Лекции по социологии и политологии. Кратко:социология и политология. Предмет, методы, функции
ГОУ СПО «ДЕТЧИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _______
По учебной дисциплине
«ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПАЛИТОЛОГИИ»
Студентки группы 50БЗ курса 5
Шифр Б 08 754
специальность «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Кузьминой Светланы Леонидовны
Оценка__________________
«______» ____________________2010 г.
1.Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.
2.Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.
3.Вопрос № 38. Политика как социальное явление.
4.Вопрос № 54.Понятие политической системы.
5.Список используемой литературы.
Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.
В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.
Первый этап – 1860 – 1890 гг.
Второй этап – 1890 г. – начало XX в.
Третий этап – первая четверть XX в.
Четвёртый этап – 20-е – 30-е годы XX в.
Пятый этап – конец 50-х годов, по настоящее время.
Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.
Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».
Спор, как называть эту науку - "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином - в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как "философии истории" значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом.
Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология.
В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев "Введение в изучение социологии"), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше.
К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.
До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:
1. Позитивизм (становление социологии, конец 60-х – конец 80-х годов
1) Географический детерминизм;
2) Органицизм;
3) Концепция культурно-социологических типов;
4) Народничество;
5) Субъективная школа;
6) Психологическое направление;
7) Классический позитивизм.
2. Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХ в. – ХХ в.):
1) Ортодоксальное направление;
2) Философский иррационализм;
3) Индивидуальный психологизм.
3. Неопозитивизм (начало ХХ в.)
После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. В эти годы начала издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П. Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. Наряду с теоретическим знанием развивались социальные исследования, рассматривавшие проблемы
рабочего класса, деревни, культуры в целом. К концу 30-х годов ХХ в.
социологию упразднили.
С 50-х. годов ХХ в. началось возрождение социологии. К 80-м. годам ХХ в. возникает понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность - субъект общественных отношений. Это свидетельствует о конкретизации предмета.
Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.
"Общество" является исходной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.
В научной литературе под ним подразумевают и предельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры.
О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.
Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокупность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Сложность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объектами, более сложное как по многообразию связей, отношений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема".
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.
Основные признаки, характеризующие общество:
1.население
2.территория
3.способность производить и воспроизводить высокую интенсивность связей и отношений
4.автономность и высокий уровень саморегуляции
5.большая интегрирующая сила, которая способствует социализации новых поколений людей.
Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:
1.ядро - модернизированные страны - технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.
2.периферия - модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.
3.полупериферия - это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.
Признаки современного общества:
Информационный технический базис
Знания являются основой благосостояния общества
Ведущая отрасль - сервис
Массовый класс - служащие, управленцы
Принцип управления - согласование
Социальная структура - функциональная
Политический режим - непосредственная демократия, самоуправление
Идеология - гуманизм
Религия - мелкие концессии
Нынешнее "современное общество" - гораздо более сложное и специфическое образование, которое в трех словах не опишешь, поэтому социологи строят многомерные теоретические модели для отражения этой новой "современности".
Что касается современного российского общества, то можно сказать следующее. Глубокие и сложные процессы происходят в нем - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. Это характеризует российское общество как общество переходного состояния, главное противоречие которого заключается в борьбе двух типов рыночных отношений и капиталистической деятельности: традиционалистской и современной - за установление цивилизованных форм капиталистической деятельности, за эффективную защиту социальных и экономических прав граждан.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»
Раздел I . СОЦИОЛОГИЯ
Цель науки социологии -
счастье людей
Л. Толстой
Социология - это понимание человека, это цивилизованный подход к обществу, это изучение реальных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается каждый, не всегда задумываясь об их социальном смысле и причинах.
Яркие всплески социологической мысли уходят вглубь веков, но лишь в XIX столетии социология стала самостоятельной наукой, осмысливающей и систематизирующей объективные данные о действительности. В XX веке интерес к социологии резко возрастает; своеобразный социологический бум наблюдался в 20-30-х, 50-60-х, 80-90-х годах. В современных условиях социология изучается и разрабатывается во всех цивилизованных странах.
Тема 1. Социология как наука
Вопросы: 1. Объект и предмет социологии.
2. Место социологии в системе научного знания. Структура науки.
