Кульминацией поэмы мцыри является. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841). Поэма «Мцыри» (1839). Название и эпиграф

На этом уроке вы подробно изучите композицию поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», раскроете философские мотивы, которые скрыты в поэме, рассмотрите значение основных образов произведения, узнаете роль звуков в поэме, познакомитесь с оценкой современниками поэмы «Мцыри».

В поэме нет предыстории героя. В экспозиции (в первых двух главах) намечено лишь несколько биографических фактов.

Начинается поэма с описания развалившегося монастыря, могильных плит:

… старик седой,

Развалин страж полуживой.

Заканчивается поэма тоже темой увядания и смерти: последними словами умирающего героя.

Очень часто романтические поэмы начинаются с изображения развалин монастыря, крепостной стены или замка (рис. 2). Как будто бы демонстрируется власть времени. И лишь художнику дано своим воображением воскресить историю, людей прошедших эпох, события, которые давно уже в прошлом.

Рис. 2. Руины монастыря Эльдена ()

В поэме есть признаки кольцевой композиции: герой попадает в монастырь, бежит из него и в конце концов возвращается в него (рис. 3).

Рис. 3. Монастырь Джвари, в котором жил Мцыри ()

Поэма состоит из 26 строф, 24 из которых являются исповедью героя. Обратите внимание, что исповедь героя не просто формально присутствует. Лермонтов размышляет иногда (размышления героя, которые иногда перекликаются со стихами Лермонтова) о том, возможно или нет передать свой внутренний мир другому. Эта тема поднималась Тютчевым (рис. 4):

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Рис. 4. Ф.И. Тютчев ()

Но вот как это выглядит в «Мцыри»:

Всё лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь…

Тут же и рассматривается еще одна сторона этой темы:

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать? (рис. 5)

Рис. 5. Мцыри в монастыре ()

С одной стороны,

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Смысл в том, что не буду делиться своими личными воспоминаниями. Они мои личные, пусть со мной и остаются.

Но, с другой стороны, как сказано в стихотворении «Не верь себе»:

Стихом размеренным и словом ледяным

Не передашь ты их значенья.

То есть не пытайся даже рассказать о себе.

Это противоречивое стремление героя рассказать о себе и сомнение в том, что это возможно, что это достижимо, для Лермонтова очень важно. Любопытно сопоставить две первых главы, где рассказывается о событиях, предшествующих исповеди героя, с тем, что произошло в течение 3 главных дней его жизни. Событий там много, но этот рассказ неизбежно поверхностен. В 24 главах Мцыри говорит о своих чувствах, блужданиях, поисках. Эти два неравномерных фрагмента поэмы противопоставлены. То есть во вступлении сказано о «хранительных стенах монастыря» , а Мцыри (рис. 6) говорит: «в сумрачных стенах» .

Действие поэмы происходит не в монастыре и не в лесу. Оно происходит - и это делает «Мцыри» философской поэмой - перед лицом неба и земли. Это некоторая трагедия человека, которая разыгрывается перед лицом неба и земли (рис. 7):

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли…

Рис. 7. Побег Мцыри ()

В поэме нет ни одного имени собственного. Люди называются по своему положению:

Мцыри - неслужащий монах;

старик седой:

такой-то царь;

русский генерал;

ребенок пленный;

один монах;

грузинка;

Так обозначаются персонажи поэмы «Мцыри». Речь идёт о всемирной, всечеловеческой драме, которая разыгрывается перед лицом Вселенной.

Символ в отличие от аллегории всегда многозначен.

Аллегория (иносказание ) - это условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Например, правосудие изображается в виде женщины с завязанными глазами, в одной руке у неё меч, а в другой - весы. И никак, кроме эмблемы правосудия, это изображение Фемиды прочитано быть не может (рис. 8).

Символ всегда многозначен. Он связывает мир реальный и мир сверхреальный (мир идей, представлений, грёз, мечтаний).

Если выбирать самые существенные символы не только в поэме «Мцыри», но и во всем творчестве Лермонтова, то начать всё-таки стоит с поэмы.

Этот символ понятен. Это строчки:

… Дышала сладость бытия…

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч её обжёг

В тюрьме воспитанный цветок…

Вот, пожалуй, самый точный образ героя поэмы - «в тюрьме воспитанный цветок».

