Приключения эраста фандорина. День рождения героя. Эраст Фандорин

Ровно 158 лет назад, 8 января 1856 года по ст.ст., в городе Москве, в старинной но бедной дворянской семье родился Эраст Петрович Фандорин. А я, как и два года назад, предлагаю провести по этому поводу опрос, только на этот раз он будет касаться не столько самого Фандорина, сколько женщин, которых он любил, и которые любили его.
А для начала, давайте вспомним, какими они были.
.

«Азазель» - Елизавета Александровна фон Эверт-Колокольцева . Она же 17-летняя Лизанька. Ставшая первой женой 20-летнего Фандорина, и волей автора трагически погибшая в промежутке между венчанием и брачным ложем.
.

«Турецкий гамбит» - Варвара Андреевна Суворова . 22-летняя Варенька помолвлена, и Фандорин считает недостойным чуть-чуть попользоваться чужой невестой. Ему 21 год, он еще молод и глуп, поэтому и остается тогда девственником.

«Левиафан» - Кларисса Стамп . Получившая наследство старая английская дева 39-ти лет, затащившая 22-летнего Фандорина в постель в Калькутте, и сделавшая его там мужчиной.
.

«Алмазная колесница» - Мидори-сан . Она же прекрасная куртизанка О-Юми, научившая Фандорина всяким сексуальным извращениям. Она же дочь последнего главы древнего клана ниндзя Момоти Тамбы. Она же мать внебрачного сына Фандорина. Возраст неизвестен, но явно постарше 23-летнего Эраста.
.

«Пиковый валет» - Ариадна Аркадьевна Опраксина . Прекрасная графиня и стерва, изменяющая с Фандориным мужу - тайному советнику, камергеру и «достойнейшему и благороднейшему из людей». Возрастной рубеж для 30-летнего Фандорина - до этого все его женщины (кроме Лизаньки) были старше его. Адди скорее всего его ровесница, а дальше пойдут моложе.
.

«Декоратор» - Ангелина Самсоновна Крашенинникова . Красавица-сиротка Геля из мещан, Фандорин два раза звал её замуж, но она предпочла уйти в монастырь (и где-то я её понимаю). Фандорину - 32 года.
.

«Статский советник» - Эсфирь Авессаломовна Литвинова . 20-летняя либералка, сочувствующая террористам-революционерам, которые собираются после революции отобрать у её папы, богатейшего банкира, все их семейные богатства. Фандорину - 35 лет.
.

«Коронация, или Последний из Романов» - Ксения Георгиевна Романова . 19-летняя Великая княжна и кузина Государя Императора всея Руси. Лишить девственности эту особу венценосной крови, 40-летнему Фандорину мешают лишь козни дворецкого Зюкина.
.

«Любовница смерти» - Мария Миронова . Она же прогрессивная Коломбина с «гадюкой» на шее. Лишить её девственности 44-летнему Фандорину также не удается, но по другой причине - его совсем на чуть-чуть опередил додж «Клуба самоубийц».
.

«Любовник смерти» - Женщина по прозвищу «Смерть» . Необыкновенно красивая и молодая, чьё настоящее имя осталось нам неизвестным. Единственная, кто отказала Фандорину в сексуальной близости, обосновывая это какими-то глупыми женскими фантазиями. Акунину было невыносимо на это смотреть, и он свою героиню убил, ибо нечего отказывать такому красавцу в такой мелочи под таким надуманным предлогом.
.

«Весь мир театр» - Элиза Альтаирская-Луантэн . Во втором замужестве ханша Альтаирская. В девичестве Елизавета Лейкина, а также «незаурядная женщина и великая актриса». Достав к концу повествования всех читателей своими рассуждениями о том «какой же он старый и что ему со всем этим делать», 55-летний Фандорин видимо принялся доставать тем же Элизу Луантэн.
Что из этого вышло, понятно - скорее всего Элиза вскоре повесилась, чтобы всю эту «нудоту» больше не слушать. А иначе избавиться от фандоринского занудства было невозможно - он же великий сыщик, он везде найдет.
.

«Чёрный город » - Саадат ханум Валидбекова . Немолодая вдова, не красавица, но зато богатая владелица бакинских нефтяных вышек. Умная, жесткая, властная, щедро приправленная вольным для Востока поведением. Что еще нужно мужчине, чтобы достойно встретить старость? Только нефтяная вышка.
Фандорину - 58 лет, и он заметно поумнел по сравнению с собой 55-летним. Но вот беда: только по сравнению с собой из прошлой книги, он и поумнел. Хотя Акунин всячески и подчёркивает, что нынешний Фандорин гораздо хитрее и сильнее себя, молодого, но старость, увы, не радость…
.

.
Всё. Вроде из фандоринских женщин, я никого не забыл. Упоминаемую в «Чёрном городе» гражданскую жену Фандорина актрису Клару (если это не переименованная зачем-то Элиза) и упоминаемую в «Алтын-Толобасе» Елизавету Анатольевну, которая забеременев (видимо от святого духа погибшего в 1914 году Эраста Петровича), в 1920 году эмигрирует из Крыма, я, по понятным причинам, включать в опрос не стал.
Не буду я также включать в опрос «одноразовый перепихон» Фандорина в ущерб делу, с Эшлин Каллиган в «Долина мечты» - простим ему тот «неблагородный» поступок, поскольку в тот период Фандорина давно не было женщины.

.
Негусто, скажу я вам (гм, у меня и то женщин побольше было). В «Смерти Ахиллеса» и большинстве рассказов из «Нефритовых чёток» Эраст Петрович как-то обходился без женского тела, а оно без него. И тогда Маса вздыхал, брался за пояс кимоно, и укоризненно говорил Фандорину: «結婚あなたしなければならない氏», что в переводе с японского означает «Жениться бы вам, барин, надо…». Видимо, Мидори-сан перестаралась в обучении Эраста Петровича всяким сексуальным премудростям.

