Поэма облако в штанах смысл названия. "Облако в штанах": анализ поэмы

«Облако в штанах» – одна из самых известных ранних поэм В. Мая-

Ковского. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали.

Уже в самом начале поэмы В. Маяковского дается установка на определенную игру с читателем. Лирический герой рассказывает о себе: перед нами двадцатидвухлетний молодой человек, дерзкий, как он сам себя характеризует, «нахальный и едкий». Он поэт особого склада. Мелодическому строю его стиха близка не скрипка, а литавры.

Творческое кредо художника – предельная искренность самовыражения. Одновременно он умеет и притворяться:

Хотите –

Буду от мяса бешеный

И, как небо, меняя тона –

Буду безукоризненно нежный,

Не мужчина, а – облако в штанах.

Лирический герой поэмы – борец, сильная творческая личность. Прежде всего он сражается за социальную справедливость в обществе. Сама природа, подобно людям, мятежно восстает против существующих порядков:

И облачное прочее

Подняло на небе невероятную качку,

Как будто расходятся белые рабочие,

Небу объявив озлобленную стачку.

Строки поэмы в данном фрагменте становятся особенно динамичными. В. Маяковский остро предчувствует грядущие революционные перемены и внутренне благословляет их.

Классовое мнение рабочих о необходимости и неизбежности социальных преобразований к тому времени уже было услышано всем обществом. В. Маяковский с юных лет примкнул к участию в революционной борьбе, поэтому предстоящие общественные перемены воспринимаются им как личностно значимые и необходимые. Автор считает, что буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесет счастье человечеству. В лирическом герое сильно проповедническое, пророческое начало:

Где глаз людей обрывается куцый,

Главой голодных орд

В терновом венце революций

Грядет шестнадцатый год.

Всего на год ошибся В. Маяковский, видя остроту назревших социальных столкновений. Поэма написана в 1914–1915 гг., и в ней звучат отголоски антивоенных стихов этого времени:

Тело твое

Я буду беречь и любить,

Как солдат,

Обрубленный войною,

Ненужный,

Бережет свою единственную ногу.

В. Маяковский подчеркивает, что эта война не нужна ни народу, ни тем более конкретным ее участникам. Вчерашние герои, получив увечья, мгновенно становятся ненужными и забытыми. Привлечение внимания к этой теме – тоже своеобразный общественный протест.

Всю поэму «Облако в штанах» пронизывает ощущение грядущих перемен. Символичен финальный образ спящей Вселенной, уподобленной гигантской сторожевой собаке. Создается впечатление, что вот-вот она воспрянет ото сна.

Не менее значимой провозглашается в поэме борьба за новое искусство. Лирический герой – поэт, и к этому вопросу он тоже не может остаться равнодушным. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны того времени. По мнению В. Маяковского, поэзия должна быть актуальна, понятна народу. Причем не автору следует привнести язык толпы в лирику, а людям надо заговорить так, как предписывает стиль современной литературы. Поэт же должен всячески способствовать этому:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

Из любвей и соловьев какое-то варево,

Улица корчится безъязыкая –

Ей нечем кричать и разговаривать.

(«Облако в штанах»).

Лирический герой выступает за правду и искренность человеческих отношений. Он низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Его возлюбленная Мария изменяет ему, подыскав более выгодную партию. Но брак по расчету не сможет сделать ее счастливой. Отвергая преданную и чистую любовь лирического героя, она обрекает на страдания и его, и себя. Лирический герой поэта переживает любовную трагедию. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по типу контраста: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь своего общества.

Примечательно, что поэма «Облако в штанах» первоначально называлась «Тринадцатый апостол». В этом выразилась попытка противопоставить ее традиционному религиозному учению. Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Само название «Тринадцатый апостол» взрывает устоявшуюся религиозную традицию, указывает на то, что произведение претендует на общественно значимый факт действительности, а также подчеркивает исповедальный характер поэмы.

Окончательное название поэмы «Облако в штанах» несколько не соответствует типу лирического героя, бунтовщика-одиночки, готового по своему проекту перекроить всю Вселенную, сделав ее своей послушной собакой. Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание к самому произведению.

Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую «душа от осмотров укутана». Известно, что сам Маяковский в жизни любил носить желтую кофту. Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что подобный жест вызван не только и не столько желанием выделиться, но порой попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болезненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:

Хорошо, когда в желтую кофту

Душа от осмотров укутана!

