Процессы фонетики. Комбинаторные и позиционные фонетические процессы

1.1 Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Действие фонетических законов в синхронии

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [би э с-ж аръ], [би э с-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] - [д^ма] - [дъь^вои].

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].

Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з"]делать; отбор - о[д]бор.

Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш"], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш"]ина, [т"]астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце - [с"э"рцъ], солнце - [сонцъ].

8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [би э да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и э на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Синхрония - (от греч. sýnchronós - одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».

Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) - более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).

Изучение фонетических явлений в плане синхронии - это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Позиционной меной звуков называется закономерное изменение их в слове в зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о] всегда чередуется со звуком [Λ], если оказывается в первом предударном слоге после твердых согласных (ср. [кот - кΛта]).

В современном русском литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены звуков.

Первый тип представляет позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пять ударный звук [а] находится в различных фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми согласными звук [а] выступает как гласный среднего ряда [а], перед мягким согласным оказывается более передним в конце своей длительности [а ], после мягкого согласного перед твердым согласным становится более передним в начале своей длительности [ а], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [а], [а ], [ а], [ а ].

В фонетических положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а], точно так же параллельно изменяются и звуки [о], [у]: плот - плоть - плётка - переплёте (плот - пло т" - пл"о ткъ - п"ьр"и е плöт"ь], суда - судя - сюда - сюсюкать [суда - су д"ъ - с" уда - с"ÿс"укът"].

Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.

Наличие в фонетической системе двух типов позиционной мены звуков - параллельной и непараллельной - является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и слабых позиций.

1.3 Комбинаторные изменения звуков

Комбинаторные изменения звуков, результат влияния окружающих звуков в речевом потоке.

1. В данных словах определите позиции гласных. Укажите характер и степень их редукции.

Аксиома - [ʌкс`иомъ]

а [ʌ] – гл. редуц., в нач. слова, безуд., слаб. позиц.

и [и] – гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [о] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

а [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

бабочка - [бабъчкъ]

воспитание - [въсп`итан`иь]

о [ъ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

и [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [и] - гл, нередуц., зауд., слаб. позиц.

грамота - [грамътъ]

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

о [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

а [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

доверху - [дов`и э рхъ]

е [и э ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

у [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

кремоватый - [кр`ьмʌватъj]

е [ь] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ы [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

накануне - [нъкʌнун`ь]

а [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

у [у] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

е [ь] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

остановились - [ʌстънʌв`ил`ьс`]

о [ʌ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [ъ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

и [и] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [ь] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

плясовая - [пл`исʌваь]

я [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [ʌ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

я [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

тяжелый - [т`ьжолъj]

о [о] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ы [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

улетают - [ул`и э таьт]

у [у] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ю [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

швейцар - [шв`ицар]

е [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

времяисчесление - [в`р`и э м`ьиш`эсл`эн`иь]

е [и э ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

я [ь] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

е [э] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

е [э] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [и] - гл, нередуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

е [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

2. Сравните слова. Какие фонетические процессы отражаются в каждой паре? Объясните их.

Резьба – косьба – происходит озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: ре[з"]ба - ко[з"]ба

пророк – порог – происходит оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; поро[к].

жмут – сжать – жженый – изжарить – происходит уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий: [ж]мут, [ж]ать, [ж]еный, и[ж]арить.

с чучелом – щуриться - происходит уподобление [ш]чучелом, [ш`]уриться.

второе – фтор - происходит оглушение [ф]торое.

шоколад – топот – происходит редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: ш[ъ] колад - топ[ъ]т.

мороз – морозный - происходит оглушение моро[с].

горести – горестный – происходит упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: горестный - [гор`ьснъj].

лист – листья – происходит смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: ли[с’]тья.

оторвать – отдежурить - происходит озвончение: о[д]дежурить.

мука – муку - происходит редукция: мук[ъ] - мук[ъ].

3. Затранскрибируйте предложения. Какие фонетические процессы наблюдаются? Подчеркните одной чертой позиционные изменения, двумя чертами – комбинаторные изменения звуков. Охарактеризуйте все процессы в выделенных словах. Охарактеризуйте звуки в слове скрипевший.

1. Ночь была лунная, морозная . Снег лежал сухой, легкий , коротко скрипевший под ногами.

