Олимпиадные задания по предмету "окружающий мир"

Олимпиадные задания

по предмету «Человек и мир» для учащихся 3-х классов


  1. О чем идет речь в загадке?
На ноге стоит одной,

крутит, вертит головой

и показывает страны,

реки, горы, океаны.


  1. Прочитайте две загадки. В какой из них говорится о горизонте, а в какой о линии горизонта? В чем разница между горизонтом и линией горизонта?

  1. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.

  2. Виден край, да не дойдешь.

  1. Найдите в каждой строчке лишнее слово. Объясните свой выбор.
а) каменная соль , калийная соль, гора, гранит

б) бетон, песок, цемент, стекло

в) каменная соль, песок, глина, гранит

г) нефть, каменный уголь, природный газ, минеральная вода.

4. Расхвасталось дерево своим осенним нарядом:

Красивее моей одежды не придумаешь: тут и красное, и зелёное, и розовое, и оранжевое, и жёлтое. У иного листа что ни уголок , то другой цвет.

А я считаю, что такой пёстрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало соседнее дерево. – Самый скромный и самый красивый цвет – зелёный. Я этому цвету никогда не изменю. Так и опадут мои листья зелёными. И уголки-то у тебя на листьях – лишнее. Гораздо лучше мелкие зубчики, как у меня.

Угадайте, какие деревья вели этот разговор.

5. Определите, о каких животных леса идет речь в высказываниях:

а) У него следы похожи на человеческие. (____________________)

б) Её называют «пернатой кошкой». (______________________)

в) Это второе по величине (после зубра) животное Беларуси. (___________)

4) огородить растение, периодически наблюдать за ним до плодоношения, после чего собрать семена и рассеять их поблизости.

7. В магазин привезли овсяные хлопья «Геркулес», пшено, гречневую, манную, перловую и ячневую крупы. Из семян каких растений их получили?

«Геркулес» - ………………………

Пшено - ……………………………

Гречневая крупа - ……………………

Манная крупа - ……………………….

Перловая крупа - ……………………..

Ячневая крупа - ………………………….

8. Подчеркните

1) названия животных луга:

Бабочка, лось, глухарь, дикий кабан, кузнечик

2)названия животных водоёмов:

Шмель, мышь, рыбы, стрекоза, лягушка, бобр

3)названия животных болот:

Муравей, уж, глухарь, цапля

4) названия животных поля:

Дятел, мышь, плавунец, медведь, куропатка, жаворонок.

9. Допишите предложения. Соедините ответы стрелками:


Выключай электрический свет там ,

где им не пользуются



чтобы из дома не уходило тепло

Закрывает входные двери

в холодную погоду



потому что солнечный свет не вызывает загрязнения

Не тратить горячую воду больше ,

чем тебе нужно



потому что электричество для освещения получают при сжигании нефти

Суши мокрое бельё на веревке

потому что для охлаждения воздуха используют много электричества

Не оставляй дверцу

потому что для нагрева воды расходуется много электричества

Алімпіядныя заданні

па прадмеце "Чалавек і свет" для вучняў 3-х класаў
1. Аб чым ідзе размова ў загадцы?

На назе стаіць адной,

круціць, круціць галавой

і паказвае краіны,

рэкі, горы, акіяны.

2. Прачытайце дзве загадкі. У якой з іх гаворыцца аб гарызонце, а ў якой аб лініі гарызонту? У чым розніца паміж гарызонтам і лініяй гарызонту?

2) падрабязна апісаць расліну, сфатаграфаваць яе і пакінуць на месцы;

3) выкапаць расліну і перанесці яе на прышкольны навучальна-даследчы ўчастак;

4) абгарадзіць расліну, перыядычна назіраць за ёй да пладанашэння, пасля чаго сабраць насенне і рассеяць побач.

7. У краму прывезлі аўсяныя шматкі (хлопья) "Геркулес", проса, грачаную, манную, пярловую і ячную крупы. З насення якіх раслін іх атрымалі?

