Методические приемы обучения поисково-просмотровому чтению. Классификация видов чтения

Виды чтения могут классифицироваться по различным признакам: по целевому назначению бывают: а) ознакомительное чтение. Оно позволяет получить об источнике информации общее впечатление или общее представление о тексте (по содержанию). Ознакомительное чтение предполагает прочитать титульный лист, оглавление (или содержание), аннотацию или предисловие к книге, для научных работников важно прочитать выводы, которые могут дать представление о новизне информации. Изучающее чтение предполагает детальное усвоение содержания книги или какой то ее части. В процессе изучающего чтения делаются разнообразные записи и выписки из текста. Этот вид чтения характерен для учебных целей, процесса обучения и накопления знаний.

Исследовательское чтение – это методическое чтение, подчиненное заранее установленной цели и задачам исследования. Следовательно, исследовательское чтение носит в большой степени избирательный характер, не всегда требует сплошного чтения всего текста, оно предполагает глубокое знание терминологии проблемы исследования, умения анализировать текст, синтезировать, критически оценивать текст с позиции его достоверности, аргументированности, соответствия требованиям логики и теории познания (нормативно-регулятивному знанию) (1).

Несколько другая классификация текстов по дидактическим целям, предложенная американским ученым Б. Блумом, который выделяет шесть видов (уровней) чтения текста:

а) воспроизводящий тип чтения (это уровень знакомства с текстом, опознания и пересказа соответствующей информации);

б) понимающее чтение, требующее понимания студентами или исследователями идей, принципов, теорий, фактов, изложенных в тексте. Проблема понимания является одним из самых сложных в работе с текстом;

в) примеряющее чтение, суть которого сводится к тому, что читающий может прогнозировать применение полученной информации на практике (в образовании, науке, производстве и т.д.);

г) аналитический тип чтения, требующий разложения текста на составные куски (части, абзацы), соответствующие основным мыслям (положениям) автора текста;

д) чтение для синтеза, названное Б. Блумом «просеивающее выращивание». Синтез прочитанного еще более сложный тип чтения, предполагающий создание нового текста – написания реферата, сочинения, обзора, курсовой работы, дипломной и т.д.;

е) критическое чтение текста, связанный с оценкой прочитанного. Оно предполагает: детальную критику оснований, сравнения и противопоставления по некоторым принципам, подробное указание логических противоречий и допущений, чувствительность к контексту и готовность к коррекции собственных выводов. Трудоемкость такого чтения состоит в том, что необходимо прочитать еще много других книг, статей, владеть так называемым методологическим знанием (6).

4. Какие приемы и методы осмысления и понимания, запоминания текста выделяют ученые – методисты?