[ноч бъ ла лунъь мʌ рознъь //сн`эк л`и э жал сухоj/л`охк`ь j коръ ткъ скр`ип`эфшъj пъ т нʌ гамь //]

морозная - происходит озвончение: моро[з]ная

легкий - происходит смягчение: ле[х’]кий.

скрипевший - происходит оглушение скрипе[ф]ший.

2. И отчее племя, и близкие души, и лучшее время все дальше, все глуше (Рубц).

[и от`чь пл`эм`ь и бл`иск`иь душъ /и лутшыъ в`р`эм`ь фс`о дал`шэ/фс`о глушъ //]

отчее - происходит уподобление о[ч]ее.

3. День с самого утра хмурился . Здесь на этом неприветливом северном море, на его пустынных островах и прибрежьях, круглый год ненастье (Бунин)

[д`эн` самъ въ утра хмур`илс`ь //с`д`эс` на этъ м н`эпр`ив`этл`ивъ м с`эв`ирнъ м мор`ь /на иво пустынъ х ʌ стрʌ вах и пр`ибр`эж`ах/круглъ j гот н`и э нас`т`ь ]

хмурился - происходит редукция: хмурилс[ь]

здесь - происходит оглушение [с]десь

северном - происходит редукция: сев[ь]рн[ъ]м

скрипевший [скр`ип`эфшъj]

с [с] - согл., шумн., фрик., зубн., глух., парн. [з],тв., парн. [с`].

к [к] - согл., шумн., взрывн., заднее-небн., глух. парн. [г], тв. парн. [к`]

р [р`] - согл., сон., плавн., зубн., зв., непарн., мяг., парн. [р].

и [и] - гл., верхн. подъем, перед. ряд, нелаб., безуд, предуд.

п [п`] - согл., шумн., взрывн., губн., глух., парн. [б], мяг., парн. [п].

е [э] - гл., ударн., сред. подъем, перед. ряд, нелаб.

в [ф] - согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [в], тв., парн. [ф`].

ш [ш] - согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [ж], тв., парн. [ш`].

и [ъ] - гл., редуц., послеуд.

й [j] - согл., шумн., фрикат., средне-небный, зв., непарн., мяг., непарн.

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Слово, 2005. – 328 с.

2. Виноградов В. В. Избранные труды. - М.: Наука, 2004. – 512 с.

3. Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 2004. – 165 с.

4. История русского языка / Под ред. С.А. Хорошилова. М.:Т ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 652 с.

5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2006 – 236 с.

6. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Наука, 2006 – 987 с.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Слово, 2006. – 529 с.

8. Современный русский язык. / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Педагогика, 2007. – 472 с.

Фонетический процесс, происходящий в слове, во многом объясняет его правописание и произношение. Это следует учитывать и при выполнении на уроках русского языка. Особое внимание уделяется здесь положению того или иного звука. Так называемые позиционные фонетические процессы характерны для большинства языков. Интересно, что многие изменения в звуковом оформлении слова зависят от местности проживания носителей. Кто-то округляет гласные, кто-то смягчает согласные. Различия между московским було[ш]ная и петербургским було[чн]ая стали уже хрестоматийными.

Определение понятия

Что же такое фонетический процесс? Это особые изменения в звуковой выраженности букв под воздействием всевозможных факторов. От этих факторов и зависит тип данного процесса. Если они не продиктованы самой лексической составляющей языка, общим произношением слова (например, ударением) - такое явление будет называться позиционным. Сюда относятся всевозможные редуцированные согласные и гласные, а также оглушение в конце слова.

Другое дело - те фонетические процессы в языке, которые дают стечения различных звуков в словах. Они будут называться комбинаторными (т. е. зависят от определенной комбинации звуков). Прежде всего сюда относят ассимиляцию, озвончение и смягчение. Причем оказывать влияние может как последующий звук (регрессивный процесс), так и предыдущий (прогрессивный).

Редукция гласных

Для начала разберем явление редукции. Стоит сказать, что она характерна как для гласных, так и для согласных. Что касается первых, то этот фонетический процесс полностью подчиняется ударению в слове.

Для начала следует сказать, что все гласные в словах разделяются в зависимости от отношения к ударному слогу. Влево от него идут предударные, вправо - заударные. К примеру, слово "телевизор". Ударный слог -ви-. Соответственно, первый предударный -ле-, второй предударный -те-. А заударный -зор-.