3. Роль социологии в обществе и ее функции.
Объект и предмет социологии
Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т. е. свой предмет.
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений . Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. По мнению американского исследователя Нейла Смелзера, социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т. е. все, что происходит, когда они взаимодействуют друг с другом.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется з разнообразных вариантах:
Как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
Как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
Как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);
Как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.
Место социологии в системе научного знания. Структура науки
Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. На вооружении у социологии - новейший аппарат научного мышления, в частности, электронно-вычислительная техника.
Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.
В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.
Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.
Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
Второй подход (целевой) делит социологию на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.
Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).
В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории,
Роль социологии в обществе и ее функции
Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.
Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.
Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития , совершенствования кадрового состава, .улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.
Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами. Под крышей этой плюралистической науки рождаются новые отрасли знания об обществе и человеке.
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:
теоретико-познавательные функции", а) информационная (получение первичных данных об индивидах и общностях); б) теоретическая (выявление тенденций, обогащение социологической теории); в) методологическая (ее выполняет фундаментальная социология по отношению к другим социальным;наукам и эмпирическим исследованиям);
практические функции", а) прогнозирование; б) социальный контроль; в) оптимизация деятельности социальных общностей и людей, внесение корректив в эту деятельность; г) социальная помощь ;
мировоззренчески-идеологические функции", а) целевая; б) дискуссионная; в) пропагандистская; г) функция подготовки кадров;
критическая функция (предупреждение социальной политики об отклонениях в движении);
прикладная функция (совершенствование управленческих отношений);
гуманистическая функция (разработка социальных идеалов, программ научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества).
Успех реализации этих функций зависит от уровня развития общества, социальных условий, профессиональной подготовки социологических кадров и качества организации социологической деятельности.
Тема 2. Социология в прошлом и настоящем
Вопросы: 1. Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х-конец XX вв.)
2. Исследовательские подходы к изучению общества и основные направления социологической мысли
Возникновение и развитие социологии (начало XIX - конец XX вв.)
С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.
Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Опоста Конта (1Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах XIX века О. Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социология. В учении О. Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.
Отцами социологии, ее классиками кроме О. Конта можно по праву назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1и германского ученого публициста Карла Маркса (1Спенсер (главный труд - «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора. К. Маркс (основной труд - «Капитал») - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).
XIX век именуют „золотым" веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами XIX столетия.
Эволюция социологии с 90--х годов XIX века до 20-х годов XX века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О. Конта и Г. Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1, явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.
Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы XX века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований . На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1, позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки Конта - Спенсера - Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в Штатах.
Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р. Мертон - «среднего значения теории», Дж. Хоманс - теория социального обмена, Г. Гарфинкель - этнометодология, Г. Мид и Г. Блумер - теория символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.
Исследовательские подходы к изучению общества и основные направления социологической мысли
Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества - позитивизме и гуманитаризме.
Позитивизм возник и стал господствовать в социологии XIX века в противовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход, основанный нз наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.
Позитивизм XX века - это неопозитивизм. Его исходные принципы значительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов социальных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через открытое поведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных фактов) и объективизм (свобода социологии как науки от ценностных суждений и связи с идеологией).
На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились, функционировали и существуют следующие направления социологической мысли: натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм структурный функционализм. Позитивисты и кх последователи XX века рассматривают мир как объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои ценности. Они признают лишь две формы знания: эмпирическое и логическое - только через опыт и возможность проверки и считают необходимым лишь изучение фактов, а не идей.
Гуманитаризм
- это подход к изучению общества через понимание. Его исходные позиции таковы: а) общество не является аналогом природы, оно развивается по своим законам; б) общество - не объективная структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений двух и более индивидов; в) главное поэтому - это расшифровка, истолкование смысла, содержание этого взаимодействия; г) основные методы данного подхода: идеографический метод (исследование индивидуальных лиц, событий или предметов), метод качественного анализа
(понимание явления, а не его подсчет), методы фе-номенологизма, т. е. познание причин и сущности социальных явлений, например, лингвистический метод (изучение того, что доступно языку), метод понимания (познание общества через самопознание), метод герменевтики (интерпретация осмысленных человеческих действий) и др.
