Построение профильного вида по двум другим. Пример построения третьей проекции точки по двум заданным

Вам понадобится

  • - набор карандашей для черчения разной твердости;
  • - линейка;
  • - угольник;
  • - циркуль;
  • - ластик.

Инструкция

Источники:

  • построение проекции

Проекция прочно ассоциируется с точными науками - геометрией и черчением. Однако это не мешает ей встречаться сплошь и рядом в далеко, казалось бы, не научных и обыденных вещах: тень предмета, которая ложится на плоскую поверхность при солнечном освещении, шпалы железной дороги, любая карта и любой чертеж уже есть не что иное? как проекция. Конечно, создание карт и чертежей требует глубокого изучения предмета, а вот простейшие проекции можно построить самостоятельно, вооружившись только линейкой и карандашом.

Вам понадобится

  • * карандаш;
  • * линейка;
  • * лист бумаги.

Инструкция

Первый способ построения проекции центральным проектированием и особенно подходит для изображения на плоскости предметов, когда необходимо уменьшить или увеличить их фактический размер (Рис. а). Алгоритм центрального проектирования в следующем: обозначаем плоскость проектирования(П") и центр проектирования (S). Чтобы спроектировать АВС в плоскость П", проводим через точку центра S и точки А, В и С АS, SВ и SC. Пересечение их с плоскостью П" образует точки А", В" и С", при соединении которых прямыми мы получаем центральную проекцию АВС.

Второй способ отличается от описанного выше только в том, что прямые, при помощи которых вершины треугольника АВС проектируются в плоскость П", не , а параллельны обозначенному направлению проектирования (S). Нюанс: направление проектирования не может быть параллельно плоскости П". При соединении точек проектирования А"В"С" мы получаем параллельную проекцию.

Несмотря на простоту, навык построения таких вот простых проекций помогает развить пространственное мышление и может смело шагом в начертательной .

Видео по теме

Одна из самых увлекательных задач начертательной геометрии – построение третьего вида при заданных двух. Она требует вдумчивого подхода и педантичного измерения расстояний, поэтому не всегда дается с первого раза. Тем не менее, если тщательно следовать рекомендованной последовательности действий, построить третий вид вполне возможно, даже без пространственного воображения.

Вам понадобится

  • - лист бумаги;
  • - карандаш;
  • - линейка или циркуль.

Инструкция

В первую очередь постарайтесь по двум имеющимся вида м определить форму отдельных частей изображенного предмета. Если на виде сверху изображен треугольник, то это может быть призма, конус вращения, треугольная или . Форму четырехугольника могут принять цилиндр, или треугольная призма или другие предметы. Изображение в форме круга может означать шар, конус, цилиндр или другие поверхности вращения. Так или иначе, попытайтесь представить общую форму предмета в целом.

Расчертите границы плоскостей, для удобства переноса линий. Начните с самого удобного и понятного элемента. Возьмите любую точку, которую вы точно «видите» на обоих вида х и перенесите ее на третий вид. Для этого опустите перпендикуляр на границы плоскостей и продолжите его на следующей плоскости. При этом учтите, что при переходе с вида слева на вид сверху (или наоборот), необходимо пользоваться циркулем или отмерять расстояние при помощи линейки. Таким образом, на месте вашего третьего вида пересекутся две прямые. Это и будет проекция выбранной точки на третий вид. Таким же образом можно сколько угодно точек, пока вам не станет понятным общий вид детали.

Проверьте правильность построения. Для этого измерьте размеры тех частей детали, которые полностью (например, стоящий цилиндр будет одного «роста» на виде слева и виде спереди). Для того, чтобы , ничего ли вы не , постарайтесь на с позиции наблюдателя сверху и пересчитать (хотя бы примерно), сколько должно быть видно границ отверстий и поверхностей. Каждая прямая, каждая точка должны иметь отражение на всех вида х. Если деталь симметрична, не забудьте отметить ось симметрии и проверить равенство обеих частей.

Удалите все вспомогательные линии, проверьте, чтобы все невидимые линии были отмечены пунктирной линией.

Чтобы изобразить тот либо иной предмет, сначала изображают его отдельные элементы в виде простейших фигур, а затем выполняется их проекция. Построение проекции довольно часто используется в начертательной геометрии.

Вам понадобится

  • - карандаш;
  • - циркуль;
  • - линейка;
  • - справочник «Начертательная геометрия»;
  • - резинка.

Инструкция

Вдумчиво прочитайте условия поставленной задачи: к примеру, дана фронтальная проекция F2. Принадлежащая ей точка F расположена на боковой цилиндра . Требуется построение трех проекций F. Мысленно представьте, как все это должно выглядеть, чего приступайте к построению изображения .