Вообще редукция гласных подразделяется на два типа: количественную и качественную. Первая определяется не изменением звукового оформления, а лишь интенсивностью и длительностью. Этот фонетический процесс касается лишь одного гласного, [у]. Для примера достаточно четко произнести слово "будуар". Ударение здесь падает на последний слог, и если в первом предударном "у" слышится четко и более-менее громко, то во втором предударном она слышится гораздо слабее.

Соврем другое дело - качественная редукция. Она предполагает не только изменение по силе и слабости звучания, но и по различной тембровой окраске. Таким образом, меняется артикуляционное оформление звуков.

К примеру, [о] и [а] в сильной позиции (т. е. под ударением) всегда слышатся отчетливо, перепутать их невозможно. Разберем для примера слово "самовар". В первом предударном слоге (-мо-) буква "о" слышится достаточно отчетливо, но до конца не оформившись. Для нее в транскрипции есть свое обозначение [^]. Во втором предударном слоге -са- гласный оформлен еще более нечетко, сильно редуцирован. Для него также есть свое обозначение [ъ]. Таким образом, транскрипция будет выглядеть так: [съм^вар].

Гласные, перед которыми стоят мягкие согласные, также весьма интересны. Опять же, в сильной позиции они слышатся отчетливо. Что же происходит в безударных слогах? Разберем слово "веретено". Ударный слог - последний. В первом предударном гласный редуцирован слабо, его в транскрипции обозначают как [и э ] - и с призвуком э. Второй же и третий предударные полностью редуцировались. Такие звуки обозначают [ь]. Таким образом, транскрипция следующая: [в’ьрьти э но].

Хорошо известна схема лингвиста Потебни. Он вывел, что первый предударный слог - самый четкий из всех безударных. Все остальные по силе уступают ему. Если гласный в сильной позиции принимать за 3, а самую слабую редукцию за 2, получится следующая схема: 12311 (слово "грамматический").

Нередки явления (часто в разговорной речи), когда редукция нулевая, т. е. гласный вообще не произносится. Встречается подобный фонетический процесс как в середине, так и в конце слова. К примеру, в слове "проволока" мы редко произносим гласный во втором заударном слоге: [провълкъ], а в слове "чтобы" до нуля редуцирован гласный в заударном слоге [штоб]

Редукция согласных

Также в современном языке существует фонетический процесс, называемый редукцией согласных. Он заключается в том, в конце слова практически исчезает (нередко встречается нулевая редукция).

Это связано с физиологией произношения слов: мы их произносим на выдохе, и воздушного потока порой недостаточно, чтобы хорошо проартикулировать последний звук. Зависит это и от субъективных факторов: темпа речи, а также особенностей произношения (например, диалектных).

Это явление можно встретить, например, в словах "болезнь", "жизнь" (некоторые диалекты не произносят последние согласные). Также иногда редуцируется j: слово "мои" мы произносим без него, хотя, по правилам, он быть должен, т. к. "и" стоит перед гласной.

Оглушение

Отдельным процессом редукции является оглушение, когда звонкие согласные меняются под воздействием глухих или в абсолютном конце слова.

Для примера возьмем слово "варежка". Здесь звонкий [ж] под воздействием глухого [к], стоящего позади, оглушается. В итоге слышится сочетание [шк].

Другой пример - абсолютный конец слова "дуб". Здесь звонкий [б] оглушается до [п].

Всегда звонкие согласные (или сонорные) также подвержены этому процессу, хоть и очень слабо. Если сравнить произношение слова "елка", где [л] стоит после гласного, и "вол", где этот же звук в конце, легко заметить разницу. Во втором случае сонорный звучит короче и слабее.

Озвончение

Совершенно обратный процесс - озвончение. Он относится уже к комбинаторным, т. е. зависящим от определенных звуков, стоящих рядом. Как правило, это касается глухих согласных, которые расположены перед звонкими.

К примеру, такие слова, как "сдвиг", "сделать" - здесь озвончение произошло на стыке приставки и корня. Наблюдается это явление и в середине слова: ко[з‘]ба, про[з‘]ба. Также процесс может проходить на границе слова и предлога: к бабушке, "с деревни".

Смягчение

Еще один закон фонетики заключается в том, что твердые звуки смягчаются, если после них идут мягкие согласные.

Существует несколько закономерностей:

  1. Звук [н] становится мягким, если стоит перед [ч] или [щ]: ба[н’]щик, карма[н’]чик, бараба[н’]щик.
  2. Звук [с] смягчается в позиции перед мягкими [т’], [н’], а [з], перед [д’] и [н’]: го[с’]ть, [с’]нег, [з’]десь, во[з’]ня.

