Разработка урока глаголы изъявительное наклонение. Тема «Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение

4.04.17 год. Конспект урока по русскому языку. 6 класс.

Тема урока: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цели: познакомить с понятием наклонение глагола, особенностями изъявительного наклонения глагола; показать выразительность употребления глаголов в речи; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте; формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка; Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний

Предметные: знать содержание понятия «наклонение глагола»; об изменении глаголов по наклонениям; об изменении глаголов в изъявительном наклонении по временам; изъявительное наклонение и его формы: время, лицо, число, род; об употреблении глаголов.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята, каково ваше настроение на начало урока?

Записываем в тетрадях число.

Записывают в тетрадях дату

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем обудущем.

Работа с эпиграфом.

Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Предположите, о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке?

Организует взаимоопрос обучающихся.

Решение лингвистической задачи

Спряжение, время, лицо, наклонение, совершенный вид, род, падеж, склонение.

По какому признаку можно сгруппировать слова?

Какое слово вам неизвестно?

Предположите, над чем будем работать?

Устное высказывание

Проводят взаимоопрос. Задают вопросы друг другу. Слушают ответы.

Это морфологические признаки частей речи: существительного и глагола.

Наклонение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Л 3 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

Познавательные:

строить высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

3.Целеполагание.

Попробуем сформулировать тему урока.

Запишем тему урока в тетрадь.

Возникла проблема.

Давайте вместе попробуем разобраться.

Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?

Наклонение глагола.

Записывают тему.

Метапредметные

МП.: формирование логических действий анализа объектов.

Регулятивные :

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

4.Изучение материала

Читает лингвистическую сказку. Приложение № 1

Что вы узнали о наклонении глагола?

Сколько наклонений глагола?

Как они называются?

Какое действие каждый из них обозначает?

Скажите, где мы сможем проверить наши выводы?

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

Какой же вывод можно сделать?

Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола?

Слушают, анализируют, делают вывод.

Изучить материал учебника теории п.91.

Делают вывод.

Составляют в тетрадях схему.

Самостоятельно формулируют результат наблюдения.

Высказывают свои мнения, записывают в тетрадь схему.

Метапредметные познавательные

: формирование логических действий анализа объектов;

Адекватное понимание информации устного сообщения;

Владение разными видами чтения (поисковым, изучающим текстов разных стилей и жанров.

Коммуникативные 5:

Предметные -6 : опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения

Метапредметные познаватеьные: установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

5.Физкультминутка

А теперь немного отдохнем.

Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!

Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?

Выполняют физминутку.

6. Первичное закрепление

А теперь оформим наши наблюдения в таблице.

Измените глаголы участвовать, написать, тренироваться по наклонениям.

Организует взаимопроверку.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) –первый столбик, -и (II спряжение) – второй

ХодИм по городу, ездИм на автобусе, автобус отправляЕтся, держИт курс, пересекаЕт улицу, грохочЕт грузовик, уезжаЕт пустой, тянЕтся колонна машин

Выполняют упражнение 538 - проверка по эталону

Проводят взаимопроверку.

Наблюдают, оценивают.

Метапредметные познавательная:

формирование логических действий.

Метапредметные коммуникативная:

Применение знаний и формирование умений и навыков

Теперь поработаем на доске.

Выполнение упражнения 539 – комментированное письмо.

Записать текст.

Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!

Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?

Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос.

Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия

Работают на доске.

Делают записи в тетрадях.

Дают пояснения к выписанным глаголам.

Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.

Регулятивные : контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные:

Роль глаголов в тексте .

Чтение учителем стихотворения М.Лермонтова «Осень» Глаголы какого наклонения использует поэт, изображая осень? Назовите глаголы, которые передают цвет.

Сформулируйте задание, которое нужно выполнить.

Приложение № 2 Литературные задания. Как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений

Приложение № 3 Проба пера. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским.

Найдите в словаре Ожегова значение слова низвергают

Найдите в словаре синонимы к этому слову.

Прочитайте пословицы Какова их тема? В каком наклонении употреблены в них глаголы? Прокомментируйте орфограммы.

Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.

Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.

Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.

Допишите фразеологизмы, дополнив нужными глаголами. Какое значение они выражают?

Баклуши.

В ежовых рукавицах.

Из мухи слона

Литературные задания. Как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений

Читают стихотворения, определяют наклонения глаголов.

Индивидуальная работа.

Коллективная проверка по эталону.

Работают со словарями.

Повторяют орфографическое правило: тся и ться в глаголах.

Определяют наклонение глаголов.

Работают самостоятельно. В случаи затруднения обращаются к фразеологическим словарям.

Метапредметные

формирование логических действий; способность определять цели предстоящей деятельности

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речи.

