Один день ученика средней школы

Бесценным источником знаний о повседневной жизни шумерской школы и её учеников является текст, относящийся приблизительно к 2000 г. до н. э., ко времени правления третьей династии Ура. Судя по тому, что обнаружено более двадцати копий этого документа, он пользовался популярностью и получил широкое распространение. Более сорока лет упорного труда потребовалось на то, чтобы прочесть и перевести многочисленные отрывки, из которых постепенно было составлено произведение в целом. Над этим текстом работали Гуго Радау и Стефен Лэнгдон, Эдвард Киэра и Анри де Женуяк, Торкильд Якобсен и Бенно Ландсбергер, Адам Фалькенштейн и Сэмюэл Крамер. Последний практически полностью восстановил и интерпретировал текст, который мы назовём «Жизнь школы».

Автор этого произведения неизвестен. Крамер предполагает, что им был один из «педагогов» «дома табличек». Фалькенштейн считает, что это был скорее один из одарённых старших учеников, который с юмором написал задание на тему «Мой день в школе и дома». Впрочем, послушаем рассказ о делах и днях анонимного «сына дома табличек».

Ученик, куда ходил ты с раннего утра?

Я ходил в школу.

Что ты делал в школе?

Я пересказал наизусть мою табличку, я позавтракал, я приготовил новую табличку, я стал писать её, я её закончил…

Из школы я вернулся домой, я вошёл в дом, где сидел мой отец. Я рассказал отцу о моём письменном задании, потом прочитал ему наизусть свою табличку, и отец мой возрадовался…

…Когда я проснулся рано утром, я обратился к матери и сказал ей: «Дай мой завтрак, мне нужно идти в школу». Моя мать дала мне две «булочки», и я вышел из дому; моя мать дала мне две «булочки», и я отправился в школу.

В школе наставник сказал мне: «Почему ты опоздал?» В страхе, с бьющимся сердцем предстал я перед учителем и почтительно поклонился.

Однако описываемый день, как видно, был чёрным днём для нашего ученика, о чём свидетельствуют последующие строки. Ему досталось от учителей и за болтовню, и за то, что встал с места во время урока, и за то, что вышел за ворота школы.

Рассказав отцу о всех своих неприятностях, сын попросил его пригласить учителя в дом, чтобы задобрить его подарками. Отец внял словам своего сына. Учителя пригласили в гости и, когда он вошёл в дом, посадили на почётное место. Ученик стал ему прислуживать и хлопотать вокруг него и показывал отцу свои достижения в искусстве письма на табличках. Его отец хорошо угостил гостя, облачил его в новое одеяние, преподнёс ему подарок, надел ему на палец кольцо.

Обрадованный учитель обратился к ученику с такими словами:

«Юноша, ты не презрел мои слова и не забыл их - да сумеешь ты достигнуть совершенства в искусстве письма и постичь все его тонкости!… Да будешь ты лучшим среди братьев своих и главным среди друзей своих, да займёшь ты первое место среди всех учеников!… Ты хорошо учился в школе, и вот ты стал учёным человеком».

Приведённый текст не только повествует о школьных буднях и о методах обучения, но и содержит множество сведений, касающихся обычаев древнего Шумера. Очевидно, преподносить подарки учителям не считалось в Шумере зазорным. Это был не подкуп и не взятка, каравшиеся, как мы в этом убедимся позднее, а способ выражения благодарности.

Рассказ о шумерской школе дошёл до нас в нескольких вариантах. В одном из них ученик хвалит своих учителей за то, что они научили его вычислять площадь полей всевозможной конфигурации; за то, что благодаря им он может без труда произвести все расчёты по строительству домов, рытью каналов и т. п.; за то, что он знает, как следует вести себя, чтобы достичь в жизни определённой цели.

В другом варианте содержится интереснейшая, прежде нигде не встречавшаяся информация о свободных от обучения днях. Приведём соответствующий фрагмент:

Вот подсчёт моего месячного пребывания в школе:

три дня отдыха каждый месяц

и три дня праздников каждый месяц,

и двадцать четыре дня каждого месяца

я провожу в школе, двадцать четыре долгих дня.

К сожалению, установить, что это за три дня праздников каждый месяц, не удалось. Были ли это дни торжественной встречи «молодой луны», или они были связаны с чем–то другим, неизвестно. Одно не подлежит сомнению: шумерские школьники очень радовались этим шести свободным дням.

Вряд ли мы можем считать этот текст, получивший в древнем Шумере широкое распространение, ученической работой. Думается, это учебная табличка - текст для чтения, по которому шумерские школьники учились читать, писать и с уважением относиться к школе, к учителям и науке.

40 часов в неделю – это рабочее время ученика.
8 часов в день.
Это не только уроки.
Время разделено на четыре равных части.

1. Мастерские по предметам.
Это чуть-чуть напоминает уроки: весь класс, один учитель, программа курса.

Но речь не идет о буквальном выполнении Программы.
Это разные интересные дела, которые учитель делает вместе с детьми.
Это программа, составленная учителем, который предугадывает детский интерес.
Или составленная вместе с учениками.
Мы можем делать то, что нам интересно – но в рамках предмета.
Учитель свободен в рамках программы, как правило, года.
Нормативы надо выполнить. Но «как» - это дело учителя.

На последней неделе четверти – представление шедевров.
Для учеников младших классов, старшеклассников, родителей.

Это не очень похоже на привычные уроки.

Нет сухого объяснения и разучивания алгоритмов.
Есть много экспериментов, опытов, демонстраций, видеофильмов.
И яркие рассказы учителя, обращенные к Сердцу ученика.

Нет монологов у доски и созерцания стены.
Есть работа: групповая и индивидуальная.
Потому что хорошо организованный труд не утомляет, а приносит радость.

Нет бесконечных повторений и ответов на наводящие вопросы.
Есть возможность самому спрашивать, не понимать, удивляться.
Потому что без этого настоящего мышления не будет.

