Отреагирование. Отреагирование чувств, психотравмирующий опыт и психологическая защита. А. Когнитивные копинг-стратегии

Насколько мы способны осознавать свои реакции?

Наша жизнь переполнена обилием стрессовых факторов, на которые каждый реагирует по-своему. Нередко следствием этого является психоэмоциональное напряжение, которое изменяет качество нашей жизни. Иногда мы даже не осознаем глубину собственных негативных переживаний и свои реакции на них, порою не давая себе элементарной возможности спокойно отреагировать, прожить ситуацию, осознать и психологически комфортно жить дальше.

Отреагирование чувств, или эмоциональное отреагирование – это те действия, которые призваны снизить эмоциональное напряжение, дать внутреннее облегчение за счет частичного или полного освобождения от негативных влияний стресса. Виды и формы эмоционального отреагирования разнообразны. Возможен сброс переполняющих нас эмоций в речи, экспрессии и действиях без проживания и без глубинной проработки проблемы, так называемый выплеск эмоций. Выкрикнуть, проорать свои недовольство и гнев, прорыдать боль, ударить что-то или кого-то, выругаться матом — очень распространенные формы первой поверхностной реакции.

Как мы выплёскиваем свои эмоции?

В отличие от поверхностного выплеска эмоций, более глубокая, внутренняя и интимная, и значит и более эффективная форма отреагирования — это эмоциональное проживание проблемы. Ведь когда мы имели возможность хорошо выговориться, выплакаться и повысить степень своей осознанности, то становится значительно легче. Настоящее же освобождение от эмоционального негатива и его последствий, возможно через проживание, осознание и глубинную проработку той или иной психологической проблемы в сопровождении с тем, кто компетентен в этом вопросе.

Достаточно ли только проработать прошлое?

В практике психологии этот процесс, который клиент обычно проходит вместе с психологом или психотерапевтом, и называется отреагированием чувств или эмоциональным отреагированием. Однако, решение эмоциональных проблем заключается не только в их проживании и в работе с прошлым, но и так же в том, чтобы находить заблуждения, неадекватные верования и установки, ведущие к тем или иным эмоциям, нарабатывать более конструктивные привычки реагирования, освоения форм и методов управления эмоциями и приобретения более адекватных стратегий решения жизненных затруднений, повышающих стрессоустойчивость человека.

Именно этому была посвящена моя работа с представителями школьного сообщества села Каменка с 06 по 09 февраля. Работа включала в себя индивидуальное и групповое взаимодействие с участием педагогов и администрации. Участники занятий имели возможность проанализировать привычные для себя формы эмоционального отреагирования, оценить их эффективность и применить методы более глубокого и осознанного отреагирования собственных чувств.

В рамках повышения стрессоустойчивости, учителя осваивали более конструктивные модели реагирования, формы и методы управления своим эмоциональным состоянием , формируя у себя более адекватные и эффективные стратегии решения тех затруднений, которые возникают в работе педагога с коллегами, учениками и их семьями. Работа проходила в доброжелательной, доверительной атмосфере диалога, открытости и поиска наиболее приемлемых для данного социума вариантов сотрудничества участников образовательного процесса.

Завершилась работа обсуждением, индивидуальной и групповой рефлексией процесса, заполнением анкет обратной связи, отзывами и обменом благодарностями за плодотворное сотрудничество. Хочется надеяться, что использованное для работы время было потрачено не зря, и участниками взаимодействия были извлечены полезные, практичные уроки на перспективу, которые впоследствии принесут хорошие плоды всем членам социума села Каменка, вовлеченных в тему счастливого детства.


Отреагирование Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания (в особо организованных условиях) ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию. (Смотри: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Отреагирование

Процесс проявления переживания вовне, сопровождающийся резко окрашенной эмоцией; эмоциональная разрядка, связанная с травмировавшим событием.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Отреагирование Этимология.

Калька с англ. abreaction.

Категория.

Психоаналитическое понятие.

Специфика.

Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания - в особо организованных условиях - ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОТРЕАГИРОВАНИЕ

(англ. abreaction ) - психоаналитический термин для обозначения процесса эмоционального переживания, как правило, с заметными экспрессивными компонентами (слезы, брань и др.), в результате которого снижается или устраняется внутреннее напряжение (), т. е. наступает состояние внутреннего облегчения, очищения (ср. ). В более узком значении относится к повторному осознанию и эмоциональному переживанию травматических событий из прошлого пациента, воспоминания о которых ранее были вытеснены из его сознания. Син. абреакция, эмоциональная разрядка. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Отреагирование

Термин психоанализа, обозначающий процесс выявления переживания вовне, эмоциональная разрядка, связанная с травмировавшим событием. При этом пациент как бы заново переживает чувства и воспоминания, стараясь преодолеть их негативное воздействие на свою жизнь.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "отреагирование" в других словарях:

    Отреагирование - (от англ. abreaction) психоаналитическое понятие. Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания в особо организованных условиях ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию … Психологический словарь

    ОТРЕАГИРОВАНИЕ - (Acting out; Agieren) психоаналитический термин, суть которого заключается в замене мысли действием в ситуации, когда: 1) отреагируемый импульс никогда не получал словесного выражения; 2) и/или импульс слишком силен, чтобы получить словесную… … Словарь по аналитической психологии

    ОТРЕАГИРОВАНИЕ - En.: Abreaction Во время гипноза у пациентов может происходить отреагирование, то есть бурное проявление эмоций. Вероятность этого процесса выше, если пациент в прошлом пережил травмирующие события. Отреагированию, как правило, способствует… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

    отреагирование - двигательная или речевая активность, уменьшающая или устраняющая психическую напряженность … Большой медицинский словарь

    Отреагирование - Двигательная или речевая деятельность, снимающая психическую напряженность. Термин был предложен J. Breuer и S. Freud (1895) для обозначения процесса, при котором психическая травма и связанный с ней аффект находят выход в словах и действиях,… … Толковый словарь психиатрических терминов

    отреагирование - Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания (в особо организованных условиях) ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию. (См. проигрывание) … Словарь по гештальт-терапии

    Отреагирование (значения) - Отреагирование (Разрядка): Отреагирование, или Абреакция (англ. Abreaction) термины, появившиеся в психоанализе, и обозначающие способ сознательно дать выход избытку сдерживаемых эмоций, «разрядив» таким образом внутреннее напряжение.… … Википедия

    Отреагирование (abreaction) - В психоан. литературе термин «О.» впервые был использован Йозефом Брейером и Зигмундом Фрейдом в их совместном труде «Исследования истерии». Согласно Кларе Томпсон, Фрейд «вызывал О. с помощью свободных ассоциаций как способа отмены результатов… … Психологическая энциклопедия

    АБРЕАКЦИЯ, ОТРЕАГИРОВАНИЕ - Психоаналитический термин, употребляемый для обозначения ослабления или уничтожения тревоги путем повторного переживания первоначального опыта, вызвавшего напряжение. Повторное переживание может быть воображаемым, эмоциональным или реальным. См.… … Толковый словарь по психологии

    АВТОЛОГОКАТАРСИС АТАНАСОВА - Современные общедоступные методы записи звука и изображения стремительно внедряются в психотерапию. До сих пор не оценено их значение для ускорения отреагирования. Атанасов (Атанасов Ат., 1990) использовал магнитофон с целью создания… … Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса , Сандлер Дж.. Авторы прослеживают возникновение и употребление представителями различных психоаналитических школ таких основных терминов, как перенос, контрперенос, сопротивление, отреагирование, инсайт,…

Регуляция эмоций - осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют. Регуляция эмоций предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, т.е. способами, не нарушающими интересы, права и свободы других людей. Регуляция эмоций понимается нами как трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, т.е. способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общения.

Мы не имеем в виду, говоря о регуляции эмоций, контроль их внешней экспрессии, соответствующей общественным стереотипам, накладывающим запрет на открытое эмоциональное выражение, что особенно касается отрицательных эмоций. Мы также категорически против понимания регуляции эмоций как их подавления и вытеснения, а также их устранения без инициации деятельности, направленной на разрешение проблемы.

Использование энергии эмоциональных переживаний для организации конструктивного целенаправленного поведения называется совладающим поведением или копингом. Способность личности преодолевать отрицательные эмоциогенные ситуации, угрожающие воздействия (стрессоры) способствует сохранению эмоционального равновесия (Лазарус, 1970).

Выделяют два типа копинга:
1. Копинг, направленный на изменение внешнего мира или копинг, ориентированный на проблему (интерпсихические формы совладания). Наиболее оптимален, т.к. активные действия снижают воздействие стрессоров на личность.
2. Копинг, направленный на изменение внутреннего мира или ориентированный на эмоции, мысли, намерения (интрапсихические формы совлада-ния). Меняет отношение к проблеме и является действенным, если проблема фактически является не решаемой, т.е. не подлежит контролю и преобразованию со стороны субъекта (Перре, Бауманн, 2002).

Существует также диадический копинг - совладание со стрессом при помощи партнера. Он в равной степени относится и к интрапсихическим и к интерпсихическим формам совладания:
1. Интерпсихическая форма. Партнер оказывает действенную помощь субъекту по решению возникшей у него проблемы, порождающей стрессовые эмоции. Информационная поддержка - совет о том, как справиться с проблемой. Это обсуждение возможных решений проблемы и их сравнительных достоинств. Инструментальная поддержка - материальная помощь или помощь конкретными действиями.