Цилиндр вращения может быть представлен в виде вращающегося прямоугольника, одна из сторон которого принимается за ось вращения. Вторая прямоугольника - противоположная оси вращения - боковую поверхность цилиндра. Остальные представляют нижнее и верхнее цилиндра.

Ввиду того, что поверхность цилиндра вращения при построении заданных проекций выполняется в виде горизонтально-проецирующей поверхности, проекция точки F1 обязательно должна совпадать с точкой Р.

Изобразите проекцию точки F2: поскольку F на фронтальной поверхности цилиндра вращения, точка F2 будет спроецированной на нижнее основание точкой F1.

Третью проекцию точки F постройте при помощи оси ординаты: отложите на ней F3 (эта точка-проекция будет расположена правее оси z3).

Видео по теме

Обратите внимание

В ходе построения проекций изображения руководствуйтесь основными правилами, используемыми в начертательной геометрии. В противном случае, выполнить проекции не удастся.

Полезный совет

Чтобы построить изометрическое изображение, используйте верхнее основание цилиндра вращения. Для этого сначала постройте эллипс (он будет расположен в плоскости х"О"у"). После этого проведите касательные линии и нижний полуэллипс. Затем проведите координатную ломаную и с ее помощью постройте проекцию точки F, то есть точку F".

Источники:

  • Построение проекций точек, принадлежащих цилиндру и конусу
  • как построеть проэкцию целиндра

Горизонтали – изогипсы (линии одинаковых высот) – линии, которые соединяют на земной поверхности точки, имеющие одинаковые отметки по высоте. Построение горизонталей используют для составления топографических и географических карт. Горизонтали строятся на основе измерений теодолитами. Места выхода секущих плоскостей наружу проецируется на горизонтальную плоскость.

Инструкция

Уровенной поверхностью для отсчета горизонталей в России считается нуль Кронштадтского футштока. Именно от нее идет отсчет горизонталей, что дает возможность соединить между собой отдельные планы и карты, составленные различными организациями.Горизонталями определяют не только земной рельеф, но и рельеф водных бассейнов. Изобаты (водные горизонтали) соединяют точки с одинаковой глубиной.

Для обозначения рельефа используются всеобщие условные знаки, которые контурные (масштабные), внемасштабные и пояснительные. Кроме того, существуют еще дополнительные элементы, сопутствующие условным знакам. К ним всевозможные надписи, рек, цветовое оформление карт.

Построить горизонталь на плане между двумя точками можно двумя способами: графическим и аналитическим. Для графического построения горизонтали на плане возьмите миллиметровую бумагу.

Нарисуйте на бумаге несколько горизонтальных параллельных линий на равном расстоянии. Количество линий определяется количеством необходимых сечений между двумя точками. Расстояние между линиями принимается равным заданному расстоянию между горизонталями.

Нарисуйте две вертикальные параллельных линии на расстоянии, равном расстоянию между заданными точками. Отметьте на них эти точки, учитывая их высоту (альтитуду). Соедините точки наклонной линией. Точки пересечения линией горизонтальных прямых являются точками выхода секущих плоскостей наружу.

Перенесите отрезки, полученные в результате пересечения на горизонтальную прямую линию, соединяющую две заданные точки, методом ортогонального проецирования. Соедините полученные точки плавной линией.

Для построения горизонталей аналитическим методом пользуются формулами, выведенными из признаков . Кроме этих методов для построения горизонталей сегодня используются и компьютерные программы, такие как «Архикад» и «Архитерра».

Видео по теме

Источники:

  • горизонталь это как в 2019

При создании архитектурного проекта или разработке дизайна интерьера очень важно представить, как будет выглядеть объект в пространстве. Можно использовать аксонометрическую проекцию, но она хороша для небольших предметов или деталей. Преимущество фронтальной перспективы в том, что она дает представление не только о внешнем виде объекта, но позволяет зрительно представить соотношение размеров в зависимости от расстояния.

Вам понадобится

  • - лист бумаги;
  • - карандаш;
  • - линейка.

Инструкция

Принципы построения фронтальной перспективы одинаковы для листа ватмана и графического редактора. Поэтому выполните его на листе. Если предмет небольшой, достаточно будет формата А4. Для фронтальной перспективы или интерьера возьмите лист . Положите его горизонтально.

Для технического рисунка или чертежа выберите масштаб. За эталон примите какой-либо ясно различимый параметр - например, здания или ширину комнаты. Нанесите на лист произвольный отрезок, соответствующий этой линии, и вычислите соотношение.

