Метод сократической беседы как вид обучения

Сформированный в. Средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста

Для догматического обучения характерны следующие особенности: преподаватель сообщает студентам определенную совокупность знаний в готовом виде без пояснения; студенты усваивают знания без осознания и понимания и м почти дословно воспроизводят заученное, от студентов не требуют применения знаний на практике. Этот тип обучения способствует определенной степени развития механической памяти, но не создает условий для развития интелек туально потенциала личности, не обеспечивает подготовку человека к практической деятельности на основе полученных знаь.

объяснительно-иллюстративного обучения

Основная цель такого вида обучения - передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Педагог стремится изложить учебный материал с применением н наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задачнь.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения обусловлен высоким уровнем общественно-производственных отношений, ему присущи следующие особенности: преподаватель сообщает студентам определенный объем знаний, объясняет сущность явлений щ, процессов, законов, правил и др. с использованием иллюстративного материала; студенты должны сознательно усвоить предлагаемую долю знаний и воспроизвести ее на уровне глубокого понимания, применить знания н а практике в различных видах.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения на протяжении двух последних веков господствовал на всех уровнях учебной деятельности. Он в определенной степени способствовал рациональному подходу к овладению значительным объемом устоявшихся их знаний, развития логического мышления и оперативной памяти. Однако в целом этот вид обучения стоял на пути привлечения студентов в активную самостоятельную познавательную деятельность и развития интеллектуальных м ожливостей личности, овладение методами самостоятельного познанияня

Проблемное обучение

В основе проблемного обучения - идея, известного психолога. С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через решения познавательных проблем, содержащих противоречия. Поэтому суть проблемного обучения - в постановке (педагогом) и решении (студентом) проблемного вопроса, задачи и ситуацииції.

Для проблемного обучения характерно то, что знания и способы деятельности не представлены готовыми, не предложено правила или инструкции, благодаря которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задание ния. Материал не подано, а задан как предмет поиска. И содержание обучения заключается именно в стимулировании поисковой деятельности студентта.

Такой подход обусловлен, во-первых, современной ориентацией образования на воспитание творческой личности, во-вторых, проблемным характером современного научного знания (напомним, любое научное открытие отвечает овидае на одно или несколько вопросов и ставит десятки новых), в-третьих, проблемным характером человеческой практики, что особенно остро проявляется в переломные, кризисные моменты развития; в-четвертых, закон омирностямы развития личности, человеческой психики, в частности мышления и интеллекта, которые формируются именно в проблемных ситуация.

Проблемное обучение наиболее адекватное социально-педагогическим целям и содержанию современного научного знания и закономерностям познавательной деятельности и развития обучаемых. В нем наиболее последовательно реализован принцип проблемности, который предполагает использование объективной противоречивости исследуемого, организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, д ають возможность управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности).

При решении проблемного вопроса предусмотрен поиск различных вариантов ответа, заранее готов ответ - неприемлема. Примеры проблемных вопросов:"Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из ме. Этал, нет?","Что в природе меняет цвет?"

Проблемная задача - это учебно-познавательная задача, что приводит стремление к самостоятельному поиску способов ее решения. Пример проблемной задачи: «Какие необходимо предпринять действия, чтобы уравнение 2 5x3 = 21 было правильным"

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психо ологичний состояние студента, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельностиі.

Проблемная ситуация содержит три компонента:

а) необходимость выполнения такого действия, при которой появляется познавательная потребность в новом ракурсе, знании или способе действия;

б) неизвестное, которое нужно раскрыть в возникшей ситуации;

в) возможности студентов в выполнении поставленной задачи, в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного. Не слишком тяжелые, средние по уровню сложности задачи не создают проблемной ситуации. При иклад проблемной ситуации:"Составьте из 6 спичек 4 равносторонние треугольники со сторонами, равными размерам одной спичкиа".

Анализ проблемной ситуации, выявление ее связей, отношений, которые закреплены в языке, предстают в виде задач. Процесс усвоения и понимания знаний не возможно без постановки и решения задач. На. Авив читая текст, слушая педагога, ученикам (студентам) приходится решать те или иные задачи сформулированы задачи создает внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается ется из проблемной ситуации, с ее осознания и принятияяття.

