Павел Андреевич и его потомки. Шуваловы

Биография

Происходил из старшей ветви рода Шуваловых . Отец его, граф Андрей Петрович , был обер-гофмаршалом и членом Государственного Совета . Мать Фёкла (Текла) Игнатьевна Валентинович (1801-1873), в первом браке была замужем за П. А. Зубовым . Братья и сёстры: Павел (1830-1908, дипломат), Софья (1829-1912, замужем за членом Государственного совета А. А. Бобринским), Ольга (1833-1859).

Служба

Спустя три года, в 1864 году, он был произведён в генерал-лейтенанты и назначен исправляющим должность Лифляндского, Эстляндского и Курляндского генерал-губернатора и командующего войсками Рижского военного округа . Назначение на эти важные и ответственные, особенно в то время, посты в такие молодые годы (ему было всего лишь 36 лет) ясно указывало на широкое доверие, с каким относилось к нему правительство. Однако, утвержденный в следующем году в занимаемых им должностях, он через год уже оставил Прибалтийский край, будучи назначен генерал-адъютантом к Е. И. B., а вслед за тем шефом жандармов и главным начальником III-го отделения Собственной Е. И. В. канцелярии(1866-1874).

Влиянию Шувалова на внутреннюю политику в течение семи лет (с 1866 по 1874 годы) придавалось такое значение, что его называли «вице-императором» и «Петром IV». В то же время это далеко не светлые страницы в его биографии. Будучи ближайшим советником императора Александра II , он на посты министров внутренних дел и юстиции рекомендовал таких же противников всяких реформ, каким был сам. В 1872 году Шувалов был произведён в генералы от кавалерии. Между тем влияние его на внутреннюю политику мало-помалу стало уменьшаться и переходить к Д. А. Милютину . Тогда Шувалов начал интересоваться внешней политикой России и в 1874 году был назначен членом Государственного Совета и чрезвычайным полномочным послом при Её Величестве королеве соединенных королевств Англии и Ирландии.

Это новое назначение оказалось для Шувалова неудачным, так как он не мог успешно бороться с такими крупными дипломатическими талантами, как Дизраэли лорд Биконсфильд . Тот всегда легко его проводил, и Шувалов обыкновенно последним узнавал то, что должен был бы знать первым. Дипломатическая деятельность его полна самых непростительных промахов, начавшихся уже с первого года его заявлением о том, что мы не займем Хивы и её территории. Это заявление связало нам руки, когда наши войска взяли Хиву. Затем следовал целый ряд уступок англичанам в Афганистане без всякой со стороны их компенсации.

Особенно же вредна была для России слабость Шувалова по отношению к англичанам во время Русско-турецкой войны 1877-1878 . Будучи противником вооруженного вмешательства в дела Балканского полуострова, он всячески старался оттянуть объявление войны, что дало возможность туркам прекрасно вооружиться. Действуя в этом направлении, он 31 марта подписал вместе с лордом Дерби протокол , в силу которого Европа соглашалась на улучшения участи турецких христиан.

Однако, несмотря на это, через три недели война была объявлена. Тогда, уверяя русское правительство, что Англия решилась во что бы то ни стало воевать, он помог последней добиться того, что Россия обещала ей не переносить военных действий в восточную часть Средиземного моря. Следствием этого явилось полное бездействие нашего Балтийского флота, невозможность блокировать Константинополь и воспрепятствовать Египту открыто помогать Турции. Когда же русские войска перешли Балканы и подступили к стенам Константинополя, то, по настоянию гр. Шувалова, военные действия были приостановлены, что дало полную возможность Австро-Венгрии и Англии действительно приготовиться к войне.

Затем, принимая участие в пересмотре Сан-Стефанского договора и являясь одним из представителей России на Берлинском конгрессе, Шувалов своей недальновидностью содействовал тому, что конгресс держав свел на нет все то, что было так трудно добыто нами в Турецкую войну. После конгресса Шувалов ещё объехал европейские дворы с уверениями в миролюбивом настроении России и тогда уже вернулся в Лондон . В следующем году Германия заключила тайный союз с Австро-Венгрией против России. Узнав об этом, русское правительство направило Шувалова к Бисмарку и в Вену. Это было последнее данное ему дипломатическое поручение, так как в том же году он был уволен от звания великобританского посла.

Однако есть и другая оценка деятельности Шувалова. По мнению крупного историка Виноградова, «Манеры светского человека, общительность, приятная внешность, помогали ему проникать не только в кабинеты министров, но и в салоны их супруг. В высших сферах Лондона его стали именовать просто „Шу“, а добиться подобного было нелегко. Исследователя, знакомящегося с его депешами, и по сей день поражает степень его осведомленности в британских правительственных делах: его донесения чуть ли не текстуально передавали не только решения кабинета, но и ход прений, и мнения отдельных выступавших в них, хотя это нигде не фиксировалось, кроме частных записей» .

По восшествии на престол императора Александра III Шувалов был послан к императору австрийскому и королю итальянскому с поручением доставить собственноручные известительные письма о восшествии императора Александра III на Всероссийский престол. По выполнении этого поручения ему повелено было присутствовать в департаменте законов Государственного Совета , но уже в следующем году он по болезни был уволен от этого присутствия. Затем, два года спустя, он был назначен членом особой комиссии, учреждённой для составления проектов местного управления.

Семья

С 24 мая 1864 года граф Шувалов был женат на вдове графине Елене Ивановне Орловой-Денисовой (1830-1922), внучке графа Г. А. Строганова и сестре войскового наказного атамана Войска Донского М. И. Черткова . В браке имели одного сына Андрея (1865-1928).

В последние годы супруги жили отдельно, графиня много времени проводила в Москве. На похоронах мужа она протестовала против обрядов православной церкви над покойным и протест свой закончила тем, что уехала с похорон .

Елена Ивановна стала прототипом графини Катерины Ивановны Чарской в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина » .

А.В. Чекмарев.
Неизвестный портрет Федора Григорьевича Орлова и след "орловской" галереи Рокотова

В знаменитой своим составом и качеством портретной галерее Рыбинского музея-заповедника имеется один загадочный портрет, который в последнее время снова принято считать портретом фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797). Автор неизвестен, на первый взгляд, это типичная усадебная копия, по времени - 1760-1770-е гг., судя по форме парика и композиции в духе рокотовских работ данного периода. Картина поступила в музей в 1921 г. в составе большой коллекции вещей из усадьбы Мусиных-Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда (которая затем была затоплена водами Рыбинского водохранилища). [Грамагина Е.В. Каталог русской портретной живописи в Андроповском историко-художественном музее // Музей 9. Художественные собрания СССР. М., 1988. С. 71, 74 (опубликован как портрет И.Г. Орлова?)] На обороте имеется надпись XIX в. «Граф Шувалов Иван Иванович обер-камергеръ, родился в 1727, сконч. 1797». И несмотря на нее, очевидно, что на елизаветинского фаворита рыбинский герой совсем не похож.



Неизвестный художник. Портрет графа Ф.Г. Орлова. Ранее - портрет И.И. Шувалова, графа И.Г. Орлова (?). 1760-1770-е гг. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Шувалова до его отставки и отъезда за границу в 1763 г. портретировали разные художники, в т.ч. Л. Токке, Ж.-Л. Де Велли, А.П. Лосенко, П.-А. Ротари, Ф.С. Рокотов, и всюду мы видим другой тип лица, более округлого, с пухлыми щеками и иначе посаженными темными глазами. На варианте Токке-Рокотова (оригинал и копия, оба - ГЭ) он изображен в том же ракурсе, что и на рыбинском портрете, так что оба лица легко сопоставить и понять, что речь идет о разных моделях. У Шувалова поверх красного кафтана написана голубая лента ордена Св. Андрея Первозванного, тогда как у героя рыбинского портрета красная лента, скорее всего, ордена Св. Александра Невского. Красную ленту имел и орден Св. Анны, но тогда мы бы наверняка видели и звезду, которая (в отличие от звезды Александра Невского) носилась на правой стороне груди.

Ф.С. Рокотов. Портрет И.И. Шувалова. Нач. 1760-х гг. ГЭ

Автор опубликованного в 1988 г. каталога рыбинской коллекции Е.В. Грамагина первой заподозрила физиономическое сходство изображенного с братьями Орловыми, переатрибутировав произведение как вероятный портрет Ивана Григорьевича Орлова (1733-1791). В аннотации указано, что «легко прослеживается портретное сходство лица персонажа с известными изображениями И.Г. Орлова на оригиналах Ф.С. Рокотова и И.-Б. Лампи». Позднюю надпись на обороте исследовательница посчитала ошибочной. Из упомянутых ссылок на иконографию И.Г. Орлова справедлива только первая - на два известных портрета кисти Ф.С. Рокотова первой половины 1760-х. Что касается Лампи, то факт портретирования им старшего из братьев Орловых нам неизвестен. Помимо двух портретов, написанных Рокотовым, полное, остро индивидуальное, с довольно резкими чертами лицо Ивана можно видеть также на портрете неизвестного мастера из Национального музея Республики Беларусь, где еще более располневший Орлов предстает в домашнем халате. К трем названным выше живописным вариантам добавляются несколько копий и миниатюр, гравюра Е.П. Чемесова с рокотовского оригинала и мраморный бюст работы Ф.И. Шубина 1778 г. [Например, известны две копии с портретов Ф.С. Рокотова художника Н.С. Лужникова в Ростово-Ярославском музее-заповеднике. См.: Иванова Е.Ю. Живопись и время. Российское портретное наследие XVII-XIX веков. Исследование, реставрация, атрибуция. М., 2004. С. 33-48. Видоизмененные копии с оригинала Рокотова находились в усадьбах Отрада и Дугино, одна из таких опубликована также в кН.: Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича. II том. СПб., 1906. №129] Этим и исчерпывается иконография главы клана Орловых, в 1764 г. подавшего в отставку и жившего тихо и незаметно вплоть до своей кончины.

Ф.С. Рокотов. Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765 гг. ГРМ


Ф.С. Рокотов. Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765 гг. ГТГ


Н.С. Лужников. Портрет графа И.Г. Орлова. 1783 г. Музей-заповедник "Ростовский Кремль"


Неизвестный художник. Портрет графа И.Г. Орлова. 1760-е гг. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


А.И. Чернов. Портрет графа И.Г. Орлова. 1771 г. Миниатюра. Новгородский музей-заповедник


Ф.И. Шубин. Портрет графа И.Г. Орлова. 1778 г. ГТГ

Определенное сходство у героя рыбинского портрета с Иваном Орловым безусловно есть, и можно было бы объяснить возникшие сомнения качеством работы копииста, сделавшего свою модель заметно стройнее оригинала и, кажется, моложе. Однако нельзя найти объяснение появлению орденской ленты, так как у старшего Орлова орденов не было. Он, как известно, из всех щедрых наград Екатерины II, посыпавшихся на Орловых после переворота, принял только графский титул и чин капитана гвардии. Так что атрибуция Грамагиной лишена оснований, но не замеченное ею внешнее сходство с Орловыми. На портрете все же изображен Орлов, только не Иван, а его младший брат Федор, четвертый по старшинству из пяти братьев.

Федор Григорьевич Орлов (1741-1796) также участвовал в возведении Екатерины II на престол, за что вместе с братьями получил титул графа и камергерский ключ. С 1763 г. состоял на гражданской службе - был назначен в Сенат выполнять обязанности генерал-прокурора, затем обер-прокурором в 4-й департамент с сохранением чина капитана гвардии. Принимал активное участие в работе Уложенной комиссии, открывшейся в 1767 г., предложив разделить ее на 3 секции. С началом русско-турецкой войны Ф.Г. Орлов перешел на военную службу, во флот, где в составе эскадры адмирала Г.А. Спиридова принимал участие в Архипелагской экспедиции под началом своего старшего брата Алексея. Федор проявил геройство в Чесменском сражении, оставаясь на флагманском корабле «Святой Евстафий» почти до самого взрыва. В сентябре 1770 г. за участие в битве был произведен в генерал-поручики и награжден орденом Георгия 2 степени. Военную карьеру завершил в 1772 г., выйдя в отставку в чине генерал-аншефа. Поселился в Москве и своих подмосковных усадьбах Нескучное и Нерастанное, официально не женился, но воспитывал 7 внебрачных детей. По отзывам современников, отличался открытым и веселым характером, запомнился как автор метких и ироничных афоризмов.