Большинство представителей гуманитаризма настроены субъективистски, отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии - науке, затрагивающей интересы людей.
Основное направление гуманитаризма - понимающая социология (классический гуманитаризм - В. Дильтей, Макс Вебер, П. Сорокин и др.). Среди современных версий понимающей социологии выделяются:
феноменология, главная цель которой - анализ и описание повседневной жизни и связанных с ней состояний сознания;
символический интеракционизм, определяющий поведение людей по отношению друг к другу общепринятыми значениями-символами (словами, мимикой и др.);
этнометодология, объясняющая поведение правилами, принятыми на веру и регулирующими столкновения.
Представляют также интерес теория обмена, где характер взаимодействия выводится из анализа прошлого опыта и потенциальных вознаграждений и наказаний; теория социальных ролей, используемых для передачи своих впечатлений и др.
Своеобразное положение занимает социология действия. Гуманитаристская по сути, поливариантная по методам изучения общества, она исходит из представления об обществе как универсуме деятельности, ее наборе, в котором и осуществляется движение людей.
Основными ориентациями в современной социологии являются эволюционистская и конфликтологическая.
Тема 3. Особенности развития отечественной социологии
Вопросы: 1. Своеобразие формирования социологической мысли России.
2. Периодизация развития отечественной социологии.
Своеобразие формирования социологической мысли России
Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (или условно - социологиях);
Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, территориальной масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.
Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий, близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До XIX столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в XIX - начале XX вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П. Пестель, С. Нечаев, И. Сталин). Утопия освобождения от рабства прозвучала в оде «Вольность» А. Радищева. Им был воспет российский идеал - простор и воля. А. Герцен и Н. Чернышевский провозгласили утопию русского общинного социализма, которая имела значительное число приверженцев, в их числе К. Маркс, Н. Бердяев, М. Калинин и др. Сторонники этой утопии дали блестящие социальные прогнозы: А. Герцен предначертал образ диктатора из народа (Сталина); Н. Чернышевский, вопреки сложившемуся о нем мнению, предостерегал о гибельных последствиях революции в России и ратовал за постепенный и последовательный процесс внедрения демократии в российскую жизнь. Г. Плеханов предсказал народные бедствия от осуществления на практике ленинской утопии социалистической революции в России. С утопией об обществе, развивающемся по закону солидарности (без насилия), выступил М. Бакуяин.
Несомненную ценность представляет утопия В. Ленина о экономическая политика (нэп)" href="/text/category/novaya_yekonomicheskaya_politika__nyep_/" rel="bookmark">новой экономической политике, особенно в свете событий в стране на рубеже 80-90-х годов XX века. Представители отечественной научной мысли понимали значимость социальных утопий: посвященные им спецкурсы читали в российских университетах философы Н. Бердяев и С. Булгаков.
Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентации на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию.
Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.
Периодизация развития отечественной социологии
Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.
В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие XX века имело свои особенности.
Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога Н. Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развивающихся, по его мнению, .подобно биологическим организмам; субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса социолога и литературного критика Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М. Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина; позитивистские воззрения последователя О. Конта, русского социолога Е. Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую известность. Практические дела российских социологов, например, составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX века испытала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина . По своему уровню в это время она не уступала западной.
Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.
Первое его десятилетие (1было периодом признания социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализа-ция науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная), Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.
В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.
Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после XX съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.
В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН). Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода. административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.
Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.
Тема 4. Общество как объект изучения в социологии
Вопросы: 1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.
2. Основные проблемы мегасоциологии.
3. Общество как социальная система. Его структура.
Понятие «общество» и его исследовательские трактовки
Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.
В Средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в XY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В XYII веке английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; XYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновый союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант - как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало XIX века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.
Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций. Социологи-профессионалы XIX века наполнили понятие «общество» новым содержанием с большим отражением социальности. В их представлениях общество было совокупностью верований и чувств, системой различных социальных функций, соединенных определенными. отношениями, всеохватывающей реальностью, обладающей самоценностью и пр. В социологии XX века это понятие толкуется разновариантно, но преимуществом пользуются определения общества как функционально-интегрированной социальной системы, как системы, охваченной конфликтами.
«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.
