Логопедические занятия для детей. Какие упражнения для постановки звуков можно выполнять с детьми

Хотите найти хорошего логопеда для детей 5 лет в Москве или МО? Это несложно. В нашей базе их - 11

Частные логопеды для ребенка 5 лет. Занятия с логопедами-дефектологами для детей 5 лет в Москве

Логопеды для ребенка 5 лет

Частный логопед-дефектолог для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с пяти лет с выездом на дом.
  Подготовка детей от 4 лет к обучению в школе.
  Развивающие занятия, обучение чтению, счёту, подготовка руки к письму, развитие логического и аналитического мышления.
  Занятия с учениками начальной школы направлены на коррекцию не усвоенного в школе материала, ликвидацию пробелов в развитии логического мышления, речи, формирование интереса и понимания важности процесса обучения.
  Также занимаюсь организацией и ведением работы по коррекции речи у детей с расстройством произношения (дизартрией, дислалией).
  Программа составляется индивидуально для каждого ребёнка.
  

  • Стоимость занятий: Логопедия + подготовка к школе - 1500 р./60 минут. У логопеда дома коррекция звукопроизношения - 1000 р./30 минут.
    Начальная школа + логопедия - 1500 р./60 минут.
  • Предметы: Начальная школа, Логопедия, Подготовка к школе
  • Города: Москва, Реутов
  • Ближайшие станции метро: Новокосино, Выхино
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Окончила МГПИ им. Н.К. Крупской, 1996 г., факультет методики и педагогики начального обучения, дополнительная специализация учитель - логопед.

Частный логопед для детей 5 лет. Частные занятия с логопедом-дефектологом для ребенка 5 лет в Москве.
  Логопедия: нарушения звукопроизношения (дислалия), общее недоразвитие речи, коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов (дисграфия, дислексия).
  Логопедические занятия с детьми от 5 лет, школьниками
  Логопедические занятия -взрослые (восстановление речи после ОНМК, ЧМТ)
   Подготовка к школе - чтение, письмо, математика
   Начальная школа (1-4 кл.)русский язык, чтение, математика
  Русский язык и литература
  Учитель - логопед в детском саду и школе.

  • Стоимость занятия: 1300 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия, Начальная школа, Подготовка к школе, Русский язык
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Сокольники
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: СФГА, факультет коррекционной педагогики и психологии, специальность учитель - логопед (2011 г.). Повышение квалификации: 2016 - 2017 гг. СЕРТИФИКАТ (последипломная подготовка логопедов работающих в...

Услуги логопеда для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с 5 лет.
  Предлагаю услуги логопеда-дефектолога: индивидуальные занятия с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Работаю с такими речевыми нарушениями как:
  Задержка речевого развития (темповая задержка речи)
  Моторная алалия (алалические компоненты)
  Общее недоразвитие речи I, II, III уровня
  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
  Дизартрия; Дислалия (Нарушение звукопроизношения);
  Заикание; Дислексия, дисграфия (нарушение письменной речи).
  Подготовлю ребенка к школе. В программе занятий:
  Обучение грамоте. Развитие речи (лексика, грамматика, связная речь). Развитие графо-моторного навыка и оптико-пространственных представлений, как основы профилактики возможных нарушений чтения и письма...

  • Стоимость занятия: 2000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Сокол, Полежаевская
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Московский Педагогический Государственный Университет (МПГУ), дефектологический факультет, специальность: учитель - логопед

Частный логопед-дефектолог для детей 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для ребенка 5 лет.
  Подготовка к школе, коррекция различных нарушений речи: дислалия, дизартрия, стертая дизартрия, ОНР, ЗПР, дисграфия, дислексия, дизорфография, владею методикой зондового массажа Новиковой Е.В., программа начальной школы по всем предметам, программа 1 - 11 классов по русскому языку, подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Занимаюсь с дошкольниками и школьниками.
  начальная школа, подготовка к школе, русский язык 1200-1500р за 60 минут в зависимости от проблемы, логопедия, коррекция нарушений письма, подготовка к ГИА и ЕГЭ 1300-1500р за 60 минут в зависимости от проблемы.
  Опыт преподавательской деятельности - 10 лет, из которых опыт репетиторской деятельности - 8 лет...

  • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Начальная школа, Логопедия, Подготовка к школе, Русский язык
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Сокол, Речной Вокзал
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МГОУ (бывший МОПИ им. Н. К. Крупской), факультет психолого-дефектологический, 2005 г.
  • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Отрадное, Бибирево
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МПГУ, дефектологический факультет, 2006 г.

  Я провожу первое занятие бесплатно (бесплатное занятие возможно только на моей территории).
  Услуги логопеда-дефектолога для детей 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для ребенка 5 лет.
  Логопедия - постановка звуков, исправление дефектов речи (дети от 5 лет). Начальная школа - коррекция нарушений письма (пропуски, замены букв в словах, сложности в соблюдении правил грамматики) от 7 до 12 лет. Подготовка к школе - обучение чтению, основам математики, подготовка руки к письму: дети от 5 лет.
  

  • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе, Начальная школа
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Щёлковская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Школьный преподаватель
  • Образование: МГПИ им. Н.К. Крупской, факультет педагогики и психологии, педагог - дефектолог (2002 - 2007 гг.).

Частный логопед для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом для детей с пяти лет.
  Подготовка к школе (4 -7 лет). Помощь младшим школьникам. Логопедическое сопровождение (логопед).
  Опыт работы: учитель, преподаватель ВУЗа, преподаватель коммерческих курсов по подготовке к школе, деловой корреспонденции, делопроизводству; учитель - логопед в детском саду (по настоящее время). Частный репетитор.
  

  • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
  • Предметы: Подготовка к школе, Логопедия
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Коломенская, Нагатинская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: ПГУ им. Ломоносова, 1995 год, учитель русского языка и литературы; ПГУ им. Ломоносова, 2003 год, аспирантура по специальности социальная философия; МПГУ, 2011 г., учитель - логопед.

Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель – логопед ДОУ №287 г. Донецка
Описание работы: Данное занятие рекомендовано логопедам, воспитателям логопедических групп. Проводимое в конце учебного года, занятие может стать показателем результативности речевой коррекции. Данное занятие можно показать на родительском собрании с целью повышения компетентности родителей в вопросе преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Возраст: 5-6 лет.
Цели: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, закрепление произношения звука Ш в словах, предложениях, чистоговорках, развитие фонематического слуха, тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, воспитание интереса к сказкам.
Материал: магнитная доска, картинки к сказке «Маша и медведь», предметные картинки.
Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале, разучивание артикуляционной, пальчиковой гимнастики, чистоговорок.

Ход занятия

Логопед:
Ребята, мы с вами долго трудились, учились правильно произносить звуки, строить красивые предложения, составлять интересные рассказы. Надеюсь, вы запомнили много интересного и полезного для себя. Вспомним наше правило.
Дети:
Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
Логопед:
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей) Посмотрите на нашу доску. Догадайтесь, какая сказка сегодня у нас в гостях.
(На магнитной доске картинки: медведь, Машенька)
Дети:
Сказка «Маша и медведь».
Логопед:
Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-шка.
Дети:
Звук Ш.
Логопед:
Вспомните, какой звук Ш, дайте ему характеристику.
Дети:
Всегда согласный, твёрдый, глухой.
Логопед:
Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
Дети:
При произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперёд, язык «чашечкой», выдыхаемая струя тёплая.
Логопед:
Ш-всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг.
Дети:
Ш-ш-ш-ш.

Логопед:
Постараемся красиво рассказать чистоговорки.
Дети (по очереди):

Раз - шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три - ношу в шалаш игрушки.
На четыре - мою ушки.
Пять - купили Даше шашки.
Шесть - покушай пшённой кашки.
Семь - в лукошке две картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять - штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг.

Логопед:
Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …
Дети: Машенька.
(На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)

Артикуляционная гимнастика

Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).
Взяла чашку («чашечка»).
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).


Логопед:
Продолжаем сказку. Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка)
Логопед:
В лесу поднялся сильный ветер. Как шумят деревья в лесу?
Дети:
Ш-ш-ш-ш.
Логопед:
Испугалась Машенька, но выглянуло солнышко и послало ей свой лучик.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, солнышко)

Пальчиковая гимнастика

Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)
Щёчки, щёчки, щёчки.
А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток,
Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).