.
Четыре месяца назад Арина спросила у Акунина насчет возможности возможности появления на страницах его новых книг старых героинь, и получила ответ .
" ggarina
Возможна ли встреча Фандорина с "женщиной из прошлого"? Или он "два раза в одну реку" не заходит?
borisakunin
Будет и такое. "

Итак опрос (а поскольку воскресить героиню, так же как и героя, писателю ничего не стоит, то и "покойниц" из него не исключаем).

Какую из прошлых женщин Эраста Фандорина вы опять хотели бы увидеть на страницах новой книги Акунина?

Лизонька Эверт-Колокольцева ("Азазель")

17 (7.0 % )

Варвара Суворова ("Турецкий гамбит")

45 (18.5 % )

Кларисса Стамп ("Левиафан")

1 (0.4 % )

Мидори-сан ("Алмазная колесница")

50 (20.6 % )

Графиня Опраксина ("Пиковый валет")

2 (0.8 % )

Самый масштабный цикл Акунина, на мой взгляд, является и самым удачным. С одной стороны, нельзя не отметить блестящее литературное мастерство автора, который с легкостью играет детективными приемами. Каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Масштабная эпопея «Турецкого гамбита» сменяется «Левиафаном», где в центре внимания узкий круг подозреваемых. Ироничный «Пиковый валет» соседствует с мрачным «Декоратором». В «Коронации» злодеи угрожают самой верхушке общества - семье Романовых, а в «Любовнице смерти» расследование ведется в мрачных кварталах Хитровки. И при этом каждый роман по-своему увлекателен. Кроме того, при всем разнообразии, произведения цикла составляют своеобразную мозаику, объединенную главным героем - Эрастом Фандориным. И каждая новая история вносит свои штрихи в характер главного героя, показывает нам его с новой стороны.

При всей кажущейся легковесности романов, чувствуется серьезная работа автора над историческими источниками и хорошее знание Акуниным реалий российской жизни конца 19 - начала 20 веков. Так что этот цикл несет еще и определенное просветительское знание. Ну и конечно, детективные сюжеты этих историй весьма оригинальны и запутанны. Хоть я прочел и немало детективов, Акунину частенько удавалось меня перехитрить, подсовывая совершенно неожиданные решения своих загадок. Зато как я радовался, когда мои догадки оказывались верны!

Так что перед нами очень качественная развлекательная литература, а в некоторых случаях: в «Статском советнике», в «Алмазной колеснице», автор даже выходит за эти рамки, и мы видим нелегкий жизненный выбор, который стоит перед героями.

От чтения этих романов я получил немало удовольствия. Рекомендую даже тем, кто не является страстным поклонником детективов.

Оценка: 9

Прочел около половины цикла. В целом я не в восторге. Книги читаются легко, краски «исторического» колорита играют на солнце, однако же «чем дальше в лес...»

Если первые два-три романа еще воспринимаются как более-менее легкое детективное чтиво, то в последующих изданиях начинается форменный лубок. Большей частью лубок японский, с нинзями и прочей нелепой мутью, но и русского лубка хватает за глаза. Известно, что Акунин неравнодушен к Японии, однако в свои книги он это пристрастие протаскивает ну самыми нелепыми и неприглядными путями. Фарс один, ей Зевсу. Хотя, наверное, сренестатистический обыватель не заметит подвоха.

Персонаж же Фандорина после многих романов так и остается нераскрытым. Совершенно неясно что же у него в голове, и какое отношение он имеет к миру в котором обитает. Кроме того, с течением времени он становится всё более пассивен. Например в «Статском Советнике» я лично не могу припомнить ни одного совершенного им значимого действия, персонажи не принимают решений сами а лишь реагируют на обстоятельства, возникает ощущение вязкой трясины.

Оценка: 5

Оказывается уже 17 лет минуло. Минуло с той поры, что, случайно не задумываясь, купил непонятно что, неизвестного мне автора. То была книга «Азазель». И это был шок и потрясение. И это стало началом любви. Любви к данном циклу. Жгучая и страстная в начале, и несколько отстраненная через столько времени. Ах, с каким нетерпением я ждал продолжений. Как торопливо бежал покупать новую книгу. И какая прохладца сейчас. Перед покупкой сто раз подумаю, а стоит ли выкладывать такие деньги? Может подождать и у кого ить выпросить почитать? Что этому виной? Охлаждение любовных отношений, или падающий уровень цикла? А может просто исчезло ощущение новизны и праздника?

Наверное, всё в купе. Цикл всё же неровный. Что-то явно лучше, что-то похуже будет. И боюсь чем дальше от «Азазель», тем всё похуже будет. («Азазель» для меня вообще как первая любовь). И, на мой вкус, оценка великолепно можно ставить от первой книги цикла до «Коронации». Дальше уже от нормально до прочитал.

А почему так? Я для себя вычленил один фактор (не обязательно, что он единственный или главный). Это время. Время действия. Само время преподанное нам авторам является ещё одним действующим героем цикла. Не буду судить, насколько достоверно Акунин передал вторую половину 19 века, не специалист. Но, как, же вкусно он это сделал! Может, выдумал, но просто дышится тем временем. И веришь автору, что так и было всё во второй половине 19 века. Что было такая обстановка, такая жизнь. А вот в описываемых событиях после 1896 года уже этого нет. Не даётся автору век следующий. И умер герой цикла – время. И пропадает воздушность и…, даже не знаю что. Ощущения? Вкус? Не знаю. Но без ощущения, вкуса времени книги начинают здорово проигрывать. Акунин прекрасный стилизатор, подражатель, мистификатор. И если пропадает стилизация, то пропадает многое.

К минусам можно отнести и «встраивание» приключений Фандорина во временные промежутки первых 7 книг. Не получилось большинство этих рассказов и повестей. Не получились. И думается мне, что не зря седьмой роман называется «Коронация, или Последний из романов». Хотел, наверное, автор закончить (и моя оценка цикла была бы однозначно 10), но продолжил. И сказалась, скорее всего, коммерция. Покупают хорошо, стоимость высокая. Но, уже не то. И посему скрепя сердце ставлю 9. В честь прошлых заслуг, и все же в надежде не будущие.