"Геркулес" - ………………………

Проса - ……………………………

Грачаныя крупы - ……………………

Манныя крупы - ……………………….

Пярловыя крупы - ……………………..

Ячныя крупы - ………………………….

1) назвы жывёлін лугу:

Матылёк, лось, глушэц(глухарь), дзік, конік(кузнечик)

2)назвы жывёлін вадаёмаў:

Чмель, мыш, рыбы, страказа, жаба, бабёр

3)назвы жывёлін балотаў:

Мурашка, уж, глушэц, чапля

4) назвы жывёлін поля:

Дзяцел, мыш, плавунец, мядзведзь, курапатка, жаўрук.

9. Дапішыце прапановы. Злучыце адказы стрэлкамі.


Выключай электрычнае святло там,

каб з хаты не сыходзіла цяпло

Зачыняйце ўваходныя дзверы

у халоднае надвор"е



таму што сонечнае святло не выклікае забруджванні

Не марнаваць гарачую ваду больш,

чым табе трэба



таму што электрычнасць для асвятлення атрымоўваюць пры спальванні нафты

Сушы мокрую бялізну

на вяроўцы



таму што для астуджэння паветра выкарыстаюць шмат электрычнасці

Не пакідай дзверцы

халадзільніка адчыненай



таму што для нагрэву вады расходваецца шмат электрычнасці

Алімпіядныя заданні

па прадмеце "Чалавек і свет" для вучняў 4-х класаў


  1. Дапоўні сказ:
У адрозненні ад сёняшніх дзён, калі шасейныя дарогі і чыгункі з’яўляюцца галоўнымі шляхамі зносін , у далёкім мінулым гэту ролю адыгрывалі _________________ .

  1. Растаў часткі плана падання пра возера Свіцязь у пэўным парадку.
…. Незвычайны ўлоў ….. Прыгажуня знікла.

…. Людскі плач.…. Расказ дзяўчыны


  1. Дапоўні сказ:
Каб мець дакладнае уяўленне аб той ці іншай гістарычнай падзеі, нам спатрэбіцца ____________________.


  1. Кожная карта мае сваю назву, якая адлюстроўвае пэўныя гістарычныя падзеі ў вызначаны час.

  2. Назвы краін і гарадоў адпавядаюць таму часу, які адлюстраваны на карце.

  3. Замест умоўных абазначэнняў на карце ўжываюцца малюнкі.

  4. Колеры на карце выкарыстоўваюцца для абазначэння тэрыторый розных дзяржаў.

  1. Адзнач знакм “+” праўдзівыя выказванні.

  1. Любую гістарычную падзею можна паказаць з дапамогай стужкі часу.

  2. Пачатак нашай эры.

  3. Першыя вядомыя стаянкі найстаражытнейшых жыхароў з’явіліся на тэрыторыі нашай краіны каля 24 тысячагоддзяў да нашай эры.

  1. Закончы сказы.
Дужага і высокага чалавека называлі _________________.

Пагоркі з ўямлі і пяску, што насыпалі над нябожчыкам называлі __________________.


  1. Закончы сказы.
Аб жыцці продкаў у старажытныя часы нам паведамляюць пісьмовыя крыніцы ______________ .

Самым старажытным летапісам усходніх славян з’яўляецца _____________________________ .


  1. За якія заслугі царква абвясціла князя Уладзіміра святым? Адзнач знакам “+” правільны адказ.

  1. Стаў вялікім кіеўскім князем.

  2. Прыняў хрысціянства і пачаў хрышчэнне ва ўсіх гарадах.

  3. Падараваў Рагнедзе жыццё.

  1. Вызнач паслядоўнасць і абазнач лічбамі палзеі жыцця беларускай князёўны Рагнеды.
….. Уладзімір забіў бацькоў і братоў Регнеды, прымусіў яе стаць яго жонкай.

….. Да Рагнеды сваталіся кіеўскі князь Яраполк і наўгародскі князь Уладзімір.

….. Пасля замужжа Рагнеда назвалася Гарыслава і нарадзіла пяцёра дзяцей.