Пейзаж в поэме то готически возвышен («В стеклах дождинки серые свылись, гримасу громадили, как будто воют химеры собора Парижской Богоматери»), то романтический («Что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!»), то экспрессионистски шокирующий («Всех пешеходов морда обсосала, а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет: попались люди, проевшись насквозь и сочилось сквозь трещины сало, мутной рекой с экипажей стекала вместе с иссосанной булкой жевотина старых котлет».

Образ лирического героя в поэме «Облако в штанах» близок к поэтическому «я» в стихотворении «Ко всему», сюжет которого смог бы, возможно, стать даже фрагментом данной поэмы, так как он очень близок к ней. Тот же разочарованный влюбленный, измена подруги для которого равнозначна духовной смерти. То же обращение к библейской традиции, образу Христа, проповеди, духовным ученикам. Тот же трагический разлад возвышенной поэтической души с пошлым и ничтожным миром:

Только в моем

Воспаленном

Мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите –

Срываю игрушки-латы

Величайший Дон-Кихот!

Однако в отличие от «Облака в штанах», где герой смиряется со своей участью покинутого друга, здесь он окрылен идеей мщения:

Око за око!

Он готов поломать чужую душу в отместку за то, что сделала с ним возлюбленная. Причина же измены опять-таки все та же: корысть и расчет. Создается впечатление, что лирический герой несколько субъективно смотрит на вещи. Как и в поэме «Облако в штанах», во многих стихотворениях о любви подчеркивается, что сам лирический герой – большой, высокий, сильный, а героиня – маленькое, хрупкое существо. Возможно, есть и иная причина их разочарования: несовпадение масштабов личностей. Женщина ищет в этих отношениях уюта и тепла. Не каждой под силу любить «величайшего Дон-Кихота». Вселенский размах такого огромного чувства пугает и отталкивает слабых созданий. Им по душе не мир, который способен подарить нам лирический герой, а комфортный мирок с мягкой постелью, вином и фруктами на ночном столике. Как не может взлететь в небо рожденный ползать Уж из горьковской «Песни о Соколе», так женщинам, подобным расчетливой Марии, никогда не возвыситься до вселенского размаха романтической любовной страсти.

Поэму «Облако в штанах» называют иногда манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение. Идейный смысл его сам автор определил как четыре крика «долой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию.

Ольга Геннадиевна КЛИШОВА , учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
(ПОЭМА В. В. МАЯКОВСКОГО «ОБЛАКО В ШТАНАХ»)

Сопровождается презентацией «Образ лирического героя (поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»)»

Цель урока :

  • Образовательная – развить навыки целостного анализа художественного произведения.
  • Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.
  • Воспитательная – развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить художественное слово.

Задачи урока :

  • На основе текста 1-ой главы поэмы провести анализ поэтики раннего Маяковского.
  • Определить функцию изобразительно-выразительных средств в создании образа лирического героя.
  • Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «Я» Маяковского.
  • Развить навыки выразительного чтения.

Метод : эвристический.

Приемы : слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение.

Оборудование : текст поэмы, проектор, презентация.

Ход урока



(Слайд 1)

Учитель: Ваша сегодняшняя задача – попробовать назвать урок, дать ему «имя».

(Слайд 2)

Постановка проблемы.

Учитель: Посвящение: поэма написана В.В. Маяковским Марии Денисовой, а посвящена Лиле Брик («Тебе, Лиля»)

(Слайд 3)

Почему писал одной, (Слайд 3а) а посвятил другой? (ответ в конце урока)

Вступительная часть урока.

Пролог _______________

1) ??? Какие образы, уже знакомые по стихам Маяковского, мы видим в Прологе? Как уже здесь заявлен конфликт, характерный для всего творчества Маяковского?

(- конфликт поэта и мира;

- фигура поэта - лирическое «Я» Маяковского: молодость души, нахальство, способность любить всем существом – удел избранных;

- желание преобразиться в сверхчеловека, стать гигантом и т.п.)

(цитаты)

(Слайд 4)

2) ??? Именно Пролог заставляет нас вернуться к названию – «Облако в штанах».

(Слайд 5)

Как понимается смысл этой метафоры?

(- двойственность, неоднозначность художественного образа: грубый гунн, варвар, зовущий к разрушению, но одновременно и беззащитное, нежное существо.)

3) ??? Какой прием здесь основной (и это намечается уже в названии)?

(- антитеза)

4) ??? Где найти корни тех противоречий, которые буквально схлестнулись на поэтическом пространстве поэмы?