Эти два правила касаются всех носителей академического языка, однако есть диалекты, где смягчение также происходит. К примеру, может произноситься [д‘]верь или [с’]ъем.

Ассимиляция

Определить фонетический процесс ассимиляции можно как уподобление. Другими словами, звуки, сложно произносимые, как бы уподобляются рядом стоящим. Это касается таких сочетаний, как "сч", "зч", также "шч", "здч" и "стч". Вместо них произносится [щ]. Счастье - [щ]астье; мужчина - му[щ]ина.

Также ассимилируются глагольные сочетания -тся и -ться, вместо них слышится [ц]: венча[ц]а, боя[ц]а, слыши[ц]а.

Сюда же относится и упрощение. Когда группа согласных теряет один из них: со[н]це, извес[н]як.

Она представляет собой непрерывный поток звучания, который разворачивается во времени и пространстве. Таким образом, звуки произносятся не изолированно, а в речевом потоке связной речи, что обуславливает возможность их фонети­ческих преобразований. Эти преобразования звуков в потоке речи представ­ляют собой фонетические процессы (изменения) , которые являются синтагматически обусловленными. Живые фонетические процессы (далее - ФП) прежде всего подразделяются на две большие группы: 1) первичные ФП и 2) вторичные ФП . В свою очередь каждая из названных групп является неоднородной, охватывая частные подтипы и разновидности фонетических изменений.
І. ПЕРВИЧНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Выделяют две группы фонетических условий, обуславливающих дейст­вие первичных ФП:

1. Влияние общих условий произношения, артикуляции звука, т. е. его место, позиция в потоке речи (ударный или безударный слог, позиция перед паузой или после нее, позиция в начале или в конце фонетического слова). Изменения звуков, вызванные влиянием общих условий произношения, местом звука в рамках фонетического слова, называются позиционными ФП .

2. Влияние звуков друг на друга, их взаимодействие. Изменения смежных (соседних) или несмежных (отдаленных друг от друга) звуков, обусловленные их взаимодействием, называются комбинаторными ФП (combinare ‘соединять, сочетать’).
1. ПОЗИЦ ИОННЫЕ ФОНЕТИЧ ЕСКИЕ ПРОЦЕС СЫ
Позиционные ФП прежде всего включают редукцию гласных и оглуше­ние конечных звонких согласных.

1.1. Редукция гласных (reductio ‘отодвигание, возвращение, отклонение назад’) - ослабление артикуляции гласных в слабой позиции, т. е. в безударном слоге, которое вызывает количественно-качественные изменения гласного и может даже привести к его полному исчезновению.

Разница в звучании ударных и безударных гласных (слогов) в разных языках неодинакова. Это зависит от физической природы ударения того или иного языка. Так, в украинском и немецком языках существует определенное отличие в звучании ударных и безударных гласных звуков , но это отличие не является таким значительным, как в русском и английском языках .

Редукция гласных бывает двух типов.

А. Количественная редукция - это редукция, при которой гласные звуки безударных слогов утрачивают силу и долготу, но сохраняют свое качество, т. е. тембр. Так, в рядах слов д ý б - дубóк - дубовúк и бýр - бурáв - буровóй возрастает слабость и краткость звука [у] по мере отдаления его от ударного слога, но этот звук сохраняет свое качество, т. е. харак­терный для него тембр.

Б. Качественная редукция - это редукция, при которой гласные безударных слогов утрачивают не только силу и долготу, но и некоторые признаки своего тембра, т. е. своё качество. Степень качественной редукции зависит от места безударного слога относительно ударного, а само наличие качественной редукции определяется типом словесного ударения в этом языке по его физической природе.

По физической природе словесное ударение в украинском языке является динамическим (силовым), а в русском языке - динамико-квантита­тивным, т. е. ударные слоги одновременно являются и более сильными, и более долгими.

Так, в украинском языке между безударными слогами выдыхаемая энергия распределяется более или менее равномерно, поэтому безударные гласные произносятся чётко и выразительно. Таким образом, в современном украинском языке нет качественной редукции гласных: молоко [молокó]. В украинском языке только безударные [е] и [и] в слабой позиции звучат одинаково как и ] , а также [о] перед [у] и перед ударным [і] приобретает соответствующий призвук , становясь более губным: [зо у зýл´а], [ко у жýх], [со у б’і].

