Линия и её выразительные возможности. Выразительные возможности русского языка








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе, как остановившуюся и как движущуюся...”.
(Владимир Фаворский)

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом (презентация к уроку).

Цели:

  • познакомить учащихся с выразительными свойствами линии, их видами и характером;
  • показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа;
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью линий различного характера.

Задачи:

Личностные:

  • создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
  • активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
  • продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности.

Предметные:

  • развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
  • развивать умение использовать различные материалы и средства художественно выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
  • сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.

Метапредметные:

  • развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  • совершенствовать умения анализировать, сравнивать, планировать, контролировать и оценивать результаты своей художественно-творческой и учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерные слайды “Линия и её выразительные возможности”, оснащение рабочих мест учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Чтобы точнее сформулировать тему нашего урока, обратим внимание на эпиграф (Слайд 2): “Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью”. (Анри Матисс)

Кто догадался о чём же пойдёт речь на нашем занятии?

Правильно. Речь пойдёт о линии и её выразительных возможностях.

II. Сообщение темы урока. Беседа.

Многие из вас считают, что карандаш – малоинтересный художественный материал. Он имеет малое количество оттенков, а так хочется нарисовать спелую клубнику под ярким солнышком, и, чтобы на листочках обязательно сверкали капельки росы. А как же все это можно передать простым карандашом?

Давайте пересмотрим работы художников-графиков и выясним, могут ли быть работы интересными, если они выполнены с помощью одного лишь простого карандаша? (Слайд 3)

Любой рисунок начинается с линии. Именно линия является началом всех начал в рисунке.

Какими же могут быть линии по начертанию?

Правильно. Линии могут быть длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и так далее.

В природе линии практически не встречаются. Линией мы привыкли называть контур предмета, его край. Линия для нас представляет всего лишь знак и условность. Её используют как способ обозначения. При написании букв мы стараемся вырисовывать линии более выразительно.

Многие художники относились к линии, как к живой, имеющей свой характер. Художник В.А. Фаворский говорил про линию: “Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе, как остановившуюся и как движущуюся...”. Характер линии выражает эмоции, чувства художника! Давайте рассмотрим несколько графически картин и попробуем определить эмоции и чувства, которые нам пытается передать художник (Слайд 4).

Как любое изобразительное средство, линия имеет свои свойства. Которые меняются в зависимости от применяемого инструмента. Изображать линии можно при помощи хорошо заточенного твердого карандаша – в этом случае линия получается тонкой, слабо видимой. Мягкий карандаш оставит за собой более мягкую, рыхлую, волнистую линию. Нередко для изображения линий используют ручки – чернильные с пером, шариковые. Наилучшими материалами для изображения линий служат сангина, пастель, уголь. Давайте посмотрим наглядно, как же выглядит графический рисунок, выполненный различными инструментами (Слайд 5).

Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

Великий нидерландский художник Рембрандт заложил основу современного живого художественного рисунка. Его работам присуща особенная музыкальность линий, при помощи которых он воспроизводил самые различные образы.

Свои произведения Рембрандт не создавал черными чернилами. Он создавал их коричневыми чернилами на бумаге розовато-серого оттенка. Линия у Рембрандта будто льется, живет, дышит. В его рисунках всегда присутствует единство и гармония формы и содержания. Одним из шедевров его линейных работ считается рисунок “Старый нищий” (Слайд 6).

На этом рисунке мастерски изображена голова и фигура нищего. Данная работа необычайно глубокая и одновременно с этим лаконичная. Формы на рисунке отчетливые, что достигается при помощи линейной техники.

В другом своем рисунке “Женщина в кресле” Рембрандт Харменс ван Рейн добился выполнения строгого контура тростниковым пером. При этом следует обратить внимание на различную толщину линий. Детали рисунка выполнены с различным нажимом (Слайд 6).

Рембрандт был великим художником своего века. Его мастерство не может оставить равнодушными истинных ценителей искусства.