….. Старэйшы сын Ізяслаў ратуе маці ад смерці і адпраўляецца з ёй у крэпасць пад Мінскам.

….. Рагнеда адважылася забіць Уладзіміра.

….. Рагнеда стала манашкай і атрымала імя Анастасія.


  1. Прачытай тэкст і выканай заданні.
І сустрэліся праціўнікі на Нямізе месяца сакавіка ў трэці дзень, быў снег вялікі, і пайшлі вадзін на аднаго. І была лютая сеча , і многія паляглі ў ёй, і перамаглі Ізяслаў, Святаслаў і Усеслаў(кіеўскі князі), Усяслаў (полаці князь) жа ўцёк.

  1. Якая гістарычная падзея апісваецца ў тэксце?___________________________________

  2. Войскі якіх княстваў прымалі ўдзел у бітве? ____________________________________

  1. Запішыце:

  1. Назву горада, месца ўзнікненне якога звязваюць з імем легендарнага млынара.- ___________

  2. Назву горада, у якім быў пабудаваны замак па загаду князя Вітаўта. - ___________________

  3. Назву горада, дзе нарадзіўся Францыск Скарына. - __________________________

  4. Назву горада, каля якога ў першыя дні вайны мужна змагаліся з ворагам паграчнікі. ________________

  1. Чаму прыняцце хрысціянства садзейнічала развіццю культуры?


Мясникова Ольга Васильевна

Олимпиадные задания по предмету «Окружающий мир» для учащихся 4 классов.
1.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений:
Глина, торф, гранит, уголь.
2.Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?
Глиняная кружка
Стальной нож
Льняное платье
Кирпичный дом

3. Вычеркни лишнее название.
Венера, Марс, Земля, Солнце.
Россия, Франция, Октябрьск, Китай.
Дон, Енисей, Байкал, Лена.

4.Выбери верные высказывания об организме человека:
1.В непроветренном помещении мозг человека будет работать хуже.(+)
2.Самый большой орган взрослого человека имеет площадь более одного метра.(+)
3.В организме здорового, физически развитого человека не должно быть жира - от него нужно избавляться с помощью диеты и спорта.(-)
4.Зрачок взрослого человека весит один грамм. (-)
5. Какие из перечисленных ниже имён пропущены в кратких рассказах об исторических деятелях России:
Петр первый высоко оценивал роль образования. Он считал, что во всяком деле нужно разбираться досконально. Например, он не только знал, как устроены корабли, но и сам мог обрабатывать дерево, сколачивать доски и выполнять другие «нецарские работы» при постройке корабля.
Иван Грозный много сделал для расширения территории России и защиты её границ, был образованным и эрудированным человеком, но с детства отличался хулиганским нравом и остался в истории как один из жестоких правителей.
Князь Дмитрий Иванович был прозван Донским за победу в Куликовской битве, одержанную над войсками Золотой Орды под предводительством Мамая.
На Красной площади Москвы стоит памятник Кузьме …Минину и князю Дмитрию Пожарскому, которые в тяжёлое для России время организовали и возглавили народную борьбу против польских захватчиков.
Иван, Борис, Петр, Дмитрий, Кузьма, Александр.
6.Продолжи список.
Ботаника, зоология, анатомия, …………………………………….
Что это? Естественные науки.
7.Почему:
у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину, (В зависимости от сытости. Чем упитанней верблюд, тем выше горб)
собака в жару высовывает язык, (У собаки на теле нет потовых желез, поэтому она высовывает язык для своего охлаждения)
кошки всё время умываются, а собаки нет? (Так она избавляется от собственного запаха. Для охоты (кошка подкрадывается) очень важно остаться незамеченной. Собака берёт добычу гоном, им не нужно умываться)

