Подготовка к ВПР (5 класс)

В школу введена новая форма определения качества обучения ― ВПР по русскому языку в 5 классе. Поделимся опытом проведения этой работы в апреле.

Тревогу испытывают учителя, родители и дети. Какие задания в работе: простые или сложные? Справятся ли ученики? Когда и как готовиться к ВПР?

Всероссийские проверочные работы в 5 классе проводятся дважды ― в октябре и апреле учебного года. Первая из них рассчитана на 45 минут и похожа на диагностическую контрольную работу, состоящую из пяти заданий. Эти задания хорошо известны обучающиеся, которые только недавно закончили начальную школу. О характеристике самой работы, её результатах и подготовке к ней мы писали в ноябре 2017 года . Теперь обратимся ко второй работе, которая проводится в апреле.

Апрельская ВПР гораздо сложнее: время увеличено до 60 минут, в ней и заданий в два раза больше, чем в первой, октябрьской ВПР.

Поскольку текущий учебный год завершён и подведены все результаты промежуточного контроля, можно проанализировать выполнение ВПР уже с учётом тех данных, что у нас есть.

В нашем 5 классе обучается 28 учащихся, из них успевают в 3 четверти на «5» - 9, «4» - 14, «3» - 4. Результаты ВПР в апреле: на «5» - 11, «4» - 11, «3» - 6. Кто-то из ребят написал лучше, чем обычно, иные даже хуже, чем могли.

Чтобы иметь представление о составе заданий апрельского ВПР, рассмотрим её варианты. Каждое задание мы подробно разберём с точки зрения выполнения, критериев оценивания и самых частых детских ошибок.

Задание №1

Вначале предлагается работа с текстом, состоящим из 97-98 слов. Нужно текст списать, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы и необходимые знаки препинания. Оценивается умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, а также умение правильно списывать текст без пропущенных и лишних слов, без слов с изменённым графическим обликом.

Разбалловка по грамотности щадящая: даже при наличии двух ошибок можно получить 3 балла из 4 возможных, а при 5 ошибках ― 1 балл. При описках, если их 4-7: на перестановку, замену или пропуск букв, пропуск одного слова или запись лишнего слова, ― можно тоже получить 1 балл из 2 возможных.

Вот какой был предложен текст первому варианту (деформированный текст для ученика):

Мал..ч..ки пр..шли в музей за час до закрытия. Ра(з/с)пол..жение залов было извес..но. Сначала о(д/т)делы ж..вотного и р..стительного мира разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. (З/с)десь наход..т..ся о(б/п)становка усадебн.. дома. (4) Изящ..ная меб..ль, обитая ж..лтым атласом со сказоч..н..ми птицами, высокие з..ркала ― укр..шение зала.

Пре(д/т)вечерн.. луч.. со..нца пробивался в окна скво(з/с)ь скла(д/т)ки занавесок. Т..мнели к..ртины бл..стела ст..клянная (3) посуда.

Генка остался в к..ридоре, чтобы в случа.. опас..ност.. предупредить т..варища. В это время Миша и(з/с)следовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находит..ся отверстие для ключа. Да где же оно Мал..ч..к ощуп..ва..т птич..ю гол..ву крыл..я (1) . Поиски результатов (не)д..ют. Тайна остаёт..ся тайной. (По А. Рыбакову).

Цифрами выделены привычные ребятам виды грамматических разборов:

1 - фонетический,

2 - морфемный,

3 - морфологический,

4 - синтаксический.

Оригинал текста, предложенный для проверки:

Мальчики пришли в музей за час до закрытия. Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. Здесь находится обстановка усадебного дома. (4) Изящная мебель, обитая жёлтым атласом со сказочными птицами, высокие зеркала ― украшение зала.

Предвечерний луч солнца пробивался в окна сквозь складки занавесок. Темнели картины, блестела стеклянная (3) посуда.

Генка остался в коридоре, чтобы в случае опасности предупредить товарища. В это время Миша исследовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находиться отверстие для ключа. Да где же оно? Мальчик ощупывает птичью голову, крылья (1) . Поиски результатов не дают. Тайна остаётся тайной. (98 слов).

Когда ребёнок выполняет списывание, он должен про себя прочитать текст и воспроизвести его адекватно содержанию. Но текст тексту рознь. Встречаются текстовые ловушки, которые трудно предугадать. Например, в первом предложении текста используется глагол ПР..ШЛИ. Автор выбрал слово прИшли, а ученик расшифровал место пропуска буквы иначе: прОшли. Это, конечно, описка.

Или ещё пример. Четвёртое предложение (Потом нужный им зал быта помещика.) понять вне контекста не удаётся, потому что оно неполное. Нужно связать его с двумя предыдущими (Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.), одно из них тоже неполное. Возникло затруднение у сильного учащегося: нужен ли здесь какой-либо знак препинания или нет? Ему показалось, что возникла смысловая пауза, и он выделил её с помощью тире: Потом нужный им зал ― быта помещика.

Примечательно, что в предложении (Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.) многие ученики не смогли узнать однородные дополнения (отделы ЧЕГО? мира и промыслов).

Для второго варианта дали другой текст:

Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа в(з/с)д..хнула и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков (2) . Прил..тевший с сев..ра вет..р рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие лист..я и остались на ч..рных ветвях ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с липой.

Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул. (4)

И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил вет..р и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий (3) луч.. и осв..тил в..рхушки д..рев..ев. Мокрые леса сразу забл..стали всеми (1) кра(з/с)ками ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засыпали землю и последние гр..бы но я наш..л подб..рёзовики и подосинов..ки. (По М. Пришвину).

Оригинал текста второго варианта для проверки:

Осень ― пора листопада. Разлетелся холодный ветер. Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков (2) . Прилетевший с севера ветер рванул со всей силой. Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки. Так поиграл ветер с липой.

Куда теперь помчится ветер? Подобрался он к небольшой тучке, дунул. (4) И брызнула она мелким дождиком по окрестностям. Другую тучу подхватил ветер и погнал. Вдруг из-под этих туч вырвался яркий (3) луч и осветил верхушки деревьев. Мокрые леса сразу заблистали всеми (1) красками осени. Золотые листочки засыпали землю и последние грибы, но я нашёл подберёзовики и подосиновики. (97 слов).

Орфографические ошибки, допущенные учениками при списывании данных по вариантам текстов, связаны с правилами:

  • правописание корня с чередованием Е-И (заблистали),
  • правописание приставок на -з/-с (расположение),
  • правописание неизменяемых приставок (подхватил),
  • правописание двойных согласных на стыке приставки и корня (исследовал),
  • правописание Ь после шипящих (луч, туч, изящная),
  • правописание Ь в ТСЯ-ТЬСЯ (должно находиться),
  • правописание окончаний существительных (в случае),
  • правописание личных окончаний глаголов (находится),
  • правописание НЕ с глаголом (не дают, не удержались),
  • правописание суффиксов глагола (ощупывает),
  • правописание суффиксов существительных (подберёзовиков),
  • правописание непроизносимых согласных (известно, окрестностям),
  • правописание мнимых непроизносимых согласных (опасности),
  • правописание непроверяемых словарных слов (здесь).