Существующая иконография Федора Орлова небогата, но отражает разные этапы его жизни. Самым ранним из известных на сегодняшний день следует считать портрет К.-Л. Христинека, подписной и датированный 1768 г. Оригинал из орловской усадьбы Отрада сначала попал в ГТГ, а потом оказался в Приморской картинной галерее. [Приморская картинная галерея. Русская живопись XVIII - первой половины XIX века. Каталог. Владивосток, 1996. С. 72-73] Имеется как минимум два авторских повторения - в собрании ГИМ и в Сызранском историко-краеведческом музее (в составе коллекции из самарской усадьбы Орловых Усолье). Это парадный портрет, запечатлевший Федора Орлова на пике его гражданской службы в Сенате и в составе Комиссии о составлении нового Уложения. Орлову 27 лет, он изображен сидящим перед столом с книгами и бумагами, в гвардейском пехотном мундире, с имеющимися на тот момент наградами - орденом Александра Невского и медалью члена Уложенной комиссии. Миниатюра (эмаль) с этого портрета украсила дно знаменитой «Орловской» табакерки, в которую вмонтированы изображения практически всех членов семьи. «Тип Христинека» был востребован и для изготовления разных усадебных копий. Одна из них имеется в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника и происходит из обширной галереи графов Воронцовых в усадьбе Андреевское.

К.-Л. Христинек. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1768 г. Приморская картинная галерея, Владивосток


К.-Л. Христинек. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1770-е гг. Историко-краеведческий музей, Сызрань


К.-Л. Христинек (?). Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1770-е гг. ГИМ


А.И. Чернов (?). Портрет графа Ф.Г. Орлова. "Орловская" табакерка. 1770-е гг. Национальный музей декоративных искусств, Буэнос-Айрес (Аргентина)

Следующим по времени изображением Орлова является портрет, считавшийся до революции работой Рокотова. Он был опубликован в «Русских портретах» великого князя Николая Михайловича. [Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича. II том. СПб., 1906. №136.] Орлов написан здесь уже в генеральском мундире, после всех побед и подвигов, с заслуженным орденом Св. Георгия. Возможно, атрибуция ошибочна, стилистически портрет не очень напоминает рокотовские вещи 1770-х гг. Хотя не исключено, что в издании воспроизведена копия, лишь в общих чертах восходящая к неизвестному нам рокотовскому типу. Сейчас существует несколько аналогичных портретов, разных по уровню исполнения. Есть они, например, в историко-краеведческом музее Самары и Ярославском художественном музее. В 1778 г. в мраморе портрет Орлова выполнил Ф.И. Шубин, изобразив героя войны в латах и с наградами. [Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Скульптура XVIII-XX веков. Т.1. М., 2000. С.282-283.] Бюст входил в фамильную орловскую галерею, сделанную Шубиным дважды, для Мраморного дворца и подмосковной Отрады.


Неизвестный художник (ранее - Ф.С. Рокотов). Портрет графа Ф.Г. Орлова. После 1772 г.

Неизвестный художник. Портрет графа Ф.Г. Орлова. Кон. XVIII в. Ярославский художественный музей


Ф.И. Шубин. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1778 г. ГТГ

Будучи давно в отставке, Орлов в 1785 г. заказал свой портрет Д.Г. Левицкому. Это, пожалуй, сейчас самое известное и часто воспроизводимое изображение Федора Григорьевича. [ Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Л., 1987. С. 71.] Он здесь предстает в том же ракурсе, что и на предыдущем живописном портрете, в генеральском мундире и с неизменным набором орденов - александровским и георгиевским. Самым поздним в скромной галерее портретов Ф.Г. Орлова является посмертный портрет из Государственного мемориального музея А.В. Суворова. [ Живописный портрет XVIII - начала XX века из собрания Государственного мемориального музея А.В. Суворова. Альбом-каталог. СПб., 2014. С. 71.] Он имеет авторскую подпись П. Барбье и датировку - 1811 г. К этому времени Орлова уже 15 лет не было в живых. Очевидно, портрет писался с какого-то неизвестного нам прижизненного оригинала 1790-х гг.



Д.Г. Левицкий. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1785 г. ГРМ


П. Барбье. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1811 г. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова

На всех портретах, несмотря на вызванные временем возрастные изменения, присутствует характерная для Федора Орлова вытянутость лица с выраженными скулами, крупным носом и острым выступающим подбородком. Везде на зрителя смотрят узнаваемый орловский взгляд и легкая улыбка тонких губ. Очень похожее лицо мы видим и на портрете из Рыбинского музея. Его герой изображен в партикулярном платье, но с красной лентой александровского ордена. Парик типичен для 1760-х гг. Федор Орлов был награжден орденом Александра Невского в сентябре 1764 г. Следующие свои награды - медаль члена Уложенной комиссии он получит в 1767 г., а орден Георгия в 1770-м. Так что вероятно портрет создавался между 1764 и 1767 гг. Орлову в это время примерно 25 лет, что соответствует возрасту изображенного. Все рассмотренные выше портреты Орлова четко делятся на два типа, в зависимости от разворота полуфигуры. Поворот головы на рыбинском портрете практически тот же, что на портрете Христинека 1768 г. Идентичен не только ракурс, но и во-многом моделировка лица. Ясно, что перед нами тот же человек, только немного моложе.

Еще в каталоге Грамагиной указано, что иконографически портрет восходит к оригиналу Ф.С. Рокотова. Автор, правда, имела в виду два находящихся в ГТГ и ГРМ портрета Ивана Орлова. Но сама отсылка к Рокотову представляется вполне обоснованной. В первой половине 1760-х гг. молодой художник находился под покровительством вошедших в силу Орловых. Ему благоволит фаворит Екатерины Г.Г. Орлов, заказывает в 1762-1763 гг. собственные портреты (копии с оригинала С. Торелли) и парадный профильный портрет императрицы, ранее находившийся в Гатчине, а сейчас в Павловском дворце. [ Федор Рокотов. 1735/1736-1808. С.47] Между 1762 и 1765 гг. Рокотов пишет оба погрудных портрета Ивана Орлова. Вероятно, вариации на основе одного иконографического типа, отличающиеся антуражем и настроением образа, писались для разных домов и усадеб. Московский портрет И.Г. Орлова ранее хранился в родовой усадьбе Отрада, а петербургский происходит из собрания Всеволожских. [ См.: Федор Рокотов. 1735/1736-1808. С. 84-85; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Том 1. СПб., 1998. С. 143.



