Логопед - это кто и чем он занимается? Занятия в домашних условиях. Когда и какие анализы нужно делать

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня попытаемся разобраться в одном вопросе — логопед врач или педагог? Скорее всего, все помнят забавного персонажа из фильма «По семейным обстоятельствам», сыгранного Роланом Быковым. Наверное, мало вокруг какого специалиста ходит столько мифов, легенд и заблуждений, как вокруг логопеда. В этой статье попытаюсь развенчать мифы о и .

Эти мифы широко распространены и передаются из поколения в поколение. Для начала надо определиться, логопед — это кто? Логопед — врач? Многие так считают, ведь логопеды ходят в белых халатах, часто работают в поликлинике, многие видели такую табличку на двери. Однако это не совсем так, логопедов у нас готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

В связи с этим есть путаница в понятиях “логопед” и “дефектолог”, дело в том, что — это и должность и образование. Дефектологи получают образование на дефектологических факультетах педагогических институтов, бывают дефектологи логопеды, и . Исходя из этого логопед тоже по образованию тоже дефектолог.

Логопед или дефектолог?

Что касается должности «дефектолог», например, в детских садах — то там, скорее всего, работают олигофренопедагоги. Вообще дефектолог – это немного устаревшее название, правильнее было бы называть в соответствии с современными тенденциями “ ”, дефектолог — он же и . И сразу отмечу, что логопед, как и любой дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и адаптация.

И зачем он нужен?

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но... не хочет или балуется. Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

Почему звуки не ставятся за 1-2 занятия?

Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, что их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Если начинаешь их убеждать, что такое, конечно, бывает, но очень редко. И это не их случай, однако они считают, что логопед «разводит» их на деньги. У каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Я не стану утверждать, что не бывает недобросовестных логопедов, бывают всякие, и результат коррекции может быть разный. Безусловно не из вредности, не со зла.

А скорее по причине профессиональной деформации и эмоционального выгорания, люди порой работают на износ, как на конвейере. В связи с этим еще развенчаю и миф о том что, если человек работает в муниципальном учреждении, и у него высокая категория, то он отличный специалист, ответственный, если что, можно прийти к нему на работу и высказать претензии. На самом деле такие логопеды работают с очень большим количеством детей, заполняют 15-20 видов документации, именно это подтверждает их «высокий уровень». Они не очень заинтересованы в конечном результате.

И не только коррекция произношения

Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков и удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики и грамматического строя. Исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи. Могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3 книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся. Либо ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят. Безуслоно так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Логопедические зонды

“Логопедические зонды опасны для здоровья”. Вовсе нет, вы можете заказать себе такой набор зондов. Если вам это по каким-то причинам кажется нецелесообразным, то можете заниматься с зондами самого логопеда. Он вам предоставляет их бесплатно, вам достаточно их прокипятить. Они сделаны из специальной медицинской нержавеющей стали.

Часто можно слышать такое от родителей ребенка:"Он будет заниматься, если ему интересно ". Это не совсем правильная установка. Естественно, логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны. Однако часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, тем более они лучше знают, как его заинтересовать.

Как логопед диагностирует?

“Во время обследования логопед, прежде всего, оценивает уровень интеллекта ребенка”. Конечно, IQ тоже интересует логопеда, но главное для него — это состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает». Логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию и поведение.

Родители очень часто полагают, что они «лучше знают», что надо для их ребенка. У них свое представление, как выглядит «правильный» логопед, как он должен заниматься с их ребенком. На самом деле специалист более компетентен, надо довериться профессионалу, нежелательно вмешиваться в учебный процесс. Лучше всего, если родители только отслеживают результат, наблюдают динамику развития ребенка.

Многие родители ездят с ребенком по разным центрам: медицинским, диагностическим... и потом свято верят диагнозам, которые им так поставили. И если специалист выскажет свое мнение, и его взгляд на проблемы ребенка расходится с мнением «центра», у родителей это часто вызывает протест и недоверие. Многие сомневаются, что простой репетитор может более правильно и точно оценить состояние ребенка.

И совершенно напрасно. Очень часто у практика, непосредственно работающего с детьми, больше опыта, чем у кабинетных теоретиков. Конечно, можно прислушаться к их мнению, но ценнее все же будут мнение человека, наблюдавшего вашего ребенка некоторое продолжительное время, нежели мнение людей, видевших его один раз.

Регулярность занятий — секрет успеха

«Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу, праздники... Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома». То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

На этом заканчиваю статью. И хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы. Безусловно, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. Читайте статьи на блоги, подписывайтесь на обновления. Размешайте материалы в соцсетях. делитесь своим опытом в комментариях.

Данную специальность представляют также педагоги, которые не имеют медицинского образования и применяют учебные практики для улучшения речи. Учителя не имеют права назначать лекарства или проводить психотерапию, так как для этого существуют специалисты с нужным образованием.


