Сценарий игры-викторины "день воды". Интегрированная интеллектуально-познавательная игра для старшеклассников к Всемирному дню Воды Приборы связанные с водой для викторины

  1. 1. ВИКТОРИНА«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ?»Подготовительная группаГБОУ црр д/с №26Подготовила: воспитательГонтаревская Марина Николаевна
  2. 2. Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, в море, в океане,И в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,Ледником в горах зовется,Лентой серебристой вьется.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда!Без нее нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить:Без нее нам не прожить!
  3. 3. Какие три состояния воды вы знаете?(жидкое, твердое, газообразное)
  4. 4. Какими свойствами обладает вода?(Не имеет цвета, запаха, вкуса, не имеетпостоянной формы, растворяет некоторыевещества)
  5. 5. Не конь, а бежит, не лес, ашумит. (река) Посреди поля лежит зеркало:Стекло голубое, рама зеленая(озеро, пруд) Назовите самое древнее иглубокое озеро в мире, котороенаходится на территории нашейстраны (Байкал) Без досок, без топоров,Через речку мост готов. (лед) Он без рук, он без ног,Из земли пробиться смог,Нас он летом, в самый знойЛедяной поит водой (родник) Как можно еще назвать родник(ключ, источник) Много этого добра возле нашегодвора,А рукою не возьмешь и домой непринесешь. (туман) Где чаще всего бывает туман (надрекой, в низине, где много воды) Шириною широко, глубиною глубоко,День и ночь о берег бьется.Из него вода не пьется,Потому что не вкусна –И горька и солона. (море) Как называют самое соленое море(мертвое море) Ребята, сейчас я перечислю названияморей. Какого цвета моря несуществует: Черное, Белое, Красное,Зеленое, Желтое. Что такое ламинария (морскаякапуста, водоросль)Конкурс загадок
  6. 6. Угадай морских животных по картинкам.
  7. 7. Назовите известный вам водный транспорт (катер, лайнер,лодка, паром, танкер, траулер)
  8. 8. Назовите водные виды спорта (водные лыжи, серфинг,виндсерфинг, парусный спорт)
  9. 9. Физкультминутка-игра «Море волнуется»
  10. 10. Воспитатель: Вода – самое большое богатство, без которого ниодин человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногдалюди забывают про это богатство.Воду надо беречь от загрязнения и экономить.О чем говорят изображенные знаки?
  11. 11. «Сказка ложь, да в ней намек».Кто из водяных жителей утащил Дюймовочку? (Жаба)
  12. 12. Где нашел свой ключик Буратино?(в пруду)
  13. 13. Кто спасался от лисы в полынье? (Серая шейка)
  14. 14. В какой сказке речка была молочной? (гуси-лебеди)
  15. 15. Образ воды в музыке и живописи.Как называется картина Виктора Васнецова, на которойизображена девушка на камне?(Аленушка)

Вортоньян Надежда Гавриловна
Педагог дополнительного образования МБОУ дополнительного образования детей центра творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» г.Тайшета

Задачи: 1. Расширить знания детей об особенностях и значении воды в природе и жизни человека;
2. Развивать интерес к представителям подводного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках, приспособлении к условиям жизни;
мышление, воображение и творческие способности обучающихся;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Подготовительная работа: чтение сказок «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Премудрый пескарь», «Случай с Евсейкой» и др.

Ведущий. Здравствуйте, ребята, приглашаю вас на игру, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься. Речь сегодня пойдёт о воде. Мы с вами поделимся на две команды. Выберите себе капитана. Придумайте название команды.