Чтобы пробудить ситуацию умственной активности при чтении текста, нужно его"увидеть"как систему заданий, систему скрытых проблемных ситуаций. Слушания готового объяснения также нужно вос йматы как последовательность задач. Сиуденты, которые"видят"задачи и отраженные в них проблемные ситуации в тексте, изложении, воспринимают представленную информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли под ч ас восприятия текста. Эти вопросы содержат механизм их умственной активности, поэтому усвоение даже"готовых"задач является для них эффективным и по функциональности этих знаний, т.е. усвоение и развитие (преобразование знаний и действий по овладению ими в психические новообразования) происходит в таких студентов одновременносно.

Проблемными заданиями могут быть вопросы, учебные задачи, практические ситуации. Ту самую проблемную ситуацию могут вызвать различные типы заданий. Само по себе проблемное задание не является проблемной ситуации ией. Оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Такой вид обученияння:

Стимулирует выявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества в у студентов;

Развивает интуицию и дискурсивное ("проникновение в суть"), конвергенцийне ("открытие") и дивергенций-не ("создание") мышления;

Учит искусства решать различные научные и практические проблемы, опыта творческого решения теоретических и практических задач

Трудности организации проблемного обучения связаны со значительной затратой времени для постановки и решения проблем, создание проблемной ситуации и предоставления возможности ее самостоятельного решения каждой м ученику, студенту. Этот вид обучения включает естественный процесс разделения студентов на самостоятельных и несамостоятельныхх.

Тип обучения – теоретически обоснованная и представленная в практике модель обучения, имеющая специфическую, четко выстроенную философско-психологическую базу и собственно дидактическое своеобразие.

Наиболее ранний тип обучения. Преобладал в период средневековья. Влияние обнаруживается и в новое и новейшее время (например, русская церковно-приходская школа). Методологической основой выступает какое-либо религиозное учение. Источник информации – религиозный текст, позднее специальные учебные книги, содержание которых должно быть усвоено дословно. Понимание не требуется. Умения отрабатываются с помощью тех же религиозных текстов: чтение через запоминание слов и их производных форм; заучивание алфавита; чтение преобладало буквенное, а не звуковое; письмо через переписывание. Функция педагога – дать задание, проверить исполнение (сверить). Мотивация обеспечивается через наказание нерадивых. Форма занятия – индивидуально-групповая или индивидуальная. Состав учащихся непостоянен.

2. Объяснительно-репродуктивное обучение

Цели педагогического процесса формулируются как:

а) цель-идеал: всесторонне и гармонично развитая личность, сочетающая в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство (Моральный Кодекс строителей коммунизма)

б) цель как ожидаемый результат деятельности

Формирование системы знаний, овладение основами наук;

Формирование основ научного мировоззрения;

Всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

Воспитание идейно убежденных, сознательных и высокообразованных людей, способных как к умственному, так и к физическому труду.

Концептуальнцю основу составляют принципы, сформулированные еще Я.А. Коменским: научность, природосообразность, последовательность, систематичность, доступность, сознательность, активность, прочность, наглядность, связи теории с практикой и т.п.

Структура обучения включает: изложение – понимание – обобщение – применение.

Схема учебной деятельности:

1. Информирует о новых знаниях, объясняет / воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.

2. Организует осмысливание учебной информации / осмысливает, углубляет понимание учебного материала

3. Организует обобщение знаний / обобщает усвоенный материал

4. Организует закрепление учебного материала / закрепляет изученное путем повторения

5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения / применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

Ведущей организационной основой является классно-урочная система:

Учащиеся приблизительного одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;



Класс работает по единому годовому и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и тоже время года и в заранее определенные часы дня;

Основной единицей занятия является урок;

Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

Работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

Учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы;

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены – обязательные атрибуты классно-урочной системы.

в регламентации деятельности,

принудительности обучающих и воспитательных процедур;

централизации контроля;

ориентации на среднего ученика.

Методы усвоения знаний основываются:

на сообщении готовых знаний;

обучении по образцу;

репродуктивной логике от частного к общему;

с опорой на механической запоминание;

вербальные;

репродуктивное воспроизводство.

К недостаткам системы можно отнести отсутствие самостоятельности, слабую мотивацию учебного труда школьников, в частности, отсутствие самостоятельного целеполагания, цели обучения ставит учитель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производится не им, а учителем, другим взрослым.

