Русские женщины воины. Какими были русские женщины-богатыри. Русские Амазонки: Славянские поляницы сражались наравне с мужчинами

Как известно война - удел мужчин, а женщины должны растить детей и заботиться о домашнем очаге. Однако многочисленные легенды из глубин времён донесли до нас свидетельства о существовании целых племён женщин-воительниц, которые представляли реальную угрозу для представителей сильного пола. Конечно же, речь пойдёт об амазонках.

Само происхождение слова «амазонка» имеет много вариантов. Наиболее распространена версия о том, что произошло название женщин-воинов от греческого «a mazos», что в переводе означает «без груди».


То есть бытует мнение, что в племени амазонок девочкам по достижении ими определённого возраста удаляли правую грудь - чтобы удобнее было целиться в противника из лука.

Однако официального подтверждения эта версия не находит, да и произведения живописи античных времён изображают амазонок без каких-либо изъянов. Не исключено, что «амазонка» - слово иранского происхождения, и берёт своё начало от «ha-mazan» - воин.


Легенды о существовании женщин-воительниц можно найти в сказаниях народов многих стран: Японии, Америки, Китая, Индии и многих других. Например, индийский царь Чандрагупта Маурья, правивший в 322-328 году до н.э. пользовался услугами не совсем обычного телохранителя, которым являлась женщина-великан из Греции.

Одно из первых упоминаний, касающихся амазонок, относится к I в до н.э. И если историк Страбон с сомнением рассматривал существование подобного женского племени, то древние греки твёрдо были уверены в их реальности.


Причём амазонки основали целое государство, столицей которого являлся город Фемискира. Амазонки сами прекрасно справлялись со всеми необходимыми делами без помощи мужчин: они охотились, воевали с соседними племенами, а также сами обеспечивали себя всем необходимым.

Проблема пополнения женского войска решалась довольно просто: раз в год амазонки заключали перемирие со своими соседями с одной-единственной целью: зачать ребёнка. Спустя положенные девять месяцев новорождённых мальчиков отдавали отцам (или умерщвляли), а девочек оставляли себе, чтобы воспитать на свой лад.


Ходит легенда, что однажды царица амазонок Фалестрис пришла в сопровождении 300 своих дев-воительниц к Алесандру Македонскому, чтобы получить от великого полководца достойное потомство женского пола, и тот провёл с предводительницей несколько ночей.

Знаменитый историк Геродот писал, что скифы называли амазонок «убийцами мужчин» - «оиор-пата», поскольку согласно их обычаям ни одна из женщин-воинов не могла выйти замуж до тех пор, пока не лишит жизни мужчину.

До недавних пор существование амазонок у многих учёных вызывало сомнения, однако многочисленные археологические находки позволили взглянуть на происхождение легенд о женщинах-воительницах с новой стороны.


В 1971 году на территории Украины было найдено захоронение женщины-воина, причём похоронена она была с огромными почестями.

На рубеже XX-XXI столетий в Турции и на Кубани были найдены могилы племени, где были захоронены исключительно женщины. Причём рядом с телами усопших лежали не сосуды и украшения, а луки и колчаны со стрелами. К тому же в одном из черепов застрял наконечник стрелы.


Своих амазонок имели многие государства. Так, в VIII в н.э в Чехии появилось подобие женской республики. Женщины запротестовали против тирании мужчин, захватили замок, стоявший на горе Видолве, и периодически захватывали мужчин, которых превращали в своих рабов.

Попытки «укрощения строптивых» ни к чему не приводили, и так продолжалось в течение восьми лет. В конце - концов некому герцогу удалось расправиться с женщинами, которые сражались до конца.


По свидетельству историка Саксона Грамматика, в состоявшейся в 750 году битве между шведским и датским войсками, на стороне последних сражалось 300 дев со щитами и длинными мечами.

А в Шри-Ланке представителей царской семьи Канди охраняло небольшое войско прекрасно обученных женщин-лучниц. Корнелий Тацит, римский историк, отмечает, что когда Британия в 60 году до н.э. по призыву Будикеи (королевы одного из племён - иценов) поднялась на восстание против римлян, то в её войсках преобладали представительницы слабого пола.


Женщины-воины ценились во все века, а потому не исключением стали и наши дни. Так, даже XX веке в Африке на территории современного Бенина продолжала своё существование мощная армия, созданная ещё в 1645 году правителем Дагомеи королём Ахо Хоегбаджа. Великолепно обученные воины были… женщинами, количество которых к началу XIX века составляло 6000 человек.