Процессы восприятия, осмысления, понимания и запоминания являются весьма сложными. Они требуют не только знания специальных приемов, способов их осуществления или реализации, но и знания психологических познавательных процессов, в частности видов памяти, законов ее накопления. Известно, что психологи выделяют три вида памяти: оперативная, кратковременная и долговременная. В оперативной памяти, поступившая к нам информация хранит только некоторые доли секунды. За это время мозг человека оценивает значимость этой информации и решает два вопроса – стереть ее или же перевести в другой вид памяти. Для дальнейшей обработки информация поступает в кратковременную память, которая хранит ее от нескольких минут до нескольких часов (обычно психологи называют 3 часа). На этом этапе новая информация подвергается более тщательному осмыслению. После этого где-то в подсознании или на сознательном уровне "принимается решение" о необходимости заполнить или забыть воспринятую информацию. Та информация, которую нужно запомнить. "переводится" на хранение в долговременную память, где она может храниться даже на протяжении всей сознательной жизни человека. Однако процесс запоминания (или перевода информации в знание (долговременное) весьма сложен. Запоминание – это процесс памяти, в результате которого закрепляется новое знание путем связи, сопоставления между поступающими во время чтения данными (информацией) и уже имеющими знаниями, ранее приобретенными. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что нами прочитывается. Здесь проявляется известный в психологии закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое (есть с чем устанавливать связь и сопоставление). По этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную дисциплину или тему. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным, механическим и осмысленным. Осмысленное запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным профессора Н.А. Рыбникова, оно в 20 раз выше механического. Произвольное запоминание – это особый вид психической деятельности, цель которой заключается в самом запоминании с помощью специальных мнемические средств и приемов. Среди них особое значение имеют: установка на запоминание (закон установки), повторение прочитанного (закон повторения). Некоторые ученые для гарантированного запоминания информации в долговременной памяти рекомендуют подвергать ее четырехкратной обработке (повторению): а) непосредственно после чтения; б) в течение трех часов после чтения; в) в течение трех суток после чтения; г) в течение 1-2-х месяцев. Правда, это зависит от того, хорошая у индивида память, средняя или же плохая. Из других законов накопления памяти человека необходимо знать – закон интереса, который гласит, что интересное легко запоминается, потому мы не тратим на это много усилий. Следует сказать о законе торможения, который читается так: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Как свидетельствуют психологи наш организм имеет какой-то предел (порог), ограничивающий наши способности воспринимать, осмысливать и запоминать информацию. Это значит, что любая информация, чтобы ее запомнить, должна "отстоятся". Из этого следует, что информацию, поступившую от педагога или из книг можно усвоить только "порциями", растянутыми во времени. Поэтому учебный процесс в вузе длится пять или четыре года. Штурмовщина, зубрежка только перед экзаменом ничего не дает. Мозг, как известно, работает по принципу возбуждения и торможения. Перегрузка информацией мозга ведет к его торможению и мгновенному забыванию. Здесь действует так называемый принцип гомеостаза, т.е. стремление самоуправляемой системы (в данном случае мозга) к самосохранению. При восприятии и запоминании информации нужно знать две закономерности, установленные психологами. Первая – объем оперативного восприятия зависит не от количества информации, а от числа групповых блоков символов, или «кусков» информации, а они постоянны и равны 72. Вторая закономерность: при восприятии и запоминании, текста при чтении необходимо объединять считываемую информацию в крупные информативно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи), ибо наибольшее количество информации передается кодам идей или информационно-смысловых блоков. Это важно учитывать, особенно на этапе аналитического чтения.

Какие существуют приемы осмысления текста (и выделения информационно-смысловых блоков)? Психологи называют три таких приема: выделение смысловых опорных пунктов (или ключевых слов), антиципацию и реципацию. Под смысловыми опорными пунктами понимают вещи («куски» информации), которые мы выделяем в тексте для его лучшего понимания и запоминания. Опорные пункты помогают выделить ключевые слова, основные идеи (положения), значимые фразы, из которого вырисовывается сущность понимания текста.

Другой прием называется антиципацией , т.е. предугадывание дальнейшего пути развития основной идеи по нескольким ключевым фразам. Такое умение позволяет студенту уделять основное внимание не отдельным словам и предложением, а основной идеи текста, главному замыслу автора.

Третий прием называется реципация . Он предполагает периодические возвраты к отдельным фрагментам текста или к прочитанному в целом под влиянием новых данных, новых мыслей и ассоциаций. Этот прием характерен для понимания сложных текстов, когда процессы осмысления и восприятия прочитанного не сливаются воедино.

На следующем этапе обработки (восприятия и запоминания) текста на основе полученной информации выделяет смысл . Под смыслом понимают содержание языкового выражения, т.е. мысль, содержащуюся в словах. Последний этап обработки текста предполагает выделение значения из найденного смысла. Метод поэтапного осмысления текста включает следующие этапы (шаги): выделение опорных (ключевых слов текста). Ключевые слова, это те слова, которые обозначают предмет, состояние, действие и несут основную смысловую нагрузку. В качестве ключевых слов выступают имена существительные и прилагательные, глаголы. Второй этап: выделение смысловых рядов, представляющих собой пары слов, в состав которого входит ключевое слово и дополнительные или определяющие его слова. Они, как известно, бывают: именные смысловые ряды (кто действует), предикативные (глагольная форма) (что делается, происходит) и фактографические (статистические данные, научные факты, практические и т.д.). Следующий этап – определение доминанты , т.е. суть текста в целом или основного значения (4).

Сегодня тема – Типологии чтения.

Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.

Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.

С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.

Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.

В чем польза классификации? Это более эффективная организация работы с текстом.