Положительные черты: систематический характер, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала, организационная четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологи­ей. Вид (тип) обучения - это общий способ организации учебно-вос­питательного процесса. Вид обучения определяется на основе анализа глав­ных его структурных компонентов: 1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников; 3) специфики применения знаний на практике и др. По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее и др. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обу­чения. Педагоги не отказываюся от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, перено­сят лучшее из старых систем в новые.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы-«сокра­тическая беседа». Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вы­зывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.

Догматическое обучение - форма коллективной организации обу­чения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писа­ние. Главный вид деятельности учащихся - слушание и механическое заучивание. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение (О-И). Его сущность хо­рошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изучен­ного - главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть дли­тельную историю его существования в различных модификациях. Это давно известный вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы из­ложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстратив­ное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сбе­регает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание слож­ных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки - пре­поднесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении и т. д.

Проблемное обучение (ПбО). Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного ре­шения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуа­ция характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в ре­шении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разре­шить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуа­ции, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.


Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского ме­тодов. В начальной школе чаще используются элементы ПбО, которые вплета­ются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы.

Преимущества ПбО хорошо известны: самостоятельное добывание зна­ний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учеб­ному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на до­стижение запроектированных целей.

Программированное обучение (ПО). Название происходит от терми­на «программа», что обозначает систему последовательных действий (опе­раций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО - улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

♦ учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

♦ учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих
порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

♦ каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

♦ при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает
новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

♦ при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

♦ каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным ма­териалом в посильном для него темпе;

♦ результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются,
они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная
связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

♦ педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

♦ в учебном процессе широкое применение находят специфические
средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контро­лирующие устройства, обучающие машины).

Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами.

Учителя начальной школы чаще используют элементы программирован­ного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с по­мощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и про­граммированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.

Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения заключается в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими бло­ками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

Модуль - это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обу­чения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

По своему содержанию модуль -это логически завершенный блок учеб­ной дисциплины. Он содержит в себе цель и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны усвоить обучающиеся, перечень приоб­ретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения мате­риала, форму отчетности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается практически все: посещение сту­дентами занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и ито­говый уровень подготовки. Курсовые работы и проекты, дипломные рабо­ты представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатыва­ются аналогичные задания и критерии их рейтинговой оценки.

Развивающее обучение - учебный процесс, в котором наряду с пе­редачей конкретных знаний уделяется должное внимание процессу интел­лектуального развития человека; он направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных струк­тур и операций в рамках этой системы. В развивающем обучении цент­ральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а уче­ник. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организа­ции учебной деятельности детей, в развитии их мышления. Всякая деятельность - это решение задач. Поэтому основным средством, кото­рым располагает учитель, является постановка задач и организация их ре­шения. Педагогический процесс в условиях развивающего обучения все­гда носит характер парного диалога - учителя с учеником. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем. Развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько по­лучения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л. С. Выготского неоднократно под­черкивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой.

Чтобы ученик сам направлял свое мышление, важно научить его осо­знавать происходящие в его сознании процессы и умственные операции. Мышление, таким образом, как бы начинает формировать само себя. Необходимо добиваться словесного воспроизведения учащимися проде­ланных шагов, у детей должна воспитываться своеобразная рефлексия про­цесса учебной деятельности.

В основе системы развивающего обучения используется механизм, позволяющий подвести обучаемых к теоретическим обобщениям, исполь­зуемым в дальнейшей работе как для решения частных практических за­дач, так и для «взращивания» более объемных обобщений.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

♦ проблемность обучения;

♦ оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
(наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченно­
го, абстрактно-теоретического);

♦ индивидуализация и дифференциация обучения;

♦ специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических
приемов умственной деятельности;

♦ специальная организация мнемической деятельности.

Современные тенденции развития образования обусловливают разви­тие и становление других видов обучения (дифференцированного и инди­видуального обучения, эвристического, компьютерного, дистанционного и др.). Со второй половины XX века отечественная дидактика развивалась в разных направлениях, обогащая практику новыми идеями, реализация ко­торых способствует повышению уровня учебно-воспитательной работы.

Результативность профессиональной деятельности современного педагога связана с владением им основных видов обучения, пониманием их недостатков и достоинств, методологической и теоретических условий, основ использования.

Особенности формы

Догматическое обучение в педагогике - это первый вид коллективной организации познавательной работы школьников. Появилось оно в средние века. Формы и характер обучения в тот исторический период определялись основами христианской религии, ее влиянием на культурную общественную жизнь.

