Поток психология оптимального переживания читать онлайн. Как жить в потоке: ключевые идеи. Сложная деятельность, требующая умения

Создать максимум возможностей для счастья - вот главная задача современного государства. И в мировые лидеры выйдут те страны, которым это удастся, считает психолог Михай Чиксентмихайи. Он знает, о чем говорит: ведь он открыл «поток» - вероятно, самую доступную и самую полезную форму счастья.

Михай Чиксентмихайи спускается в холл отеля ровно в назначенное для интервью время - как раз в момент, когда портье уверяет меня, что гостя с такой фамилией нет. «Это нормально, - улыбается Чиксентмихайи. - Я давно привык, что ни выговорить, ни записать мое имя никто не в состоянии. Вот и решил спуститься, чтобы вам не пришлось искать меня весь день».

Пожалуй, он немного преувеличивает. Имя Михая Чиксентмихайи - одно из самых известных в сегодняшней науке. Его без запинки выговаривают студенты и преподаватели факультетов психологии всего мира, на него ссылаются в сотнях современных психологических исследований. Газета New York Times назвала его «ученым, который одержим счастьем». Точнее, пожалуй, не скажешь.

Psychologies:

Изменились ли за прошедшие десятилетия ваши представления о потоке?

Михай Чиксентмихайи:

Идеи потока зажили уже отдельной от меня жизнью, но я продолжаю следить за тем, что происходит в этой области. Недавно выяснилось, что точка равновесия между навыками и усилиями, когда мы максимально вовлечены и погружены в то, что делаем, на самом деле сдвинута в сторону сложности, в сторону вызова. Мне кажется, это важная находка.

Мы предпочитаем находиться в ситуации, когда нужно напрягаться немного больше, чем нам под силу, чтобы обрести умения, необходимые для решения задачи. Конечно, на работе мы скорее предпочтем находиться в зоне контроля - так спокойнее, - но в спорте, например, наша природа стремится преодолевать сложности, превзойти себя. В этом, возможно, ключ ко многим проблемам нашей взрослой жизни. Мы все время нуждаемся в том, чтобы у нас были новые вызовы, новые сложные задачи.

Спорт располагает к потоку. А как еще можно достичь этого состояния?

Это может показаться странным, но работа, которую мы привыкли считать трудной, но необходимой обязанностью, во многом организована по тем же законам, что и игра. Есть цель, есть сроки, и есть необходимость проявить себя с самой лучшей стороны. В таких условиях состояние потока очень даже достижимо. А вот, например, в семейной жизни достичь его гораздо труднее. Тут всего слишком много, все слишком хаотично, задачи наползают одна на другую, четких сроков и ясных целей нет.

Меня часто спрашивают: «Что делать? Мне хочется чаще испытывать состояние потока, но мне стыдно тратить время на себя, потому что есть много важных вещей, которыми нужно заниматься». Об этом обычно говорят женщины. На них лежит больше забот: и семья, и дети, и дом, и работа.

Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно

В такой ситуации вероятность конфликта интересов, конечно, выше. Если состояние потока, например, приносит вязание на спицах, то, садясь за вязание, когда дети ходят на головах, квартира не убрана, ужин не приготовлен, счета не оплачены, женщина, конечно, нарушает баланс между различными сторонами жизни.

Наша задача - научиться быть счастливыми, делая то, что не входит в круг наших естественных потребностей, создавая нечто за пределами того, что нам дала природа. Платон еще две тысячи лет назад говорил, что главное - научить молодежь быть счастливой, делая то, что нужно. Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно. Но если мы несчастливы в этом, то мы вообще не будем счастливы. Значит, мы должны научиться получать это удовольствие, понять, как это делать.

Вам удалось научить этому ваших детей?

Для начала нужно увлечь их, пробудить интерес, показать, что усилия могут приносить радость. У нас с женой два сына. Когда они были маленькими, мы часто ходили в зоопарк. И каждый раз у детей была задача: найти зверя с самыми большими рогами, например. Или с самым длинным хвостом. Этой игры хватило на пару лет увлекательных семейных уик-эндов.

Но потом дети подросли - и заявили, что им жалко животных в клетках. Игра закончилась, пришлось изобретать что-то новое. Когда мы отправлялись в долгие поездки на машине, дети выступали штурманами. Составляли заранее карту маршрута, выясняли, какие интересные места или здания можно увидеть по дороге. Естественно, это требовало от них усилий, подготовки. Но они были счастливы, им это очень нравилось!

И что еще очень важно - они ощущали свою причастность к жизни семьи, свою ответственность за подготовку общего путешествия. А это, может быть, главное, чего не хватает современным детям для счастья. Чувство важной роли в жизни - вот чего не хватает детям, когда все достается им упакованным и готовым к употреблению.

