.

Александр Чепуренко, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ:

– Мы готовим не ученых, которые будут сидеть в кабинетах и рассуждать о превратностях бытия, а социальных аналитиков, способных работать в бизнесе, политике, государственном управлении. Они знают, как и какую информацию следует собрать, каким образом ее можно обработать и проанализировать.

Разные акценты

Определитесь заранее, каким именно направлением социологии вы хотели бы заниматься.


Если больше привлекает работа по исследованию рынка товаров и услуг, поступайте в вуз, который дает широкую экономико-математическую подготовку. В этом случае можно выбрать специализации «экономическая социология», «социология маркетинга» и т. п. Например, в ГУ-ВШЭ только теории экономики посвящено около 20 курсов! А еще ведь есть и прикладные дисциплины. В РГГУ тоже акцент делают на связи социологии прежде всего с экономикой, хотя специализации здесь самые разные.


Для тех, кому интереснее изучать общественное мнение и делать политические прогнозы, лучше поступать в вузы, где есть специализации «социология и психология управления», «социология политики», «социология общественных связей». Такие варианты предлагают Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Институт гуманитарного образования, Университет Российской академии образования и др. Вас научат грамотно задавать вопросы, анализировать мнения людей и видеть скрытый смысл в высказываниях респондентов.
Социология «на любой вкус» есть в МГУ им. М.В. Ломоносова, который предлагает специализации на тринадцати кафедрах: социология безопасности, семьи, международных отношений и др.

Преимущество – в «языке»

Знание иностранных языков – дополнительное преимущество для любого специалиста. При прочих равных условиях в международных компаниях отдадут предпочтение выпускнику «с языком». Ведущие вузы это понимают. Студенты социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова могут в течение четырех лет изучать английский, немецкий, французский, испанский, итальянский или китайский язык и получить дополнительную квалификацию – «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Большое внимание уделяется иностранным языкам в РГГУ. Преподаватели по самым разным предметам приветствуют чтение студентами научной литературы в оригинале. В ГУУ на изучение иностранных языков отводят целых 800 часов – это намного больше, чем предусмотрено госстандартом. А студенты старших курсов ГУ-ВШЭ способны слушать (и понимать) лекции зарубежных профессоров без переводчика.

С анкетой в руках

Во время практики студенты младших курсов обычно работают интервьюерами в «поле»: опрашивают людей на улицах, предприятиях, в магазинах и по телефону. Предварительно под руководством преподавателя они составляют опросники и анкеты, в которых нужно ставить «галочки» и цифры. Затем информацию анализируют и делают выводы: чем живет общество. Старшекурсники в состоянии провести компьютерный анализ данных и составить итоговый отчет по исследованию с прогнозами и рекомендациями.

Практика студентов ГУ-ВШЭ проходит в аналитических центрах и маркетинговых агентствах: Левада-Центр, ВЦИОМ, ROMIR Monitoring. Кроме того, здесь созданы две базовые кафедры – фонда «Общественное мнение» и Института маркетинговых исследований GFK RUS. Многие студенты после практики остаются работать в этих компаниях. По словам Ольги Черниченко, руководителя отдела исследований медицинского и фармацевтического рынков GFK RUS, в компании регулярно появляются новые вакансии: за несколько лет количество сотрудников в отделе увеличилось в три раза. Студенты социологического факультета РГГУ участвуют в предвыборных, маркетинговых, рекламных кампаниях. В МГУ им. М.В. Ломоносова практика зависит от специализации: те, кто выбрал «гуманитарную» социологию, проходят ее в прессе, на телевидении, в центрах по планированию политических кампаний, семейных консультациях. «Математиков» ждут аналитические центры.

С экзаменами и без

В негосударственный вуз можно поступить, пройдя тестирование. В государственном придется сдавать три-четыре экзамена. Это могут быть обществознание, история, иностранный язык, русский язык (или сочинение), математика – в разных сочетаниях. Кстати, математика почти всегда есть в перечне вступительных испытаний вузов, которые предлагают специализацию «экономическая социология». А иностранный – там, где развиты международные связи и хорошее знание языка студенту понадобится уже во время учебы.

У способных абитуриентов есть шанс попасть в вуз без экзаменов. В негосударственных это сделать проще – достаточно успешно окончить полугодовые или интенсивные (от одного до трех месяцев) подготовительные курсы. В большинстве случаев выпускное тестирование на таких курсах приравнивается к вступительным экзаменам. А если, окончив школу с медалью, вы сдадите профилирующий вступительный экзамен в ИГУМО на «отлично», то получите скидку в 20% при оплате за первый год обучения. Будете хорошо учиться, сможете продлить «льготный» период и дальше.