Дисциплина в этой армии была крайне жёсткой, многие из амазонок Дагомеи были девственницами, поскольку служащим армии запрещалось выходить замуж и рожать детей. Возраст новобранцев составлял 15-19 лет, однако это не мешало девушкам становиться опасными противниками для закалённых в боях мужчин. Армия дагомейских амазонок была расформирована в 1890 году, после ожесточённых и кровопролитных боёв с французским иностранным легионом. Последняя из женщин-воинов из этой армии умерла в 1979 году.


Бразильское племя тюпи, которое существует и сейчас, также имеет свои особенности: у них женщины коротко стригут волосы и принимают участие в боях наряду с мужчинами. Вдобавок ко всему каждая незамужняя женщина имеет в услужении девочку.

Мифы об амазонках зачастую приукрашены, однако их возникновение имеет под собой реальную почву. История знает случаи существования «женских народов». Так, в XVII веке на Кавказе жил народ эммечи, состоявший исключительно из женщин. Поэтому не исключено, что и ранее в силу разных причин образовывались общины, племена, а может, и государства, во главе которых стояли воинственные и независимые амазонки.

Ок. 5й – 1й в.в. до н.э.: Сарматы или савроматы (по древнеирански "лучники"), общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (IV в. до н.э. - IV в. н.э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Сарматы смешались с более древними кочевыми племенами скифов. Геродот так описывает происхождение сарматов. "После битвы эллинов с амазонками в Троянской войне эллины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера (Азовского моря) и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить их страну. После нескольких стычек амазонок со скифами, последине послали к ним своих юношей, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети. Амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, и не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Как и амазонки, юноши не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом… В конце концов, соединив лагери, они стали жить вместе. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины предложили амазонкам вернуться вместе с ними к их народу. Но свободолюбивые воительницы не захотели жить в племени, где занятие женщин – домашнее хозяйство: они не хотели ни противоречить местным обычаям, ни менять свои. И они вместе с мужчинами переправились через реку Танаис (Дон) и стали жить сами по себе. Так, по легенде, появился народ савроматов, говорящих на скифском языке с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно". С того времени жены савроматов придерживались древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от мужей; они также ходили на войну и носили ту же одежду, что и мужья. И никакая девушка не выходила замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Следы амазонок можно отыскать не только в текстах древних авторов. Сейчас есть и материальные свидетельства того, что они были. На Кавказе, в Северном Причерноморье и в других местах найдены захоронения женщин, где рядом с бусами на истлевшей нити лежали боевые ножи, щиты и доспехи – то, что служило воительницам в этом мире и должно было сопровождать их на пути в иной мир. Вместе с оружием часто обнаруживают и остатки сбруи: разве амазонка может быть без коня? Ученые установили, что около 7% женского населения были воительницами и 3% - воительницами-жрицами.

Знаменитые женщины воительницы

Принято считать, что от женщины польза может быть только в пределах кухни. Да, и их святой обязанностью считалось воспитание детей и поддержание «жара» в домашнем очаге. Но история вносит свои коррективы в общепринятые нормы и описывает такие жизненные ситуации, в которых именно женщина, с оружием в руках, становилась на защиту собственной жизни и собственных земель. И необходимо добавить, что в ратном деле женщины нисколько не уступают мужчинам, а где-то даже лучше их…

№1. Жанна д’Арк

На первом месте находится Жанна д’Арк, прославившаяся во время столетней войны, когда Франции могло помочь только чудо. И этим чудом стала 17летняя Жанна. Орлеан три изнурительных года держал осаду англичан, когда силы были уже на исходе, горожан облетела весть о том, что дофин встречался с девушкой, которая называла себя Божьей избранницей, выбранной для спасения Франции и возведения дофина на трон. Современники так описывали эту бесстрашную юную девушку: высокого роста, с черными глазами и волосами, светящаяся неземным магнетизмом и обаянием, под действие которых попадали все, пообщавшиеся с ней. В ее руках было оружие, а за ее спиной вооруженные отряды, беспрекословно следовавшие за ней, как за вожаком, на любое сражение. Славная история женщины-воина закончилась печально. Дофин, когда в Жанне отпала необходимость и она стала мешать осуществлять ему свои планы, позаботился о том, чтобы девушку сожгли на костре, за колдовство.

№2. Воинственные амазонки.