Ещё одним художником, для кого линейное изображение стало основой творческих работ был Анри Матисс, который сделал линейный рисунок формой станкового рисования. Он детально прорабатывал каждый элемент, достигал необычайной реалистичности в своих рисунках, а затем делал из них рисунки более обобщенные и условные. Матисс добивался особой точности при помощи линий одинаковой толщины и напряжения. Работам Анри Матисса свойственна легкость и живость движения, а также четки контур и движение всех линий строго по очертанию формы. Этот художник - ярчайший представитель линейного рисунка. Давайте рассмотрим несколько знаменитых работ Анри Матисса (Слайд 7).

III. Практическая работа.

Сегодня вам предстоит побывать в роли мастера линейного рисунка. Для начала выполните тренировочное задание. При помощи различных линий на белом листе бумаги изобразите два настроения – веселое и грустное. Композиция должна состоять исключительно из линий. При выполнении рисунка вспомните о характере линий.

Теперь, когда вы поработали с линиями, я предлагаю вам выступить в роли мастера линейного рисунка. Создайте свой линейный рисунок при помощи простого карандаша. Основу рисунка должна составлять линия. Рисунок должен быть целостным. Изображаемы предмет может быть любым.

IV. Закрепление пройденного материала.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с основным формообразующим средством в рисунке – линией. Давайте вспомним какие виды линий бывают и какую роль они играют в рисунке.

А закончить наше занятие хочется словами прекрасного поэта Всеволода Рождественского, которые были написаны им к произведению Пикассо “Голубь мира”:

“Певучим медленным овалом
Пленительно обведена,
Встаёт виденьем небывалым
Белее лилии – она.
Голубки нежной трепетаньем
Её лицо окаймлено,
И вся она – любви сиянье,
Зарёй вошедшее в окно...”

V. Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

Выразительные возможности музыки неисчерпаемы. В музыке могут быть отражены образы жизни и смерти, героическая борьба, грезы, мечтания, тревожные предчувствия, сцены народного веселья, шествия, сражения, молитвы, радости, жалобы, шутки, гнев, ласки, грации и т. д. и т. п. У музыки нет средств, лишь чтобы передать внешний вид предмета.

Мелодия является важнейшим элементом музыкального искусства. Привлекая музыку к программе, суждение о ней следует начинать с оценки ее мелодии. Мелодия, как и музыка в целом, имеет интонационную природу, то есть через интонацию выражается способность мелодии воплощать душевное состояние человека.

Мелодия - богатейший источник самой разнообразной музыкальной выразительности. Богатство мелодий неисчерпаемо. Они могут носить самый различный характер: быть нежными, страстными, шутливыми, энергичными, мужественными и т. д. и т. п. Отдельные мелодии способны воссоздать тончайшие оттенки разнообразных эмоциональных состояний: радости, горя, волевых порывов и стремлений. В спектакле эти факторы очень важны для передачи мыслей, чувств героя, его переживаний.

В современной ладовой системе самыми распространенными являются мажор и минор. Существуют мнения, что мажор в самом себе несет, бодрый энергичный, яркий характер, а минор ассоциируется с печалью, страданием, затененностью, матовостью. Но нельзя закрепить за ладами определенное образное смысловое значение, так как наибольшую выразительность приобретает произведение при сочетании мажора и минора.

Каждый лад может звучать выше или ниже, и звуковой состав его в зависимости от этого меняется. Высотное положение мажорного и минорного лада образует тональность . Те или иные произведения в зависимости от своей тональности могут обладать ярким, светлым, даже блестящим колоритом, другие же сумрачным, приглушенным, иногда мрачным и зловещим. При подборе музыки следует найти ту тональность звучания, которая соответствует характеру сценического действия.

Лейтмотив

Музыкальное оформление строится на ведущих мотивах - лейтмотивах отдельных персонажей, явления. Лейтмотив от немецкого «Leitmotiv» - ведущий мотив - относительно краткий музыкальный оборот, неоднократно повторяющийся на протяжении музыкального произведения и служащий обозначением и характеристикой определённого лица, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия.

Лейтмотив может быть средством напоминания зрителям о персонаже, событии. Вместе с тем он становится средством выражения сквозного действия и его развития. Обычно связь между определенными персонажами или ситуацией и сопровождающим их музыкальным мотивом устанавливается с момента появления данного персонажа или возникновения данной ситуации. Так режиссер вызывает определенные, желательные для него ассоциации зрителя.