Чтение стихотворения учащимися.
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, их океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
Ив дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда океанская вода!
Ведущий. Взгляните на глобус. Больше всего на нём голубого цвета.
- А что на глобусе изображают голубым цветом? (Воду).
- Какое значение в жизни человека играет вода? Для чего она нам нужна?
Ведущий.
Вода – одно из самых важных для человека веществ. Наш организм, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях её ещё больше.
На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находиться в виде снега и льда. Это твёрдое состояние воды. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Первый тур. «Где спряталась вода».
1. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бываю.
Я от матери рождён, сам её рождаю. (Лёд).
2. Стоят старички, на них белы колпачки, не шиты, не мыты, не вязаны (Пни в снегу).
3. Заря-зарница, красная девица,
По полю гуляла, ключи потеряла,
Месяц увидал, солнце подняло. (Роса).
4. Выросло, сповыросло, из бороды повылезло,
Солнышко встало, ничего не стало. (Туман).
5. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет (Туча)
6. Что растёт корнем кверху? (Сосулька).

На поверхности суши находятся реки и моря, и это далеко не вся вода, имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. И вы не удивляйтесь тому, что и твёрдый лёд, и лёгкий, как газ, пар тоже вода. Таково её свойство: она бывает жидкой, твёрдой и газообразной. Об этих свойствах воды человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу. Второй тур у нас «Загадочный». Давайте попробуем их разгадать.

Второй тур. «Загадочный».
1. Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит (Река).
2. Белая скатерть всё поле покрыла (Снег).
3. Кругом вода, а с питьём - беда (Море).
4. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил (Дождь).
5. Не драгоценный камень, а светится (Лёд).
6. Ног нет - а идёт, глаз нет - а плачет (Туча).
7. Во дворе горой, а в избе водой (Снег).
8. Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать (Вода).
9. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная (Озеро).
10. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото).
11. Алёна-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло (Роса).
12. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь (Река).
13. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает (Снег).
14. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём (Роса).
15. Белые барашки на синем лугу… А кто их пасёт, понять на могу. (Облака).
16. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит (Река).

Ведущий. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается.
- Что произойдёт с растениями, если их не поливать? (При отсутствии воды они увядают и могут погибнуть).
- Что произойдёт с животными, людьми, если их лишить воды? (Они погибнут).
Например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10 суток.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.
Прежде чем объявить третий тур игры, я расскажу вам анекдот, который близок к теме нашей игры. Турист возле озера спрашивает местного жителя: «Скажите, пожалуйста, если я поймаю здесь рыбу, не будет ли это нарушением закона?». «Нет, это будет чудом!».
- Почему местный житель так ответил туристу? (В этом озере нет рыбы).
- Почему из наших водоёмов исчезает рыба? (Люди отравляют воду в водоёмах: сливают отравленную воду с фабрик, комбинатов; моют машины на берегах рек. Все масла попадают в воду, обитатели из-за этого погибают. Очень много мусора в воде. Люди ловят рыбу весной, когда на неё ловля запрещена).

Третий тур «Приплыла к нему рыбка…»
1. Назовите сказки, героями которых являются рыбы. («По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Премудрый пескарь», «Случай с Евсейкой» и др.)
2. Чем питаются рыбы? (Червями, моллюсками, ракообразными).
3. Зачем рыбам зимой необходимы проруби? (Им нужен кислород).
4. Самое крупное животное, обитающее в воде? (Синий кит).
5. Назовите самую хищную рыбу в реке. (Щука).
6. Назовите самую хищную рыбу в океане (Акула).
7. Как называется крупная водоплавающая птица с длинным клювом и мешком под ним? (Пеликан).
8. Какая самая маленькая морская птица способна «ходит» по воде? (Буревестник).

Ведущий. Некоторые птицы тоже не могут обходиться без воды. Сейчас мы о них и узнаем.
Четвёртый тур «Птица – добрый знак».
1. Кого называют водяным воробьём? (Оляпку).
2. Почему гусь выходит сухим из воды? (Потому что его перья смазаны жиром).
3. Жизнь каких птиц связана с водой? (Уток, гусей, лебедей, цапель, гагар, чомги, пингвинов и др.).
4. На озёрах, прудах водятся утки. Когда они улетают на юг и почему? (В конце осени – начале зимы. Когда появляется лёд и заканчивается корм).
5. Как называется маленькая уточка, занесённая в Красную книгу? (Мраморный чирок).
6. Какая птица может издавать громкие звуки, напоминающие рёв осла? (Альбатрос).