Этот же станет основанием картинной плоскости, поэтому расположите его в нижней части листа. Конечные точки обозначьте, например, как А и B. Для картины линейкой ничего вымерять не нужно, но определите соотношение частей объекта. Лист должен быть больше картинной плоскости, чтобы на

В презентации показаны алгоритмы построения недостающего вида по двум заданным. Рассмотрены три случая: когда отсутствует либо вид спереди, либо вид сверху, либо вид слева. Выполняются построения недостающего вида на чертеже, используя внешнюю или внутреннюю координацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Построение на чертеже недостающего вида по двум заданным

Чертежи геометрических тел относят к проекционному черчению, а чертежи деталей – к техническому. Поэтому изображения на проекционных чертежах называются проекциями, а на технических – видами. В черчении довольно часто встречаются задачи, связанные с построением по двум заданным видам третьего. На чертеже может отсутствовать вид слева, сверху или спереди – главный вид. Во всех 3 случаях работа по построению недостающего вида проводится по единому алгоритму.

Алгоритм построения недостающего вида детали по двум заданным По чертежу анализируют геометрическую форму и симметричность деталей, устанавливают отсутствующий вид. Мысленно представляют наглядное изображение детали. (Его лучше нарисовать, чтобы облегчить себе дальнейшую работу).

По созданному наглядному изображению определяют очертание недостающего вида, анализируют его графический состав. Выполняют построение недостающего вида на чертеже, используя внешнюю или внутреннюю координацию. Строят: Габаритный прямоугольник и проводят ось симметрии (если изображение симметрично); Видимые очертания детали (или от опорных точек, или посредством линий связи); Невидимые очертания. Наносят размеры. Обводят чертёж.

Алгоритм построения недостающего вида детали с использованием внешней координации Вид слева Вид сверху Вид спереди Возврат к алгоритму

1. Строят габаритный прямоугольник недостающего вида, используя постоянную прямую, и проводят оси симметрии 2 действие Выбор вида

2. Строят видимые очертания изображения детали на недостающем виде посредством линий связи 3 действие Выбор вида 1 действие

3. Строят невидимые очертания изображения детали посредством линий проекционной связи Выбор вида 2 действие

1. Строят габаритный прямоугольник недостающего вида, используя постоянную прямую, и проводят оси симметрии 2 действие Выбор вида

2. Строят видимые очертания изображения детали на недостающем виде посредством линий связи 3 действие Выбор вида 1 действие

3. Строят невидимые очертания изображения детали посредством линий проекционной связи Выбор вида 2 действие

Алгоритм построения недостающего вида детали с использованием внутренней координации Вид слева Вид сверху Вид спереди Возврат к алгоритму

2. Строят видимые очертания изображения недостающего вида от опорной точки: Нижнего геометрического тела; Верхнего геометрического тела. 3 действие Выбор вида 1 действие

3. Строят невидимые очертания изображения недостающего вида детали посредством линий проекционной связи от опорных точек. Выбор вида 2 действие

1. Строят габаритный прямоугольник и проводят в нём оси симметрии: проводят линии проекционной связи с одного из заданных видом, определяющих один из размеров габаритного прямоугольника; выбирают опорную точку; измеряют на втором заданном виде второй размер габаритного прямоугольника; строят габаритный прямоугольник недостающего вида от опорной точки; проводят ось симметрии 2 действие Выбор вида

1. Строят габаритный прямоугольник и проводят в нём оси симметрии: проводят линии проекционной связи с одного из заданных видом, определяющих один из размеров габаритного прямоугольника; выбирают опорную точку; измеряют на втором заданном виде второй размер габаритного прямоугольника; строят габаритный прямоугольник недостающего вида от опорной точки; проводят ось симметрии 2 действие Выбор вида

2. Строят видимые очертания изображения недостающего вида от опорной точки: Нижнего геометрического тела; Верхнего геометрического тела 3 действие Выбор вида 1 действие

3. Строят невидимые очертания изображения недостающего вида детали посредством линий проекционной связи от опорных точек Выбор вида 2 действие


Построение третьей проекции детали по двум данным

Вначале необходимо выяснить форму отдельных частей предмета; для этого нужно одновременно рассмотреть оба заданных изображения. Полезно при этом иметь в виду, каким поверхностям соответствуют наиболее часто встречающиеся изображения: окружность, треугольник, шестиугольник и др. В форме треугольника на виде сверху (рис. 41) могут изображаться: треугольная призма 1, треугольная 2 и четырёхугольная 3 пирамиды, конус вращения 4, усечённая призма 5.

Форму четырёхугольника (квадрата) могут иметь на виде сверху (рис. 41): цилиндр 6, треугольная призма 8, четырехугольные призмы 7 и 10, а также другие предметы, ограниченные плоскостями или цилиндрическими поверхностями 9.

Форму круга могут иметь на виде сверху: шар, конус, цилиндр и другие поверхности вращения. Вид сверху в форме правильного шестиугольника имеет правильная шестиугольная призма.

Определив форму отдельных частей поверхности предмета, надо мысленно представить изображение их на виде слева и всего предмета в целом.