Хочется пару слов о ГГ сказать. Я ведь его в первой книге в серьез принял. За будущего сыщика. И зря. Что есть Фандорин? Удача и везение. С постоянным роялем в кустах (на крайний случай с Зуровым с пистолетом). Если говорить о приключениях, то в мировой современной культуре есть его почти двойник. Бонд. Джеймс Бонд. А что? Сперва ГГ всё бьют. Поймают и бьют. Всё планы рушатся, всё висит на волоске. Но! Опа! И ГГ всех побеждает, на лопатки кладет. Благодаря чему? Да просто везению. Удача его второе имя.

Как сыщик Фандорин…так себе (об удаче ни слова). Большая часть его расследований и разоблачений злоумышленников заканчивается тем, что многих подозреваемых перебили, и Фандорин сказав это раз, это два, это три, гордо арестовывает последнего. И лично для меня ГГ персона скорее комическая, чем серьёзная. С Бондом (Джеймс Бондом) Фандорина роднят и любовные похождения. И ведь надо же, чопорный, застегнутый на всё пуговицы англоман, а как на него девушки реагируют (широко улыбаюсь). В общем, сплошная удача. Во всем.

Я считаю последние книги в некоторой степени неудачами автора. Это может быть и связанно и с тем, автор изменил Фандорина. Ибо после трагедии в «Азазель», в последующих книгах развился замкнутый бесчувственный педант. Англоман, довольно брезгливо смотрящий на Родину. В последних же книгах мы встречаем, чуть ли не ура-патриота. Причем он зачастую подвержен различным рефлексиям. Право, прошлый Фандорин мне нравился гораздо больше. И мне нравилось, как автор подтрунивает, а порой высмеивает своего героя. В этом была своя изюминка. Теперь же ГГ стал.. человечней что ли. И исчез легкий юмор. Герой стал серьёзней. И тут я против этого.

Однозначно рекомендую к прочтению. Всем. Хорошее времяпрепровождение с хорошей легкой книгой Вам гарантированно. Единственно хочу сказать, читать строго по мере написания романов. И ни в коем случае не по внутренней хронологии.

Приятного чтения Вам.

Оценка: 9

Belle Époque... Эти два французских слова прекрасно характеризует весь цикл романов об Эрасте Фандорине. Формула Прекрасной эпохи родилась и укоренилась после Первой мировой войны и по контрасту с её травматическим опытом. Поэтому она указывает на десятилетия технического прогресса, экономических успехов, мира в политических отношениях, расцвета культуры во Франции, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, Италии, Бельгии, России и др. после упадка 1870-1880-х годов, вместе с тем ностальгически отмечая их как безвозвратно ушедшие времена.

Это золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и морских купаний, время расцвета фотографии, рождения кино и появления метро, успехов естественных наук, новейших технологий и медицины, становления социологии и этнографии, археологических открытий, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения, зарождения большевизма. Это мир, в который хочется вернуться... Каждая из этих тем так или иначе описана в книгах. Ну а Фандорин - это вообще соединительный образ многих главных героев книг других авторов позапрошлого столетия.

Оценка: 10

Признаться, в подростковом возрасте я очень любил детективы - гораздо больше чем фантастику, - и не было в жизни счастья большего, чем улечься с томиком Агаты Кристи, Рекса Стаута, Эрла Стенли Гарднера или Чейза. Появление отечественных детективов (сначала Незнанского и Тополя, позже - Абдуллаева) я сначала приветствовал обеими руками, читал запоем а после... После перестал, все чаще перечитывая западную классику. Уж очень скучны были потуги русских детективщиков, уж очень бледно смотрелись их работы рядом с романами мастеров.

Так продолжалось вплоть до того момента, как мне попал в руки «Левиафан» Акунина. Идеально прописанный герметичный детектив, великолепная стилизация, запоминающийся герой - что еще надо для счастья? Разве что найти еще парочку книг из цикла о «Фандорине». А потом еще несколько, и еще...

Вот что меня радует - благодаря своеобразного подходу Акунина (каждый роман цикла представлен в несколько ином поджанре - авантюрный детектив, герметичный детектив, политический детектив, шпионский и т.д.) Фандорин никогда не надоедает. Да, есть более удачные романы, есть менее удачные - как и у любого автора. Все равно средний уровень книг, мастерство воплощения идеи, высочайший уровень стилизации достойны самой высокой оценки.

Оценка: 9

Вся «Фандоринская серия» - взгляд современного российского либерального интеллигента на Российскую Империю 19-нач. 20 вв. Этот взгляд, как говорится «имеет место быть», это право автора и любого свободного человека. Не нужно только принимать «акунинско-фандоринские» интерпретации жизни Российской Империи за историческую истину. Уж сколько писано-переписано о поверхностности акунинский произведений, вольности его интерпретаций, мелких и крупных исторических несоответствиях... Но нужно ли это обычному читателю? По-видимому, нет. Оценка за «идею», за весь цикл. Разбираться с литературными достоинствами (сюжет, композиция, язык, достоверность, персонажи) нужно по каждой отдельной книге. Но что объединяет все «фандоринские» произведения? На мой взгляд, это легкаяя скоропись, свидетельствующая о принадлежности автора к т.наз. «pulp-fiction». В этом нет ничего обидного ни для самого автора, ни для его поклонников. Это просто констатация факта.

Оценка: 6

На правах, осилившего все книги серии, скажу следующее. Не нравится мне центральный персонаж серии, г-н Фандорин.

Слащавый он какой-то.©

Эта его прогрессирующая, на протяжении серии, японо-мания. Надменная величавость. Я бы даже обвинил его в нарциссизме.

Понятно конечно же, что это наш, отечественный, Шерлок, понимаешь, Бонд, со всеми вытекающими. Как то - немыслимая острота ума, поразительная внимательность и дедукция, сказочная везучесть, необычайная сила, меткость и т.д. и т.п. Вот если бы, в конце концов оказалось, что это киборг-андроид из будущего, то это многое бы объяснило.

При всём при этом, детективная составляющая интересна и многообразна, за счёт постоянного изменения, от произведения к

произведению, самого вида детектива. С развлекательной частью данная серия справляется отлично, но чего-то нового в жанр не привносит.