Очень многие символы, в том числе и ключевые символы поэмы: монастырь, тюрьма, колокольный звон, лес, сад, цветок, поток, горы, песни, листок, к тому моменту, когда Лермонтов заканчивает поэму (1839 год), уже обладают громадным количеством устойчивых значений. У Лермонтова эти значения как будто бы переосмысляются, корректируются, приобретают свои новые значения, связанные с контекстом поэмы.

Парус как символ одиноких блужданий или странствий для Лермонтова, конечно, существовал. Но лермонтовский парус связан и с мятежным нравом, и с ожиданием бури, и с ощущением бури как высшего наслаждения. Это уже чисто лермонтовский ход, смысл.

Очень важный символ - «грозой оторванный листок» , который появляется в третьей главе поэмы. Этот символ тоже придуман не Лермонтовым. Ещё в XVIII веке французский поэт Арно написал стихотворение «Листок». Смысл этого стихотворения: листок, оторвавшийся от ветки, - это и есть одинокий, гонимый судьбой герой. С тех пор этот образ варьировался многократно. Например, у Лермонтова в 1829 году стихотворение «Портрет»:

Клянёт он мир, где, вечно сир,

Коварность, зависть и любовь,

- Всё бросил он как лживый сон!

Не знал он друга меж людей,

Везде один, природы сын.

Так, жертву средь сухих степей,

Мчит бури ток сухой листок.

На момент написания этого стихотворения поэту всего 14 лет.

Это символическое иносказание, эта мысль об образе одинокого скитания будет у Лермонтова встречаться несколько раз, вплоть до знаменитого стихотворения «Листок». В сюжете этого стихотворения лежит мысль о том, что одиночество совершенно безысходно. Окрашивается равнодушием других, тех, к кому обращается листок.

Ещё один чрезвычайно важный символ - буря:

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Или как в стихах 30-х годов:

И после я сбросил бы цепь бытия

И с бурею братом назвался бы я!

Это ощущение родства «меж бурным сердцем и грозой» (рис. 9).

Ещё одна особенность композиции - наличие пар, двоичность.

Примеры пар:

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры;

Две сакли дружною четой;

Над плоской кровлею одной;

Светло и тихо. Сквозь пары

Вдали чернели две горы;

Акаций белых два куста…

Есть очень важный момент в поэме, где две скалы как будто тянутся друг к другу каменными объятьями, но им никогда не дано сойтись. Их разделяет поток. Вот эта невозможность встречи с родственной душой символически очень существенна, очень важна для смысла поэмы (рис. 10).

Рис. 10. Горы Кавказа ()

У Лермонтова тема невозможности встречи, невозможности душевной близости, душевного контакта настолько универсальна, что он перекладывает на русский язык стихотворение Генриха Гейне (рис. 11) «Они любили друг друга так долго и нежно» и заканчивает его строчками, которых нет у Гейне (немецкого поэта):

Но в мире новом друг друга они не узнали.

То есть там, в другом мире, за гробом, встреча невозможна.

Рис. 11. Генрих Гейне ()

То же самое касается стихотворения Лермонтова «Сосна», в котором говорится о сосне и пальме: они грезят друг другом, они видят во сне друг друга, но встреча невозможна.

Важное место в композиции поэмы занимает сон. Сон, как всегда у Лермонтова, обладающий полнотой и многозначностью смысла.

Я лёг в тени. Отрадный сон

Сомкнул глаза невольно мне…

И снова видел я во сне

Грузинки образ молодой (рис. 12).

Рис. 12. Девушка-грузинка ()

…Кинжалов длинных… и как сон

Всё это смутной чередой

Вдруг пробегало предо мной.

20-я глава:

Он с детских глаз уже не раз

Сгонял виденья снов живых

Про милых ближних и родных…

Ещё в сомненья погружён,

Я думал - это страшный сон…

Потом герой видит себя лежащим на дне реки и слышит разговаривающую с ним рыбку. Это тоже своего рода сон.

И в конце поэмы герой хочет заснуть с мыслью о милой стороне.

