Проблемы современной молодежи: специфика и особенности. Отношение взрослых детей с родителями. Безработица молодежи как социальная проблема

Современная наука рассматривает молодежь как социальнодемографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности особенностей социального положения, социальнопсихологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, условиями социализации в обществе. К молодежи обычно относят людей в возрасте 16-30 лет. Это поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее (а в более зрелом возрасте - уже усвоившее) образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Относительно более однородную - и по возрасту, и по социальным характеристикам - часть молодежи представляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основной вид деятельности которых составляет учеба и подготовка к будущей трудовой жизни. Для социализации молодежи характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества от целенаправленного осуществления воспитательной функции приводит к деформации социализации, доминированию в ней процесса адаптации, т.е. приспособления к социальной среде. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в переходном типе общества, отличающемся утратой четких социальных ориентиров и норм. Один из важнейших аспектов социализации личности - политическая социализация. Она существует во всех современных обществах. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, становясь политическим субъектом. При этом политическая социализация молодежи, в частности современной российской молодежи, имеет свои тенденции и особенности. Отношение современной молодежи к существующей в России власти носит нейтральный характер. Молодое поколение относится к политике и власти как к объективной реальности, которая не вызывает ни восторга, ни резких отрицательных эмоций. Это дает основание говорить об аполитичности российской молодежи. Такое положение имеет негативное содержание. Если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых людей чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее опасна и чрезмерная политизация отдельных групп молодежи, которая приобретает черты политического и национального экстремизма. По данным социологического исследования, проведенного среди старшеклассников петербургских школ, «участие в политической жизни» заняло последнее место (6,7 % опрошенных). Политикой интересуется лишь 16,7 % опрошенных. Объяснить политическую апатию молодежи можно тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по молодежи, а также тем, что на протяжении последних лет отсутствует какая- либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы. В результате формируется тотальное отчуждение молодежи от власти, которое может перерасти в активное ее неприятие. С другой стороны, определенная часть молодежи вписалась в новые условия жизнедеятельности, и ее неучастие в политике связано с тем, что она не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни и находит более перспективные способы са - мореализации. Однако более детальный анализ полученных данных не дает основания для однозначного вывода об аполитичности молодежи. Они свидетельствуют о том, что аполитичность молодежи не имеет всеобщего характера. Больше половины (52 %) молодых россиян следят за происходящими в стране событиями, 18 % постоянно читают газеты. Кроме того, результаты исследования показывают, что по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта интерес к политике растет. Так, в возрасте 24-26 лет внимательно следят за политикой в два раза больше молодых людей, чем в возрасте до 20 лет. Интерес к политике возрастает также в связи с повышением уровня образования. Особо повышенный интерес к политике проявляют определенные социально-профессиональные группы. Это прежде всего молодые военные, предприниматели, представители гуманитарной интеллигенции. А отсутствие такого интереса характерно для молодых рабочих, работников торговли, жителей села и, как ни странно, студентов. Ухудшение ситуации в стране в конце 1990-х гг. привело к тому, что абсолютное большинство институтов"власти полностью потеряли авторитет в глазах как всего населения в целом, так и молодежи. В настоящее время в сознании молодежи имеет место в основном негативный взгляд на современное состояние России и на ее будущее. Лишь 8,8 % молодых людей верят в то, что Россия в ближайшие 5-10 лет станет экономически развитой страной, 12,6 % - в то, что она станет демократическим государством. В то же время молодежь пока не определилась, при каком политическом строе она хотела бы жить. Формированию мнения о политике как о сфере чуждой и далекой от интересов молодежи в немалой степени способствуют представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится у власти. Однако такое мнение не является свидетельством конфликта поколений. Большинство молодежи как раз полагает, что сейчас у власти находится новая молодая номенклатура, у которой есть деньги, но мало политического опыта для управления регионами и страной в целом. Один из принципиальных вопросов, все активнее обсуждаемых в последнее время, - это вопрос о возможности радикализации современной молодежи. Причем те, кто готов к активным способам протеста, - это не только малоимущие элементы, но и существенная часть тех, кто считает свое материальное положение сегодня вполне благополучным. То есть при определенных условиях к радикальным способам отстаивания собственных интересов может прибегнуть и та часть молодежи, которой уже «есть что терять». Тем не менее даже при ухудшении уровня жизни вероятность резкой радикализации значительной части молодежи сравнительно невелика, прежде всего по причине крайне низкого уровня ее самоорганизации. Однако это не означает, что вхождение в жизнь нынешнего и особенно следующего поколения молодежи будет происходить бесконфликтно. Повышение требований к образованию и квалификации, заметное снижение спроса на рабочую силу в сфере финансов, бизнеса, торговли, т.