(- ранняя лирика;

- манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу»;

- учение Фридриха Ницше;

- конфликт бога и человека: человек видит несовершенство мира но не согласен с таким положением вещей и хочет встать на место творца.)

(цитаты)

Учитель: Лирический герой (кто это такой?) ощущает себя уже взрослым, но еще не нужным. Отсюда отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира.

(Слайд 5а)

Не зря изначальное название поэмы – «Тринадцатый апостол, тетраптих» (тетра - 4)

5) ??? Как понимаете смысл такого названия?

(- ассоциации с Евангелием: личность поэта вступает в спор с божественным порядком, с мирозданием, возвещая миру новую правду;

- несоответствие обычной жизни людей – быта и их философского мироощущения – бытия.)

6) ??? Подумайте, а какое название лучше? Какое название в большей степени отражает идею Маяковского?

(- конечно, лучше окончательное название, потому что «облако» - поэтический образ.)

Учитель: Цензура не пропустила первоначальное название, и оскорбленный поэт пошел на уступки:

«Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"».

Получается, даже поменяв название, Маяковский не отказался от своей главной идеи – изобразить героя…

Какого?

(- состоящего из прекрасных противоположностей,;

- фигуру небывало мощную, способную не просто спорить, но бросать дерзкий вызов всему обществу в начале поэмы и даже всему мирозданию в конце.)

Учитель: Полностью поэма вышла в Москве в 1915 года, а второе издание 1918 года сопровождалось предисловием Маяковского («4 крика долой»). (Слайд 6)

Каждая часть выражает определенную идею. Поэма, тем не менее, представляет собой целостный страстный лирический монолог, переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни…

Какие?

(- любовь,

- искусство,

- власть,

- религия.)

7) ??? Какой образ объединяет все части поэмы?

(- лирическое «Я» героя и поэта.)

Анализ произведения.

Кто же он – герой, выворачивающий себя наизнанку? Что его слово миру, всем нам? Только ли бравада вызова? Может, здесь кроется что-то еще? На все эти вопросы необходимо будет ответить, обратившись к поэме. Первую часть мы проанализируем вместе, а вот как соотнесены остальные три части с главной идеей Маяковского – вам придется подумать дома самостоятельно.

Часть 1________________

1) ??? Итак, какова главная тема произведения? Как проявляется бунтарская стихия поэмы?

(- посредством изображения стихийного чувства любви)

2) ??? Как изображается любовь в поэме?

(- с помощью художественных средств,

- через образ лирического героя, его состояние, его переживания.)

3) ??? Герой ожидает свидания с возлюбленной… Какими средствами передается нарастание напряжения ожидания, в котором находится лирический герой?

(Слайд 7)

(- в сцене ожидания абсолютно ощутима реальность всего происходящего;

  • любовь и преображает, и искажает глыбу-человека;
  • лирическое «Я» героя достигает колоссальных размеров, но все равно остается человеческим «Я»;
  • художественные средства, с помощью которых изображается картина мучительного вечера, передают ощущение напряжения, тревоги;
  • изображение предметного, вещного мира как способ передачи состояния лирического героя;
  • воспоминания о любимой рождают в душе лирического героя и счастье, и страдания;
  • метания лирического героя приводят к сомнениям в существовании и силе любви: литота «любёночек»;
  • нервное состояние героя передается посредством многочисленных метафор;
  • итог ожиданий лирического героя – образ казненного и т.п.)

(цитаты)

4) ??? А зачем все это? Зачем все эти художественные средства, все эти сумасшедшие метафоры, гиперболы и эпитеты? Он так живет? Зачем этот крик о себе?

(- время Маяковского – время Личности, именно личность – центр вселенной.)

5) ??? Наконец является героиня. Как она изображена? Что происходит с героем?

(Слайд 8)

(- резкие движения (сравнение со стихотворением «нате»)и в то же время смущена (теребит перчатки);

- напряжена, потому что смущается или тоже страдает;

- страшное известие.)

(цитата)

6) ??? Как воспринимает герой то, что ему сообщает возлюбленная? Чем он расстроен, потрясен?

(- известие героя убило: внешнее спокойствие и внутренняя смерть.)

(цитата)

(Слайд 9)

7) ??? Почему Маяковский в исступлении кричит « … Долой вашу любовь!»?

(- такую любовь, расчетливую, буржуазную, основанную на корысти, любовь, которую можно украсть, - он не понимает и не принимает, его личность, его натура ищет другой любви – «громады-любви».)