А что такое работа с текстом? Это набор операций (действий), зависящий от целей чтения.

Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Просмотровое чтение

Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).

Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.

Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».

Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).

Ознакомительное чтение

Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.

Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.

Так, например, мы можем читать статьи из журнала.

Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение

Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.

При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.

Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.

Поисковое чтение

Цель поискового чтения - быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.

Требуемые навыки чтения

Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:

Ознакомительное – умение понимать основное содержание.

Изучающее – умение извлекать полную информацию.

Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.

Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.

Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.

Глобальные цели чтения

По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.

Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:

Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.

Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.

Как видим процесс достаточно простой и понятный.

Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.

Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд. Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.

Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.

P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.

На блоге он расположен на Главной странице в верхней правой части -
Вам достаточно будет ввести свой E-mail. Этот сервис будет отправлять Вам сообщения после выхода новой статьи на блоге.

Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.

С уважением, Медведев Николай.

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

1. Познавательная:

  • знакомство с приёмами изучающего чтения (после чтения);
  • уметь использовать эти приёмы.

2. Развивающая:

  • обогащение и усложнение словарного запаса;
  • развитие умения мыслить.

3. Воспитательная:

  • формирование доброжелательного отношения к людям;
  • воспитание уверенности в себе, самоуважения;
  • осмысление своего нравственного выбора.
  • Оборудование

    I Наглядный материал.

    Таблицы: “Приёмы изучающего чтения. До чтения”,

    “Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения”,

    “Приёмы изучающего чтения. После чтения”,

    “Виды и цели чтения”

    II Раздаточный материал.

    Ксерокопии: текст №1,домашнее задание по тексту №2,

    Подготовка к уроку

    Для класса – повторить виды и цели чтения, приёмы изучающего чтения

    Приёмы изучающего чтения. После чтения.

    – знать приёмы изучающего чтения,

    – уметь применять эти приёмы.

    Ход урока

    I. Мотивация познавательной деятельности.

    Послушайте христианскую притчу “Пропасть”.

    Каким будет финал этой сказки?

    Чтение учителя без финала.

    ПРОПАСТЬ.

    Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть.

    Как, по-вашему, закончится эта притча?

    Слушаем ваши варианты.

    А теперь послушайте окончание.

    Окончание притчи.

    Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

    Почему вы смогли догадаться?

    Вы поняли текст, уловили его установку и смогли верно дать прогноз.

    У вас есть определённые навыки чтения и понимания текста.

    II. Целеполагание.

    Сегодня у нас снова урок из цикла “Учимся читать и понимать текст”.

    Мы познакомимся с приёмами изучающего чтения на этапе после чтения текста и будем учиться использовать эти приёмы в практической работе.

    III. Актуализация известного материала. Опрос.

    Что такое текст?

    Каковы три этапа работы с книгой?

    Всегда ли мы читаем одинаково? Почему?

    Назовите виды чтения.

    Каковы признаки ознакомительного чтения?

    Каковы признаки изучающего чтения?

    Какие приёмы использует читатель до чтения книги?

    Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?

    IV. Формирование новых понятий.

    А теперь самостоятельно познакомьтесь с приёмами после чтения текста.

    Таблица на доске “Приёмы изучающего чтения. После чтения”

    Сформулировать основную Выделить основную информацию

    мысль (идею) текста

    После чтения

    Выделить главные мысли Выбрать для выполнения

    каждой части текста конкретного задания

    (пересказ, план, устный ответ)

    Что непонятно?

    Назовите приёмы работы с текстом после чтения. Объясните их суть.

    Кто уже владеет некоторыми из этих приёмов? Какими?

    V. Формирование умений.

    А теперь потренируемся в применении этих приёмов.

    1. Прочитайте выразительно текст №1 и придумайте заголовок.

    (1)Всё началось на перемене перед шестым уроком.

    (2)Лена Болдырева, томная, пышноволосая красавица, закапризничала:

    (3) – Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

    (4) Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

    (5) – А кого она не достала!

    (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула, будто порох.

    (7)Наш одиннадцатый “А” считался образцовым классом, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.

    (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, ещё никто не знал, во что выльется наше приключение, но обратной дороги уже не было.

    (9)Мы двинулись к дверям, Васька Попов выглянул в коридор и доложил, что там никого нет.