Оценка: 7

Появление Фандорина в конце 90-х годов прошлого века,не побоюсь этого слова,явилось эпохальным событием в литературной жизни нашей страны. Не верите? Займемся дедукцией.Наконец то у нас есть свой герой,по своей яркости,узнаваемости и популярности, сравнимый с английскими Шерлок Холмсом, миссис Марпл,французским комиссаром Мегрэ- ЭТО Р..РАЗ. Акунин,по большому счету, впервые после наших дореволюционных классиков, раскрыл и раскрасил свежими красками,незаслуженно забытое полотно русской жизни конца ХIХ,начала ХХ века. Поднял целый,интереснейший пласт нашей истории!- ЭТО Д..ДВА. Наконец-то появился эталон хорошей детективной литературы, безупречной по стилю и языку-ЭТО Т..ТРИ, а есть еще и четыре и пять....

Что еще с гордостью следует отметить,Эраст Петрович,как равно и его литературный отец Акунин, известны и популярны не только в пределах нашей Родины. Например в Лондоне,наиболее запрашиваемыми авторами последних лет-,являются Достоевский и...Борис Акунин. Весьма приятно,черт возьми!

Оценка: 10

Первую книгу о приключениях Эраста Фандорина прочитала совершенно случайно - было нечего читать и я, в поисках хоть чего-нибудь, бродила по квартире. Ничего не нашла и решила прочитать то, что я вообще не собиралась читать - Детектив! Детективы вообще не люблю, но из-за отсутствия другой литературы я принялась за чтение.

Читать начала без всякого энтузиазма, однако действия начали развиваться так стремительно, что я невольно увлеклась. Буквально за пару дней была проглочена книга «Азазель». После прочтения этой части я была полностью уверена, что автор жил в те времена (ну как еще объяснить такой ровный, литературный язык и правдоподобность описания 19 века). Дальше цикл стал развиваться и из молодого неловкого юноши вырос гениальный сыщик, который способен изящно раскрыть любое преступление.

К сожалению прочитала еще не все книги этого цикла, но пока моей самой любимой остается все же первая часть: Фандорин в ней еще не побит жизнью, молод, и как-то живей.

В общем детективы не люблю до сих пор, но цикл Акунина является исключением, т.к. он очень отличается от остальных современных произведений тем, что написан с душой.

Оценка: 10

Долго не бралась за цикл, не особенно люблю детективы да и разочароваться в восхитительных отзывах, боялась. И совершенно зря. Главный герой чудесный, интриги яркие, злодеи умные и совсем «не картонные», а уж атмосфера царской России - просто невозможно оторваться. Язык, стиль у Акунина - вологодские кружева, петелька за петелькой плетется гармоничная красивая канва. Читается легко и захватывает целиком.

Оценка: 9

На мой взгляд Акунин - детективщик номер один в СНГ, эдакий Ян Флеминг и Агата Кристи в одном флаконе, плюс владение языком и хороший литературный стиль. «Приключения Эраста Фандорина» похоже лучшее из написанного автором. Время действия сериала накладывае отпечаток эдакого нуара, что хорошо сказывается на читабельности произведений, т.е. в отличае от тех же похождений «внука фандорина» где сюжетные повороты и события кажутся слишком уж фантастическими, автор не иначе как на место Дэна Брауна метил на постсоветском пространстве. А в конце 19 века мы не жили), написанное воспринимается за «чистую монету» - поэтому вердикт - читать всем!

Когда-то мечтала сто мой муж будет похож на Ераста Петровича,когда обзавелась семьей поняла,что не для семьи он.

Не одна женщина,как бьі не любила,не сможет жить постоянно в страхе за свого мужчина.

Так что пора мне понять что єтот герой может жить только на страницах книг.

Когда я читаю,я вроде бьі переживаю с ним все приключения.

Спасибо Вам,Григорий Шалвович,за єти книги и за главного героя, єто мой Герой и єталон для мужчин в плане вьідержки,чуства дорога и ответственности перед собой и страной.

Конец жизни Фандорина совпал с концом жизни Русской империи,єто не случайно.

Уже не встретищь таких мужчин и женщин как тогда.

Хотя умом понимаю,что дворянство єто тормоз.

Для меня Фандорин всегда будет жив,как бьі не закончилась єпопея,не даром же он верит в переселение душ,может как раз и переселилися в своего внука.

Оценка: нет

Цикл всем хорош, да только вот главный герой вызывает у меня острое неприятие. Красивый, умный, воспитанный, в определенном смысле добрый... везучий. Пожалуй, слишком везучий, чтобы это не начало раздражать. Везет в любых азартных играх, всегда и везде - разве такое возможно? Явно перебор. В «Пиковом валете» герой даже умудряется на основе своей везучести делать выводы типа - если мне не повезло, лотерея фальшивая. В Фандорине всего «слишком», всех положительных качеств, но в то же время кажется, что он на самом деле не чувствует, а только делает вид, что чувствует, что чем-то интересуется, что кому-то сострадает. Где-то глубоко внутри него - вечная холодность, а может, даже и гнильца (кстати, точно такое же ощущение вызвал и его потомок Николас Фандорин). Русский Шерлок Холмс? Да, но у Холмса была куча недостатков, а где они у Фандорина? Джеймс Бонд 19го столетия? Бонд при всей его «мэрисьюшности» кажется человеком из плоти и крови. А Фандорин - красивая фарфоровая кукла во вселенной живых людей, коими вышли все второстепенные персонажи.

🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

Эта статья полностью посвящена такого легендарному писателю как Борис Акунин. Список в хронологическом порядке всех его произведений вы найдете ниже. Это полная библиография автора и все его самые знаменитые книги, составленные по порядку. Здесь есть и История российского государства, и книги про Фандорина.