Это, скорее, не урок – а Мастерская. Как в средневековой мастерской мастер передает секрет ремесла ученику: работает вместе с ним, учит не на словах – а на практике, и итогом является первая самостоятельная работа ученика – его шедевр.

Уроков не много: может быть, два урока в день.
Но ведь урок – всего лишь одна из форм работы.
Результат зависит не от количества аудиторных часов – а от вовлеченности ученика.
Продолжение уроков будет на Самостоятельной работе.
А если учителю удастся по-настоящему увлечь (вовлечь) ученика – то и на Спецкурсах.

По некоторым предметам существуют страты – разноуровневые группы.
По английскому языку – с 5 класса.
По математике и русскому – с 7-8 класса.

2. Самостоятельная работа.
Это то, что раньше считалось домашним заданием.
Делается в школе, помогает учитель.

Объем и сложность работы определяет ученик.
Как?
Каждый учитель предлагает задание на самостоятельную работу.
По математике – определенное количество задач разного уровня сложности.
По русскому – упражнения.
По английскому – упражнения (письменные и устные), в т.ч. компьютерные программы.
По истории, естествознанию – работа с книгами, компьютерными программами, видеофильмами.

Отличие от самоподготовки: СП воспринимается как повинность - учитель задал.
Здесь иначе: Я сам выбрал эту работу.

Дети разные: есть «сильные», есть «неудачники».
Но все хотят быть успешными – то есть успевать!
Поэтому предлагается три режима работы.
1 уровень – Зеленый уровень . Это простые задания, соотносимые со школьной «тройкой», выполнение которых доступно каждому ученику.
2 уровень – Желтый уровень . Очевидно, это школьная «четверка».
3 уровень – Красный уровень . Пятерка и выше.

Программа – не бетонированное шоссе, по которому мчатся машины.
Скорее, это отдельные тропинки.
У каждого – свой путь прохождения программы.

Задания трех цветов - это продиктовано не только «заботой о слабых»
Но и заботой о «сильных» - которым скучно и нечего делать.

Уроки Самостоятельной работы проходят в Библиотеке или Компьютерном классе.
Библиотека - стеллажи с великолепными книгами.
Компьютерный класс – десятки программ по каждому предмету.
Два часа в день - на Уроки Самостоятельной Работы.
Два часа спокойной, сосредоточенной работы.
Как правило, час – в библиотеке, час - на компьютере.

Каждый делает свое дело.
Кому не понятно, можно поднять руку - подойдет учитель.
Ведь только так и можно чему-либо научиться.

Два часа в день, 10 часов в неделю.
Я – ученик – сам могу спланировать эту работу!
Что я буду делать?
2 часа – математика, 3 часа – русский язык, 1 час – английский, 2 часа- биология...
В зависимости от моих проблем (т.е. оценок) и моих интересов.
Дети разные: кто хочет больше заниматься английским языком, кто-то – биологией.

10 часов работы по индивидуальным планам – конечно, это непривычно.
Для детей, а в большей степени – для их родителей.
Можно двигаться к цели потихоньку.

На первых порах, выбора нет - весь класс идет урок.
Свобода – в обмен на умение работать самостоятельно!
«Вольная» - право самому планировать работу на эти 10 часов - по результатам четверти.
Если у тебя больше пятерок, чем четверок – сам планируешь самоподготовки.
Реальный стимул учиться.

Но, «вольная» может даваться и троечникам.
Решать, в конце концов, родителям.

3. Спецкурсы.
Спецкурс – это форточка школы.
Или окно, открытое наружу.
Потому что там, снаружи, как раз и живет реальный детский интерес.

Ребенок приходит в школу со своими вопросами и интересами.
Вокруг этого строится программа спецкурсов.

Кому-то интересно узнать, почему вымерли динозавры – вот фильм и книги.
Или заняться историей моды – вот книги и фильм.
Или читать книжку, не обязательно по программе.
Или писать: стихи, рассказы, романы, статьи в газету.
Или ломать голову над головоломками
Или делать опыты по химии, запускать модель вертолета, рассматривать букашек в микроскоп, звезды - в телескоп.

Вот оно и есть – начало всякого познания.
Детское любопытство.
И желание.

Как организовать этот хаос?
Пятнадцать кричащих детей, половина из которых не знают, что им в жизни интересно.
Может ли один учитель охватить все?

Одновременно работает несколько учителей – как правило, 4 человека.
Объединяется несколько классов, и каждый ученик выбирает себе руководителя.
Выбор делается на четверть.

Ученик в рамках большой темы может предложить свою собственную тему работы.
Итог – это выступление перед учениками другого класса, защита своего «шедевра».
Урок для учеников начальной школы!
Хотят все.

Спецкурсы в 5, 6, 7 классе – это Свободный Полет.
Ученик заполняет анкету «Круг интересов» - что я хочу узнать, чему научиться...
Учителя собирают анкеты и думают, как все это организовать.
Никакой Программы нет.
Ребенок приходит в Мастерскую со своими вопросами – с этим и работаем.

Спецкурсы в старших классах – это семинары, курсы по выбору.
Есть определенная программа на четверть, иногда на год.
Одновременно 4 спецкурса: гуманитарные науки, естественные науки, математика, иностранные языки.

У кого «тройка» по математике или русскому - вместо одного спецкурса в неделю дополнительные занятия.

4. Искусство и физкультура.
Физкультура обязательна для всех (1 час в день).
Искусства – по выбору.
Рисунок, театральная студия, гончарная мастерская, ручной труд, музыка – ученик выбирает сам, куда он идет.

* * *

Рабочий день ученика:
2 часа – уроки (мастерские)
2 часа – самостоятельная работа
2 часа - спецкурсы
2 часа – физкультура и студии.

Последовательность часов может быть разной.
В идеальном варианте день начинается со спецкурсов.
Это главное занятие – тема дня.