    (10) – Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

    (11)Честно говоря, мне сбегать с урока особого резона не было, так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четверка, но воля коллектива выше личных интересов.

    (13)В классе оставался только Петруха Васильев, он спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради.

    (14) – Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков.

    (15) – Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…

    (16) – А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

    (17) – У Дмитрия Ивановича Менделеева тоже есть фанаты! – ехидно пропела Лена Болдырева.

    (18)Носков злобно сощурился:

    (19) – Петруха, против коллектива идёшь!

    (20) – Я что-то не так делаю?

    (21)Вам не надо – вы ух?дите, мне надо – я остаюсь.

    (22) – Кончай, говорю, писать и давай собирайся…

    (23) – Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – опять сострила Болдырева.

    (24) – Петруха, трус, предатель!

    (25)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

    (26) – Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных?

    (27)Знай: подхалимов нигде не любят!

    (28)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков.

    (29) Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

    (30) – Я никуда не пойду!

    (31) – Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

    (32) Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев.

    (33) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

    (34) – А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.

    (35) – Я тоже остаюсь…

    (36) – Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

    (37) – У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать…

    (38)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

    (39) – Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал Носков и плюхнулся на свой стул.

    (40)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

    (41)Передо мной сидели Васильев и Елисеев.

    (42) Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём свой взгляд и легонько тронул его за локоть…

    (43)А Елисеева на самом деле спросили про гидролиз солей, и он получил пятёрку.

    (По Н. Татаринцеву*)

    *Н. Тата?ринцев (родился в 1947 г.) – писатель-публицист.

    Какова тема текста? Как бы вы назвали его?

    2.Отредактируйте план текста, восстановите правильную последовательность пунктов:

    1. Дружеская поддержка.
    2. Пикантность ситуации.
    3. Мысль о побеге.
    4. Выбор.
    5. Неудавшийся побег.

    Запишите свой ответ буквами плана.

    О чем говорится в каждой части текста?

    Правильный ответ – C B D A E.

    3. Индивидуальная работа в таблице.

    Назовите одиннадцатиклассников. Каждый из них занимает некую позицию в классе.

    Дополните таблицу героями текста и докажите свой выбор с помощью тех предложений, в которых раскрывается их позиция.

    Герои и их позиция в классе.

    Проверка заполнения таблицы.

    Как бы вы обозначили позицию Петрухи Васильева? В каких предложениях она проявляется?

    Пример заполнения таблицы учащимися.

    4.Работа в парах. В конспектах для учащихся учитель отмечает, какого именно героя характеризуют ученики.

    Каждой паре дается задание составить устную характеристику одного героя текста (Лены Болдыревой, Витьки Носкова, Петрухи Васильева), подчеркнув и использовав ключевые слова или фразы из текста. Обратить внимание учащихся на лексику героев.

    План ответа.

    1. Позиция героя.
    2. Характер героя.
    1. Взаимоотношения с одноклассниками.
    2. Отношение к побегу.
    1. Поддержал бы я позицию героя? Объясни.

    5. Прочитайте высказывание Антона Павловича Чехова и подумайте, кому из героев вы дали бы такой совет. Объясните свой выбор.

    По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

    6. Среди данных пословиц выберите ту, которая, по– вашему, близка содержанию текста.

    1. Друзья до черного дня.
    2. Недруг поддакивает, а друг спорит.
    3. Две головешки горят вместе светлее.
    4. Плохи друзья на полчаса.
    5. Шут в дружбу не годится.
    6. Ложный друг подобен кошке: спереди ласкает, а сзади царапает.

    Объясните свой выбор пословицы.

    VI. Рефлексия.

    Чем мы занимались на уроке?

    Какие приёмы работы с книгой вы использовали?

    В чём польза урока для вашей жизни?

    Закончите предложения

    “С урока я ухожу с чувством…”.

    “Я сейчас думаю о…”.

    VII.Домашнее задание.

    Задание на “5” – 1,2,3,4 пункты. Задание на “4” -1 и 2.

    1.Прочитайте начало сказки (текст №2) , придумайте и запишите продолжение сказки.
    2.Озаглавьте получившуюся сказку.
    3.Подберите 2-3 пословицы, отражающие суть сказки.
    4. Связаны ли тексты №1 и №2? Объясните.

