Ошеломленная она неотрывно смотрела на него. Обособленные определения. Дубова М., Чернова Л. Учимся анализировать обособленные определения
Обособленные определения
Выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения, выступающие в функции определения. Обособленные определения бывают: а) согласованные и б) несогласованные. А. Обособление согласованных определений зависит от степени их распространенности, места, занимаемого по отношению к определяемому существительному, морфологической природы определяемого слова. Обособляются: 1) распространенное определение, выраженное причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящее после определяемого существительного. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра
(Л. Толстой). Мать протолкалась вперед и смотрела на сына снизу вверх, полная гордости
(Горький). Не обособляются определения этого типа, если определяемое существительное само по себе в данном предложении лексически не выражает нужного понятия и нуждается в определении. Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный
(Тургенев) (сочетание приняла вид не имеет законченного смысла); 2) два нераспространенных определения, стоящие после определяемого существительного (обычно если атому существительному предшествует еще одно определение). А театр осаждало людское море, буйное, напористое
(Н. Островский). Потом пришла весна, яркая, солнечная
(Горький). Но; Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой
(Лермонтов) (при отсутствии препозитивного определения обособление не обязательно); 3) одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (указывает на состояние, причину и т. д.). Алеша, задумчивый, направился к отцу
(Достоевский). Люди же, изумленные, стали как камни
(Горький); 4) определение, оторванное от определяемого существительного другими членами предложения, что усиливает его полупредикативную роль. Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась
(Горький).
И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота
(Шолохов); 5) определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, если, помимо атрибутивного значения, имеет также обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.). Увлеченная книгой, Тоня не заметила, как кто-то перелез через гранитный выступ
(Н. Островский). Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина
(Горький); 6) определение, относящееся к личному местоимению, вследствие их синтаксической несочетаемости, не позволяющей образовать словосочетание. Необыкновенно тощий, он страшно много ел
(Фадеев). Не хотелось ей, бедной, постригаться
(Солоухин). Б. Обособление несогласованных определений связано со степенью их распространенности (объемом обособляемой группы), морфологическим их выражением, лексическим значением определяемого слова, синтаксическими условиями контекста. 1) Обособляются определения в форме косвенных падежей существительных (обычно с предлогами), если они содержат добавочное сообщение и выражают полупредикативные отношения. Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора.
(Чехов). Жасминовый куст, весь в белом цвету, мокрый от росы, был у самого окна
(Горький). Чаще всего обособляются несогласованные определения, выраженные предложно-падежной формой; а) при собственном имени, так как оно, являясь носителем индивидуального названия, само по себе, как правило, достаточно конкретно обозначает лицо или предмет, поэтому указание на признак имеет в этом случае характер добавочного сообщения. Афанасий Лукич, без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди всех
(Тургенев). Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около котла
(Чехов); б) при личных местоимениях, которые, имея весьма общее значение, в условиях контекста конкретизируются. Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого
(Л. Толстой); в) при названиях лиц по степени родства, профессии, должности и т. п., так как благодаря известной определенности таких существительных определение служит целям добавочного сообщения. Папаша, в жилетке и с засученными манжетами, водрузил руки на толстый том иллюстрированного журнала
(Федин). Сотский, со здоровой палкой в руке, стоял сзади него
(Горький); г) при сочетании в качестве однородных членов с обособленными согласованными определениями. Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой
(Тургенев) (ср.
необособление несогласованного определения при отсутствии предшествующего согласованного определения: Я увидел мужика с длинной бородой). 2) Обычно обособляются распространенные несогласованные постпозитивные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда
(Тургенев). Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок
(А. Н. Толстой).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое "обособленные определения" в других словарях:
Обособленные определения
Обособленные определения - 1. Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в с середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого… … Справочник по правописанию и стилистике
Обособленные приложения Справочник по правописанию и стилистике
Обособленные приложения - 1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) … Справочник по правописанию и стилистике
обособленные члены - Слова или группы слов, вычлененные в составе предложения в ритмико интонационном или смысловом аспекте, имеющие ослабленную синтаксическую связь с другими членами, выражающие добавочное сообщение по поводу одного из слов или всего предложения.… …
обособление определения - Один из продуктивных приемов осложнения простого предложения. Признак, выражаемый О.о., актуализируется, содержание О.о. приобретает характер дополнительного микровысказывания о предмете, обозначенном определяемым существительным. В соответствии… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
обособление определения - Один из продуктивных приемов осложнения простого предложения. Признак, выражаемый О.о., актуализируется, содержание О.о. приобретает характер дополнительного микровысказывания о предмете, обозначенном определяемым существительным. В… … Синтаксис: Словарь-справочник
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Русский язык 8 класс ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ учитель русского языка МБОУ «Макарьевская ООШ» Ольга Валентиновна Тукмачева
Цель урока: Объяснить лингвистическую сущность обособления. Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания при обособленных определениях и приложениях.
Научить видеть в предложении определения и приложения. Научить различать определения и приложения. Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с определениями и приложениями.