В программе может быть не один лейтмотив, а несколько, важно, чтобы их неоднократное появление и преобразование помогали выделить главные линии действия.

Динамикой музыкального произведения принято называть процесс изменения громкости, протекающий во времени и связанный с музыкальным развитием. Этот процесс включает в себя как постепенное усиление громкости (крещендо) и уменьшение громкости (диминуэндо), так и контрастные, внезапные сопоставления различных степеней громкости, Динамика, как и все остальные элементы музыкального языка, служит целям создания художественных образов в музыкальном произведении. Исполненное без динамики музыкальное произведение во многом утрачивает свою выразительную силу. Громкие звуки сильнее воздействуют на нервную систему, возбуждают, раздражают больше, чем тихие. Однако тихие звуки, таинственные шорохи настораживают, а восприятие еле слышных звуков требует напряженного внимания. Подъем, нарастание, как правило, способны более захватить внимание зрителя, держать его в состоянии напряжения, чем спад, успокоение.

Кульминационный момент программы часто связан с музыкой. Иногда кульминация программы выделяется динамикой музыкального отрывка не через форте, а, наоборот, через пиано, что придает сцене особый характер. Так как динамика играет огромную роль в непосредственном воздействии на зрителя, то ее эффекты должны учитываться режиссером и музыкантом так, чтобы нарастание звука и вообще изменение динамики соответствовало развитию образа и его трактовке. Умение пользоваться динамическими оттенками, тонко и гибко передавать звук различной силы при воспроизведении музыки в спектакле позволяет правдиво, выразительнее подчеркнуть характер сценического действия.

Ритм в музыке - это организация звука музыкального произведения во времени. Ритм не меньше, чем мелодия, тесно связывает содержание музыки с окружающей действительностью. Через ритмы передается духовная жизнь человека, интенсивность его эмоционального мира, чувств, которыми он живет. Ритм воспринимается слушателем гораздо легче, чем некоторые другие элементы музыкальной выразительности. По утверждению Станиславского, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым прямым путем влиять на чувства зрителя и непосредственно вызывать и закреплять на сцене необходимое актеру самочувствие. Музыка, связанная с танцем, моторным движением, внешним действием, подчиняется одним законам ритмической организации, а музыка певучая требует иного размаха ритмического пульса.

В понятие музыкального ритма входит метр - порядок чередования равных по длительности долей в музыке. Метр служит основой ритма и придает ему качественную определенность. Именно благодаря метру музыка приобретает стройность и размеренность.

С ритмом также тесно связан темп , степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения. Выразительность ритмического рисунка любой по длительности музыкальной мысли всегда проявляется в определенном темпе.

Существует три основных вида темпа : быстрый, умеренный и медленный; каждый из них имеет много разновидностей. При неправильно выбранном темпе музыкального произведения, чрезмерно быстром или необоснованно замедленном, характер сценического действия может существенно измениться и даже исказиться. Темп и ритм в музыке существует не изолированно, а в совокупности с интонационными, ладовыми, гармоническими и другими элементами музыкальной речи. Ритм и темп - основные свойства всякого движения . Музыка же дополняет движение. Стремиться выявить его внутреннее содержание, предать ему эмоциональную окраску, вскрыть связанные с ним чувства и переживания персонажей. Музыкально-ритмическая сторона программы требует особого понимания.

ТЕМБР

Большое значение для выразительности любого музыкального звучания имеет тембр, то есть окраска звука, которой обладают каждый певчёский голос и музыкальный инструмент. Для того чтобы выразить музыкальную мысль глубоко и верно, надо подобрать наиболее свойственные характеру данной сцены тембры : более светлые или более темные, «теплые» или «холодные», сочные или более прозрачные.

Тембр - одно из самых сильных и в то же время тонких средств выявления и передачи образов, мыслей и чувств в музыке.

Каждое чувство требует соответствующей окраски звука для своего выражения.