    *** Если класс знаком с критериальным оцениванием, то домашнее задание дается не на “5” и “4”,а с использованием таблицы критериев оценки (см. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ).

    В течение всей своей жизни для изучения того или иного текста человек прибегает к различным способам прочтения информации. К каким? Вы что-нибудь слышали о видах чтения текстов? Если нет, то наша статья именно для вас. Мы расскажем о том, какие бывают виды чтения, а также когда и для чего их необходимо применять.

    Определение

    Прежде чем разбирать на составляющие само чтение, необходимо знать определение этого термина. С чего мы и начнем. Итак, чтение - это определенный вид речевой деятельности человека, который вошел в коммуникативно-общественную сферу деятельности человечества, обеспечивающий общение путем письменной речи.

    Наряду с учеными психологи и педагоги считают, что чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, так как связан с восприятием, то есть с рецепцией, а также с пониманием знаний, которые закодированы разнообразными графическими знаками.

    В структурном понимании чтение разделено на два плана:

    • содержательный;
    • процессуальный.

    Понимание прочитанного - это результат чтения в содержательном плане. В процессуальном плане - то, как читающий соотносит графемы с фонемами, а также как узнает графические символы и так далее.

    Задачи чтения

    Человека необходимо обучать чтению для того, чтобы он мог находить нужную для себя информацию из текста в том количестве, которое необходимо для решения определенной речевой задачи, применяя конкретные технологии чтения. В любом случае этот процесс имеет большое воспитательное, а также познавательное значение, поэтому в учебниках к содержанию текста повысились требования по трем направлениям, а именно:

    • воспитательная ценность - методисты решили, что прочитанные учениками произведения в книге должны воспитать в детях ценности гуманного общества, а также ответственность профессионала не только за результат, но и за последствия его деятельности;
    • научность и познавательная ценность - эти критерии дополнены еще и страноведческой направленностью, а также профессиональной ориентацией;
    • соответствие содержания интересу и возрасту обучающихся, а также их интеллектуальным запросам.

    Таким образом, мы с вами видим, что читающий сталкивается с различными уровнями понимания текстов. Их несколько. Поэтому ученые разработали несколько классификаций видов чтения. Мы с вами рассмотрим основную, принятую С. К. Фоломкиной.

    Виды чтения. Обзор ведущей классификации

    Сегодня в современной начальной школе педагоги активно используют 3 вида чтения:

    • изучающее;
    • ознакомительное;
    • просмотровое.

    Рассмотрим ниже каждый вид отдельно. Итак.

    Ознакомительное чтение

    По-порядку. Данный вид чтения в школе необходим для того, чтобы ученик как можно скорее выбрал основные факты, то есть главные. Статистика показала, что при данном виде чтения достаточно понимать всего лишь 70% текста. Как вы поняли, важно уметь выделять и понимать ключевые слова. Когда дети обучаются такому виду деятельности, нужно уметь пропускать, а точнее, обходить те слова, которые незнакомы, а также не останавливать процесс. Этот вид чтения подразумевает умение догадываться о лексическом значении ключей из контекста. Ничего сложного. Важно уметь обобщать содержание прочитанного текста. Для ребенка это очень важно. Данный вид чтения также применяется на уроке иностранных языков, и практика показала, что сегодня не все обучающиеся владеют таким способом. Это заметно, когда ученик начинает переводить текст и сбивается при виде одного незнакомого слова. Для успешного и качественного чтения такую вредную привычку необходимо преодолевать.

    Просмотровое чтение

    Этот вид чтения базируется на способности определять смысловые вехи по первым фразам в абзаце и по заголовку, умению делить текст на смысловые части, а также находить и обобщать факты. И конечно же, прогнозировать дальнейшее содержание. Чтобы такие умения сформировались, нужно во время чтения художественных текстов обучать школьников анализу заголовков, предлагать им соотносить прочитанную информацию с рисунками, таблицами, схемами и тому подобным. Также дети должны уметь предполагать содержание абзаца или текста по первым предложениям. Им нужно понимать сказанное. Чтобы сформировались такие умения, необходимо предлагать детям следующие виды заданий:

    • озвучивать ключевые предложения;
    • продолжать тексты вместо автора;
    • устанавливать, с какой частью текста соотносятся схемы и рисунки;
    • если дети работают с художественным текстом, всегда нужно обращать их внимание на средства художественной выразительности, на то, какие приемы использовал автор, чтобы его произведение звучало по-особому.