Историческая справка

Подобное воспитание и обучение является противоположностью догматического подхода.

Сократ считал основной задачей наставника пробуждение глобальных душевных сил своих учеников. Его беседы были направлены на то, чтобы оказать помощь «самозарождению» в сознании воспитанников истины.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На первом этапе образовательного процесса Сократ серией вопросов побуждал своих воспитанников находить истину. Ученик должен был увидеть и осознать проблему там, где ему до этого все казалось понятным и простым.

При раскрытии противоречий устранялось мнимое знание, а беспокойство, в которое вводился ум, вызывало мысль о поиске настоящей истины.

Вторая часть беседы стала называться «майевтикой». Это слово в буквальном смысле означает « повивальное искусство». Ученика с помощью правильно сформулированных вопросов приводили к осознанию положений, что являются истинными.

В процессе поиска истины наставник и ученик находятся в одинаковых условиях. В качестве одного из достоинств Сократа как учителя было его отталкивание из того, что ученик понимал свою ограниченность, что способствовало побуждению его к самостоятельному мыслительному процессу.

В настоящее время сократическую беседу активно используют в рамках постановки и решения проблем во многих учетных дисциплинах, а также при необходимости выбора конкретных решений.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Рассматривая догматическое обучение, остановимся на объяснительно-иллюстративном варианте обучения. Его основной целью является передача и усвоение знаний, их практическое применение. Часто данный метод именуют пассивно-созерцательным способом обучения. Учитель старается изложить учебный материал с использованием иллюстративных и наглядных материалов, обеспечить усвоение его на основе воспроизводства и использования для разрешения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вариант обучения обладает следующими особенностями:

  • преподаватель рассказывает своим ученикам какую-то информацию, поясняет суть процессов, явлений, правил, законов с применением иллюстративного материала;
  • ученики сознательно усваивают эту долю знаний, воспроизводят ее на осознанном уровне, применяют их в разных видах в реальных жизненных ситуациях.

Заключение

Догматическое образование долгое время оставалось единственным вариантом формирования знаний у школьников. Подобная форма обучения не позволяла педагогам выявлять талантливых и одаренных детей, подбирать эффективные способы их воспитания и развития. Для решения подобной проблемы в отечественной педагогике были проведены существенные реформы. На смену догматическому образованию пришел личностно-ориентированный подход и проблемное обучение.

В основе последнего метода обучения лежит идея психолога С. Л. Рубинштейна о варианте развития сознания человека путем разрешения познавательных проблем, которые содержат противоречия. Суть проблемного обучения заключается в постановке педагогом и решении школьником проблемной задачи, вопроса, ситуации.

Специфика методики в том, что в отличие от догматической формы при проблемном подходе знания не предоставляются в готовом виде, они формируются самими школьниками.

Вид обучения – это способ организации учебного процесса. Современная педагогическая наука усматривает множество таких способов, которые успешно применяются в различных методических ситуациях и с различными целями. Отметим, что в настоящее время современная педагогика не дает однозначного определения о том, каковы в целом виды обучения и их характеристика. Это связано с тем, что таких видов много, и каждая научная школа, каждое методическое направление предлагает свою классификацию способов организации обучения. Например, при обучении в школе учебный процесс может быть представлен ы одной интерпретации, в колледже – в другой, в вузе – в третьей, и при организации индивидуального обучения – также в иной.

Однако на сегодняшний день сложилось понимание того, какие существуют основные виды обучения и их характеристика . Это понимание продиктовано некоторым универсализмом подобных способов организации процесса обучения. К ним относятся:

  • Беседа,
  • Догматическое обучение,
  • Объяснительно-иллюстративное обучение,
  • Проблемное обучение.

Рассмотрим данные виды подробно.

Беседа

Из всех прочив видов обучения именно беседа является самой первой с момента зарождения такого социального института, как обучение. Согласно историческим данным, впервые данный вид обучения использовал древнегреческий ученый-философ Сократ. Вследствие этого в педагогической науке подобная беседа получила название «сократическая беседа». Однако очевидно, что не каждую беседу можно рассматривать как способ организации обучения. Сущность беседы как вида обучения состоит в том, что обучающиеся приходят к пониманию истины самостоятельно посредством наводящих вопросов учителя. Беседа как вид обучения активно используется на уроках в школе при объяснении нового материала с опорой на уже известные ученикам факты и явления, а также при организации индивидуального обучения. Причем в последнем случае беседа как вид обучения простирается намного далее учебного процесса в школе: в частности, это – один из основных видов обучения аспирантов, когда в беседе с научным руководителем, обсуждая наработки своих диссертационных исследований, они сами приходят к пониманию тех вопросов, которые казались для них спорными.