е. в тех сферах, которым отдает предпочтение подавляющее большинство молодежи, начинает сказываться уже сейчас, вызывая беспокойство молодых людей за свое будущее. В моменты серьезных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества, перемен ценностей, уровня жизни, неясности жизненных перспектив и обострения социальных противоречий особую опасность для общества представляет экстремизм. Неудовлетворенность молодежи условиями жизни в стране приводит к тому, что многие мечтают уехать за границу. У другой части молодежи, которая не имеет такой перспективы, негативизм по отношению к сложившейся ситуации порождает стремление изменить свою жизнь любыми способами, в том числе и экстре м ал ьн ы м и. Молодежный экстремизм как явление нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Его можно связать и с изменениями политико-экономического состояния общества, и с происходящей ныне коренной ломкой складывавшихся веками и освященных культурой образцов поведения. Во втором случае можно сказать, что современный молодежный экстремизм в России есть отражение резкого перехода от одного типа культуры к другому. Смена культурных эпох влечет за собой смену норм поведения. В нынешней ситуации молодежь хорошо осознает несоответствие навязываемых ей культурных норм с реальной жизнью, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру. Этот конфликт может проявляться как на сознательном, так и на поведенческом уровне. Экстремизм часто отождествляется и с фашизмом, и с шовинизмом, и с радикализмом. В действительности же все эти явления - только части более широкого явления политического экстремизма. Признаки политического экстремизма определены в Уголовном кодексе РФ. Это публичные призывы к насильственному захвату власти, совершение действий, направленных на насильственный захват власти, организация вооруженного мятежа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Однако в чистом виде политический экстремизм встречается нечасто. По сравнению с экстремизмом старших поколений молодежный политический экстремизм имеет некоторые существенные отличия. Он менее организован, стихиен и не имеет серьезной идеологической основы. Молодые экстремисты не склонны к компромиссам, в то время как подавляющая часть старших их «коллег» при наступлении критической ситуации может частично изменить свою политическую позицию и договариваться с более сильным противником. Как правило, молодые экстремисты еще не имеют достаточного опыта для проведения своих акций, поэтому многие их действия оказываются неэффективными и безрезультатными. Но сами по себе действия молодых экстремистов более активны, жестоки и решительными, чем у старших и более опытных. Отчасти это можно объяснить тем, что в силу своего возраста молодежь менее, чем взрослые, склонна бояться тюрьмы, смерти, физических травм, поэтому она готова на самые рискованные действия. Отсутствие страха перед опасностью у них подкрепляется ощущением безнаказанности. Кроме того, многих молодых экстремистов, как оказывается, невозможно преследовать по закону по причине их малолетнего возраста. Обычно молодые экстремисты склонны группироваться вокруг какой-нибудь известной экстремистской организации (объединения). Причем сначала молодой человек, пришедший в организацию такого рода, может и не быть экстремистом; он становится им в процессе участия в деятельности такой организации и постепенного усвоения ее идеологии. В настоящий момент в России существуют партии и организации, подпадающие под определение экстремизма. По своей идеологической направленности такого рода экстремистские объединения бывают как правого, левого, так и религиозного толка, и в каждом из них существует определенная группа молодежи, всеми силами стремящаяся способствовать деятельности такого объединения. Можно назвать целый ряд причин и факторов, которые порождают молодежный политический экстремизм. Первый из факторов, влияющих на развитие и становление молодежного политического экстремизма, - это современные условия жизни, значительно ухудшившиеся за последние несколько лет. В России существует огромное количество молодых людей, не вошедших в число тех, кто преуспевает. Они с ужасом осознают, что обречены на прозябание, никому не нужны, будут жить гораздо хуже родителей и что неопределенность ситуации, существующей в стране на настоящий момент, будет длиться еще долгое время, а значит, у них нет будущего. Это заставляет искать какой-нибудь выход, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу, - т.