    Изучающее чтение

    К данному методу педагоги прибегают, чтобы обеспечить ученикам не только вдумчивое, а также глубокое понимание прочитанного текста. Чтобы достигнуть этой цели, учителя прибегают к постановке конкретных вопросов после прочтения. Целью данной работы является пробуждение у учеников стремления точнее понять текст и разобраться в непонятных ситуациях. Очень часто при таком чтении учитель для всех читает текст вслух, делает остановки, обращаясь с различными вопросами к аудитории.

    Нередко приемы изучающего чтения встречаются на уроках русского языка. Детям в параграфах учебника дается теоретический материал, объясняются различные лингвистические факты, излагаются определения терминов, а также перечисляются их признаки. Такое чтение необходимо при изучении нового материала для познания новых фактов. Кроме того, изучающее чтение дети используют при подготовке к изложению.

    В заключение

    Итак, наша статья о видах чтения завершилась. Подведем итоги. Мы, как и обещали, рассказали не только о видах чтения, но и когда, и для чего их применяют педагоги. Учителя используют не только разнообразные виды работы с текстом в начальной школе. Они также проводят различные виды уроков чтения, что особенно необходимо для развития младших школьников. Но это уже совсем другая статья.

    Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на разных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, организует свою мысль или встает на новую точку зрения.

    Как уже отмечалось, чтение не является одинаково протекающей деятельностью ни по результатам, ни по процессам протекания, и в каждом конкретном случае оно выступает в одном из своих конкретных проявлений- видов , характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала». Различают около 50 структур- видов - чтения, однако целью обучения в школах разного типа являются 3 вида чтения: изучающее, поисковое и ознакомительное (на нем мы впоследствии остановимся более подробно). Просмотровое чтение, несмотря на то, что ранее оно входило в школьный курс, на данный момент развития методики не входит в целевые установки школьных программ, так как просмотр во многом дублирует процесс ознакомления , а установка на селективный отбор информации и способы ее переработки связаны с профессиональной деятельностью людей, хорошо владеющих языком и своей специальностью (Троянская Е.С.,1982). Тем не менее мы коснемся данного вида чтения ввиду того, что умения связанные с обучением просмотровому чтению могут быть полезны при профессиональной дальнейшей деятельности.

    Основные виды чтения до сих пор встречающиеся в отечественных и зарубежных работах приведены в таблице 1. В таблицу не включены такие названия, как домашнее/классное чтение, чтение со словарем/без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями)/неподготовленное и др., поскольку все эти названия не означают новый вид чтения, они лишь указывают на место проведения и форму организации работы над чтением.

    Чтение вслух и про себя относят то к видам, то к двум сторонам одного и того же вида чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные отличия, что делает необходимым специальное обучение двум сторонам прочтения. Хотя чаще всего читают про себя, чтение вслух нередко выступает как фонетическое упражнение, способ совершенствования произносительных навыков, как косвенный показатель сформированности говорения.

    Таблица 1

    Оппозиции «аналитическое – синтетическое» чтение в известной мере условны, так как в смысловом восприятии, «аналитико-синтетическом» по своей природе, разделить эти операции не всегда возможно. Их соотношение может меняться в пределах чтения не только одного текста, но и даже абзаца. Также можно оговориться, то выделение видов чтения носит сравнительно условный характер в том смысле, что один и тот же вид, форма прочтения или мыслительная операция сравнительно редко сохраняется на протяжении всего источника .

    Упомянутые ранее 4 вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), как показывают многие исследования, позволяют обеспечить решение практически всех задач, связанных с обучением чтению на иностранном языке в средней школе. Остановимся на них подробнее.