Жанры

Шпионский роман

События развиваются в СССР, в 1941 году. Великая Отечественная война только началась, но интриги вокруг нее достигли своего накала. Разведка Советского Союза существенно проигрывает немецкому противнику. В Москву приезжает агент Вассер. Его задание – доказать Сталину, что война начнется не раньше 1943 года. Майор КГБ Алексей Октябрьский с помощником Дориным хотят понять настоящие замыслы противника. Но получится ли это у них? Дальше

Фантастика

После серьезной аварии с автобусом все пассажиры погибли, кроме двух подростков – Роберта и Сережи. Первый был примерный учеником из необеспеченной семьи, второй учился в техникуме. Каким-то образом авария дала им сверхспособности: Роберт способен читать мысли, а Сережа получил сверхскорость. Через 10 лет после этого парни встречают Марианну – немую девушку, которая управляет эмоциями людей. Дальше

Квест. Роман и коды к роману

Борис Акунин покажет новую точку зрения на известных исторических деятелей. Такого Решилье, Наполеона, Сталина и Гитлера вы еще не видели. Как у них получилось стать лидерами? Что для этого нужно? Как принимались решения, которые потом влияли на тысячи людей и ход истории? Роман состоит из двух частей. В первой события развиваются в 30-ые года 20 века, а во второй части мы окажемся в 1812 году. Дальше

Приключения магистра

Алтын-Толобас

Николас Фандорин – внук английского аристократа Эраста Фандорина. К этому внуку на глаза попалось завещание, оставленное его далеким предком Корнелиусом фон Дорном, жившим в 17 веке. Последний обнаружил тайну, которая была скрыта в Московии. Чтобы понять, как разгадать загадку и докопаться до истины, Фандорин отправляется в Россию – на свою историческую родину. За 300 лет в этом государстве многое изменилось, но не все. Дальше

Внеклассное чтение

В романе пересекаются две исторические линии – последний год правления императрицы Екатерины Великой и начало 20 века. Митридат был любимчиком императрицы – семилетним мальчуганом, который случайно узнал о замыслах и заговорах против Ее величества. Чтобы спасти Екатерину Вторую, этот мальчик готов на что угодно. Во второй сюжетной линии Николас Фандорин работает репетитором у дочери обеспеченного предпринимателя. Девочке предстоит стать всего лишь разменной монетой в великой игре бизнеса. Дальше

Ф. М.

У Николаса Фандорина новое дело. Некий владелец агентства под названием «Страна советов» получил в руки рукопись ранней и неизвестной части романа Достоевского «Преступление и наказание». Фандорин хочет найти рукопись и перстень, который когда-то принадлежал писателю. Но соперник сделает все, чтобы ему помешать. Дальше

Сокол и Ласточка

Некогда в Средиземном море спрятали клад. Возможно, несметные сокровища так и остались бы нетронутыми, но тетя Николаса Фандорина сделала ему подарок. Он заполучил письмо, которому уже больше 300 лет и в нем сохранилась реликвия семьи – послание, которое может привести наследника к пиратскому сокровищу, а заодно раскроет тайны. В это время в такой же путь, но по другой причине отправляется некая особа – она пытается найти отца. Дальше

Приключения Эраста Фандорина

Инь и Ян

Миллионер Сигизмунд Борецкий скончался и в его усадьбе зачитывают завещание. Племянница Инга получила весь его капитал и фамильное поместье, а племянник Ян заполучил один только веер. Пока Инга грезит мечтами выйти замуж за кузена, Ян думает исключительно о создании вакцины. Чтобы объяснить, почему веер такой важный, в поместье прибывает Эраст Фандорин. Оказалось, что эта вещица магическая, и умеет менять людей в лучшую или худшую сторону, если провести особый ритуал. Дальше

Азазель

У молодого служащего сыскной полиции Эраста Петровича Фандорина новое дело – нужно расследовать самоубийство богатого студента. На вид парень сам принял такое решение, но если разобраться в уликах, то станет понятно, то это масштабный и немыслимый заговор. Пока Фандорин не знает, что расследование приведет к десяткам смертей, взрывам и совершенно непредсказуемой развязке. Один вопрос – получит ли убийца по заслугам, учитывая такие жертвы? Дальше

Русско-турецкая война. 1877 год. Варвара Суворова – смелая девушка, которая не побоялась отправиться в самый разгар военных событий в Турцию, чтобы сказать своему жениху, что она согласна выйти за него замуж. Путешествие оказалось не из легких и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на пути у нее не оказался Эраст Фандорин. Дальше

Ново-Араратский монастырь переживает не лучшие времена. Послушники жалуются, что видят тень святого Василиска, а Черный монах настолько пугает людей, что даже случаются смерти. Братия просит помощи у Митрофания, который в свою очередь отправил в монастырь Алешку неверующего. Через время Алешка стал слать очень странные письма, а позже угодил в психушку. Разобраться в обстоятельствах едет полковник Лагранж, но с ним тоже случилась беда. Тогда на помощь отправляется Пелагея. Дальше

Последнее дело набожной женщины. На этот раз ей нужно отправиться на пароход «Севрюга», где собралась престранная компания: тут и вор, и содомиты, и жиды, и немцы-колонисты. Несколько людей на пароходе были убиты в ходе плавания и обстоятельства их смерти выдались очень странными. Неужели здесь замешана мистика? Или просто совпадения? Дальше

Смерть на брудершафт

Младенец и черт

События перед Первой Мировой войной. Разведка Германии делает все возможное, чтобы украсть генеральный план размещения русских войск, если вдруг те соберутся в атаку. У них почти получилось, но контрразведка успела перехватить документы. Обычный студент Алексей Романов вмешался в большие игры и совершенно случайно сорвал захват немецкого резидента. Теперь ему предстоит помочь родине, так как он – последний, кто видел объект. Дальше

Мука разбитого сердца

Алексей Романов пребывает в горе – его возлюбленная выходит замуж за другого мужчину. Если бы не долг, Романов бы покончил жизнь самоубийством. В это время начинается Первая Мировая война. Поля боя окровавлены, но и разведка трудится вовсю, чтобы закончить это адское месиво мировых масштабов. Алексею предстоит поехать в Швейцарию, чтобы узнать важные секреты. Дальше