(цитата)

8) ??? В мире обывателей, в мире «жирных», судьба возлюбленной – судьба красоты в буржуазном мире, где красота, искусство ценятся на деньги, – поэтому её украли. Как же видит любовь лирический герой?

(- любовь – это «громада» - всеобъемлющее, всепоглощающее чувство;

- подлинная любовь трудна, потому что любовь – это страдание;

- любовь – это недостижимый идеал, к которому стремится душа страдающего героя – трогательного и нежного, но и горячего, мечущегося и озлобленного.)

9) ??? А каков сам лирический герой? Что ему остается?

(Слайд 10)

(- «прекрасная болезнь», «пожар сердца».)

10) ??? Почему для передачи состояния лирического героя Маяковский описывает «пожар сердца»? Как вы понимаете смысл этой метафоры?

(- «пожар сердца» сжигает героя изнутри, выворачивает его наизнанку;

- это стихия, неподвластная человеку, поэтому самостоятельно потушить пожар невозможно;

- катастрофа, постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами и катаклизмами.)

(цитаты)

11) ??? Каков лирический герой поэмы? Каково лирическое «Я» Маяковского?

(- страдающий бунтарь, нежный гигант, всей душой стремящийся к настоящей любви.)

Рефлексия.

А теперь что-то поменялось в вашем отношении к увиденному и прочитанному? Какое название поэмы вам кажется предпочтительнее? Какое название более полно отражает внутренний мир, состояние героя?

……………………………………….

Учитель: Вернемся к началу…

(Слайд 11)

Как вы думаете, почему все-таки Маяковский сначала писал поэму одной, (Слайд 11а)

а потом посвятил другой?

(- дело не в адресате, а в самом чувстве любви, которое проклинает и воспевает Маяковский: если бы адресатов поэмы не было, он бы их обязательно придумал;

- важнее любовь как таковая, любовь, приносящая страдание, муку, сжигающая в огне страсти;

- где есть любовь, там всегда есть и страдание: нет страдания – нет и искусства.)

Вывод.

Итак, любовь, какая бы она ни была, – это способ взаимопонимания, взаимовоздействия, взаимоотношений человека с миром. Другие сферы человеческой жизни, другие способы взаимоотношений с миром – искусство, власть и религия (прежде всего христианское терпение) – изображены в других частях поэмы. Как они помогают создать, дополнить образ лирического героя, - об этом вам придется подумать самостоятельно.

А пока…

(Слайд 12)

Какое «имя» вы дали бы сегодняшнему уроку? Почему? Кто он, герой поэмы В.В. Маяковского?

Особое место Маяковский в поэме "Облако в штанах", анализ которой мы проводим, уделил теме предательства, которая начинается с Марии, и тянется по другим областям: ему жизнь видится совсем другой, она улыбается своим гнилым оскалом, и ему вовсе не хочется оставаться там, где каждого интересует лишь антураж.

Бросается в глаза, что стихи Маяковского полны разнообразия и он щедро использует выражения и слова, которые становятся новыми для читателя, хотя произведены из обычных высказываний, которые знает каждый. Колорит создается благодаря ярким образам и двойному смыслу, которые оживают под мыслью читателей. Если рассмотреть триптих, используемый в поэме, можно найти слово "изъиздеваюсь", которым выражена агрессия по отношению к тому, кто читает, а это не кто иной, как представитель буржуазии.

"Долой ваше искусство"

Продолжим анализ поэмы "Облако в штанах", а именно второй части. Сначала автор желает низвергнуть тех, кто стал идолами в искусстве и кого превозносили в ту пору, пока Маяковский писал поэму. Чтобы ниспровергнуть этих пустых идолов, поэт объясняет, что только боль может породить настоящее искусство, и что каждому по плечу начать творить и увидеть себя, как главного творца.

Маяковский тут оперирует интересными сложными прилагательными, можно встретить и "крикогубого" и "златоустейшего". Или взять к примеру "новородит": здесь автор составил его из двух других, приблизив по значению к обновлению и призвав к действию.

"Долой ваш строй"

Не секрет, что Маяковский с негативом отзывался о политическом строе, который как раз принял становление в расцвет автора, как поэта. Весьма уместно, что такими словами, как: "изругиваться", "вылюбить", "вещина" поэт подчеркивает ту или иную сторону слабости и глупости режима. Например, можно поразмышлять о принадлежности к вещам или о глаголе "проломать", которым Маяковский акцентирует решительное действие, упорство и быстроту.