Ф.С. Рокотов. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762-1763 гг. ГТГ


С. Торелли. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762 г. ГРМ


С. Торелли. Портреты графа Г.Г. Орлова

Есть основания связывать с рокотовским оригиналом и несколько однотипных портретов еще одного из братьев, Алексея Григорьевича Орлова, с 1770 г. - Орлова-Чесменского. [ Такие портреты, например, есть в собрании ГИМ, Эрмитажа, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского объединенного музея-заповедника.] Их сложно датировать, поскольку на разных репликах изображены разные орденские ленты и звезды. Иногда полученные награды дописывали на портретах задним числом. Но часто эти копии брали за образец только общую схему оригинала, меняя детали в связи с переменами в статусе модели. Здесь важнее отметить следование излюбленной Рокотовым в 1760-е гг. композиции, развороту фигуры, освещению и трактовке ряда деталей - кружевного шейного платка, парика с живописно вьющимися буклями. В уцелевших ранних портретах Орлова-Чесменского явно имеется след неведомого нам рокотовского образца. Судя по всему, художник работал над орловскими заказами до конца 1766 г., когда переехал в Москву. Орловы же все 1760-е гг. находились в столице - на службе и при дворе. Это десятилетие их могущества, пока Григорий был фаворитом императрицы. В Москве они осядут уже позже, после появления у Екатерины других любимцев и окончания первой русско-турецкой войны.


Неизвестный художник (предположительно, с оригинала Ф.С. Рокотова). Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского. 1760-1770-е гг. ГИМ

Предположительно в это же время Рокотовым - в середине 1760-х - был написан и оригинал, к которому восходит портрет из Рыбинска. Не исключено, что речь идет о создании фамильной орловской галереи с однотипными, увязанными визуально и образно изображениями всех братьев.[В связи с этим предположением заслуживают внимания встречающиеся погрудные портреты Г.Г. Орлова, различные по уровню исполнения и носящие копийный характер. Судя по стилистике и набору композиционных черт, они восходят к оригиналу 1760-х гг, возможно, также принадлежащему Ф.С. Рокотову. В качестве примера упомянем портрет работы неизвестного художника вт. пол. XVIII в. из собрания ГИМ] Но поскольку в целом виде она не уцелела, мы сейчас вынуждены интуитивно нащупывать ее следы по единичным оригиналам и разновременным и разного уровня репликам. В облике Ф.Г. Орлова на рыбинском портрете есть элементы, перекликающиеся с рокотовскими изображениями других братьев - кружевной платок с портретов Ивана и Алексея, шитье и цвет костюма с портрета Ивана из ГРМ, букли парика с портретов Григория и Алексея. Рыбинский портрет довольно убедительно передает и настроение, и стиль, и даже цветовой строй рокотовских образов 1760-х гг.


Неизвестный художник. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1760-1770-е гг. ГИМ

Ну и резонный вопрос о связи орловского портрета с усадьбой Мусиных-Пушкиных под Рыбинском, откуда он происходит. В конце XVIII в. в Мологском уезде были владения графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (1744-1817) - крупного государственного и общественного деятеля, президента Академии художеств в 1794-1799 гг. В значительной мере портретная галерея в Иловне (тогда это была главная усадьба) создана при нем и его супруге, урожденной княжне Волконской. Мусины-Пушкины не были родственниками Орловых, однако при желании пересечение их судеб отыскать не сложно. Алексей Иванович начинал свою службу после Артиллерийского училища адъютантом Г.Г. Орлова, в бытность того генерал-фельдцехмейстером. Выдвинулся и стал известен при дворе именно благодаря протекции Орлова. А когда Орлов в 1772 г. ушел в вынужденную отставку, Мусин-Пушкин последовал за ним, отправившись в заграничное путешествие. Так что с семейством Орловых хозяин рыбинских усадеб был связан довольно тесно. Может быть, в собрании находились портреты и Г.Г. Орлова, и других его братьев. К тому же братья Орловы представляли элиту своего времени, близкую ко двору и к важным историческим событиям. Так что их изображения входили во многие усадебные портретные галереи. В Иловне у Мусиных-Пушкиных было несколько работ Рокотова, в т.ч. портрет хозяйки, Е.А. Мусиной-Пушкиной в молодые годы. Самый ранний из известных портретов Алексея Ивановича тоже являет собой произведение «круга Рокотова».

Резюмируя, следует подчеркнуть, что установление личности Ф.Г. Орлова на портрете из Рыбинского музея не только расширяет ряд его уже известных изображений. Во-первых, перед нами самый ранний по времени портрет этого исторического деятеля, запечатлевший его в начале карьеры. А во-вторых, он дополняет собой круг орловских портретов, связанных с ранним творчеством Ф.С. Рокотова, заставляя внимательнее присмотреться к другим сохранившимся следам созданной этим крупным мастером семейной орловской галереи.

Биография

Происходил из старшей ветви рода Шуваловых . Отец его, граф Андрей Петрович , был обер-гофмаршалом и членом Государственного Совета . Мать Фёкла (Текла) Игнатьевна Валентинович (1801-1873), в первом браке была замужем за П. А. Зубовым . Братья и сёстры: Павел (1830-1908, дипломат), Софья (1829-1912, замужем за членом Государственного совета А. А. Бобринским), Ольга (1833-1859).

Служба

Спустя три года, в 1864 году, он был произведён в генерал-лейтенанты и назначен исправляющим должность Лифляндского, Эстляндского и Курляндского генерал-губернатора и командующего войсками Рижского военного округа . Назначение на эти важные и ответственные, особенно в то время, посты в такие молодые годы (ему было всего лишь 36 лет) ясно указывало на широкое доверие, с каким относилось к нему правительство. Однако, утвержденный в следующем году в занимаемых им должностях, он через год уже оставил Прибалтийский край, будучи назначен генерал-адъютантом к Е. И. B., а вслед за тем шефом жандармов и главным начальником III-го отделения Собственной Е. И. В. канцелярии(1866-1874).

Влиянию Шувалова на внутреннюю политику в течение семи лет (с 1866 по 1874 годы) придавалось такое значение, что его называли «вице-императором» и «Петром IV». В то же время это далеко не светлые страницы в его биографии. Будучи ближайшим советником императора Александра II , он на посты министров внутренних дел и юстиции рекомендовал таких же противников всяких реформ, каким был сам. В 1872 году Шувалов был произведён в генералы от кавалерии. Между тем влияние его на внутреннюю политику мало-помалу стало уменьшаться и переходить к Д. А. Милютину . Тогда Шувалов начал интересоваться внешней политикой России и в 1874 году был назначен членом Государственного Совета и чрезвычайным полномочным послом при Её Величестве королеве соединенных королевств Англии и Ирландии.