Для построения третьего вида по двум данным применяют различные способы: построение с помощью общих размеров; с помощью вспомогательной прямой; с помощью циркуля; с помощью прямых, проводимых под углом 45° и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Построение с помощью вспомогательной прямой (рис. 42). Для того чтобы перенести размер ширины детали с вида сверху на вид слева, удобно воспользоваться вспомогательной прямой. Эту прямую удобнее провести справа от вида сверху под углом 45° к горизонтальному направлению.

Чтобы построить третью проекцию А 3 вершины А , проведём через её фронтальную проекцию А 2 горизонтальную прямую 1. На ней будет нахо­диться искомая проекция А 3 . После этого через горизонтальную проекцию А 1 проведём горизонтальную прямую 2 до пересечения ее со вспомогательной прямой в точке А 0 . Через точку А 0 проведём вертикальную прямую 3 до пересечения с прямой 1 в искомой точке А 3 .

Аналогично строятся профильные проекции остальных вершин предмета.

После того как проведена вспомогательная прямая под углом 45 О, по­строение третьей проекции также удобно выполнять с помощью рейсшины и треугольника (рис. 80б). Вначале через фронтальную проекцию А 2 проведём горизонтальную прямую. Проводить горизонтальную прямую через проекцию А 1 нет необходимости, достаточно, приложив рейсшину, сделать горизонтальную засечку в точке А 0 на вспомогательной прямой. После этого, немного сдвинув рейсшину вниз, прикладываем угольник одним катетом к рейсшине так, чтобы второй катет прошёл через точку А 0 , и отмечаем положение профильной проекции А 3 .

Построение с помощью базовых линий. Для построения третьего вида необходимо определить, какие линии чертежа целесообразно принять за базовые для отсчёта размеров изображений предмета. В качестве таких линий принимают обычно осевые линии (проекции плоскостей симметрии предмета) и проекции плоскостей оснований предмета.

Разберём на примере (рис. 43) построение вида слева по двум данным проекциям предмета.

Сопоставив оба изображения, устанавливаем, что поверхность предмета включает в себя поверхности: правильной шестиугольной 1 и четырёхугольной 2 призм, двух цилиндров 3 и 4 и усечённого конуса 5. Предмет имеет фронтальную плоскость симметрии Ф , которую удобно принимать за базу отсчёта размеров по ширине отдельных частей предмета при построении его вида слева. Высоты отдельных участков предмета отсчитываются от нижнего основания предмета и контролируются горизонтальными линиями связи.

Форма многих предметов усложняется различными срезами, вырезами, пересечением составляющих поверхностей. Тогда предварительно нужно определить форму линий пересечения, построить их по отдельным точкам, вводя обозначения проекций точек, которые после выполнения построений могут быть удалены с чертежа.

На рис. 44 построен вид слева предмета, поверхность которого образована поверхностью вертикального цилиндра вращения с Т -образным вырезом в его верхней части и цилиндрическим отверстием, занимающим фронтально-проецирующее положение. В качестве базовых плоскостей взяты плоскость нижнего основания и фронтальная плоскость симметрии Ф. Изображение Т -образного выреза на виде слева построено с помощью точек А , В , С , Д и Е контура выреза, а линия пересечения цилиндрических поверхностей – с помощью точек К , L , М и им симметричных. При построении третьего вида учтена симметрия предмета относительно плоскости Ф.

2.6. Контрольные вопросы

1. Какое изображение принимают на чертеже в качестве главного?

2. Как располагают предмет относительно фронтальной плоскости проекций?

3. Как разделяют изображения на чертеже в зависимости от их содержания?

4. Каковы обоснования к выбору количества изображений?

5. Какое изображение называется видом?

6. Как располагаются основные виды в проекционной связи на чертеже и каковы их названия?

7. Какие виды обозначают и как их надписывают?

8. Каков размер буквы, применяемой для обозначения вида?

9. Каковы соотношения размеров стрелок, указывающих направление взгляда?

10.Какие виды называются дополнительными, какие – местными?

11. Когда дополнительный вид не обозначают?

12. Какое изображение называется разрезом?

13. Как при разрезах указывают положение секущей плоскости?

14. Какой надписью отмечают разрез?

15. Каков размер букв у линии сечения и в надписи, отмечающей разрез?

16. Как разделяются разрезы в зависимости от положения секущей плоскости?

17. Когда вертикальный разрез называется фронтальным, когда – профильным?

18. Где могут быть расположены горизонтальный, фронтальный и профильный разрезы и когда их не обозначают?

19. Как классифицируются разрезы в зависимости от числа секущих плоскостей?

20. Как в сложном разрезе проводят линию сечения?

21. Какие разрезы называются ступенчатыми? Как их вычерчивают и обозначают?

22. Какие разрезы называются ломаными? Как их вычерчивают и обозначают?

23. Какой разрез называется местным и как он выделяется на виде?

