Образ родины в лирике тютчева. Казалось, будто в длани мощной. Дохнул сентябрь, георгины

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение «Слезы»:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые,

В осень глухую, порою ночной.

Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение «Русской женщине» отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои…

И жизнь твоя пройдет незрима…

Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева – объект поклонения. Поэт считал, что у России – особый путь, ее любит Бог, а миссия ее – обновить человечество:

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и сердце ноет…

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа…

Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, «русская душа» умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

    • Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее […]
    • Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830‑х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», […]
    • Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты "чистого искусства", выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам. Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной […]
    • Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы […]
    • Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. […]
    • Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: «Вот эта книжка […]
    • В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих […]
    • Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Наверное, каждый человек хочет прогуляться по средневековому городу. Жалко, что сейчас строят только современные дома, поэтому в средневековый город или замок можно попасть только на экскурсию. Из них сделали музеи, в которых уже не почувствуешь настоящей атмосферы того времени. А как бы хотелось пройти среди узких улочек, закупиться продуктами у бойких торговок на базаре, а вечером пойти на бал! А ещё лучше - проехаться в карете, как Золушка! Только совсем не хочется, чтобы роскошный наряд после полуночи […]
    • Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встре­чены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непо­средственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современни­ке». Его стихи высоко ценил редактор журнала Не­красов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
    • Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это […]
    • По-моему, понятие истинного героизма, как и любви, доброты, порядочности, благородства, милосердия и других человеческих ценностей, вечно. То, что навязывается сейчас «желтой» прессой и многими телеканалами – это искажение, а в некоторых случаях, и осквернение этого святого слова. Каков же он, герой 21 столетия? Я считаю, что это человек, который готов, прежде всего, на самопожертвование. Впрочем, это не открытие, а та же самая вечная ценность, которая отличала героев от трусов во все века. К этому добавляется […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • Труд писателя сложен! Действительно ли это утверждение? Мне кажется, что действительно. Деятельность писателей сложна, и это действительно труд. Написание любой книги, пусть даже детской, где всего пара строчек на странице, требует огромных усилий. Кто-то, может быть, и не согласится с этим утверждением. Да! Писатель не таскает мешки с картошкой и не копает многокилометровые траншеи, но от этого его труд легче не становится. Давно уже известно, что труд умственный гораздо тяжелее труда физического. Прежде, чем […]
    • Когда смотришь на картины Виктора Михайловича Васнецова, чувствуешь гордость, которая переполняла великого художника, за свое отечество. Появляется это ощущение и глядя на картину «Баян». Возможно, полотно не может передать нам замысел автора словесно, но мы всегда имеем возможность понять смысл, приглядевшись ко всем деталям и образам на картине. Может показаться непонятным почему главное действующее лицо - сказитель Баян сидит не по центру. Но вряд ли художник сделал так случайно. В любом мазке автора […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Природа в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева

    Творчество Тютчева и Фета взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Тютчев и Фет глубоко уважали и ценили друг друга. Тютчев высоко отзывался о поэтическом даре своего младшего современника:

    Великой Матерью любимый,

    Стократ завидней твой удел:

    Не раз под оболочкой зримой,

    Ты самое ее узрел.

    В свою очередь, Фет глубоко почитал Тютчева, видел в нем для себя образец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается к нему: «Мой обожаемый поэт». В стихотворении «На книжке стихотворений Тютчева» автор пишет:

    Здесь духа мощного господство,

    Здесь утонченный жизни цвет.

    Такая взаимная симпатия поэтов имеет много причин. Фет и Тютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тот период демократически настроенные поэты некрасовской школы. В творчестве поэтов большое место занимает природа.

    Обоих поэтов отличает внутренняя близость к природе, гармония с ней, тонкое понимание природной жизни.

    Лирика природы стала величайшим художественным достижением А. Фета и Ф. Тютчева. Их пейзажные картины наполнены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах: весенние ручьи «бегут и будят сонный брег», «дремлют розы, не зная снегов», «робко месяц смотрит в очи». Поэзия Ф. Тютчева и А. Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души. Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенным настроением и состоянием человеческой души.

    Этот прием образного параллелизма широко использовали В. Жуковский, А. Пушкин и М. Лермонтов. Эту же традицию продолжают в своих стихах А. Фет и Ф. Тютчев. Так, Ф. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измученной человеческой душой. Поэту удалось с изумительной точностью передать болезненную красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля». И в человеческих чувствах поэт находит соответствие настроению, царящему в природе:

    Ущерб, изнеможенье - и на всем,

    Та кроткая улыбка увяданья.

    Это стихотворение явно перекликается с пушкинской «Осенью», где «унылая пора» сравнивается с «чахоточной девой», кроткой и прекрасной в своей болезни.

    Прием образного параллелизма мы встречаем и у А. Фета. Причем чаще всего этот прием А. Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души. В качестве примера можно привести стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер!». Прежде всего это, конечно, шедевр «импрессионистской» лирики А. Фета. Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту «пьяных гигантов столпившийся хор». Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно, но поэту удается точно передать то, какими они кажутся в неверных отблесках костра. В стихотворении использована «кольцевая» композиция: оно начинается и заканчивается изображением горящего костра. Многие детали стихотворения символичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угасающего днем и разгорающегося ночью, некий скрытый смысл. В самом деле, что это за костер, в свете которого оживают даже деревья, тепло которого проникает «до костей и до сердца», отгоняя все житейские тревоги? Не символ ли это огня творчества, который даже под гнетом будничной жизни «будет теплиться скупо, лениво» в душе поэта?

    Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другом стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье...». Здесь поэт изображает любовное свидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада, соловьиными трелями и разгорающейся зарей. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэтичность и таинственность.

    Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчева роднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд, моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее ярко проявляется таинственное могущество природы, ее величие и сила. Поэтому у Тютчева мы читаем такие строки:

    Небесный свод, горящий славой звездной,

    Таинственно глядит из глубины...

    И хор светил, живой и дружный,

    Кругом раскинувшись, дрожал.

    Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Понимание природы как могучей силы, как содружества стихий, мы находим и у Ф. Тютчева, и у А. Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде. Всем известны тютчевские строки:

    Как хорошо ты, о море ночное!

    То лучезарно, то сизо-темно...

    У А. Фета одна из книг его стихотворений также посвящена морю. Однако для А. Фета вода оставалась «стихией чуждою», тогда как у Ф. Тютчева вода является одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт видел начало и конец мира, «темный корень мирового бытия». Этот мотив пронизывает почти все стихотворения Ф. Тютчева.

    И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяет сходное отношение к природе вообще. Для Ф. Тютчева и А. Фета природа - носительница высшей мудрости, гармонии и красоты.

    Именно к ней должен обращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки. «Великой Матерью» называет природу Тютчев. Это же сравнение возникает и в другом его стихотворении, где поэт восклицает:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездумный лик,

    В ней есть любовь, в ней есть язык...

    В свою очередь, А. Фет в своем стихотворении «Учись у них - у дуба, у березы...» предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ее способности бесконечно возрождаться к новой жизни.

    Однако в изображении природы у Ф. Тютчева и А. Фета есть и глубокое различие. Обусловлено оно, прежде всего, различием поэтического темперамента этих авторов.

    Ф. Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Ф. Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Ф. Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гласят». Порой это стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам. Так, в стихотворении «Полдень» описание дремлющей природы, истомленной зноем, завершается упоминанием бога Пана.

    А в стихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждения сил природы венчают такие строки:

    Ты скажешь: ветреная Геба,

    Кормя Зевесова орла,

    Громокипящий кубок с неба,

    Смеясь, на землю пролила.

    Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во многих стихотворениях Ф. Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с беспредельным». В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» мы читаем:

    В этом волнении, в этом слиянье,

    Весь, как во сне, я потерян стою,

    О, как охотно бы в их обаянье,

    Всю потопил бы я душу свою...

    Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели. Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверостиший:

    Природа - Сфинкс.

    И тем она верней,

    Своем искусом губит человека,

    Что, может статься, никакой от века,

    Загадки нет и не было у ней.

    К концу жизни Ф. Тютчев осознает, что человек является «лишь грезою природы». Природа видится ему «всепоглощающей и миротворной бездной», которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. Над ней не властен его разум, «духа мощного господство». Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и творчестве Ф. Тютчева. Отношения поэта и природы все больше напоминают «поединок роковой». Но ведь именно так сам Ф. Тютчев определил подлинную любовь.

    Совершенно иные отношения с природой у А. Фета. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. А. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах передается чувственное, эмоциональное восприятие мира. Чернышевский писал о стихах А. Фета, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. В самом деле, именно непосредственность впечатлений отличает творчество А. Фета. Он часто сравнивает себя в стихах с «первым жителем рая», «первым иудеем на рубеже земли обетованной». Это самоощущение «первооткрывателя природы», кстати, часто свойственно героям Толстого, с которым А. Фет был дружен.

    Вспомним хотя бы князя Андрея, воспринимающего березу как «дерево с белым стволом и зелеными листьями». У А. Фета же в стихотворении «Весенний дождь» мы читаем:

    И что-то к саду подошло.

    По свежим листьям барабанит.

    Это «что-то», конечно, дождь, но для А. Фета органичнее назвать его именно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожалуй, такого себе позволить бы не мог. Для А. Фета природа, в самом деле, является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы. В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» особенно ясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта:

    Отовсюду,

    На меня весельем веет,

    Что не знаю сам, что буду,

    Петь - но только песня зреет.

    «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» - сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин. Пожалуй, это высказывание можно применить и ко всей поэзии А. Фета.

    Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

    Мотылька полет незримый,

    Слышен в воздухе ночном...

    Час тоски невыразимой!

    Все во мне, и я во всем!

    Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, "растворение в изначальном хаосе". Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Но для каждого времени года он нашел свои краски, такие рифмы и сравнения:

    Чародейкою Зимою,

    Околдован, лес стоит...

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован,

    Легкой цепью пуховой...

    Потом приходит пора, когда «еще в полях белеет снег»:

    Еще природа не проснулась,

    Но сквозь редеющего сна,

    Весну послышала она,

    И ей невольно улыбнулась...

    А какая веселая, озорная майская гроза изображена Ф. Тютчевым: “Первый гром... грохочет”, “гремят раскаты молодые”, “все вторит весело громам”.