В русском языке ударение намного сильнее, потому на ударный слог приходится больше выдыхаемой энергии, чем на безударный, вследствие чего ударный слог резко выделяется на фоне безударных слогов. В то время как на безударные слоги приходится очень мало выдыхаемой энергии, между ними она распределяется как бы по остаточному принципу. В силу этого гласные в безударных слогах претерпевают существенные изменения. Таким образом, в русском языке, в отличие от украинского, существует качествен­ная редукция гласных: молоко [мъл^кó], часы [чи е с΄ы]. Сравните варианты фонемы в таких словах русского языка, как вóды [вóды], вода [в^дá], водяной [въд’э и нó . і]. В первом слове это звук заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный, во втором - задне-среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, в третьем - среднего ряда, среднего подъема, нелабиа­лизованный.

Таблица гласных звуков русского языка (с учетом редуцированных)


Передний ряд

Средний ряд

Задний ряд

Верхний подъем

[и]

[ы]

[у]

Верхне-средний подъем

[и э ] [ь]

[ы э ]

Средний подъем

[э]

[ъ]

[о]

Нижний подъем

[а]

Нелабиализованные

Лабиализованные

При очень сильной редукции безударные гласные могут совсем исчезать: русск . жáв(о)ронки , прóвол(о)ка , сýтол(о)ка, всё-т(а)ки , с(ей)чáс , (И)ван (И)вáн(ов)ич ; англ . I am busy , it is . В английском языке конечные редуцированные гласные совсем исчезли: fase ‘лицо’ , game ‘игра’ , name ‘имя’ . В древнерусском языке произошел процесс падения редуцированных гласных [ъ] и ] в слабых позициях: съна > cна , видъ > вид .

1.2. Оглушение конечных звонких согласных - это еще одна разновидность позиционных фонетических процессов, т. е. во многих языках конечные звонкие согласные оглушаются.

Следует отметить, что для одних языков (русского, белорусского, польского, немецкого, турецкого, туркменского) названный фонетический процесс является нормой литературного произношения, а для других языков (украинского, английского, французского, испанского) представляет собой отклонение от литературных норм, т. е. ошибку.

Русск . пру д [прут ], дру г [друк ], зу б [зуп ]; белорусск . гора д [гóрат ], захад [зáхат], воз [вос]; польск . kre w ‘кровь’ , kuli g ‘катание на санках’ , krę g ‘позвоночник’ ; немец . Han d ‘рука’ , Bun d ‘союз’ , Zu g ‘поезд’ - в приведенных словах конечные звонкие согласные оглу­шаются, т. е. произносятся как парные глухие. Физиологической основой этого явления считается преждевременное возвращение произносительного аппарата в состояние покоя.

1.3. Лениция (lenis ‘слабый, вялый’) - это процесс ослабления артикуляции согласных звуков в некоторых позициях. Так, в русском языке слогообразующий звук [j] в позиции конца слова произносится как неслого­вой [ĭ]: мой [мо . ĭ]. В испанском языке согласные [b] и [d] в начале слова произносятся как взрывные , а в середине слова - как щелинные.
2. КОМБИНАТОРНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Комбинаторные ФП включают аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

2.1. Аккомодация (accomodatio ‘приспособление’) - частичное приспособление артикуляции одного звука к характеру образования другого звука.

Особенности аккомодации :

1) происходит между разнородными звуками, т. е. между гласным звуком, с одной стороны, и между согласным, с другой;

2) происходить только между соседними звуками.

Так, в славянских языках гласные непереднего ряда ([а] , [о] , [у] ) частич­но приспосабливаются к артикуляции соседнего мягкого согласного, в результате этого процесса становясь более напряженными в произношении и немного более передними по ряду. Таким образом, гласные переднего и среднего ряда ([ и ] , [ е ] , [ ы ] ) такого типа аккомодации не испытывают. В русском языке , в отличие от украинского , этот тип аккомодации происходит только под ударением.

В ряде слов русского языка при объединении конечного твердого согласного приставки и начального корневого согласного [и] происходит приспособление артикуляции гласного [и] к произношению соседнего велярного (твердого) согласного, вследствие чего гласный [и] изменяет свое качество и преобразуется в гласный среднего ряда [ы] . При этом названный фонетический процесс закреплен на письме: пред ы стория, под ы тожить, под ы грать, под ы скать, без ы дейный, без ы нициативный .