Летающий слон

Российская империя получила большое преимущество во время Первой Мировой войны, когда решилась использовать сверхмощные летательные аппараты «Илья Муромец». Германии предстоит сделать все возможное, чтобы императорский наблюдатель не счел новые технологии опасными. В страну врага отправляется Зепп – шпион и диверсант. Дальше

Детская книга для мальчиков

Переиздание «Детской книги». У потомка Эраста Петровича Фандорина просто не может быть обычной жизни – школьник Ластик переживает приключения покруче, чем у предка. Он познакомится с Соломкой, Шуйским и даже увидит самого Лжедмитрия и все это на фоне поиска огромного алмаза. Дальше

Детская книга для девочек

Продолжение «Детской книги», которое написала Глория Му по сценарию Б.Акунина. Ангелине Фандориной не с кем было дружить. Зато у нее был отличный брат. Хотя и его она тоже лишилась, когда мальчика отправили в математический лицей. Скучая, Геля с неожиданностью для себя узнает, что способна спасти мир. Она – простая школьница из Москвы! Однако для того, чтобы это осуществить, ей предстоит отправиться в чужое прошлое. Дальше

Любовь к истории

Хотите узнать, что скрывается в прошлом? Что случилось на перевале Дятлова? Или кто был первым гением в английском уголовном сыске? Сколько кладов еще не раскрыты общественности? Вы погрузитесь в мир чудовищ, героев и вояк, без которых жизнь не была бы жизнью. Дальше

Это истории простых людей, о которых история забыла. Обыкновенные герои должны остаться в памяти людей, и Акунин с удовольствием рассказывает о них. Когда красота оказывается выше морали? Действительно ли мир такой, каким мы его себе представляем? Есть ли на планете люди, у которых жизнь отличается от общепринятой? И главное – как улучшить жизнь в России? Дальше

В сборник вошли интересные истории про Японию, генералов, летчиков. Вы погрузитесь в мир дуэлей, истории. Вас ждут море интересных фактов, мифов и анекдотов. После прочтения вы узнаете, какой он – идеал мужчины и женщины; кто у нас герой и нужно ли нам жить вечно? Дальше

Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период

В становлении Российского государства нет более печального времени, чем татаро-монгольское нашествие. Это эпоха великих страданий и печали, когда русский народ потерял свою самобытность. Однако то, что губило Российское государство, создало огромную мощь. Теперь страна и народ могли возродиться. Это история 13 – 15 веков. Дальше

Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова

История меняется не сразу и только спустя время можно увидеть, как незначительные на первый взгляд личности изменили судьбу многих народов. 15 – 16 века. Время, когда русская земля была освобождена от иностранного влияния и время, когда началась великая Смута. Государство утратило свою независимость под натиском врагов и внутренних кризисов. Дальше

Библиотека проекта Б. Акунина «История Российского государства»

В данном списке представлены в виде сборников образчики исторический литературы, которые рекомендует к прочтению и ознакомлению писатель Борис Акунин. Он же является и составителем сборников. Здесь собраны памятники и документы, отражающие все основные вехи страны, начиная с ее истоков.

  • Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия (сборник)
  • Первые русские цари: Иван Грозный, Борис Годунов (сборник)
  • Ордынский период. Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский, Сергей Платонов (сборник)
  • (сборник)
  • Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия (сборник)

История Российского государства (сборник)

Он контролирует московскую стражу, стоит на защите городского порядка и расследует громкие преступления. Пока главный герой занимается охотой на убийц и шарлатанов, читатель погрузится в историю 17 века и поучаствует в приключениях, где без бунтов и разбойников не обойтись. Дальше

13 век. Время, когда Русь переживает раздробленность и упадок. Ингварь считает свою власть тяжким грузом, а между тем его небольшое княжество вынуждает каждый день принимать сложные решения. Кажется, народ стал хоть немного лучше жить, и соседи поддерживают худой мир. Но что, если тот, на кого Ингварь рассчитывает, как на самого себя, не выдержит искушения властью? Дальше

В сборник вошли две абсолютно разные по стилевым особенностям повести, которые соединены, между тем, общей темой: одна рассказывает про начало татаро-монгольского нашествия, а вторая – про его окончание. Как это было и что происходило. Дальше

Другой Путь

1920 год. Мир личных отношений. Это не большая история, это индивидуальное. Так что же такое – настоящая любовь? И если раньше мы могли задуматься о глобальном, то теперь пришло время для частного.

Книги про Фандорина получили заслуженную популярность у любителей исторических детективов. Цикл произведений Новый детективъ (Приключения Эраста Фандорина) написан талантливым писателем Григорием Шалвовичем Чхартишвили под псевдонимом Борис Акунин. Главный герой – Эраст Петрович Фандорин – образцовый российский аристократ, проявивший себя гениальным следователем, сначала на поприще государственного служащего, затем как частный детектив.

Установилось мнение, которое я не разделяю, что читать произведения про Эраста Петровича следует согласно хронологии происходящих событий. Тем, кто придерживается такого же мнения опубликую книги про Фандорина в хронологическом порядке:

Эраст Фандорин. Книги по порядку согласно хронологии событий

(год происходящих событий, название произведения, место действия)