Пунктуационные ошибки, допущенные учениками:

  • лишняя запятая после наречий (сначала, потом, здесь, вдруг),
  • лишняя запятая после частиц и вопросительных слов (Да где же оно? Куда теперь помчится ветер?),
  • лишняя запятая перед одиночным союзом И в постом предложении с однородными членами (Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.),
  • отсутствие вопросительного или восклицательного знаков в конце простого предложения, а иногда постановка двух знаков сразу в вопросительном предложении (Да где же оно?!),
  • отсутствие запятой между однородными членами (Подобрался он к небольшой тучке, дунул. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.),
  • отсутствие запятой между частями сложного предложения с союзом И (Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки.),
  • отсутствие тире между подлежащим и сказуемым (Осень ― пора листопада.).

Задание №2

Для фонетического разбора были предложены слова КРЫЛЬЯ и ВСЕМИ. В пояснениях к проверке сказано, что «модель разбора свободная», самое главное ― это указать характеристику звуков и количество букв, звуков и слогов. То есть необязательно делать транскрипцию слова, делить слово на слоги, писать названия букв и указывать пары для согласных звуков. А ведь без этих подробностей фонетический разбор и не разбор вовсе! В нём нарушена логика рассуждения о том, почему слово написанное отличается от слова сказанного.

Мы учим детей устно проговаривать весь разбор, правильно называть буквы и звуки, не путать их между собой, пояснять несовпадение звукового и буквенного состава. Безусловно, письменный разбор схематичен, но сжимать его до минимума... И ведь остаётся много времени, когда дети всё сделали, проверили, а до звонка покинуть аудиторию нельзя, перемена в эти 60 минут не предусмотрена (только по желанию возможны единичные выходы).

Вот образцы ответов, которым следует проверяющий учитель и не обращает внимания на другие ошибки, связанные с указанными уже деталями (транскрипция, пары, названия букв).

крылья (1)

к - [к] - согласный, глухой, твёрдый р - [р] - согласный, звонкий, твёрдый ы - [ы ] - гласный, ударный

л - [л’] - согласный, звонкий, мягкий

я - [й’] - согласный, звонкий, мягкий, [а] - гласный, безударный

6 букв, 6 звуков, 2 слога

в - [ф] - согласный, глухой, твёрдый*

с - [с’] - согласный, глухой, мягкий

е - [э] - гласный, ударный

м - [м’] - согласный, звонкий, мягкий

и - [и] - гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

* возможна характеристика: в - [ф’] - согласный, глухой, мягкий

К числу ошибок можно отнести

  • отсутствие количества букв и звуков,
  • отсутствие количества слогов,
  • неверный подсчёт количества букв и звуков,
  • неверный подсчёт количества слогов,
  • потерю одного из звуков, который обозначает йотированная буква в определённой позиции ([й’] - согласный, звонкий, мягкий),
  • вместо гласного звуков [а], [э] указываются буквы Я, Е,
  • вместо мягкого согласного звука [м’] указывается твёрдый звук [м].

Среди ошибок, за которые не снижаются баллы:

  • неправильное название букв «Л» (эл), «К» (кэ), «Р» (рэ), «М» (мэ),
  • неверно называет букву «В», которая обозначает звук [ф]/[ф’]*,
  • отсутствие или неверное обозначение пар у согласных звуков.

Практически безупречно выполнен обучающимися морфемный разбор слов бронз|ов|ую|, лист|ик|ов|.

Корень бронз-, суффикс -ов-, окончание -ую.

Корень лист-, суффикс -ик-, окончание -ов.

Морфологический разбор имён прилагательных СТЕКЛЯННАЯ и ЯРКИЙ отличается от нашего разбора только тем, что не указывается постоянный признак ― разряд, среди непостоянных признаков необязательно указывать положительную степень сравнения и полную форму для качественных прилагательных.

Образцы морфологического разбора для проверки:

стеклянная (3) (посуда)

  1. стеклянная (посуда) - имя прилагательное, обозначает признак предмета: посуда (какая?) стеклянная;
  2. начальная форма - стеклянный; в единственном числе, в женском роде, в именительном падеже;

яркий (3) (луч)

  1. яркий (луч) - имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) яркий;
  2. начальная форма - яркий; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;

в предложении является определением.

Среди распространённых ошибок следующие:

  • вместо единственного числа указывается форма множественного (посуда),
  • прилагательное выписано не с существительным, а с глаголом (блестела стеклянная),
  • не указана падежная форма,
  • не указана синтаксическая роль.

К ошибкам, за которые не снижаются баллы, можно отнести

  • указание полной формы и положительной степени у относительного прилагательного,
  • неверное определение разряда у слова СТЕКЛЯННАЯ.

Для синтаксического разбора были даны простые предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Не снижаются баллы, если в характеристике не указывается, что предложение двусоставное, полное, осложнено или нет. Необязательна схема предложения и указания частей речи над членами предложения.

Образцы для проверки:

Здесь находится обстановка усадебного дома. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: обстановка (подлежащее), находится (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (находится) здесь - обстоятельство; (обстановка) дома - дополнение; (дома) усадебного - определение.

Подобрался он к небольшой тучке, дунул. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: он (подлежащее), подобрался, дунул (однородные сказуемые). Второстепенные члены предложения: (подобрался) к тучке - дополнение (возможно: обстоятельство); (тучке) небольшой - определение.

Среди ошибок следующие:

  • дополнение К ТУЧКЕ подчёркнуто как определение,
  • Не снижаются баллы за ошибки:
  • неверно составлена схема предложения с однородными сказуемыми,
  • составлена схема не простого, а сложного предложения,
  • не указаны части речи,
  • не составлена схема.

Все грамматические разборы оцениваются одинаково:

Задание №3

Много ошибок было допущено в третьем задании, где требовалось над словами поставить ударение:

Банты, красивее, позвонит, каталог.

Нужно правильно выделять ударные слоги: бАнты, красИвее, позвонИт, каталОг.

Повторишь, столяр, свекла, километр.

Верная постановка ударения: повторИшь, столЯр, свЁкла, киломЕтр.

Задание №4

Вызвало затруднение и четвёртое задание. Если его первая часть была понятна и привычна, то второе предложение дети поняли по-своему и стали указывать в первую очередь наречия, числительные и междометия. А в рекомендациях по оценке задания сказано, что указание этих частей речи необязательно. Баллы снижались, если пятиклассник не назвал местоимение и частицу.

Формулировка задания:

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

От лесного пожара овраги и опушка берёзовой рощи почернели.

На тонких травинках и цветах блестит серебряными каплями роса.

Проверка данного задания вызвала споры учителей, потому что понять формулировки, за которые ребёнок может получить до 5 баллов, оказалось делом непростым. Судите сами!

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Указание отсутствующих частей речи

Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи из списка обязательных для указания

Допущена одна ошибка.

ИЛИ Одна из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указана

Допущены две или более ошибки.

ИЛИ Две из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указаны.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание №5

Тестовая часть начинается с пятого задания. Из четырёх вариантов нужно выбрать правильный ответ, выписать предложение и самостоятельно расставить знаки препинания.