    Великолепно описан летний вечер, который опускается на землю после знойного дня:

    И сладкий трепет, как струя,

    По жилам пробежал природы,

    Как бы горячих ног ее,

    Коснулись ключевые воды.

    И, наконец, «умильная таинственная прелесть» осени, «туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей землею»:

    Когда лежит на всем,

    Та кроткая улыбка увяданья,

    Что в существе разумном мы зовем,

    Божественной стыдливостью страданья.

    Идея торжества природы и человека пронизывает всю лирику Ф. Тютчева. Для него природа:

    Не слепок, не бездушный лик,

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Однако существует и трагическое различие. “Созвучье полное в природе”: после бурь и гроз всегда наступает успокоение, а в душе человека бури, обогащая ее многообразием чувств, часто оставляют после себя боль утраты и опустошенность.

    У А. Фета природа очеловечена, как ни у одного из его предшественников. Цветы в стихах А. Фета улыбаются, пруд грезит, березы ждут, ива «дружна с мучительными снами», «изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами», звезды, которым так много строк посвятил А. Фет, говорят человеку:

    Вот почему, когда дышать так трудно,

    Тебе отрадно так поднять чело,

    С лица земли, где все темно и скудно,

    К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.

    А. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье,

    Сонного ручья...

    Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

    Какая ночь! Все звезды до единой,

    Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

    И в воздухе за песней соловьиной,

    Разносятся тревога и любовь.

    Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Ф. Тютчев и А. Фет. Будучи близки к идеологии «чистого искусства», оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве.

    Для Ф. Тютчева и А. Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Ф. Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для А. Фета - с позиций чувства.

    Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без А. Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама. Ф. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских символистов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от В. Жуковского и А. Пушкина. поэт стихотворение литература

    Список использованной литературы

    1. Тютчев Ф.И. «Стихотворения. Письма. Воспоминания современников» // «Правда» М. 1988 г.

    2. Фет А.А. «Избранное», Москва, 1985 г.

    3. Тютчев Ф.И. «Я встретил Вас…» // «Детская литература» М. 1997 г.

    5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века // «Аванта +» М. 1998 г.

    6. Пигарев К.В. «Жизнь и творчество Тютчева» // «Детская литература» М. 1962 г.

    7. Энциклопедия для детей по литературе // «Аванта +» М. 1998 г.

    8. Хрестоматия для старшеклассников // «Дрофа» М. 2002 г.

    9. Шайтанов И.О. «Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы» // «МГУ» М. 2001 г.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

      контрольная работа , добавлен 17.12.2002

      Основные факты биографии Афанасия Фета. Единство природы и человекы в поэзии Фета. Роль цвета, звука и контрастов в стихотворении. Любимые символы поэта. Любовная лирика. Стихи, посвященные Марии Лазич. Общее и отличное в творчестве Фета и Тютчева.

      презентация , добавлен 23.01.2012

      Расцвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ стихотворений с выводами сопоставительного характера. Стремление к порывам в пейзажной лирике Фета. Сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками. Использование художественных средств.

      контрольная работа , добавлен 16.12.2010

      Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета и ее особенности. Художественные особенности, методы и средства отображения времен года, их воплощение в поэтичеcких картинах природы. Взыcкательное отношение к cтихотворному маcтерcтву у Ф. Тютчева и А. Фета.

      курсовая работа , добавлен 26.10.2014

      Изображение времен года в поэзии М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета. Внутренняя связь мира природы и мира человека, одушевление природы в стихотворениях А. Фета. Природа как символ свободы в творчестве М. Лермонтова, использование им эмоциональных эпитетов.

      курсовая работа , добавлен 11.01.2012

      Биография Афанасия Афанасьевича Фета. Основное настроение поэзии Фета, упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями и мечтами. Цикл стихов, посвященных М. Лазич. Мир поэзии Фета. Связь природы и любви в творчестве Фета.

      реферат , добавлен 28.12.2011

      Творческий путь Ф.И. Тютчева. Особенность лирики Ф.И. Тютчева - преобладание пейзажей. Сопоставление "человеческого Я" и природы. Весенние мотивы и трагические мотивы пейзажной лирики Ф.И. Тютчева. Сравнение ранней и поздней пейзажной лирики.

      доклад , добавлен 06.02.2006

      История жизни и творческой деятельности Фёдора Ивановича Тютчева, его любовная поэзия. Роль женщин в жизни и творчестве поэта: Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой. Величие, мощь и утончённость лирики Тютчева.

      разработка урока , добавлен 11.01.2011

      Место Федора Ивановича Тютчева в русской литературе. Первый литературный успех юноши. Обращение молодого поэта к Горацию. Поступление в Московский университет. Попытки разгадать исторический смысл происходящего. Романтизм Тютчева, его понимание природы.

      курсовая работа , добавлен 28.12.2012

      Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов второй половины XIX века. Пейзажная лирика в стихотворениях Алексея Толстого, Аполлона Майкова, Ивана Никитина, Алексея Плещеева, Ивана Сурикова. Сочетание внутреннего мира человека и красоты природы.