Ведущий. В воде живут не только рыбы, но и животные. Следующий тур –

Пятый «Жизнь под водой».
1. Как ещё называют ондатру? (Водяная крыса).
2. Где живёт водяная крыса? (В реках, ручьях, канавах, торфяных болотах, озёрах).
3. У какого зверя вход в норку через воду мокрый, а сама нора сухая? (У ондатры).
4. Назовите ценных пушных зверей, которые прекрасно плавают и ныряют (Европейская норка, ондатра, бобр).
5. Чем питается европейская норка? (Раками, лягушками, рыбами, моллюсками).
6. Как можно проникнуть в хатку бобра? (Только поднырнув под водой).

Ведущий. Послушайте ещё один отрывок «У острова Буяна» (по мотивам «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина.
Князь Гвидон сидел у моря.
Море вдруг всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Черномора - богатыря,
Нефтью жирною горя.
Стража в мире нет надежней,
И храбрее, и прилежней.
Дядька Черномор (тяжело дыша, Гвидону)
Славный город твой храню
И дозором обхожу.
Но нынче много средь морей
Развелося кораблей –
Кругом мусор на просторе,
Превратили в свалку море!
Гибнут рыбы, крабы, птицы…
Завтра всё может случиться:
Голод, мало кислороду,
Поскорей спасайте воду!
Ведущий.
Мы с вами затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоёмов. Чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.
Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озёра попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь жизнь. Рыба, раки, растения – всё живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний.
Часто люди оставляют включёнными краны с водопроводной водой, и их них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь!
Беречь воду – значить беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы.
Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны её по-прежнему остра. Поэтому я предлагаю следующий, заключительный тур.
Шестой тур. «Спаси и сохрани!».
Вот вам листочки. Первая команда запишет свои правила о том, что нужно для сохранения чистой воды, а вторая команда напишет, чего нельзя делать для сохранения чистой воды.

Ведущий. Вот и закончилась наша игра. Подведение итогов игры.

Елена Николаевна Чернопазова
«Вода, вода, кругом вода…». Викторина о воде для учащихся начальных классов.

Викторина о воде для учащихся начальных классов.

«Вода, вода, кругом вода…»

Цели: закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира;

развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность;

умение работать в команде.

Ход викторины

1. Организационный момент.

2. Беседа о воде. Сообщения детей.

3. Конкурсы: Загадочный

Название рыб (сообщения детей)

Где используют воду

Сказочная

Конкурс Капитанов

Конструктор

Путаница

Песенный

4. Подведение итогов. Награждение.

1. Организационный момент.

Ученики делятся на команды, дают им «водное» название, выбирают капитанов команд.

2. Беседа.

Как вы думаете, много ли воды на Земле?

(Слайд 3). Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Общая их площадь в 2.5 раза превышает территорию суши.

Сколько всего океанов?

Какие? Перечислите их названия.

Кроме океанов, что ещё нанесено синим цветом?

Какие моря вы знаете?

(Слайд 4).Такой видят космонавты Землю из космоса. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара и слой их имеет среднюю толщину около 4 км. Вода повсюду. И не случайно древние люди представляли себе Землю плавающей в океане на трёх китах - так много воды на планете, что она кажется главным её элементом. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т. д.

А под землёй текут реки?

(Слайд 5).Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Как живут там белые медведи, нерпы, пингвины и др. животные?

(Слайд 6).В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

(Слайд 7). Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

3. Конкурсы

«Загадочный»

На свете нет её сильнее.

На свете нет её буйнее,

В руках её не удержать

И на коне не обогнать.

Летит сова по синему небу

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

На поверхность с мамой всплыл,

Он позавтракал слегка.