Основные проблемы мегасоциологии
Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучающая крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом. является объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логической последовательности: Что такое общество? - Изменяется ли оно? « Как оно изменяется? - Каковы источники изменений? - Кто определяет эти изменения? - Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, мегасоциология посвящена объяснению социальных изменений.
Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое освещение в многочисленных версиях ученых: в теориях (Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этнической структуры и др. Проблема изменений в обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие общесоциологические концепции на два класса: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т. е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов» Н. Данилевского, в теории «морфологии культур» О. Шпенглера, в версии А. Тойнби о замкнутых цивилизациях, в социальной философии П. Сорокина и т. д.
Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек, отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный процесс, т. е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Содержание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма , социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, частично концепция Л. Гумилева, Ж. Гобино и др. Проблема механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасоциологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.
Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до какой-либо одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм),идеальный фактор (теории Вебера).
Многофакторные теории, выделяя одну детерминанту , стремятся учесть воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.). С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), Либо выделяют приоритет личности перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение получили в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс) и цивилизацион-ный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и многие другие).
Общество как социальная система. Его структура
Общество - это система/так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою структуру. Она сложна и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты, система социального контроля и социальные организации.
Н.М.Демидов, А.В.Солодилов
Основы социологии и политологии
Предисловие
Происходящие в современном обществе изменения предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться к новым условиям жизни. Присущие человеку от рождения социально-психологические предпосылки освоения окружающего мира служат лишь фундаментом становления личности.
Социология и политология – это систематизированный и полный курс, содержание которого соответствует государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по учебной дисциплине «Социология и политология». Но в отличие от существующих пособий по социологии и политологии логика подачи материала предлагаемого пособия построена на основе требований учебных программ и специфики подготовки студентов среднего профессионального образования. Изложение основ социологического и политологического знания опирается на положения, выработанные отечественной и мировой социологической и политологической науками.
В многообразии идей, имен авторы стремились отобрать те, которые составляют общепризнанное достояние современного социологического и политологического знаний. Авторы как бы ведут своеобразный диалог с читателями – студентами средних профессиональных образовательных учреждений.
Ориентированность на массового читателя, прежде всего на учащегося, обусловила и назначение научного аппарата – он должен служить преимущественно учебным целям.
Опираясь на концепции и подходы, выработанные отечественной и мировой социологией и политологией, авторы проанализировали этапы развития и основные течения социологического и политологического знаний, базисные элементы социальной и политической жизни.
Многих, впервые изучающих социологию и политологию, поражает многообразие открывающихся перспектив. Ученые социологии и политологии часто ведут споры относительно того, с чего начинать изучение человеческого поведения и как лучше использовать результаты исследований. Почему социологи и политологи не всегда добиваются прочного согласия, которого удалось достичь в естественных науках? Ответ на этот вопрос связан с природой социологии и политологии. Это науки о нашей жизни и нашем поведении, а изучение самих себя – сложное и трудное занятие. Люди всегда интересовались первопричинами своего поведения, но тысячелетиями наши попытки понять себя основывались на традиционных способах мышления, передаваемых из поколения в поколение и связанных с использованием религиозных понятий.
Систематическое изучение поведения и общества – относительно недавнее достижение, его истоки восходят к концу XIII в. Основой для появления нового подхода послужили изменения, связанные с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни означало новое понимание как социального, политического, так и природного миров.
Настоящее пособие максимально облегчит усвоение программы социологии и политологии. Оно может быть использовано студентами высших образовательных учреждений, интересующихся проблемами социологии и политологии.
Основы социологии
Глава 1. Современная социология и ее роль в жизни общества
Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – учение, в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Его ввел в оборот французский философ О. Конт в 30-х гг. XIX в. Объективным основанием процесса становления социологии как самостоятельной отрасли знания послужили экономические и политические потребности общества, а также внутренняя логика развития наук. Субъективно этот процесс стимулировался стремлением утвердить в обществе идеалы рациональности, ориентированные на принципы научного знания.
До О. Конта учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Попытки объяснить общественную жизнь предпринимали античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Средневековья и Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе, используя принципы позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.
