Произведение абая кунанбаева. Абай Кунанбайулы, (Кунанбаев): биография, творчество, труды

Жизнь и творчество Абая Кунанбева (1845 -1904гг)

Выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы Абай оставил своим потомкам небольшое по количеству, но могучее по своему смыслу и содержанию наследие. Влияние этого наследия на развитие человеческого духа определяется не количеством строк его поэзии и прозы, а всей мощью того пламени, которое обжигает душу человека каждым своим словом.

Об Абае мир узнал благодаря трудам выдающегося казахского писателя Мухтара Ауэзов М.О. «Неопубликованные материалы по абаеведению» Алма-Ата 1980 с 17Ауэзова, который, по существу, всю свою творческую жизнь посвятил исследованию и обоснованию великой роли Абая в истории человеческой культуры.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев, согласно вполне достоверным сведениям, «родился в 1845г. в Чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты- Кунанбая».

Как утверждает М.Ауэзов:»Имя его Ибрагим мать заменила ласкательным Абай», Там же что происходит от казахского слова «абайла», т.е. «будь осторожным», осматривайся, прежде чем что-то решать и действовать. Но, вопреки воле своей матери, он не стал осторожным и мужественно бросился в бой со всей сворой степных аристократов, безжалостно обиравших собственный народ. С самого начало он был предрасположен к обобщениям, не к регистрации, а к осмыслению фактов, он был философски мыслящим человеком. Сегизбаев О. «История казахской филиософии» с 295

Получив первоначальное образование дома, у муллы, Абай был направлен в медресе Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной деятельности и будущей административной деятельности главы рода. Абай постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенной красноречие, остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. Втянутый в дела родовых распрей, Абай не мог примириться несправедливостью и жестокостью и часто шел вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения по многим делам. Кунанбаю часто было не по душе стремление сына решать распри по справедливости, а не в родовых интересах.

Между отцом и сыном назревает неприязнь и происходит разрыв. В течении десяти - двадцати лет Абай, уже зрелый и культурный человек, изучает народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую классическую литературу. В 1886 году, История Казахстанат3 с 536когда ему минуло 40 лет, Абай написал прекрасное стихотворение «Лето», все остальные двадцать лет его жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности.

Абай написал стихотворения, назидания в прозе, поэмы: «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме».

Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. По его мнению, каждый мыслящий человек, должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности: «Не нужно забывать,- писал он,- что кроме двух видов веры - сознательной и несознательной,- никакой третьей веры нет». Там же с 536Просветитель хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек, отдельно взятый, должен вносить в это свою посильную ленту. Поэтому он призывал всех людей, желающих быть в ряду разумных, «раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давать себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». История Казахстана т 3 с 536 Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышает,»разум, наука, воля», является одним из главных направление всего творчества Абая.

Он признавал движение и развитие всего окружающего, в том числе и человеческого общества. «Мир не стоит на мете»,- утверждал он,- поэтому жизнь и сила человека также не остаются в неизменном состоянии». Там же

Человек, полный сил, вооруженный знаниями, должен стремиться использовать их для благо всего общества, стремиться принести всем пользу. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде. Труд - это не тяжелая повинность, а средство достижения и расцвета материальных и духовных благ общества. «труд развивает чувство познания,- писал он, - труд закрепляет в сознание услышанное. Человек приводит познание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным». Там же Он ценил всякий труд и ставил его в один ряд с такими добродетелями человеческого общества, как разум и доброта, упорство и скромность. Просветитель стремился привить любовь и уважение к труду, в первую очередь, молодому поколению, и очень сокрушался, видя, как часть молодежи проводила время в праздности и безделий. Расценивания труд как единственный путь к богатству и изобилию общества, Абай считал, что «трудности побеждать учит нас жизнь сама». Там же с 537

В результате колониальной политики царизма и усилие гнета во второй половине XIX века шло очень быстрое ухудшение положение народных масс и разорение казахского шаруа. Все больше казахов лишалось скота и пополняло толпы людей без определенных занятий. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай указывал им путь к существованию, призывая не нуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью и ложному стыду. Человеческий характер- по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в преодоление этих трудностей.