Типы аккомодации по направленности

А. Прогрессивная аккомодация (предыдущий мягкий согласный влияет на последующий гласный): сяду [с’ . á ду], мята [м’ . á та], лён [л’ . ó н], люк [л’ . ý к].

В фонетической транскрипции аккомодация обозначается точкой возле гласного с той стороны, с какой по отношению к этому гласному расположен мягкий согласный.

Б. Регрессивна аккомодация (последующий мягкий согласный влияет на предыдущий гласный): царь á . р’], ноль ó . л’], куль ý . л’].

В. Прогрессивно-регрессивна (двухсторонняя) аккомодация (гласный непереднего ряда с двух сторон окружен мягкими согласными): сядь [с’ . á . т’], мяч [м’ . á . ч], тюль [т’ . ý . л].

Сравните также, например, с одной стороны, слово русского языка няня [н’ . á . н’а], где второй безударный звук непереднего ряда [а] не аккомоди­руется, и, с другой, - слово украинского языка няня [н΄ . á . н΄ . а], где аккомо­дированы оба звука [а] (ударный и безударный).

2.2. Ассимиляция (assimilatio ‘уподобление’) - это артикуля­ционное и/или акустическое полное или частичное уподобление одного звука другому в речевом потоке в рамках фонетического слова. Это процесс образования подобных или одинаковых звуков из разных.

Особенности ассимиляции и диссимиляции :

1) в отличие от аккомодации, при ассимиляции, как и при диссимиляции (расподоблении звуков), взаимодействуют однородные звуки , т. е. согласный и согласный или гласный и гласный;

2) ассимиляция и диссимиляция, в отличие от аккомодации, могут происходить как между соседними, смежными звуками, так и между звука­ми, которые отдалены друг от друга в рамках фонетического слова одним звуком или несколькими.

Типы ассимиляции

1. По характеру взаимодействующих звуков :

а) между согласными - консонантная ( лат. consonantis ‘согласный звук’) ;

б) между гласными - вокалическая (vocalis ‘гласный звук’) .

2. По конкретным признакам взаимодействующих звуков :

а) для гласных - по ряду, по подъему, по дополнительной артикуляции;

а) контактна я - взаимодействуют соседние звуки, т. е. эти звуки расположены рядом;

б) дистактная (dis ‘раз’ и tactum , tangere ‘касаться’) - взаимодействуют звуки, отдаленные друг от друга в рамках фонетического слова одним звуком или несколькими, т. е. происходит на расстоянии.

5. По результату процесса :

а) неполная (частичная) ассимиляция - звуки приближаются по признакам, но полностью не совпадают, т. е. уподабливаются не полностью;

б) полная ассимиляция - звуки уподабливаются полностью, т. е. становятся абсолютно одинаковыми.

Примеры ассимиляции

Это ассимиляция согласных (консонантная) по участию голоса (по звонкости), регрессивная, контактная и частичная (неполная).



Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная, контактная и полная.


(4) прост. экспро мт >

экспро нт

↓ ↓

↓ ↓

губной

язычный

язычный

язычный



(5) нем. Zi mb er ‘комната’ >

Zi mm er

↓ ↓

↓ ↓

сонорный

шумный

сонорный

сонорный

Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, прогрессивная, контактная и полная.

(6) прост. а дв окат >

а бв окат

↓↓

↓↓

язычный

губной

губной

губной

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная, контактная и неполная (частичная).

(7) прост. ерунда >

юрунда

↓ ↓

↓ ↓

средний подъем

верхний

подъем


верхний

подъем


верхний

подъем


Это ассимиляция гласных (вокалическая) по подъёму, регрессивная, дистактная и полная.

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту и по способу образования, регрессивная, дистактная и полная.

(9) диал. река >

[р’е кá ]


ряка

[р’а к á ]


↓ ↓

↓ ↓

передний ряд,

средний подъем


средний ряд,

подъем


средний ряд,

подъем


средний ряд,

подъем


Это ассимиляция гласных (вокалическая) по ряду и по подъёму, регрессивная, дистактная и полная.



(11) жи зн ь

[жыз н ]

↓↓

↓↓

твёрдый

мягкий

мягкий

мягкий

Это ассимиляция согласных (консонантная) по дополнительной артику­ляции (по палательности), регрессивная, контактная и неполная (частичная).

Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная, дистактная и частичная.

Это ассимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная, дистактная и полная.