В 5 задании предложены предложения с обращениями и прямой речью. Слова КАПИТАН, ДЕДУШКА варьируются всеми способами, то являясь подлежащим, то входя в состав обращения, то составляя часть авторских слов (А: «П». или «П», - а.).

Пример 5 задания для 1 варианта:

Пример 5 задания для 2 варианта:

Критерии оценивания:

Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

ИЛИ Ответ неправильный

Составление схемы предложения

Схема предложения составлена верно

Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка

Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Среди ошибок выявлены такие:

  • отсутствие запятой после прямой речи перед словами автора (схема «П», - а.),
  • выписали предложение без прямой речи,
  • не составили схему,
  • допустили ошибки в схеме.

Задание №6

В шестом задании необходимо найти такое предложение, где знаки препинания необходимо поставить внутри предложения.

Формулировка 6 задания для двух вариантов одинакова. Вторая часть задания не вызвала трудностей, разве что некоторые ученики были невнимательны и забыли о ней. Ответ нужно написать в свободной форме, например: «В предложении есть обращение, которое всегда выделяется запятыми».

Задание для 1 варианта:

Задание для 2 варианта:


Критерии оценивания:

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две или более ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

Ответ неправильный

Максимальный балл

Ошибок было немного:

  • пропуск одной из двух парных запятых, выделяющих стоящее в середине предложения обращение (схема: [= , О, ].)*,
  • посчитали, что выделили запятой вводное слово,
  • написали, что обращением является слово ТЫ.

*В данном случае ученики не распознали частицу ДАВАЙТЕ, которая участвует в образовании повелительного наклонения глагола и является частью простого глагольного сказуемого. Кто-то даже посчитал слово ДАВАЙТЕ обращением.

Задание №7

Предложения для 7 задания содержат одиночные и повторяющиеся сочинительные союзы, которые служат средством связи в простых и сложных предложениях. Объяснение своего выбора ученик даёт свободное, например, такое: «Есть несколько грамматических основ, это сложное предложение, поэтому поставлена запятая».

Предложения для 1 варианта:

Предложения для 2 варианта:

Критерии оценивания:

Ошибки немногочисленные:

  • выписали предложение с одиночным союзом И при однородных сказуемых,
  • забыли объяснить свой выбор.

Задания №8-12

Вторая часть проверочной работы (с 8 по 12 задание) предполагает анализ текста и выявление речеведческих умений: определить основную мысль текста, состоящего из 200-220 слов, тип речи, сформулировать авторскую позицию, найти слова с указанным значением, отыскать в тексте антонимы к данному слову.

Ответы на 8 и 9 задания оцениваются одинаково ― максимум 2 балла.

Критерии для 8 задания:

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

Максимальный балл

Текст для 1 варианта:

(1)Ёжик ― загадочный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили.

(3)Знаменит он своими острыми колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли. (4)У каждого юного натуралиста, любителя природы, был когда-нибудь ёж.

(5)Кажется, всё известно об этом хищном зверьке. (6)Любит он молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. (7)При тревоге ёжик сворачивается в колючий шар, если трогать ― грозно пыхтит и поддаёт иголками. (8)А если не трогать, то он скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глазки. (9)Нет никого ― покатится колобком. (10)Ну а если домой взять да приласкать, ёж скоро и сворачиваться перестанет. (11)И иголки его в одну сторону лягут ― хоть гладь, как котёнка. (12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун.

(13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна.

(14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт! (15)Поёт по-настоящему! (16)Ежиное пение чем-то похоже на птичье. (17)Сам я поющего ежа не слыхал, но рассказы об этом слышал не раз. (18)Непременно бы надо проверить. (19)У каждого зверя, птицы, рыбы, насекомого ― у всего живого на нашей планете есть свои секреты. (20)Человеку предстоит разгадать эти тайны, чтобы познать мир природы. (По Н. Сладкову). (203 слова).

Текст для 2 варианта:

(1)Геня Пираплётчиков считал свою нелепую фамилию обидной. (2)Помимо этого, у него был вечно заложен нос, дышал он ртом ― все его задирали, дразнили. (3)Всё это делало Геню несчастным человеком. (4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения.

(5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые... (6)Он нервно складывал кораблик из газеты. (7)Геня ― великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.

(8)Пришли ребята и чинно расселись вокруг стола. (9)Мать заиграла на пианино «Турецкий марш», и мальчики заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. (10)Ужасное напряжение пропало, мелькнула гордость: его мама чудесно играет, и все в восторге от этого.

(11)Решили поиграть в фанты, но их ни у кого не оказалось. (12)Один мальчик увидел бумажный кораблик и сказал: «Мой фант!» (13)И Геня стал делать фанты для всех: лодка, журавлик, хлебница... (14)Готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (15)Мальчик щедро раздавал свои бумажные чудеса. (16)Его благодарили, и он уже не испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других ― больше того, ребята восхищались его талантом. (18)Он словно впервые увидел их лица, они были совершенно другие ― радостные, благодарные, доброжелательные.

(19)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки и думал, как просто иметь друзей и быть другом, если ты сам относишься к людям с пониманием и добротой. (По Л. Улицкой). (221 слово).

Основная мысль формулируется в свободной форме.

В первом тексте основная мысль выражена в 19―20 предложениях.

Но среди ответов встречались и такие:

  • Ёж ― загадочный друг детства.
  • Даже дикого зверя можно расположить к себе.
  • Как бы ни старались узнать все тайны природы, что-то всё равно останется неизвестным.

Во втором тексте основная мысль сформулирована тоже в конце текста (19 предложение): своим примером мама и бабушка убедили мальчика, что иметь друзей можно, только нужно и самому прикладывать для этого усилия.

В ответах можно было найти формулировки:

  • Геня понял, как нужно относиться к людям, даже если это обидчики.
  • Даже самый несчастный человек может стать счастливым.
  • Чтобы с тобой дружили, нужно самому уметь дружить.
  • Каждый человек имеет свой талант.
  • День рождения Гени.
  • Не надо высмеивать недостатки других. Нужно восхищаться достатками.
  • Можно найти путь к любому человеческому сердцу, но не каждый это может сделать.
  • Не надо судить человека по внешности, он может оказаться талантливым и приятным в общении.

В 9 задании были заданы вопросы:

1 вариант

Ответ на вопрос формулируется в свободной форме. Для первого варианта он может быть таким: «Ёжик может петь, и его пение похоже на птичье» (14-16 предложения).

Однако был и такой ответ:

  • Ёжик имеет острые колючки и при опасности скатывается в клубок.

2 вариант

Ответ на вопрос второго варианта находится в 1-2 предложениях текста: «Геня несчастен по двум причинам. Во-первых, смешная и обидная фамилия. Во-вторых, заложенность носа мешала дышать, поэтому сверстники над мальчиком смеялись и дразнили его».

Кто-то ответил так:

  • У него не было друзей.
  • Его постоянно задирали, и он не надёялся на то, что к нему отнесутся хорошо.
  • Он не умел по-доброму относиться к любым людям.

Критерии для 9 задания:

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе - только один речевой недочёт)

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

В ответах ребят встретились ошибки:

  • отсутствие запятой в сложном предложении перед союзами ЧТО, КАК, ЕСЛИ,
  • отсутствие запятых при вводном сочетании ПО ЕГО МНЕНИЮ,
  • написание слова БУДТО через дефис.