  • 1876 – конспирологический детективный роман Азазель (Москва, Лондон, Санкт-Петербург)
  • 1877-1878 – шпионский детектив Турецкий гамбит (Болгария, Румыния, Турция)
  • 1878 — герметичный детектив Левиафан (борт океанского лайнера рейса Саутгемптон - Калькутта)
  • 1878 Между строк — второй том издания Алмазная колесница (Йокогама, Токио,японские горы)
  • 1881 — рассказ Сигумо , сборник Нефритовые чётки (Йокогама)
  • 1882 — рассказ Table-talk , там же, (Москва)
  • 1882 – детективный роман о наёмном убийце Смерть Ахиллеса (Москва)
  • 1882 — экспериментальная пьеса Инь и Ян (подмосковная усадьба Сигизмунда Борецкого)
  • 1883 — рассказ Из жизни щепок, Нефритовые четки (Москва)
  • 1884 — рассказ Нефритовые четки , одноименный сборник (Москва)
  • 1886 — повесть о мошенниках Пиковый валет , сборник Особые поручения (Москва)
  • 1888 — рассказ Скарпея Баскаковых , Нефритовые четки (Пахринский уезд Московской губернии; по мотивам Собаки Баскервилей Конан Дойла)
  • 1889 — повесть о маньяке Декоратор , Особые поручения (Москва)
  • 1890 — рассказ Одна десятая процента , Нефритовые чётки - (Москва, Санкт-Петербург; по мотивам романа Незнакомцы в поезде Патрисии Хайсмит)
  • 1891 — рассказ Чаепитие в Бристоле , там же (Бристоль)
  • 1891 — политический детектив Статский советник (Москва)
  • 1894 — повесть Долина мечты (штат Вайоминг)
  • 1896 — великосветский детектив Коронация, или Последний из Романов (Москва)
  • 1897 — повесть Перед концом света (Вологодчина)
  • 1899 — повесть (Нормандия, недалеко от Сен-Мало)
  • 1900 — декадентский детектив Любовница смерти (Москва)
  • 1900 — диккенсовский детектив Любовник смерти (Москва) — действие происходит параллельно Любовнице смерти
  • 1903 — технократический детектив Планета Вода , сборник Планета вода (Карибы)
  • 1905 Ловец стрекоз — первый том издания Алмазная колесница (Санкт-Петербург, Москва)
  • 1906 — ностальгический детектив Парус одинокий , сборник Планета вода (Заволжская губерния)
  • 1911 — театральный детективный роман Весь мир театр (Москва)
  • 1912 – идиотический детектив Куда ж нам плыть? , сборник Планета вода (Польша)
  • 1914 — авантюрный детектив Чёрный город (Баку)
  • 1918 — последний роман Не прощаюсь (Поезд Самара-Москва)

В первом детективе Азазель автор показывает главного героя как неуверенного, смышленого, романтического юношу, поступившего на государственную службу. Но, уже во втором романе Турецкий гамбит Эраст Петрович предстает перед читателем как детектив-супергерой: красавец, спортсмен, передовик во всех областях знаний. Он умен, неутомим, находчив, благороден, предан Царю и Отечеству. Мечта женщин. Идеал для мужчин. Помогает ему на поприще следователя редкий дар любимца фортуны – выигрывать любой спор или азартную игру.

Книги про Фандорина имеют экзотическую изюминку, которую автор ввел со знанием дела как ученый- японист. У Эраста Петровича после службы секретарём посольства Российской империи в Японии появляется обаятельный слуга-японец Маса, традиционные японские привычки, экзотично воспринимающиеся на российской земле. С Массой Эраст Петрович обучается восточным единоборствам. Но превосходит его, став членом древнего клана синоби где познаем навыки искусств ниндзя.

Читать книги про Фандорина увлекательно и познавательно. Они знакомят читателя с историей государства Российского, которой серьезно увлекается Григорий Шалвович Чхартишвили. Написаны произведения качественным, живым языком. Сюжеты небанальные, захватывающие. Есть неудачные, на мой взгляд, работы: не удалась экспериментальная пьеса Инь и Янь, откровенно слабой получился последний сборник Планета вода. Пересказывать содержание произведений не вижу смысла. Рекомендую полноценно читать, получая максимальное удовольствие.

Для благородного идеалиста Эраста Петровича по мнению Бориса Акунина нет места в новой Советской России, поэтому автор убивает полюбившегося миллионами почитателей Фандорина в романе Черный город. Новая книга Бориса Акунина Планета вода восполняет некоторые пробелы истории Эраста Петровича тремя эпизодическими расследованиями. Но, поклонники надеются, что как Конан Дойл оживил Шерлока Холмса, Борис Акунин сжалится над читателями и воскресит столь не вовремя и бездарно погибшего Эраста Фандорина новым произведением.

В 2017 году вышла новая книга Бориса Акунина Седмица Трехглазого. Убить змееныша – умело анонсированная издателями как новая книга про Фандорина. Дословно в аннотации читаем:

Исторический детективный роман в лучших традициях классических книг о Фандорине! Невероятные приключения старомосковского Шерлока Холмса!

Но, увы и ах. Новая книга 2017 года не о Фандорине. Борис Акунин в первом романе издания Седмица Трехглазого изобретает нового детектива — Маркела Трехглазого. Приключения его не менее увлекательны, но это не продолжение истории Эраста Фандорина.

В 2018 году, через обозначенный Акуниным трехгодовой интервал, опубликована новая книга о Фандорине — Не прощаюсь. Будем надеяться, что название символично и автор и дальше будет радовать читателей приключениями любимого героя.

Книги про Фандорина написаны в разных детективных стилях. Автор расширяет общепринятую классификацию детективного жанра, придумав новые стили: конспирологический, герметичный, великосветский, этнографический, декадентский, диккенсовский, театральный, ностальгический и даже идиотический.

Историю про Фандорина Борис Акунин рассказывал не в хронологическом порядке: то забегая вперед во времени, то возвращаясь. Это не мешает читателю воспринимать ход событий, потому как он следует за мыслью и замыслом автора.

Рекомендую к прочтению весь цикл произведений любителям детективных историй. Я читала книги про Фандорина не в хронологическом порядке, а порядке публикации. Такой порядок прочтения во многом соответствует осознанию автором своего героя, закладывает интригу и желание познакомиться с историей жизни Эраста Петровича поближе.

Эраст Фандорин. Книги по порядку публикации

(год издания, название, жанр, год и место действия)

  • 1998 - Азазель
  • 1998 - Турецкий гамбит
  • 1998 – Левиафан
  • 1998 - Смерть Ахиллеса
  • 1999 - Особые поручения - сборник повестей:
    • Пиковый валет
    • Декоратор
  • 1999 - Статский советник
  • 2000 - Коронация, или Последний из романов
  • 2001 - Любовница смерти
  • 2001 - Любовник смерти
  • 2003 - Алмазная колесница - этнографические детективные истории:
    • Ловец стрекоз - том первый
    • Между строк - том второй
  • 2006 - Инь и Ян
  • 2006 - Нефритовые чётки - сборник рассказов и небольших повестей:
    • Сигумо
    • Table-talk
    • Из жизни щепок
    • Нефритовые чётки
    • Скарпея Баскаковых
    • Одна десятая процента
    • Чаепитие в Бристоле
    • Долина мечты
    • Перед концом света
    • Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых
  • 2009 - Весь мир театр
  • 2012 - Чёрный город
  • 2015 - Планета Вода - сборник из трех повестей:
    • Планета Вода
    • Парус одинокий
    • Куда ж нам плыть?
  • 2018 — Не прощаюсь
  • 2021 ?