За минуту сразу выпил

10 литров молока.

(Китёнок)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

В огне не горит,

И в воде не тонет.

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось-

С неба на землю свалилось.

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

(Снежинки)

Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок.

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

«Названия рыб»

Команды вспоминают названия рыб.

ОТВЕТЫ: окунь, сиг, налим, карась, судак, корюшка, акула, форель, сом, скат, белуга, угорь, тунец, треска, камбала, лосось и тд. Есть рыбы, опасные для человека: белая акула, пиранья, рыба-фугу, скорпена, маринка, скат-хвостокол. Они доставляют людям неприятности и даже могут стать причиной смерти. Для своей защиты рыбы используют шипы, зубы, яд и даже электрический ток.

Сообщения детей о рыбах, опасных для человека (белая акула, скат, пиранья, рыба-фугу).

Где используют воду?»

Человек может прожить несколько дней без еды, а вот без воды он не обойдётся.

Вопрос: для чего ещё, кроме питья, нужна вода человеку?

Для чего нужна вода?

«Сказочная»

Вспомните и назовите сказки о воде и водных обитателях.

«Конкурс Капитанов»

Сказка-загадка «Вода и воздух».

Загадка-вопрос: Почему раньше в океане и в воздухе никто не жил?

Ответы детей: Для жизни нужны и воздух, и вода.

«Конструктор»

За 3 минуты необходимо составить новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове ВОДОМЕРКА.

Ответы детей: вода, море, рак, дом, река и т. д.

«Путаница»

Посмотри на эти 7 слов, в которых перепутались буквы.

Вопрос: Какие рыбы в них спрятались?

Ущка щука

Лимна налим

Кьсраа карась

Нукоь окунь

Бовал вобла

Лптвол плотва

«Песенный»

Вспомнить и пропеть как можно больше песен о воде.

«Жил отважный капитан…»

«Ты -морячка, я -моряк…»

«По синему морю, к зелёной Земле…»

«Море зовёт, волна поёт…»

«Море, море, мир бездонный…»

Сценарий игры-викторины "День воды"

Цель. Показать необходимость воды для всего живого на Земле.

Задачи:

привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);

расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

Оборудование: глобус, стакан, трехлитровая банка, таблицы “Расход воды”, плакаты по теме, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с документально-экологическим фильмом о воде.

(На фоне музыкальных видеоклипов о природе звучит вступительное слово учителя)

Учитель. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода).

А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта).

Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.

(Представление жюри, команд, капитанов)

1 конкурс “Загадочный” (разминка)

(Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

Что бежит без прогону? (Вода)

Весит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Без крыльев – летит,

Без ног – бежит,

Без паруса – плывет. (Облако)

В белом бархате деревьев,

И заборы, и дома,

А как ветер нападает –

Этот бархат опадает. (Иней)

Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось –

С неба на землю свалилось. (Снег)

2 конкурс “Реки, озера, моря и океаны”

Учитель. (демонстрируя глобус) Океаны, моря и реки регулируют кругооборот воды на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решительную роль в функционировании ее системы: регулирование климата и сохранение животного и растительного мира.

Вопросы конкурса.

Сколько на нашей плане океанов? (4)

Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)

Какое море является самым саленным на нашей планете? (Мертвое море)

Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)

У какого водоема бывают рукава? (Река)

Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)

Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

(Жюри подводит итоги конкурса)

3 конкурс “Знаете ли вы?”

Учитель. А знаете ли вы, кто может обходится без воды и неразрывно с ней связан?

Вопросы конкурса.

У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)

У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

Кто одной ноздрей дышит? (Морж)

Кто клыками дно пашет? (Морж)

Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)

Что такое морская капуста? (Водоросли)

Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)

Кто пьет водой? (Лягушка)

(Следующие ответы демонстрируются иллюстрациями из книг)

Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)

Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)

Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)

Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)

(Жюри подводит итоги конкурса)

Физкультминутка Игра “Вода-не вода”

Правила игры.