е. прямо в оппозиционно настроенные организации. Среди этих организаций наиболее привлекательные для молодежи - это крайне правые и крайне левые экстремистские орга - низации, дающие ощущение риска, романтики, возможность активных действий и не делающие упора на моральные качества и умственные способности молодого человека. Незначительная часть молодежи вступает в ряды официально признанных оппозиционных организаций, в основном левых. Но там могут удержаться лишь немногие, так как в этих организациях существует дисциплина и четкие, твердо соблюдаемые нравственные принципы и идеалы. Другой причиной, повлиявшей на всплеск молодежного экстремизма, прежде всего праворадикального и фашистского толка, стала война в Чечне. Она нанесла колоссальный ущерб националь ной политике в России, породила представление о кавказцах как о врагах русского народа, православной веры, как о фанатиках- исламистах, использующих самые крайние меры для распространения своей веры. Молодежь, таким образом, «нашла врага». Еще один фактор, обостривший крайние националистические настроения среди молодежи России, - усиление миграционных процессов, связанных с переселением больших групп людей в первую очередь из регионов Кавказа и Средней Азии. Следствием невиданного спада и кризиса всех отраслей производства в России стала безработица, особенно среди молодежи. Поэтому приток переселенцев еще более обостряет эту проблему. Кроме того, часть приезжих стала заниматься преступной деятельностью. Создаются этнические преступные группировки, которые занимаются кражами, грабежами, совершают насилия, убийства, главным образом, в отношении коренного русского населения, зачастую по жестокости и масштабам своих действий оставляя местные криминальные группировки далеко позади. Наконец, недостаточное внимание государства к молодежным проблемам досуга, культурного развития и морально-нравственного воспитания также влияет на возникновение молодежного экстремизма. Плохая забота о досуге молодежи, о полезном времяпрепровождении, отсутствие бесплатных дискотек, творческих кружков, спортивных секций заставляют молодежь самостоятельно заполнять свой досуг и часто толкают ее на путь хулиганства, вандализма и экстремизма. А экстремистские организации делают все возможное, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше молодежи и подростков, используя при этом и их желание развлечься, чем-то заполнить свободное время. Свое влияние на развитие предпосылок экстремизма среди российской молодежи оказала массовая культура. Ее образцы, скопированные с нелучших западных стандартов, кровавые боевики и триллеры, а также телепередачи, культивирующие у молодежи жестокость, насилие, приводят к тому, что значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно искалеченная массовой культурой, вырастает агрессивной, бездуховной и жестокой. Современное состояние молодежной субкультуры в России характеризуется следующими чертами. Это - социальное отчуждение современной российской молодежи, которое проявляется чаще всего в апатии, безразличии к жизни общества, образно говоря - в позиции «стороннего наблюдателя». Усугубляется межпоколен- ное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия - от разрушения внутрисемейных контактов до противопоставления себя всем предшествующим поколениям. Особенно явно это противопоставление прослеживается на уровне культурных ценнос - тей молодежи - молодежной моды, музыки, общения, - отличных от родительских. Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг воспринимается, особенно юношеством, как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента отходят на второй план перед реализацией экономических (зарабатывание денег) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей. Но и досуг часто превращается в «ничегонеделание», в то время как познавательная и творческая функции досуга не реализуются. Однако молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется в нарастании сцен насилия в кинематографе, театре, музыке, на телевидении. Все это противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Экранное насилие усиливает криминализацию современной жизни, особенно пагубно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Российская молодежь всегда отличалась, с одной стороны, радикализмом, а с другой - рациональным осмыслением действительности. В современных условиях усложнился и удлинился процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьезным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток - в другой. Важную роль в становлении социальной зрелости молодежи играют семья, школа, вуз. Все они выполняют воспитательную функцию, и именно в настоящий момент работа по воспитанию молодежи должна быть усилена. Но она не может быть плодотворна без постоянной поддержки государства, которое должно создавать необходимые социально-экономические и политические условия для формирования всесторонне развитой и ответственной личности и преграждать дорогу всем проявлениям экстремизма. Вопросы и задания 1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки? 2. В чем состоят особенности социализации молодежи? 3. В чем состоят особенности современной российской молодежи? 4. Каково отношение современных молодых людей к политике? 5. Как ведет себя молодежь в условиях социальных перемен? Какой аспект поведения вам более близок? 6. В чем выражается молодежный экстремизм? 7. В чем состоят причины молодежного экстремизма? 8. Какую роль должно играть государство в формировании прогрес сивной молодежи в нашей стране? 9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты? 10. Проведите дискуссию на тему «Мое отношение к проблемам мо лодежи».