Потом – самостоятельная работа.
СП – работа, требующая отдачи и собранности.
В конце дня это было бы невозможно.

Третья пара – уроки

Четвертая – студии и спорт.

Праздники школьные с нетерпением ждут и дети, и их родители. Неудивительно, ведь именно в эти дни школьники могут почувствовать себя настоящими актерами, танцорами и певцами. Чтобы выступление было ярким, насыщенным, нужно тщательно подготовить программу.

Школьные праздники (список и даты)

Праздников, которым уделяется должное внимание в учебных заведениях, достаточно много. Почетные, вызывающие положительные и яркие эмоции школьные праздники России открывают возможность придумывать тематические мероприятия чуть ли не каждый день. Это шанс дать каждому ребенку выступить и проявить себя. Стоит знать каждый из них, чтобы школьные праздники, список которых вы увидите ниже, были насыщены тематикой и идеями.

8 сентября отдают должное учебнику, который является первым для всех учеников. Этот праздник называется День букваря.

Последнее воскресенье ноября - День матери.

Конечно, не все праздники школьные сопровождаются утренниками и выступлениями. Тем не менее любой из этих дней в школьных стенах чествуется ввиду тематических рисунков, плакатов и стенгазет. Для тех мероприятий, которые предполагают выступления и концерты, обязательно нужно сценарии школьных праздников продумать до мелочей.

Сценарий на День знаний

Первого сентября детишки вновь собирают рюкзачки и отправляются за новыми знаниями. Идея этого дня может быть следующей.

Выходят директор школы и несколько преподавателей и произносят следующие стихотворения:

Вновь пришла пора учиться,

Некогда теперь лениться,

С первым сентября, ребята!

Наверняка по школе вы скучали,

Мы вас так ждали, дни уже считали,

Чтоб вновь наполнить интересным вас

И открыть двери в класс.

год учебный начался,

Подросли вы все за лето, не узнать прям, красота.

Вновь учебники, тетрадки, краски и альбомы

Вам пора ребята принести всем в школу.

Выходят несколько первоклашек и начинают танцевать вальс.

А теперь давайте пригласим наших будущих выпускников на сцену.

Выходят трое старшеклассников и говорят стихи:

Неужели, неужели, учебы год последний настал,

вот так диво, я так быстро его не ждал.

Мы на старте завершенья и дипломов полученья,

А сегодня очень рады, что пришли в это учебное заведенье.

Ничего, ребята, целый год у нас,

Хочется быстрее мне зайти в наш класс.

Ведущий: А теперь хочется послушать, что же думают по поводу первого сентября наши самые маленькие ученики. Приглашаем на сцену первоклашек.

Выходят трое деток и говорят следующие слова:

Тут уже не детский сад, где игры и лошадки,

Нам теперь не до игры, ведь в рюкзаке тетрадки.

Я сегодня рано встала, потому что переживала,

Я боялась, полностью ли свой рюкзак собрала.

У меня сегодня на лице румянец,

В руках моих цветы, а за спиною ранец.

Все вместе:

Принимай же, школа, нас, мы пришли в первый класс!!!

Звенит первый звонок и играет песенка «Учат в школе».

Сценарий на праздник осени

Конечно, сценарии школьных праздников могут быть самыми разными. Самое главное - правильно распределить роли актеров.

Выбегает Осень (девочка в тематическом платье) и говорит:

"Уже осень наступила, красоту нам принесла,

Очень милая пора, выступаем, детвора!"

Детки всем классом поют песню про осень.

Потом танцуют танец с зонтиками.

Выходят три мальчика и три девочки и рассказывают стишки:

Осень красками наполнит и добавит блеск в глаза,

Потому что очень любим этой поры чудеса.

Заиграет вдруг румянец на деревьях золотых,

Листья собираем дружно, чтобы сделать что-то с них.

Нарисую я природу, листьями украшу,

А пробелы на листке краской золотой закрашу.

Что ж за красота такая получилась у меня,

Я рисую как художник, осень смотрит на меня.

Мягкий шорох под ногами очень сильно я люблю

И всегда топчусь по листьям, когда в школу я иду.

Пишут музыканты и поэты

Про пору прекраснейшую эту.

Все поют песню про желтые листья и уходят со сцены.

Сценарий ко Дню учителя

Всегда дни школьных праздников насыщены эмоциями и торжеством. - тоже очень важный в учебном заведении праздник. Сценарий может быть следующим.

Выбегает девочка и поет песенку «Учат в школе».

После этого пятеро мальчиков танцуют танец на стульях с учебниками в руках.

Девочки танцуют ручеек.

Выходят три ребенка и говорят следующие слова:

Может, это нам уже привычно, но не видеть этого нельзя,

У учителей наших обычно вечером уставшие глаза.

Но в глазах уставших четко видно: рвение к наукам велико.

Это рвение учитель милый передаст надежно и легко.

Вся в тетрадках, книгах и рисунках,

Милая учитель наш сидит,

Нам оценки ставит, проверяет.

К ней все дети тянутся, словно она магнит.

Шесть девочек и шесть мальчиков танцуют веселый под песню о школе.

Новогодний карнавал

Тут основная часть выпадет на выступление Дедушки Мороза, но детки тоже должны показать пару номеров.

Танец снежинок.

Мальчики в нарядах животных танцуют новогодний танец.

Выходят три девочки и рассказывают стихи.

Новый год уж на пороге,

Открывайте ворота.

Скоро праздник наш начнется,

Обещает чудеса.

Слышно снега хруст волшебный,

Елки запах, мандарин,

Этот праздник очень славный

Блещет красками новогодних витрин.

Слышите звон?

Это он, это он!

Дедушка Мороз подъезжает.

За спиной его очень огромный мешок,

Подарки всем детям вручает.

Все вместе:

Давайте его позовем, детвора. Чтоб дедушка не перепутал ворота.

