Равнобедренный прямоугольный треугольник abc площадью 50

Угол падения луча света на поверхность подсолнечного масла 60°, а угол преломления 36°. Найти показатель преломления масла.

Ответ: 1,47 .

№13.2 На столе стоит сосуд с зеркальным дном и матовыми стенками. На дно пустого сосуда падает луч света, как показано на рисунке. На стенкеCD сосуда при этом можно наблюдать «зайчик» - блик отражённого луча. В сосуд наливают некоторое количество воды. Как при этом изменяе тся высота точки нахождения «зайчика» ? Отражением луча от поверхности жидкости пренебречь.

Ответ: "Зайчик" поднимется вверх по стенке CD . Высота увеличится.

№13.3. В солнечный день высота тени от вертикально поставленной метровой линейки равна 50 см, а от дерева - 6 м. Какова высота дерева?

Ответ: 12 м.

№13.4. Колышек высотой 1 м, поставленный вертикально вблизи уличного фонаря, отбрасывает тень длиной 0,8 м. Если перенести колышек на расстояние 1 м дальше от фонаря, то он будет отбрасывать тень длиной 1,25 м. На какой высоте подвешен фонарь?

Ответ: 3,2 м .

№13.5. Электрическая лампа помещена в матовый стеклянный шар радиусом 20 см и подвешена на высоте 5 м над полом. Под лампой на высоте 1 м от пола держат мяч радиусом 10 см. Найдите радиусы тени и полутени, отбрасываемые мячом. Оси симметрии мяча и шара совпадают.

Ответ: 7,5 см: 17,5 см .

№13.6. На плоское зеркало падает свет. Угол между падающим лучом и отраженным составляет 40 ° . Чему равен угол между падающим лучом и зеркалом?

Ответ: 70 ° .

№13.7. Луч падает на зеркало перпендикулярно. На какой угол отклонится отраженный луч от падающего, если зеркало повернуть на 15 ° ?

Ответ: 30 ° .

№13.8. Мальчик движется по направлению к плоскому зеркалу. За некоторое время от приблизился к зеркалу на 40 см. На сколько метров за это же время уменьшится расстояние между мальчиком и его изображением в зеркале?

Ответ: 0,8 м .

№13.9. Круглый бассейн радиусом 5 м наполнен до краев водой. Над центром бассейна на высоте 3 м от поверхности воды висит лампа. На какое расстояние от края бассейна может отойти человек ростом 1,8 м, чтобы все еще видеть отражение лампы в воде?

Ответ: 3 м .

№13.10. На какой угол отклонится луч света от первоначального направления, упав под углом 45° на поверхность стекла?Н а поверхность алмаза?

Ответ: 19˚ ., 28˚ .

№13.11. Водолазу, находящемуся под водой, солнечные лучи кажутся падающими под углом 60° к поверхности воды. Какова угловая высота Солнца над горизонтом?

Ответ: Примерно 48˚ .

№13.1 2. Луч света падает на поверхность воды под углом 40°. Под каким углом должен упасть луч на поверхность стекла, чтобы угол преломления оказался таким же?

Ответ: Примерно 50˚ .

№13.1 3. Мальчик старается попасть палкой в предмет, находящийся на дне ручья глубиной 40 см. На каком расстоянии от предмета палка попадет в дно ручья, если мальчик, точно прицелившись, двигает палку под углом 45° к поверхности воды?

Ответ: 15 см .

№13.14. На рисунке слева изображены два плоских зеркала (З1 и З2) и луч, горизонтально падающий на зеркало 1. Зеркало 2 поворачивают относительно горизонтальной оси, проходящей через точку О, на угол 15° (рисунок справа). Чему равен угол между лучами, отражёнными от зеркала 1 и от зеркала 2?

Ответ: 30 °

№13.15 Угол падения света на горизонтально расположенное плоское зеркало равен 30°. Каким будет угол между падающим и отраженным лучами, если повернуть зеркало на 10° так, как показано на рисунке?

Ответ: 40˚ .

№13.16 Преломленный луч света составляет с отраженным лучом угол 90 ° . Найдите относительный показатель преломления, если луч падает на плоскую границу раздела двух сред под углом 53 ° .

Ответ: 1,3 .

№13.17 В дно водоема глубиной 3 м вертикально вбита свая, скрытая под водой. Высота сваи над дном 2 м. Угол падения солнечных лучей на поверхность воды равен 30°. Определите длину тени сваи на дне водоема. Показатель преломления воды .

Ответ: Примерно 0,8 м .