Главная > Программа

Программа дискуссии на тему:

Молодежь - субъект модернизации современной России?

Ознакомление с программой и информационными материалами.

Представление программы «Либеральные клубы»

«Что такое модернизация и нужна ли она России?» (представление, работа с карточками, дискуссия)«Молодежь – субъект или объект модернизации современной России?»

Базовые ценности молодежи в современных условиях: изменения неизбежны? (работа с карточками, дискуссия)

ПерерывГотова ли молодежь Саратовской области стать ответственной за свою судьбу?

(работа с карточками, дискуссия)

«Какая модернизация нужна молодежи современной России?» (Дискуссии в группах)Итоговая дискуссия

Из послания Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ Д.А. Медведева

… В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей. Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчинённую сугубо прагматичным целям. Вместо прошлой построим настоящую Россию – современную, устремлённую в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда. Я обратился с предложением подумать о том, как преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, коррупцию, как выдержать жёсткую конкуренцию на мировых рынках, как создать наилучшие возможности для того, чтобы мы сами, каждый из нас мог на деле реализовать свои знания, возможности, опыт, не полагаясь на кого-то сверху. Другими словами, что необходимо сейчас предпринять для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире. … Я надеюсь, что благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности. … Конечным итогом наших совместных действий станет качественное изменение не только уровня жизни граждан нашей страны. Измениться должны мы сами. Необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры.

Большой Кремлёвский дворец

Выдержки из коллективной памяти

дискуссий среди студентов ПАГС (2003 г.) и СГАП (2007 г.)

Дискутируя по вопросу: «Какой мой личный выбор был наиболее существенным в моей жизни?», было сформировано 4 группы: профессия, образование (36), не было (3), места жительства (1), выбор депутата в Саратовскую областную Думу (1). На второй вопрос: «Какого наиболее существенного права выбора я был лишен?» ответы распределились следующим образом: не был лишен (18), политический выбор (13), права выбора места жительства (5), выбор есть всегда (2), выбор профессии (1), участия в решении социально-экономической проблемы (1), права выборы религии (1).В дальнейшем дискутируя участники отметили, что выбор должен быть ограничен свободой других людей. Была предложена концепция разграничения личного и гражданского (общественного) выбора, где личный выбор, по мнению участников, всегда будет преобладать над общественным.Работая с карточками по вопросу: «Что означает для меня участие в выборах?», участники отметили, что выборы это: участие в политической жизни (12), своё мнение (7), конституционное право (6), молодёжная организация (4), гражданский долг (2), почетная обязанность (2), Участие всего населения (1), возможность повлиять на ход истории (1), а также: трата (4), участие в политической игре (1), ничего особенного (1).