С 10 заданием справилось несколько человек, правильно определив тип речи предложенного фрагмента текста ― рассуждение.

1 вариант

(13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна. (14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт! (15)Поёт по-настоящему!

2 вариант

(16) Его благодарили, и он уже не испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других ― больше того, ребята восхищались его талантом.

Основная часть пятиклассников посчитала, что фрагмент про ёжика и знакомого лесника принадлежит к повествованию. Кто-то решил, что если есть прилагательные (наблюдательный и правдивый), то это описание. Подобный выбор сделали ученики, выполнявшие 2 вариант. Они тоже были уверены, что это повествование, а не рассуждение.

За правильное выполнение 10―12 заданий даётся всего 1 балл.

Задание № 11 для 1 варианта:

В предложениях 12-14 найдите слово со значением «любящий говорить правду, честный»:

(12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун. (13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна. (14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт!

Задание № 11 для 2 варианта:

В предложениях 6-7 найдите слово со значением «тот, кто достиг большого умения в работе, творчестве, деле»:

(6)Он нервно складывал кораблик из газеты. (7)Геня ― великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.

С этим заданием справились почти все ученики, только некоторые выписали не одно слово, а целое словосочетание ВЕЛИКИЙ МАСТЕР, невнимательно прочитав задание.

Задание №12 для 1 варианта:

В предложениях 11-13 найдите антоним к слову «дикий» и выпишите его:

11)И иголки его в одну сторону лягут - хоть гладь, как котёнка. (12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун. (13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна.

Задание №12 для 2 варианта:

В предложениях 4-5 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его:

(4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения. (5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые...

С заданием 12 все ученики легко справились.

Итак, характеристика и описание вариантов проверочной работы в 5 классе завершено. Результаты её известны. Каковы же выводы?

  1. Частые ошибки детей при написании работы связаны с неумением выполнять инструкцию, то есть следовать образцу разбора (он делает именно так, как его научили, а не переучивается на ходу!).
  2. Ученики часто забывают перечитать задание и адекватно выполнить вторую часть этого же задания (составить схему или объяснить свой выбор).
  3. Не нужно пугать детей, волнение и стресс мешают выполнить самые обычные задания.
  4. Демоверсия ВПР должна быть известна всем участникам образовательного процесса, чтобы снять тревожные ожидания о сложности заданий, неизвестности.
  5. Обычная система работы учителя включает в себя всё основное, что важно для проведения ВПР, ничего сверх этого делать не надо (натаскивание и «нарешивание» тестов будет вредно и излишне!).
  6. ВПР трудно проверять, учитель должен иметь таблицу, куда нужно оперативно вносить баллы по каждому ученику. Эти сведения потом диктуются техническому специалисту, чтобы быстро сделать отчёт.

Не так давно российская образовательная практика пополнилась новшеством в виде Всероссийских срезов знаний (или проверочных работ). ВПР — контрольные мероприятия, организованные для аттестации знаний школьников по нескольким предметам, исходя из требований Федеральных образовательных стандартов. Проведение проверки знаний возможно как централизованным образом (на региональном уровне), так и в пределах отдельно взятой школы.

Главное правило – это стандартизированный подход при составлении заданий и определении критериев оценивания. Конечно, написать ВПР не так страшно, как пройти итоговую экзаменационную аттестацию. Тем не менее, и ученики, и учителя испытывают в период проверочных работ серьезный стресс. Итоги ВПР не идут в стол – они используются специалистами образовательных ведомств для модернизации программ по школьным дисциплинам, обновления методики преподавания, а также оценки деятельности отдельных школ и педагогов.

ВПР — испытание для старшеклассников, и так загруженных подготовкой к ЕГЭ

Как и любая контрольная работа, ВПР предполагает определенную подготовку, в том числе и психологическую. Так что давайте выясним, в чем суть данного мероприятия, а также обсудим основные организационные моменты и особенности проверочных работ, проводимых в 2019 году.

Зачем нужен срез в виде ВПР?

Как уже было сказано, практика проведения ВПР для российских школяров введена совсем недавно – первая сессия этой аттестационной проверки была проведена в 2016 году. Тогда в эксперименте приняли участие не все российские школы. Буквально через год ВПР охватили 40000 школ, в которых обучается 3 миллиона учащихся – а это примерно 95% всех средних образовательных учреждений страны. В 2019 году показатель охвата доведут до отметки в 100%.

Важно, что ВПР относится к обязательным аттестационным мероприятиям общероссийского характера. Итоги данной проверки покажут уровень знаний определенного ученика, класса, параллели или школы, а также продемонстрируют профессиональный уровень педагогов, осуществляющих обучение детей. Как и любое новшество, ВПР постоянно подвергается критике. Недовольные находятся во всех категориях причастных к данному мероприятию людей.

Мамы и папы одиннадцатиклассников негодуют по поводу того, что в последние годы число контрольных постоянно увеличивается. Текущий перечень насчитывает 6 предметов, и не исключено, что в 2019 году к ним добавится еще один. К тому же, ВПР пишут перед ЕГЭ, так что выпускникам нужно уделять время как экзаменационным дисциплинам, так и тем, которые будут вынесены на ВПР. Пока что Министерство образования и науки разрешает школам проводить ВПР не по всему перечню, но кто знает, что может поменяться в будущем.

Второй момент возмущает как учителей, так и родителей. Он касается отсутствия единого пособия для подготовки к проверке. В частности, не так давно во время ВПР по биологии разгорелся настоящий скандал, так как пятиклассники столкнулись с вопросами, которые обычно изучают в 6-м, а то и 7-м классе. Рособрнадзор сообщил, что каждая школа учится по своей программе и учебнику, выбранному из списка 12-ти аккредитованных Министерством образования изданий, так что в некоторых школах эти вопросы не вызвали сложностей.


Одна из главных проблем ВПР — то, что вопросы контрольной могут быть составлены не по тем учебникам, которыми пользовалась та или иная школа

Сам Рособнадзор также недоволен процедурой проведения ВПР. Ведомство заботит прозрачность контрольных мероприятий. Бывали случаи, когда итоги контрольной по математике в обычной школе из российской глубинки, ученики которой весьма средне сдают математический ЕГЭ, были на порядок выше, чем в профильной школе крупного мегаполиса. Всё потому, что учителя, опасаясь большого количества двоек, дали ученикам ответы на задачи. Вероятно, в 2019 году ведомство ужесточит процедуру, запретив учителям находиться в классе во время ВПР и направив в школы независимых наблюдателей.

Какие предметы выносятся на ВПР?