Дед Мороз! Дед Мороз!

Заходит Дедушка Мороз, начинается его выступление с веселыми эстафетами и вручением подарков.

Праздники школьные в дни весенние

Весной и саму пору года встречают, и любимых женщин поздравляют. Праздники школьные вдохновляют, новые идеи каждому вселяют.

Выбегают девочки в нарядах цветочков и начинают веселый танец под песню «Весенний день».

Мальчики показывают танец джентльменов, они одеты в деловые костюмы или фраки и в шляпы.

Выходят девочки и рассказывают стихи.

Весна пришла, природу будит,

На ветвях почки голубит.

Все пахнет, расцветает,

Капель со всех крыш облетает.

В этот день прекрасный хочется забыться,

Поздравляем каждого с этим днем весны.

Пусть подарит этот день счастья, красоты.

Пусть каждый праздник проходит на высшем уровне, а дети чувствуют себя главными героями события.

Сценарий праздника «День Ученика – это святое!»

Ведущий 1: Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас!

Ведущий 2: Мы желаем Всем хорошего настроения и лучезарных улыбок!

Ведущий 1: Слово сейчас предоставляется нам.

Ведущий 2: Поэтому просим: поддержите нас аплодисментами.

Ведущий 1: Спасибо! А теперь поздравляем вас всех с праздником!

Ведущий 2: С праздником? А что ты имеешь в виду? Какой праздник?

Ведущий 1: Сегодня добрый и веселый, осенний праздник – День школьника!

Ведущий 2: Да… Уч еник - это святое!

Ведущий 1:

Пусть грянут фанфары,

Да так, чтобы сразу!

Да здравствуют знания!

Да здравствует разум!

Ведущий 2:

Пред силой бессмертной

Таланта, ума

Да здравствует солнце,

Да скроется мгла!

Ведущий 1: Ребята, в честь Дня школьника мы дарим Вам праздничное представление!

Ведущий2: Позвольте, но я не вижу самых почетных гостей нашего праздника. А где же уважаемые учителя?

Действие I.

( На заднем плане пейзаж: пальма на небольшом острове, а вокруг море.Учителя безмятежно отдыхают на берегу)

Ведущий: Жил да был в одной сельской местности мальчик Вова По Вовиному велению и по его хотению все учителя его школы очутились на необитаемом острове.

Только вдруг очутились на необитаемом острове, сначала ничего не поняли и стали разговаривать:

Странный мне нынче, уважаемые, сон снился. Вижу, живу я будто на необитаемом острове…

Господи!

Да что ж это такое!

Где мы!

И стали они друг друга ощупывать, точно ли не во сне случилась с ними такая оказия. Однако перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стлалось все то же безграничное море, а за спиной у них лежал небольшой клочок земли.

Теперь бы кофейку хорошо испить.

Что же мы будем, однако, делать?

Ежели теперича новую тему объяснить, то какая польза из этого выйдет?

Крепко задумались наши педагоги, пригорюнились и даже прослезились. И затянули было песню, печальную, заунывную.

У моря, у синего моря
С тобою мы рядом, с тобою.

Коллеги, есть ли повод для печали?

Солнце, воздух, море! Что еще нужно для полного счастья?!

Да разве мы могли об этом мечтать?!

Мы же почти на Канарах!

Ой, девочки!

/Поют уже бодро, весело, пританцовывая./

У моря, у синего моря
С тобою мы рядом, с тобою.
И солнце светит, и для нас с тобой
Целый день шумит прибой.

Прозрачное небо над нами,
И чайки кричат над волнами,
Кричат, что рядом будем мы всегда,
Словно небо и вода.

Смотрю на залив, и ничуть не жаль,
Что вновь корабли уплывают вдаль.
Плывут корабли, но в любой дали
Не найти им счастливой любви.

А над морем, ласковым морем

Мчатся чайки дорогой прямою.
И сладким кажется на берегу

Поцелуй соленых губ.

Ура! Море!

Давайте купаться!

Догоняйте!

/С шумом, веселым криком, смехом учителя убегают/

Действие II.

Ведущий: А в это время школа пребывала в полном недоумении. Все ученики взволнованно обсуждали полное отсутствие всякого присутствия педагогического коллектива.

Вовочка с товарищами:

Странные, любезный друг Владимир, явления я наблюдаю сегодня в школе: День Ученика – никто не встречает, где поздравления, подарки? Где, в конце концов, все наши педагоги?

Друзья мои, не скрою от вас: в том моя заслуга. Все уроки отменяются на неопределенный срок. Это я очистил школу от учителей!

Как?!

Да очень просто. Хотел вам сделать подарок ко Дню Ученика.

Похвально, похвально! Примите, любезнейший, уверение в полном моем почтении.

Господа! День Ученика, о котором мечтал каждый школяр, настал! А сейчас дискотека!

Действие Ш.

(Танцуя под музыку, ученики уходят. Под эту же музыку цепочкой спиной к зрителям, пританцовывая, выходят учителя. По очереди поворачиваются к зрителям и как на подиуме демонстрируют бутафорские купальные костюмы, при этом у каждого свои пляжные аксессуары: солнечные очки, зонтик, панамка, шляпка, сачок, удочка и др.)

Перед учителями появляется съемочная группа:

- ""Последний герой"". Дубль №1.

Мотор! Начали!

(Учителя ликуют, догадавшись, что они стали участниками проекта ""Последний герой"", поют.)

/""Круто ты попал""/

Мы попали в передачу,
Не мечтали мы о том,
Вот удача так удача,
Круто время проведем!
Благодарны мы Вовану –

Нас отправил отдыхать,

Зависаем на Канарах
И на все нам начихать.

Действие IV.

Ведущий: А в это время наш Вовочка, в предвкушении вечной свободы, уютно расположился в кресле, включил телевизор, а там…

- ""Последний герой"". Борьба за тотем. Дубль № 2.