24. Что служит разделяющей линией при соединении половины вида и разреза?

25. Что служит линией раздела, если при соединении половины вида и разреза с осью симметрии совпадает контурная линия?

26. Как показывают в разрезе ребро жесткости, если секущая плоскость направлена вдоль его длинной стороны?

27. Как в круговом фланце выявляют контур группового отверстия, если оно не попадает в плоскость данного разреза?

28. Какое изображение называется сечением?

29. Как классифицируются сечения, не входящие в состав разреза?

30. Каким сечениям отдается предпочтение?

31. Какой линией изображают контур вынесенного сечения и какой линией – контур наложенного сечения?

32. Какие сечения не обозначают и не надписывают?

33. Как при сечении указывают положение секущей плоскости?

34. Какой надписью сопровождают сечение?

35. Как располагают на поле чертежа вынесенное сечение?

36. Какое принято условное обозначение для изображения сечения по оси поверхности вращения, ограничивающей отверстие или углубление?

38. Как штрихуются различные сечения на чертеже детали?

39. Перечислите способы построения третьего вида детали по двум данным.

Комплексным чертежом называют изображения предмета, составленные из двух или более связанных между собой ортогональных проекций изображаемого геометрического образа (рис. 1).

Рис. 1. Наглядное изображение предмета

Фронтальную проекцию называют видом спереди , или главным видом . Главный вид, получаемый на фронтальной плоскости проекций, является исходным, он должен давать наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Предмет располагают так, чтобы на чертеже большая часть его элементов изображалась как видимая. Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки, корпуса кранов и вентилей, трубопроводов, насосов, редукторов) на главном изображении (виде) показывают в рабочем положении , т. е. в положении, которое деталь занимает при эксплуатации. Детали, находящиеся при работе в различных положениях, вычерчивают в положении, которое преобладает в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и др., имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью. (Можно посмотреть ). Как было сказано на прошлом уроке, горизонтальная проекция (вид сверху) располагается под фронтальной, а профильная (вид слева) - справа от фронтальной и на одном уровне с ней. Нарушать это правило расположения проекций нельзя . Такое расположение проекций называют проекционной связью .


Рис.2.Комплексный чертеж

Проекционная связь показана на рис. 2 тонкими сплошными линиями, которые называются линиями связи . При проведении линий связи между горизонтальной и профильной проекциями удобно пользоваться вспомогательной прямой , которую проводят под углом 45° от осей в правой нижней четверти. Линии связи, идущие от вида сверху, доводят до вспомогательной прямой. Из точек пересечения с нею восставляют перпендикуляры для построения вида слева.

Так строят чертежи в прямоугольных проекциях. Используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертеж детали любой сложности.

Построение чертежа

В учебной практике иногда приходится выполнять задания, связанные с увеличением или уменьшением количества изображений на чертеже, например строить третий вид по двум имеющимся.

Построение третьего вида предмета сводится к построению третьих видов его отдельных элементов (точек, линий, плоских фигур) и отдельных частей. Для этой цели, изучая чертеж, определяют форму, размеры и положение этих частей на предмете. Таким образом, вначале осуществляется чтение чертежа. После этого приступают к графическим построениям, вычерчивая последовательно один за другим те или иные элементы предмета.

На рисунке 3 показана последовательность построения вида слева по двум заданным: главному и сверху. Перенос размеров с вида сверху на достраиваемый вид осуществлен с помощью постоянной прямой чертежа.

Рис. 3

Иногда при построении отсутствующего на чертеже вида применение постоянной прямой не обязательно. Для переноса размеров с одного вида на другой можно воспользоваться циркулем или линейкой (см. рис. 3, размер, обозначен звездочкой).

В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертеж.

Компоновка чертежа

Компоновка чертежа (или композиция чертежа) выражается в гармоничном сочетании отдельных элементов изображения в выбранном масштабе с заданным форматом бумаги. Компоновкой чертежа также называется размещение изображений, размеров и надписей на поле чертежа (т.е. внутри рамки).

Начинающие чертежники строят чертеж, как правило, без учета площади листа бумаги. В итоге чертеж либо не помещается в отведенном ему поле, либо занимает только его часть.

Поскольку мы воспринимаем изображение не само по себе, не изолированно, а вместе с листом, на котором оно расположено, то между величинами изображения и листа должна существовать определенная пропорциональная зависимость, или, как говорят художники, композиционное равновесие.

Простейший способ достижения равновесия в чертеже - это равномерное распределение проекций (но не за счет нарушения проекционной связи!). Из рисунка 4 легко понять суть этого требования.

Рис.4. Компоновка проекций на чертеже

Но здесь могут быть и неожиданности. На рисунке 5 проекция валика размещена строго посередине листа. Несмотря на это, изображение кажется сдвинутым вниз.