А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) – встать.

Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки.

В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопают в ладоши.

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

4 конкурс. “Где мы используем воду?” (конкурс капитанов)

Учитель. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде. И беречь надо не только ручную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть воды убегает в канализацию. Когда В.Маяковский делал подписи к плакатам “Окна РОСТА”, он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:

Эй, горожане, Берегите воду! Бережней относитесь

К нашему водопроводу! А ты не забыл закрыть Водопроводный кран?

В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (в том числе и человеку) ее нужно много.

Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; человек может несколько дней прожить без еды, но не без воды.

Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

1 задание. Капитанам предлагаются таблицы “Где мы используем воду?”

(Ответы показываются и сравниваются с таблицей “Расход воды”)

Таблица “Расход воды”

Для чего нужна вода? Расход воды в день (л)

Умывание 10 (+ 45 туалет)

Купание 40 (ванна) + 95-100 (душ)

Приготовление пищи 5

Мытье посуды 10

Стирка 15

Мытье полов, окон 50

2 задание. Вопросы для капитанов по ОБЖ.

Учитель. А сейчас, мы с вами поговорим о том, что самое главное умение в жизни – это умение правильно действовать в случаи любой опасности. Именно об этом мы с вами говорим на уроках ОБЖ.

1. Как называется опасная ситуация, угрожающая здоровью и жизни человека? (Экстремальная)

2. Когда опасность угрожает сразу многим людям, как называется такая ситуация? (Чрезвычайной)

3. Расшифруйте абревиатуру МЧС.

4. Назовите телефон городской службы спасения. (089; 01)

5. Что такое наводнение? (Это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в период снеготаяния, ливней)

6. Ваши действия во время наводнения?

    Вместе со взрослыми немедленно выходить из опасной зоны.

    Если находитесь вне помещения, необходимо выйти на возвышенное место;

    Забраться на дерево.

7. Какие правила безопасного поведения нарушили на воде?

У большой и глубокой реки Жили-были одни чудаки.

Был у них непослушный характер: Выплывали они на фарватер,

В незнакомых катались плотах, И дырявую лодку качали,

И не знали тревог и печали. А однажды, во вторник как раз,

Разноцветный надули матрас И поплыли на нем за буйки…

Больше нет чудаков у реки!

8. Назовите правила безопасного поведения на льду. (Лед прочный, если его толщина 7 см, если идет группа 12 см. Лед опасен около стоков воды с заводов, деревьев, камышей.)

(Жюри подводит итоги конкурса)

5 конкурс. Защита плакатов

Плакаты на экологическую тематику: “Берегите реки”, “Берегите воду и природу”, и т.д.

(Жюри подводит итоги конкурса. Оценивается конкурс по 10-ти бальной системе)

Учитель. Вот и подходит к концу наша игра-конкурс. Какой вывод можно сделать из всего сказанного сегодня? (Ответы учащихся)

Слово жюри. Подведение итогов.

Ведущий: Следующий конкурс “SOS”.

В этом конкурсе вам надо будет проявить фантазию и умение.

У меня два конверта с заданиями. Капитаны команд, получите их.

(В первом конверте задание: придумайте и нарисуйте знак, который показывает как надо беречь воду.

Во втором конверте: придумай правила бережного обращения с водой.)

Ведущий: Молодцы ребята! Не расходуйте напрасно воду, берегите её! Наша страна пожалуй самая водообеспеченная: В среднем обеспечение населения водой составляет 400 л – на человека (из них 250 л – питьевой). К воде должно быть бережное отношение. Вода – это жизнь. Не станем держать без надобности открытый кран, будем беречь, экономить каждую каплю воды. Благодарю команды за участие в сегодняшней игре-викторине. (Идёт подведение итогов)

2005-2015 Международное десятилетие действий «Вода для жизни»

Положение

О викторине для школьников «Вода для жизни!»