2. Интрапсихическая форма. Копинг имеет характер адресованного партнеру проговаривания стрессогенной ситуации и вызываемых ею негативных эмоций. Эмоциональная поддержка - выражение участия и заинтересованности, которые показывают нам, что мы небезразличны партнерам. Это внимательное, участливое выслушивание рассказа о проблемах. Оценочная поддержка - помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Это попытки прояснения сути проблемы и ее значимости (Абабков, Перре, 2004; Брайт, Джонс, 2003).

Как показали исследования, более эффективным способом совладания с депрессией является социальная поддержка в виде реальной помощи по решению проблемы и ее разрешения. Тем не менее, и эмоциональная поддержка сама по себе не бесполезна. Обнаружено, что индивиды, пережившие травмирующие события, а затем откровенно обсудившие их с друзьями, или хотя бы даже записавшие свою историю на магнитофон, в ближайшие шесть месяцев реже обращались к врачу (Аргайл, 2003).

Мы предлагаем следующую классификацию способов регуляции эмоций:
I. Эмоциональное отреагирование. Интерпсихический, диадический и недиадический копинг. Является самым оптимальным.

Эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общении и др.), после которых субъект переходит к решению проблемы. Эмоция разряжается физически или вербально. Эмоциональное отреагирование ослабляет интенсивность отрицательных эмоций. Эмоциональное отреагирование может происходить в одной из двух форм:
А. Возникновение проблемы, из-за которой не удовлетворяется потребность - возникновение эмоции - немедленное решение проблемы (достижение цели и удовлетворение потребности) = эмоциональное отреагиро-вание в ходе выполнения деятельности - катарсис (разрядка, уничтожение мучительных и неприятных эмоций, их превращение в противоположные). Прямая разрядка эмоционального переживания происходит во время решения проблемы.
Б. Возникновение проблемы, из-за которой не удовлетворяется потребность - возникновение эмоции - эмоциональное отреагирование - катарсис - освобождение мышления от аффективного давления - поиск и нахождение решения задачи - реализация решения и разрешение проблемы - достижение цели и удовлетворение потребности. Эмоциональное отреаги-рование осуществляется косвенными способами, после чего выполняется деятельность и проблема решается.

В любом случае проблема, породившая эмоцию, решается. Способами эмоционального регулирования являются вербализация чувств, осознание эмоций, музыкотерапия, плач и др.

II. Эмоциональная трансформация. Интрапсихический, диадический и недиадический копинг. Внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Является менее оптимальным копингом по сравнению с эмоциональным отреагированием.

Нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме эмоциогенному объекту, но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной, и разрядки эмоционального напряжения не происходит. Осуществляется в ситуациях, когда решение проблемы от субъекта не зависит. Способами эмоционального регулирования являются когнитивные техники.

III. Эмоциональное подавление. Интрапсихический, недиадический копинг. Внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Неоптимальный копинг.

Эмоция не отреагируется, а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Как следствие подавленные эмоции аккумулируются, что угрожает деструктивными формами разрядки, направленными либо на себя (психосоматические заболевания, аддикции), либо на других людей (агрессивные аффекты). Частично энергия, мобилизованная первичной эмоцией, может найти выход в косвенной физической активности - спорте, физическом труде, при этом сама эмоция, порожденная проблемой, не осознается и проблема объективно остается нерешенной, а потребность - неудовлетворенной. Эмоциональное подавление чаще используется, когда субъект может решить проблему, но отказывается от этого, чем когда проблема объективно неразрешима.

Способы эмоционального регулирования отвлекают от решения проблемы, переключают сознание на другую активность, «загоняют» эмоцию «вглубь». К ним можно отнести релаксации, медитации, аутотренинг, употребление психоактивных веществ, использование защитных механизмов и др.

Но в пользу эмоционального подавления существует и положительный аргумент: этот вид регуляции эмоций позволяет улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для последующего изменения установок и решения проблем. Знание о том, что ты можешь хотя бы частично управлять своими чувствами, само по себе способно дать человеку ощущение самоконтроля, которое, в свою очередь, повышает его чувство защищенности и благополучия (Бек и др., 2002).

Существуют способы эмоциональной регуляции промежуточного характера, например, техника взрыва, техника декатастрофизации, юмор. Так, юмор и смех как эмоциональная трансформация - это высмеивание эмоцио-генного события, поиск в нем смешного, веселого, доведение его до нелепости и абсурда. Юмор и смех как эмоциональное подавление - отвлечение внимания на что-нибудь смешное, что по своему содержанию не имеет никакого отношения к эмоциогенному событию, никак с ним не связано. Например, анекдоты, юмористические ТВ-передачи, смешные рассказы и др. Поэтому для простоты понимания мы разделили способы регуляции эмоций всего на три группы без учета переходных форм, что следует учитывать при последующем изложении материала.