Это новое назначение оказалось для Шувалова неудачным, так как он не мог успешно бороться с такими крупными дипломатическими талантами, как Дизраэли лорд Биконсфильд . Тот всегда легко его проводил, и Шувалов обыкновенно последним узнавал то, что должен был бы знать первым. Дипломатическая деятельность его полна самых непростительных промахов, начавшихся уже с первого года его заявлением о том, что мы не займем Хивы и её территории. Это заявление связало нам руки, когда наши войска взяли Хиву. Затем следовал целый ряд уступок англичанам в Афганистане без всякой со стороны их компенсации.

Особенно же вредна была для России слабость Шувалова по отношению к англичанам во время Русско-турецкой войны 1877-1878 . Будучи противником вооруженного вмешательства в дела Балканского полуострова, он всячески старался оттянуть объявление войны, что дало возможность туркам прекрасно вооружиться. Действуя в этом направлении, он 31 марта подписал вместе с лордом Дерби протокол , в силу которого Европа соглашалась на улучшения участи турецких христиан.

Однако, несмотря на это, через три недели война была объявлена. Тогда, уверяя русское правительство, что Англия решилась во что бы то ни стало воевать, он помог последней добиться того, что Россия обещала ей не переносить военных действий в восточную часть Средиземного моря. Следствием этого явилось полное бездействие нашего Балтийского флота, невозможность блокировать Константинополь и воспрепятствовать Египту открыто помогать Турции. Когда же русские войска перешли Балканы и подступили к стенам Константинополя, то, по настоянию гр. Шувалова, военные действия были приостановлены, что дало полную возможность Австро-Венгрии и Англии действительно приготовиться к войне.

Затем, принимая участие в пересмотре Сан-Стефанского договора и являясь одним из представителей России на Берлинском конгрессе, Шувалов своей недальновидностью содействовал тому, что конгресс держав свел на нет все то, что было так трудно добыто нами в Турецкую войну. После конгресса Шувалов ещё объехал европейские дворы с уверениями в миролюбивом настроении России и тогда уже вернулся в Лондон . В следующем году Германия заключила тайный союз с Австро-Венгрией против России. Узнав об этом, русское правительство направило Шувалова к Бисмарку и в Вену. Это было последнее данное ему дипломатическое поручение, так как в том же году он был уволен от звания великобританского посла.

Однако есть и другая оценка деятельности Шувалова. По мнению крупного историка Виноградова, «Манеры светского человека, общительность, приятная внешность, помогали ему проникать не только в кабинеты министров, но и в салоны их супруг. В высших сферах Лондона его стали именовать просто „Шу“, а добиться подобного было нелегко. Исследователя, знакомящегося с его депешами, и по сей день поражает степень его осведомленности в британских правительственных делах: его донесения чуть ли не текстуально передавали не только решения кабинета, но и ход прений, и мнения отдельных выступавших в них, хотя это нигде не фиксировалось, кроме частных записей» .

По восшествии на престол императора Александра III Шувалов был послан к императору австрийскому и королю итальянскому с поручением доставить собственноручные известительные письма о восшествии императора Александра III на Всероссийский престол. По выполнении этого поручения ему повелено было присутствовать в департаменте законов Государственного Совета , но уже в следующем году он по болезни был уволен от этого присутствия. Затем, два года спустя, он был назначен членом особой комиссии, учреждённой для составления проектов местного управления.

Семья

С 24 мая 1864 года граф Шувалов был женат на вдове графине Елене Ивановне Орловой-Денисовой (1830-1922), внучке графа Г. А. Строганова и сестре войскового наказного атамана Войска Донского М. И. Черткова . В браке имели одного сына Андрея (1865-1928).

В последние годы супруги жили отдельно, графиня много времени проводила в Москве. На похоронах мужа она протестовала против обрядов православной церкви над покойным и протест свой закончила тем, что уехала с похорон .

Елена Ивановна стала прототипом графини Катерины Ивановны Чарской в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина » .

Военные чины

  • Корнет (10.08.1845)
  • Генерал-майор (06.12.1857)
  • Генерал-лейтенант (15.12.1864)
  • Генерал-адъютант (27.03.1866)

Награды

  • Орден Святого Станислава 1-й степени (1860)
Описание герба: см. текст Том и лист Общего гербовника: XII, 13 Титул: графы Часть родословной книги: VI, V Имения: Шувалово Дворцы и особняки: Дворец Шувалова Шуваловы на Викискладе

Шува́ловы - русский дворянский и графский род, история которого прослеживается с XVI века .

История рода

Из рядных записей и актов следует, что во второй половине XVI века в Костромском уезде жил помещик Дмитрий Шувалов . Его внук Андрей Семенович был воеводой (). Один из родственников Андрея, Данило , состоял московским стрелецким сотником () и впоследствии был пожалован в бояре ().

Иван Максимович Старший (умер г.), правнук Андрея Семеновича, был при Петре I комендантом в Выборге , занимался составлением карты морских и речных берегов, определял границу между Россией и Швецией и содействовал заключению Ништадтского мира . Умер губернатором в Архангельске. Брат его Иван Максимович Младший (умер г.), служил капитаном гвардии и был тяжело ранен во время штурма Очакова. Сыновья Ивана Максимовича Старшего, Александр и Петр , состояли в числе молодых дворян при дворе цесаревны Елизаветы Петровны и в ночь на 25 ноября 1741 г. поддержали её во время переворота.

Описание герба

В червленом щите серебряный скачущий единорог с золотыми глазами, рогом и копытами, чёрная глава щита разделена золотым стропилом, обремененным тремя черными гранатами с червленым пламенем и сопровождаемым тремя серебряными о пяти лучах звездами.

Щит увенчан графской короной и тремя графскими шлемами. Два правых шлема коронованы. Нашлемники - средний - чёрный коронованный императорский орел с червлеными глазами, языками и золотыми клювами и когтями, второй - серебряный стоящий единорог с золотыми глазами, рогом и копытами, третий - чёрная лейб-кампанская шапка, украшенная императорским орлом и тремя страусовыми перьями, находящаяся между двух черных орлиных крыльев, на каждом по три серебряных пятиконечных звезды. Наметы среднего и третьего шлемов черные с золотом, второго - червленый с серебром. Щитодержатели: серебряный единорог с золотыми глазами, рогом и копытами и серебряный же гриф с золотыми глазами и языком. Девиз: «ЗА ВЕРНОСТЬ И РЕВНОСТЬ» серебряными буквами на чёрной ленте. Герб графов Шуваловых внесен в Часть 12 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 13.