"Долой вашу религию"

Четвертая часть практически свободна от таких непростых новообразованных слов, потому что поэт здесь просто доносит конкретику: как бы он не призывал любить Марию, она отвергает его, и тогда поэт гневается на бога. Он считает, что нельзя полагаться на религию, учитывая ее продажность, лень, лживость и другие пороки.

Хотя Маяковский, и это четко видно в анализе поэмы "Облако в штанах", превносит революционную идею, видно, что мысли о боли, страсти и переживаниях конкретны и динамичны. Им тоже уделено много внимания. Безусловно, поэма, проанализированная нами, стала достоянием русской литературы; она великолепно и доходчивыми речевымии оборотами выразила революционные настроения эпохи Маяковского.

    Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!

    Меня одного сквозь горящие здания

    проститутки, как святыню, на руках понесут

    и покажут богу в сво оправдание.-МАЯковский.

    Вижу идущего через горы времени,

    которого НЕ ВИДИТ НИКТО,

    Где глаз людей обрывается куцый

    главой голодных ОРД,

    в терновом венце революций

    Грядт....16ый год.-пророчество революции, возможно...2016 год.Кто знает.

    ОБЛАКО В ШТАНАХ-ЭТО ДУХ РЕВОЛЮЦИИ, ОЛИЦЕТВОРННЫЙ НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, НЕИЗБЕЖНЫЙ, СТИХИЙНЫЙ, КАК НАДВИЖЕНИЕ ОБЛАКОВ.

    Поэма Владимира Маяковского, вышедшая в 1915 году, изначально называлась Тринадцатый апостол. Однако, царская цензура не захотела принимать такое название, считая это богохульством:

    В итоге, Маяковский в качестве названия взял 2 слова из вступления.

    В 1918 году, когда состоялось полное издание поэмы, Владимир Маяковский в качестве предисловия написал:

    Эта поэма-лирическая, наполненная метафизическим и ассоциативным смыслом. Поэма о любви, о ранимости души поэта. Именно лирического героя называет Маяковский Облако в штанах, то есть за грубостью, некоторой неотесанностью скрывается ранимая поэтическая душа, которая легкая, воздушная, неземная, как облако, способная к любви и состраданию, к боли, к тяжелым переживаниям, нежности и безграничной преданности.

    Думаю, это просто - название Маяковский дал по одной из строчек поэмы. Но да, эта строка выражала основную мысль - любить по-настоящему может лишь тот, кто вообще способен на сильные, неистовые чувства - и в любви, и в ненависти, и в бунте он отдает всего себя.

    Наверное, ответ на этот вопрос следует искать непосредственно в тексте вышеназванного произведения Владимира Маяковского:

    То есть, название поэмы - это отражение образа е лирического героя - внешне огромного, уверенного и сильного мужчины, горячие чувства которого превращают его в некую лгкую, аморфную, бестелесную субстанцию, лишнную покоя, сил и способности изменить ход событий в свою пользу... Анализ поэмы В. Маяковского Облако в штанах можно вот посмотреть.

    Почему поэма Маяковского называется Облако в штанах? Помнится, даже в школьной программе есть такой вопрос.

    Маяковский вкладывал в это название то, что поэма о мужчине, который, несмотря на то, что он большой, сильный, в душе нежный, податливый. Прямо, как облако. Таким делает его сильная любовь к женщине. В поэме вообще много преувеличений, гипербол. Казалось бы, как можно уместить целое облако в штанах. У Маяковского же все возможно.

    Первым названием произведения было Тринадцатый апостол. Это название хотел дать произведению сам Маяковский. Только, цензура в таком названии усмотрела оскорбление чувств верующих и назвать так, произведение Маяковскому запретили.

    Недолго думая, Маяковский дал произведению новое название, лишь начав перечитывать первые строчки своего творения:

    Хотите- буду безукоризненно нежный,

    не мужчина. А - облако в штанах!

    Чтобы там не говорили, о духе революции, ярком творении пост- модернизма, олицетворении натуральности.., а не зная всей истории, рассуждать о названии произведения весьма трудно.

    Произведение Маяковского Облако в штанах называлось сначала Тринадцатый апостол, но цензура урезала произведение. Кроме того, Владимиру Владимировичу было предложено изменить название произведения, если он не хочет попасть в тюрьму. Маяковский ответил, что он будет нежным мужчиной, как Облако в штанах.

    В произведении говорится о любви к женщине, которая отвергла поэта, ради богатого жениха. Основная линия произведения - это протест против любви по расчету, против самодержавия, против деятелей угодных царской России, против Бога, который превращает людей в рабов.