№13.18 На поверхности воды плавает прямоугольный надувной плот длиной 6 м. Небо затянуто сплошным облачным покровом, полностью рассеивающим солнечный свет. Глубина тени под плотом равна 2,3 м. Определите ширину плота. Глубиной погружения плота и рассеиванием света водой пренебречь. Показатель преломления воды относительно воздуха принять равным .

Ответ: Примерно 5,2 м .

Предлагаемое пособие является частью учебно-методического комплекса «Физика. Подготовка к ЕГЭ» и предназначено для качественной подготовки к экзамену по физике. В последние годы растёт проходной балл, необходимый для поступления в престижные ВУЗы. Это приводит к необходимости иметь достаточно высокие баллы ЕГЭ, в том числе и по физике. Для этого при подготовке к экзамену следует обратить особое внимание на решение заданий части С. Пособие адресовано прежде всего тем выпускникам, которые планируют получить на ЕГЭ по физике максимально высокий балл. Оно может оказать существенную помощь методистам и учителям при подготовке выпускников к итоговой аттестации.

Примеры.
Равнобедренный прямоугольный треугольник ABC площадью 50 см2 расположен перед тонкой собирающей линзой так, что его катет АС лежит на главной оптической оси линзы. Фокусное расстояние линзы - 50 см. Вершина прямого угла С лежит к центру линзы ближе, чем вершина острого угла А. Расстояние от центра линзы до точки С равно удвоенному фокусному расстоянию линзы (см. рис. 34). Постройте изображение треугольника и найдите площадь получившейся фигуры.

Воздушный шар, оболочка которого имеет массу М = 145 кг и объём V = 230 м3, наполняется горячим воздухом при нормальном атмосферном давлении и температуре окружающего воздуха t0 = 0°С. Какую минимальную температуру t должен иметь воздух внутри оболочки, чтобы шар начал подниматься? Оболочка шара нерастяжима и имеет в нижней части небольшое отверстие.

  • Физика, ЕГЭ, Все разделы курса, Теория, задания базового и повышенного уровней сложности, Монастырский Л.М., 2016
  • ЕГЭ 2016, Физика, 25 тренировочных вариантов, Монастырский Л.М., Богатин А.С., Безуглова Г.С., 2015
  • Физика, решебник, подготовка к ЕГЭ-2015, книга 2, учебно-методическое пособие, Монастырский Л.М., Богатин А.С, Богатина В.Н., Безуглова Г.С., Бейлин В.А., Игнатова Ю.А., Колесник Д.В., Шевцов В.А., 2015
  • Физика, Подготовка к ЕГЭ-2015, Книга 2, Монастырский Л.М., Богатин А.С., 2014

Следующие учебники и книги:

  • Физика, Типичные ошибки и сложные темы на ЕГЭ (часть С), Монастырский Л.М., 2013
  • Физика, Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ, Задания высокого уровня сложности, C1-C6, Монастырский Л.М., Богатин Л.М., Игнатова Ю.А., 2013

Часть 2

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А14
А2 А15
А3 А16
А4 А17
А5 А18
А6 А19
А7 А20
А8 А21
А9 А22
А10 А23
А11 А24
А12 А25
А13

В схеме, показанной на рисунке, вольтметр и амперметр можно считать идеальными, а источник тока имеет конечное сопротивление. Движок реостата R передвинули, и показания амперметра увеличились. Куда передвинули движок реостата, и как изменились показания вольтметра? Ответ обоснуйте.

Образец возможного решения
1. Согласно закону Ома для полной цепи поэтому сила тока через источник возрастает с уменьшением сопротивления внешней цепи. Следовательно, движок реостата подвинули влево, и сопротивление реостата уменьшилось. 2. В связи с увеличением силы тока в цепи показания вольтметра понижаются. 3. Движок реостата передвинули влево, показания вольтметра уменьшились.
Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: - верно указано физическое явление или закон (в данном случае - закон Ома для полной цепи) и получен верный ответ; - проведены рассуждения, приводящие к правильному ответу.
Представлено правильное решение и получен верный ответ, но - не указано физическое явление или закон; ИЛИ - не представлены рассуждения, приводящие к ответу.
– Правильно указано физическое явление или закон, но в рассуждениях содержится ошибка, которая привела к неверному ответу. ИЛИ – Содержится только правильное указание на физическое явление или закон. ИЛИ – Представлен только правильный ответ.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

Материальные точки массами m 1 = 100 г и m 2 = 200 г прикреплены к невесомому стержню, как показано на рисунке. К точке m 2 прикреплена невесомая пружина жесткостью k = 30 Н/м, верхний конец которой закреплен. Длина пружины в недеформированном состоянии l 0 = 20 см. В начальный момент концы пружины связаны нитью длиной l = 10 см. Определите силу реакции стержня, действующую на массу m 1 сразу после пережигания нити.