(14) прост. Эре нб ург >

Эре мб ург

↓ ↓

↓ ↓

язычный

губной

губной

губной

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная, контактная и неполная (частичная).

Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная, контактная и полная.

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, прогрессивная, контактная и частичная.

Отдельным типом дистактной ассимиляции, происходящей только меж­ду гласными, является сингармонизм (syn ‘вместе’ и harmonia ‘созву­чие’), при котором аффиксальные гласные уподабливаются гласным корня.

В зависимости от артикуляционного признака выделяют различные типы сингармонизма, но чаще всего в учебной литературе гармонию гласных рассматривают как уподобление звуков по ряду, т. е. гласные аффикса переходят в тот самый ряд, что и корневые гласные.

Явление сингармонизма характерно тюркским, монгольским, тунгусо-манчжурским, финно-угорским языкам, корейскому языку, а также одному из древнейших языков - шумерскому. Следы сингармонизма отчетливо видны в таких заимствованных из тюркских языков словах, как шалаш, баран, сундук, утюг, урюк, бурдюк .

С фонетической точки зрения сингармонизм гласных по ряду заклю­чается в том, что каждое слово в этих языках должно содержать или только гласные переднего ряда и палатальные согласные, или только гласные заднего ряда и велярные согласные. Так, в корейском языке гласным о-а корня или его конечного слога соответствует гласный а в составе аффикса, а гласным u, i, w, о корня - гласный о в рамках аффикса. В турецком языке как в исконных, так и в заимствованных словах гласный аффикса уподабливается гласному последнего слога основы: defterl e r-imis-d e n ‘из наших тетрадей’, но kitapl a r-imiz-d a n ‘из наших книг’. Так, в турецком языке употребление вариантного суффикса -lar/-ler предопределяется законом сингармонизма: если в корне имеется гласный непереднего ряда, то используется суффикс
-lar , например, odalar ‘комнаты’, если же в корне гласный переднего ряда, то используется суффикс - ler , например, elver ‘дома’. Например, в таких словах венгерского языка , как levelemben ‘в моем письме’, Magyarorszagon ‘в Венгрии’ отражается сингармонизм гласных по ряду, а в слове kцszцnцm ‘спасибо’ - по лабиализации.

Сингармонизм подчеркивает единство слова, но вместе с тем приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.

Фонетические процессы - это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы назы­ваются комбинаторными), другие обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными).

К комбинаторным относятся ассимиляция, диссимиляция и упрощение групп согласных (диереза).

К позиционным относится оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова).

Ассимиляция - это уподобление звука соседнему звуку. Ас­симиляция характеризуется по следующим признакам: 1) по на­правлению; 2) по результату; 3) по положению.

По направлению ассимиляция бывает дв\х: типов: регрессивная и прогрессивная. При регрессивной ассимиляции последующий звук уподобляет себе предыдущий, например лавка - Глафкъ]. По­следующий глухой согласный [к] уподобляет себе предыдущий звонкий согласный [в] и делает его глухим - [ф]. При прогрессив­ной ассимиляции предыдущий звук уподобляет себе последую­щий. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, примеров прогрессивной ассимиля­ции в литературном языке нет. Прогрессивная ассимиляция мо­жет встречаться лишь в говорах и просторечии, например на мес­те литературного Baa произносят Ва[н"к"]я.

По результату ассимиляция может быть полной и неполной (частичной). При полной ассимиляции один звук уподобляется другому по всем признакам: 1) по месту образования преграды; 2) по способу образования преграды; 3) по соотношению голоса и шума; 4) по твёрдости и мягкости. Например отдать - о[дд]атъ - о[д]атъ. Глухой согласный [т] уподобляется последующему звон­кому согласному [д] и становится звонким [д], сливаясь в произ­ношении в один долгий звук [д]. Остальные характеристики звуков [т] и [д] (по месту образования, по способу образовании,
по твёрдости) одинаковые. При неполной ассимиляции один звук уподобляется другому не по всем признакам, а лишь по некото­рым, например всё - [фс"э]. Это неполная ассимиляция, так как пре­дыдущий звонкий согласный звук [в] уподобляется последующему глухому согласному звуку лишь по глухости. По способу образо­вания звуки |в] и оба щелевые, т е. нет необходимости в упо­доблении. Звук [ф] остается также щелевым. По остальным при­знакам нет уподобления: 1) по месту образования - [ф] губной, a переднеязычный; 2) по твёрдости и мягкости - [ф) твёрдый, a мягкий.

