Обособление определений и приложений задания огэ















Среди предложений 1- 3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В воздухе пахло водой, травой, туманом – одним словом, пахло ранним прекрасным летним утром.(Л. Толстой) 2. Темное небо над освещенной улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.(И.Бунин) 3. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. (Арсеньев)

Среди предложений 1- 3 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь слабо освещенный, затемненный лампочками коридор. (Полевой) 2. Вдали показалась пристань - маленький красный домик, выстроенный на барке. (Куприн) 3. И ручеек, толкаясь в камнях, спешит, зовет, куда–то вдаль, к неведомым просторам.(Бунин)

  • Среди предложений 1- 3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.
  • 1. Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме, горело врассыпную несколько ярко –красных огней. (Чехов) 2. Над полем низко провисая, лениво стонут провода. (Твардовский) 3. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (Паустовский)

Среди предложений 1- 3 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Вы, как инициатор, должны играть главную роль. 2. Страж рыбаков и друг их неизменный, маяк горит бессменно на посту. 3. Напрасно мы пытались пристроиться к грузовикам, следующим в направлении Мещёры.

Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В.К. Арсеньев совершил множество путешествий по тайге Приморья, гора Сихотэ –Алиня, Камчатки – малоисследованным местам нашей Родины. 2.Большой ученый, он занимался всеми отраслями географической науки, изучал флору и фауну. 3. Им было опубликовано свыше шестидесяти работ. 4. Эти книги, читаемые людьми всех возрастов, много раз и большими тиражами издавались у нас и переводились на многие языки мира.

Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмо. (Пушкин) 2. Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева от дороги. (Полевой) 3. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. 4. Миша опустил голову и, не сразу, тихо ответил. (Горький)
  • Среди предложений 1- 5 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  • 1. Коваленко сидел, нагнувшись, и молчал.(Чехов) 2. На даче, очень неприглядной на вид, с низкими потолками, с неровными щелистыми полами, было три комнаты. (Чехов) 3. Через минуту платформа задрожала и, пыхая сбиваемым от мороза паром, прокатился паровоз.(Толстой) 4. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли, наконец, берега. (Толстой) 5. Мир наступил, землю согревая, унося артиллерийский дым. (Светлов)

Среди предложений 1- 3 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Вопреки нашим опасениям, бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами. 2. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших, несмотря на возраст, своей старости. (С. – Микитов) 3. Толпа казаков звонко, в несколько голосов, говорила на берегу. (Толстой) 4. Хорь присел на скамейку и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Тургенев)

Теоретический минимум по теме

«Обособленные члены предложения»

У этого задания, пожалуй, самый большой багаж в плане теории. Обособленными могут быть определения (согласованные, несогласованные, приложения), обстоятельства, дополнения. И для каждого свои правила.

Давайте для начала разберёмся с понятием «обособление».

Обособление.

Для чего внутри предложения ставить знаки препинания? Понятно, в конце: они показывают интонацию, эмоциональную окраску. Но зачем внутри? Оказывается, причин только две. Что-то надо разделить или выделить.

Вдумайтесь в смысл слов «знак препинания». Видите — «знак». Как и дорожные знаки, они предупреждают. Есть знаки, которые разделяют (запятая, точка, тире, двоеточие). Как знак границы населённого пункта: всё, за чертой город заканчивается. А в тексте запятая или точка говорят: всё, за чертой предложение заканчивается. Другие знаки выделяют (кавычки, скобки, две запятые, два тире). Такие знаки всегда парные (кроме тех случаев, когда вторую запятую не поставишь из-за того, что предложение закончилось и ставить надо точку). Первый знак показывает границу начала выделения, второй — его окончания. Выделяют они названия, вводные слова, обращения, обороты, сравнения. Выделяют словно специальным маркером. Цель выделения одна: показать, что слова эти в предложении особые .

Итак, выделение слов в предложении знаками препинания и называется обособлением. То есть первое, что надо сделать при поиске обособленных членов предложения, — найти часть предложения, выделенную запятыми. Проверьте, на самом ли деле она выделенная запятыми или запятая здесь разделительная . А разделять она может предложения и однородные члены (перечисление).

Теперь, когда вы нашли всё то, что обособляется, необходимо научиться различать члены предложения.

Определение .

Отвечает на вопросы «какой?» и подобные. Например: Уставшие после долгой дороги, путники устроились на ночлег в пустой пещере . Запятая показывает, что обособленное определение закончилось.

Такие определения легко находить. Они называются согласованными. Но есть и другие виды: несогласованные и приложения.