Мотор! Начали!

Ведущий: Вам, Татьяна Алексеевна, предстоит выпить кровь учеников 9-го класса, а вам, Любовь Анатольевна, достались мозги 8-го класса.

Учителя сопротивляются:

Нет, ни за что!

Помилуйте!

Какая гадость!

Ведущий: Вспомните сорванные уроки, невыполненные домашние задания.

Учителя бросаются за поддержкой к коллегам:

Коллеги, пощадите! Это же бесчеловечно!

Ведущий: Вспомните, в конце концов, Татьяна Алексеевна, как они пили вашу кровь, а вам, Любовь Анатольевна, капали на мозги!

Учителя, борющиеся за тотем, собирают волю в кулак.

Татьяна Алексеевна выпивает ""кровь"" – стакан томатного сока: Эх, хороша кровушка! Кто следующий? Ну, 8 класс, берегись!

Любовь Анатольевна съедает ""мозги"" – йогурт: Извините, можно спросить: а нельзя ли добавки?

Ведущий: Хорошего, Любовь Анатольевна, помаленьку.

Действие V.

(Перед зрителями появляется Вовочка.Учителя за спиной Вовочки удаляются.)

Монолог Вовочки: Вот это да! Сенсационная новость! Это же наши учителя! Надо друзьям позвонить. Алло! Привет, Жека! Почему не звонишь? Телефона нет? Что делаешь? Сидишь. Значит, не упадешь. Включи телевизор, ты не представляешь: там в ""Последнем герое"" наши учителя участвуют. Я тебя не удивил? Ты уже смотришь? Просишь, чтобы я забыл номер твоего телефона? Эх, ты, а я тебя считал настоящим другом! Позвоню Дукалису. Никитос, чем занимаешься? Проклинаешь меня? За что?! Ты считаешь, что я совершил непоправимую ошибку? И ты Брат, ты мне не друг! (Набирает следующий номер) Роман? Болван? Кто болван? Я - болван? Ты считаешь, что теперь наши любимые учителя не вернутся к нам, потому что таких талантливых учителей пригласят в Москву? Можно подумать, это я их считал занудами и пропускал их уроки.

(Кладет трубку) Ну вот, всех друзей растерял. Что же делать? Надо что-то придумать. Надо спасать учителей! Надо спасать учеников! (В раздумье уходит).

Действие VI.

- ""Последний герой"". Вечерний сбор. Дубль №3.

Ведущий: Как вам живется на этом острове, уважаемые?

Реплики педагогов:

Да какой это остров!

Экзотика, экзотика! Какой-то остров невезения да и только!

Крокодил не ловится, не растет кокос!

Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел.

Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены.

А все кто виноват?

Вовочка!

Это не Вовочка, а самая настоящая чума на нашу голову.

Поют:

/""Вова-чума""/

Расточительный взгляд,
Стильно-модный наряд,
В голове кавардак,
Восемь двоек подряд-

он и сам уж не рад

Сердце словно комок
По спине холодок,
Захламленный чердак,
И в портфеле бардак,
Ну и Вова чудак.

Во-во-во-ва,
Вова-Вова-чума,

Вова-Вова-чума,
Вова-Вова-чума.

Нету круче его

Из себя ничего.
Мы у моря сидим,
Друг на друга глядим,
Очень кушать хотим.
За какие грехи,
Чем мы так уж плохи?
Мы устроим хи-хи,
Как вернемся домой,
Обходи стороной,

Во-во-во-ва,
Вова-Вова-чума,

Вова-Вова-чума,
Вова-Вова-чума.

Завуч обрывает пение: Коллеги, коллеги, не слишком ли вы увлеклись? Не пора ли вспомнить о своих обязанностях: надо заполнить журналы, проверить тетради.

Учителя с радостью берутся за дело, обмениваются впечатлениями:

Какой стиль, какой слог! Вы послушайте, как гениально пишет Аня Филоненко: ""В жизни всегда есть место пофигу"". Надо же, мне бы никогда такое в голову не пришло.

Какие у нас способные дети: они все пишут слова почти без ошибок.

Удивительно!

А вот я могу гордиться своими 9-классниками: они безошибочно находят ответы даже самых сложных задач … в конце учебника.

Юные геометры!

Это что! Вот мои с закрытыми глазами показывают столицу Африки!

Кто это? Кто?

Да почти половина школы.

Какие молодцы! Какие талантливые дети!

Что же делать? Сегодня День Ученика, а наши дети так и не узнают, как мы их любим.

Так нам и надо!

Вечно ворчим, вечно недовольны детьми.

Поэтому-то и отправил нас Вовочка на необитаемый остров!

А давайте мы нашим ученикам отправим звуковое письмо!

Они узнают, как мы раскаиваемся, и вернут нас с необитаемого острова!

Поют:

/""Ты прости меня, малыш""/

Прозвенел звонок, в классе тишина,
Пишете диктант, в голове чепуха,
Все равно скажу в суматохе дня:
""Я тебя люблю"".

Я должна опять всё переварить

Очень я устала трудно мне говорить

И в глазах туман и в душе обман

Я тебе скажу:

Ты прости меня, малыш, ду-ду-ду-ду-ду-ду

А на химии вдруг грохот прозвучал:
Снова ты не то и не так смешал,
И угарный газ задавил весь класс -

Я урок веду.

В дискозал пришли, но не танцевать,
Вам бы всем в спортзал в волейбол поиграть,
Слов моих поток ставлю на потом,
Лишь тебе скажу:

Ты прости меня, малыш, ду-ду-ду-ду-ду-ду
Если любишь, то простишь ду-ду-ду-ду-ду-ду

Ты опять списал, но не свой вариант,
Ну и бог с тобой, хоть тетрадку сдал,
Я рукою своей запишу в журнал:
""Ты всегда со мной"".