Крупные госвузы проводят собственные олимпиады. На соцфаке МГУ им. М.В. Ломоносова такая олимпиада по обществознанию носит название «Ломоносов-2006» (в этом году, соответственно, «Ломоносов-2007»). Если вы станете победителем, то при поступлении сдавать этот предмет не будете.

Где работать социологу

- в аналитических социологических центрах и консалтинговых компаниях
- в государственных и муниципальных органах власти
- в Public Relations (связи с общественностью) и рекламе
- в кадровых службах
- в маркетинговых отделах предприятий
- в СМИ и издательском бизнесе

Об этом сообщает сайт ucheba.ru

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. Ломоносова) Международный университет в Москве (МУМ) Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Российский государственный социальный университет (РГСУ) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Психология

Термин «психология» произошел от двух греческих слов – psyche (душа, психика) и logos (слово, учение), т.е. психология – это наука, изучающая психику, а психолог – это специалист, разбирающийся в человеческих чувствах и закономерностях поведения.

В современном обществе роль психологов, деятельность которых направлена на достижение успешного взаимодействия между людьми, а также на эффективное функционирование и развитие каждой индивидуальной личности, неуклонно возрастает. Психологи востребованы в различных сферах социальной практики, обучения, делового общения, в области межличностных и семейных отношений, в сфере современного бизнеса и маркетинга, рекламы и PR. Быстро развиваются такие области применения психологических знаний, как политическая, юридическая, религиозная психология; неоценима роль психологов на предприятиях и в организациях для развития корпоративной культуры, командообразования, решения кадровых вопросов и систем мотивации сотрудников.

Специальности и специализации в области психологии

После 5 лет дневного обучения по специальности «Психология» выпускнику вуза присваивается квалификация «психолог» или «преподаватель психологии».

По направлению «Психология» в вузах Москвы возможно и двухуровневое обучение. После 4 лет очного обучения в вузе на первом уровне в бакалавриате выпускнику присваивается степень бакалавра психологии. Выпускники бакалавриата и специалитета могут продолжить свое образование в вузе в области психологии на втором уровне высшего образования в магистратуре и после 2 лет очного обучения получить диплом магистра психологии.

В рамках основной специальности «Психология» в вузах осуществляется обучение по одной или нескольким специализациям, предполагающее преподавание ряда специальных дисциплин. Чаще всего в вузах Москвы предлагаются следующие специализации:

  • Социальная психология
  • Психология труда и организационная психология
  • Психология развития, возрастная психология
  • Психологическое консультирование
  • Психолог-аналитик (в организации).

В вузах Москвы предлагаются еще несколько специализаций специальности «Психология», различающиеся сферой будущей профессиональной деятельности выпускника: «Политическая психология», «Психология бизнеса», «Психология рекламы (и маркетинга)», «Психология творчества», «Юридическая психология», «Психология образования».

Что изучают

Помимо широкого спектра обще-профессиональных дисциплин будущие выпускники вузов в области психологии изучают ряд предметов из смежных областей знания: медицины, социологии, правоведению, политологии, педагогики. Большое внимание в учебных программах вузов уделяется изучению иностранного языка, информатики и математики.

Особенностью всех без исключения программ высшего психологического образования является их выраженная практическая направленность. Для работы с таким хрупким материалом, как человеческая психика, помимо теоретической, необходима расширенная практическая подготовка – студенты вузов в области психологии проходят несколько циклов специализированной практики в центрах практической психологии, самым эффективным из которых считается работа на телефоне доверия.

Где работают психологи и сколько получают

Шире всего сфера практической деятельности у психологов, специалистов по социальной и организационной психологии. Они могут работать: в государственном аппарате, в вузах, НИИ и лабораториях, вооруженных силах и структурах МВД, в центрах исследования общественного мнения, на телефонах доверия, в фирмах, банках, на предприятиях, в торговых организациях, в кадровых и психологических службах учреждений и предприятий, центрах профориентации и профконсультирования, рекламных агентствах, в организациях здравоохранения и социальной защиты. Зарплата социальных психологов – от 500 долларов США в месяц.

Специалистов по возрастной психологии ждут в дошкольных и школьных воспитательных и образовательных учреждениях, в вузах и колледжах, в центрах по подготовке специалистов на производстве, в центрах занятости населения, в психологических и семейных консультациях, в различных центрах по работе с детьми, подростками, молодежью. Зарплата этих специалистов невелика – от 500 долларов США в месяц.