    " Родина в лирике А.Фета и Ф.Тютчева"

    Курбашнова Т. Н. , учитель русского языка и литературы

    В 9-м классе это первое знакомство с творчеством А.Фета и Ф.Тютчева. Поэтому важно донести до учащихся красоту и глубину их стихов, то, как происходит познание родины в лирике Тютчева и Фета; выяснить особенности напевного стиха А.Фета , философского стиха Ф.Тютчева ; научиться понимать смысл поэтического текста. Это первый урок по лирике этих поэтов, поэтому разумно провести его, на наш взгляд, ярко, нестандартно, чтобы учащиеся увидели полноту восприятия мира и любви ко всему, что нас окружает в стихах этих замечательных поэтов.

    До урока учащиеся получили задание познакомиться с биографией и творчеством А.Фета и Ф.Тютчева, прочитать и понять, в чем наблюдается сходство и различие в стихах поэтов: А.Фет “Я потрясен, когда кругом //Гудят леса, грохочет гром…”, “Как нежишь ты, серебряная ночь…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Долго снились мне вопли рыданий твоих…”, “Сияла ночь. Луной был полон сад…” и др.; Ф.Тютчев “Чему бы жизнь нас не учила…”, Сияет солнце, воды блещут…”, “Тени сизые смесились…”, “Молчание”, “О, как убийственно мы любим…” и др.

    Оборудование урока:

      Портрет А.Фета

      Портрет Ф.Тютчева

      Грамзаписи романсов на стихи Ф.Тютчева и А.Фета.

    Эпиграфы к уроку:

    Целый мир от красоты…” А.Фет

    Все во мне и я во всем…” Ф.Тютчев

    1.

    Организационный момент

    Начинается урок с исполнения романса на стихи А.Фета “На заре ты ее не буди” (романс можно прослушать в грамзаписи, на нашем уроке его исполняла ученица под аккомпанемент учителя музыки).

    Слово учителя. Этот замечательный романс на стихи известного русского поэта А.Фета. Удивительные стихи, удивительная музыка…

    Наш сегодняшний урок посвящается пленительным стихам двух самых удивительных поэтов 19 века – Ф.И.Тютчеву и А.А.Фету.

    Это уже не первая встреча с ними, многое вы уже знаете о их судьбе и произведениях. Но сегодня мы прикоснемся к сложному миру их лирики, чтобы еще глубже понять, как эти поэты познают родину, Россию. На примере стихотворений Тютчева и Фета мы попытаемся увидеть, как, отображая окружающий мир в тончайших его переливах, поэты прикасаются к тайнам души человека, души природы, проявляя любовь к жизни, а значит, любовь к родине.

    - Из чего, на ваш взгляд, складывается любовь к родине?

    (Русская березка, весенняя гроза, “трусишка зайка серенький”, любимая женщина, встретившаяся на пути, -- и множество других важных и неважных проявлений.

    Любовь к родине – это любовь к жизни, а любовь к жизни – это сотворчество со всем живым. Любовь к женщине не может возникнуть без любви к ближнему. А любви к ближнему не бывает без сочувственного отклика на все проявления бытия: будь то гроза, солнце, трава, река, мышь-полевка – и мало ли что ещё.)

    - Так значит, можно сказать, что “целый мир от красоты”?

    А.Фет “Целый мир от красоты…”. (Быков М.)

    Стихотворение это у каждого ученика есть на столе.

    Целый мир от красоты,
    От велика и до мала,
    И напрасно ищешь ты
    Отыскать его начало.

    Что такое день иль век
    Перед тем, что бесконечно?
    Хоть не вечен человек,
    То, что вечно, – человечно –

    Говорит в своем стихотворении А.Фет, строки из которого я и взяла эпиграфом к нашему уроку.

    Учитель:

    Прочитайте еще раз стихотворение самостоятельно и скажите, как понимаете смысл его? Какую фразу можно считать ключевой? (“То, что вечно – человечно”).

    -Как вы её объясните?

    -Что имел в виду поэт под словом “вечно”?

    -Какой художественный прием использует Фет в этом стихотворении? (Прием антитезы, используя антонимы).

    Но мы сегодня рассматриваем лирику двух поэтов, живших в одно время. А значит, нужен ещё один взгляд на красоту окружающего мира, взгляд Ф.Тютчева. Прослушайте его стихотворение “Тени сизые смесились…”

    (Стихотворение читает подготовленный ученик):Швецова Евгения.

    Тени сизые смесились,
    Цвет поблёкнул, звук уснул –
    Жизнь, движенье разрешились
    В сумрак зыбкий, в дальний гул…
    Мотылька полет незримый
    Слышен в воздухе ночном…
    Час тоски невыразимой!...
    Все во мне – и я во всем!...

    Сумрак тихий, сумрак сонный,
    Лейся в глубь моей души,
    Тихий, темный, благовонный,
    Всё залей и утиши.
    Чувства – мглой самозабвенья
    Переполни через край!..
    Дай вкусить уничтоженья,
    С миром дремлющим смешай!

    Подумайте, о чем это стихотворение. Как можно его интерпретировать?

    Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

    (Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

    Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика )

    (Перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек).

    Какая строка из этого стихотворения отражает тему нашего урока, которую можно взять эпиграфом к уроку? (“ Всё во мне – и я во всем”).

    Объясните её, связав с первым эпиграфом.