Абай глубоко верил в творческие силы народных масс и понимал, что при современных ему условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда. У баев, биев, старшин и правителей всех рангов одно лицо по отношению к простому народу». История Казахстана т 3 с 537

Абай не скрывает причины своей неприязни и ненависти к тем, кто не был с народом. Баев он ненавидит за то, что они вымогают взятки, чинят раздоры и «бай торопится сам обмануть закон». Барское отношение баев к простолюдию возмущало Абая, но это качество с детства прививалось баям, удел бедняка был плачевен, ему не на кого было опереться, потому что

Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?

А если дает кусок - гляди, длинна у бая пасть. Там же

Эти обличительные полные справедливого гнева строки были написаны просветителем демократом в период, когда царизм проводил свою колониальную политику. Абай вскрывал антагонистические противоречия между большинством трудящихся и господствующим меньшинством - владельцами богатства и власти.

Демократические позиции Абая определяют и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезывались царизмом, в их руках еще сосредотачивались значительная судебная власть, и казахское население, в большинстве своем, имело дело с ними. Решения тогдашних биев по многим вопросам полностью соответствовали интересам царских колонизаторов. Абай писал:

Перед начальством русским бий

Юлит и гнется, как лоза…

В своем подавляющем большинстве бий во времена Абая не могли себя вести иначе, потому что зачастую приобретали свое место благодаря взяткам и подкупам. «А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания требовать к себе уважения»,- уточняет Абай. Пользуясь темнотой населения, его забитостью и невежеством, Бии всячески стремились извлечь пользу. Они, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих близких и учениках, он больше всего ценил бескорыстную преданность родному народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечисляя достоинства его (смелость, искренность, благородство, и жажду знаний), отличает, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду борцом» История Казахстана т 3 с 538

Противоречия современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присуще справедливость и любовь».

Абай в то же время видел, что служители этой веры в Казахстане - назначенные муллы - были людьми далекими от справедливости и чести. Большинство из них, как и Бии, покупали свое звание и рассматривали его как источник наживы. «Вот мурза, дающих взятки и подкупающих свое звание за взятки, очень много»,- сокрушался он. Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаз, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами». История Казахстана т 3 с 538 Его отношение к мусульманскому духовенству созвучно с высказываниями Чокана Валиханова, который называл ярых поборников религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий, направленных на исправление этой несправедливости. Обращаясь к обществу, он вопрошал: «Почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?» Там же

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три отрасли развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматься скотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с расширением и улучшением земледелия. Именно земледелие могло обеспечить надежную основу благополучия казахского шаруа и сторицей возвратить затраченный труд. Абай правильно считал, что земледелие было меньше подвержено случайностям, зависящим от климатических условий казахской степи. Он писал:

Тяжел труд земледельческий - вспашка, посев,

Но земля все же сторицей воздаст под конец.

Определяя значение и место ремесла в экономическом развитии общества, Абай прямо заявляет: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегда остается в руках, и ремесленник, продающий без обмана то, что он сделал своими руками,- лучший из казахов». В то же время он не мог не видеть, сколько препятствий стояло на пути честных ремесленников при сбыте изготовленных ими товаров. Большим злом являлись алыпсатары, эти скупщики и перекупщики, имеющие возможность разъезжать по степи и подешевле скупать у непосредственных производителей продукты их труда. Алыпсатары являлись порождением XIX века и распространились в Казахстане с развитием товарно- денежных отношений. История Казахстана т 3 с 538

Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнении. Абая, является дальнейшее расширение торговли. Он с глубоким уважением говорил об узбекских торговцах, которые бывали и торговали во многих странах. Много товаров покупали у них и казахи, в обмен, главным образом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство общения между народами, стимул развития производительных сил общества, поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее развития в Казахстане. Там же с 539

Усиление колониального гнета и все еще крепкие устои патриархальных отношений в Казахстане отразились во взглядах Абая на вопросы управления. Он нигде не говорит о народных восстаниях. Но с демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества. Абай считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа.