По положению ассимиляция может быть контактной и ди­стантной. При контактной ассимиляции уподобляемый и уподоб­ляющий звуки находятся рядом, между ними нет других звуков, например: низко - mιo. Литературному языку свойственна кон­тактная ассимиляция. При дистантной ассимиляции между упо­добляемым и уподобляющим звуками находятся другие звуки (или звук). Примеры дистантной ассимиляции встречаются в гово­рах и просторечии. Например, в слове шоссе между звуками [ш] и [с] находится звук [А].

Виды ассимиляции:

1. Ассимиляция по глухости. Парные звонкие шумные соглас­ные, находясь перед глухими шумными согласными, уподобляются им и становятся тоже глухими: будка - 6ya, всё - [фс"э]. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по глухости.

2. Ассимиляция по звонкости. Парные глухие шумные соглас­ные, находясь перед звонкими шумными согласными, уподобля­ются им и становятся звонкими: отбить - о[дб]йтъ, сдать [зд]атъ.

Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по звонкости.

Ассимиляция по звонкости и по глухости происходит в пределах фонетического слова, т.е. она наблюдается и на стыке служебного слова со знаменательным: с горы - [з г]оры (ассимиляция по звон­кости), из парка - и [с n]apκa (ассимиляция по глухости).

Согласные [в], [в 1 ] перед глухими шумными оглушаются: всех - [φc"]ex (регрессивная ассимиляция по глухости). Но глухие шумные согласные перед [в], [в 1 ] не становятся звонкими: свист - [ев]ист, а не [зв]ист.

3. Ассимиляция по мягкости. Парные твёрдые согласные, на­ходясь перед мягкими согласными, уподобляются им и становятся мягкими: мостик - мо[с"т"]ик. Раньше перед мягкими согласными твёрдый согласный должен был заменяться мягким, но в современ­ном произношении наметилась тенденция к отсутствию ассимиля­тивного смягчения, хотя в части согласных этот закон действует.

4. Ассимиляция по твёрдости. Парные мягкие согласные, на­ходясь перед твёрдыми согласными, уподобляются им и становятся твёрдыми: лаге[р"] - лаге[рн]ый, гря[з"]и - гря[зн]ый. Однако такая ассимиляция в русском языке непоследовательна и встречается в единичных случаях. Кроме того, она связана с определённой струк­турой слова: происходит только при словообразовании прилага­тельных и (реже) существительных на стыке производящей основы и суффикса: зве[р] - зве[рск"]ий, ко[н] - kouu, cme - cme[m]ou, рыца[р"] ръ"ца[рств]о и т.п.

5. Ассимиляция по месту образования (ассимиляция свистя­щих перед шипящими). Согласные [с], [з] перед шипящими ста­новятся сами шипящими и сливаются с ними в один долгий звук (полная ассимиляция).

Диссимиляция - расподобление звуков в потоке речи, находя­щихся в пределах одного слова. Диссимиляция свойственна ненор­мированной речи. В литературном языке она наблюдается только в двух словах - мягкий и легкий и в производных от них образовани­ях.

В общеславянском языке происходила диссимиляция тт - ст, дт - ст, так как по закону отрытого слога в общеславянском языке не должно быть рядом двух взрывных согласных, потому что в этом случае первый взрывной согласный делал слог закрытым. Фрика­тивные же не закрывали предыдущего слога, их можно было бы произнести со следующим слогом. Поэтому стечение двух взрыв­ных устранялось в общеславянском языке диссимиляция согласных. Это привело к возникновению чередований взрывных согласных с фрикативными: мету - мести, бреду - брести, плету - плести, в просторечных произношениях: бомба - бои ба, трамвай - трамвай.

Упрощение групп согласных. При стечении трех или более со­гласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (местный), здн (праздник), стл (завистливый), стек (туристский), стц (истца), здц (уздцы), нтц (талантца), ндц (гол­
ландцы), нтск (гигантский), рдц или рдч (сердце), лнц (солнце). В словах и формах, образованных от основ чувств-, здравств-, не произносится согласный в. Почти во всех случаях упрощение при­водит к выпадению зубных согласных д или т.

Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего време­ни: веду, но вел; плету, но плел и утрату суффикса -л у глаголов прошедшего времени в мужском роде после основ на согласный - нес, но несла, мог, но могла.