    Итак, “целый мир от красоты”…А.А. Фет во всем видит красоту, особенно в природе. Он замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав свои краски, изображает свои впечатления, превращая мгновенное в вечное. Не об этом ли стихотворение “ Шепот, робкое дыханье…”, которое считают “визитной карточкой” поэта.

    (Подготовленный ученик читает стихотворение А.Фета “Шепот, робкое дыханье…”) Глаголева Люда

    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.

    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..

    Учитель: В чем особенность этого стихотворения?

    (В стихотворении нет центрального образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки. Поэт передает неповторимость происходящего . Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола.

    Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина…”

    Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает “милое лицо” в его “волшебных волнениях-изменениях”).

    Какие части речи присутствуют? (сущ.,прилаг.)

    Это стихотворение исполнено трепета жизни, движения, несмотря на то, что в нем, действительно, нет ни одного глагола. Движение в нем не бурное, резкое, порывистое, а затаенное, едва приметное. Существительные и прилагательные в этом стихотворении силой искусства обретают художественные качества глаголов.)

    Это стихотворение, как и многие другие стихотворения А.Фета, написано в импрессионистской манере. Что такое импрессионизм?

    (Сообщение учашегося: Имрпессионизм как художественное направление происходит от французского слова, означающего “впечатление”. Предметы рисуются не в полном объеме и конкретности, а в неожиданном освещении, с какой-то неожиданной стороны, как они представляются художнику).

    (Запись в тетрадях: Импрессионизм в поэзии – изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти “обрывки”, взятые вместе, образуют цельную и психологически очень достоверную картину).

    (Звучит романс в грамзаписи на стихи А.Фета “Весенние воды”).

    - “Целый мир от красоты…” Можно ли назвать поэзию Ф.Тютчева импрессионистской? (Нет, она более философична, чем изобразительна. Главное в его лирике – это осмысление жизни, природы, красоты. Думы о человеке, о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия).

    Очень характерно в этом отношении стихотворение “Силентиум ”. (Чтение стихотворения подготовленным учеником).

    Федор Тютчев
    Silentium!
    1(молчание)

    Молчи, скрывайся и таи,
    И чувства, и мечты свои -
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи, -
    Любуйся ими - и молчи.

    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь -
    Взрывая, возмутишь ключи,
    Питайся ими - и молчи...

    Лишь жить в себе самом умей -
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум -
    Их оглушит наружный шум,
    Дневные разгонят лучи -
    Внимай их пенью - и молчи!..

    Объясните смысл стихотворения. (Все стихотворение представляет собой обращение ко всем нам, к каждому в отдельности. Поэт говорит о живущей в “тебе”, т.е. нас, “душевной глубине”, где содержится “целый мир”. Этот мир таинственен и неповторим, и его действительно невозможно полностью, во всем его многообразии ни “высказать”, ни “понять” другому. Но каждый из нас может и должен знать о существовании этого мира в каждой душе. Тютчев говорит: “Я знаю, что в твоей душевной глубине есть такой “таинственно-волшебный” мир, который нельзя высказать, но я дорожу им – как и миром своей души”. Поэтому и звучит рефреном слово “молчи” в конце каждой строфы. Ведь ценности, красота, если они не могут быть всецело поняты, не доступны черствым душам, жестоким сердцам).

    Действительно, красота не доступна жестоким, не умеющим любить и чувствовать сердцам.

    3. Лирика любви.

    Какая тема, на ваш взгляд, является основной в творчестве обоих поэтов? (Тема любви).

    Да, любовь – это источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. “Всё во мне – и во всем…”. Есть любовь – значит, есть ощущение родины. На это накладывается особое ощущение красоты.

    Можно ли понять красоту, любовь, уложить их в какие-то рамки? (Нет, это можно только чувствовать и восхищаться, дивиться и подниматься на крыльях вдохновения. Именно любовь вдохновляла Фета и Тютчева на стихи, равных которым мало найдется в русской лирике).

    Учитель : Однажды Фет гостил у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. В один из вечеров им пела Татьяна Андреевна Кузминская, женщина живая, обаятельная, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Натальи Ростовой. Фет очень высоко ценил её голос. Когда она пела, он говорил ей, что музыка действует на него так же сильно, как красивая природа. В память этого “эдемского вечера” Фет за ночь написал стихотворение и подарил его Кузминской. Уже позже на него написали музыку. Это стихотворение – романс “Сияла ночь”.(Можно прослушать в грамзаписи этот романс, можно в чтении подготовленного ученика).

    Да, удивительное стихотворение. Увидели ли вы в нем некие параллели с другим шедевром русской поэзии? (Напоминает стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”).

    Жизни блаженство в одной лишь любви…” -- скажет Тютчев в одном из своих стихотворений. Любовь для Тютчева – это счастье, несмотря на то, что часто в его произведениях любовь – это роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих.

    У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла

    (Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева “О, как убийственно мы любим…” ).Денисьевский цикл

    (Звучит романс

    Учитель :Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер). ему 20 лет, ей 15 лет ТЕОДОР, сегодня я вам покажу место, где в Мюнхене раньше всех зацветают яблони! - объявила Амалия, и ее ножки в маленьких башмачках резво заскользили вниз по лестнице, у подножия которой их уже ожидала запряженная коляска.