Рис.5. Деталь на чертеже кажется смещенной

Это объясняется особенностью восприятия изображений нашим глазом: горизонтальные линии нам представляются длиннее вертикальных, верхняя половина предмета - больше нижней. Поэтому изображение валика следовало бы расположить несколько выше середины листа. По той же причине верхние части некоторых типографических знаков делают меньше нижних, но мы их видим равными (рис. 6).

Рис.6. Компоновка типографических знаков

Поверните рисунок и вы убедитесь в этом (посмотрите ).

Это относится и к ряду букв и цифр чертежного шрифта. Взгляните на рисунок 7.

Рис.7. Компоновка круга в квадрате

Кажется, будто небольшой черный круг расположен в глубине квадрата, большой круг выдвинут на первый план и только третий круг лежит в плоскости квадрата. Этот пример поможет вам определить соотношение толщины и размеров линий, цифр, надписей и других элементов чертежа при его выполнении, т. е. выдержать равновесие между черным и белым.

На рисунке 8 легко увидеть, какая компоновка чертежа выполнена композиционно правильно.


Рис.8. Компоновка размерных линий на чертеже

Стрелки чертежей на рис. 8, а) и в) несоизмеримы с проекциями: первые - велики, вторые - слишком малы, цифры - также. Кроме того, на рис. 8, а) они «прижаты» к своим проекциям, на рис. 8, в), напротив, «оторваны» от них. Правильно исполнен чертеж на рис. 8, б). В нем зрительно все уравновешено и создаются благоприятные условия для глаза при его движении по изображению.

Законы композиции проявляются во всех видах искусств: в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, фотографии и т. п.

Количество изображений

Выбор числа изображений является важным этапом выпол-нения чертежей. Он заключается в нахождении положения детали на главном изображении и необходимого числа видов, которые позволят полно и точно отобразить внешнюю и внутреннюю форму, а также размеры предмета.

Количество видов должно быть наименьшим , но полностью выявляющим форму предмета .

Выбор положения детали в главном изображении должен давать наиболее полное представление о форме и размерах детали: на главном виде должна быть максимально представлена информация о форме.

Обычно деталь показывают в положении, которое она занимает при обработке. Поэтому ось деталей, получаемых точением (например, валы), располагают горизонтально . Это облегчает рабочему изготовление детали по чертежу, так как и на чертеже и на станке он видит ее в одинаковом положении.

Выбор положения детали на главном изображении в значительной степени определяет количество изображений на чертеже. Предмет стараются располагать так, чтобы большая часть его элементов на главном виде изображалась как видимая .

Форма детали, представленной на рисунке 9 выявляется одним видом при правильном выборе главного изображения (главного вида).

Рис. 9.

Для передачи формы детали (рис. 10) необходимы два вида. Одним, главным видом не возможно показать глубину пазов утолщенной части детали.

Рис. 10.

Форму детали, показанной на рисунке 11 выявляют тремя изображениями. Даже два вида детали не будет полно определять форму.

а) Построение третьего вида по двум заданным.

Построить третий вид детали по двум данным, проставить размеры, выполнить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции. Задание взять из таблицы 6. Образец выполнения задания (рис. 5.19).

Методические указания.

1. Выполнение чертежа начинают с построения осей симметрии видов. Расстояние между видами, а также расстояние между видами и рамкой чертежа принимают: 30-40 мм. Строят главный вид и вид сверху, Два построенных вида используют для вычерчивания третьего вида – вида слева. Этот вид чертится по правилам построения третьих проекций точек, для которых две другие проекции заданы (см. рис. 5.4 точка А). При проецировании детали сложной формы приходится одновременно вести построение всех трех изображений. При построении третьего вида в данном задании, как и в последующих, можно не наносить оси проекций, а воспользоваться «безосной» системой проецирования. За координатную плоскость можно принять одну из граней (рис. 5.5, плоскость Р), от которой отсчитываются координаты. Например, измерив отрезок на горизонтальной проекции для точки А, выражающий координату Y , переносим его на профильную проекцию, получаем профильную проекцию А 3 . В качестве координатной плоскости можно взять также плоскость R симметрии, следы которой совпадают с осевой линией горизонтальной и профильной проекции, и от нее вести отсчет координат Y С, Y А, как показано на рис. 5.5, для точек А и С.

Рис. 5.4 Рис. 5.5

2. Каждую деталь, как бы сложна она ни была, всегда можно разбить на ряд геометрических тел: призму, пирамиду, цилиндр, конус, сферу и т.д. Проецирование детали сводится к проецированию этих геометрических тел.

3. Размеры предметов нужно наносить только после построения вида слева, так как во многих случаях именно на этом виде бывает целесообразно нанести часть размеров.

4. Для наглядного изображения изделий или их составных частей в технике применяют аксонометрические проекции. Рекомендуется предварительно изучить в курсе начертательной геометрии главу «Аксонометрические проекции».