Музыка всегда задает свой темпоритм всему сценическому действию. Особенно ярко это проявляется при сопровождении сцен, имеющих четко выраженный ритм сценического движения: походы, марши, танцевальные номера. Музыка в этой функции может ритмически организовывать и придавать эмоциональную окраску не только действиям персонажей на сцене, но и движению неодушевленных предметов: автомашин, поездов и пр., а также животных, сочетаясь с звучанием соответствующих шумов или же «изображая» их с помощью выразительных средств самой музыки.

Агогика от греческого «agoge» - движение - небольшие замедления и ускорения темпа при исполнении музыкального произведения, которые в нотном тексте не обозначаются, такое определение дает музыкальная энциклопедия. Агогика - одно из ярких средств музыкальной выразительности, допускающее по желанию исполнителя в разумных пределах незначительные, порой едва уловимые темповые отклонения/ Отклонения от темпа и размера произведения бывают кратковременными и подчиняются своим закономерностям. Так, например, ускорение или расширение темпа может сопровождать устремление к кульминации музыкальной фразы. Ускорение и замедление, как правило, потом уравновешиваются соответствующим изменением темпа. Наиболее значительные места произведения могут подчеркиваться некоторым оттягиванием. Иногда агогика регулируется специальными указаниями в нотах, что дает несколько большую свободу исполнителю.

Тема: Изобразительно - выразительные возможности морфологических форм
10 класс
Цели урока:
Организовать деятельность учащихся по изучению изобразительно -выразительных возможностей морфологических форм, по повторению изобразительно - выразительных средств языка.
Создать условия для формирования умения анализировать средства выразительности речи (В8 КИМа ЕГЭ), для творческого самовыражения учащихся, для развития у учащихся критического мышления.
Содействовать развитию у учащихся умения видеть и находить в текстах художественной литературы морфологические формы и определять их роль в тексте.
Совершенствовать учебно - языковые и коммуникативные умения учащихся.
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Подготовить учащихся психологически к тестовой форме итоговой аттестации.

Диагностируемые цели:
Учащиеся знают изобразительно - выразительные возможности морфологических форм.
Учащиеся умеют находить в текстах морфорлогические формы, которые создают образность и выразительность речи, играют текстообразующую роль.

Оформление: раздаточный материал для учащихся: тексты для работы в группах, чистые листы для кластеров, тесты, ключи проверки, эпиграф на доске.

Эпиграф:
Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания это путь самый легкий; и путь опыта это путь самый горький.
Конфуций.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.
Урок мне хочется начать с очень мудрых, на мой взгляд, слов китайского философа Конфуция: Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания это путь самый легкий; и путь опыта это путь самый горький.
Чтобы сегодня прийти к знаниям по теме «Изобразительно -выразительные возможности морфологических форм», вы можете выбрать любой из трех путей. Но, я думаю, главным будет все - таки путь самый благородный - путь размышления. Запись числа и темы.
Сделайте по этому пути первый шаг: поразмышляйте, исходя из темы урока,
О чем у нас пойдет разговор?
Как вы понимаете тему?
Что знаете по данной теме?
Чему бы вы хотели научиться?

III. «Вызов»
Заполните маркировочную таблицу (каждый индивидуально в тетради).

Знаю
Хочу знать
Узнал

IV. «Осмысление»
Оформите структурно - логическую схему кластер. Каждая группа на белом листе. Если есть желающий, то может сразу составлять кластер у доски. Обсуждение (Что добавить? Убрать?)
Примерный кластер

Фонетические средства выразительности (фоника, аллитерация, ассонанс, интонация)

Лексические средства Синтаксические средства
выразительности (тропы) выразительности («стилистические
сравнения, эпитеты фигуры).
метафора, метонимия инверсии, параллелизм, градация
ирония, гипербола повтор, риторический вопрос,
литота, оксюморон риторическое восклицание
перифрез
Усиливают образность, выразительность.
Когда мы с вами изучали фонетику, лексику, было понятно почему мы говорим о фонике языка, о тропах. На фонетическом и лексическом уровнях изобразительно - выразительных средств много.
А есть ли изобразительно - выразительные средства на морфологическом уровне?
V. Размышление с пометками.