Количество и перечень предметов для ВПР не одинаковы для разных классов. Текущие списки ВПР включают такие школьные дисциплины:

  • ВПР за 2 класс: второклашки пишут проверочные работы по предмету «русский язык»;
  • ВПР за 4 класс: эта параллель должна показать математические знания, а также написать ВПР по русскому языку и предмету «окружающий мир». Раньше школа могла выбрать один-два из перечисленных предметов, но в 2019 году все они могут стать обязательными для проведения ВПР;
  • ВПР за 5 класс: пятиклассникам нужно будет подготовиться к проверке знаний по математике и биологии, а также проявить себя на истории или русском языке. Школа может сама определять, какие предметы выносить на контроль – в списке обязательных находится только русский язык, но не исключено, что вторым обязательным предметом станет еще и история;
  • ВПР за 6 класс: для этой параллели руководство может выбрать ВПР из списка, включающего русский язык, математику, обществознание, биологию, историю или географию. В профильном ведомстве пока что идет обсуждение касательно «обязательности» дисциплин. Есть вероятность, что в 2019 году статус обязательного будет закреплен за русским языком, математикой или обществознанием, а может и за всеми тремя предметами;
  • ВПР за 10 класс: ранее эта параллель писала работы, проверяющие знания предметов «химия» и «биология». Новшеством может стать еще и ВПР по астрономии. Скорее всего, первые проверки по этому предмету пройдут именно в 2019 году. Школам, возможно, дадут право выбрать – писать контрольную в 10-м классе или 11-м;
  • ВПР за 11 класс: образовательное ведомство утвердило срезы по биологии и истории, а также проведение ВПР по химии, блоку иностранных языков, географии и физике. Напомним, что география может быть вынесена в качестве предмета для ВПР и раньше — в 10-м классе. Под исключение попадают школы, учебные программы которых составлены так, что преподавание географии заканчивается в предпоследнем классе. Также в 2019 году могут ввести астрономию.

Кратко о регламенте ВПР

Все школы России обязаны:

  • проводить контрольные работы, придерживаясь конкретного расписания. График составляется централизованно, чтобы каждый предмет писался в свой день;
  • организовать контрольное мероприятие, придерживаясь определенного временного регламента – четвероклассникам положено работать с измерительными материалами в течение 45 минут, ученикам 5-х классов выделяется час, а одиннадцатиклассникам – 1 час и 30 минут;
  • обеспечить контроль во время написания проверочных работ – школьники не должны иметь возможность подсматривать в учебники, тетрадки или шпаргалки.

Поддерживать дисциплину и пресекать попытки списывания с мобильника или шпаргалки — прямая обязанность школьного персонала во время ВПР

Перевод баллов за ВПР в оценки

Школьное руководство имеет право решить, как использовать итоги ВПР. По ним могут сделать общие выводы о состоянии образовательного процесса, или же выставить по итогам контрольных мероприятий отметки, которые станут итоговыми или четвертными результатами школьника. Школа имеет право разработать собственную шкалу перевода, которую будет применять для оценок учеников 11-х классов, а вот для замеров знаний 4-х и 5-х классов рекомендовано применять единый подход, разработанный в Рособрнадзоре.

Перевод оценок по математике

  • Для 4-го класса: от 0 до 5 баллов – «двойка», от 6 до 9 – «тройка», от 10 до 12 – «четверка», от 13 до 18 – «пятерка»;
  • Для 5-го класса: от 0 до 6 баллов – «двойка», от 7 до 10 – «тройка», от 11 до 14 – «четверка», от 15 до 20 – «пятерка».

Перевод оценок по русскому языку

  • Для 4-го класса: от 0 до 13 баллов – «двойка», от 14 до 23 – «тройка», от 24 до 32 – «четверка», от 33 до 38 – «пятерка»;
  • Для 5-го класса: от 0 до 17 баллов – «двойка», от 18 до 28 – «тройка», от 29 до 38 – «четверка», от 39 до 45 – «пятерка».

Перевод оценок по окружающему миру

  • Для 4-го класса: от 0 до 7 баллов – «двойка», от 8 до 17 – «тройка», от 18 до 25 – «четверка», от 26 до 31 – «пятерка».

Перевод оценок по биологии

  • Для 5-го класса: от 0 до 9 баллов – «двойка», от 10 до 13 – «тройка», от 14 до 18 баллов – «четверка», от 19 до 22 – «пятерка».

Перевод отметок по истории

  • Для 5-го класса: от 0 до 3 баллов – «двойка», от 4 до 7 – «тройка», от 8 до 11 – «четверка», от 12 до 15 – «пятерка».

Расписание ВПР на 2019 год


В отличие от выпускников, младшие школьники сдают ВПР в начале года

На сегодняшний день точно неизвестно, когда будут проходить контрольные срезы знаний в 2019 году. Обычно утвержденное расписание появляется ближе к началу очередного учебного года. Впрочем, по практике прошлых лет можно спрогнозировать примерное время проведения среза знаний.

Ваш ребенок поступил в школу и у всей семьи начались трудовые будни?

  • с мамой выводятся буквы и крючочки
  • папа, придя с работы, объясняет задачу по математике
  • дедушка разбирает новую тему по окружающему миру, а бабушка помогает второклашке освоиться в премудростях иностранного языка

Чтобы учеба в школе была успешной, наш Центр приглашает школьников на новый курс «Учеба на отлично!».

«Учеба на отлично!» детям это:

  1. Объяснение непонятных или пропущенных по болезни тем
  2. Контроль за выполнением домашних заданий по всем предметам
  3. Диагностика знаний и устранение возможных пробелов
  4. Дополнительные занятия по предмету, с которым не сложились отношения в школе
  5. Подготовка к выполнению контрольных и самостоятельных работ.
  6. ВПР по всем дисциплинам за все классы!

«Учеба на отлично!» родителям это:

  1. Сохранение доброжелательного эмоционального фона в семье. Ведь не секрет, что выполнение домашней работы с детьми часто приводит к конфликтам в доме. А нервозная обстановка отнюдь не улучшает отношение ребенка к учебе.
  2. Освобождение времени родителей. Опытный педагог сумеет объяснить школьнику «трудную» тему или непонятную задачу намного быстрее, чем мама или папа, не имеющие знаний методики и психологии обучения. После занятий в Центре у вас останется целый вечер на то, чтобы провести его вместе.
  3. Привитие детям навыков самостоятельности. Будем честны - часто родители, устав разбираться с «домашкой», многое делают за детей сами. А ведь залогом успешного обучения является способность ребенка работать самостоятельно. Мы не делаем уроки за школьников, а лишь помогаем им справляться с трудностями.
  4. Подбор опытных репетиторов для занятий по подготовке к Всероссийским Проверочным Работам и выпускным школьным испытаниям. В нашем Центре работают педагоги, имеющие стаж работы более 10-15 лет, хорошо знакомые с методическими подходами к современному образованию и требованиями к контролю знаний.

Воспользуйтесь помощью специалистов

Текущая ситуация в системе школьного образования приводит к тому, что темп обучения постоянно растет. Теперь будущий первоклашка должен еще до школы знать буквы и цифры. В детском саду детей учат читать, считать и зазубривать наизусть состав числа. Ребенок, который по какой-либо причине не обладает этими знаниями, сталкивается со сложностями уже с первых дней учебы.

Подключающиеся к учебе родители сетуют, что школа в основном контролирует процесс освоения ребенком знаний. Высокий темп обучения и изменившаяся школьная программа требуют от мам и пап полного погружения в учебу их детей. «Школа спрашивает - родители отвечают». Разумно ли это?

В результате члены семьи школьника, не имеющие специального образования, часами разбираются с уроками в поисках оптимального способа преподавания, обучения собственного ребенка. Домашка отнимает много времени, а значит, утомляет детей, ухудшает их отношение к школьным делам и снижает успеваемость. Вот такой замкнутый круг.