Целый день блуждал ты по карте стран,
Был потерян тобой в Антарктиде Иран,
Но с тобой пойду хоть на край земли,
Я к тебе иду.

Ты прости меня, малыш, ду-ду-ду-ду-ду-ду,
Если любишь, то простишь ду-ду-ду-ду-ду-ду

Действие VII.

Вовочка: Нужно срочно звонить в ""Службу спасения"". Алло! Спасите! Помогите! Нашим учителям грозит голодная смерть на необитаемом острове! Они погибнут от стихийного бедствия! Они погибнут без своих учеников! Приметы? Любимые, единственные и неповторимые! Уже вылетели?! Встречать голубой вертолет?!

Действие заключительное

(Выходят в праздничных нарядах учителя, впереди учитель в костюме доброго волшебника везет голубую коляску, украшенную шарами. Поют./

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой,
И неясно прохожим в этот день непогожий,
Почему я веселый такой.

Я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.

Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете
И бесплатно покажет кино,
С днем рожденья поздравит и, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.

(Учителя достают из коляски голубого цвета эскимо и раздают детям.)

Все вместе: С днем рождения нового праздника! С Днем Ученика!

Ведущий 1:Спасибо Вам, дорогие наши учителя за поздравление, за то, что Вы с нами!

Ведущий 2:Д а, действительно, школа – это сказка без конца. Потому что на смену тем, кто окончил школу, приходят новые ученики… И встречает их добрый…Волнительный …. Сказочный мир. И называется он ШКОЛА!!!

Ведущи1: А в школе- удивительные волшебники – учителя! Вам, наши дорогие, мы дарим этот танец

Ведущий 2: Друзья, а вы не забыли, что два замечательных школьных праздника – день учителя и день ученика мы отмечаем осенью.

Ведущий1: А осень – это сбор урожая. И он такой бывает непредсказуемый!!!

«Репка»

Ведущий: Открываем занавес. Раз. И два. И три! Новую про репку сказку посмотри. Как-то в день весенний Дед наш не забыл и на огороде Репку посадил. Наступила осень. Урожай снимать всех своих домашних стал дедуля звать.

Дед (бабке): Жёнушка родная, выйди, помоги. Уродилась репка, будто что внутри.

Бабка: Ты чего, дедуля, сдуба что ль упал? Мне ж в земле копаться маникюр мешал! Я сейчас к тому же на массаж спешу. Внучка – в интернете. Я же ухожу! Ведущий: Дедушка отважно внученьку зовёт. А в ответ он слышит…

Внучка: Номер не пройдёт! Мне ещё уроки делать два часа. Наступила грусти в жизни полоса!

Дед: Что ж, придётся Жучку вместо вас позвать.

Жучка: А зачем мне репка? Мне пора гулять!

Дед: Ну, осталось Мурку только попросить.

Мурка: А мне спать охота, как ты мог забыть? По ночам концерты я люблю давать. А сейчас мне нужно час-другой лежать!

Ведущий: И один оставшись Дед наш загрустил. Даже про мышонка с горя он забыл. А грызун тот мелкий взял и прибежал.

Мышонок: Что случилось, дедка? Слышал я, аврал? Мы с тобой отлично справимся вдвоём. Песенку «Эй, ухнем!» мы сейчас споём.

(Вытащили репку и обнаружили мешок).

Мышонок: Ничего себе дела! Это что за ерунда? Золота, гляди, мешок! Вот ведь чудо-огород!

Дед: Мы теперь, мышонок мой, заживём вдвоём с тобой! (Все бегут за дедом).

Все хором: Ты прости, дедуля, нас.Это всё в последний раз. Жизнь чтоб снова нам начать, тратить будем помогать!

Ведущий: Дед простил, да только он деньги все отнёс… В детдом!

Ведущий: Вот и сказочке конец. А кто смысл ее понял, тот молодец!

Ведущий1: Какие талантливые у нас ученики! Любые роли по плечу!

Ведущий2: А как танцуют наши девчонки!!! Вам, дорогие зрители, танцевальный ансамбль «Мириданс» дарит танец

Ведущий 2: Школа – это территория знаний. В школе всё серьёзно - уроки, учебники, задачи… Но иногда так хочется отдохнуть, забыть выучить домашнее задание, прогулять урок…

1.Дожить бы до каникул,

Мечтает ученик,

С оценками дневник!

2.Дожить бы до каникул,

Мечтает педагог,

Ведь что не смог учитель,

Не сможет даже Бог!

3.Чтобы выглядеть прилично,

Стал учиться на «отлично».

К двойкам я плюсую тройки-

Получаются пятёрки.

И теперь, бесспорно,

В дневнике просторно!

4.Нашёл я папин школьный

Потрёпанный дневник

С таблицею футбольной,

С певицею гастрольной,

Страницею с контрольной,

Где жирный кол возник.

И я ходил довольный –

Дневник такой приКОЛьный!

5.Я живу по распорядку

Ведь залог успеха он.

Начинаю день с зарядки -

Заряжаю телефон.

Ведущий 1: Вот и подошёл к концу наш праздничный концерт. Мы желаем вам успехов в учёбе, интересных открытий, преданных друзей.

Ведущий 2: В добрый путь, ребята,

В вечный поиск истины, добра и красоты.

Чтобы явью стали в вашей жизни

самые высокие мечты!

В нашей школе ежегодно празднуется День Ученика.