К ним, конечно, можно задать вопрос «какой?», но с небольшой натяжкой. Дело в том, что определения эти выражены существительными. Зашёл высокий старик, с густой белой бородой, в огромной шляпе . Здесь первая запятая начинает обособление несогласованного определения, вторая завершает его и одновременно начинает обособление второго несогласованного определения.

Приложение даёт второе название предмету, лицу, явлению. Особенностью приложений является то, что они могут обособляться также с помощью двойного тире. Конечно, выделяются они и кавычками, но обособлением это считать не принято. Гэндальф Серый — тот высокий старик с бородой — удобно расположился в кресле, приготовившись к долгой беседе . Двумя тире здесь обособляется приложение.

Дополнение.

Будет выделяться в одном случае: если рядом есть предлоги, похожие по смыслу на «кроме» или «вместо». То есть, когда что-то сужают или, наоборот, расширяют. Кроме Гэндальфа, пришло несколько гномов . Попробуйте заменить предлог кроме на любое другое сочетание. Сколько у вас получится? Больше, чем у меня?

Помимо, наряду с, включая, сверх, не считая

Обстоятельство.

Отвечает на вопросы «как?», «где?», «когда?» и прочие, показывающие то, как совершается действие. Но чаще обособленные обстоятельства являются деепричастными оборотами, то есть отвечают на вопросы «что делая?», «что сделав?» и обозначают добавочное действие. Например: Не заметив на камине записку, Бильбо решил, что гномы ушли в поход без него . Первая запятая показывает границу, где заканчивается обособленное обстоятельство.

Редкие случаи : 1) с предлогами, которые произошли из других частей речи (несмотря на, вопреки, по причине и другие подобные).

2) сравнение с союзами, легко заменяющимися на «как».

3) уточняющие обстоятельства, которые раскрывают содержание первого обстоятельства (Вчера, в семь часов вечера , начался большой праздник в Шире, на Круче .)

Давайте разберём несколько примеров из главы «Долгожданное угощение» романа «Братство кольца» Д.Толкиена и попробуем объяснить, зачем здесь стоят знаки препинания.

Старшим из них и любимцем Бильбо был рано осиротевший Фродо Торбинс,
сын его троюродного брата с отцовской стороны и двоюродной сестры — с
материнской .

Запятая и тире. Первый знак показывает начало обособления. Что же это такое? Запятая стоит после слов «Фродо Торбинс», содержание обособленного члена показывает, кем был Фродо, даёт ему второе название, а значит перед нами обособленное приложение. Заканчивается оно в конце предложения точкой. Тире означает пропущенное слово «стороны».

Теперь он и сам состарился, стал тяжел на подъем, и работу за него почти всю справлял его младшенький, Сэм Скромби.

Первая запятая — перечисление действий (однородные сказуемые); вторая запятая — конец предложения, начало второго предложения; третья запятая — обособление. Перед нами то, как по-другому можно было назвать младшенького, пояснение, а значит, вновь обособленное приложение.

А господин Бильбо тут и нагрянул: ведет пони, груженного здоровенными мешками и парой сундуков.

Двоеточие показывает конец предложения, начало второго предложения; запятая — начало обособления. Задаём вопрос и понимаем, что перед нами согласованное определение (пони какого?). Точка завершает второе предложение и обособление.

— И повторить могу, если кто не расслышал, — прибавил он, взглянув на чужака и на мельника.

Тире показывает начало прямой речи, запятая и тире показывают завершение прямой речи и возвращение к речи авторской. Следующая запятая — начало обособления. Задаём вопрос и понимаем, что перед нами обособленное обстоятельство (прибавил, что сделав?)

Таким образом, проверяя каждый знак с точки зрения его роли очень легко найти обособленные члены предложения. Можете приступать к самопроверке. Желаю успехов!

ОГЭ: Задание 9 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д.Толкиена, глава 7 «У Тома Бомбадила», пер. Муравьев, Кистяковский.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

"(1) И он осекся, сам себе удивляясь. (2) А Золотинка рассмеялась. (3) - Добро пожаловать! - сказала она. (4) - Вот не знала, что в Хоббитании живут такие речистые хоббиты. (5) Но ты, верно, дружен с эльфами: у тебя такие ясные глаза и звонкий голос. (6) Как хорошо, что вы до нас добрались! (7) Ну, рассаживайтесь, хозяин сейчас придет, только задаст корму лошадкам - они ведь устали не меньше вашего"

Пояснение к вопросу 1:

"Сам себе удивляясь" - деепричастный оборот

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

"(1) - Прекрасная госпожа! - снова заговорил Фродо. (2) - Может, это и глупый вопрос, но все-таки скажите, кто такой Том Бомбадил? (3) - Он такой и есть, - отозвалась Золотинка, с улыбкой обернувшись к нему. (4) Фродо вопросительно взглянул на нее. (5) - Ну да, вот такой, как предстал пред вами, - ответила она на его вопросительный взгляд. (6) - Он здесь всюду хозяин: ему подвластны леса и воды, холмы и долы".