Коммуникативные:

Познавательная:

Коммуникативная: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме:

Способность участвовать в речевом общении

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников

7. Рефлексия

Работа в группах. 1 группа составляет текст из 5-7 предложений на тему "Какие книги вы прочитали?" (использование в тексте глаголов прошедшего времени)

2 группа - "Как проходит мой выходной?" (использование в тексте глаголов настоящего времени)

3 группа - "Как я буду проводить это лето?" (использование в тексте глаголов будущего времени). На экране проецируются таблицы "Глагол", "Личные окончания глаголов".

Отвечают на вопросы.

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8. Домашнее задание

Параграф 81, упр.510

Записывают в дневник

Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения. оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: комбинированный.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный .

К. Паустовский

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Что значит - разноспрягаемые глаголы?

Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть?

2. Практическая работа

Составьте и запишите на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть, кушать.

Лучше говорить

О себе вежливо приглашая других к еде

Я хочу есть.

Я ем, мы будем есть, мы поедим Кушайте, пожалуйста

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

У глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное

Оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

Я Изъявительное наклонение,- представилась первая форма,- мои действия всегда реальны. Уж если говорит: «Строю»,- то обязательно это делает.

А мы,- заявили две другие формы,- обозначаем действия не совершающиеся.

Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

А я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно…

IV. Изучение нового материала

1. объяснение учителя: работа с таблицей

Характерные особенности наклонений наклонения глаголов

изъявительное Условное Повелительное

Что обозначает Действие, которое действительно происходило или будет происходить Действие, которое возможно при определённых условиях, а также желаемое действие Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное

Грамматические признаки Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы Времени не выражают; обладают особыми формами:

В сочетании с частицами пусть, да

Примеры Писал, пишу, буду писать; написал - напишу я пел бы, если бы имел голос Скажи(те) Читай(те) «Идём!» -

Данко Пусть всегда будет солнце

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 72–73)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

1. осложнённое списывание

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядыва..т луна. лунный свет пронизыва..т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.

(И. К. Айвазовский)

1) Прочтите текст, назовите в нём глаголы.

2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы.

4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения.

2. работа с упражнениями учебника

Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно).

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постоянный ли признак глагола - наклонение?

В каких наклонениях может употребляться ? Приведите примеры.

Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить 185 (письменно).

6 класс

Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.(второй урок)

Цель : 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.
3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д..
4. Развитие аналитического мышления учащихся.

Знат ь: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь : правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.

Ход урока :
1. Орг. момент.
2. Повторение. Слайд 1.

    Вопросы:

1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

    Задание 1. Переходные глаголы.

Учитель диктует глаголы (они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни.. Слайд 2.

Проверка выполненного задания.

Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.

    Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Работа с сигнальными карточками

Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов. Слайд 3.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.

Ход И м по городу, езд И м на автобусе, автобус отправля Е тся, держ И т курс, пересека Е т улицу, грохоч Е т грузовик, уезжа Е т пустой, тян Е тся колонна машин.

3. Изучение нового материала.

    Работа с параграфом №91. С. 114 Запись опорной схемы.

    Работа с текстом. Слайд 4.

Учитель читает текст.

Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!

Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?

Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия? Слайд 5.

Да, могут.

А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.

4. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. 538.

Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Дополнительное задание. Смешанные написания. Слайд 6.

Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.

1.Как-то в лесу мы ночку поС...Д ели

и от страха чуть не по С...Д ели.

2. Под обстрелом поС...Д ели.

Было страшно – поС...Д ели.

3. Мы на грядках поС...Д ели –

родители увидели, чуть не поС...Д ели.

4. Бабушка немножко с внуком поС...Д ела,

но за это время чуть не поС...Д ела.

5. На фильме ужасов поС...Д ел.

За полтора часа я чуть не поС...Д ел.

2. словарный диктант (повторяем пройденное) Слайд 7.

Оловянный солдат, кожаная куртка, гусиное перо, соломенная шляпа, организационный момент, кое-кто, некого, какой-нибудь, любить себя, его портфель, никто не придёт, оба ботинка, обе школьницы


6. Итог урока. Объявление оценок. Слайд 8.

Что нового узнали о глаголе?

Что такое наклонение?

Какие наклонения есть у глагола?

Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

7. Домашнее задание. Слайд 9.

Упр.540. с.115

Спасибо за урок!