(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка).
Логопед:
Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живёт?
Отгадайте загадку и узнаете.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в ….
Дети:
В мишку.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка, мишка).
Логопед:
Видит Маша, в доме у мишки беспорядок. Решила Машенька навести порядок и принялась за дело. Тем временем пришёл мишка домой, смотрит, в избушке всё аккуратно сложено, расставлено по местам. Только не поймёт мишка, где его игрушки, а где Машенькины. Давайте поможем мишке найти его игрушки. В названии мишкиных игрушек слышим звук Ш. Выберите картинки со звуком Ш.
(На магнитной доске предметные картинки)
Дети самостоятельно выбирают нужные картинки.


Логопед:
Решили Машенька и мишка поиграть и стали придумывать предложения. Послушайте, что у них получилось. Правильно ли это?
Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Ландыш нашёл Наташу. Мышка ловит кошку. Шишка нашла мишку.
Логопед:
Нашей Маше пора возвращаться домой. Мишка очень подружился с Машенькой, он проводил её до самого дома.
Логопед:
Вы мне очень помогли рассказать сказку. Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Что нужно делать, чтобы звук получился красивый?

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.


Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Кому заниматься с малышом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: ). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: ). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.


Цель гимнастики - сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и загадками. Предложите представить ему, что его язычок живет в своем домике (рте), где прячется за высоким забором (зубы). Он ложится спать, смотрит в окошко, выходит на прогулку, превращается в котенка или лошадку, катается на пароходе – так вы можете представить любое упражнение, как увлекательную игру и целую историю о его жизни.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком - одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Примеры упражнений для укрепления языка

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.


Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.

Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

При выполнении упражнений важно сохранять язык и губы расслабленными и внимательно контролировать дыхание, не допуская его задержки. Повторяем каждое упражнение по 3 – 6 раз.

Изучение звуков «л» и «ль»

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.

Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.

Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.

У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

  • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
  • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
  • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
  • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
  • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
  • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
  • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
  • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

Логопедические занятия в домашних условиях

Логопедические занятия с ребенком могут включать:

  • гимнастику на развитие артикуляции;
  • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
  • декламацию стихов и скороговорок.

Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.

Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

  • Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
  • Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
  • Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
  • Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.

Пальчиковые игры

Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

  1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
  2. воображение;
  3. внимание.

У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

Упражнения на развитие моторики пальчиков:

  • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:
    Солнце поднимается,
    Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)
    Солнышко садится,
    Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
  • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
  • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.
    Птица полетела (машем крылышками),
    Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),
    Дальше полетела.

Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.

Артикуляционная гимнастика

Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

Артикуляционный комплекс:

  • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
  • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
  • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
  • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
  • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
  • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
  • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
  • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
  • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
  • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

  • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
  • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)
Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)
По камушкам, по камушкам (топчется на месте)
И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

Декламация стихов и скороговорок

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

Чистая речь очень важна для каждого из нас. Именно разговор помогает нам общаться друг с другом, а без общения человеку жить очень и очень непросто. Но невнятная и нечистая речь сильно затрудняет коммуникацию, поэтому еще в детстве важно научиться чисто и красиво выговаривать все звуки. И этим обязательно должны озаботиться родители, ведь без своевременной логопедической коррекции ребенок может столкнуться с серьезными проблемами в общении со сверстниками и даже обзавестись ненужными комплексами. Темой нашего сегодняшнего разговора станут логопедические занятия для детей 5 лет дома – обсудим возможные упражнения.

На самом деле, пятилетки редко говорят чисто. Практически каждому второму крохе нужна, и притом, системная логопедическая помощь. Но с некоторыми проблемами можно справиться даже без помощи специалиста – нужно лишь хорошенько заниматься дома.

При этом родителям нужно сразу запомнить :

Все занятия должны выполняться исключительно в игровой форме;

Начинать нужно с двух-трех минут за раз, после продолжительность занятия может достигать пятнадцати – двадцати минут;

В день стоит проводить два-три занятия;

Обязательно хвалите кроху за успехи и не журите за маленькие поражения;

Занимайтесь, когда ребенок бодр и весел;

Будьте объектом для подражания;

Все упражнения выполняйте неторопливо.