Пояснение к вопросу 2:

"С улыбкой обернувшись к нему" - деепричастный оборот

"(1) Том расхаживал по комнате, прищелкивая, как скворец. (2) Заслышав, что они проснулись, он хлопнул в ладоши и воскликнул: "Эй! Пой! Веселись! Пой во весь голос!" (3) Потом раздвинул желтые занавеси, и свет хлынул в широкие окна с запада и востока. (4) Они радостно вскочили. (5) Фродо подбежал к восточному окну и поглядел на задний двор, весь мутно-серый от росы" .

Пояснение к вопросу 3:

"Весь мутно-серый от росы" - распространённое определение после главного слова

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

"(1) С этими словами он задул лампаду и, взявши в руки по свече, проводил их в спальню. (2) Тюфяки и подушки были мягче мягкого; хоббиты задернули пологи, укутались в белые шерстяные одеяла и мгновенно уснули. (3) Тяжелый сон отуманил Фродо. (4) Ему грезилось, будто встает молодая луна и в ее бледном свете перед ним возникает мрачная высокая скала, прорезанная аркой. (5) Потом его словно подняли ввысь, и он увидел не скалу, а скопище скал: темная равнина, зубчатая ограда, черная башня, а на ней кто-то стоит".

Пояснение к вопросу 4:

"Прорезанная аркой" - причастный оборот

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

" (1) Робко вступили они в покой, неловко и низко кланяясь, точно постучались, чтобы попросить напиться, в обычный дом у дороги, а им отворила прекрасная эльфийская дева в цветочном уборе. (2) Но они и слова не успели вымолвить, как она перепрыгнула через лилии и, смеясь, устремилась к ним, и платье ее прошелестело, точно прибрежный камыш, шелохнутый ветерком. (3) - Смелее, милые друзья! - сказала она. (4) - Смейтесь, веселитесь! (5) Я - Золотинка, речная царевна" .

Пояснение к вопросу 5:

"Речная царевна" - пояснение к имени Золотинка

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

"(1) Дверь распахнулась, и вошел Том Бомбадил. (2) Он был без шляпы, его пышные курчавые волосы венчала корона из желто-алых листьев. (3) Том рассмеялся, подошел к Золотинке и взял ее под руку. (4) - Вот она, моя хозяйка, в изумрудном блеске! - сказал он хоббитам. (5) - Вся в зеленом серебре и звездистых искрах!"

Пояснение к вопросу 6:

"Моя хозяйка" - пояснение к слову "она"

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

"(1) - Прекрасная госпожа Золотинка! - промолвил наконец Фродо, охваченный непонятным ликованием. (2) Бывало, он обмирал от восторга, внимая чарующим эльфийским голосам, но тут волшебство было совсем другое, и восторг не теснил ему грудь, а согревал сердце; чудесное не было чуждым. - (3) Прекраснейшая госпожа! - повторил он. - (4) Мне вдруг стала внятной таинственная отрада ваших песен" .

Задание 9 ОГЭ по русскому языку построено на работе с обособленными членами предложения. Очень важны знания пунктуации. Цель - проверить умение учащихся видеть осложнённое предложение, а также отличать, чем оно осложнено.

Как подготовиться

Чтобы с успехом пройти испытания и получить хороший балл, придется как следует изучить теорию. Вы не должны путаться в терминологии. Нужно понять, что такое обособленные и однородные члены предложения, что такое осложненное предложение, и какие виды осложнения существуют. Поймите разницу между дополнениями, определениями и обстоятельствами.

Задание 9 ОГЭ по русскому языку может иметь несколько вариантов. Например, будет нужно найти среди нескольких предложений одно, с обособленными однородными определениями и написать его номер. Или отыскать среди нескольких предложений одно, с обособленным приложением. После чего также указать его порядковый номер.

Не переживать и тренироваться

Варианты ОГЭ лишь кажутся сложными, главное - хорошо знать теорию и не волноваться. Внимательно читайте текст, вспоминайте правила, ищите правильный ответ и отмечайте его в билете. Для самостоятельной подготовки можно использовать имеющие в сети варианты решений с подробным разбором, это значительно облегчит подготовку и сделает испытания простыми и совсем не страшными, позволит не только лучше усвоить материал, но и почувствовать атмосферу настоящего экзамена.

Все вопросы по русскому языку разработаны федеральным институтом педагогических измерений и полностью соответствуют школьной программе. Время, отведенное на решение билета, составляет 235 минут.