Эти люди не должны нарушать законы, на должны злоупотреблять своим служебным положением. Особенно много бедствий терпели народные массы от волостных управителей. Обычно на эту должность избирались представители байства. Затратившие значительные средства на подкуп, подарки и обман. Стремясь восполнить свои затраты, они забывали данные народу обещания. По мнению Абая, выборные должности получали обычно люди совершенно недостойные. Народ обманывали обещаниями, почти всегда невыполнимыми. В свою очередь и трудящиеся массы утрачивали веру в возможность изменить что- либо руками правителей.

Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс Абай не сумел. Отсюда Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности. Исследуя отношение Абая к закону, мы приходим к убеждению, что он верил в его справедливость. Нарушение закона влекло несправедливость. Он, главным образом, обрушивается на тех, что нарушал закон, а до рассмотрения вопроса, кто, в чьих интересах издавал законы. Абай не дошел. История Казахстана т 3 с 539

Абай ненавидел и разоблачал правителей - взяточников, корыстолюбивых судей, невежественных мул, считал их злом на пути ко всенародному благоденствию. Основную силу, способную преодолеть зло, как многие, он видел в науке и просвещении, Раскрывая значение науки и просвещения для общества, он был убежден в их несовместимости со «злом, ложью, хвастовством, бездельем, мотовством». Эти черты казахского общества были ненавистны выдающемуся мыслителю, борьбу с ними он воспринимал как свой первостепенный долг. Расцвета науки, он считал, можно достичь, только постоянно трудясь и приобретая знания. Труд, затраченный на приобретение знаний, всегда благороден и плодотворен. Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям выражалось в постоянном обнажении пороков казахского общества, связанных, в первую очередь, с невежеством и темнотой. Изучив все стороны жизни казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить эти пороки можно всем казахским обществом сообща. И хоть каждый человек - сам хозяин своей судьбы- но есть судьба всего народа в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно. У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. «Человеку человечество друг», - заявил гуманист. История Казахстана т 3 с 539 Политическая по своей глубокой сущности идея международной солидарности угнетенных масс и их единения на основе передовых достижений мировой культуры всегда находила свое философское осмысление и обоснование.

Умер Абай в 1904 г., Там же с 298 не успев достигнуть полных шестидесяти лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Он был великим человеком, наследие которого еще долго будет служить кристально чистым и живительным родником духовного очищения не одного поколения людей. Там же с 328

Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29.07.1845 - 23.06.1904) - поэт, просветитель и философ, основоположник новой казахской национальной письменной литературы и казахского литературного языка.

Родился в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода Кунанбая. Получил первоначальное домашнее образование у муллы, затем был направлен в медресе семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Обучаясь в медресе параллельно посещал русскую школу. Владел арабским, персидским и др. восточными языками. Читал в оригинале произведения классиков Востока - Навои, Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Хафиза, Сайхали.

Не закончив учение в городе, по настоянию отца возвращается в аул, где начинает вникать в судебную службу и будущую административную деятельность главы рода. Постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Часто идет вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения.

Все остальные двадцать лет жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности. В середине 70-х годов Х1Х в. возобновляет изучение русского языка и классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Знакомство с русскими политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, И. И. Долгополовым и С. С. Гроссом сформирует его прогрессивные взгляды.

Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. В поэтических произведениях, созданных в 1882 - 1886 гг. обращается к социально-общественным, моральным проблемам казахского народа, призывал казахов выйти на «верный путь» цивилизованного развития («Восьмистишия»). Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Расценивал труд как единственный путь к богатству и изобилию общества. Вскрывал антагонистические противоречия между народом и господствующей верхушкой. Протестовал против межродовых распрей, критиковал тщеславие и феодальные нравы общества.

Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая было явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаза, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами».
В вопросах управления придерживался демократических позиций. Считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа. Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс не сумел. Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности.

Пути улучшения жизни народа видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов он неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли.

Основную силу, способную преодолеть невежество видел в науке и просвещении. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов считал, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества - наука, передовые идеи, культура и настанет всенародное благоденствие. Мечтая о всенародном благоденствии, оставался на уровне просветителей своего времени считая, что в первую очередь просвещение и наука, способны изменить существующий строй.