    ФЕДОР поспешил за ней. Он совсем недавно приступил к работе в русской дипломатической миссии, находящейся в Мюнхене, и город с его окрестностями еще почти не знал.

    Амалия привезла его на берег реки. На крутом склоне высились развалины старинного поместья, а рядом раскинулся цветущий яблоневый сад, весь в розовых лучах заходящего солнца. (Амалия Лерхенфельд.)

    Федор любовался спутницей и полудиким романтическим пейзажем вокруг и все не мог решить: какое творение природы более совершенно - яблони, усыпанные бело-розовым цветом, или девушка в нежно-палевом платье, свежая, как майское утро? Порыв ветра вдруг сорвал с ветвей облачко цветов и осыпал ими Амалию: изящную шляпку, рассыпанные по плечам черные локоны, длинный прозрачный шарф. Девушка осторожно сняла с рукава один цветок и положила его на ладошку:

    Ничего особенного, всего пять лепестков, но разве это не сама гармония? - тихо сказала она и коснулась лепестков губами.

    «Нет, она - совершенство!» - окончательно решил Федор.

    Хотите, Теодор, поклянемся друг другу, что до самой смерти, когда бы ни пришлось нам увидеть яблони в цвету, мы будем вспоминать друг о друге: я - о вас, вы - обо мне? - вдруг предложила Амалия.

    Клянусь, моя фея! - тут же откликнулся Федор и опустился перед ней на одно колено. Взяв подол ее платья, он прижал его к своим губам. А сам подумал, что он-то будет вспоминать о ней, на что бы ни поглядел: хоть на яблоню в цвету, хоть на чертополох без всякого цвета. И завтра на службе, разложив на столе документы, он опять будет видеть одну ее и думать о ней.
    ***

    А в письме матушке, взбудораженный воспоминаниями, Федор признался, что ведь Амалия, пожалуй, его вторая самая большая любовь. На первое место он ставил не жену, а Россию.

    Поседевшему Тютчеву было в это время 66 лет, все еще привлекательной Амалии - 61.

    Три года спустя Федор Иванович, разбитый параличом, тяжело умирал в Царском Селе. В один из дней, открыв глаза, он вдруг увидел у своей постели Амалию. Долго не мог говорить, не вытирал слез, и они тихо бежали по его щекам. Молча плакала и она.

    Тютчев уже плохо владел телом, но еще в полной мере владел слогом. И на другой день продиктовал одно из последних своих писем к дочери Дашеньке: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

    Множество людей еще будет испытывать сердечный трепет, читая удивительные строки Тютчева, вдохновленные божественной Амалией. И только сама «виновница» их появления на свет так никогда в жизни и не насладилась их очарованием. Она не знала по-русски. Правда, вдова поэта послала ей аккуратно выполненный подстрочный перевод стихотворения про то, «как поздней осени порою бывают дни, бывает час…» Но ведь буквальный перевод не может передать и половины той волшебной ауры, что присутствует в подлиннике гениальных стихов.

    Однажды Федор Иванович, уже камергер двора, председатель комитета цензуры при Министерстве иностранных дел, приехал на лечение в Карлсбад. Среди отдыхавшей здесь русской и европейской знати было много его знакомых. При виде одной из дам по-молодому затрепетало его сердце. Это была все она же, только уже Адлерберг. Они часто и долго, как когда-то в Мюнхене, бродили по улицам Карлсбада, и все вспоминалось Федору Ивановичу: и первая встреча на балу, и яблоня, осыпавшая девушку бело-розовыми цветами, и та смешная шелковая цепочка, за которую его так ругал верный дядька Хлопов…

    Вернувшись в отель после одной из таких прогулок, Тютчев почти без помарок записал словно продиктованное свыше:

    Я встретил вас - и все былое

    Звучит “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)

    Какое ощущение возникает при его прослушивании?

    (Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

    Вывод : Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

    Выводы:

    Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Некрасов писал: “Каждый стих его хватает за сердце, как хватают за сердце внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце”. И это действительно так, потому что “всё” в нем – и он “во всем”.

    Итог:

    В произведениях Ф. И.Тютчева, А. А. Фета любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу . Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою». Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России .Являются пророческие слова самого Тютчева о России:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать -
    В Россию можно только верить.

    Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

    О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

    Он в мире грёзы и мечты,
    Любя игру лучей и тени,
    Подметил беглые черты
    Неуловимых ощущений,
    Невоплотимой красоты.
    И пусть он в старческие лета
    Менял капризно имена
    То публициста, то поэта –
    Искупят прозу Шеншина
    Стихи пленительные Фета.

    Д/з предлагается выучить наизусть любое стихотворение А.Фета или Ф.Тютчева, а также написать мини-сочинение “Как раскрывается любовь к родине в творчестве Тютчева и Фета”.

    Думается, поэт не ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.

    Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

    Растленье душ и пустота,

    Что гложет ум и сердце ноет…

    Кто их излечит и прикроет?

    Ты, риза чистая Христа…

    Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли “настоящим европейцем”. С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

    Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

    Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

    Итак, опять увиделся я с вами,

    Места немилые, хоть и родные.

    Стихотворение “Эти бедные селенья…” наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

    Эти бедные селенья,

    Эта скудная природа –

    Край родной долготерпенья,

    Край ты русского народа.

    Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение “Слезы”:

    Слезы людские, о слезы людские,

    Льетесь вы ранней и поздней порой…

    Льетесь безвестные, льетесь незримые,

    Неистощимые, неисчислимые, –

    Льетесь, как льются струи дождевые,

    В осень глухую, порою ночной.

    Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение “Русской женщине” отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

    Вдали от солнца и природы,

    Вдали от света и искусства,

    Вдали от жизни и любви

    Мелькнут твои младые годы,

    Живые помертвеют чувства,

    Мечты развеются твои…

    И жизнь твоя пройдет незрима…

    Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить.

    Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева – объект поклонения. Поэт считал, что у России – особый путь, ее любит Бог, а миссия ее – обновить человечество:

    Всю тебя, земля родная,

    В рабском виде Царь небесный

    Исходил, благословляя.

    Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

    Растленье душ и пустота,

    Что гложет ум и сердце ноет…

    Кто их излечит и прикроет?

    Ты, риза чистая Христа…

    Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, “русская душа” умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

    (No Ratings Yet)

    1. Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. Через обращение к природе...
    2. На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому...
    3. Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние...
    4. ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для...
    5. Вклад С. А. Есенина в русскую литературу связан со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. Он все превращает в золото поэзии: и сажу над заслонкой, и квохчущих кур, и удлатых...
    6. КЛАССИКА А. А. БЛОК ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в...
    7. Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это...
    8. Сравнивать творчество А. Блока и В. Маяковского невозможно, так как в идейном и стилевом отношении они отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам, и его творчество во многом...
    9. Ф. И. Тютчев – гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Одной из главных тем его творчества всегда была природа, но не только как оболочка видимого нами мира, но и природа...
    10. План 1. Рок и любовь в творчестве Тютчева. 2. Любовь как философская категория. 3. Тютчев как последний поэт эпохи романтизма. Федор Иванович Тютчев – русский поэт XIX века, современник Пушкина,...
    11. Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину. С. Л. Франк План 1. Образ окружающего мира в поэзии Тютчева. 2. Концепция темного и...
    12. МУЗЫКА ТЮТЧЕВСКИХ СТРОК (по поэзии Ф. И. Тютчева) Поэзия – это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, природе, родине. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и...
    13. Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства. Н. А. Некрасов План 1....
    14. Я люблю Родину! Я очень люблю Родину! С. Есенин План I. Любовь к Родине – основной мотив в творчестве С. Есенина. II. Изображение России и размышления о ее судьбе в...
    15. В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Тютчев многогранен и каждая грань его творчества идет от...
    16. Тема родины в творчестве Сергея Есенина I. “О Русь, малиновое поле…” Природа как лейтмотив в есенинском образе Родины. II. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины...
    17. Москва, Москва Люблю тебя как сын! Как русский, – сильно, пламенно И нежно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта...
    18. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли...
    19. КЛАССИКА А. А. АХМАТОВА ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А....
    20. Тема родины в творчестве писателей начала XX века занимает центральное место. Наиболее ярко это проявляется в произведениях поэтов и прозаиков, не принявших революцию и покинувших Россию, чтобы вдали от родного...
    21. В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА? Жизнь и творчество великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева совпали с трагическими событиями в истории страны и всего мира. Война...
    22. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений...
    23. Стихи Н. Рубцова близки каждому, кто задумывался о таких непреходящих жизненных ценностях, как любовь к родине, восхищение родной природой. В стихах Рубцова находят отражение его самые сокровенные мысли о родине,...
    24. “ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии Лермонтова) Все творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает любовь к свободе и родине. Эта тема звучит не только в стихах, прославляющих...
    25. В 1837 года М. Ю. Лермонтов создал свое стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”, в котором отобразил гармоничный и целостный образ человека и природы. Здесь мы видим, что данный образ природы...
    26. Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась...
    27. ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА С. Есенин – один из самых ярких и своеобразных русских поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Тема любви в его поэзии очень многогранна: это не только...
    28. “Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в...
    Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева

    Проектная работа по литературе по теме: «Сравнение природы в произведениях Тютчева и Фета»

    Подготовила ученица 10 «В» класса

    Новохаритоновской школы №10

    Попихина Анастасия.

    Руководитель: Козулицына Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы


    Цели и задачи проекта:

    • Выделить существующие признаки поэтики Тютчева и Фета.
    • Определить своеобразие поэтики авторов.
    • Развить способности к анализу.
    • Воспитать эстетический вкус читателя.

    Введение:

    Девятнадцатый век щедро одарил нас духовными сокровищами. Среди замечательных поэтов и авторов этого «золотого века» достойное место принадлежит А.А. Фету и Ф.И.Тютчеву.

    За годы долгой литературной жизни Тютчев стал крупнейшим представителем русской философской лирики. Всё пережитое и передуманное им нашло воплощение в его стихах.

    Замечательная художественная одарённость Фета составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был «жаден до стихов» , испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина.


    Немного биографии…

    Тютчев Фёдор Иванович(1803-1873).

    Родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. В 15 лет поступил в Московский университет, в 17 лет закончил его и уехал на службу за границу. В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта, с подписью «Ф.Т.». Стихи Пушкину очень понравились и он опубликовал их в «Современнике». Позднее, уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и его имя сразу же стало известным.