C2
Образец возможного решения
1. В момент пережигания нити на стержень с грузами вниз действуют силы тяжести m 1 g, m 2 g и пружина с силой F = k(l 0 – l ). 2. Движение системы в инерциальной системе отсчета под действием приложенных сил происходит с ускорением a , определяемым вторым законом Ньютона: (m 1 + m 2) a = (m 1 + m 2)g + F. откуда a = g + k . 3. Движение груза m 1 с этим ускорением происходит под действием приложенных к нему сил – силы тяжести m 1 g и реакции стержня T – и подчиняется второму закону Ньютона: m 1 a = m 1 g + T. Из этого уравнения определяется реакция стержня . 4. Подставляя значения масс, жесткости и удлинения пружины, получим: (Н).
Критерии оценки выполнения задания Баллы
для решения задачи выбранным способом (в данном решении - второй закон Ньютона, закон Гука); 2. проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
-
необходимых
C3

Один моль идеального одноатомного газа сначала охладили, а затем изобарно нагрели до первоначальной температуры 300 К, увеличив объем газа в 3 раза (см. рисунок). Какое количество теплоты отдал газ на участке 1 - 2?

Образец возможного решения
Первый закон термодинамики: A внешн = DU + Q отд. На участке 1 - 2: А 12 = 0. Следовательно, Q 12 отд = - DU 12 . Формула для расчета изменения внутренней энергии: DU 12 = nR(Т 2 - Т 1). Применим закон Гей-Люссака для состояний 2 и 3: = и получим соотношение: Т 2 = . Проведя преобразования, получим формулу для расчета количествa теплоты: Q 12 отд = nRТ 1 . Q 12 отд ≈ 2,5 кДж.
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1. верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - первый закон термодинамики, формула для расчета внутренней энергии идеального газа, закон Гей-Люссака); 2. проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
- Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ - Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ - В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
– В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ – Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ – Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).
C4

Чему равен электрический заряд конденсатора электроемкостью С = 100 мкФ (см. рисунок), если внутреннее сопротивление источника тока r = 10 Ом, ЭДС e = 15 В, а сопротивления резисторов R 1 = 70 Ом и R 2 = 20 Ом?

Образец возможного решения
Значения напряжения на конденсаторе и параллельно подсоединенном резисторе одинаковы и равны U = IR 2 , U = , Þ Q = IR 2 C. Закон Ома для полной цепи: I = . Следовательно, = 10 –3 Кл. Ответ: Q = 10 –3 Кл.
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: - верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - закон Ома для полной цепи и участка цепи, равенство напряжений на параллельно соединенных элементах цепи, связь напряжения на конденсаторе с его зарядом и емкостью); - проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
- Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ - Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ - В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
необходимых
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).
C5

Равнобедренный прямоугольный треугольник ABC площадью 50 см 2 расположен перед тонкой собирающей линзой так, что его катет AC лежит на главной оптической оси линзы. Фокусное расстояние линзы 50 см. Вершина прямого угла C лежит дальше от центра линзы, чем вершина острого угла A. Расстояние от центра линзы до точки C равно удвоенному фокусному расстоянию линзы (см. рисунок). Постройте изображение треугольника и найдите площадь получившейся фигуры.

Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: - представлен не содержащий ошибок схематический рисунок, отражающий условие задачи и поясняющий решение; - верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - формулы линзы и площади треугольника); - проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
- Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ - Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ - В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
- В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях, и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ - Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ - Представлен только правильный рисунок.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).
C6

Электромагнитное излучение используется для нагревания воды массой 1 кг. За время 700 с температура воды увеличивается на 10 °С. Какова длина волны излучения, если источник испускает 10 20 фотонов за 1 с? Считать, что излучение полностью поглощается водой.

Образец возможного решения
Выражение для энергии фотона: , Энергия всех фотонов, излучаемых за время t: . Количество теплоты, необходимое для нагревания воды: . Закон сохранения энергии: . Выражение для длины волны: , ответ: м.
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1. правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – формулы для энергии фотона и количества теплоты, необходимого для нагревания тела, закон сохранения энергии); 2. проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
- Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ - Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ - В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
- В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ - Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ - Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).