Книги про Фандорина продолжаются циклами произведений: Приключения магистра и Жанры . Читатель имеет возможность познакомится с внуком, правнуками Эраста Петровича, живущих в современном мире. Цикл Приключения магистра про внука Николаса Фандорина объединяет романы: Алтын-толобас (2000), Внеклассное чтение (2002). Правнук и правнучка становятся главными героями романов: Детская книга для мальчиков (2005), Детская книга для девочек (2012). Все романы за исключением последнего написаны Борисом Акуниным. Детская книга для девочек удачно написана писательницей Глорией Му по сценарию Бориса Акунина.

Основные сведения
Имя: Эраст Петрович Фандорин
Дата рождения: 8 января 1856 года
Цвет волос: черные
Цвет глаз: голубые
Рост: два аршина восемь вершков, или 1,78 м (Хочется заметить, что сейчас такой рост считается средним, однако в конце XIX века, судя по всему, средний рост был заметно ниже - Аликс)
Телосложение: худощавый
Особые приметы: заикается (в сильном волнении или раздражении заикаться перестает), на виске шрам от пули доктора Линда.
Вредные привычки: курит сигары
Интересы, хобби: увлекается конструированием автомобилей и автогонками.
На каких языках говорит: английский, французский, немецкий, японский, турецкий.
Специальные навыки: печатает на пишущей машинке десятипальцевым методом.
Образование: незаконченное среднее (или все же среднее?) до 1899 года. В 1899 году в Бостоне прошел экстерном курс инженера-механика. Тема дипломной работы - идея вседорожного мототрипеда.
Семейное положение: вдовец с 1876 г. В 1920 году (или раньше?) женился во второй раз. Во втором браке - сын Александр.
Проживает: Москва, М.Никитская, одноэтажный флигель усадьбы тестя, действительного статского советника Александра фон Эверт-Колокольцева.
Отец: отставной поручик Петр Исаакиевич Фандорин, скончался в 1875 г.
Мать: умерла рано, имя неизвестно
Братья-сестры: нет
Краткая биография
Потомственный дворянин, Эраст Петрович Фандорин девятнадцати лет остался круглым сиротой. Матери он сызмальства не знал, а отец пустил состояние на пустые прожекты и приказал долго жить. Разбогатев в железнодорожнуюю лихорадку, в банковскую лихорадку Петр Фандорин разорился и не оставил своему единственному сыну ничего кроме долгов. Гимназию Эраст Петрович не закончил и поступил в полицию коллежским регистратором.
В двадцать лет был произведен вне очереди в чин титулярного советника. Стал числиться в Министерстве иностранных дел, в действительности работая на Третье отделение.
24 сентября 1876 года женился на Елизавете Александровне фон Эверт-Колокольцевой, дочери действительного тайного советника, 1859 г.р. В день свадьбы юная жена Фандорина погибла от взрыва бомбы, принесенной в дом действительного тайного советника посыльным от леди Эстер.
В 1877-1878 гг. принимал участие в Русско-турецкой войне. Находился в плену у турок, свободу выиграл в нарды. После завершения войны отбыл в Японию на дипломатическую службу.
С 1878 г. - второй секретарь российского посольства в Японии.
В 1882-1891 гг. сначала в чине коллежского асессора, а затем статского советника служил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе. После того как прежнего главу Москвы сменил на этом посту великий князь Симеон Александрович, Фандорин отказался от предложенного ему поста обер-полицеймейстера Москвы и подал в отставку.
С 1896 года жил в Париже, однако впоследствии вернулся в Россию, где женился на Елизавете Анатольевне..?.., которая в 1920 или 1921 году родила ему сына Александра, находясь уже в эмиграции в Англии.
Кавалер:
Ордена св. Владимира 4 степени за дело "Азазель"
Ордена св. Станислава 3 степени за дело "Турецкий гамбит"
Ордена св. Анны 4 степени за дело "Алмазная колесница"
Японских орденов Большой и Малой Хризантем

Имя и фамилия
Особенного внимания заслуживают имя и фамилия героя.
Упоминая в нескольких местах о происхождении Эраста Петровича, Б.Акунин пишет, что род Фандорина идет от крестоносцев, что предки его служили еще царю Михаилу Федоровичу Романову и что Фандорин - это искаженная, адаптированная, русифицированная фамилия фон Дорн.
Но давайте смотреть в лицо правде. Фамилия Фандорина родилась из имени одного из героев фильма "Фантомас" - журналиста Фандора.
А что до имени Эраст, то в Интернете мне попадались разные разглагольствования, что, мол, Эрастом Б.Акунин назвал своего героя неспроста. Что, мол, намекал на какую-то особенную сексуальную ориентацию Фандорина и т.п. Не знаю, если и хотел г-н Б.Акунин подшутить таким образом над читателями, то уж в сексуальной ориентации самого Фандорина сомневаться не приходится. Тому в романах есть немало подтверждений.
Кстати, кое-то в И-нете писал и о том, что оба, Фандорин и Маса, - бисексуалы. Хм... Я не могу припомнить, чтобы хоть один малый намек указывал на бисексуальность Эраста Петровича и его "вассала", а критики, конечно, имеют право фантазировать в зависимости от степени своей испорченности.
Интересует меня вот что. Назвал ли Б.Акунин Фандорина Эрастом ради того, чтобы можно было провести параллель между "Азазелем" и "Бедной Лизой", или же имя Эраст было давно припасено для героя, а идея о параллели родилась, когда пришлось подбирать имя для невесты Фандорина?