Однако большинство социологов в первой и даже второй половине XIX в. продолжали издавать труды, содержащие концепции, созданные на основе случайных фактов. Превращение социологии в отрасль знаний, опирающуюся на эмпирический базис, ускорилось лишь в конце XIX в. Известную роль в этом процессе сыграли немецкая и английская школы статистиков и американские институционалисты, но только в 1920-е гг. сбор, обработка и анализ информации начали осуществляться научными методами. Прогресс в этой области под влиянием позитивизма часто сопровождался упадком теоретического анализа. Основные усилия западных социологов после 1920-х гг. оказались направленными не на построение теоретических конструкций, таких, какие создавали в свое время Г. Спенсер или М. Вебер, а на решение многочисленных частных задач сугубо прикладного плана.
Издательство "Манн, Иванов и Фербер" представляет в России серию рабочих тетрадей KUMON (Япония) для дошкольников на русском языке.
Где-то в самой глубокой чаще затерялась сказочная страна - Лисий лес. Там живут самые милые и забавные герои на свете.
В серии «Золотое наследие» издательства «Эксмо» выходят книги, с которыми неразрывно связано детство старшего поколения.
Странник, лишь раз очутившись в сказочном Муми-доле, будет возвращаться туда вновь и вновь...
Всё для школы и для жизни - учебники и тетради, ранцы и школьная форма, оформление интерьера и подарки учителям!
Социология. Политология
Социоло́гия - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Термин "социология" был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году. По мнению д.с.н. Павла Кутуева, О. Конт не был первым, кто изобрел и применил этот термин - известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта придумал и использовал его, вкладывая в термин "социология" (по-французски - "sociologie") несколько иной смысл.
По определению Энтони Гидденса, социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Политоло́гия , или политическая наука , - это наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Традиция преподавания политических наук в России существует с 1755 года, когда по предложению М. В. Ломоносова в структуре Московского университета была учреждена кафедра политики.
Империи социальных медиа рушатся? Что будет потом?
Напряженные политические баталии за Facebook и других гигантов социальных медиа в последнее время дают повод задуматься о том, что приходит конец истории этих компаний.
Теперь они, как европейские державы середины 20-го века, мучительно борются из-за неизбежной потери "колоний" и пытаются заглушить мятежи. Больше не находя новых границ и рынков для управления, они вместо этого выясняют, где должны быть границы их империй, и строят высокие стены на этих границах.
Виктор Пелевин: Лампа Мафусаила, новая книга Пелевина 2016 года
"Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами" - это новая книга Виктора Пелевина, событие осени 2016 года!
Эта книга - в лучших пелевинских традициях, если вы знакомы с его стилем, книгу вы оцените в полной мере. Она не такая умозрительно-отвлечённая, как Смотритель, она - в характерном стиле автора, злободневная, задорно-циничная (чисто пелевинское сочетание), с выворачивающимися сюжетными ходами, которые держат вас в напряжении от первой до последней страницы!
Статистика у социологов и экономистов действительно считается скучной наукой, изучать её трудно, увлечься ею очень непросто. Потому что её преподают так, что увидеть красоту за формулами и теориями становится невозможно. При этом ощущение красоты статистики, больших чисел, есть у многих. Эта книга поможет вам развить в себе понимание данной науки, глубокое, настоящее, которое позволит вам научиться делать точные выводы и рассуждать в рамках этой увлекательной (именно так!) науки.
Каталог: 15
Tom Clancy"s The Division
Современный мир развивается с невероятной скоростью, однако в то же время становится все более хрупким. Представьте себе карточный домик: достаточно убрать один элемент - и конструкция рухнет.
Встречайте долгожданный новый шутер Tom Clancy"s The Division.
Ицхак Адизес: Размышления о политике
Самые мудрые размышления о политике. Советы от бизнес-мыслителя номер 1. Объективный и мудрый взгляд на современность, на мир в целом и отдельные его страны.
В этой книге собраны лучшие статьи Ицхака Адизеса о политике. Ценные - они будут полезны как изучающим политологию и социологию, экономику, так и политикам, бизнесменам.
Эта книга - третья из серии "Размышлений" - читайте статьи, посвященные государственной политике, внутренней и международной.