Чтобы понять, кто это врач логопед, следует знать основные задачи, составляющие основу данной профессии:

  • постановка правильного произношения звуков;
  • улучшение четкости произношения отдельных звуков (используются скороговорки);
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование грамотности;
  • коррекция речевых ошибок;
  • реабилитация пациентов, которые приобрели дефекты речи вследствие различных заболеваний;
  • улучшение навыков построения благозвучных и складных грамматических конструкций;
  • изучение механизмов образования дефектов речи и разработка коррекционных методик;
  • выявление органических нарушений речевого аппарата и разработка методик по улучшению дикции с учетом данных патологий.

Обращаться к логопеду нужно как можно скорее, так как у ребенка проще исправить речевой дефект, чем у взрослого.

Зачастую именно своевременное посещение дефектолога позволяет добиться хороших результатов лечения.

Какие болезни лечит логопед?

Сфера деятельности логопеда представлена следующими разновидностями речевых проблем:

  • афония (отсутствие звучности речи) или дисфония (ее нарушение);
  • дислалия (проблемы в произношении отдельных звуков или их конструкций);
  • заикание (в медицине называется логоневрозом);
  • брадилалия или тахилалия (замедленное или ускоренное произношение звуков во время разговора);
  • дислексия (распространенное нарушение речи, которое проявляется проблемами с навыком чтения);
  • гнусавость голоса (часто устраняется с помощью оториноларинголога);
  • речевые дефекты, связанные со слуховыми нарушениями;
  • постоперационные проблемы речевого аппарата или нарушения дикции, связанные с хирургическим вмешательством на органах слуха.

В логопедической специальности выделяется логопед афазиолог, который занимается лечением пациентов с поражениями коры головного мозга. Органическое повреждение центров, отвечающих за речь, приводит к полному исчезновению или различным дефектам данного навыка, исправить которые практически невозможно.

Почему возникают дефекты речи?

Так как врач логопед лечит проблемы речевого аппарата, он должен хорошо разбираться в причинах возникновения данных нарушений. Кроме того, выявление этиологического фактора позволяет определиться с тактикой занятий и спрогнозировать результаты.

Этиология речевых дефектов может быть следующей:

  • патологии внутриутробного развития плода;
  • наследственная предрасположенность к тем или иным речевым дефектам;
  • генетические мутации;
  • хроническая или острая гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания, поражающие оболочки мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • проблемы социального окружения (отсутствие людей рядом, равнодушие родителей и так далее);
  • заболевания, поражающие кору головного мозга, например, острое нарушение мозгового кровообращения;
  • психологические травмы, например, резкий испуг.

Также, перед обращением к этому врачу следует четко представлять, какие навыки должны быть развиты у ребенка в определенном возрасте. Родители часто предъявляют завышенные требования к малышам, которые развиваются совершенно нормально.

Когда следует идти к логопеду?

Существуют различия в причинах обращения к логопедам взрослых людей и детей. Главное несоответствие заключается в том, что у ребенка речь активно развивается с формированием навыков дикции, чтения, произношения и так далее. У взрослого речь уже сформирована, а потому бороться с патологиями гораздо сложнее.


В каких случаях к логопеду обращаются родители с детьми?

У ребенка при помощи логопеда можно устранить следующие проявления речевых дефектов:

  • неправильное произношение букв или звуковых сочетаний (причиной проблемы может быть укороченная уздечка языка, но иногда этиология кроется в недоразвитии речевого аппарата);
  • задержка речи или ее отсутствие (уже в несколько месяцев отроду малыш должен издавать единичные звуки, а к году выговаривать несколько слов);
  • нарушения скорости произношения звуков или их проглатывание (чаще всего требуется помощь ЛОР-врача);
  • восстановление после оперативных вмешательств, задевающих структуры речевого аппарата (реабилитация мышц и приучение к их правильному использованию);
  • установление диагноза детского церебрального паралича (обязательно логопед занимается постановкой речи, иначе она будет отсутствовать или станет полностью непонятной).

Когда к логопеду обращаться взрослому?

У взрослых людей приобретенные дефекты речи исправить очень тяжело, особенно если они существуют еще с детского возраста. Делать это у логопеда не всегда получается, но добиться определенного улучшения все равно можно . Идти к врачу рекомендуется в следующих ситуациях:

  • реабилитация после перенесенного инсульта, когда задеваются отделы коры, отвечающие за речь, и наступает парез (либо паралич) мышц гортани или мимической мускулатуры (разрабатывается специальный комплекс упражнений, позволяющий добиться некоторых улучшений);
  • появление речевых дефектов, связанных с перенесенными психическими патологиями (часто требуется помощь психотерапевта или психиатра);
  • реабилитация после удаления гортани или голосовых связок (обучение пациента использовать пищевую щель и другие конструкции для получения определенных звуков).