    Долой вашу любовь, Долой ваш строй, Долой ваше искусство, Долой вашу религию - четыре крика, прозвучавшие в произведении, обращенные к буржуазному обществу.

    Маяковский - незаурядный человек, который умудрился на всю жизнь влюбиться в замужнюю женщину, которая не только измучила его всего, но кроме того, старательно доносила на него.

    А он любил, и именно Лиле Брик посвятил свое Облако в штанах. Это произведение о любви, и облако в нем - лирический герой, в котором просвечивается сам вдохновленный любовью Маяковский.

    Поэма Облако в штанах о любви, о себе самом, мощном, железном, громогласном, но становящемся бессильным, бессловесным, воздушным, аморфным созданием, меняющим форму абстрактным материалом в руках своей жестокой, наслаждающейся владением таким готовым отказаться от себя самого ради нее, но все же бесконечно любимой им Женщины.

    Лиля Брик, замужняя дама, держала его, поражавшего весь мир своей мощью, как котенка, которого сегодня можно погладить и приласкать, а завтра отшвырнуть ногой.

    И Маяковский жил, дышал, наслаждался этой болезненной, трагической, невыносимой, но все же такой великой своей любовью - просто не мужчина, а облако в штанах .

«Облако в штанах»

Творчество В.В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика.

Заслуженную известность принесли В.В. Маяковскому помы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» и «Человек». В них ярко воплотились стилевые особенности поэтики В.В. Маяковского: обилие неологизмов, которые легко и непринужденно включаются в текст произведений («изьиздеваюсь», «выжиревший», «любёночек», «декабрый» и т.д.), изысканные метафоры («окровавленный сердца лоскут», «сердце - холодной железкою»). Метафоричны и сами названия поэм: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».

Символично, что поэма «Облако в штанах» первоначально называлась «Тринадцатый апостол». В этом выразилась попытка противопоставить ее традиционному религиозному учению. Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Само название «Тринадцатый апостол» взрывает устоявшуюся религиозную традицию, указывает на то, что произведение претендует па общественно значимый факт действительности, а также подчеркивает исповедальный характер поэмы.

Апостолы обладали большой властью. Они были наделены способностью творить чудеса от имени Христа. Провозглашая себя тринадцатым апостолом, герой, по сути, заявляет миру о том, что возлагает на себя важную жизненную миссию. Как видно из дальнейшего развития сюжетной линии произведения, на миссия заключается в том, чтобы разоблачать существующие общественные пороки и с максимально возможной душевной открытостью показать миру силу человеческих чувств.

Поэму «Облако в штанах» называют иногда манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение. Его идейный смысл сам автор определил как четыре крика «допой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Лирический герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны того времени. Автор считает, что буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесет счастье человечеству.

Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую «душа от осмотров укутана». Известно, что сам В.В. Маяковский в жизни любил носить желтую кофту. Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что подобный жест вызван не только и не столько желанием выделиться, но попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болезненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:

Хорошо, когда в желтую кофту
душа от осмотров укутана!

Пейзаж в поэме то готически возвышен («В стеклах дождинки серые свылись, гримасу громадили, как будто воют химеры Собора Парижской Богоматери»), то романтический («Что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!»), то экспрессионистски шокирующий («Всех пешеходов морда обсосала, а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет: попались люди, проевшись насквозь и сочилось сквозь трещины сало, мутной рекой с экипажей стекала вместе с иссосанной булкой жевотина старых котлет»),

В лирическом герое сильно проповедническое, пророческое начало:

Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.

Смешение стилей, эпох, культурно-исторических реалий сменяется в поэме как в калейдоскопе. Сюжет представляет собой не последовательное развитие событий, а строится по ассоциативному принципу: фрагментарность, неопределенность, недосказанность - все эти особенности как нельзя более удачно отражают характер мятежной и кризисной эпохи начала века.

Лирический герой поэта переживает любовную трагедию. Героиню зовут Мария. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня контрастны во всем: он - огромный, неуклюжий индивидуалист, она - хрупкая, маленькая дочь своего общества.

Поэма написана в 1914-1915 годах, и в ней звучат отголоски антивоенных стихов этого времени:

Тело твое
я буду беречь и любить,
как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу.

Поэму принизывает ощущение грядущих перемен. Симво-личен финальный образ спящей Вселенной, уподобленной гигантской сторожевой собаке. Создается впечатление, что вот-вот она воспрянет ото сна.