Предпосылки сословно представительной монархии. Сословно-представительной монархии. Воссоединение Украины с Россией
Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.
Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма , от неограниченно-монархической формы правления .
В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы .
Предпосылки сословного представительства в России.
1. Экономические предпосылки : к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:
- появились мануфактуры;
- расширялись торговые отношения с Западом.
Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата , а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.
Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.
2. Политические предпосылки :
- внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства , в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны , торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;
- внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).
Особенности сословно-представительной монархии в России :
- непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;
- в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
- в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
- органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
- в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.
Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного , в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.
Вопрос 30. Абсолютная и сословно-представительная монархия в России.
1. Признаки абсолютной монархии
2. Особенности абсолютизма в России
3. Идеология абсолютной монархии
1. Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки;
*вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;
* наличие профессионального бюрократического аппарата;
* создание сильной постоянной армии;
*отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.
2. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности.
* абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;
*социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
3. Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.
Особенности сословно-представительной монархии в России
Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации
Особенностью периода сословно-представительной монархии - сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана IV. Опричнина – особый период его правления – террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения, мешавшие монарху, либо распускались, либо уничтожались. Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства
Царь - сохранил функции высшего органа власти. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы. Боярская дума формально сохранила своё прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделённый законодательными полномочиями и решающий вместе с царём все важные вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Боярская дума- была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава и остаётся органом боярской аристократии.
Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор и выборных представителей от дворян и городского населения. Земский собор в разные года выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избрать царя) и последний период до 1622 года характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны и.т.д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем Составом собора. В 1566 году многих из Земского собора, выступив против опричнины Иван IV казнил.
Приказы- целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский),но и по территории(казанского дворца). К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были административными и судебными органами (земский приказ), и не ограничивались какими-либо законодательными рамками
Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Для работы приказов характерен жёсткий бюрократический стиль: строгое подчинение и следование инструкциям и предпосылкам. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и.т.д. Ведение делопроизводства возглавлялось на дьяков. Техническую и концелярскую работу осуществляли подьячие. середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвлённая система приказов. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно - административным приказам. Также в этот период был Поместный приказ, Казачий приказ. Появились территориальные приказы, ведавшие территориями, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приках, Печатный приказ и пр.
Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1- 2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.
Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возглавлялось так же на целовальников, дьяков и подьячих
Судебник 1550 года- царский судебник, который был издан Иваном IV. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов, разбитый на статьи.
После принятия судебника право продолжало развиваться. Начали вводить приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности.
ИТОГИ
Особенности сословно-представительной монархии в России:
1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;
2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.
Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате.Важнейшим из них было возникновение представительных органов. В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления – монархия.
Сословно-представительная монархия - это важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.
Сословно-представительная монархия - форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами (Земскими соборами). В России такая форма правления являлась неограниченно-монархической. Иван Грозный провозгласил себя царем, этот титул отражает действительное возрастание силы монарха.
Экономические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:
Разделение труда между отдельными районами;
Специализация ремесленного и мануфактурного производства;
Расширение торговых отношений с Западом.
В это время расширяется бюрократический аппарат, увеличиваются государственные расходы на его содержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований. С этой целью государь находит выход в представительстве торговых людей в Земских соборах, обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества для организации ополчения.
Политические предпосылки:
Внешнеполитические: появились Земские соборы - новый высший орган государства, посредством которого царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы (ведение войны, торговые отношения с иностранными государствами). Значение Боярской думы постепенно снижалось. Но, тем не менее, она пока еше ограничивала монарха; - внутригосударственные - первым толчком к созыву Земского собора послужило восстание горожан в Москве в 1549 г. Монархия рассчитывала на разрешение конфликта, привлекая к управлению государством не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. В состав Земских соборов входили государь, Боярская дума. Освященный собор. Государь, Дума и представители духовенства были верхней палатой Земского собора, члены которой не избирались, а участвовали в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество).
Особенности сословно-представительной монархии в России:
- кратковременность этого периода;
Это не самостоятельная форма правления, а переход от раннефеодальной монархии к абсолютной;
Отсутствие законодательства по разграничению полномочий Земских соборов и государя;
Органы местного самоуправления формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
- одновременно с системой сословного представительства присутствовала опричнина Ивана IV для подавления сопротивления и подрыва экономической основы княжеско-боярской знати.
Образование сословно-представительной монархии
В середине XVI в. происходящие в стране социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы Московского государства: она превратилась в сословно-представительную монархию.
Сословно-представительная монархия – это промежуточная форма правления между раннефеодальной и абсолютной монархиями.
Основным признаком сословно-представительной монархии является ограничение власти монарха сословно-представительными учреждениями: Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии, рейхстагом и ландтагами в Германии, сеймами в Венгрии, Чехии, Польше, кортесами в Испании. В России это выразилось, прежде всего, в появлении особого государственного органа - Земского собора.
В отличие от Западной Европы в России Земские соборы возникали не по требованию сословных представителей, а по инициативе царей для упрочения их власти. Ограничивая царскую власть, Земские соборы в то же время объективно ее укрепляли.
Земские соборы созывались царями «для земского совета и для государственного опиранья» более ста лет: с середины XVI в. до середины XVII в. Только в XVI в. Земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг.