    Изучающее чтение . Результатом этого вида чтения является полное (степень полноты-100%) и точное понимание всех основных (к ним относятся факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, логики рассуждения/аргументации автора.) и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Так читаются тексты, чаще их отдельные части, информация которых особенно важна или вызывает познавательный интерес у учащихся, поэтому они стремятся не только максимально точно ее понять, но и критически осмыслить. Как правило, предполагается ее дальнейшее использование, поэтому уже в процессе чтения у читающего действует установка на ее длительное запоминании. Все это приводит к тому, что изучающее чтение протекает медленно, сопровождается остановками, перечитыванием отдельных мест, полным проговариванием текста во внутренней речи, часто переводом (если не как способом понимания, то как способом самоконтроля), иногда письменными заметками.

    Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении .

    Поисковое чтение . Оно направлено на нахождение в тексте конкретной, нужной для читающего информации - определений, выводов, формулировок, фактических данных, сведений страноведческого характера и т.д. Факт нахождения информации в данном тексте может быть известен читающему из других источников. Часть текста, которая являлась объектом поиска, как правило, подвергается изучающему чтению, предшествующий же ей материал читающий лишь бегло просматривает - весь текст целиком или только те его разделы, в которых он предполагает возможность наличия интересующих его сведений. Этот просмотр, однако, совершенно другую задачу, нежели тот, к которому читающий прибегает при просмотровом чтении. В данном случае читающий не ставит себе целью составить общее представление о содержании текста, а лишь оценивает тематику просматриваемых частей с точки зрения того, может ли в них находиться искомая информация. Этот вид чтения наиболее отчетливо выделяется при поиске слова в словаре или каких-либо сведений в справочнике, энциклопедии.

    Просмотровое чтение . Задачей этого вида чтения является получение самого общего представления об информации, содержащейся в тексте. Читающий может преследовать различную степень детализации этого представления - от определения только темы текста, сферы человеческой деятельности, к которой он относится, до более детального установления круга затрагиваемых вопросов и даже круга характера сообщаемых сведений. Этот вид чтения используется при первичном ознакомлении с текстом для определения того, есть ли в нем необходимая/интересующая информация, на основе чего принимается решение читать ее или нет, а также для осветления в памяти ранее прочитанного. Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объема языкового материала, поэтому в школе обучали лишь отдельным его приемам, обеспечивающим определение темы текста.

    В отношении просмотрового и поискового чтения трудно говорить о каких-либо нормативах степени полноты и точности понимания текста. Об их результативности судят на основании выполнения поставленной задачи. Следует, однако, отметить, что в данных видах чтения особое понимание приобретает правильность понимания тех элементов текста – фраз, предложений, слов – которые читающий действительно прочитывает; их неточное понимание ведет либо к неверному решению задач, либо значительно замедляет их решение (читающему приходится возвращаться, увеличивать количество элементов, которые он «выхватывает» из текста).

    Ознакомительное чтение . Результатом данного вида чтения является понимание основного содержания текста, основной линии доказательств, аргументации автора. Степень полноты понимания определяется в пределах 70-75% всех фактов текста, включая все основные, при этом понимание основной информации – точное, второстепенной – правильное, неискаженное. Обычно читающий довольствуется пониманием примерно 70% информации, и этот показатель принимается за норму, причем не потому, что чтец не может достичь полного и точного понимания, а потому, что оно в данном случае ему просто не требуется.

    Ознакомительное чтение – это не небрежное, неточное чтение, как иногда его истолковывают, это как бы чтение «для себя», без какой-либо предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Последняя лишь «принимается к сведению», и даже если читающий запоминает ее, то это запоминание носит непроизвольный характер, чаще всего под влиянием возникшего интереса. Поскольку у читающего отсутствует установка на запоминание, то, как следствие, некоторые второстепенные факты, несущественные для основной линии развития текста, могут оказаться «непонятыми». За этим термином скрываются различные случаи, это могут быть: а) детали, которые читающий понял в процессе восприятия, но, оценив их, тут же забыл; б) детали, которые читающий по той или иной причине просто опустил, но прочитал; в) детали, которые он действительно не понял или понял «приблизительно» (часто из-за незнания соответствующего слова), но, отнеся их к второстепенным, неважным, не задержался на них, а продолжал читать дальше.

    Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. Следует также отметить, что к ознакомительному чтению относят домашнее и индивидуальное чтение.