В соответствии с вышеназванной классификацией назовем существующие способы регуляции эмоций.

Эти механизмы действуют взаимозависимо: они могут производить общие эффекты или же эффекты одних модифицируются другими. Полного согласия по вопросу об их соотносительной важности не до­стигнуто.

Можно выделить основные фазы развития группы :

1. Фаза образования - характеризуется высоким уровнем тревожности участников, их зажатостью; участники демонстрируют «правильное» поведение, ищут одобрения у ведущего группы.

2. Фаза псевдосплоченности (псевдоискренности) - участники демонстрируют большое желание быть включенными в группу, дают друг другу большое количество советов относительно их проблем; происходит распределение групповых ролей, возникает рост эмоциональной напряженности, появляется скептицизм к происходящему в группе.

3. Фаза конфликта (кризис группового развития) - нарастание скептицизма и недовольства, поиск «козла отпущения», возможно эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, перераспределение групповых ролей и уточнение норм, демонстрация участниками различных сторон личности, окончательное утверждение норм и ролей, начало рефлексивных процессов.

Кризис группового развития вызывается, с од­ной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протес­том против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, пересмотреть свое самоотношение и свои поведенчес­кие паттерны, т.е. противоречием между Я-действующим и Я-отраженным, а с другой стороны - вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими (особенно отчетливо это проявляется тогда, когда приходится работать с членами одного коллектива, знающими друг друга давно, но с одной, привычной стороны).

4. Фаза рабочего альянса – стадия интенсивной терапевтической работы аутентичности и эмпатии, когда участники «притерлись» друг к другу и ведущему. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремле­нию понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубо­кой и содержательной, часто звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми и сердечными. При выпол­нении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмо­ционально поддержать. Активно применяются (на игровых моделях) новые способы взаимодейст­вия, поведения, решения проблем. На этой стадии с особенным вниманием изучаются и апробируются участниками способы са­мопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.

5. Фаза регресса – характеризуется определенной усталостью участников, снижением эмоционального и интеллектуального напряжения.

6. Фаза распада группы – выход из ситуации «здесь и теперь», завершение групповой работы.

§ 5. Личность ведущего тренинговой группы

Роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он получает деньги за выполнение своих профессиональных обязанностей.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, про­водящего тренинг: ведущий, руководитель, директор груп­пы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к ка­кому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, ре­шение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.

По мнению большинства специалистов, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуе­мый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга.

Как отмечал И.Ялом (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях: технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим, процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе дви­гаться в нужном направлении); и эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образ­ца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

С.Кратохвил выделяет пять основных ролей ведущего группы: активный руководитель (инструктор, режиссер, инициатор и опекун); аналитик (характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью); комментатор; посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его); член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами) (И.Вачков, 2001, с. 78).

Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в груп­пе, с одной стороны - тесно связан с ролями, в которых он выступает, а с другой - с его личностными особенностями. Руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность:

1) когда задача группы жестко структурирована;

2) когда члены группы испытывают сильный стресс;

3) когда ди­намика группы настолько неясна для участников, что они не мо­гут точно и полно осознать, что происходит (К.Рудестам, 1993).

Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного «ослабления вожжей» и передачи функций управления самой группе.

Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, - попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского направления руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанно­го развития отношений в группе.

Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкрет­ными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект воз­никает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, необходимо, чтобы ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условийразвития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важ­ных личностных черт ведущих (С.Кратохвил, К.Роджерс, И.Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для ведущего тренинговой группы:

    концентрация на клиенте, желание и способность ему по­мочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суж­дениям, гибкость и терпимость;

    эмпатийность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопреде­ленности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекват­ная самооценка, осознание собственных конфликтных об­ластей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

По поводу высокого уровня профессионализма ведущего тренинговой группы нам представляется необходимым привести слова И.В. Вачкова: «ведущий должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, состава группы, особенностей отдельных участников, стадии группового процесса, последних политических новостей, направления ветра …). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество – это просто-напросто его профессиональная обязанность. Следовательно, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые» (И.Вачков, 2001, с. 101).

Такой уровень профессионализма достигается только при условии, что ведущий очень хорошо понимает смысл используемых методик, прочувствовал и пережил каждую из них. Проживая упражнение вместе с группой ведущий каждый раз приобретает новый опыт. Можно много раз использовать одно и то же упражнение в различных группах, и каждый раз обнаруживать в нем новые смыслы. Происходит некий инсайт и ведущий понимает, что используемый им прием дает не планируемый, а еще более значительный эффект.

Но необходимым условиям для этого является осознание и отработка данных приемов на практике, возможность увидеть, как они действуют именно в ваших руках; и еще – руководство основным принципом: НЕ НАВРЕДИ!