ЛК ФФН на тему: «Демократические выборы для молодежи сегодня: игра, реальность или надежды?», ПАГС, 13.03.2003

В первом блоке дискуссии участники, определяя период в истории России, который является для них наиболее привлекательным в большинстве ответов отметили – настоящее время «Правление Путина», также отмечали 60-е и 90-е годы ХХ века, время Петра I, правление Софьи Алексеевны, Новгородская республика, изучить истоки демократии на Руси, 1917 год, перелом истории, эпоха просвещения.В дальнейшем при работе с карточками по вопросам: «Что является наиболее привлекательным в будущем и неприемлемым?», участники отметили среди наиболее, привлекательного в будущем – улучшение качества дорог, стабильность в социальной политике, развитие науки, военная мощь, охрана окружающей среды, Россия как мировой экономический и научный центр, Путина на 3 срок, сильная армия, Россию должны уважать во всем мире, слезть с нефтяной иглы и инновации в сфере высоких технологий, крепкая семья, Россия чемпион мира по футболу, успех на олимпиаде в Сочи. Неприемлемо - командно-административная система управления, Россия как слабая в политическом отношение страна, диктатура, нет истинной демократии, развал России, вступление в ВТО, болонский процесс в образовании, деградация молодежи, бездуховность, отсутствие гражданского общества, пропаганда насилия в СМИ, миграция.

ЛК ФФН на тему: «В какой России хотела бы жить

современная молодежь?», СГАП, 13.03.2007 г.

Правила ведения дискуссии

    Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому У Вас есть право на собственное мнение, но нет монополии на факты Не говорите «Вы не правы», только - «Я с Вами не согласен» Необходимо опираться на надежную фактическую базу В выступлении уточните аргумент дискутанта, который Вы хотите оспорить Нельзя превращать реплику в доклад; если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут – с Вашими аргументами что-то не так Обсуждая тему «а», не начинайте дискуссию по теме «б» Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь – как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже «банальном» и «странном», содержится что-то ценное для общего хода дискуссии Говорите сейчас, здесь – во время дискуссии, а не потом в коридоре Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления Каждый имеет право на молчание

Регламент:

Выступление участников дискуссии - до 3 мин.;

Реплика, вопрос на уточнение - до 1 мин.;

Ответ – до 2 мин.

Дискуссию подготовили и провели

Организаторы клуба: Провкина Наталья Баклушина Татьяна Эксперт клуба: Эдуард Чекмарев

Дискуссия подготовлена по материалам программы Либеральные клубы Фонда Фридриха Науманна

Опыт реализации программы

«Либеральные клубы» Фонда Фридриха Науманна в Саратовской области

С 1998 года в Саратовской области проведено более 300 Либеральных клубов Фонда Фридриха Науманна: 2000 год - в 40 муниципальных образованиях области состоялись 50 Либеральных клубов на тему «Станет ли поколение 90-х ответственными гражданами?»;2002 год - организованы 36 Либеральных клубов с общей тематикой «Что нужно России, если она хочет быть интегрированной в Европейское сообщество?»;2003 год - проведены 45 ЛК с общей тематикой: "Есть ли у молодых россиян политический выбор?";2004 год - прошел Либеральный клуб на тему «Сладкое слово свобода – что это значит?»;2006 год - состоялись дискуссии на тему «Готова ли Россия к демократии?» в 25 городах области;2007 год - проведены клубы на тему «Россия и Европа: врозь или вместе?» в 34 муниципальных образованиях;2008 год - состоялось 36 Либеральных клубов на тему: «В какой России хотела бы жить современная молодежь?»2009 год - проведены Либеральные клубы на тему: «Молодежь вчера, сегодня, завтра: ценности непохожих?» в 6 муниципальных образованиях области;В 2010 году планируются Либеральные клубы на тему: «Молодежь – субъект модернизации России?» в Балаково, Вольске, Балашове, Романовке, Степном, Энгельсе и др. ... Основная задача программы «Либеральные клубы» - становление традиции и принципа общественной дискуссии как нормы жизни любого коллектива от школьного класса до Президентского совета. Умение слышать мнение оппонента и быть услышанным, привычка не молчать при праве на молчание, отрицающая вечное «моя хата с краю», также станет шагом к подлинному достоинству и ответственности гражданина. Координатор Программы ЛК ФФН Галина Козлова

Современная Россия - это достаточно специфическая страна, в которой произошла резкая смена основного вектора развития. Не секрет, что больше всего перемены в политической и социальной областях влияют на тех, кто еще не успел определиться в жизни, в ком еще нет твердого стержня, заложенного воспитанием и образованием, то есть на самых молодых.