Каталог: 19
Из космоса границ не видно
Из космоса границ не видно - книга опытного американского астронавта о том, что с орбиты не видно границ, а Земля выглядит как общий дом всего человечества. Эта книга - не только о космосе, хотя о тонкостях "космической кухни" здесь много любопытных сведений (в основном касающихся сотрудничества США, России, и других стран при строительстве МКС); однако взгляд автора - шире. Он вводит новое понятие - орбитальное сознание. Которое поднимает человека с уровня "червя" (заботящегося исключительно о себе) до космической перспективы - сотрудничества людей всего мира для достижения наших общих целей. Опыт строительства МКС показывает, что мы можем объединиться и вместе сделать то, что не под силу ни одной стране мира. Ни одной. В книге представлено много таких примеров - общего сотрудничества, которое дало невероятный результат. Спасение шахтеров под завалом, помощь бедным странам, и другое.
Каталог: 18
Пневматическое оружие и патроны
Пневматическое, газовое оружие - в современном мире часто является необходимостью, но главное - это развлечение. Такие виды оружия разрешены, они есть в продаже, также как и патроны к ним.
Уважаемые покупатели, при использовании пневматики соблюдайте технику безопасности : храните в разряженном состоянии в местах недоступных для детей, не направляйте на людей и животных, при стрельбе следите, чтобы в районе мишени не было людей, всегда используйте защитные очки и экипировку, перевозите пневматику в чехлах и сумках, не носите открыто в общественных местах!
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
1. Политология как наука о политике
Политология - это наука, занимающаяся изучением государственного управления и политики. Политология имеет дело с областью выработки и воплощения государственной политики посредством решений, рассматриваемых как авторитетно-властные и обязательные для данного общества.
Политология выступает в двух качествах: как наука и как учебная дисциплина. Как наука она исследует политическую сферу общества, историю возникновения и развития политической мысли, политические системы, политические отношения и процессы, политическое сознание и политическую культуру, мировой политический процесс.
Как учебная дисциплина - сообщает систему конкретных знаний по вышеназванным и другим политическим проблемам, раскрывает сущность и перспективы конкретных политических реалий, дает представление об основных политических институтах, организациях, движениях и процессах, о правовом положении личности в системе политических отношений и формах ее участия в политической жизни.
Политология развивается в тесном взаимодействии с другими обществоведческими науками: философией, экономической теорией, культурологией, социологией, правоведением, демографией, политической географией, политической историей и др. В свою очередь ее выводы и положения составляют теоретическую базу для прикладных политических дисциплин, стратегии и тактики государственной, партийной и общественно-политической деятельности, прав, свобод и обязанностей граждан.
Основные функции политологии: теоретико-познавательная, методологическая, мировоззренческая, регулятивная, аналитическая, политической социализации, прогностическая.
Велика практическая значимость политологии, так как она:
Участвует в формировании политической культуры и помогает целесообразно ориентировать деятельность политических субъектов;
Способствует гуманизации политических отношений, в том числе отношений между государственными структурами и гражданами;
Расширяет диапазон альтернативных подходов к принятию социально-политических и экономических решений;
Повышает точность прогнозирования политических последствий принимаемых решений.
Политология активно использует международный опыт и прочно опирается на эмпирические исследования, она молодая наука и не успела накопить богатый теоретический багаж. Но, тем не менее, сделано уже многое, а еще больше предстоит совершить. Отечественные политологи научились объяснять сложные процессы в сфере избирательной и межпартийной борьбы, создали эффективные технологии победы на местных и региональных выборах. Они проводят постоянный мониторинг общественного мнения, определяя на каждую неделю и месяц лидеров общественного мнения, рейтинги ведущих политиков, публикуя свои данные в массовой печати. Каждый из нас, слушая последние новости и просматривая телепередачи, встречается с политическими рейтингами. Мы привыкли к ним, ждем их выхода, присматриваемся к процентным коэффициентам политической популярности ведущих деятелей страны. Короче говоря, данные о колебаниях общественного мнения стали нашей повседневной потребностью. Мы хотим знать всю правду о тех, кто управляет нашей страной или собирается это делать в будущем. И политики, чего не было никогда в прошлом, прислушиваются к мнению народа, корректируют свои решения, отодвигают в тень непопулярных деятелей и стараются привлечь на свою сторону любимцев народа. Так и должно быть в демократическом обществе: внутреннюю и внешнюю политику должен определять народ, а политики - только претворять её в свои теории и действия.
