Обществознание гиа материалы для подготовки. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Новое учебно-методическое пособие издательства «Легион» предназначено для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2016 году. Работая по этой книге, школьники приобретут прочные, осознанные и фундаментальные навыки выполнения всех экзаменационных заданий в 9 классе.
Издание включает следующие материалы:
20 новых тренировочных вариантов ОГЭ, составленных в соответствии с проектом демоверсии и спецификации на 2016 год
от 21.08.2015 с ответами;
краткие методические рекомендации по выполнению заданий с развернутым ответом (работа с текстом документа, составления плана текста);
краткий словарь основных обществоведческих терминов.
Издание будет полезно прежде всего девятиклассникам, которые
готовятся сдавать ОГЭ по обществознанию, а также учителям и методистам. Родители смогут использовать книгу для контроля готовности детей к экзамену (наличие ответов этому способствует).
Полезным дополнением к книге является карманный справочник по обществознанию для 8-11 классов, в котором в сконцентрированном виде содержится практически весь материал курса.

Примеры.
В районном суде слушался иск о разделе имущества между наследниками. Основой для принятия решения судьёй станет
1) Гражданский кодекс
2) Административный кодекс
3) Семейный кодекс
4) Уголовный кодекс

Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Человек по своей сути есть существо биосоциальное.
Б. Человек является частью природы и неразрывно связан с обществом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Люди, составляющие общество и живущие в рамках своей культуры, обращаются к культурному наследию предков. Какая функция культуры проявляется в этом?
1) функция обеспечения безопасности
2) функция приспособления
3) прогностическая
4) коммуникативная

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
Тренировочные варианты
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Вариант 12
Вариант 13
Вариант 14
Вариант 15
Вариант 16
Вариант 17
Вариант 18
Вариант 19
Вариант 20
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Вариант 12
Вариант 13
Вариант 14
Вариант 15
Вариант 16
Вариант 17
Вариант 18
Вариант 19
Вариант 20
Словарь терминов.

  • Обществознание, 9 класс, Подготовка к ГИА 2014, Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А., 2013
  • ГИА, Обществознание, 9 класс, Тематические тесты, Чернышева О.А., Пазин О.А., 2012
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Калачёва Е.Н.
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 32 варианта, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.

Следующие учебники и книги.

Предисловие.................................... 6

БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей................................ 12

Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы....... 14

Тема 1.3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь......................... 16

Тема 1.4. Биологическое и социальное в человеке..... 17

Тема 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.............................. 19

Тема 1.6. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение)..................... 23

Тема 1.7. Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные отношения. Общение...... 30

Тема 1.8. Межличностные конфликты,
их конструктивное разрешение........... 40

БЛОК-МОДУЛЬ 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 2.1. Сфера духовной культуры и её особенности. . 43

Тема 2.2. Наука в жизни современного общества..... 44

Тема 2.3. Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Возможности получения общего и профессионального образования
в Российской Федерации................. 48

Тема 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни
современного общества. Свобода совести.... 52

Тема 2.5. Мораль............................... 58

Тема 2.6. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. 61

БЛОК-МОДУЛЬ 3. ЭКОНОМИКА

Тема 3.1. Экономика, её роль в жизни общества...... 65

Тема 3.2. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов................. 68

Тема 3.3. Экономические системы и собственность... . 72

Тема 3.4. Производство, производительность труда.
Разделение труда и специализация......... 78

Тема 3.5. Обмен, торговля......................... 83

Тема 3.6. Рынок и рыночный механизм.............. 85

Тема 3.7. Предпринимательство. Малое предпринимательство
и фермерское хозяйство.................. 92

Тема 3.8. Деньги................................103

Тема 3.9. Заработная плата и стимулирование труда... 107

Тема 3.10. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки...................111

Тема 3.11. Налоги, уплачиваемые гражданами.........115

Тема 3.12. Экономические цели и функции государства.119

БЛОК-МОДУЛЬ 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Тема 4.1. Социальная структура общества............122

Тема 4.2. Семья как малая группа. Отношения между поколениями...........124

Тема 4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте..................127

Тема 4.4. Социальные ценности и нормы............, 130

Тема 4.5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни...................134

Тема 4.6. Социальный конфликт и пути его решения. . 138

Тема 4.7. Межнациональные отношения.............142

БЛОК-МОДУЛЬ 5. СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема 5.1. Власть. Роль политики в жизни общества.... 146

Тема 5.2. Понятие и признаки государства...........148

Тема 5.3. Разделение властей......................151

Тема 5.4. Формы государства.......................153

Тема 5.5. Политический режим. Демократия.........157

Тема 5.6. Местное самоуправление..................162

Тема 5.7. Участие граждан в политической жизни.....167

Тема 5.8. Выборы, референдум.....................169

Тема 5.9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.............173

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство...................178

БЛОК-МОДУЛЬ 6. ПРАВО

Тема 6.1. Право, его роль в жизни общества и государства.......................... 187

Тема 6.2. Норма права. Нормативный правовой акт. . . 188

Тема 6.3. Понятие правоотношений................ 192

Тема 6.4. Признаки и виды правонарушений. Понятие
и виды юридической ответственности......195

Тема 6.5. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации.................. 200

Тема 6.6. Федеративное устройство России.......... 206

Тема 6.7. Органы государственной власти Российской Федерации.................. 209

Тема 6.8. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. . 219 Тема 6.9. Понятие прав,
свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина
в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан.................... 223

Тема 6.10. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних..... 227

Тема 6.11. Механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина........... 230

Тема 6.12. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.......... 233

Тема 6.13. Гражданские правоотношения. Права собственности.
Права потребителей. . 236

Тема 6.14. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей..... 245

Тема 6.15. Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудоустройство несовершеннолетних..... 254

Тема 6.16. Административные правоотношения, правонарушения и наказания............. 259

Тема 6.17. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних...... 263

Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию.............................. 271

Ответы...................................... 282

Литература..................................... 285


по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

5. Характеристика структуры КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов. Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 14

«3» – от 15 до 24

«4» – от 25 до 33

«5» – от 34 до 39

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).