Психологи-консультанты по проблемам личности востребованы в центрах медико-психолого-социальной помощи населению, центрах раннего развития и обучения детей, в центрах-консультациях по вопросам семьи и брака, в центрах по работе с правонарушителями, в системе частной психологической и психотерапевтической практики. Психологическое консультирование более высоко оплачиваемая деятельность, как правило, имеет почасовую плату – от 25 долларов США в час.

Психологи-консультанты, специализирующиеся по проблемам организаций, найдут работу в консалтинговых компаниях, кадровых агентствах, службах управления персоналом, в системе УВД, МЧС и других силовых ведомствах, центрах занятости населения, в государственных учреждениях, связанных с оказанием психологической помощи. Психологи-аналитики, работающие в крупных компаниях, получают от 1000 долларов США в месяц.

Социология

Термин «социология» является производным от двух слов: латинского societas («общество») и греческого logos («учение, понятие»), т. е. социология - это наука об обществе. К задачам социологии относятся: анализ современных социальных проблем общества и отдельных социальных групп; диагностика, объяснение, прогнозирование и оптимизация социальных процессов и социальных отношений; их регулирование и управление. Для решения этих задач социология применяет количественные (математические, статистические) и качественные (групповые интервью) методы исследования.

Потребность современного общества в социологии и социологах велика. Собственно социология занимается изучением общественного мнения по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам, например, проблемам ценовой политики, удовлетворением уровнем жизни, рейтингам политиков и политических партий. Кроме того, существует обширная область прикладной социологии, в которой социологи могут заниматься:

  • маркетинговой деятельностью в компаниях и на предприятиях;
  • аналитической работой в СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет);
  • расчетом эффективности рекламных компаний в агентствах;
  • изучением мнения электората и другими политтехнологиями;
  • проведением исследований в области управления персоналом;
  • информационно-аналитической работой по управлению рисками и т. д.

Специальности и специализации в области социологии

Получить высшее образование в области социологии можно двумя способами. Пять лет очного обучения в вузе дают возможность приобрести специальность «Социология» с большим количеством специализаций. Вторым вариантом получения профессии социолога в вузе Москвы является двухуровневое обучение в бакалавриате (4 года) и магистратуре (2 года). Бакалавриат социологии тоже имеет специализации. Наиболее часто встречающиеся специализации в вузах Москвы:

  • «Прикладные методы социологических исследований»
  • «Экономическая социология»
  • «Социология маркетинга, PR и рекламы»
  • «Социология массовых коммуникаций»
  • «Социология политики»
  • «Социология и психология управления»

Для того чтобы профессионально выполнять свою работу, будущие выпускники вузов в области социологии должны изучить широкий спектр социологических наук и большое количество дисциплин из смежных областей: политологии, психологии, менеджмента, экономики, права, рекламы, маркетинга. Студенты должны пройти серьезную математическую подготовку, в том числе знать математическую статистику, методы и технику социологических исследований, владеть методикой создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений. Большое внимание в программе подготовки социологов в вузах уделяется новым информационным технологиям, применению компьютерных технологий для обработки социологической информации.

Где работают и сколько получают

Будущие выпускники вузов в области социологии могут начинать профессиональную деятельность со старших курсов в должности интервьюеров. Интервьюер проводит интервью у фокус-группы людей, на основании которого ищет общие характеристики, и группирует их по типам. Студенты вузов могут осуществлять социологические исследования и в стенах родного вуза, например, проводить рейтинговую оценку работы отдельных преподавателей и всего вуза в целом.

После окончания вуза в области социологии можно строить свою карьеру по двум основным направлениям: научная деятельность или прикладные исследования. Научная карьера, к сожалению, оплачивается невысоко: начальная зарплата в 500 долларов США может возрасти до 1 000 долларов только в случае получения должности руководителя проекта. В маркетинговой, рекламной деятельности и в СМИ можно сразу рассчитывать на 600-800 долларов США с ростом оклада за год работы до 1 500 долларов. Гонорары опытных политтехнологов достигают 10 000 долларов США.

Социологи могут изучать общественное мнение в аналитических центрах, осуществлять социологическое сопровождение избирательных кампаний, проводить экспертную и консультационную работу в государственных и бизнес-структурах, в сфере PR. Социологи могут работать в научных институтах, занимаясь в том числе международными исследованиями, и в учебных институтах на преподавательских и административных должностях. Социологи незаменимы в кадровых службах компаний и предприятий, могут работать в качестве риск-менеджеров, заниматься исследовательской деятельностью в центрах социологического мониторинга.

ВСЕВЕД РЕКОМЕНДУЕТ