а) Работа с конспектами
Обратитесь к своим записям (конспектам), знаниям и поразмышляйте, какие части речи и их грамматические формы организуют тропы? (существительное в переносном значении, глаголы - метафоры; существительное в Т.п. - сравнения, эпитет - прилагательные, существительные).
Поработаем с одним из тропов
б) Работа с карточкой № 1
Перед вами карточка 1. Прочитайте предложения.
О каком тропе идет речь?
Выпишите сравнения и определите, чем они выражены?
К1.

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
Ты всех милее, всех дороже, русская земля.
Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная.
Её любовь к сыну была подобна безумию.
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
Кленовый лист напоминает нам янтарь.
(1. - сущ. Т.п.; 2 - сравн. ст. прилагат., 3 - сравнительный союз, 4 - слова подобна + сущ. в Д.п., 5 - кр. прил. похожи, 6 - гл. напоминает + сущ. В.п.).

Рефлексия: каждая группа по 1 предложению.
Запишите в 3 колонку маркировочной таблицы, что нового вы узнали о формах сравнения (сравнит, ст. прилаг., наречия, слова «подобна», «похожи», «напоминают»).
Добавьте: отрицательное сравнение (психологический параллелилизм): Не ветры шумят холодные, не пески бегут зыбучие, а это... Как вы думаете, а части речи могут выполнять текстообразующую функцию? Строить текст.
в) Анализ изобразительно - выразительных возможностейморфологических форм и их роль в построении текста.
В каждой группе свой текст. Проанализировать:
- Какая часть речи или морфологическая форма участвует в создании изобразительности текста?
группа. Текст. Фет А.А. «Шепот, робкое дыханье...» {приложение 1) (Текст насыщен существительными, они передают быструю смену картин, динамику, ритм жизнь. Существительные играют текстообразующую функцию).
группа. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Упр. 153. (Тексты насыщены кр. прилагательными, конкретизируют речь, раскрывают отличительные свойства предмета, придают народно поэтический колорит, уточняют образ, дорисовывают качества. Кр. прил -однородные члены), {приложение 2)
3 группа. Стихотворения А. Белого «В полях», «На улице»
Упр. 160. (Текст насыщен прилагательными, причастиями, передают качество, образность, обладают живописной силой. Прилагательные -однородные члены), (приложение 3), раскрывают отличительные свойства предмета, передают настроение.
группа. Б. Пастернак «Определение поэзии», А. Фет «Это утро...» Упр. 168. (Текст насыщен указательными местоимениями. Наблюдается повтор, синтаксический параллелизм. Рисуют образно картину весны, образ поэзии, имеют текстообразующую функцию) (приложение 4).
группа. Р. Саути «Лодорский водопад»
Упр. 187 (Текст изобилует деепричастиями, которые передают одновременно и действия и качество. Обладают энергией глагола и живописной силой наречия. Текстообразующая функция (содержание диктует форму) (приложение 5).
6 группа. Р. Боровикова «Пока живу», «Не молчи» (Текст (1) строится на основе глагола 1 лица, (2) употребл. Глаголов в повелительном наклонении. Обладает силой действия глагола, использует противопоставления
(2) строит совет, повелевает, звательная интонация. Глаголом показывается жизнь в развитии, передача динамики духовной жизни человека. Каждая группа выступает, остальные записывают морфологические формы, которые создают выразительность текста.
- Какие части речи могут выступать как изобразительно - выразительные средства (любые).

VIII. Творческая работа:
Мини - сочинение «Как прекрасен этот мир...»
Чтение, обсуждение, нахождение ИБС.

Д/з. Выбор:
Упр. 179 (проанализировать с точки зрения изобразительно выразительных возможностей частей речи)
Сочинить текст (проза, поэзия, используя аналогичные примеры).
Скорректировать кластер с учетом новых знаний.

Сравнение (сущ. в т.п.)
Метафора (глагол)
Антитеза (существительные -антонимы)

Оксюморон (прил. + сущ.)
Эпитет (прилагат.)
Метафора (глагол)

Эпитет (прилагат.) инверсия
Эпитет (прилагат.)
Отрицательное сравнение (психологический параллелизм) (отрицат. частица НЕ)

Учащиеся самостоятельно проверяют по ключу, лежащему на парте.

ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Приступая к музыкальному оформлению, режиссер, музыкант должны понимать и чувствовать не только, что и как должно звучать, но и какими средствами можно достигнуть требуемого звучания.

Привлекаемая к постановке* музыка лишь тогда смо­жет эмоционально и с полной силой воздействовать на зрителя, когда до конца будут раскрыты в гармониче­ском целом выразительные и изобразительные стороны всех ее элементов: мелодии, ритма, динамики, тембра.

Выразительные возможности музыки неисчерпаемы. В музыке могут быть отражены образы жизни и смерти, героическая борьба, грезы, мечтания, тревожные пред-* чувствия, сцены народного веселья, шествия, сражения, молитвы, радости, жалобы, шутки, гнев, ласки, грации и т. д. и т. п.

Стр. 11

У музыки нет средств, чтобы передать внешний вид предмета. Однако музыкальный образ воздействует не только на чувства и мышление зрителя, а также на его соображение, то есть может как бы изобразительно конкретизировать те явления действительности, которые по­родили эти чувства и мысли.

Роль музыкальной изобразительности различна в раз­ных жанрах музыки. Особенно значительна эта роль в музыке театра и кино.

Нельзя, например, с помощью звуков «нарисовать» поезд, однако посредством музыки можно передать уско­ряющееся движение, стук колес, звук гудка. Звуки чере­дуются в разном темпе, с различной громкостью. И если они будут вначале следовать друг за другом спокойно, а затем темп будет ускоряться и вдобавок одним инстру­ментом будет изображен стук колес, другим - нарастающий или удаляющийся звук гудка, то, даже не видя пред­мет, зритель поймет, что музыкой и звуками передано движение поезда. Но, кроме движения, музыка передает обычно и чувство, которое испытывает при этом герои пьесы, то есть музыка поезда будет созвучна настроению данной сцены.

Мелодия является важнейшим элементом музыкаль­ного искусства. Привлекая музыку к спектаклю, сужде­ние о ней следует начинать с оценки ее мелодии.



Мелодия, как и музыка в целом, имеет интонацион­ную природу, то есть через интонацию выражается спо­собность мелодии художественно воплощать чувства и мысли человека, его душевное состояние. Мелодия - богатейший источник самой разнообразной музыкальной выразительности. Богатство мелодий неисчерпаемо. Они могут носить самый различный характер: быть нежными, страстными, шутливыми, энергичными, мужественными и т. д. и т. п.

Отдельные мелодии способны воссоздать тончайшие оттенки разнообразных эмоциональных состояний: радо­сти, горя, волевых порывов и стремлений. В спектакле эти факторы очень важны для передачи мыслей, чувств героя, его переживаний.

Мелодия состоит из звуков, различающихся как по высоте, так и по своему значению (устойчивые и неустой­чивые). Соотношение, связь между собой устойчивых и неустойчивых звуков называется ладом - словом, рав­нозначным понятиям порядок, система. Лады отличаются

Стр. 12

друг от друга споим характером, выразительными воз­можностями,

В современной ладовой системе самыми распростра­нен ими являются мажор и минор.

Существуют мнения, что мажор в самом себе несет, бодрый энергичный, яркий характер, а минор ассоциируется с печалью, страданием, затененностью, мато­востью.

Нередко режиссер просит музыканта подобрать к од­ной из сцен мажорную музыку, к другой - минорную. И это обычно единственное, что он может сказать определено о будущей музыке к своему спектаклю. Но нельзя закрепить за ладами определенное образное смысловое значение, так как наибольшую выразительность приобретает произведение при сочетании мажора и минора.

С ладовой стороной часто связаны черты националь­ною своеобразия мелодии. Музыкант, работающий над музыкальным оформлением спектакля, для отражения в музыке национального колорита обязательно учитывает ладовую сторону метши, характерные ладовые обороты Так, например, для русской народной мелодии (песни, танцы) применяются сопоставления мажора и минора.