Проблемы современной молодежи очень сильно отличаются от тех, которые были в этом же возрасте у их родителей. Причем отличаются во всех аспектах - и в моральном, и в социальном, и в экономическом. Разительные отличия их жизни от жизни предыдущего поколения зачастую сделало невозможным конструктивный диалог и уж тем более обмен опытом между поколениями - слишком уж разный этот опыт.

Моральные проблемы современной молодежи, по мнению психологов, обусловлены двумя основными трудностями: ленью и отсутствием цели. Многие родители, сами пройдя через тяжелые времена безденежья и «первоначального накопления капитала», стремятся сделать так, чтобы их чадо ни в чем не нуждалось. И это у них получается - подрастающее поколение действительно не нуждается ни в чем - ни в деньгах, ни в семье, ни в любви. Уже к окончанию школы у большинства из них есть все, о чем можно мечтать (особенно это касается детей из мегаполисов - в провинции финансового благополучия достичь труднее), и им остается только бездумно Мораль как таковая их мало интересует - у них в голове совсем другие вещи, они попросту о ней не задумываются. А родители, всю жизнь посвятившие тому, чтобы их ребенок был лучше всех, с ужасом понимают, что упустили главное - не научили его любить, уважать и ценить друзей, родителей, близких.

Современной молодежи обусловлены, прежде всего, тем, что общество, которое на сегодняшний день является ставит перед ребятами одну задачу - иметь как можно больше денег. Но при этом все, что происходит вокруг, учит подрастающее поколение исключительно тому, что деньги не нужно зарабатывать - есть масса других способов для их получения, намного более легких и простых. Поэтому в глазах молодежи которые имели значимость для их предков, утрачивают свою ценность. Школа, образование, семья и даже государство - ничего не стоят, ведь смысл жизни вовсе не в них. Такие проблемы молодежи в современном обществе неминуемо ведут к постепенной деградации социальных и утрате связи поколений и примитивному существованию, лишенному духовной составляющей.

Финансовые проблемы современной молодежи обусловлены отсутствием четкой государственной политики в этой области. Уровень стипендий и зарплат для начинающих специалистов на сегодняшний день таков, что говорить о сколь-нибудь достойном существовании не приходится. Одновременно с этим и последующее трудоустройство представляется весьма проблематичным из-за того, что высшее образование уже давно выпускает специалистов с переизбытком, и вакансий для них по специальности нет. При этом одновременно в городах с развитой промышленностью существует явный дефицит профессионалов рабочих специальностей, но желающих занять эти места среди молодежи нет.

Также многие проблемы современной молодежи вызваны и тем информационным полем, в котором они живут. Интернет и телевидение не ставят перед собой нового поколения, главная их цель - развлечение. Причем большая часть этих развлечений бездумны и лишены какого-либо смысла. Это является еще одним фактором, провоцирующим деградацию Иными словами, вся окружающая действительность, под влиянием которой формируется юная личность, направленно воздействует на нее не созидающе, а разрушающе, что и ведет к возникновению целого ряда проблем и трудностей.

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума.

Безработица молодежи как социальная проблема

Проблемы такого характера происходят из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Проблема трудоустройства молодежи так же состоит в финансовых притязаниях молодых специалистов, которые не разделяются работодателями. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко толкает к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи. Государственные программы по обеспечению молодых семей собственным домом практически не осуществляются. А ипотека становится неподъемным ярмом.

Проблемы нравственного воспитания молодежи

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно. Ведь среди молодых людей существует ошибочный престиж курения, которое, по их мнению, выглядит «модным» и раскрепощает.

Проблемы культуры современной молодежи

Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках.

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в интернете, создание молодежных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Психологические проблемы молодежи

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество – это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах. Власти должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки – это и есть будущее страны.

14 марта 2012 года в аудитории 81 исторического факультета КГУ им. Некрасова прошла дискуссия на тему: «Молодежь в информационном обществе» среди студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования. Организатором дискуссии выступила молодежная общественная палата при Костромской областной Думе. Данная дискуссия стала аналогом прошедших в 2010 году в Государственной Думе парламентских слушаний.