8.Реши экологические задачи.
1. Вспомни, как выглядит перекидной настольный календарь. По такому же принципу выпущено печатное издание, но в отличие от календаря листы в нём меняют свой порядок. Что это за издание и почему возможна перестановка листов? (По принципу перекидного календаря выпущена Международная Красная книга. На каждом листе этой книги собраны сведения об одном животном. В зависимости от численности и степени угрозы его существованию животных относятся к различным категориям. Если численность животных сократилась или была восстановлена, то лист может быть перенесён в другую категорию.)
2. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему? (Вода нужна стрекозе, т.к ее личинки могут развиваться только в водной среде.)
3. В книге С.Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится курьёзный случай: «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
-Это хвойный лес?
-Хвойный.
-А где хвоя?
-Отпала.
-По чьей вине?
-природы.
-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.
Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? Нет. Лиственница - хвойное дерево.
9.Составь памятку о том, как надо себя вести, чтобы не покусала чужая собака.
10.Представьте, что вы корреспондент детского журнала. Напишите заметку на тему «Влияние людей на водоёмы».
Полный текст материала Олимпиадные задания по окружающему миру. 4класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Олимпиадные задания по предмету «Окружающий мир» для учащихся 4 классов.
1.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений:
Глина, торф, гранит, уголь.
2.Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?
Глиняная кружка
Стальной нож
Льняное платье
Кирпичный дом

3. Вычеркни лишнее название.


Венера, Марс, Земля, Солнце.
Россия, Франция, Октябрьск, Китай.
Дон, Енисей, Байкал, Лена.

4.Выбери верные высказывания об организме человека:


1.В непроветренном помещении мозг человека будет работать хуже.(+)
2.Самый большой орган взрослого человека имеет площадь более одного метра.(+)
3.В организме здорового, физически развитого человека не должно быть жира - от него нужно избавляться с помощью диеты и спорта.(-)
4.Зрачок взрослого человека весит один грамм. (-)
5. Какие из перечисленных ниже имён пропущены в кратких рассказах об исторических деятелях России:
Петр первый высоко оценивал роль образования. Он считал, что во всяком деле нужно разбираться досконально. Например, он не только знал, как устроены корабли, но и сам мог обрабатывать дерево, сколачивать доски и выполнять другие «нецарские работы» при постройке корабля.
Иван Грозный много сделал для расширения территории России и защиты её границ, был образованным и эрудированным человеком, но с детства отличался хулиганским нравом и остался в истории как один из жестоких правителей.
Князь Дмитрий Иванович был прозван Донским за победу в Куликовской битве, одержанную над войсками Золотой Орды под предводительством Мамая.
На Красной площади Москвы стоит памятник Кузьме …Минину и князю Дмитрию Пожарскому, которые в тяжёлое для России время организовали и возглавили народную борьбу против польских захватчиков.
Иван, Борис, Петр, Дмитрий, Кузьма, Александр.
6.Продолжи список.
Ботаника, зоология, анатомия, …………………………………….
Что это? Естественные науки.
7.Почему:
у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину, (В зависимости от сытости. Чем упитанней верблюд, тем выше горб)
собака в жару высовывает язык, (У собаки на теле нет потовых желез, поэтому она высовывает язык для своего охлаждения)
кошки всё время умываются, а собаки нет? (Так она избавляется от собственного запаха. Для охоты (кошка подкрадывается) очень важно остаться незамеченной. Собака берёт добычу гоном, им не нужно умываться)

8.Реши экологические задачи.


1. Вспомни, как выглядит перекидной настольный календарь. По такому же принципу выпущено печатное издание, но в отличие от календаря листы в нём меняют свой порядок. Что это за издание и почему возможна перестановка листов? (По принципу перекидного календаря выпущена Международная Красная книга. На каждом листе этой книги собраны сведения об одном животном. В зависимости от численности и степени угрозы его существованию животных относятся к различным категориям. Если численность животных сократилась или была восстановлена, то лист может быть перенесён в другую категорию.)
2. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему? (Вода нужна стрекозе, т.к ее личинки могут развиваться только в водной среде.)
3. В книге С.Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится курьёзный случай: «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
-Это хвойный лес?
-Хвойный.
-А где хвоя?
-Отпала.
-По чьей вине?
-природы.
-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.
Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? Нет. Лиственница - хвойное дерево.
9.Составь памятку о том, как надо себя вести, чтобы не покусала чужая собака.
10.Представьте, что вы корреспондент детского журнала. Напишите заметку на тему «Влияние людей на водоёмы». Олимпиада по предмету «Человек и мир», 3 класс, 2010-2011 уч.г. (школьный тур)
1.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений:
Глина, торф, гранит, уголь.