Для прямоугольной аксонометрической проекции сумма квадратов коэффициентов (показателей) искажения равна 2, т.е.

k 2 + m 2 + n 2 =2,

где k, m, n –коэффициенты (показатели) искажения по осям. В изометрической

проекции все три коэффициента искажений равны между собой, т.е.

k = m = n = 0,82

Практически для простоты построений изометрической проекции коэффициент (показатель) искажения, равный 0,82, заменяют приведенным коэффициентом искажения, равным 1, т.е. строят изображение предмета, увеличенное в 1/ 0,82 = 1.22 раза. Оси X, Y, Z в изометрической проекции составляют между собой углы 120°, при этом ось Z направляют перпендикулярно к горизонтальной линии (Рис. 5.6).



В диметрической проекции два коэффициента искажения равны между собой, а третий в частном случае принимается равным 1/2 из них, т.е.,

k = n = 0,94; а m =1/2 k = 0,47

Практически для простоты построений диметрической проекции коэффициенты (показатели) искажения, равные 0,94 и 0,47, заменяют приведенными коэффициентом искажения, равным 1 и 0,5, т.е. строят изображение предмета, увеличенное в 1/ 0,94 = 1.06 раза. Ось Z в прямоугольной диметрии направлена перпендикулярно к горизонтальной линии, ось Х – под углом 7°10", ось Y – под углом 41°25". Так как tg 7°10" ≈ 1/8, а tg 41°25" ≈ 7/8, то строить эти углы можно без транспортира, как показано на Рис. 5.7. В прямоугольной диметрии по осям Х и Z откладывают натуральные размеры, а по оси Y с коэффициентом сокращения 0,5.

Аксонометрическая проекция окружности в общем случае есть эллипс. Если окружность лежит в плоскости, параллельной одной из плоскостей проекций, то малая ось эллипса всегда параллельна аксонометрической прямоугольной проекции той оси, которая перпендикулярна к плоскости изображаемой окружности, большая же ось эллипса всегда перпендикулярна малой.

В данном задании наглядное изображение детали рекомендуется выполнить в изометрической проекции.

б) Простые разрезы.

Построить третий вид детали по двум данным, выполнить простые разрезы (горизонтальной и вертикальными плоскостями), проставить размеры, выполнить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции с вырезом 1/4 части. Задание взять из таблицы 7. Образец выполнения задания (рис. 5.20).

Графическую работу выполнить на листе чертежной бумаги формата А3.

Методические указания.

1. При выполнении задания, обратите внимание на то, что, если деталь симметрична, то необходимо в одном изображении соединить половину вида и половину разреза. При этом на виде не показывают линии невидимого контура. Границей между внешним видом и разрезом служит штрихпунктирная ось симметрии. Изображение разреза детали располагается от вертикальной оси симметрии справа (рис. 5.8), а от горизонтальной оси симетрии – снизу (рис. 5.9, 5.10) независимо от того на какой плоскости проекций он изображается.

Рис. 5.9 Рис. 5.10

Если на ось симметрии попадает проекция ребра, принадлежащего внешнему очертанию предмета, то разрез выполняют, как показано на рис. 5.11 , а если на ось симметрии попадает ребро, принадлежащее внутреннему очертанию предмета, то разрез выполняют, как показано на рис. 5.12, т.е. и в том, и в другом случае проекцию ребра сохраняют. Границу между разрезом и видом показывают сплошной волнистой линией.

Рис. 5.11 Рис. 5.12

2. На изображениях симметричных деталей, чтобы показать внутреннее устройство в аксонометрической проекции, делают вырез 1/4 части (наиболее освещенной и приближенной к наблюдателю рис. 5.8). Этот вырез не связывают с разрезом на ортогональных проекциях. Так, например, на горизонтальной проекции (рис. 5.8) оси симметрии (вертикальная и горизонтальная) делят изображение на четыре четверти. Выполняя разрез на фронтальной проекции, как бы удаляют нижнюю правую четверть горизонтальной проекции, а на аксонометрическом изображении удаляют нижнюю левую четверть модели. Ребра жесткости (рис. 5.8), попавшие в продольный разрез на ортогональных проекциях, не заштриховывают, а в аксонометрии заштриховывают.