Чтобы хорошо подготовиться и не испытывать проблем на экзамене, изучайте предложенные варианты заданий, серьезно отнеситесь к своим пробелам и уделите им больше внимания.

В задании №9 ОГЭ по русскому языку идет работа с обособленными членами предложения. Чаще всего необходимо найти предложение с обособленными членами в тексте. Важную роль играет знание пунктуации в данных предложениях.

Теория к заданию №9 ОГЭ по русскому языку

Осложнённое предложение - простое предложение, в котором присутствуют "осложняющие элементы", выражающие добавочное сообщение.

Предложение может быть осложнено при помощи: однородных членов, обособленных оборотов, слов, не являющихся членами предложения.

Обособленное обстоятельство - деепричастный оборот (что делая? что сделав? )

Пример: Мы пели песни, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки .

Обособленное - причастный оборот (какой? ), выделенный запятыми.

Пример: Мы спускались по склону, находившемуся в северной части местности.

Необособленное распространенное согласованное определение - причастный оборот (какой? ), не выделенный запятыми. Не обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом, если они стоят перед главным словом.

Например: Стремительно начавшийся ураган срывал крыши построек.

Обособленное приложение – несогласованное определение (чаще выраженное существительным), слово или сочетание слов, которое несёт дополнительную информацию (выделяется запятыми, скобками или тире).

Например: Саша и Андрей, ученики пятого класса , успешно выступили на городской конференции.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно читаем отрывок из текста.
  2. Анализируем знаки препинания в каждом предложении.
  3. Вспоминаем особенности членов предложения, которые нужно найти.
  4. Ищем обособленные члены предложения (выделенные запятыми), которые указаны в задании.
  5. Записываем номер предложения в бланк ответа.

Разборы типовых вариантов задания №9 ОГЭ по русскому языку

Первый вариант задания

Рассмотрим задание №9 из демонстрационного варианта 2017:

Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 24 знаки препинания оформляют прямую речь героя и разделяют части сложного предложения. В предложении 26 запятая между частями сложного предложения. Предложение 28 содержит обособленное вводное слово.
  3. Обособленные однородные определения – это второстепенные члены предложения, выраженные прилагательными, причастиями или причастными оборотами и отвечающие на вопрос какой? Распространенные согласованные определения обособляются, если стоят после определяемого слова.
  4. Предложение 27 осложнено обособленными однородными определениями: тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

Ответ: 27

Второй вариант задания

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вскоре все уже сидели в моторной лодке. (2) Только Прохор остался на причале. (3) Михаил Степанович поместился на корме у руля. (4) Илюша возился у двигателя, как настоящий моторист, быстро запустил его. (5)Если бы Прохор не видел сейчас все это своими глазами, он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник, может обращаться с мотором. (6) Прохор вспомнил историю с пуговицей, и ему стало досадно за себя. (Коковин Е.)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 4 знаки препинания обособляют сравнительный оборот. В предложении 5 запятые отделяют части сложного предложения, а также выделяют обособленное распространенное приложение. Предложение 6 сложное, запятая разделяет части сложного предложения.
  3. Обособленное приложение дает дополнительные характеристики предмету, вносит какое-то уточнение. Часто оно включает в себя существительное.
  4. Давайте обратим внимание на пятое предложение: …он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник , может обращаться с мотором. После слова «мальчишка» идет уточнение возраста мальчика по отношению к Прохору – это и есть обособленное приложение.

Ответ: 5

Третий вариант задания

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Повсюду на болоте торчали обгрызенные волчатами пни, темнели вырытые в земле ямы, наполненные чёрной болотной водою, по которой во все стороны разбегались длинноногие паучки. (2) Запах звериного логова был неприятен. (3) Моя охотничья собака, зачуяв зверя, не отходила от ног, испуганно дрожала. (4) Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. (5) На краю мохового болота, где кончался густой темно-зеленый ельник, мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. (Соколов-Микитов И.)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 1 запятые разделяют части сложного предложения и выделяют обособленное распространенное согласованное определение. В предложении 3 запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и разделяет однородные сказуемые. Предложение 5 сложное, запятые выделяют часть сложного предложения, а также обособленное приложение.
  3. Обособленное приложение дает дополнительные характеристики предмету, вносит какое-то уточнение. Часто оно включает в себя существительное. Его можно опустить, при этом смысл предложения не поменяется.
  4. Обратим внимание на последнее предложение: …мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Словосочетание «деревенский охотник Вася» уточняет личность спутника рассказчика; это сочетание можно убрать из предложения, и оно не потеряет свой смысл. Значит, это и есть нужно нам приложение.