Согласно древнегреческой мифологии, одно из воинствующих племен состояло исключительно из женщин, оно образовало собственное государство, в котором правила царица. Основным занятием амазонок была охота и набеги на соседние племена. Для того, чтобы род амазонок не прервался, им приходилось вступать в связь с мужчинами из разных племен. С греческого языка «амазонки» переводится, как «безгрудые». Мифы на этот счет упоминают об одной традиции племени: амазонки, еще будучи совсем юными, прижигали себе одну грудь, чтобы она прекратила расти и не мешала стрельбе из лука.

№3. Яхотепп.

Царица Яхотепп (1560-1530г.г. до нашей эры) правила в Древнем Египте. Она прославилась как могущественная воительница и основательница Восемнадцатой династии фараонов Египта. В гробнице царицы Яхотепп, кроме традиционных атрибутов и символов царской крови, были обнаружены множество боевых наград и кинжал - такие регалии полагались исключительно выдающимся воинам. Ранние военные подвиги царицы Яхотепп увековечены на стелле, расположенной в храме Амун-Ра.

№4. «Черная Агнесс».

Супруга графа Дунбара леди Агнесс, кроме того, что вместе с мужем принимала участие в военных походах, прославилась в качестве защитницы своего замка - Дунбара. Осаду замка в 1334 году предпринял один английский граф. Черная Агнесс, а именно так называли хозяйку владений, сдерживала вражескую осаду целых 5 месяцев. И после каждого очередного приступа давала слугам указания вычистить зубцы замка и амбразуры, выказывая таким образом свое презрения осадчикам.

№5. Царица Клеопатра.

Последняя представительница эллинистического царства Египетского царица Клеопатра (69-30 г.г. до нашей эры) была известна своей воинственностью и харизматичностью. Как известно, Клеопатра очень любила Марка Антония - талантливого римского полководца. Она, вместе с возлюбленным, предприняла попытку противостоять императору Римской Империи - Октавиану. Для решающего сражения Клеопатра объединила свой флот с флотом Марка Антония, но все же влюбленным не удалось выиграть битву - они оказались побежденными. После такого поражения Клеопатра предпочла добровольную смерть от укуса кобры, перспективе стать женой Октавиана.

№6. Королева Корделия.

Британская королева Корделия (700тые г.г.) была младшей дочерью короля Лира Британского. После кончины отца она правила страной целых пять лет, пока ее племянники не достигли совершеннолетия (кстати, они потом и организовали против Корделии военные действия). Королева Корделия принимала личное участие в большинстве сражений до тех пор, пока в одной из битв не стала пленницей. В неволе она решилась на самоубийство. Позднее, образ королевы Корделии стал прототипом героини знаменитой трагедии Шекспира «Король Лир».

№7. Царица Олимпиада.

Супруга Филиппа II эпирская царица Олимпиада (375-317 г.г. до нашей эры) известна как мать великого полководца Александра Македонского. После его смерти, Олимпиада стала во главе сторонников в борьбе с Филиппом III. Она казнила Филиппа III и приняла на себя правление от имени сына Александра Македонского - своего внука Александра IV . Но недолго удалось править Олимпиаде - уже через год она была свергнута и казнена Кассандром.

№8. Королева Гвендолен.

Британская королева Гвендолен (1000ые г.г.) стала легендой. Она выступила с войском против собственного мужа короля бриттов Локрина, после того, как он выбрал себе другую в жены. Королева Гвендолин вышла победительницей в сражении и стала единоличной правительницей Британии! Да, никогда нельзя так сильно обижать женщину, правда, Локрин?

№9. Графиня Тосканская - Матильда.

Местом рождения Матильды, а она появилась на свет в 1061 году, является Италия. Девочку с малых ногтей приучали к виртуозному владению различными видами оружия. В свои 15 лет Матильда впервые вышла на поле битвы, а после того, как скончался ее отчим - Дюк Годфри, стала во главе армии. И так, на протяжении 30 лет, Матильда служила сначала Папе Григорию, а затем Папе Урбану. Позднее ушла в монастырь, но так и не распрощалась с духом настоящего воина (во время восстания, вспыхнувшего в пределах близлежащего города, Матильда предупредила всех, что готова собрать войско и двинуться на подавление мятежников).

№10. Графиня де Монтфорт - Жанна де Данпьер.

Эта женщина - Жанна де Данпьер (примерно 1300ые г.г.) сражалась плечом к плечу со своим супругом графом де Монфортом, когда их замок был осажден вражеским войском. Жанна в доспехах и с оружием в руках появлялась в самых ожесточенных схватках. Она настолько умело распределила людей для защиты замка, что ей удалось выбраться из осажденной крепости вместе с тремя сотнями смельчаков, дойти до Бреста и вернуться оттуда с подмогой и разбить осадчиков. У графини безусловно был большой талант тактика, которому могли бы позавидовать и генералы и полководцы.