2. Предмет и методы политологии
В плане предметного содержания развитие политологии в прошлом веке шло от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах и правовых отношениях к изучению процессов, поведения индивидов и групп и неформальных отношений.
Первоочередность критериев для выделения предмета политологии сдвигалась от институциональных концептов государства и государственного управления к концептам процессов или отношений - таким, как власть, принятие решений и политическая система. В методологическом плане ранее преобладавший в политологии правовой, исторический идескриптивный анализ был дополнен методами и подходами современной бихевиориальной науки.
Предметное содержание основных разделов политологии как дисциплины -- хотя внутридисциплинарная специализация и не выражена в жестко фиксированном размежевании -- обычно составляют:
Управление наднациональном и местном уровнях;
Сравнительный и межстрановой анализ;
Политика и поведение (политическое);
Публичное право и судебно-правовое поведение;
Политическая теория;
Публично-административная деятельность и организационное поведение; - международные отношения.
Методы политической науки- это способы и приемы, которые эта наука использует при исследовании своего предмета.
Методы политологии и их классификации разнообразны. В зависимости от направленности и целей методы политологии можно разделить на три группы.
Первая из них -- общие методы. К ним относятся:
Социологический подход, предполагающий выяснение зависимости политики от обществасоциальной обусловленности политических явлений (этот метод представлен, например, в марксистской трактовке политики как концентрированного выражения экономики, или же в теории заинтересованных групп А. Бентли);
Нормативный (или нормативно-ценностный) метод, требующий определения значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости и т.д., разработки политических ценностей и идеалов;
Структурно-функциональный анализ, рассматривающий политику как некоторую целостность, систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы;
Системный подход, интерпретирующий политику как целостный, сложно организованный саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с общественной средой через «вход» и «выход» системы и стремящийся к самосохранению и выполнению в обществе функций обязательного для всех распределения ценностей;
Бихевиористский метод, претендующий на максимальную научность в политических исследованиях вследствие применения к политике точных методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии,
суть бихевиористского метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразных форм политического поведения индивидов и групп;
Институциональный метод, ориентирующий на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, то есть государства, партий, другихорганизаций, права и иных регуляторов политической деятельности;
Антропологический подход, требующий изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей: в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.;
Психологический подход (и в частности психоанализ), ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных механизмов политических мотиваций и т.д.;
Деятельный метод, дающий динамическую картину политики и рассматривающий ее как специфическую разновидность живой и овеществленной деятельности, как циклический процесс, имеющий определенные стадии, этапы;
Сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных политических явлений, например политических систем, партий, электоральных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения общественных задач;
Исторический метод, требующий изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.
Вторая группа методов политологии - это общелогические методы, относящиеся непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические и иные подобные методы.
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах: использование статистики, анализ документов, анкетный опрос, наблюдение, лабораторные эксперименты и т.д.
Имеются и другие классификации методов политической науки. Некоторые авторы различают нормативно-онтологический, эмпирико-аналитический и диалектико-исторический подходы и существующие в рамках каждого из этих общих подходов более конкретные методы соответственно: герменевтики, феноменологии, топики, исторического анализа; историко-генетический, институциональный, бихевиористский, структурно-функциональный, сравнительный, индуктивный, дедуктивный; диалектический, исторический материализм и др.
3. Предмет, методы и функции социологии
Становление социологии приходится на XX век, когда уж более четко определилось ее место в системе наук. Ныне принято выделять гуманитарные, естественные и технические науки. Грани, отделяющие их друг от друга, имеют относительный характер, ибо есть науки, которые трудно отнести к той или иной группе. Среди них психология, экология, охрана три и т.п. О социологии можно сказать, что это социально-гуманитарная наука, ее объектом является современное общество. В то же время она имеет много общего с естественными, техническими науками.
Во-первых, все науки обобщенно, наиболее адекватно, объективно отражают глубинные, сущностные процессы в изучаемом объекте.
Во-вторых, они имеют общую методологию.