При внесении герба Шуваловых в Общий гербовник (в 1882 году) не обошлось без перемен в деталях: хвост единорога, в соответствии с общеевропейскими гербовыми традициями, из конского стал львиным, а боковые гренады во главе щита оказались расположены вертикально (а не с наклоном к центру, как в старых лейб-кампанских пожалованиях). Особый соединённый герб по очереди принадлежал сыновьям графа Андрея Павловича Шувалова, Павлу и Михаилу, унаследовавшим майорат, учрежденный их дедом с материнской стороны, светлейшим князем Михаилом Семеновичем Воронцовым . Вместе с майоратом к ним перешли права на титул и герб деда.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга . - СПб. : Тип-я Э. Веймара, 1855. - Т. 2. - С. 148.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Анкваб, Александр Золотинскович
  • Периандр

Смотреть что такое "Шуваловы" в других словарях:

    Шуваловы - старинный дворянский и графский род. По рядным записям и актам видно, что во второй половине XVI века в Костромском уезде был помещик Дмитрий Шувалов. Внук его Андрей Семенович был воеводой (1616), а один из родственников последнего, Данило,… … Биографический словарь

    Шуваловы - дворяне. Первые упоминания о Ш., как помещиках и служилых людях, относятся ко второй половине XVI ст. Димитрий Ш. в 1561 г. владел поместьями у Костромы на реке Сендеге. В течение XVI и XVII ст. Ш. не выделяются из среды служилых людей ни… …

    Шуваловы Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Шуваловы - дворянский, а с 1746 графский род, ведет свою ист. с 16 в., продолжается ныне за рубежом. Из этого рода в 18 нач. 20 в. вышло немало военных, дипломатов, гос. деятелей, меценатов. Первое документ. упоминание о роде Ш. относится к 1561 в связи с… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Шуваловы, дворянский и графский род - старинный дворянский и графский русский род. По рядным записям и актам видно, что во второй половине XVI в. в Костромском уезде был помещик Дмитрий Ш. Внук его Андрей Семенович был воеводой (1616), и один из родственников последнего, Данило,… … Большая биографическая энциклопедия

23 апреля 1844 г. в Вене в Свято-Николаевском Русском православном соборе была венчана 19-летняя Софья Михайловна с 27-летним графом Андреем Павловичем Шуваловым. В качестве приданного дочери граф Михаил Семенович Воронцов выделил ей имения, в которых насчитывалось 6659 душ.

Фото из «лондонского архива». Софья Михайловна Шувалова (Воронцова).

Отец Андрея, граф Павел Андреевич, внук генерал-фельдмаршала Петра Ивановича Шувалова, женился на княжне Варваре Петровне Шаховской, (правнучке известного богача барона Александра Григорьевича Строганова) получившей в наследство уральские заводы. Прожили они вместе 6 лет, в декабре 1823 г. граф умер, оставив двух малолетних сыновей, Андрея и Петра. Официальным их опекуном был назначен близкий друг их отца М.М. Сперанский, он лично следил за образованием своих подопечных. Варвара Петровна, единственная наследница почти 10 тысяч душ крепостных, нескольких заводов и соляных промыслов на Урале, уехала за границу. Дом в Петербурге и все свои огромные владения она оставила на попечение своим опытным родственникам. Княжна провела несколько лет вместе с. сыновьями в Швейцарии на своей вилле на берегу Женевского озера. В 1826 г. Варвара Шувалова вышла замуж за своего сверстника, швейцарского француза графа Адольфа Полье, переехала в Петербург с семьей и поселилась в имении Парголово под Санкт-Петербургом, которое перешло к ней по наследству от первого мужа. Граф Адольф Полье принял русское подданство, его приняли на службу в Министерство финансов, а 6 декабря 1828 г. молодой граф был пожалован в камергеры. Адольф Полье прожил в России немногим более трех лет, получил придворную должность церемониймейстера двора. Именно графу Полье принадлежит инициатива благоустройства Шуваловского парка в Парголово. Однако реализовать до конца задуманные планы Полье не удалось - в марте 1830 г. 35-летний граф скоропостижно скончался от чахотки. Варвара Петровна обратилась к Александру Павловичу Брюллову (брату художника Карла Брюллова) с просьбой соорудить у пруда храм. Через 6 лет Варвара Петровна вышла замуж за неаполитанского посланника князя Бутера-ди-Радали.
В Петербурге ее сыновья Андрей и Петр, как и все молодые люди высшего общества, проводили время на балах, приемах и светских развлечениях. Служить начал граф Андрей в 18-летнем возрасте подпрапорщиком в Грузинском гренадерском полку, в том же году его перевели юнкером в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Причины внезапной отправки Шувалова на Кавказ историками до сих пор не установлены. Высказывается предположение, что виной была дуэль. В составе Нижегородского драгунского полка Андрей Шувалов участвовал в экспедициях против горцев, в ходе одного из сражений был ранен. За проявленный героизм его наградили одной из самых почитаемых воинских наград – Георгиевским крестом, с одновременным производством в первый офицерский чин. Весной 1838 г. после завершения лечения прапорщика Шувалова зачислили в состав лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, где он встретил своих сослуживцев по Нижегородскому драгунскому полку: Михаила Лермонтова, Алексея Столыпина и Николая Жерве. К этой четверке присоединились другие молодые офицеры и образовали «Кружок шестнадцати». Именно в этот период поручик Лермонтов начал работу над повестью «Герой нашего времени».

Литография с рисунка М. М. Зичи. Граф Андрей Павлович Шувалов Эдуард Демезон.