Наш Центр предлагает школьникам и их родителям профессиональную помощь! Занятия с нашими специалистами не перегружают ребят, улучшают их учебный настрой и повышают успеваемость.

Почему детям трудно учиться в школе?

Иногда причиной школьных проблем могут выступать логопедические нарушения речи, синдром гиперактивности и рассеянности внимания и другие психо-физиологические факторы. Мы можем помочь и в таких ситуациях.

  1. В нашем Центре Речи работают логопеды-дефектологи, которые помогут детям, имеющим дислексию или дисграфию. Данные состояния не позволяют ребенку успешно овладевать чтением и письмом и требуют обязательной отдельной работы.
  2. Детский нейропсихолог при необходимости проведет диагностику развития ребенка, поможет определить уровень сформированности таких психических функций как внимание, мышление, память. Коррекционные занятия в необходимом направлении снимут с ребенка ярлык «ленивого» и «неспособного» и обеспечат его успешность.
  3. Психологи помогут решить проблемы со сложившимся у ребенка негативным отношением к учебе, снять психо-эмоциональное напряжение, разрешить конфликтные ситуации.

В нашем Центре все специалисты собрались под одной крышей, чтобы помочь детям и их родителям. Не нужно сбиваться с ног в поисках качественного репетитора, не стоит опускать руки, слыша негативные отзывы школьных учителей об успехах вашего ребенка. На вашей стороне:

  1. Высокая квалификация наших педагогов.
  2. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
  3. Возможность получить консультацию всех специалистов Центра.
  4. Опытные репетиторы по основным школьным дисциплинам.
  5. Качественная подготовка к ВПР и выпускным испытаниям ОГЭ (9 кл.) и ЕГЭ (11 кл.).

Давайте вместе поможем школьнику выйти в зону успешности!

Иногда даже просто вовремя сделанная домашняя работа может существенно изменить ситуацию в учебе. Уверенность в знании пройденной темы, долгожданная «пятерка», похвала учителя дают ребенку новые силы и меняют отношение к урокам.

ВАРИАНТ 1

    Вычислите: 7000: 200 ⋅ 6.

    Вычислите: 53−42:(3+4)+5⋅6.

    В пятиэтажном доме три подъезда. В каждом подъезде на каждом этаже три квартиры. Сколько всего квартир в доме?

    Чтобы склеить бумажный кораблик, нужно 4 листа бумаги. Дети сделали 8 корабликов. Сколько листов бумаги осталось, если сначала было 35 листов?

    Если данное число увеличить в 2 раза, то получившееся число будет на 4 больше, чем 62. Найдите данное число.

    Несколько чисел записаны в ряд: 8743, 8732, 8054, 5107, 5631. Выберите все верные утверждения об этих числах.

    2) Все числа записаны в порядке убывания.

1) 2 т 50 кг 2) 500 000 г 3) 205 кг 4) 5 т 200 кг

    В таблице приведены нормативы по бегу на 30 м для учеников 11 класса.

Мальчики

Время, сек.

Какую оценку получит мальчик, пробежавший 30 м за 4,5 секунды?

9. На рисунке представлены стоящие рядом диван и шкаф. Высота шкафа, изображённого на рисунке, 110 см. Какова примерная высота дивана?

Фруктовые деревья: ряд 8, место 6

Лесные деревья: ряд 5, место 6

Фруктовые деревья: ряд 3, место 3

11. Чертёжник чертил деталь, но начертил только половину. Начертите вторую половину детали симметрично относительно пунктирной прямой.

14. Запишите цифрами десятичную дробь: «пять целых сорок восемь тысячных».

16. Решите уравнение 0,34: x =0,2.

17. Учёный Иванов выезжает из Москвы на конференцию в Санкт-Петербургский университет. Работа конференции начинается в 10:00.
В таблице дано расписание ночных поездов Москва - Санкт-Петербург.

Номер поезда

Отправление из Москвы

Прибытие в Санкт-Петербург

Путь от вокзала до университета занимает полтора часа. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят учёному Иванову.

1) 026А 2) 002А 3) 038А 4) 016А

ВАРИАНТ 2.

    Вычислите: 9000: 600 ⋅ 3

    Вычислите: 47−45:(5+4)+3⋅8.

    В шкафу 3 полки, на каждой полке по 9 книг. Сколько всего книг в шкафу?

    Если данное число увеличить в 4 раза, то получившееся число будет на 5 больше, чем 79. Найдите данное число.

    Несколько чисел записаны в ряд: 5007, 5362, 9071, 9043, 9954. Выберите все верные утверждения об этих числах.

    1) В последнем числе в разряде тысяч стоит цифра 5.

    4) Среди этих чисел есть число, которое при делении на 100 даёт остаток 7.

    Расположите величины в порядке убывания.

8. В таблице приведены нормативы по бегу на 60 м для учащихся 9 класса. Оцените результат девочки, пробежавшей эту дистанцию за 9,52 с.

Мальчики

1) отметка «5» 2) отметка «4» 3)отметка «3» 4) норматив не выполнен

9. Высота дома, изображённого на рисунке, 10 м. Какова примерная высота дерева?

10. В питомник растений привезли саженцы двух видов деревьев. Посадочные лунки для них были приготовлены в следующих местах.

Фруктовые деревья: ряд 6, место 4

Лесные деревья: ряд 3, место 4

Фруктовые деревья: ряд 1, место 1

Лесные деревья: ряд 9, место 1

Найдите на схеме указанные места для посадки деревьев. Закрасьте соответствующие кружки.

12. Площадь закрашенного прямоугольника равна 8. Нарисуйте прямоугольник, у которого стороны вдвое длиннее, чем у первого прямоугольника. Найдите площадь второго прямоугольника.

14. Запишите цифрами десятичную дробь: «десять целых пятьсот девять тысячных».

15. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?

16. Решите уравнение 3,5 ⋅ x =1,4.

17. Студент Петров выезжает из Наро-Фоминска в Москву на занятия в университет. Занятия начинаются в 9:00. В таблице приведено расписание утренних электропоездов от станции Нара до Киевского вокзала в Москве.

Отправление от ст. Нара

Прибытие на Киевский вокзал

Путь от вокзала до университета занимает 40 минут. Укажите время отправления от станции Нара самого позднего из электропоездов, которые подходят студенту.

1) 6:35 2) 7:05 3) 7:28 4) 7: 34

ВАРИАНТ 3.

    Вычислите: 6000: 500 ⋅ 7

    Вычислите: 69−32:(5+3)+ 5⋅7.

    В аптеке лекарство продаётся в коробочке. В коробочке 4 упаковки, в каждой упаковке по 7 таблеток. Сколько всего таблеток в коробочке?

    Если данное число увеличить в 5 раз, то получившееся число будет на 7 меньше, чем 97. Найдите данное число.

    Несколько чисел записаны в ряд: 4715, 4932, 6051, 6105, 6634. Выберите все верные утверждения об этих числах.

    1) В последнем числе в разряде тысяч стоит цифра 3.

    2) Все числа записаны в порядке возрастания.

    3) Среди этих чисел есть ровно два чётных числа.

