Произведение е чарушина страшный рассказ. Страшный рассказ. Чарушин Е. И

  • Познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • Развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
  • Оборудование:

    • учебник В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова “Родная Речь” II часть;
    • выставка книг Е.И. Чарушина;
    • эпиграф урока;
    • плакат с мимическим изображением человечка.

    Ход урока

    Организационный этап.

    Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

    У: Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом

    “Остановись! Присядь! Нагнись!
    И под ноги взгляни!
    Живой живому удивись: они тебе сродни…”. (запись на доске)

    У: Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О чем его книги?

    У: Правильно. Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных.

    Этап активного усвоения новых знаний.

    “Биография писателя”

    У: Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он любил животных.

    В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненных уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

    Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

    “Вступительная беседа”

    У: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Прочитайте название рассказа.

    У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

    “Первичное восприятие текста”

    У: Сейчас вы прослушаете рассказ и узнаете верны ли ваши предположения.

    “Обмен впечатлениями”

    “Словарная работа”

    У: В тексте встретилось слово “сени”. Как вы понимаете значение этого слова?

    Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

    У: А что такое “чулан”?

    Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

    “Работа над текстом”

    Чтение “по - цепочке”

    У: Слушаем внимательно, после чтения ответьте на вопрос “Что узнали о мальчиках?” Назовите слова-действия мальчиков из этой части. (умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат )

    У: Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные )

    Чтение “по ролям”

    Диалог – это чтение “по ролям”.

    У: Распределяем “роли” как обычно. Скажите кто из ребят подходит на роль мальчиков? А кто будет читать слова автора? (дети читают)

    У: Какими мы увидели здесь ребят? Попробуем обыграть в лицах диалог мальчиков. Читать будем только слова Пети и Шуры, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас.

    Инсценировка (дети читают, изображая эмоциональное состояние мальчиков)

    Анализ II части

    У: Какие звуки услышали мальчики? Как об этом говорит автор? Найдите слова действия “незнакомца”. Как автор называет “незнакомца”? (кто-то) Ребята, если бы вы не знали продолжения рассказа кем бы мог быть этот кто-то? (ящерица, мышка, хомячок, барсук)

    У: Прочтите предложение в котором многоточие. Для чего это нужно было автору?

    Индивидуальное чтение

    У: А темп какой будет? (сначала быстрый, а потом неспешный)

    У: А громкость? (тихо, чтение “про себя”)

    У: Как вели себя мальчики когда им стало страшно? Подберите к слову “бросился” синонимы. Почему автор употребил именно слово “бросился”? Находим слова действия мальчиков. А как характеризуют эти слова мальчиков?

    Прием “Эмпатии”

    У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

    Беспокойство

    У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?

    “Тихое” чтение

    У: Дальше читаем “тихим” чтением. А сейчас прочитайте “парами”. Давайте снова в этот рассказ. Вы должны рассказать маме и папе что у вас произошло. Представьте, что я и мама, и папа. Я слушаю, а вы мне рассказываете.

    Инсценирование (дети у доски инсценируют эпизод из рассказа)

    Чтение “Эстафета”

    “Мама с папой зажгли еще одну лампу. Стали смотреть во всех углах. О чем это говорит?(родители были обеспокоены тем, что кто-то напугал детей)

    У: Найдите слова действия “незнакомца”. (пробежал, свернулся шариком, дергает, колет)

    У: А по этим словам действиям мы можем догадаться кто этот “незнакомец”? (да, ежик) Кого нашли родители? Прочитайте, как об этом говориться в рассказе?

    Выразительное чтение

    (на доске)

    У: Прочитайте это предложение так как прочитал бы его этот человечек.

    С какой интонацией прочитали? Почему?

    С какой интонацией прочитали? (со злостью) Почему?

    А как прочитали Шура и Петя? (с радостью)

    А родители? (со злостью, так как ежик напугал детей)

    Чтение “про себя”

    У: Читайте “про себя” и приготовьте вопросы по содержанию. (дети читают, а потом задают вопросы друг другу)

    Составление рассказа

    У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.

    Озаглавливание рассказа

    У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”)

    Этап закрепления и применения знаний

    “Беседа”

    У: Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?

    “Пересказ рассказа”

    У: Кто еще главный герой кроме мальчиков в этом рассказе? (ежик)

    У: Сделаем так. Я даю вам одну минуту, вы прочитываете еще раз рассказ и запоминаете для себя все действия ежика. Это надо для интересной и необычной работы. (дети читают)

    У: Прочитали. Готовы. Этот рассказ введется от имени автора. А теперь автором будет … ежик. Пересказать рассказ от имени ежика (дети пересказывают)

    У: Молодцы! Поблагодарим рассказчиков.

    “Сведения о писателе. Выставка иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина”

    У: А хотите увидеть колючего героя нашего рассказа? Посмотрите. Вот он герой.

    Автор “”Страшного рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. (учитель открывает выставку картин)

    У: Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.

    Этап обобщения

    У: Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок? И в конце урока я еще раз хочу сказать… (учитель читает еще раз девиз урока)

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Е.И.Чарушин “ Страшный рассказ ” 2 класс УМК «Школа России» Учитель: Зябликова Н.А. МБОУ СОШ №85 Сормовского р-на, Н.Новгорода

    Цель урока: познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.

    Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) Родился на Урале в семье архитектора; С детства начал создавать портреты, как живописные, так и словесные; Закончил Ленинградскую академию художеств; Иллюстрировал книгиМ.Пришвина, С.Маршака, Д.Мамина-Сибиряка; В 1930г. вышел его первый рассказ.