Рассмотрим эффективные логопедические упражнения для детей пятилеток

Для формирования правильного произношения звука «р»

Ребенок открывает рот пошире и старается улыбнуться в таком положении. Важно, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Далее нужно совершить несколько гладящих движений язычком вперед и назад по области верхнего неба. Родителям придется потренироваться, чтобы объяснить технику выполнения такого задания крохе.

Малыш чистит зубки кончиком языка, двигаясь по их внутренней поверхности. Рот нужно открыть пошире.

Произносим слово «да», упираясь кончиком языка в верхние зубы, после произносим слово «ды», сдвигаясь кончиком языка на верхнее небо.

Упражнения для правильного произношения звука «л»

Ребенок открывает ротик пошире и кладет язык на нижнюю губу. Одной рукой нужно придерживать подбородок и произносить слоги со звуком «л» - «ла», «ли», «лу», «ло».

Рот также широко открыт, а язык рисует по поверхности неба.

Родители предлагают малышу дотянуться языком до кончика носа.

Упражнения для постановки звука «ш»

Это достаточно сложный звук, с постановкой которого деткам придется поработать:

Нужно положить края языка под верхнюю губу, а затем резко рвануть его вниз, чтобы услышать звонкий щелкающий звук;

Вытяните губки трубочкой и замрите в такой позиции секунд на семь;

Возьмите небольшую ватку, положите ее на кончик носа крохи и предложите ему ее сдуть.

Логопедические занятия для дома, которые помогут увеличить четкость речи

Малыши-пятилетки способны с легкостью повторять разные действия за взрослыми. Артикуляционная гимнастика дастся им легко и принесет заметный результат.

Широко улыбаемся, показывая всем свои зубы. Далее вытягиваем губы тонкой трубочкой и на секунду замираем.

Максимально напрягаем мышцы губ, после чего плавно их расслабляем.

Немного покусываем то нижнюю, то верхнюю губу.

Цокаем язычком, как лошадка копытами.

Другие логопедические упражнения для домашних занятий с пятилеткой

Растяните посильнее губы, улыбаясь. Но при этом зубы должны быть надежно спрятаны за зубами. Замрите на тридцать секунд.

Приоткройте немного ротик, положите язык на поверхность нижней губы и шлепайте по нему губами, чтобы получались звуки «пя-пя».

Откройте рот, высуньте язык и постарайтесь позагибать его края вверх – трубочкой. Замрите в такой позиции секунд на тридцать.

Улыбнитесь, раскрыв рот. После дотрагивайтесь поочередно кончиком языка к каждому из уголков рта.

Улыбнитесь и широко откройте рот. После на счет «один» опустите кончик языка за нижний край зубов, а на счет «два» поднимите его за верхний. Повторите пять раз.

Веселые звуки для коррекции звукопроизношения

Малышам пяти лет очень нравятся разные звуковые игры. И логопеды применяют их в своей практике. Так, для улучшения звукопроизношения предложите ребенку:

Попищать как мыши: «пи-пи»;
- пореветь, как младенец: «уа-уа-уа»;
- загудеть, как ветер: «уууу»;
- покричать, будто заблудился: «аууу-ауу»;
- поразговаривать, как животные «кваа-кваа», «мяу-мяу», «га-га»;
- порычать, как большой лев «ррр»;
- спеть детскую песенку «ля-ля-ля».

Логопеды, между прочим, подчеркивают важность пения для формирования правильной речи. При этом можно разучивать любые любимые песенки. Они помогут решить многие логопедические проблемы, ведь при пропевании звуки тянутся, а это способствует коррекции произношения.

Дополнительная информация

Родителям нужно учитывать, что с некоторыми проблемами в речи ребенка справиться дома своими силами им просто не удастся. В такой ситуации лучше обратиться за помощью к специалисту – квалифицированному логопеду. Ну а при систематических занятиях с логопедом, домашняя артикуляционная гимнастика и упражнения помогут достичь нужного эффекта на порядок быстрее.

Логопедические занятия для детей 5 лет и упражнения, приведенные выше, будут эффективнее при коррекции логопедических проблем, если обогащать словарный запас ребенка: читать ему книги, побольше разговаривать и уделять время и силы развитию грамматического строя языка (обучению правильно употреблять слова и грамотно составлять предложения).