2.Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?
Глиняная кружка
Стальной нож
Льняное платье
Кирпичный дом

3. Вычеркни лишнее название.
Венера, Марс, Земля, Солнце.
Беларусь, Франция, Витебск, Китай.
Нёман, Волга, Нарочь, Буг.

4.Выбери верные высказывания об организме человека:
1.В непроветренном помещении мозг человека будет работать хуже.
2.Самый большой орган взрослого человека имеет площадь более одного метра.
3.В организме здорового, физически развитого человека не должно быть жира - от него нужно избавляться с помощью диеты и спорта.
4.Зрачок взрослого человека весит один грамм.

5.Почему:
у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину;
собака в жару высовывает язык;
кошки всё время умываются, а собаки нет?

6.Реши экологические задачи.
1. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему?
2. В книге С.Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится такой случай: «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал проверяющий. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
-Это хвойный лес?
-Хвойный.
-А где хвоя?
-Опала.
-По чьей вине?
-Природы.
-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.»
Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? Почему?

7.Составь памятку о том, как надо себя вести, чтобы не покусала чужая собака.

8. Представьте, что вы корреспондент детского журнала. Напишите заметку на тему «Влияние людей на водоёмы».

9. В перечне предложенных сравнений, в которых люди ссылаются на особенности животных, только одно правильное. Какое именно?

Трусливый, как заяц; умный, как змея; у кошки девять жизней; неуклюжий, как медведь; нюх, как у собаки.

^ Олимпиада по предмету «Человек и мир», 2 класс, 2010-2011 уч.г. (школьный тур)


  1. Выбери правильный ответ.
Всё, что нас окружает и не сделано руками человека – это … .

(живая природа, природа, неживая природа).


  1. Запиши перечисленные ниже объекты в три столбика:
Предметы труда человека Неживая природа Живая природа

(Самолёт, дерево, василёк, солнце, ручей, карандаш, облако, грибы, дом, машина, соловей, камень)


  1. «Прополи» текст. Вычеркни из каждой группы букв названия сорных растений. Из оставшихся букв получится пословица. Запиши её.
^ СОСООРНТЯК БЕЛЕБЗЕДА ХВЛЬЮНЕБОАК ОПСТЫРАВИТЕЙ

  1. Подчеркни лишнее слово в каждом ряду
А) Липа, дуб, ель, тополь.

Б) Сосна, ель, пихта, лиственница.

В) Смородина, сирень, ива, малина.

Г) Корень, стебель, лист, василёк.
5 . Составь из букв как можно больше названий деревьев (каждую букву использовать только один раз)

о, т, л, е, р, с, я, и, п, б, ё, н, а, ь


  1. Морж, касатка, тюлень – жители холодных морей. Что помогает им не замёрзнуть в холодной воде?

  1. В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назови их.

  1. Чем питаются зимой жабы?

  1. Из букв каждой строчки составьте названия птиц
СОР – Р + КОРА РОВ + НОРА - Р

ДОЗОР + КОД – ОКО КАРТИНА – КРАН + С


  1. Комнатные растения считают друзьями здоровья. Почему?
Когда комнатные растения становятся вредными для здоровья человека?

2015-2016 учебный год .

1 класс. Окружающий мир

    Прочитай текст. Выполни задания.

Холодно становится, холодно! Наступает _____________ .

Исчезли мухи, осы, перестали из ульев вылетать пчёлы. Ушли в свои подземные убежища хлопотливые муравьи.

Рыбы, как птицы перед отлётом, собираются в стаи. Но путь рыбьих стай не на юг, а в глубину. Рыба прячется от холода в глубоких подводных ямах. Лягушки зарываются в ил на дне водоёмов. Ужи прячутся в норках зверьков, под корнями.