В очередной раз наших детей в этот день ожидало немало приятных сюрпризов: с утра в школе звучала музыка, что-то вроде концерта по заявкам. Заявки объявлялись через микрофон: ""для тех, кто приходит в школу раньше всех"", ""для самых пунктуальных"", ""кто приходит за 5 минут до звонка"", ""кто приходит по звонку"", ""прощальная на первый урок"". На переменах продолжали выполняться заявки: для тех, кто празднует День Ученика в последний раз, отдельно для девочек, отдельно для мальчиков и т.п. Репертуар был самый разнообразный: от детских песен из кино и мультфильмов до современных песен разных стилей. Например, от старшеклассника для друзей музыкальным приветом стала детская песенка ""Если с другом вышел в путь"". По всей школе были расклеены шутливые высказывания: ""Быть учеником – значит иметь чистые руки, уши и совесть"", ""Люби ближнего своего… Учителя"", ""Не опоздай, а то опоздаешь"", ""Школьник может забыть дома только плохое настроение"", ""Гораздо приятнее быть круглым отличником, чем круглым…"", ""Лиц, обезображенных интеллектом, некрасивых не бывает"", ""Свежее дыханье облегчает пониманье"", ""Ученик! Это звучит гордо!"", ""День Ученика – это святое!"".

Ну а после уроков школьников ожидало целое представление.

ДЕНЬ УЧЕНИКА

""День Ученика, или повесть о том, как Вова отправил всех учителей на необитаемый остров""

Действие I.

( На заднем плане пейзаж: пальма на небольшом острове, а вокруг море. Учителя безмятежно отдыхают на берегу)

Ведущий: Жил да был в одной сельской местности мальчик Вова. И так как он человек был легкомысленный, то в скором времени, по Вовиному велению и по его хотению все учителя его школы очутились на необитаемом острове.

Только вдруг очутились на необитаемом острове, сначала ничего не поняли и стали разговаривать:

Странный мне нынче, уважаемые, сон снился. Вижу, живу я будто на необитаемом острове…

Господи!

Да что ж это такое!

И стали они друг друга ощупывать, точно ли не во сне случилась с ними такая оказия. Однако перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стлалось все то же безграничное море, а за спиной у них лежал небольшой клочок земли.

Теперь бы кофейку хорошо испить.

Что же мы будем, однако, делать?

Ежели теперича новую тему объяснить, то какая польза из этого выйдет?

Крепко задумались наши педагоги, пригорюнились и даже прослезились. И затянули было песню, печальную, заунывную.

У моря, у синего моря
С тобою мы рядом, с тобою.
И солнце светит, и для нас с тобой
Целый день шумит прибой.

Прозрачное небо над нами,
И чайки кричат над волнами,
Кричат, что рядом будем мы всегда,
Словно небо и вода.

Коллеги, есть ли повод для печали?

Солнце, воздух, море! Что еще нужно для полного счастья?!

Да разве мы могли об этом мечтать?!

Мы же почти на Канарах!

Ой, девочки!

/Поют уже бодро, весело, пританцовывая./

Гляжу на залив, и ничуть не жаль,
Что вновь корабли уплывают вдаль.
Плывут корабли, но в любой дали
Не найти нам счастливей земли.

А над морем, ласковым морем
Вьются чайки над синей волною.
И сладким кажется на берегу
Поцелуй соленых губ.

Ура! Море!

Давайте купаться!

Догоняйте!

/С шумом, веселым криком, смехом учителя убегают/

Действие II .

Ведущий: А в это время школа пребывала в полном недоумении. Все ученики взволнованно обсуждали полное отсутствие всякого присутствия педагогического коллектива.

Вовочка с товарищами:

Странные, любезный друг Владимир, явления я наблюдаю сегодня в школе: День Ученика – никто не встречает, где поздравления, подарки? Где, в конце концов, все наши педагоги?

Друзья мои, не скрою от вас: в том моя заслуга. Все уроки отменяются на неопределенный срок. Это я очистил школу от учителей!

Да очень просто. Хотел вам сделать подарок ко Дню Ученика.

Похвально, похвально! Примите, любезнейший, уверение в полном моем почтении.

Господа! День Ученика, о котором мечтал каждый школяр, настал! А сейчас дискотека!

Действие Ш.

(Танцуя под музыку, ученики уходят. Под эту же музыку цепочкой спиной к зрителям, пританцовывая, выходят учителя. По очереди поворачиваются к зрителям и как на подиуме демонстрируют бутафорские купальные костюмы, при этом у каждого свои пляжные аксессуары: солнечные очки, зонтик, панамка, шляпка, сачок, удочка и др.)

Перед учителями появляется съемочная группа:

- ""Последний герой"". Дубль №1.

Мотор! Начали!

(Учителя ликуют, догадавшись, что они стали участниками проекта ""Последний герой"", поют.)

/""Круто ты попал""/

Мы попали в передачу,
Не мечтали мы о том,
Вот удача так удача,
Круто время проведем!
Благодарны мы Вовану –
Нас отправил отдыхать,
Зависаем на Канарах
И на все нам начихать.

Круто ты попал на ТВ,
Ты герой, ты звезда,
Давай народ удиви.

Действие IV.

Ведущий: А в это время наш Вовочка, в предвкушении вечной свободы, уютно расположился в кресле, включил телевизор, а там…

- ""Последний герой"". Борьба за тотем. Дубль № 2.

Мотор! Начали!

Ведущий: Вам, Наталья Ивановна, предстоит выпить кровь учеников 10-го класса, а вам, Надежда Сергеевна, достались мозги 11-го класса.

Учителя сопротивляются:

Нет, ни за что!

Помилуйте!

Какая гадость!

Ведущий: Вспомните сорванные уроки, невыполненные домашние задания.

Учителя бросаются за поддержкой к коллегам:

Коллеги, пощадите! Это же бесчеловечно!

Ведущий: Вспомните, в конце концов, Наталья Ивановна, как они пили вашу кровь, а вам, Надежда Сергеевна, капали на мозги!

Учителя, борющиеся за тотем, собирают волю в кулак.

Наталья Ивановна выпивает ""кровь"" – стакан томатного сока: Эх, хороша кровушка! Кто следующий? Ну, 7 класс, берегись!

Надежда Сергеевна съедает ""мозги"" – йогурт: Извините, можно спросить: а нельзя ли добавки?