    4) Среди этих чисел есть число, которое при делении на 100 даёт остаток 1.

1) 4200 кг 2) 2т 40 кг 3) 400 000 г 4) 240 кг

8. В таблице приведены нормативы по отжиманиям от пола для 10 класса.

Мальчики

Количество раз

Какую оценку получит девочка, сделавшая 13 отжиманий?

1) «5» 2) «4» 3) «3» 4) «Неудовлетворительно»

9. На рисунке представлены стоящие рядом диван и зеркало. Высота дивана, изображённого на рисунке, 80 см вместе с подушками. Какова примерная высота зеркала?

10. В питомник растений привезли саженцы двух видов деревьев. Посадочные лунки для них были приготовлены в следующих местах.

Фруктовые деревья: ряд 5, место 3

Лесные деревья: ряд 2, место 3

Фруктовые деревья: ряд 9, место 6

Лесные деревья: ряд 8, место 6

Найдите на схеме указанные места для посадки деревьев. Закрасьте соответствующие кружки.

11. Правая половина фигуры нарисована. Дорисуйте левую половину симметрично относительно вертикальной прямой.

14. Запишите цифрами десятичную дробь: «две целые четыреста две десятитысячные».

15. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?

16. Решите уравнение 1,1 ⋅ x =0,44.

17. Студентка Цветкова выезжает из Наро-Фоминска в Москву на занятия в университет. Занятия начинаются в 9:00. В таблице приведено расписание утренних электропоездов от станции Нара до Киевского вокзала в Москве.

Отправление от ст. Нара

Прибытие на Киевский вокзал

Путь от вокзала до университета занимает 45 минут. Укажите время отправления от станции Нара самого позднего из электропоездов, которые подходят студентке.

1) 6: 17 2) 6: 29 3) 6: 35 4) 7: 05

ВАРИАНТ 4.

1.Вычислите: 8000: 160 ⋅ 5

2. Вычислите: 59−35:(3+4)+ 4⋅8.

3. В аптеке лекарство продаётся в коробочке. В коробочке 3 упаковки, в каждой упаковке по 6 таблеток. Сколько всего таблеток в коробочке?

4. Чтобы склеить бумажный кораблик, нужно 4 листа бумаги. Дети сделали 8 корабликов. Сколько листов бумаги осталось, если сначала было 35 листов?

5. Если данное число увеличить в 6 раз, то получившееся число будет на 14 больше, чем 100. Найдите данное число.

6. Несколько чисел записаны в ряд: 4009, 4440, 9049, 9040, 9944. Выберите все верные утверждения об этих числах.

    1) В последнем числе в разряде тысяч стоит цифра 4.

    2) Все числа записаны в порядке возрастания.

    3) Среди этих чисел есть ровно три чётных числа.

    4) Среди этих чисел есть число, которое при делении на 100 даёт остаток 9.

7. Расположите величины в порядке возрастания.

1) 2ч 30 мин 2) 140 мин 3) 1 ч 50 мин 4) 7200 с

8. В таблице приведены нормативы по прыжкам через скакалку за 30 сек. для 9 класса.

Мальчики

Количество раз

Какую оценку получит мальчик, прыгнувший 57 раз за 30 сек.?

1) «5» 2) «4» 3) «3» 4) «Неудовлетворительно»

9. На рисунке представлены стоящие рядом автобус и автомобиль. Длина автомобиля, изображённого на рисунке, 420 см. Какова примерная длина автобуса?

Сектор А: ряд 2, место 4

Сектор В: ряд 4, место 2

Сектор В: ряд 4, место 4

Сектор С: ряд 2, место 2

12. . Площадь закрашенного квадрата равна 4. Нарисуйте квадрат, у которого стороны вдвое длиннее, чем у первого квадрата. Чему равна площадь второго квадрата?

13. Участок земли для строительства санатория имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 1000 м и 600 м. Одна из больших сторон участка идет вдоль моря, а три остальные стороны нужно отгородить забором. Найдите длину этого забора. Ответ дайте в метрах.

15. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?

16. Решите уравнение x : 1,5=1,4.

17. Студент Сидоров выезжает из Наро-Фоминска в Москву на занятия в университет. Занятия начинаются в 9:30. В таблице приведено расписание утренних электропоездов от станции Нара до Киевского вокзала в Москве.

Отправление от ст. Нара

Прибытие на Киевский вокзал

Путь от вокзала до университета занимает 35 минут. Укажите время отправления от станции Нара самого позднего из электропоездов, которые подходят студенту.

1) 6: 35 2) 7: 05 3) 7: 28 4) 7: 34

ВАРИАНТ 5.

    Вычислите: 7000: 140 ⋅ 9.

    Вычислите: 61−54:(2+7)+ 5⋅8.

    В аптеке лекарство продаётся в коробочке. В коробочке 2 упаковки, в каждой упаковке по 7 таблеток. Сколько всего таблеток в коробочке?

    Чтобы склеить бумажный корабль, нужно ровно 7 листов бумаги. Дети сделали моделей. Сколько листов бумаги осталось, если сначала было 42 листа?

    Если данное число увеличить в 3 раза, то получившееся число будет на 8 больше, чем 85. Найдите данное число.

    Несколько чисел записаны в ряд: 1007, 1110, 7017, 7010, 7711.Выберите все верные утверждения об этих числах.

    1) В последнем числе в разряде тысяч стоит цифра 1.

    2) Среди этих чисел есть число, которое при делении на 100 даёт остаток 7.

    3) Среди этих чисел есть ровно два чётных числа.

    4) Все числа записаны в порядке возрастания.

    Расположите величины в порядке возрастания.

1) 3 т 400 кг 2) 4 т 3) 3600 кг 4) 3500000 г

8. В таблице приведены нормативы по бегу на лыжах на 1 км для учащихся
10 класса.

мальчики

(мин. и сек.)

Какую отметку получит мальчик, пробежавший на лыжах 1 км за 6 минут
15 секунд?

9. На рисунке представлены стоящие рядом зеркало и шкаф. Высота зеркала, изображённого на рисунке, 150 см. Какова примерная высота шкафа?

    10. Группе болельщиков выдали билеты на стадион на следующие места.

Сектор А: ряд 1, место 3

Сектор А: ряд 4, место 5

Сектор В: ряд 2, место 2

Сектор С: ряд 5, место 6

Найдите на схеме места, указанные в билетах. Закрасьте соответствующие кружки.

11. Левая половина фигуры нарисована. Дорисуйте правую половину симметрично относительно вертикальной прямой.

14. Запишите цифрами десятичную дробь: «ноль целых пятьсот одна десятитысячная».

15. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?

16. Решите уравнение x : 2,5=1,8.

17. Бизнесмен Петров выезжает из Москвы в Санкт-Петербург на деловую встречу, которая назначена на 9:30. В таблице дано расписание ночных поездов Москва–Санкт-Петербург.

Номер поезда

Отправление из Москвы

Прибытие в Санкт-Петербург

Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят бизнесмену Петрову.

1) 038А 2) 020У 3) 016А 4) 116С

ВАРИАНТ 6.

    Вычислите: 9000:150 ⋅4.

    Вычислите: 72−56:(2+5)+ 4⋅6.