Впервые в казахской литературе создал поэтические произведения о назначении поэта и поэзии («Поэзия - властитель языка»). Соединял элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики содержания поэзии. Многие стихи написаны в форме лирических монологов («Айттым сәлем, Каламкас» - «Шлю привет тебе, тонкобровая»).
Воспевал женщину - мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахском обществе. В стихотворении «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қызарып, сұрланып» («И краснеть, и бледнеть»), «Ғашықтық тілі - тілсіз тіл» («Язык любви - язык без слов») показаны сила любви, красота женщины.

В 1887 году им написаны поэмы «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме». Их сюжеты построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы.

Значительным вкладом Абая в развитие художественной прозы и общественной мысли явились «Слова назидания» - «Гаклия» (1890 - 1898). Содержание книги составляют 45 «Слов назиданий» многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости. Центральная идея «Слов назидания» - вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа.

Органичная часть творчества Абая - переводы на казахский язык произведений русских классиков (около 50 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова). С особым вдохновением Абай работал над переводами отрывков из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» - «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Ленского». Превосходным образцом литературного перевода стали стихотворения Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус», «Утес», «Выхожу один я па дорогу…» и др. В переводах басен Крылова «Пестрые овцы», «Ворона и «Вороненок». «Стрекоза и муравей», «Дуб и трость» сохранить их обличительную силу и тонко передать выразительность и простоту языка. Метод вольного перевода позволил поэту творчески подойти к лучшим произведениям литературы и передать их в восприятии казахского народа.
При жизни Абая были опубликованы лишь несколько стихотворений. В Петербурге был издан сборник под названием «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева», тиражом 1 тыс. экземпляров.

Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Абай прекрасно знал песни и кюи, высоко ценил песни народных композиторов Биржан сала, Акана сери, Таттимбета, Жаяу Мусы и других. Музыкальный дар поэта нашел свое отражение в лирических песнях. Песни «Айттым сәлем, Каламкас» («Шлю привет тебе, тонкобровая…»), «Қор болды жаным» («Унижена моя душа»), «Сұрғылт тұман» («Серые тучи»), «Ата-анаға көз қуаныш» («Утешение отцу и матери»), «Татьянаның хаты» («Письмо Татьяны») и др. ввели в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.

Абай проявлял интерес и к песням русского народа, романсу, вокальному творчеству русских композиторов М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Г. Рубинштейна. В творчестве Абая имеется цикл песен, созданных на основе стихов, переведенных с русского языка. На стихи Абая писали песни и романсы композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, М. Койшыбаев, Н. Тлендиев и др.

Литературное и эстетическое наследие Абая - национальная гордость казахского народа. Традиции Абая в своем литературном творчестве развивали Ш. Кудайбердыев (1858 - 1931), С. Торайгыров (1894 - 1921), М. Жумабаев (1893 - 1938), С. Донентаев (1894 - 1933). На наследии Абая воспитаны классики казахской литературы ХХ в.: М. Ауэзов, С. Сейфуллин, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, А. Тажибаев, К. Аманжолов, Т. Жароков.

Образ выдающегося поэта-просветителя запечатлен в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства. Его жизнь и творчество вдохновили М. О. Ауэзова на создание романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы» («Путь Абая») (Ленинская премия, 1959 г.).

Труд Абая переведён на многие языки мира, среди которых русский, китайский французский и др.

В память об Абае учреждена Государственая премия Казахстана в области литературы.
В честь Абая названы город, административные центры, улицы, театры, библиотеки и другие объекты на территории республики. Именем Абая названы Казахский государственный академический театр оперы и балета, Казахский национальный педагогический университет в городе Алматы, центральные проспекты городов Казахстана, пик в отроге хребта Иле Алатау. На площади Абая в городе Алматы установлен памятник великому поэту(1960 год) .

В 2010 г. в Астане памятник Абаю разместился напротив Старой площади по проспекту, названному в его же честь. В день рождения поэта ежегодно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю.

150 -летие Абая в 1995 году прошло под эгидой ЮНЕСКО.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 535–540.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 с. - С. 67 - 69.
Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 282 - 283.

Жизнь и
деятельностьАбая
Кунанбаева.

 Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни
в раннем, ни в позднем периоде истории
казахов не известно имя поэта,
превосходящего его по величию духа
Ахмет Байтурсынов

 Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа,
философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер
художественного слова. Он родился 10 августа 1845
года в Семипалатинской области на склонах гор
Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак.
Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что
наречению поэта таким именем предшествовал вещий
сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого
представителя племени тобыкты – мыслителя и
философа Аннет баба, который произнес имя святого
сына Ибрахимом. Абай Кунанбаев

 Отец Абая – Кунанбай Ускенбаевич

Образование
Начатое в раннем детстве приобщение к устному
народному творчеству и домашнее обучение у
муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет
- Ризы в Семипалатинске одновременно с
посещением русской школы. К концу пятилетней
учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец
Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности
главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее,
целиком занявшись самообразованием, но только к
40 годам он осознает свое призвание как поэта и
гражданина. Абай Кунанбаев способствовал
распространению русской и европейской культуры
среди казахов.

Медресе в которой учился Абай

Родные учителя
Человек, который в наибольшей степени повлиял
на раннее тяготение Абая к искусству слова и
знаниям, была его бабушка Зере. Она сумела
привить своему внуку стремление и любовь к
знаниям, стала его первым воспитателем и
великим учителем. Когда бабушка уставала, Абай
обращался к матери. Улжан помнила много
стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы
акынов. Именно благодаря бабушке и матери у
Абая рано проснулся интерес к творчеству,
поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на
нелегкий путь борца за человеческое счастье.

Абай с бабушкой Зере

Мать Абая - Улжан

Великие учителя
Следующим замечательным учителем и воспитателем
юного Абая стал сам казахский народ. С юных лет с
упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в
себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал
сочинять свои первые стихи. В родном доме Абая
всегда с радушием встречали талантливых и мудрых
людей. Частным гостем был знаменитый поэт Дулат.
На формирование мировоззрения Абая оказали
влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся
гуманистических идей (Алишер Навои, Низами,
Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения
русских классиков, а через них и европейская
литература вообще.

« О, казахи мои, мой бедный
народ!»
Философ, поэт, патриот нещадно раскрывал пороки
своего народа. Его больно задевали социальное зло,
невежество соотечественников. Твердо встать на ноги
казах еще не может. Вопрос " Почему?" несколько раз
звучит в " Словах назидания " Абая. И становится как
никогда актуальным сейчас. " На чем бы основывалась
религия, не будь разума? Добро и Зло созданы
Всевышним, но не он творит их ", – пишет в раздумье
Абай. Отчего мы, как и в прежние времена, полны
зависти, корысти, не желаем видеть в другом хорошее,
ищем пророка в чужом Отечестве, не замечая достоинств
своих собратьев? Абай недоумевает: " Почему байский
сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение
к другому баю считает для себя зазорным?"

Главные произведения
Масгут
Времена года
Көзімнің қарасы
Ескендир
Очи черные
Густой туман
Қара сөз

Иллюстрация к произведению « Осень »

Абай – вдохновение для
творческих личностей.
Произведения Абая, его личность
вдохновляли к творчеству великих людей
всех времен. Достаточно вспомнить
монументальную 4- томную эпопею
Мухтара Ауэзова « Путь Абая », либретто
для оперы, стихи поэтов. В 1995 году о
жизни поэта был снят двухсерийный
фильм « Абай », режиссёр Ардак
Амиркулов. Фильм производства Казахстан
- Франция. И, конечно, не могли не обойти
в своем творчестве человека эпохи
художники.

Молодой Абай Кунанбаев

 Абай Кунанбаев в Семипалатинской
библиотеке

 Иллюстрация к роману М. Ауезова « Путь Абая »

Памятники, музеи, имени Абая
Музеи.
Памятники, музеи, имени Абая Музеи. В Семипалатинске открыт
республиканский литературно - мемориальный дом - музей Абая. В Лондоне
по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая. Памятники.
Памятники поэту установлены в Алма - Ате, Астане и во многих других
городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране, Москве. Имени Абая. В
Дели, Каире, Берлине, Кентау, Ташкенте, Киеве и других городах мира есть
улицы, названные именем Абая. С 1993 года в городах Казахстана
традиционно проводятся « Абаевские чтения » в день рождения поэта. На
пик Абая (4010) в Заилийском Алатау под Алма - Атой ежегодно
устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО
Годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Именем поэта названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем
Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь - Шане. Имя Абая носит
библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай. Восточно -
Казахстанская областная универсальная библиотека имени Абая. В Алма -
Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и
балета, Национальный педагогический университет и один из главных
проспектов города. Именем Абая назван Культурно - Досуговый Комплекс в
Актау. В Карагандинской области находится одноимённый город.