По мнению современников, внешнее сходство Печорина и графа Андрея Шувалова бесспорно. В романе Григорий Печорин: «молодой человек лет двадцати пяти.< > Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными< > он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским». Князь М.Б. Лобанов-Ростовский оставил детальное описание Андрея: «гр. Андрей Павлович Шувалов был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо, казавшееся несколько сонным, но вместе с тем плохо скрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре. При худощавом сложении у него были стальные мускулы и удивительная ловкость на всякого рода физические упражнения: он стрелял из пистолета, фехтовал, делал гимнастику, прыгал в длину и высоту как профессиональный артист, превосходно справлялся с самыми горячими английскими лошадьми. Он очень нравился женщинам, благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким и приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка - с другой».
Михаил Лермонтов за участие в дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 г. был арестован и помещен на гауптвахту. В апреле того же года по решению императора Лермонтова отправили в Тенегинский пехотный полк на Кавказ. Андрей Шувалов был произведен в поручики и направлен для дальнейшего прохождения службы в Варшаву адъютантом генерал фельдмаршала И.Ф. Паскевича. О гибели Лермонтова он узнал в июле 1841 г. в Варшаве.
Его мать Варвара Петровна после смерти третьего мужа в 1841 г. покинула Россию навсегда, а управление своими владениями передала в руки старшего сына Андрея. Он подал прошение об отставке, в марте 1842 г. был уволен высочайшим повелением с военной службы. С 1842 г. поселился в Парголово, в Петербург на встречи с друзьями выезжал лишь изредка. Приглашали его на балы, он оставался завидным богатым женихом, и многие семьи мечтали породниться с кланом Шуваловых.
Фото. Усадьба Шуваловых
С Софьей Михайловной Воронцовой он познакомился на балу в доме Нарышкиных на набережной Фонтанки.
Фото. Дворец Нарышкиных – Шуваловых на набережной Фонтанки, дом 21,

Дмитрий Львович Нарышкин, один из богатейших людей России, давал балы, содержал самый большой в России оркестр роговой музыки. Им были собраны картины известных европейских художников, антикварные изделия со всего света и было создана прекрасная галерея. На балы к Дмитрию Львовичу Нарышкину на Новый год собиралась вся петербургская знать. . 29 апреля 1834 г. во дворце был устроен прием по случаю совершеннолетия наследника престола Александра, приглашено было 1200 гостей, мероприятие обошлось хозяину в 140 тысяч рублей.
Его супруга Мария Антоновна Нарышкина, урожденная княжна Святополк-Четвертинская, фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны, была любовницей императора Александра I. Фактически в течение 15 лет он жил с Марией Антоновной Нарышкиной, которая родила от него четырех девочек, три из которых умерли в младенческом возрасте, а старшая Софья дожила до 16 лет. Младший ее сын Эммануил (с греческого – «дарованный Богом») был рожден от связи Марии Антоновны с князем Гагариным. Официально отцом всех детей Марии Антоновны считался Дмитрий Львович, которого Пушкин возвел в своем дипломе в ранг «председателя достопочтенного Великого Магистра Ордена Всех Рогоносцев»
Рождение Эммануила привело к отставке князя Гагарина и послужило причиной разрыва отношений Нарышкиной с императором, которая сразу с сыном уехала за границу. Они жили во Франции, Швейцарии, Германии и Англии, где Эммануил получил прекрасное воспитание и образование. По возвращении в Петербург, он был определен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где его однокурсниками были Лермонтов и Мартынов.
В 1838 г. по завещанию Дмитрия Львовича Нарышкина дом перешел к сыну Эммануилу, но тот продал его своему кузену и поклоннику матери Льву Александровичу Нарышкину, который приходился по матери двоюродным братом графу М.С. Воронцову. Во Франции он состоял при корпусе графа М.С. Воронцова, и был с ним в приятельских отношениях. В Россию он вернулся уже в звании генерал-лейтенанта, но вскоре вышел в отставку. В 1823 г. Лев Александрович женился на известной красавице графине Ольге Станиславовне Потоцкой, которая после смерти ее матери, графини Софьи Константиновны Потоцкой, получила в наследство Мисхор, а ее сестре Софье досталась Массандра. Венчание 22-летней Ольги с 38-летним Нарышкиным состоялось в марте 1824 г. в Одессе, где молодые и поселились после свадьбы.

Портрет. Ольга Станиславовна Потоцкая. Анри-Франсуа Ризенер.
Участником великосветских обедов и балов в доме графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой или у ее подруги Ольги Нарышкиной, которая была ее соседкой и родственницей, был Ф.Ф. Вигель, приехавший в Одессу по делам службы. Об Ольге Потоцкой он писал: «Красота ее была во всем блеске, но в ней не было ничего девственного, трогательного; я подивился, но не восхитился ею. Она была довольно молчалива, не горда, но и невнимательна с теми, к кому не имела нужды, не столько задумчива, как рассеянна, и в самой первой молодости казалась уже вооруженною большою опытностью. Все было разочтено, и стрелы кокетства берегла она для поражения сильных».
В Мисхоре Нарышкин, известный своим гостеприимством, устраивал блестящие приемы. На них царила его красавица жена. В 1829 г. у Нарышкиных родилась девочка, которую назвали Софьей. Ходили слухи, и они были небеспочвенными, что она дочь соседа, графа Михаила Воронцова. Пушкин в своем дневнике записал 8 апреля 1834 г.: «Я простился с Больховским, который на днях едет в Грузию. Болховской сказывал мне, что Воронцову вымыли голову по письму Котляревского (героя). Он (то есть Б.) очень зло отзывается об одесской жизни, о гр. Воронцове, о его соблазнительной связи с О. Нарышкиной etc. etc. - Хвалит очень графиню Воронцову». Воронцов брал на себя многие расходы по содержанию Мисхора, где жили Нарышкины летом, оплачивал карточные долги Льва Александровича. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди сугубо личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета Алупкинского дворца. Серьезных доказательств, что Софья Львовна была дочерью графа Воронцова, нет, но логика и сведения, косвенно касающиеся этой темы, заставляют нас принять информацию, переданную Пушкину начальником таможенной службы, за достоверную,
В 1826 г у четы Воронцовых родился последний, шестой ребенок – Михаил. В те времена средств предохранения от беременности не было, и единственным средством, позволявшим избежать следующих родов, было прекращение половых контактов. Обычно дети рождались через год – полтора (Наталья Николаевна Гончарова вышла замуж в 18 лет, а когда погиб Пушкин, ей было 24, а у нее было уже четверо детей и один выкидыш). Если женщина не умирала после родов, рождения детей продолжались, пока позволяло ее здоровье, а затем исполнять свои супружеские обязанности она отказывалась. В высшем обществе было принято, что у мужа и жены были отдельные спальни. Нормальный муж, не жилая брать грех на душу, (довольно часто во время родов женщины умирали, как нерожавшие ранее, так рожавшие) соглашался на прекращение контактов, но физиология мужчины продолжала требовать, и появлялись крестьянские девки, артистки, содержанки, фаворитки. Для того времени такая ситуация была обычным явлением, не были исключением и императорские семьи. Нередко мужчины просто теряли головы, влюблялись настолько, что создавали на стороне семьи, рождались дети, которых поднимали, воспитывали так же, как и старших от официальной жены, которая вынуждено терпела. У Александра I и у Александра II были вторые семьи, и официальные жены даже были вынуждены общаться с ними, а Николай I соответствующим образом вознаградил всех матерей своих внебрачных детей и продолжал любить, как он говорил, свою ненаглядную Александру Федоровну. Разводились лишь в редких случаях.
Не исключено, что у Елизаветы Ксаверьевны сложилась такая же ситуация, и рождение Ольгой Станиславовной дочери Воронцова пришлось ей пережить, помня, как вел себя граф после того, как он узнал о ее измене. Лев Александрович Нарышкин, супруг Ольги, был влюблен в свою тетку Марию Антоновну (фаворитку Александра I), и когда она вернулась в Одессу в 1835 г. вместе с мужем Дмитрием Львовичем и сыном Эммануилом, проводил у нее дни и ночи.
Вполне вероятно, что Эммануил, друг Андрея Павловича Шувалова, представил его Софье Михайловне Воронцовой, как ее дальний родственник. Более того, у них было много общего, они долгое время провели за границей, владели несколькими иностранными языками, как и положено, были в курсе последних событий (политических и культурных) в Европе.