Каждый лад может звучать выше или ниже, и звуковой состав его в зависимости от этого меняется. Высотное положение мажорного и минорного лада образует тональность.Те или иные произведения в зависимости от своей тональности могут обладать ярким, светлым, даже блестящим колоритом, другие же - сумрачным, приглу­шенным, иногда мрачным и зловещим.

При подборе музыки к спектаклю следует найти ту тональность ее звучания, которая соответствует характеру сценического действия.

Ритм в музыке - это организация звука музыкального произведения во времени.

Выразительное значение ритма в музыке трудно переоценить. Ритм не меньше, чем мелодия, тесно связывает содержание музыки с окружающей действительно­стью. Через ритмы передается духовная жизнь человека, интенсивность его эмоционального мира, чувств, кото­рыми он живет.

Ритм воспринимается слушателем гораздо легче, чем некоторые другие элементы музыкальной выразитель­ности.

Стр. 13

По утверждению Станиславского, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым прямым путем влиять на чувства зрителя и непосредственно вызывать и закреплять на сцене необходимое актеру самочувствие.

Иногда ритм отождествляется с равномерностью, периодичностью. Такой смысл придается выражению «рит­мический пульс», «ритмичное дыхание». Музыка, связан­ная с танцем, моторным движением, внешним действием, подчиняется одним законам ритмической организации, а музыка певучая требует иного размаха ритмического пульса.

В понятие музыкального ритма входит метр - поря­док чередования равных по длительности долей в музыке.

Другими словами, метр есть музыкальная мера вре­мени, в которой протекает процесс музыкального разви­тия. Метр служит основой ритма и придает ему качест­венную определенность. Без метра нет отчетливого ощущения, восприятия. Именно благодаря метру музыка приобретает стройность и размеренность.

Сценическое воплощение метра встречается довольно часто: актер может действовать, подчеркивая метриче­ское начало музыки, или режиссер может потребовать, чтобы под музыку медленно переставлялись предметы, декорации, точен был приход и уход актеров со сцены и т. д.

С ритмом тесно связан темп, степень скорости испол­нения и характер движения музыкального произведения. Выразительность ритмического рисунка любой по дли­тельности музыкальной мысли всегда проявляется в оп­ределенном темпе.

Существует три основных вида темпа: быстрый, уме­ренный и медленный; каждый из них имеет много разно­видностей. При неправильно выбранном темпе музыкаль­ного произведения (чрезмерно быстром или необоснован­но замедленном) характер сценического действия может существенно измениться и даже исказиться.

Подчас логичная, точно выраженная градация темпа в музыке становится основной из всех элементов музы­кальной выразительности в понимании и раскрытии дра­матургии спектакля, в раскрытии образа действующего лица.

Музыкально-ритмическая сторона спектакля требует особого понимания. Задача режиссера и музыканта -

Стр. 14

найти для музыкального оформления спектакля тот ритм, «верный темп» каждой сцены, который вытекает из ос­новного жизненного положения и основной идеи пьесы.

Большое значение для выразительности любого музыкального звучания имеет тембр, то есть окраска звука, которой обладают каждый певчёский голос и музыкаль­ный инструмент.

При музыкальном оформлении спектакля широко используются разнообразные выразительные возможности тембра. Это одно из самых сильных и в то же время тон­ких средств выявления и передачи образов, мыслей и чувств в музыке. Каждое чувство требует соответствую­щей окраски звука для своего выражения.

Для того чтобы в спектакле выразить музыкальную мысль глубоко и верно, надо подобрать наиболее свой­ственные характеру данной сцены тембры: более свет­лые или более темные, «теплые» или «холодные», сочные или более прозрачные.

Тембр может служить и психологически правдивым языком для передачи подтекста музыкального образа. Правильно найденный тембр позволяет свободно разли­чать внутренний смысл роли, воплощаемой актером, ча­сто не зависимый от смысла произносимой фразы. Тогда окраска звука становится тембро-мыслью или тембро-чувством, полнее и тоньше передавая внутреннюю жизнь образа.

Тембр как дополнительный элемент характеристики образа и закрепленный за ним называют лейттембром.