Догматическое обучение

Догматическое обучение имеет под собой твердую религиозно-богословскую основу, и в настоящий момент практически не используется в светских учебных заведениях. Если говорить о современной педагогике, то догматическое обучение применяется, главным образом, в духовных учебных заведениях – семинариях, академиях, богословских и катехизаторских курсах. Причем в последнем случае речь не обязательно идет о получении обучаемыми образования. Например, догматическое обучение лежит в основе новициата – специальных курсов для людей, решивших принять Католическое вероисповедание, на которых им объясняются основы Католической веры на основе Священного Писания. В целом догматическое обучение всегда базируется на священных текстах Библии и предполагает их дословное воспроизведение и заучивание. Несмотря на то, что, как и было сказано выше, в данный момент догматическое обучение осталось прерогативой духовных учебных заведений, в Средние века оно было широко распространено и в светских, в частности, школах и средневековых университетах. В России вплоть до 1917 года практически во всех учебных заведениях существовал специальный предмет – Закон Божий, на котором учащиеся знакомились с Православием и получали духовно-нравственное воспитание, и в основу преподавания данного предмета было положено догматическое обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Объяснительно-иллюстративное обучение – это самый распространенный вид обучения в современной педагогике. Особенно он распространен в практике средней общеобразовательной школы. Само название вида обучения говорит за себя: это – такой вид обучения, который построен на объяснении учебного материала в сочетании с его наглядностью в виде иллюстраций, чертежей, компьютерных презентаций, таблиц. Учебных фильмов и т.п. При этом ведущими видами учебной деятельности учащихся являются визуальное восприятие материала и его запоминании. Следует отметить, что здесь не идет речи о механическом заучивании или воспроизведении: цель использования данного вида обучения – формирование определенных представлений, навыков и умений и готовность использовать их в будущем, и подобные представления могут быть восприняты и в произвольной форме, т.е. не обязательно именно так, как это звучало в интерпретации педагога. В то же время критерием эффективности данного метода считается точное воспроизведение изученного. Это особенно актуально при обучении точным наукам, где существуют положения, не предполагающие вариативного или двоякого толкования. Например, одна из аксиом геометрии гласит, что через две точки можно провести прямую, и только одну. С позиций педагогики это звучит как необходимость формирования убеждения в этом ученика. Это же следует сказать и об обучении таким предметам, как физика и химия, где существует большое количество точного материала, который необходимо запомнить, и без подобного запоминания работа с этим материалом становится проблематичной. Например, таблица химических элементов Д.И. Менделеева предполагает строгую последовательность элементов и наличие уникальных химических свойств, присущих именно этому химическому элементу. Очевидно, что о двояком толковании тут речи идти не может. И ранее, и в настоящее время данный вид обучения считается традиционным.

Проблемное обучение

Проблемное обучение – это такой вид обучения, при котором учащийся самостоятельно добывает знания путем решения поставленных перед ним проблем. Этот вид обучения получил широкое распространение как в средней школе (особенно на второй и третьей ступенях), так и в системе профессионального обучения. Следует также отметить, что, в отличие от объяснительно-иллюстративного обучения, проблемное обучение гораздо более приемлемо в процессе преподавания гуманитарных предметов. Например, литературы, истории, иностранных языков. В качестве иллюстрации сказанному рассмотрим следующий случай. На уроке истории России детям рассказывается о том, что Киевская Русь в 988 году приняла Православие по решению князя Владимира. Однако Владимир пришел к такому решению не сразу, а после встреч и бесед с представителями разных религиозных конфессий: Христианства Западного обряда (прообраз Католической Церкви), ислама, иудаизма. При этом в выборе решения немалую роль сыграла княгиня Ольга, которая к тому моменту уже сама исповедовала Православие. Так, учитель может рассказать об этом на уроке и поставить перед учениками вопросы: что толкнуло князя Владимира принять именно данное решение? И что было бы, если бы решение оказалось другим? В таком случае детям предоставляется возможность логически прийти к своим собственным умозаключениям и в их результате найти истину.