Ведущий: Хорошего, Надежда Сергеевна, помаленьку.

Действие V .

(Перед зрителями появляется Вовочка. Учителя за спиной Вовочки удаляются.)

Монолог Вовочки: Вот это да! Сенсационная новость! Это же наши учителя! Надо друзьям позвонить. Алло! Привет, Жека! Почему не звонишь? Телефона нет? Что делаешь? Сидишь. Значит, не упадешь. Включи телевизор, ты не представляешь: там в ""Последнем герое"" наши учителя участвуют. Я тебя не удивил? Ты уже смотришь? Просишь, чтобы я забыл номер твоего телефона? Эх, ты, а я тебя считал настоящим другом! Позвоню Паненко. Александр, чем занимаешься? Проклинаешь меня? За что?! Ты считаешь, что я совершил непоправимую ошибку? И ты Брут, ты мне не друг! (Набирает следующий номер) Роман? Болван? Кто болван? Я - болван? Ты считаешь, что теперь наши любимые учителя не вернутся к нам, потому что таких талантливых учителей пригласят в Москву? Можно подумать, это я их считал занудами и пропускал их уроки.

(Кладет трубку) Ну вот, всех друзей растерял. Что же делать? Надо что-то придумать. Надо спасать учителей! Надо спасать учеников! (В раздумье уходит).

Действие VI .

- ""Последний герой"". Вечерний сбор. Дубль №3.

Ведущий: Как вам живется на этом острове, уважаемые?

Реплики педагогов:

Да какой это остров!

Экзотика, экзотика! Какой-то остров невезения да и только!

Крокодил не ловится, не растет кокос!

Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел.

Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены.

А все кто виноват?

Вовочка!

Это не Вовочка, а самая настоящая чума на нашу голову.

Поют:

/""Вова-чума""/

Расточительный взгляд,
Стильно-модный наряд,
В голове кавардак,
Восемь двоек подряд-
Обаятельный гад.
Сладковатый дымок,
По спине холодок,
Захламленный чердак,
И в портфеле бардак,
Очень сильный кулак.

Во-во-во-ва,
Вова-Вова-чума,
Вова-Вова-чума,
Вова-Вова-чума.

Нету круче и злей,
Вот так выдумал змей.
Мы у моря сидим,
Друг на друга глядим,
Очень кушать хотим.
За какие грехи,
Чем мы так уж плохи?
Мы устроим хи-хи,
Как вернемся домой,
Обходи стороной,

Во-во-во-ва,
Вова-Вова-чума,
Вова-Вова-чума,
Вова-Вова-чума.

Завуч обрывает пение: Коллеги, коллеги, не слишком ли вы увлеклись? Не пора ли вспомнить о своих обязанностях: надо заполнить журналы, проверить тетради.

Учителя с радостью берутся за дело, обмениваются впечатлениями:

Какой стиль, какой слог! Вы послушайте, как гениально пишет Вова Южиков: ""В жизни всегда есть место пофигу"". Надо же, мне бы никогда такое в голову не пришло.

Какие у нас способные дети: они все пишут слова почти без ошибок.

Удивительно!

А вот я могу гордиться своими 11-классниками: они безошибочно находят ответы даже самых сложных задач … в конце учебника.

Юные геометры!

Это что! Вот мои с закрытыми глазами показывают столицу Африки!

Кто это? Кто?

Да почти половина школы.

Какие молодцы! Какие талантливые дети!

Что же делать? Сегодня День Ученика, а наши дети так и не узнают, как мы их любим.

Так нам и надо!

Вечно ворчим, вечно недовольны детьми.

Поэтому-то и отправил нас Вовочка на необитаемый остров!

А давайте мы нашим ученикам отправим звуковое письмо!

Они узнают, как мы раскаиваемся, и вернут нас с необитаемого острова!

Поют:

/""Ты прости меня, малыш""/

Прозвенел звонок, в классе тишина,
Пишете диктант, в голове чепуха,
Все равно скажу в суматохе дня:
""Я тебя люблю"".

За углом опять вышли покурить,
Никотин валит с ног, трудно мне говорить.
За окном дымок, и речей поток
Я тебе скажу:

А на химии вдруг грохот прозвучал:
Снова ты не то и не так смешал,
И угарный газ задавил весь класс -
Я урок веду.

В дискозал пришли, но не танцевать,
Вам бы покурить, в карты поиграть,
Слов моих поток ставлю на потом,
Лишь тебе скажу:

Ты прости меня, малыш, ду-ду-ду-ду-ду-ру,
Если любишь, то простишь ду-ду-ду-ду-ду-ру.

Ты опять списал, но не свой вариант,
Ну и бог с тобой, хоть тетрадку сдал,
Я рукою своей запишу в журнал:
""Будь всегда со мной"".

Целый день блуждал ты по карте стран,
Был потерян тобой в Антарктиде Иран,
Но с тобой пойду хоть на край земли,
Я к тебе иду.

Ты прости меня, малыш, ду-ду-ду-ду-ду-ру,
Если любишь, то простишь ду-ду-ду-ду-ду-ру.

Действие VII .

Вовочка: Нужно срочно звонить в ""Службу спасения"". Алло! Спасите! Помогите! Нашим учителям грозит голодная смерть на необитаемом острове! Они погибнут от стихийного бедствия! Они погибнут без своих учеников! Приметы? Любимые, единственные и неповторимые! Уже вылетели?! Встречать голубой вертолет?!

Действие заключительное

(Выходят в праздничных нарядах учителя, впереди учитель в костюме доброго волшебника везет голубую коляску, украшенную шарами. Поют./

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой,
И неясно прохожим в этот день непогожий,
Почему я веселый такой.

Я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.

Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете
И бесплатно покажет кино,
С днем рожденья поздравит и, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.

(Учителя достают из коляски голубого цвета эскимо и раздают детям.)

Все вместе: С днем рождения! С Днем Ученика!