Некоторые люди обращаются к логопеду для совершенствования дикции, так как желают получить работу, связанную с ораторскими навыками. Следует отметить, что коррекция дефектов младенческого возраста в большинстве случаев невозможна в той мере, которая требуется пациенту.

Однако улучшение дикции без серьезных дефектов произношения или устранение речевых ошибок является вполне выполнимой для логопеда задачей.

Как лечит логопед?

Мало кто представляет, как проходит прием у логопеда. Сначала врач опрашивает пациента и уже может строить предположения о природе речевого дефекта. Дополнительно проводятся специфические логопедические тестирования. В некоторых случаях назначаются консультации смежных специалистов : отоларинголога, психоневролога, невропатолога, психиатра. После определения причин нарушения речи разрабатывается методика лечения. Терапия у детей и взрослых принципиально отличается, так как для ребенка выбирается преимущественно игровой подход.

Залогом успешного лечения у логопеда являются следующие принципы:

  • комплексный подход к терапии (воздействие на механизм развития дефекта и его причину, если это возможно);
  • разработка эффективных комплексов упражнений и непрерывное их выполнение (навыки вырабатываются только при постоянном повторе тренировки);
  • постепенное усложнение занятий;
  • старание со стороны пациента (является ключевым моментом успешного лечения, но не всегда реализуется, особенно у маленьких детей).

Понимая, что делает логопед, пациенты более усердно начинают стараться, поэтому врач должен объясняет суть терапевтических методик. Кроме того, специалист сразу устанавливает вероятную степень улучшения речи и сообщает ее пациенту, так как не всегда удается добиться идеальной дикции. В некоторых случаях логопед занимается восстановлением произношения хотя бы отдельных звуков.


ЛОГОПЕД, а, муж. Специалист по логопедии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 2 врач (352) доктор (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Логопедия отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и устранения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного… … Википедия

Логопед - 1.1. Логопед специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и… … Официальная терминология

логопед - а, ч. Фахівець із логопедії … Український тлумачний словник

логопед - ЛОГОПЕД, а, м Специалист по логопедии. Логопед это прежде всего фонетист … Толковый словарь русских существительных

М. Специалист в области логопедии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Логопед, логопеды, логопеда, логопедов, логопеду, логопедам, логопеда, логопедов, логопедом, логопедами, логопеде, логопедах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

логопед - логоп ед, а … Русский орфографический словарь

логопед - (2 м); мн. логопе/ды, Р. логопе/дов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Логопед , Валерий Вотрин. Новый роман Валерия Вотрина - лингвистическая антиутопия. Действие романа разворачивается в государстве, управляемом законами орфоэпии. Умение следовать правилампунктуации и орфографии…
  • Логопед, № 4, 2014 , . В этом номере журнала ЛОГОПЕД: Артикуляционные модели на занятиях Проектная деятельность: Слово поэта Система М. Монтессори с детьми с ЗРР Славный День Победы Организация логопедической…

При слове «логопед » многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

Логопедия — отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, диагностики и преодоления. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Заболевания, которыми занимается логопед:

Нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия);
. нарушения ритма и темпа речи (заикание);
. расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
. недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия).

Когда следует обращаться к логопеду:

Позднее развитие речи;
. нарушения понимания речи;
. неправильное звукопроизношение;
. заикание.

С какими вопросами нужно обращаться к логопеду

Научить ребенка правильно произносить звуки;
. работать над умением составлять рассказы, пересказы;
. обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
. справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией);
. формировать слоговую структуру слова;
. безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку), которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р;
. логопедический массаж.

Таким образом, в компетенцию логопеда входит всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов («объем словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры. Для формирования навыков правильной речи важное значение имеет эмоциональное развитие ребенка и его потребность общаться с окружающими - это также, совместно с близкими, предмет заботы логопеда.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.
Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.

Почему у детей бывают отклонения речевого развития?

Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.

Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.

Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.

Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.

Работа специалиста в детском саду

Логопед в ДОУ - это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.

Выявление уровня формирования речи у детей дошкольного возраста

Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Комплекс задач во всех включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.

Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.

Тяжелые нарушения речи

С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:

  • алалию;
  • афазию;
  • некоторые тяжелые формы заикания.

Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.

Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия - поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.

Лепет - следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.

Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.

Как правильно должна развиваться речь?

К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам - предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.

Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?

Что делает логопед в школе?

Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.

К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:

  • исправление произношения;
  • коррекция речевого слуха;
  • изучение навыков словообразования;
  • развитие грамматической речи.

Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.

Акватерапия в логопедии

Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.

Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.

Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:

  • «Теплая? Холодная?»;
  • «Выжми губку»;
  • «Узнай букву на ощупь»;
  • «Двигай краба».

Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.

Занятия в домашних условиях

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.

Отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование - еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.

Подведем итог

Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.