3. Построение модели в аксонометрии с вырезом одной четверти показано на рис. 5.13. Построенная в тонких линиях модель мысленно разрезается фронтальной и профильной плоскостями, проходящими через оси Ох и Оy. Заключенную между ними четверть модели удаляют, становится видна внутренняя конструкция модели. Разрезая модель, плоскости оставляют на ее поверхности след. Один такой след лежит во фронтальной, другой в профильной плоскости разреза. Каждый из этих следов представляет собой замкнутую ломаную линию, состоящую из отрезков, по которым плоскость разреза пересекается с гранями модели и поверхностью цилиндрического отверстия. Фигуры, лежащие в плоскости разреза, в аксонометрических проекциях заштриховывают. На рис. 5.6 показано направление линий штриховки в изометрической проекции, а на рис. 5.7 – в диметрической проекции. Линии штриховки наносят параллельно отрезкам, отсекающим на аксонометрических осях Ох, Оy и Оz от точки О в изометрической проекции одинаковые отрезки, а в диметрической проекции на осях Ох и Оz – одинаковые отрезки и на оси Оy – отрезок, равный 0,5 отрезка на оси Ох или Оz.

4. В данном задании наглядное изображение детали рекомендуется выполнить в диметрической проекции.

5. При определении истинного вида сечения надо воспользоваться одним из способов начертательной геометрии: вращения, совмещения, плоскопараллельного перемещения (вращения без указания положения осей) или перемены плоскостей проекций.

На рис. 5.14 дано построение проекций и истинного вида сечения фронтально-проецирующей плоскостью Г четырехугольной призмы способом перемены плоскостей проекций. Фронтальной проекцией сечения будет линия, совпадающая со следом плоскости. Для нахождения горизонтальной проекции сечения находим точки пересечения ребер призмы с плоскостью (точки А, В, С, D), соединяя их, получим плоскую фигуру, горизонтальная проекция которой будет А 1 , В 1 , С 1 , D 1 .

симметрии, параллельная оси х 12 , также будет параллельна новой оси и находиться от нее на расстоянии, равном b 1 .В новой системе плоскостей проекций расстояния точек до оси симметрии сохраняют одинаковыми, как и в прежней системе, поэтому для нахождения их можно откладывать расстояния (b 2 ) от оси симметрии. Соединяя полученные точки А 4 В 4 С 4 D 4 , получим истинный вид сечения плоскостью Г заданного тела.

На рис. 5.16 дано построение истинного вида сечения усеченного конуса. Большая ось эллипса определяется точками 1 и 2, малая ось эллипса перпендикулярна к большой оси и проходит через ее середину, т.е. точку О. Малая ось лежит в горизонтальной плоскости основания конуса и равна хорде окружности основания конуса, проходящей через точку О.

Эллипс ограничивается прямой линией пересечения секущей плоскости с основанием конуса, т.е. прямой линией, проходящей через точки 5 и 6. Промежуточные точки 3 и 4 построены с помощью горизонтальной плоскости Г. На рис. 5.17 дано построение сечения детали, состоящей из геометрических тел: конуса, цилиндра, призмы.

Рис. 5.16 Рис. 5.17

в) Сложные разрезы (сложный ступенчатый разрез).

Построить третий вид детали по двум данным, выполнить указанные сложные разрезы, построить наклонное сечение плоскостью, заданной на чертеже, проставить размеры, выполнить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции (прямоугольная изометрия или диметрия). Задание взять из таблицы 8. Образец выполнения задания (рис. 5.21). Графическую работу выполнить на двух листах чертежной бумаги формата А3.

Методические указания.

1. При выполнении графической работы надо обратить внимание на то, что сложный ступенчатый разрез изображается по следующему правилу: секущие плоскости как бы совмещают в одну плоскость. Границы между секущими плоскостями не указывают, а данный разрез оформляют также, как простой разрез, выполненный не по оси симметрии.

2. В задании часть размеров из-за отсутствия третьего изображения размещена недостаточно целесообразно, поэтому размеры необходимо нанести в соответствии с указаниями, приведенными в разделе «Нанесение размеров», а не копировать с задания.

3. На рис. 5.21. показан пример выполнения изображения детали в прямоугольной изометрии со сложным вырезом.

г) Сложные разрезы (сложный ломаный разрез).

Построить третий вид детали по двум данным, выполнить указанный сложный ломаный разрез, проставить размеры. Задание взять из таблицы 9. Образец выполнения задания (рис. 5.22).

Графическую работу выполнить на листе чертежной бумаги формата А4.

Методические указания.

На рис. 5.18 показано изображение сложного ломаного разреза, полученного двумя пересекающимися профильно-проецирующими плоскостями. Чтобы получить разрез в неискаженном виде при сечении предмета наклонными плоскостями, эти плоскости вместе с принадлежащими им фигурами сечения поворачивают вокруг линии пересечения плоскостей до положения, параллельного плоскости проекций (на рис. 5.18 – до положения, параллельного фронтальной плоскости проекций). Построение сложного ломаного разреза основано на способе вращения вокруг проецирующей прямой (см. курс начертательной геометрии). Наличие изломов в линии сечения не отражается на графическом оформлении сложного разреза – он оформляется как простой разрез.

Варианты индивидуальных заданий. Таблица 6 (Построение третьего вида).









Примеры выполнения задания.



Рис. 5.22