Появление неравенства у первобытных людей. Основные вопросы урока. Появление неравенства и знати

Всеобщая история. 5 класс. Учитель истории и обществознания Шмаль Наталья Васильевна МБОУ СОШ №44 г. Сургут

Тема урока:

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления

неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока: 1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».

2. Продолжить формирование умений:

    давать полный ответ на вопрос;

    сравнивать, анализировать различные исторические процессы;

    выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные Понятие темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

    1. Беседа по вопросам:

    Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.

    Назовите основные занятия первобытных людей . (Собирательство и охота)

    Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство.

Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

        Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть.С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

    Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии)

более … (10 тысяч) лет назад

Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой)

Колосья срезали … (серпом)

Растирали зёрна на … (зернотёрках)

Деревья рубили … (деревянным топором)

Из глины научились делать … (посуду)

Женщины научились … (ткать и прясть)

III . Переход к изучению новой темы.

    Решение творческой задачи

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?

( О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

    Что такое неравенство?

    Как и почему оно появилось?

    Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати

IV . Изучение новой темы.

План.

    Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

    Появление неравенства и знати.

    Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя.: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

    Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)

    Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)

    Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)

    Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)

    Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

4. Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

    Как происходила отливка медного топора?

    Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные.Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

5. Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

    Как появился плуг?

    Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными)

Вывод: в обществе появляется неравенство .

    Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

    Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV . Закрепление изученного материала

    Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка)

    Решение кроссворда.

По горизонтали:

    Первый металл, освоенный человеком. (Медь).

    Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).

    Род занятия человека. (Ремесло).

    Богатые, влиятельные люди . (Знать).

    Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V . Итог урока.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей.Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Конспект урока по истории 5 класс

Подготовила Османова Леся Петровна

Тема урока : «Появление неравенства и знати»

Цели:

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия : ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.

Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2014г.,

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Давайте вспомним:

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

III. Изучение нового материала.

План:

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

(Слайд 3) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.

Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.

(Слайд 4) Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

Постановка проблемного вопроса : равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке.

(Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Работа с иллюстрацией учебника на странице 25 . (Слайд 6)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

(Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

(Слайд 8 ). Работа с учебником . Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:

Как появился плуг?

Какое значение имело появление плуга?

Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9).

(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)

Решение творческой задачи.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Учитель : мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.

(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.

Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.

Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.

Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.

(Слайд 11). Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый». Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились?

Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.

Закрепление изученного материала: «Сумей прочитать».

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди (знать).

7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).

Итог урока.

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

Домашнее задание: § 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс: 5

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема:

Форма урока: комбинированный

Тип урока:

Урок истории по теме " Появление неравенства и знати" был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.

К уроку были поставлены цели :

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости.

Учитель развивал мышление учащихся; обогащал словарный запас детей. Воспитывалось чувство коллективизма, продолжилась работа по самоконтролю. Учителю удалось создать деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена правильно, были вовлечены практически все учащиеся класса.

Работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся.

Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.

В ходе обобщения полученных знаний при повторении пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично – поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что в непринужденной обстановке учащиеся более активны и проявляют высокую мотивацию к обучению.

Цели, поставленные на урок, достигнуты. Отзыв на урок положительный.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16: /Похомова И.А./

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс: 5

Дата проведения: 17.10.2014 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: " Появление неравенства и знати"

Форма урока: комбинированный

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока учитель показала умение пользоваться методическими приёмами, стимулирующими творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, навыками эффективной работы с классом.

Урок творческий, очень эмоциональный, насыщенный, чувственный, позволил погрузиться в атмосферу века. Оформление классной комнаты также способствовало созданию ситуации погружения в историю древнего мира. Учащиеся сами добывали знания, ставили проблемы и совместно решали их. Осуществляли контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.

Эмоциональное вступление с применением технологии «мозгового штурма» заметно повысило познавательную деятельность учащихся. Использование презентации придало уроку мобильность, сэкономило время, украсило урок, расширило представление учащихся об истории древнего мира, культуре, традициях. На уроке осуществлялась связь с изобразительным искусством, кубановедением, литературой (написание синквейна).На уроке проводилась самостоятельная, групповая, фронтальная работа.

Благоприятный психологический климат, работа в группах, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии дали возможность раскрыться каждому ученику.

Учитель использовал формы и методы личностно-ориентированного подхода, создавая ситуацию успеха, выбора для учащихся. Урок удался в полной мере. Об этом свидетельствуют итоговые работы учащихся, их проникновенные высказывания.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №16 /Егорова С. Н./


Урок истории 5 класс МОУ СОШ №51 г. Шилка

Учитель: Баранова Н.А.

Появление неравенства и знати»

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости, творческого мышления; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: компьютерная презентация урока учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2012, рабочая тетрадь «История древнего мира» Г.И. Годер часть1, М., Просвещение, 2015, листы с таблицами для рефлексии

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

А. «Поймай дату»

2 млн. лет назад-?

40 тыс. лет назад-?

10 тыс лет назад-?

9 тыс лет назад-?

Б. «Мозговой штурм»

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

Учитель: Не все люди трудились одинаково: были старательные, трудолюбивые и ленивые. Равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока и цель).

III. Изучение нового материала.

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

(Слайд) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.

(Слайд) Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

(Слайд) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Работа с иллюстрацией учебника на странице 26. (Слайд)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

(Слайд). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

(Слайд). Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 26-27 и выясните:

Как появился плуг?

Какое значение имело появление плуга?

Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд).

(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)

Решение творческой задачи.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Учитель: мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.

(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее. Учитель на доске чертит таблицу:

Родовая община

Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.

Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.

Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами. Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый». Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились?

(Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.)

IVЗакрепление изученного материала

А. Закончи предложение

1. Первый металл, который освоил человек ….. (медь).

2. ……..- орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге - ….. (глина)

4. …..- большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди -…..(знать).

Б. Задания в печатной рабочей тетради

Стр 16 №1, 2, 3

V. Итог урока, рефлексия

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)

На столе у учащихся есть листы с таблицей, при наличии времени можно предложить учащимся заполнить таблицу письменно

    В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

    В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(интересно)