12.10.2014 0 21595


Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Были представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать «слабым полом», женщины - профессиональные воины, наравне с мужчинами несущие ратную службу и сражающиеся с врагами. Греки называли их амазонками . На Руси же такие девы-воительницы назывались поляницами .

Еще древние греки в свое время слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии, на южном побережье Черного моря. Амазонки жили отдельно от мужчин, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием.

Наследницы Скифии

Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщал о том, что когда-то в бою амазонок захватили в плен греки в Малой Азии. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили охрану, но оказалось, что они не умели управлять кораблями. В конце концов, три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды (Азовского моря).

Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то раз скифы сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли. Когда же по убитым противникам было выяснено, что это молодые девушки, молодые скифы связались с амазонками и стали посещать их, а потом и жить с ними. От браков амазонок и скифских юношей произошли савроматы. Таков рассказ Геродота.

Можно не доверять тому, что сообщил древний историк. Но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие. Выяснилось, что и у скифов существовали женщины-воительницы.

Женщины с оружием известны и у кочевников Средневековья. В русских народных сказаниях, былинах тоже есть образ женщины-воина -поляницы.

Словами былин

В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступают богатырям-мужчинам. А порой и превосходят их. Название «лоляница» происходит от слова «полякование». Так называли обычай, который заключался в следующем: ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи -тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.

Вот как в былинах выглядит северная амазонка:

Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора,
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее,
Одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым ею поигрывает.

С такой воинственной дамой остерегались связываться и Алеша Попович, и Добрыня Никитич. Последний, правда, сумел жениться на одной из поляниц. Это была Настасья Микулишна - дочь богатыря-пахаря Микулы Селяниновича.

Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве До-брыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил «поединоборствовать» в чистом поле с поляницей на свой лад. Он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулишна и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара.

Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: «Я-то думала, комарики покусывают. Ан то русские богатыри пощелкивают!» Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Микулишна Добрыню из мешка и говорит: «Если стар богатырь - голову срублю, Если млад богатырь - в полон возьму. Если мне в любовь придет - замуж пойду, Не прилюбится - в ладонь складу, другой прижму, сделаю богатыря в овсяный блин».

Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую - отпущу тебя». Добрыня, естественно, тут же согласился на женитьбу.

Супругой богатыря Дуная Ивановича стала другая поляница по имени Настасья. Сперва Дунай сразился с воинственной девой и победил ее. Но супружеская жизнь у четы богатырской закончилась трагически. На свадебном пиру Дунай хвастал своей храбростью, а Настасья - меткостью в стрельбе из лука. Дунай принял это как вызов и устроил проверку. Настасья трижды прострелила серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.

Дунай оказался не в силах признать превосходство жены и приказал ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попала в Настасью, и она погибла. В горе Дунай бросился на свой меч и умер рядом с женой. Из его крови и берет начало Дунай-река.

В более поздние времена появилось сказание о боярине Ставре Годиновиче и его супруге Василисе Микулишне (тоже дочери Микулы Селяниновича). И хотя супруга боярина и не называется поляницей, но она побеждает воинов князя Владимира в стрельбе из лука и в борьбе. Чем не богатырша!

Есть женщины в русских селеньях...

В историческую эпоху, о которой мы можем судить не по народным преданиям, а по письменным документам, в Западной Европе традиции жен-щин-воительниц постепенно исчезли. Однако у славян в целом и на Руси в частности они пережили века. В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Иоанну Скилице, принимали участие сначала русские, а затем и болгарские женщины-воительницы. Об их существовании враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду.

Русские летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов. Причем участвовали они, не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком и смолой, но и с оружием в руках. Известно, что в 1641 году, во время известного «Азовского сидения» в сражениях с турками помимо воинов-мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.

Впрочем, казачкам всерьез воевать было не привыкать. Русский военный историк Василий Потто так писал о казачках: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат».

Юных казачек учили ездить на лошади и драться. Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу - в том числе и мужскую. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но и ловко владеть арканом, луком и самопалом. Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться.


Уже более двух столетий казаки отмечают 4 декабря (21 ноября старого стиля) День матери-казачки, выпадающий на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая - в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок. Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин.

Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: «Иные с ружьями, а прочие с косами... из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем».

Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»... Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник.

Виктор СЕРГЕЕВ