Задание на повторение Определите типы подчинительной связи в словосочетаниях Его учебник, прибыть вовремя, увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга из библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь
Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Что такое определение? Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Чем чаще всего бывает выражено определение? Прилагательным и причастием.
ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, СОГЛАСУЮЩИМСЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ В ПАДЕЖЕ.
ОБОСОБЛЕНИЕ Обособление - смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.
Уточняют высказываемую мысль; - конкретизируют описание действия; дают более углубленную характеристику лицу или предмету; - вносят в предложение экспрессивную окраску. Обособленные члены:
ОБОСОБЛЯЮТСЯ 1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова: Паутинка, зацепившаяся за ветку, блестит на солнце. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала землю.
ОБОСОБЛЯЮТСЯ 2. Если относятся к личному местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все. 3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались. Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе.
ОБОСОБЛЯЮТСЯ 4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК. Отец, как человек осторожный, пока молчал.
НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ Если тесно связаны с определяемым словом: Это привело к результатам печальным и непоправимым. 2 . Если входят в состав сказуемого: Он пришел грустный и усталый.
НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ 3 . При ИНВЕРСИИ в поэтической речи: Лесом частым и дремучим ехал всадник. 4. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении В КАЧЕСТВЕ: Его знали как хорошего учителя.
ДЕФИС ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ 1. Приложение и определяемое слово выражено нарицательными существительными: Гора-великан возвышалась до неба. 2. Определяемое слово выражено именем собственным и стоит перед одиночным нарицательным существительным: Над Волгой-рекой слышна песня.
1 .Дорога вошла в лес, мертвый и холодный от луны и росы. 2. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. 3. Худой и высокий, он чем-то напоминал мне горестный образ Дон-Кихота. 4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. 5. Бим был собакой доверчивой и честной. 6. Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькою. 7. Лакеи, временно находящиеся без места, от этого не становятся свободными людьми. 8. В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий день.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1.Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина. 2. Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности. 3. Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит. 4. Усталый и побледневший, месяц все еще висел на огромном небе.
Спасибо за внимание До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством...
Тестовая работа по теме «Обособление определений и приложений» по изученному разделу в 8 классе. Предлагается два варианта. ...
Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса Цель педагогической деятельности на уроке: 1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным п...
Если определение служит для выражения добавочного обстоятельственного, уточняющего, присоединительного, пояснительного значения (может быть приравнено по значению к придаточному предложению): Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина. Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности.
Слайд 6 из презентации «Определение в предложении» . Размер архива с презентацией 78 КБ.Русский язык 8 класс
краткое содержание других презентаций«Определенно-личное предложение» - Дивишься драгоценности нашего языка… Прочитайте определение. Не забуду твоей т.ржестве ной красы… Люблю грозу в начале мая… На фоне Пушкина снимает()ся с.мейство. Прощай свободная стихия! Мой друг Отчизне посв.тим души пр красные порывы. Я знаю весёлые сказки таинственных стран. Вы бывали в горных ущельях? Ты любишь смотреть на бегущие волны? Подведение итогов урока. Найдите главные члены предложения.
«Составное глагольное сказуемое» - Воспитание гражданственности учащихся. Самостоятельное выполнение упражнения. Закрепление материала. На доске два предложения: Составление таблицы по параграфу учебника. Ход урока. Учитель: Киселева М.Н., МОУ СОШ №10 г. Щелково. Научить стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые. Развивать внимание и память, коммуникативные умения, логическое и алгоритмическое мышление. Решение проблемы (продолжение).
«География русского языка» - Южнославянские. Условные знаки. Северо-запад. 4. Русский – около 200 млн. чел. Литовский язык. Другие: бенгальский, португальский, японский… X – xivвв. Западно- славянские. Сибирь. Восточно-ностратические языки. Русский Испанский Хинди. Словацкий. Языки народов, населяющих нашу страну. Среднерусские говоры. Немецкий язык. Картвельский язык. Словенский. Южное наречие. Испанский – около 300 млн. чел.
«Обращение 8 класс» - Сестра! Мадам! Обращение к незнакомым людям. Парнишка! «Шкатулка мудрости». Дети! Приятель! Чогось подібного, принаймні в наших селах, колись не чули. Граждане! Милая! Бренгач Людмила Александровна Запорожская ОШ № 109. Молодые люди! Бабушка! Что же ты моя старушка в моей пустынной приумолкла у окна? Женщина! Дорогая! Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Всем: -простите.. -извините.. -Скажите, пожалуйста -будьте добры -будьте любезны. Коллеги! Землячка!
«Словообразование в русском языке» - Цель исследования: Автор: Гульманова Анна, обучающаяся 8 класса МБОУ «Черемичкинская ООШ». 4. Предмет исследования: словообразовательный уровень современного русского языка. Объект исследования: речь воспитанников дошкольной группы и учащихся Черемичкинской школы. Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, экспериментальный и описательный методы. 1. 2.