21 век не редко называют информационным. Научно-технический прогресс уверенно идёт вперед, создавая ежедневно новые информационные технологии, средства коммуникации. С одной стороны подобная ситуация, это новые пути развития для страны и в том числе для молодежи - так появились уникальные возможности для самообразования, да и сама система образования стала более эффективной, новые технологии позволяют сократить время поиска информации, найти уникальную информацию, не выходя из дома, и предлагают ряд других преимуществ. К преимуществам информационных технологий можно отнести и возможность свободного общения среди лиц, находящихся в той или иной группе риска.

Однако существует и обратная сторона медали. «В современной молодежной культуре, развивающейся под сильным влиянием глобализации и информатизации, можно наблюдать тенденцию к отказу от сложной культурной информации в пользу более простой и легкой, носящей поверхностный и развлекательный характер». Этот вывод находит своё подтверждение в эмпирических исследованиях. Общественной молодежной палатой при костромской областной думе проведен социальный опрос на тему: «Молодежь в информационном обществе».

В ходе исследования респондентам задавался вопрос относительно их интересов и наиболее популярных тем для обсуждения. Результаты показали, что наиболее интересными в обсуждении для молодежи являются темы фильмов, спорта, будущей карьеры и политики. Наименьший процент набрали темы учебы и новых книг. Таким образом, можно видеть, что структура интересов современной молодежи формируется в первую очередь под влиянием массовой культуры и СМИ.

Еще один вопрос задавался с целью конкретизировать источники, из которых респонденты получают наиболее важную и полезную для себя информацию. Ответы недвусмысленно показывают, что приоритетные источники интересной и полезной информации для молодежи - это интернет и телевидение. Книга как источник актуальной и полезной информации является значимой не более чем для 1/4 опрошенных респондентов.

Известно, что экранные и книжные герои часто служат для молодежи кумирами и образцами для подражания. В исследовании члены общественной молодежной палаты попытались выяснить, откуда молодежь берет образцы для подражания. Участников социального опроса просили назвать любимые фильмы и передачи. Результаты показали, что наибольший интерес в молодежной среде вызывают фильм, в основном комедийного жанра, на втором месте по уровню заинтересованности в просмотре - стоят новости.

Социальный опрос подтвердил, что огромную роль в формировании мировоззрения молодежи играют СМИ и информация, полученная из зачастую недостоверных источников.

В связи с этим, организованная дискуссия на тему: «Молодежь в информационном обществе» преследует цель научить молодежь, а преимущественно студенчество, работать с информацией, различать степень её достоверности и важности, анализировать. Девизом дискуссии стало высказывание современного мыслителя А.А. Зиновьева: «Думать, думать и ещё раз думать». В ходе дискуссии поднимались вопросы: Как правильно анализировать информацию? Какие бывают источники информации? Какая информация считается негативной?

Кроме того, при подготовке к дискуссии членами общественной молодежной палаты проведен мониторинг законодательства в области информации. Участникам дискуссии представлен перечень законопроектов, способных защитить от воздействия негативной информации, а так же защитить информацию, являющуюся интеллектуальной собственностью. Это перечень включил в себя:

1. Распоряжение Правительства РФ № 1447 р от 18.10.2007;

2. ст. 13 ФЗ № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002;

3. ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010;

4. ст. 14 ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998;

5. ФЗ № 3266-1«Об образовании» от 10.07.1992;

7. ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006;

8. ЗКО №29 «О гарантийных правах ребенка» от 11.11.1998;

9. Распоряжение Правительства РФ № 1815-р «О государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 20.10.2010;

10. Постановление ГД ФС РФ № 843-III ГД «О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания» от 24.11.2000

В завершении дискуссии, участниками принято решение:

1. Разработать памятки с телефонами горячих линий ведомств, осуществляющих контроль за информационной безопасностью;

2. Сделать перечень законопроектов в области защиты от негативной информации и защиты интеллектуальной собственности общедоступным;

3. Рассмотреть вариант создания молодежного информационного портала.