    В двухэтажном доме три подъезда. В каждом подъезде на каждом этаже четыре квартиры. Сколько всего квартир в доме?

    К доктору Айболиту пришло 8 зайцев, и каждому он дал по 4 морковных таблетки. Сколько таблеток у него осталось, если всего у него было 40 таблеток?

    Если данное число увеличить в 4 раза, то получившееся число будет на 11 меньше, чем 119. Найдите данное число.

    Несколько чисел записаны в ряд: 2004, 2220, 6046, 6040, 6644.Выберите все верные утверждения об этих числах.

    1) В последнем числе в разряде тысяч стоит цифра 6.

    2) Все числа записаны в порядке возрастания.

    3) Среди этих чисел есть ровно три чётных числа.

    Расположите величины в порядке убывания.

1) 6 м 8 см 2) 609 см 3) 6100 мм 4) 6,8 м

8. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 м для учащихся 9 класса. Оцените результат девочки, пробежавшей эту дистанцию за 5,92 с.

Мальчики

1) отметка 5 2) отметка 4 3) отметка 3 4) норматив не выполнен

9. На рисунке представлены стоящие рядом системный блок компьютера и принтер. Высота принтера, изображённого на рисунке, 15 см. Какова примерная высота системного блока компьютера?

10. На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Найдите: а) площадь фигуры (в квадратных сантиметрах);

12. Площадь закрашенного прямоугольника равна 6. Нарисуйте прямоугольник, у которого стороны втрое длиннее, чем у первого прямоугольника. Найдите площадь второго прямоугольника.

14. Запишите цифрами десятичную дробь: «одна целая сто три десятитысячных».

15. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верны?

16. Решите уравнение 1,4 ⋅ x =3,5.

17. Учёный Комаров выезжает из Москвы на конференцию в Санкт-Петербургский университет. Работа конференции начинается в 8:30.
В таблице дано расписание ночных поездов Москва–Санкт-Петербург.

Номер поезда

Отправление из Москвы

Прибытие в Санкт-Петербург

Путь от вокзала до университета занимает полтора часа. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят учёному Комарову.

        032АВ 2) 026А 3) 002А 4) 004А

ВАРИАНТ 7.

    Вычислите: 6000:120 ⋅8.

    Вычислите: 81−72:(2+6)+3⋅5.

    В четырёхэтажном доме пять подъездов. В каждом подъезде на каждом этаже три квартиры. Сколько всего квартир в доме?

    К доктору Айболиту пришло 6 белок, и каждой он дал по 3 ореховых таблетки. Сколько таблеток у него осталось, если всего у него было 30 таблеток?

    Если данное число увеличить в 3 раза, то получившееся число будет на 6 меньше, чем 75. Найдите данное число.

    Несколько чисел записаны в ряд: 3003, 3330, 4034, 4030, 4433. Выберите все верные утверждения об этих числах.

    3) Среди этих чисел есть ровно три чётных числа.

    4) Среди этих чисел есть число, которое при делении на 100 даёт остаток 3.

7.Расположите величины в порядке возрастания.

1) 300000 см 2) 3,1 км 3) 3001 м 4) 3 км 10 м

8. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 м для учащихся 9 класса. Оцените результат мальчика, пробежавшего эту дистанцию за 5,39 с.

Мальчики

1) отметка 5 2) отметка 4 3) отметка 3 4) норматив не выполнен

9. На рисунке представлены лежащие рядом клавиатура и карандаш. Длина карандаша, изображённого на рисунке, 20 см. Какова примерная длина клавиатуры?

10. На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1см Найдите: а) площадь фигуры (в квадратных сантиметрах); б) периметр фигуры (в сантиметрах).

11. Конструктор чертил деталь, но начертил только половину. Начертите вторую половину детали симметрично относительно пунктирной прямой.

12. Площадь закрашенного прямоугольника равна 8. Нарисуйте прямоугольник, у которого стороны вдвое длиннее, чем у первого прямоугольника. Найдите площадь второго прямоугольника.

Участок земли для строительства санатория имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 800 м и 300 м. Одна из больших сторон участка идет вдоль моря, а три остальные стороны нужно отгородить забором. Найдите длину этого забора. Ответ дайте в метрах.

14. Запишите цифрами десятичную дробь: «ноль целых двести семь десятитысячных».

15. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?

16. Решите уравнение 2,1: x =0,15.

17. Бизнесмен Соловьёв выезжает из Москвы в Санкт-Петербург на деловую встречу, которая назначена на 10:00. В таблице дано расписание ночных поездов Москва–Санкт-Петербург.

Номер поезда

Отправление из Москвы

Прибытие в Санкт-Петербург

Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят бизнесмену Соловьёву.

1)038А 2) 020У 3) 016А 4) 030А

ВАРИАНТ 8.

    Вычислите: 6000:750⋅5.

    Вычислите: 55+50:(10−5)−5⋅7 .

    В четырёхэтажном доме два подъезда. В каждом подъезде на каждом этаже три квартиры. Сколько всего квартир в доме?

    Чтобы склеить бумажный самолёт, нужно 5 листов бумаги. Дети сделали 6 самолётов. Сколько листов бумаги осталось, если сначала было 34 листа?

    Если данное число уменьшить в 9 раз, то получившееся число будет на 6 меньше, чем 15. Найдите данное число.

    Несколько чисел записаны в ряд: 2153, 2314, 3004, 3427, 3316. Выберите все верные утверждения об этих числах.

    1) Все числа записаны в порядке возрастания.

    2) В последнем числе в разряде тысяч стоит цифра 3.

    3) Среди этих чисел есть ровно два чётных числа.

    4) Среди этих чисел есть число, которое при делении на 100 даёт остаток 4.

    Расположите величины в порядке убывания.

1) 1 сутки 5ч 2) 32 ч 3) 1800 мин 4) 1 сутки 4 ч

8. В таблице приведены нормативы по прыжкам с места для учеников 11 класса.

Мальчики

Расстояние, см

Какую оценку получит девочка, прыгнувшая на 167 см?

1) «5» 2) «4» 3) «3» 4) «Неудовлетворительно»

9. На рисунке представлены стоящие рядом холодильник и стиральная машина. Высота стиральной машины 85 см. Какова примерная высота холодильника?

11. Нарисуйте отражение ракеты симметрично относительно пунктирной прямой.

12. Площадь закрашенного прямоугольника равна 8. Нарисуйте прямоугольник, у которого стороны вдвое длиннее, чем у первого прямоугольника. Найдите площадь второго прямоугольника.

14. Запишите цифрами десятичную дробь: «две целых восемьдесят пять тысячных».

15. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?

16. Решите уравнение 1,2⋅ x =0,72.

17. Студентка Фиалкова выезжает из Наро-Фоминска в Москву на занятия в университет. Занятия начинаются в 8:30. В таблице приведено расписание утренних электропоездов от станции Нара до Киевского вокзала в Москве.

Отправление от ст. Нара

Прибытие на Киевский вокзал

Путь от вокзала до университета занимает 40 минут. Укажите время отправления от станции Нара самого позднего из электропоездов, которые подходят студентке.

1) 6:17 2) 6:29 3) 6:35 4) 7:05