Портрет. Петр Павлович Шувалов. Vladimir Ivanovich Hau

Через два года, в феврале 1846 г. состоялась свадьба 27-летнего младшего брата Андрея Павловича, Петра, с 16-летней Софьей Львовной Нарышкиной. Дворец на Фонтанке отец, Лев Александрович Нарышкин, передал во владение дочери, которая стала графиней Шуваловой, в качестве приданного. С тех пор дворец стал называться «Шуваловским». Таким образом, три влиятельных в России семейства: Воронцовых, Шуваловых и Нарышкиных, которые расширялись и развивались, в конце концов, переплелись. При чем, старший Андрей женился на Софье Воронцовой, отцом которой был Пушкин, а младший Петр – на Софье Нарышкиной, отцом которой был граф М.С. Воронцов, и обе внебрачные Софьи стали графинями Шуваловыми.
Софья Львовна вместе с мужем жила зимой в Шуваловском дворце на Фонтанке 21, а летом в имении матери. Во дворце на Фонтанке Софья Львовна родила сына Павла 14 февраля 1847 г (через год после свадьбы), через полтора года - Ольгу, а еще через полтора года - Варвару.

Портрет. Софья Львовна Нарышкина. Петр Федорович Соколов.

После свадьбы в Вене Софья Михайловна переехала в Парголово в имение мужа, которое передала ему в управление его мать. 25 июль 1845 г. в имении она родила девочку, которую назвали в честь матери Елизаветой. Летом 1846 г. семья Софьи Михайловны перебралась в Алупкинский дворец, а 7 ноября у них родился сын, которого назвали в честь дедушки Павлом. На сельскохозяйственной выставке 1846 г., которая проходила в г. Симферополе, лучшими были признаны вина графа Воронцова.
В 1847 г. в западной части гостевого корпуса архитектор В. Гунт оборудовал для графини Софьи Михайловны Шуваловой и ее семьи одноэтажный флигель, в котором Софья постаралась создать домашняя уютную обстановку в отличие от парадных залов дворца. Интерьер комнат украшала мебель из красного дерева, которая была привезена из Англии.

Фото. Гостиная Софьи Шуваловой (Воронцовой).

Фото. Спальня Софьи.

Фото. Спальня Софьи.

Фото. Летняя терраса.

Фото. Летняя терраса.
В феврале 1848 г. указом императора Николая I была объявлена мобилизация русской армии в связи с началом революции во Франции. Отставному поручику Андрею Павловичу Шувалову поступило предложение вернуться на военную службу, на должность одного из адъютантов наследника престола – цесаревича Александра Николаевича, а в мае 1849 г. он был назначен флигель-адъютантом императора Николая I.
28 июля 1848 г. в Алупке у Софьи и Андрея Шуваловых родилась вторая дочь Екатерина, а 7 июля 1850 г. – второй сын Михаил. В 1856 г. Софья Михайловна родила третью дочь Марию.
Графа Андрея Павловича Шувалова командировали по указаниям императора для наблюдения за рекрутскими наборами:
; в 1849 г. - в Пензенской губернии,
; в 1850 г – в Лифляндской губернии,
; в 1852 г. – в Харьковской губернии,
; в 1853 – в Оренбургской губернии.
В 1854 г. был направлен в Ревель для раздачи пособий жителям.
К началу 1860-х годов земля, принадлежавшая теще Софьи Михайловны, княгине Бутеро, насчитывала 1 029 076 десятин. 28 февраля 1863 г. княгиня Варвара Петровна составила предварительный акт о передаче всех своих имений сыновьям. Он начинался словами: «Я оставляю моим сыновьям – графам Андрею и Павлу Шуваловым – все мои имения в России, и с этого времени они могут считать себя их владельцами на следующих условиях». Сама она поселилась в Швейцарии. Андрей Павлович Шувалов, супруг Софьи, стал владельцем Юго-Камского завода, Новоусольских и Ленвенских соляных промыслов и 440 400 десятин земли в верховьях реки Камы и более четырехсот десятин земли по реке Чусовой. В «равный раздел» сыновей был также отдан дом княгини в Париже в предместье Сент-Оноре. Граф Андрей Павлович Шувалов в 1865 г. окончательно оставил государственную службу, на общественных началах исполнял обязанности предводителя дворянства Петербургской губернии. В своих пермских владениях граф ни разу не бывал. А.П. Шувалов «участвовал в подготовке крестьянской реформы, позднее всецело посвятил себя земскому движению и борьбе с местным административным произволом. Его выступления широко обсуждались в прессе, Как умеренный либерал, выступал за независимость земских учреждений». В 1867 г. А.П. Шувалову, возглавлявшему Санкт-Петербургское земское собрание, в действиях которого правительство «усмотрело дух мятежа и своеволия», было предписано выехать за границу. Жил в Париже, в 1869-м возвратился в Россию.

Портрет. Граф Андрей Павлович Шувалов, флигель-адъютант. Эдуард Демезон. Литография с рисунка М. М. Зичи. 1860-е.