В совершенстве зная классическую литературу
Востока и Запада, Абай создает новую литературу
в его стихах заговорила древняя степь, по -
новому зазвучал казахский язык, в котором Абай
открыл новые грани и новую глубину. Стихи Абая,
его проза, его музыка насыщены глубокой
лиричностью, мягким юмором, обличением
пороков и воспеванием добра, любовью к своему
народу. Его поэмы « Масгут », « Ескендир » («
Александр Великий »), стихи « Очи черные », «
Густой туман » и др. стали классикой не только
казахской, но и мировой литературы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Социальные и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века. Влияние и последствия присоединения Казахстана к России на развитие просветительства. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, Чокана Чингисовича Валиханова, Ибрая Алтынсарина.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

    Особенности казахско-джунгарских отношений в 15-16 вв. Упрочение военного потенциала Джунгарии в 17-18 вв., ее вторжения в казахские земли. Годы великого бедствия (1723-1727 гг.). Исход многовековой борьбы казахского народа с джунгарскими завоеваниями.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Исследования происхождения жузов. Принцип объединения народа в Казахском ханстве. Основные этапы образования и устройство Казахского ханства. Формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Процесс образования казахской народности.

    реферат , добавлен 19.11.2011

    Биографический очерк жизни и деятельности В.С. Высоцкого - советского поэта, барда, актера и автора прозаических произведений. Воспоминания и статьи о Высоцком. На съемках фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" и "Место встречи изменить нельзя".

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Образование империи Карла Великого. Основы функционирования системы управления Карла Великого. Войны франков и их влияние на образ жизни народов Франкской империи. Характеристика исторических личностей эпохи Каролингов. Церковь в империи Карла Великого.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2012

    Основатели Казахского ханства. Первоначальная территория Казахского ханства. Причины откочёвки Керея и Жаныбека. Историческое значение образования Казахского ханства. Ханы казахского ханства. Общественно-политический строй Казахстана в XVII–XVIII вв.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Биография, научная и общественная деятельность выдающегося сына казахского народа Чокана (Шокана) Валиханова и его вклад в мировую культуру и историю. Знаменитое путешествие в Кашгарию. Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова.

    В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев - это одна из выдающихся личностей Казахстана. Предлагаем подробнее рассмотреть биографию Абая Кунанбаева и узнать, какой путь проделал этот великий человек.

    Абай родился в конце первой половины XIX века в семье известного бая Кунанбая Оскенбаева на территории нынешней Восточно-Казахстанской области. От отца будущий писатель перенял лучшие мужские черты: целеустремленность, смелость, человечность и справедливость. Именно отцовский пример стал ориентиром для Абая в жизни и творчестве.

    Надо сказать, что имя «Абай» (‘осторожный’), известное в литературном мире, - это всего лишь прозвище, которое дала мальчику его бабушка Зере. При рождении будущего поэта нарекли Ибрагимом.

    Если отец научил мальчика быть мужчиной, то мама во многом привила ему любовь к творчеству. Улжан была мудрой, доброй и острой на язык женщиной. Она происходила из знатного рода шаншар, который издавна славился своим остроумием. Сыну она рассказывала древние легенды, сказания о подвигах батыров, пела песни.

    Однако в большей мере на творческие наклонности маленького Ибрагима повлияла бабушка. Вместе они проводили много времени. Зере рассказывала внуку истории и сказки, при этом Абаю всегда было мало. Он с упоением слушал сказания о жизни великих людей. Для будущего поэта бабушка стала первым наставником и учителем. Именно ей и матери он обязан умением интересно и красиво говорить.

    Заметив, что сын жадно тянется к знаниям, отец довольно рано отдает его на воспитание к мулле. Затем он продолжает учебу в медресе (мусульманская духовная школа). Там он постигает грамоту и учится персидскому и арабскому языкам.