Викторина проводится детской библиотекой «РаДуГа» МУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова при поддержке Управления культуры и Управления образования Администрации города Пскова.

Цели и задачи:

• воспитание основ экологической культуры и бережного отношения к природе родного края;
• формирование навыков информационного поиска;
• развитие познавательной активности и умения самостоятельно работать с информационными ресурсами;

Участники викторины:

В викторине могут принимать участие школьники 4-8-х классов.

Организация викторины:

С 26 января по 20 марта 2009 года библиотека «РаДуГа» приглашает познакомиться с положением, вопросами викторины и информационными источниками. Одновременно информация будет размещена на сайте ЦБС г.Пскова (www.cbs.pskov.ru)

Ответы на вопросы викторины принимаются до 20 марта 2009 года в библиотеке «РаДуГа», или
по e - mail: raduga [email protected] в рукописном, печатном виде, или в электронном варианте.

На титульном листе указывается: фамилия, имя автора полностью, место учебы (школа, класс), домашний адрес, контактный телефон, e - mail .

Подведение итогов осуществляет жюри, в состав которого входят специалисты библиотеки, школ и экологических учреждений Пскова и Псковской области.

• правильность и полнота ответа
• творческий подход в оформлении ответов викторины

Лучшие работы будут отмечены грамотами и памятными призами.

Результаты викторины будут размещены на сайте ЦБС г.Пскова.

Вопросы и ответы викторины

1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Ответ: Вода


2. Вода и огонь – близкие родственники – в чем их родство?

Ответ: Вода и огонь - два основных элемента природы или, иными словами, две стихии, которые не могут существовать без кислорода.

Жизнь человека невозможна без Огня и Воды, но в тоже время они могут принести ему несчастье (пожар, наводнение).


3. Вода в природе имеет 3 состояния – жидкое, твердое и газообразное. Приведите примеры загадок на каждое состояние воды.

Например:

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут!
(дождь)

Зимнее стекло
Весною потекло!
(лёд)

Пушистая вата
Плывёт куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе!
(облако)

4. В славянской мифологии старик, хозяин воды. Назовите его и в каких сказках встречали это имя?

Ответ: Это - Водяной. Он встречается в таких сказках как:”Ванюша и водяные хозяева”, ”Маленький водяной”, ”Русалочьи сказки”, ”Водяной”, ”Бедняк и водной”, ”Повесть о бесноватой жене Соломонии”, ”Морской царь и Василиса Премудрая”.


5. Раньше люди собирали дождевую воду и использовали для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попадать. Почему так?

Ответ: Не собирают потому, что развиваются технологии и необходимости в этом нет, кроме того дождевая вода может содержать вредные вещества. Под дождь стараются не попадать из- за того, что выхлопные газы загрязняют атмосферу, и из-за этого идут кислотные дожди.


6. Объясните значения выражений «Мутить воду», «Как в воду глядел», «Как с гуся вода», «Где вода - там беда».

1. ”Мутить воду” – быть причиною раздора, несогласия, ссор, беспорядка, хитрить, сбивать с толку.

2. ”Как в воду глядел” – знать заранее, предвидеть что-нибудь.

3. ”Как с гуся вода” – болезнь, напасть прошла так же быстро, как вода с гусиного пера.

4. ”Где вода – там беда” – вода наносит вред вещам сделанным из металла (оставляет ржавчину).

7. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот фонтан?

Ответ: Ацтехский бог воды – Атль.


8. Назовите народные обряды, связанные с водой.

Ответ: Крещение младенца, Обливание водой в день Ивана Купалы, Гадание с помощью воды, Очищение Святой водой и т.п..


9. Чем отличается «живая» вода от «мёртвой»?

Ответ: ”Живая ” вода – это вода сохранившая все свои лечебные свойства и не обработанная, не очищеная человеком, ” мёртвая ” вода – это обработанная, хлорированная или очищеная человеком.


10. Приведите примеры ухудшения качества воды в результате деятельности человека.