    «Я рос с карандашом и кистью в руках». Детские годы

    Художник - анималист «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного. »

    “ Страшный рассказ ” Почему он так называется? Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь? Отгадайте загадку: Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.

    Стемнело - Негромко - Шлёпает - Словарная работа наступил вечер тихо топает

    помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах. СЕНИ

    помещение в доме, служащее кладовой. ЧУЛАН

    Читай целыми словами. Ос-та-лись остались Стем-не-ло стемнело Пос-тель-ки постельки Лю-до-е-дов людоедов Кро-ко-ди-лов крокодилов За-кры-лись закрылись

    Тест 1. Мальчиков звали Шура и Петя. 2. Без мамы и папы дети не ложились спать. 3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан. 4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать. 5. В углу свернулся шариком ёжик. 6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока. 7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. + - - + + - +

    Ответь на вопросы к тексту. Сказку или рассказ прочитали? Почему мальчики оказались дома одни? Что напугало детей? Как Щура и Петя уговаривали себя не бояться? Как вёл себя ёжик, когда его искали?

    План рассказа. Остались одни. Нам не страшно… Кто-то топает ногами… Пришли папа с мамой. Ёжик жил на даче всё лето.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?".Урок-диспут, в результате которого ученики и ответят на вопрос чем же является это произ...

    Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

    Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....

    Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс

    Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова 4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век...

    «Страшный рассказ» Евгения Чарушина

    Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости.

    Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет.

    В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает — шуршит…

    Шура и говорит со своей кровати:

    — Мне совсем и не страшно.

    — Мне тоже совсем не страшно,- отвечает Петя с другой кровати.

    — Мы воров не боимся,- говорит Шура.

    — Людоедов тоже не боимся,- отвечает Петя.

    — И тигров не боимся,- говорит Шура.

    — Они сюда не придут,- отвечает Петя.

    И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами во полу: топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ…

    Как бросится Петя к Шуре на кровать!

    Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

    — Не дыши,- говорит Шура Пете.

    — Я не дышу.

    Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп… А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

    Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали.

    Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик! Он верно, из леса забрался в дом.

    Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули.

    Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето.

    Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

    План рассказа «Страшный рассказ»

    В курсе литературы 2 класса предлагается составить план рассказа Евгения Чарушина «Страшный рассказ». Предлагаем вашему вниманию такой план. Надеемся он поможет вам для выполнения данного задания.

    1. Шура и Петя остались одни.
    2. Кто-то зашуршал в сенях.
    3. Петя и Шура поняли, что шуршал ёжик.
    4. Ежик остался жить у ребят.

    От Вчера, 12:26

    Что делать, что делать... Слесаря вызывайте!
    - Так воскресенье же сегодня.
    - Значит, в аварийку звоните. Если ваш слесарь не готов в выходной день на объект приехать.

    Председатель правления ТСЖ чертыхнулся, достал мобильный телефон. Гудки тянулись долго, на том конце не желали брать трубку. Наконец щелкнуло, заспанный голос ответил: "Алло?".
    - Иван Федорыч, это Всеславский. Да, с Обводного. У нас тут ЧП, трубу прорвало в подвале. Сможешь подъехать? Или мне в аварийку звонить?
    Иван Федорович поворчал, но согласился. Смущал его отнюдь не выходной день, не сверхурочная работа, а сам дом. Припарковав старенькую "Ладу", он поздоровался с председателем, направился ко входу в подвальные помещения.

    У вас там сам черт ногу сломит. К некоторым узлам и не подберешься. И кто так строит?..
    - Ну, вы же знаете, - оправдывался Всеславский, - Вояки не достроили, сбросили с баланса. А что у них там было запроектировано - кто теперь скажет?

    Во втором классе на уроке литературы учащимся по программе Перспектива предлагается написать отзыв о пройденных в разделе о животных произведениях. Одно из этих произведений - рассказ Чарушина "Страшный рассказ". План, честно говоря, дается ужасный, но что делать, нужно приспосабливаться. Задание довольно сложное даже для некоторых родителей, что уж говорить о детях. Приводим пример отзыва, а так же некоторые рекомендации по его написанию, а вы уже для себя перефразируете слегка, чтобы у одноклассников не было повторений, вдруг они взяли отзыв с нашей же странички:-)

    Начать нужно с указания автора произведения и тут же нужно назвать само произведение, на которое пишите отзыв. Но это не должно выглядеть как: Чарушин. Страшный рассказ. Нужно написать развернуто: я бы хотел оставить свой отзыв о произведении... или Мой отзыв - о произведении...

    В отзыве не должны присутствовать слишком обобщающие слова. К примеру, если вы напишите "этот рассказ интересный", учительница будет не очень довольна.

    Пример отзыва о произведении Чарушина Страшный рассказ

    Я хочу написать отзыв о произведении Евгения Чарушина "Страшный рассказ". Главные герои этого рассказа - мальчики Шура и Петя. Они самостоятельные и считают, что они храбрые. К рассказу подходит пословица "У страха глаза велики". Он учит тому, что не нужно бояться. Рассказ мне понравился тем, что он на самом деле не страшный, и конец у него веселый. Мальчики легли спать и услышали топот. Они испугались. В середине рассказа становится немного страшно потому, что автор не пишет, кто топает по комнате. В этот момент я подумал, что это на самом деле какие-нибудь воры. Но пришли родители и включили свет. Вдруг кто-то прошмыгнул и спрятался в углу. Смотрят, а это ежик.

    Нам интересно, кто еще как написал и как отреагировала учительница? Пишите свои отзывы в комментариях.