Земские соборы возникли по примеру церковных соборов, которые время от времени собирались митрополитами, по воле царя, для решения внутрицерковных вопросов. В 1550 г. молодой царь Иван IV впервые созвал собор представителей разных областей своего царства, на которм он обличал «неправды» и злоупотребления бояр. Царь обещал, что отныне он сам будет «судьёй и обороной» для своего народа. О первом Земском соборе осталось мало информации, но в том же году был принят новый «Судебник», были намечены и реализованы важные мерприятия по улучшению государственного управления.
В дальнейшем Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.
В состав Земских соборов входили представители трёх сословий: «освященный собор» из представителей высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого дворянства, и выборные от городов и посадского населения. Общее количество участников обычно составляло около 300-400 человек. В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались, в основном, должностные лица, стоявшие во главе местных органов. На соборах было также представлено свободное северное крестьянство, которое создавало общие с посадскими людьми «всеуездные миры», но огромная масса владельческих (крепостных) крестьян вообще не была представлена. «Вообще, - писал Ключевский, - состав собора был очень изменчив, лишен твердой, устойчивой организации».
В разные эпохи значение и характер Земских соборов в Московском государстве были различны. Большинство соборов носило лишь совещательный характер: выборные люди излагали свои «нужи и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Романовых принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства. Иными словами, они имели организационный характер. «Уложенный» собор 1648-1649 гг. имел законодательный характер: на нём было принято знаменитое «Соборное уложение». Наконец, избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.
В эпоху Смутного времени и сразу после него деятельность Земских соборов сыграла весьма важную роль в деле восстановления разрушенного Смутой «великого Российского царствия», что стало их большой исторической заслугой. Хотя Земские соборы превратились в сословно-представительные органы власти только в XVII веке и не имели чётко определённых компетенций и порядка работы, они стали играть важную роль в государственной жизни.
По мере усиления царской власти во 2-й половине XVII в. и в связи с ростом бюрократизации управления Земские соборы приходят в упадок. Последний Собор был созван в 1653 г. для принятия Украины в состав России и принятия решения о войне с Польшей. С этого времени Земских соборов полного состава больше не собиралось.
Другой характерной чертой сословно-представительной монархии является сохранение на первом этапе старых органов власти. Так, в России продолжает играть значительную роль Боярская дума (она входит в Земский собор, как основная сила), имеются сильные остатки дворцово-вотчинной системы управления, но наряду с этим местное управление организуется на основе представительства (губное и земское самоуправление).
Сословно-представительная монархия в России оформляется реформами Ивана IY Грозного. Реформы привели к расширению прав средних и мелких феодалов, на которых опирается Иван IY в своей политике.
Реформы Ивана IY привели к централизации государственной власти. Именно в этот период был нанесен решительный удар по пережиткам феодальной раздробленности в государственном управлении.
Начиная с 1547 г. глава Русского государства стал именоваться царем, великим князем и самодержцем всея Руси. Изменение титула преследовало политические цели - укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе.
Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и Земские соборы.
Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись близкие к царю лица.
С её помощью царь пытался снизить влияние боярства, но это не удалось: Избранная рада распалась в 1560 г., когда из неё были удалены священник Сильвестр и дворянин Адашев.
Формирование сословной (сословно-представительной) монархии. Земские соборы. Опричнина.
В середине XVI в. изменяется форма монархии, из раннефеодальной она становится
сословно-представительной. Сословно-представительная монархия - это централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом, который возникает вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной системы управления государством, в которой главной фигурой становится глава государства - монарх. Статус монарха изменяется, он провозглашает себя царем, усиливается его власть. Боярская дума остается ограничением царской власти, даже при введении Ива-
ном Грозным опричнины. Новым высшим органом государства становятся Земские соборы, через которые царь привлекал к государственному управлению дворянство и посадское население.
Земский собор состоял из двух палат:
1) верхней палаты, куда входили царь, Боярская дума, верхи духовенства. Члены верхней палаты не избирались, а входили в ее состав на основании занимаемого ими положения;
2) нижней палаты, которая формировалась из представителей дворянства, торговых людей, купечества путем либо выборов, либо царского назначения. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Сложилась разветвленная система приказов - органов, курирующих вверенное им государственной властью направление. Ведущая роль принадлежала военноадминистративным приказам. Иваном IV была проведена военная реформа. Основу армии стали составлять дворянская конница и стрельцы.
Реформа местного управления, проведенная в середине XVI в., отменяет систему кормления. На местах
создаются губные и земские органы управления, которые возглавляли губные старосты и целовальники. Они избирались местным дворянством, их основной обязанностью была борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Губными органами руководил Разбойный приказ. Земские органы создавались для сбора налогов, управления посадами и черносошными крестьянами. В городах вводится институт воевод. Они осуществляли военную, гражданскую, судебную функции, контролировали сбор налогов. Воеводы имели свою канцелярию – «съезжую избу». Их компетенция была довольно широкой, но они во всем подчинялись центру, назначались из числа бояр и дворян и получали «государево жалование»
Опричнина 1565- 1572гг. Иван Грозный предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства был разделена на опричнину и земщину. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины, а прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. В условиях опричнины сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно процессуальная практика.