    Будучи совсем юным, Абай оттачивал навыки ораторского искусства. Отец дал возможность развить их на практике. Он отозвал тринадцатилетнего сына с учебы, чтобы передать знания управления и обучить обязанностям главы рода.

    Абай нередко участвовал в родовых распрях и судебных разбирательствах. Здесь главной силой выступало слово. Чем красноречивее и находчивее человек, тем выше его шансы на победу. К сожалению, интересы отца и сына часто не совпадали.

    Кунанбай в таких делах руководствовался только выгодой для семьи. Абай не мог с этим мириться, поэтому шел наперекор воле отца и принимал решения по справедливости. На этой почве их отношения настолько испортились, что Абаю пришлось покинуть семью.

    Идеи и философия Абая Кунанбаева

    После разрыва отношений с отцом Абай провел следующие двадцать лет, изучая мировых, восточных и российских классиков. Постигал искусство слова. Много размышлял над философскими вопросами, такими, как связи человека, общества и закона.

    Абай был одним из первых демократов того времени. Он считал, что все законы и ответственные решения должны приниматься только в интересах народа. В своих произведениях Абай изобличал пороки власть имущих: взяточничество, ложь, подхалимство и злоупотребление должностными полномочиями.

    Абай всей душой ненавидел баев и биев, которые подкупом получили свои места. Народу они обещали процветание и решение проблем, а как только вступали в должность, тут же забывали о своих словах.

    Примечание: при царской России власть баев и биев была ограничена, однако решение вопросов местного значения и суды были в их юрисдикции. Поэтому обычным людям приходилось иметь дело с ними.

    Учитывая, что на большинстве выборов побеждали благодаря обману и подкупам, действовать иначе, кроме как в интересах царизма, чиновники не могли. По этому поводу Абай написал несколько строк: «Перед начальством русским бий юлит и гнется как лоза…».

    Такое же отношение у него было к духовенству, которое также не редко покупало свои должности. Абай считал, что большинство из них - это люди далеко не высоких моральных устоев, которые используют положение для личного обогащения.

    Поэт хотел, чтобы народ развивался и шел в ногу со временем. По его мнению, каждый разумный человек должен осознанно относиться к окружающей действительности. Главные пути достижения этого Абай видел в труде и образовании.

    Большое внимание в просветительской деятельности Абай уделял именно труду. Он считал, что упорный труд делает человека богатым как духовно, так и материально. С этой мыслью поэт в своих произведениях обращался прежде всего к молодежи. Ему было невыносимо наблюдать, как молодые казахи проводят жизнь в праздности.

    Увеличение благосостояния народа Абай видел в развитии:

    • Торговли, поскольку она служила средством общения между народами и стимулировала развитие производственных отраслей.
    • Ремесел, потому что казах, который умеет что-то изготавливать своими руками, всегда будет при деле и сможет прокормить себя и семью.
    • Земледелия, так как этот род деятельности был выгоднее скотоводства, обеспечивал лучшую основу для развития общества и не настолько зависел от изменчивого климата Великой Степи.

    Другое дело, что раскрыться казахскому народу в то время не позволял общественный строй. Чиновники и духовенство пользовались невежеством простого люда, обманывали его и нагло грабили. Абай был уверен, что сломить существующий порядок вещей может только просвещение и развитие науки.

    Эти и другие вопросы, в частности проблемы морали и права, Абай Кунанбаев поднял в знаменитом произведении «Слова назидания» (каз. «Қара сөз»). Это прозаическая поэма, состоящая из 45 притч.

    Изданное уже после смерти автора, «Черное слово» (так дословно переводится название с казахского) стало жемчужиной казахской литературы и утвердило Абая как ее первого классика. Произведение имеет несколько вариантов перевода на русский язык. Были попытки изложения на немецком и китайском, однако на этих языках передать глубокий смысл философских рассуждений Кунанбаева не удалось.

    Абай Кунанбаев: семья

    У великого поэта было трое сыновей, все они выросли творческими, образованными личностями. Однако судьба не дала им раскрыться.