В-третьих, социология, как и ряд других, в том числе естественных и технических наук, использует математические методы, моделирование, эксперимент.
В четвертых, как и многие науки, особенно технические, она имеет прикладной характер, выход на практику.
Предмет - это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим предметом социологи выступает концептуальная (то есть понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.
Предмет современной социологии - результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания. Первопричинами предмета социологии являются два понятия - статус и роль. Первое дает статическую, а второе - динамическую картину общества.
Общество, общественные явления изучаются и другими гуманитарными науками: социальной философией, экономикой, политологией, культурологией и т.д. В отличие от других гуманитарных наук, социологию и социальную философию сближает то, что они рассматривают общество в целом. В то же время, в отличие от социальной философии, социология - эмпирическая наука.
Социология, во-первых, изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рассматривает общество, общественные явления в аспекте отношений между социальными группами и взаимоотношения людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования.
Социология, кроме общества в целом и социальных отношений, может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Человек - основное звено общественной системы, и социальный аспект имеется во всех сферах, явлениях общества.
Исходя из этого можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.
На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования.
На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (символический интеракционизм).
В социологии существуют теоретические методы. Значительное место занимает структурно-функциональный метод. С позиций этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов.
Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь.
Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:
В центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;
Структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;
Функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;
Динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.
Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе разных пародов много общего.
Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т. д. Применение сравнительное метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Макс Вебер, например, сопоставлял протестантскую индуисскую разновидности фатализма с целью показать, как каждый из этих типов коррелирует с соответствующей cистемой секулярных ценностей. Э. Дюркгейм сравнивал суицидальную статистику в протестантских и католических странах.
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой пауки - социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.
Практически-политическая функция социологии связанa с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами.
Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории - не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология -- одна из теоретических основ политики и практики.
Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому можно выделить и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).
Список использованной литературы
политология социология наука
1. Кравченко А.И. Социология и политология: Учебное пособие. - М., 2002
2. Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А. М. Введение в политологию. - Алматы, 1998
3. Политология: Курс лекций/под ред. проф. М.Н. Марченко.- М.,2000
4. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие/под ред. проф. В.А. Чумакова.- Ростов н/Д.,2000
5. Фролов С.С. Социология: Учебник.- М., 2000
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие социологии как науки, предмет и методы ее исследования, история зарождения и развития, роль Огюста Конта в данном процессе. Виды социологического знания и его основные направления. Главные функции социологии и ее место среди других наук.
презентация , добавлен 11.01.2011
Предпосылки возникновения социологии как науки. Объект и предмет социологической науки. Основные функции социологии. Понятие о "позитивизме". Развитие человеческого духа. Основные положения концепции Конта. Социология в системе наук об обществе.
презентация , добавлен 29.11.2013
Современная социология: основные понятия, сущность. Объект и предмет социологической науки. Функции, условия, перспективы развития социологии в России. Роль социологических знаний в деятельности инженера. Основные направления развития социологии.
курсовая работа , добавлен 10.04.2011
Сущность современной социологии. Объект и предмет социологической науки. Функции современной социологии. Современные социологические теории. Перспективы развития социологии.
курсовая работа , добавлен 14.04.2007
Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.
контрольная работа , добавлен 27.05.2012
Определение социологии как науки, ее место в системе общественных наук и перспективы развития. Предмет социологии, ее гносеологические и социальные функции. Разработка социальных прогнозов и практических рекомендаций. Современные социологические теории.
реферат , добавлен 21.12.2009
Предмет социологической науки. Структура социологии. Место социологии в системе современного научного знания. Функции социологии, её роль в преобразовании общества. Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века.
реферат , добавлен 24.11.2005
Развитие социологии как науки, ее объект и предмет. Структура социологического знания. Методы социологии: биографический, аксиоматический, метод идеальных типов и обобщения характеристик. Место социологии в системе гуманитарных наук и ее специфика.
контрольная работа , добавлен 03.04.2012
Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.
контрольная работа , добавлен 22.12.2013
Родоначальник социологии Огюст Кон. Идея социальной реальности. Позитивизм как обоснование науки. Объект, предмет и функции социологии. Социальная гармония, статика и динамика. Вклад Конта в формирование онтологических парадигм социологического знания.