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.Цель: 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках. 2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола. 3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д.. 4. Развитие аналитического мышления учащихся.
Знать: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.
Уметь: правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.Ход урока:1. Орг. момент. 2. Повторение.
Вопросбол:
1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
3. Сколько существует глагольных времён? (три)
4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)
5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)
6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Задание 1. Переходные глаголы.
Учитель диктует глаголы (они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни.. Проверка выполненного задания.
Прочитать записанные слова, выделяя голосом корень.
Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.
Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Работа с сигнальными карточками
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.
Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.
Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.
ХодИм по городу, ездИм на автобусе, автобус отправляЕтся, держИт курс, пересекаЕт улицу, грохочЕт грузовик, уезжаЕт пустой, тянЕтся колонна машин.
3. Изучение нового материала.
Работа с параграфом №83. С. 201 Запись опорной схемы.
Работа с текстом.
Учитель читает текст.
Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!
- Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?
- Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия?
Да, могут.
- А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.
- Прочитать выписанные слова, выделяя голосом морфемы.
4. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упр. 482.
Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.
(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Дополнительное задание. Смешанные написания.
Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?
-СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно
поС...Деть у телевизора! поС...Деть.
1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели
и от страха чуть не по С...Дели.
2. Под обстрелом поС...Дели.
Было страшно – поС...Дели.
3. Мы на грядках поС...Дели –
родители увидели, чуть не поС...Дели.
4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,
но за это время чуть не поС...Дела.
5. На фильме ужасов поС...Дел.
За полтора часа я чуть не поС...Дел.
2.Собери смысловой куст. (Каждой команде выдаётся нарисованный на бумаге куст, обязательно с корнями. В конверте – слова с одинаковыми корнями, но разным значением. Необходимо наклеить на куст РОДСТВЕННЫЕ слова) Написать как можно больше
РОДСТВЕННЫХ слов с корнем:
дел
6. Итог урока. Объявление оценок.
- Что нового узнали о глаголе?
- Что такое наклонение?
- Какие наклонения есть у глагола?
- Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
7. Домашнее задание.
Упр.483. с.202


Приложенные файлы

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.

Учитель русского языка и литературы: Гайфулина Розалия Русламовна

Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в изъявительном наклонении.

Задачи урока:

Образовательные:

    дать понятие о наклонениях глагола;

    проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в изъявительном наклонении;

    учить различать наклонения глагола;

    развивать умение употреблять глаголы в речи.

Воспитательные:

    воспитывать культуру речи;

    поддерживать интерес к урокам русского языка;

    воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;

Развивающие:

    продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

    формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;

    развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;

    обогащать словарный запас школьников.

Используемые технологии:

    технологии развития критического мышления;

    игровые технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

    ИКТ.

Формы организации класса: фронтальная и групповая работа.

Оборудование:

    учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);

    раздаточный материал (текст для анализа; предложения для проверочной работы);

    контрольные листы.

Ход урока :
1.Этап целеполагания.
2.Этап актуализации знаний.

Прием "Мэнэдж мэт" (Ученики сидят за столами в группе по 4 человека). На экран проецируется вопрос, ученики делятся мнениями со своими партнерами.)

Задание: Вспомнить морфологические признаки глагола.

Вопросы и предполагаемые ответы

1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

Прием "Модель Фрейер" . Техника объясняется учителем. В центре понятие - ГЛАГОЛ. Команда фиксирует определение, характеристики, примеры и противоположные примеры. Один ученик представляет выполненную командой работу.

3.Этап проблематизации

Ученики получают карточки с текстом (пословицы). Задание: выписать глаголы и распределить на группы.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Кто нужды не видал, и счастья не знает.

Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

Не спеши языком, спеши делом.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Эвристическая беседа.

По какому признаку вы распределили глаголы? (глаголы 1 группы обозначают приказ, совет, просьбу, 2 группы - возможность действия, 3 группы - глаголы, которые могут изменяться по временам).

Помимо тех признаков, которые вы перечислили в начале урока, у глаголов есть еще признак НАКЛОНЕНИЕ.

Существует 3 наклонения глагола.

(Проецируется схема с наклонениями глаголов, термины)

Давайте прочитаем правило, что обозначают глаголы условного наклонения? Что обозначают глаголы повелительного наклонения?

А сегодня мы с вами подробнее изучим изъявительное наклонение. Как вы поняли, что обозначают эти глаголы? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)

4. Организационно-деятельностный блок

Выполнение упр. 538. Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.

На экран проецируются следующие предложения, ученики их выписывают, вставляя буквы и выделяя орфограммы.

1.Как-то в лесу мы ночку по С...Д ели

и от страха чуть не по С...Д ели.

2. Под обстрелом по С...Д ели.

Было страшно – по С...Д ели.

3. Мы на грядках по С...Д ели –

родители увидели, чуть не по С...Д ели.

4. Бабушка немножко с внуком по С...Д ела,

но за это время чуть не по С...Д ела.

5. На фильме ужасов по С...Д ел.

За полтора часа я чуть не по С...Д ел.

Ученики по плечу называют друг другу ответы. Далее учитель одного ученика из каждой команды просит назвать ответ.


6. Рефлексивно-оценочный блок

Работа в группах. 1 группа составляет текст из 5-7 предложений на тему "Какие книги вы прочитали?" (использование в тексте глаголов прошедшего времени), 2 группа - "Как проходит мой выходной?" (использование в тексте глаголов настоящего времени), 3 группа - "Как я буду проводить это лето?" (использование в тексте глаголов будущего времени). На экране проецируются таблицы "Глагол", "Личные окончания глаголов".

Дополнительные задания. Опрос.

Что нового узнали о глаголе?

Что такое наклонение?

Какие наклонения есть у глагола?

Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

7. Домашнее задание.

Упр.539.