Характерные тембры музыкальных инструментов очень широко используются в музыке в изобразительных целях. Воспроизводя в музыке индивидуальный тембр какого-либо реального звучания, можно вызвать у зри­теля ассоциацию, представления о том явлении, которое характеризуется этим звучанием в самой жизни.

Верно почувствовать музыкальную мысль - значит верно прочувствовать звучащие краски, выражающие ее сущность.

Динамикой музыкального произведения принято на­зывать процесс изменения громкости, протекающий во времени и связанный с музыкальным развитием. Этот процесс включает в себя как постепенное усиление гром-* кости (крещендо) и уменьшение громкости (диминуэндо), так и контрастные, внезапные сопоставления различных степеней громкости,

Стр. 15

Динамика, как и все остальные элементы музыкаль­ного языка, служит целям создания художественных об­разов в музыкальном произведении. Исполненное без ди­намической нюансировки, музыкальное произведение во многом утрачивает свою выразительную силу.

Широко в музыкальном оформлении драматическою спектакля используются динамические изменения, как изобразительные (если надо изобразить приближение шествия или нарастание бури - звучность постепенно усиливается), так и выразительные. Например, нарастание душевного волнения - постепенное увеличение громкости - крещендо.

Громкие звуки при прочих равных условиях сильнее воздействуют на нервную систему, возбуждают, раздра­жают больше, чем тихие.

Однако тихие звуки, таинственные шорохи настора­живают, а восприятие еле слышных звуков требует на­пряженного внимания.

Подъем, нарастание, как правило, способны более захватить внимание зрителя, держать его в состоянии напряжения, чем спад, успокоение.

Кульминационный момент спектакля часто связан с музыкой. Иногда по замыслу режиссера кульминация спектакля выделяется динамикой музыкального отрывка не через форте, а, наоборот, через пиано, что придает сцене особый характер.

Так как динамика играет огромную роль в непосред­ственном воздействии на зрителя, то ее эффекты должны учитываться режиссером и музыкантом так, чтобы на­растание звука и вообще изменение динамики соответ­ствовало развитию образа и его трактовке.

Динамику необходимо учитывать и при воспроизве­дении музыкальной фонограммы в сценическом действии. Музыку можно воспроизвести тихо или громко, постепен­но изменяя или уменьшая силу звучания.

Умение пользоваться динамическими оттенками, тон­ко и гибко передавать звук различной силы при воспро­изведении музыки в спектакле позволяет правдиво, выра­зительнее подчеркнуть характер сценического действия.

Все основные музыкальные элементы можно сопоста­вить с элементами сценической выразительности. Срав­нивая характеристику какого-либо музыкального произ­ведения с характеристикой сценического действия, можно пользоваться одним и тем же языком.

Стр. 16

Так, говоря о спектакле, мы говорим о драматизме сюжета или о его лиричности, жизнерадостности и этими же определениями характеризуем музыкальное произве­дение. Можно проводить параллели также и между со­ставными частями драматического представления и му­зыкального произведения. Любая роль, любое сцениче­ское действие могут рассматриваться с музыкально-рит­мической стороны, так как содержат в себе движение, ритм.

Станиславский говорил о том, что не только темпо-ритм музыки, но и все ее составные элементы могут под­сказать характер сценического действия.

При слушании музыки у Станиславского рождались конкретные действенные образы... «рисует ли музыка чувства, образы природы, содержание ее всегда воздей­ствует на эмоциональную сферу зрителя и вызывает у од­ного расплывчатые, а у другого - более рельефные ощу­щения».

Спектакли Станиславского, в которых было мало или вообще не было музыки, можно тоже назвать музыкаль­ными. В них было установлено ансамблевое звучание, точный ритм, динамические оттенки, паузы.

В своей режиссерской работе Станиславский заим­ствовал многие понятия из области музыки: «музыкаль­ная речь», «музыкальное движение», «музыка чувства», «кантилена голоса».

Если систематически внимательно слушать музыку, можно научиться различать в ней рассмотренные выше выразительные средства. Тогда постепенно выработается способность оценивать оттенки применения всех элемен­тов, их смысл и характер. Это приведет к более глубо­кому постижению содержания музыки и более точному включению ее в спектакль.