Вернемся к потоку. Всегда ли позитивно это состояние?

Стоит отличать поток от состояний, которые могут быть на него очень похожи, но им не являются. Возьмите футбол. Когда мальчишки часами гоняют мяч во дворе, не замечая разбитых коленей и жажды, - это, конечно, поток. Но чем выше уровень игры, тем меньше шансов его достичь. Появляются соображения денег, престижа, боязнь ошибки, которая дорого обойдется, - и поток уходит. Остается его имитация. Знаете, чем это кончается?

То же и с музыкантами. В свое время Ассоциация симфонических оркестров США пригласила меня разобраться, почему многие музыканты - настоящие мастера! - со временем не только не совершенствуются, но начинают играть даже хуже. И знаете что я выяснил? Что эти музыканты легко достигают состояния потока - например, когда вечером собираются с друзьями на импровизированный джазовый джем-сейшн.

Если работа жестко контролируется, даже занятия, которые могут приносить состояние потока, становятся работой из-под палки

Это не значит, что они любят джаз и не любят Баха или Бетховена, нет-нет. Они очень любят классику. Чего они не любят - так это отсутствия выбора. Когда дирижер требует играть так, а не иначе, когда репертуар, график выступлений и репетиций расписаны на год вперед - уходит свобода. А с ней и возможность раствориться в том, что мы делаем.

Если наша работа жестко контролируется, если есть стандарты, которым всегда необходимо соответствовать, - даже занятия, которые могут и должны приносить состояние потока, становятся работой из-под палки.

И все же, если мы говорим об истинном, настоящем потоке: всегда ли он позитивен?

Нет. Например, вы и сами наверняка знаете, как много людей, участвовавших в боевых действиях, не могут найти себя, возвращаясь из армии. В бою они пережили состояние потока - такое часто случается. И повторить его в мирной жизни они не могут. Да, эти люди могли сражаться за высшие идеалы и защищать родину, но это не отменяет того факта, что они пережили состояние потока, стреляя в других людей.

Когда человек не способен достичь потока в повседневной жизни, это очень опасно. Он может начать искать другие способы. И найти свой поток в грабеже или убийстве - к несчастью, это возможно. Дети рождаются с биологической потребностью получать удовольствие.

Главная задача - понять, как можно привнести больше потока в школьное обучение и в семейную жизнь

И испытывают его не только от чтения стихов, но и от драки во дворе тоже. Очень важно научить их получать удовольствие, если хотите - достигать потока - в действиях полезных, а не опасных для них и для окружающих.

Пожалуй, для меня лично в этом и состоит главная задача. Понять, как можно привнести больше потока в школьное обучение и в семейную жизнь.

Вы, так много узнав о счастье и способах достижения потока, можете назвать себя счастливым человеком?

Думаю, что по большей части да. Хотя точно могу сказать, что состояния потока в моей жизни было гораздо больше до того момента, как я начал его изучать. Мне звонят и пишут женщины, отчаявшиеся победить наркоманию своих детей. У меня спрашивают дети, можно ли побороть болезнь Альцгеймера у их родителей... Многие люди обращаются ко мне с вопросами, которые вне моей компетенции. Я просто не знаю, что им сказать, но чувствую себя обязанным сказать хоть что-то. Я все меньше принадлежу себе. Но с другой стороны, это ведь и свидетельство того, что мои идеи кому-то нужны. В общем, наверное, я все-таки счастлив.

Усилиями позитивных психологов счастье из абстрактного идеала превратилось в объект изучения. Выходят десятки книг о том, как его достичь. Они действительно полезны?

Понимаю ваш скепсис. Книг о том, как снизить вес, в Америке выходит еще больше, а результаты - сами знаете... Но дело тут не в книгах, а в нас самих. Мы должны пытаться изменить себя, должны формировать новые привычки и расставаться со старыми, мы должны действовать. Иначе ничего не выйдет.

Знать, что делать, - одно, а уметь это сделать - совсем другое

Это ведь очень просто: возьмите самую лучшую поваренную книгу и прочтите ее хоть десяток раз. И что, у вас на столе образуется французский петух в вине или русский бефстроганов? Да нет же, конечно, - до тех пор, пока вы их не приготовите!

Причем начать придется с азов: выбрать продукты, разделать мясо или птицу, почистить овощи. Информация должна быть преобразована в действие. Знать, что делать, - одно, а уметь это сделать - совсем другое. И некоторым из нас может не хватать ловкости, координации движений, да мало ли чего еще.

Значит ли это, что некоторые из нас так и не смогут стать счастливыми людьми, никогда этому не научатся?