    Первый сын Акылбай родился в 1861 году, но рос вдали от отца, поэтому не получил надлежащего образования. Однако после их воссоединения Абай заполнил этот пробел. Под влиянием отца у Акылбая проявились творческие способности. Он написал как минимум три поэмы:

    1. «Жарах» - не сохранилась.
    2. «Зулус» - до нас дошли лишь несколько куплетов.
    3. «Дагестан» - сегодня это произведение имеет огромную историческую ценность.

    Абай Кунанбаев любил своих детей одинаково, но большие надежды возлагал на Абиша - второго из сыновей. За знаниями он отправил его в Тюмень, а затем в артиллерийское училище Санкт-Петербурга. Однако после учебы Абиша не приняли на военную службу, так как тот подхватил туберкулез. Смертельная болезнь забрала жизнь парня на двадцать седьмом году в городе Верном (Алматы).

    Перенести этот удар Абаю помогло творчество. В память о сыне он сочинил девять стихов, однако до конца оправиться от потери так и не смог. Воспоминания жгучей болью отзывались в его душе.

    На младшего сына Магаша поэт возлагал не меньшие надежды, и он их оправдал. Начальное образование он получал в медресе и городском училище, пока не заболел. Боясь потерять еще одного ребенка, Абай забрал Магаша и лично занимался его просвещением.

    Парень вырос умным, смелым и целеустремленным. Конечно, с таким отцом он не мог не полюбить поэзию. Результатом его увлечения стали поэмы: «Енлик-Кебек», «Абылай» и самое объемное произведение «Медгат-Касым».

    Народ обожал Магаша за его справедливые решения в судах. Ему бы блистать и покорять сердца людей, но у судьбы были другие планы. Младший сын великого поэта покинул этот мир на тридцать четвертом году жизни.

    Абай не выдержал утраты, и через сорок дней после смерти Магаша Аллах забрал его. Старший сын Абая, единственный, кто пережил отца. К сожалению, ненадолго. Акылбай отправился вслед за ним, через месяц после его кончины.

    Абай Кунанбаев: стихи

    Творческий талант Абая еще в юности распознал известный поэт Дулат, который был частым гостем в доме Кунанбая. Первые стихи Абай начал писать во время учебы. Но они не дошли до нас, так как в то время было не принято издавать сборники, а обрывки бумаги, на которых поэт записывал стихи, утрачены навсегда. Мы можем судить о первых творческих потугах Абая только по произведениям, которые люди передавали из уст в уста.

    Активная творческая жизнь Абая началась в 1886 году, когда ему было уже больше сорока лет. Один из первых стихов того времени - «Лето». В нем он описал красоту казахской степи и жизнь обычных людей.

    Абай Кунанбаев был поэтом-импровизатором, который никогда не сидел над строками и не дорабатывал их. В моменты вдохновения с бледной кожей и слезами на глазах он бежал со всех ног за пером и записывал рифмы, которые лились словно река.

    Сам поэт говорил, что, возможно, если бы он шлифовал стихи, то они были бы намного лучше. Однако даже без обработки строчки произведений Абая Кунанбаева до сих пор считаются примером идеального слога.

    Большинство стихотворений Абая написаны в лирической форме с использованием шести- и восьмистишия. Всего в его творческой копилке около 170 стихов. В них он воспевал родные края, казахский народ, женщину и выступал против невежества и социального неравенства. Среди знаковых творений можно выделить стихи Абая Кунанбаева на казахском:

    • «Көзімнің қарасы»;
    • «Ғашықтық тілі - тілсіз тіл»;
    • «Қызарып, сұрланып»;
    • «Кулембаю».

    В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

    Как и в случае со стихотворениями, первые песни Абая не дошли до нас, однако нам доступно его более позднее творчество:

    • «Айттым сәлем, Каламкас»;
    • «Татьянаның хаты»;
    • «Қорболды жаным»;
    • «Ата-анағакөз қуаныш».

    В этих и других песнях он пытался передать красоту окружающего мира и донести до людей свои идеи и убеждения.

    Вклад Абая Кунанбаева в развитие культуры и общности казахского народа сложно переоценить. Невероятно насколько близок к обычным людям был человек, который принадлежал к высшему сословию. Современники Абая говорили, что он значительно опередил ту среду, которая его породила, и с ними нельзя не согласиться. Рекомендуем прочесть назидания Абая. Большинство притч актуальны по сей день.