Мороз невелик, а зевать не велит. Как грянет – разом землю и воду скуёт льдом. Где тогда еду себе достанешь? Куда спрячешься?

1 задание. Впиши в текст название времени года, о котором идёт речь.

Соедини стрелками названия времён года в правильном порядке.

ЗИМА ОСЕНЬ

ЛЕТО ВЕСНА

2 задание. О каких насекомых говорится в тексте? Выпиши.

3 задание. Соедини стрелками правильную последовательность этапов развития комара.

    Прочитай древнерусские названия месяцев года. Какие из этих месяцев зимние?

Подчеркни и запиши современные их названия.

ПРОТАЛЬНИК ________________________________

БОКОГРЕЙ ___________________________________

СТУЖАЙЛО __________________________________

ПРОСИНЕЦ __________________________________

СНЕГОГОН ___________________________________

    Собери из рассыпавшихся букв названия природных явлений. Что общего в этих названиях?

ЗОМИЗОРЬ _____________________ АНРУБ __________________________

ЙИНЕ __________________________ ЛЬЕМЕТ _________________________

НЕДАЛЬ _______________________ ГАРУП __________________________

ШОПОРА ______________________ АГЮВЬ __________________________

__________________________________________________________________________

    Проведи стрелки от названия зверя к его старинному названию.

В)сохатый


«2 класс окр»

Открытый городской интеллектуальный турнир младших школьников "Игры разума"

2015-2016 учебный год .

2 класс. Окружающий мир

    Прочитай басню «Заяц и ёж».

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье!

Правда, - отвечает ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так твоя беленькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

А как спасается от врагов заяц зимой? Приведи три примера.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответь на вопрос:

Почему медведь в берлоге зимой во время спячки лапу сосёт?

    Определи температуру воздуха на улице по термометру. Вставь пропущенные слова :

Сегодня обещаны осадки. Ожидается ___________________ .

Температура воздуха ____________ градусов


Летом дерево быстро растёт и его толщина заметно

увеличивается. Зимой рост замедляется. Каждый год

добавляется новое годичное кольцо.

Рассмотри срез дерева, поставь рядом с событиями

примерное время, когда они могли произойти.

Семечко проросло в 1980.

Очень засушливые годы_________________________

По дереву ударили топором______________________

Дерево спилили________________________________

5.Реши кроссворд .

1. Отложение льда в виде кристаллов на проводах и ветвях деревьев, возникающих при тумане.

2. Шестиугольные кристаллы льда, выпадающие из облаков.

3. Ледяное образование, возникающее из-за замерзания

воды, выходящей через трещину.

4. То же, что и гололёд, на поверхности почвы.

5. Похожие на снег частички неправильной округлой формы, выпадающие из облаков.

6. Тонкий, неравномерный слой кристаллического льда, образующийся из водяного пара на почве.

Слева от выделенного столбика по вертикали зашифровано название атмосферной воды, выделяющейся в твёрдом или жидком состоянии.

Просмотр содержимого документа
«3 класс окр»

Открытый городской интеллектуальный турнир младших школьников "Игры разума"

2015-2016 учебный год .

3 класс. Окружающий мир

    Прочитай текст и вставь пропущенные слова . Используй слова для справок.

В каждом из__________________создаются особые условия для жизни в густом _________ лесу всегда сумрачно и прохладно. Ель почти не пропускает__________________. Обычно в ельнике влажно. Как правило, здесь нет деревьев второго______________, кустарников, только молодой прирост ёлочек. Ель растёт _________________ . Каждая хвоинка у неё живёт долго – от _________ до ___________ лет. Под пологом еловых ветвей растут _________________ и ________________ .

Слова для справок : зона, сообщество, растение, животные, сосновый, берёза, еловый, ярус, медленно, три, пять, семь, земляника, черника, мох, свет.

    Прочитай «Жалобу ёлки», объясни , на что она жалуется.