Достичь счастья - это вопрос именно действия. Мои исследования, например, показали, что людям, которые испытали жестокое обращение в детстве или страдали от недостатка любви, может быть сложнее достичь состояния потока. Однако это не значит, что не нужно пытаться.

Мне было 10 лет, когда закончилась Вторая мировая война, и я видел, как мало людей смогли психологически пережить потери, хаос, как они были ранимы перед лицом внешних сил. Но сегодня есть чрезвычайно интересные работы, в которых психологи брали интервью у тех, кто лишился зрения либо оказался парализован. И представьте, эти люди очень часто говорили, что чувствуют себя счастливыми.

Это звучит невероятно, но у меня есть простое объяснение. Потеряв зрение или возможность ходить, человек оказывается вынужден снова учиться жить, искать совсем новые стратегии и модели поведения. Все приходится открывать заново. И в процессе этого открытия часто формируются навыки и привычки, которые позволяют достичь счастья.

Кто-то может сказать, что нельзя сравнивать счастье слепого и зрячего человека. Разумеется, нельзя, но счастье вообще нельзя сравнивать. Оно свое для каждого, и если человек, лишившись зрения, может ощущать себя счастливым, то, значит, так оно и есть. Конечно, отсюда не следует, что ради достижения счастья всем нам придется ослепнуть. Следует отсюда лишь то, что мы в силах вырабатывать нужные модели поведения. И значит - учиться быть счастливыми.

Найти соразмерность

«Поток» - особое состояние оптимального переживания, которое достигается через полное слияние человека с его деятельностью, когда вместо усталости он чувствует прилив энергии. В состоянии потока мы не замечаем времени, забываем о голоде и жажде, не помним о социальных ролях, растворяясь в действии, которое кажется нам важным и интересным. Теория потока возникла в 1990 году и стала результатом многолетних наблюдений Михая Чиксентмихайи за людьми творческих профессий, однако это состояние доступно отнюдь не только творцам. В потоке бывают математики и мясники, альпинисты и торговцы рыбой. Главное условие - соразмерность сложности задачи и уровня наших умений. Если умений недостаточно, восторг быстро сменяется чувством бессилия. Если задача слишком проста, приходит скука. Если же оптимальный баланс достигнут, то удовольствие, усилия и смысл вместе приносят нам активное состояние радости.


О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.

Михай Чиксентмихайи

Описание от издателя

Цитата

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Радость потока - это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных задач. В отличие от уровня жизни качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой - вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не котируется. Чиксентмихайи напоминает: счастье - это не то, что просто случается с нами, это и искусство, и наука, это то, что требует усилий и своеобразной квалификации. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности».
Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук.

О чем книга

Исследуя творческих личностей, автор обнаружил в своих исследованиях, что они счастливы благодаря тому, что в процессе озарения испытывают состояние потока. Но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Автор выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии.

Почему книга достойна прочтения

Cостояние потока - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И книга приведет читателя к этому состоянию.
Оказывается, счастье не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, оно в наших руках.
Редкий пример служения высокой науки обычному человеку.

Для кого эта книга

Для всех, кто стремится по-настоящему счастливо прожить эту жизнь. Для тех, кто интересуется психологией как дисциплиной, кого в принципе привлекает феномен счастья, ну и для всех тех, кому этого самого счастья так сильно не хватает в собственной жизни. Ведь в состоянии потока удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией безграничное состояние радости.

Об авторе

Михай Чиксентмихайи - психолог, заслуженный профессор и директор центра исследований качества жизни Клермонтского университета (США), член Американской академии образования, Американской академии наук и искусств и Национальной академии исследований досуга, автор около 20 книг, наиболее известная из которых - «Поток» - переведена на 30 языков. Живет и работает в США.

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2011

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства

(предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я », «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принесшая ему всемирную известность, – это именно «Поток». Через некоторое время после ее выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатленные ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Ее включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времен». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после ее выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Михай Чиксентмихайи

Поток. Психология оптимального переживания

Перевод с английского Елены Перовой

Научное редактирование и предисловие Дмитрия Леонтьева

Москва 2011

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства (предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных её проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всём мире, причём далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошёл в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас - школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии - нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьёй в Италии, где Михай и провёл детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я», «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принёсшая ему всемирную известность, - это именно «Поток». Через некоторое время после её выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатлённые ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Её включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времён». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после её выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать её перевод, я читал её по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил её, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, - в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своём месте, и в этом тексте нет ни одной щёлочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя весёлый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нём биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга - как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряжённость, тонус и жизнь.

О чём она? О многом. Если подходить формально - о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны - благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъёма, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишённого многих привычных нам материальных благ и удовольствий.