Например: Спуск сточных вод, чрезмерное использование удобрений, грязный тающий снег уходит в реку и прочие водоёмы, кислотные дожди.

11. «Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка». Из какой сказки взяты эти строки?

Ответ: Из сказки “ Иван – царевич и серый волк ”.


12. Назовите имя богатыря, который стал самым сильным благодаря воде?

Ответ:


13. В названии какой сказки встречается выражение «живая вода»?

Ответ: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»


14. В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает и укрывает, превращает человека в животное. Назовите эти сказки.

Например: ”Конёк - горбунок”, ”Иван – царевич и серый волк”, ”Золотые водопады”, ”Гуси - лебеди”, ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”


15. Я видел Индийское море, лазурь,
В нем волн голубые извивы,
И Красное море, где ласков залив,
И Белое, призрак красивый.
И всюду я думал, что всюду, всегда
Различно – прекрасна вода.

Этот отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Вода» характеризует цвета воды. На территории Псковской области тоже встречаются «цветные» названия водоемов. Назовите их и почему они так названы?

Ответ: Река Синяя, так названа потому, что в своих истоках в Латвии река называется ”Зилупе”, что переводится как ”Синяя река”. Река Желча, так названа потому, что слово ”Желчь” через более раннюю форму ”зълчь” возникло от несохранившегося прилагательного ”зълкъ” – зелёный, испытав на себе влияния слова ”жёлтый”. Озеро Чёрное, так названо потому, что вода в этом озере цвета схожего с цветом грунта.

Самые распространенные названия - Черное, Белое. В области насчитывается более трех десятков Черных озер, около двух десятков Белых. Неплохо представлена и более яркая цветовая гамма: Красное, Зеленое, Ясное, Рыжее, Синее, Светлое, Серебряное, Чистое, Зеркальное. Правда последние три названия больше говорят о чистоте водоёма.

Литература

1. Былины. – М.,1993.-280с.

2. Вершинский Н.В. Загадки океана / Н.В. Вершинский.- М.:Педагогика,1989.-144с.

3. Владимиров О.А., Николин Е.Н. Познакомьтесь океан /О.А. Владимиров, Е.Н. Николин.-Л.:Дет.лит.,1976.-191с.

4. География Псковской области: Природа, население, хозяйство: Учеб. Пособие для 8-9кл.-2-е изд., испр. и доп.-Псков,2000.-200с.

5. Кургузов О. Про каплю Акву / О.Кургузов.-М.: Семейный круг,1996.-32с.

6. Лосев К.С. Вода / К.С. Лосев.- Л.: Гидрометеоиздат,1989.-271с.

7. Мифы древнего мира. С-П.: Светлячок, 2001.-506с.

8. Новиков Ю. Внимание вода / Ю. Новиков.- М.: Молодая Гвардия,1983.-207с.

9. Псковская энциклопедия.- Псковская энциклопедия,2003.-912с.

10. Русские народные сказки.- М.: Астрель,2004.-320с.

Итоги викторины

Поздравляем победителей!

Номинация «Текст и иллюстрация»

Курыжов Александр 11 школа, 8 б класс

Егоров Денис 8 школа, 6 класс

Владимирова Дарья 20 школа, 5 б класс

Молчанов Виталий 8 школа, 4а класс

Номинация «Электронная презентация»

Ермолаев Илья 22 школа, 5а класс

Петракова Валерия 22 школа, 5а класс

Иванова Ольга, 22 школа, 5а класс

Герасимова Елена 22 школа, 5а класс

Поташёв Максим, 22 школа, 5а класс

Спецпризы

Групповая работа учеников 6б класса 1-ой школы

Фёдоров Юрий, школа-сад №38, 4 класс

Ермолаев Сергей, школа-сад №38, 4 класс

Библиотека "РаДуГа" благодарит депутата Псковской городской Думы Лесникова Валерия Семеновича за призы для победителей в номинации "Электронная презентация".