Всё у меня в целости-сохранности: и веточки, и ствол, и макушка. Но прилипли ко мне больными струпьями коричневые злые ракушки.

Не порадую я вас новогодними подарками, не одену ваши хаты душистыми смоляными досками. Ветви мои рассыпаются пылью, ствол мой становится пёстрым от рыхлой гнили.

От чего же погибаю я?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Составь рассказ о себе и своём окружении. Используй заготовку.

1)Я _________________________________________________ , родившийся на планете ____________________ . Я гражданин __________________ .

2)Город, в котором я живу, называется ___________________ . Его достопримечательности: __________________________ , __________________________ , ______________________________ , ____________________________ , _____________________________________ .

3)Когда я хочу купить продукты, я иду ____________________________________________ .

Когда я хочу отправить письмо или получить посылку из другого города или страны, я иду _____________________________ .

Когда я хочу отдохнуть или узнать что-то новое и интересное, я иду _____________________ .

В сбербанк люди ходят, чтобы _____________________________________________________ .

В аптеке можно _________________________________________________________________ .

В кафе люди ходят, чтобы _________________________________________________________ .

В интернет-кафе люди ходят, чтобы ________________________________________________ .

В поликлинике __________________________________________________________________ .

В больнице _____________________________________________________________________ .

4)Страна, в которой я живу, называется ____________________ . Её столица _________________ .

Достопримечательности столицы: ______________________________ , ________________________ , __________________________ , ____________________________ , ____________________________ .

5)Мои обязанности в обществе: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Мои права гражданина: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

6)Мои задачи как жителя планеты: экономить электрическую энергию, _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

    Разгадай ребусы. Ответь на вопросы.

______________________________________

    Культурные или дикорастущие данные растения.

________________________________________________________________________________

    Ядовиты или съедобны?

________________________________________________________________________________

    Как используются человеком (пищевые, лекарственные, сорные …)?

________________________________________________________________________________

    Какова жизненная форма растения (дерево, куст, травянистое...)

_______________________________________________________________________________

    В каких условиях произрастает?

_______________________________________________________________________________

__________________________________

________________________________________


Просмотр содержимого документа
«4 класс окр»

Открытый городской интеллектуальный турнир младших школьников "Игры разума"

2015-2016 учебный год .

4 класс. Окружающий мир

    Определи стороны горизонта по звёздам.


    Заполни таблицу.

Арктическая пустыня

Тайга и смешанный лес

Зима____________

________________

Лето ________________

________________

Зима____________

________________

Лето ________________

________________

Зима____________

________________

Лето ________________

________________

Зима____________

________________

Лето ________________

________________

Зима____________

________________

Лето ________________

________________

Растение

(один представи-

Приспосо-бление к условиям.

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

Животное

(один представи-

Приспособление к условиям.

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

Занятия человека

________________

________________

________________

_____________________

________________

________________

________________

_____________________

________________

________________

________________

_____________________

________________

________________

________________

_____________________

________________

________________

________________

_____________________

    Заполни «годовой круг».

У древних славян год делился на двенадцать месяцев. По народному сказанию, живут 12 братьев – месяцев на стеклянной горе небесной и поочерёдно правят небом и землёю. Весенние месяцы- румяные добрые молодцы; летние- русобородые богатыри; осенние- начинающие стареть-дряхлеть мужчины; зимние -седовласые сгорбленные старцы…

Определи, какому месяцу римского календаря соответствует месяц славянского, и размести их правильно на «годовом круге».

Имена славянских месяцев : Просинец, Протальник, Липец, Разносол, Ревун (от рёва оленей), Снегогон, Листопад, Травень, Снежень, Полузимник, Студень, Макушка лета.

Названия месяцев римского календаря : Новембер,Мартиус, Майюс, Квинтилис, Септембер, Юниус, Децембер, Януариус, Октобер, Априлис, Секстилис, Фебруариус.


Просмотр содержимого документа
«ответы 1 кл. ОМ»

Открытый городской интеллектуальный турнир младших школьников "Игры разума"

2015-2016 учебный год .