    Фет Афанасий Афанасьевич(1820-1892) .

    Родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Через 14 лет после его рождения произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его дворянского титула. В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (Эстония). Первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон», почле чего издавались регулярно. Всю жизнь Фет пытался вернуть свой титул и это удалось ему только в 1873 году


    Меню:

    • Признаки поэтики Тютчева и Фета.
    • Своеобразие поэтики Афанасия Афанасьевича и Фёдора Ивановича.
    • Стихотворения Великих лириков.
    • Вывод

    Тютчев и Фет вошли в литературу как поэты «чистого искусства» , выражающие в своём творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы.

    Для дальнейшего рассмотрения особенностей поэтики двух величайших поэтов, нам необходимо ввести понятие –лирический герой.

    Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём.



    «…Святая ночь на небосклон взошла,

    И день отрадный, день любезный,

    Как золотой покров, она свила,

    Покров, накинутый над бездной.

    И, как виденье, внешний мир ушёл…

    И человек, как сирота бездомный,

    Стоит теперь и немощен и гол,

    Лицом к лицу пред пропастию темной…»

    Ф.И. Тютчев

    «…Земля, как смутный сон немая,

    Безвестно уносилась прочь,

    И я,как первый житель рая,

    Один в лицо увидел ночь.

    Я ль несся к бездне полуночной,

    Иль сомны звёзд ко мне неслись?

    Казалось, будто в длани мощной

    Над этой бездной я повис…»

    А.А.Фет


    Своеобразие поэтики Ф.И. Тютчева

    Тютчев- поэт-философ. В своих стихах он стремится понять природу, включив её в систему философских взглядов, превратив её в часть своего внутреннего мира. У Тютчева нет «мёртвой природы»- она всегда полна непрерывного и вечного движения. Органический мир Фёдора Ивановича всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от дня к ночи:

    « Тени сизые смесились,

    Цвет поблёкнул, звук уснул-

    Жизнь, движенья разрешились

    В сумрак зыбкий, в дальний гул…»


    Фёдор Иванович Тютчев- певец стихий, то есть устойчивых составных частей природы. Особенность природы Тютчева в том, что в ней живут и действуют не конкретные лица, а сверхличные силы и закономерности. «Светлость» осенних вечеров и «певучесть» морских волн, «огневая лазурь» неба и «вещая дремота леса – это чистые проявления природы, выделенные из конкретного пейзажа и представшие не только взору, но и мысли.

    « Уж солнца раскалённый шар

    С главы своей земля скатила,

    И мирный вечера пожар

    Волна морская поглотила.

    Уж звёзды светлые взошли

    И тяготеющей над нами

    Небесный свод приподняли

    Своими влажными главами.

    Река воздушная полней

    Течет меж небом и землёю,

    Грудь дышит легче и вольней,

    Освобождённая от зною.

    И сладкий трепет, как струя,

    По жилам пробежал природы,

    Как бы горячих ног ея

    Коснулись ключевые воды.»

    Ф.И.Тютчев «Летний вечер»


    Своеобразие поэтики А.А. Фета

    В отличие от Тютчева, Фет не стремится «подняться» над природой, анализировать её с позиции разума. Ему важно запечатлеть мгновения. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. Лирический герой ощущает себя её органической частью. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия.

    В кустах малиновки звенят,

    И с побелевших яблонь сада

    Струится сладкий аромат.

    Цветы глядят с тоской влюблённой,

    Безгрешно чисты, как весна,

    Роняя с пылью благовонной

    Плодов румяных семена.

    Сестра цветов, подруга розы,

    Очами в очи мне взгляни,

    Навей живительные грезы

    И в сердце песню зарони.»

    А.А. Фет « Цветы»


    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора-

    Прозрачный воздух, день хрустальный,

    И лучезарны вечера…

    Где бодрый серп гулял и падал колос,

    Теперь уж пусто всё- простор везде,-

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде…

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко ещё до первых зимних бурь-

    И льётся чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле…

    Ф.И. Тютчев


    Осыпал лес свои вершины,

    Сад обнажил своё чело,

    Дохнул сентябрь, георгины

    Дыханьем ночи обожгло.

    Но в дуновении мороза

    Между погибшими одна,

    Лишь ты одна, царица роза,

    Благоуханна и пышна.

    Назло жестоким испытаньям

    И злобе гаснущего дня

    Ты очертаньем и дыханьем

    Весною веешь на меня.

    А.А. Фет


    Ещё земли печален вид,

    А воздух уж весною дышит,

    И мёртвый в поле стебль колышет,

    И елей ветки шевелит.

    Ещё природа не проснулась,

    На сквозь редеющего сна

    Весну послышала она

    И ей невольно улыбнулась…

    Ф.И.Тютчев


    Летний вечер тих и ясен;

    Посмотри, как дремлют ивы;

    Запад неба бледно-красен,

    И реки блестят извивы.

    От вершин скользя к вершинам,

    Ветр ползёт лесною высью.

    Слышишь ржанье по долинам?

    То табун несётся рысью.

    А.А.Фет


    Вывод:

    Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух русских поэтов, как Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своём творчестве. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиции разума, а для Фета- с позиции чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века.