1 класс. Окружающий мир

Ответы

Критерии оценивания

1.Прочитай текст. Выполни задания.

Всего 6 баллов.

1 б.-вписано в текст название времени года, о котором идёт речь.

1 б.- соединены стрелками названия времён года в правильном порядке.

2 б.- выписаны все насекомые, о которых говорится в тексте.

1 б.- выписаны частично

2 б.- указана правильная последовательность этапов развития комара.

2. Подчеркни и запиши современные названия древнерусских месяцев года.

Протальник – март

Бокогрей- февраль

Стужайло-декабрь

Просинец-январь

Снегогон-апрель

Всего 5 баллов.

По 1 б. за каждое название

3.Собери из рассыпавшихся букв названия природных явлений. Что общего в этих названиях?

Изморозь буран

Иней метель

Наледь пурга

Пороша вьюга

«зимние явления»

Всего 5 баллов.

По 0,5 за каждое слово

1 б.- указан признак

4.Проведи стрелки от названия зверя к его старинному названию.

Волк-бирюк, лось- сохатый, барсук-язвец, белка-векша

Всего 4 балла

Итого: 20 баллов

Просмотр содержимого документа
«ответы 2 кл.ОМ»

Открытый городской интеллектуальный турнир младших школьников "Игры разума"

2015-2016 учебный год .

2 класс. Окружающий мир

Ответы

Критерии оценивания

1.1-линька (смена окраса шерсти)

2-днем устраивают лежки (лежат под укрытием: кустом…)

3-возвращаясь с кормежки, зайцы запутывают следы (петляют, перепрыгивают)

Всего 4 балла.

По 1 баллу за каждый ответ. +1 балл за объяснение

2.Зимой, когда медведь впадает в спячку, у него продолжает расти кожа. Лапы чешутся, трескаются. Медведь облизывает их во сне.

Всего 3 балла.

3.Ожидается снег. Температура воздуха -10 градусов по Цельсию.

Всего 2 балла.

По 1 баллу за каждый ответ.

4.Очень засушливые годы 1987, 1991 г.

По дереву ударили топором в 1994 г.

Дерево спилили в 1998 г.

Всего 4 балла.

По 1 баллу за каждый ответ.

    1- изморозь

4-ожеледь

По-вертикали-осадки

Всего 7 баллов.

По 1 баллу за каждый ответ.

Итого: 20 баллов

Просмотр содержимого документа
«ответы 3 кл.ОМ»

Открытый городской интеллектуальный турнир младших школьников "Игры разума"

2015-2016 учебный год .

3 класс. Окружающий мир

Ответы

Критерии оценивания

1.Сообществ, еловом, света, яруса, медленно, от 5 до 7 лет, черника, мох.

Всего 3 балла.

Всего 3 балла.

3. Восстановление текста по содержанию.

Всего 6 баллов.

4. лютик едкий, земляника лесная, валериана лекарственная

Правильные ответы на вопросы.

Всего 8 баллов.

По 1 баллу за каждый угаданный ребус.

По 1 баллу за ответ на каждый вопрос.

Итого: 20 баллов

Просмотр содержимого документа
«ответы 4 кл.ОМ»

Открытый городской интеллектуальный турнир младших школьников "Игры разума"

2015-2016 учебный год .

4 класс. Окружающий мир

Ответы

Критерии оценивания

    Полярная звезда

Малая медведица

Большая медведица

(по часовой стрелке) юг – запад-север - восток

Всего 4 балла.

По 1 баллу за каждый ответ.

    Верно заполненная таблица

Всего 10 баллов.

По 0,5 за каждую ячейку.

    Январь- просинец

Февраль – снежень

Март - протальник

Апрель – снегогон

Май – травень

Июнь – макушка лета

Июль – липец

Август – разносол

Сентябрь- ревун

Октябрь – листопад

Ноябрь – полузимник

Декабрь-студень

Всего 6 баллов.

По 0,5 за каждый луч.

Итого: 20 баллов