Создаётся впечатление, что именно во сне даются какие-то откровения героя, он постигает мир иной. Для Лермонтова это необычайно важно. Может быть, герой просто уходит от подавляющей его безрадостной реальности (монастырской, тюремной) в мир грёз, который в другом месте поэмы будет назван «чудный мир тревоги битв» . Возможно, Мцыри всё знает о своей судьбе, как и Лермонтов не только знал о своей судьбе, но и описал её в стихотворении «Сон»:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Обратите внимание, что это сон во сне. То есть герою видится, что он лежит с раной, и он в этом предсмертном бреду, видении. Ему является его возлюбленная, которая сидит на пиру среди своих шумных подруг. Эта система сновидений, как прорыв в мир иной, у Лермонтова необычайно важна. Взгляните на стихотворение 1838 года:

Когда волнуется желтеющая нива,

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он…

В этом стихотворении сон - это не отсутствие способности видеть, а, наоборот, открывающаяся способность видеть.

В одном из последних шедевров Лермонтова будет сказано:

Я б хотел забыться и заснуть,

Но не тем холодным сном могилы.

Я б хотел навеки так заснуть.

Тут идёт речь о покое, а не небытии.

Владимир Сергеевич Соловьёв (рис. 13), замечательный мыслитель и поэт конца XIX - начала XX века, говорил о сомнамбулизме Лермонтова, о таком состоянии, что Лермонтов как будто бы был способен видеть будущее:

А та удивительная фантасмагория, которую увековечено это видение в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю, мола быть созданием только потомка вещего чародея и прорицателя, исчезнувшего в царство фей.

Рис. 13. В.С. Соловьёв ()

Один из ключевых образов поэмы - это образ сада (рис. 14). Он появляется трижды.

В первой главе:

И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов, 3а гранью дружеских штыков. Второй раз уже в 11 главе: Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов… И в самом конце поэмы, в 26 главе: Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста...

Рис. 14. А.Ф. Грейв «В саду» ()

В первом случае понятно, что речь идёт о двойственной оценке союза Грузии и России. Во втором божий сад, райский сад, Эдем - человек как будто возвращается в свое состояние до цивилизации и должен быть счастлив. Это счастье, как вы знаете, кратковременно. Оно сменится совсем другим ощущением.

И наконец, монастырский сад - он и монастырь, и природа. Он как будто посредник между двумя сферами бытия, разделявшими жизнь и судьбу Мцыри. Из этого сада (из этой могилы) видны горы. Этот сад монастырский соединяет мечту и реальность, грёзы и действительность.

Рассмотрите статью, которой откликнулся журнал «Маяк современного просвещения и образованности» на выход сборника стихотворений Лермонтова 1840 года. Это единственный прижизненный сборник стихотворений Лермонтова.

Статью написал Степан Онисимович Бурачок, издатель и редактор этого журнала (рис. 15).

Рис. 15. С. О. Бурачок ()

Степан Онисимович родился в 1800 (был на 14 лет старше Лермонтова) и умер в 1876 году. Это уже вполне почтенный возраст. А в 1876 году уже Толстой начал печатать «Анну Каренину».

Статья эта очень большая. Она написана в форме письма к поэту. Сам по себе журнал пользовался дурной репутацией. Например, о Пушкине (рис. 16) в журнале говорилось следующее:

«Поэт «уронил» русскую поэзию по крайней мере десятилетия на четыре, он оставил нам несколько томов чудных поэтических игрушек и почти ничего бессмертного, в творчестве Пушкина нет ни религиозности, ни философии, ни народности.

Слёзы, кровь, ужас, преступления, страдания, опять слёзы - только это и видят зрители. Такая трагедия - не есть трагедия, а неоконченное дело судопроизводства … таковы Онеги, Печорин, Алеко и Кавказский пленник».

Рис. 16. А.С. Пушкин ()

Вот что пишет Бурачок о «Мцыри». Он начинает с цитаты «однажды русский генерал» и заканчивает строчками «но в нём мучительный недуг развёл тогда могучий дух его отцов» .

«Надоел этот могучий дух! Воспевания о нём поэтов и мудрования о нём философов - удивительно жалки и приторны. Что такое могучий дух? - Это дикие движения дикой натуры человека, не вышедшего ещё из состояния животного <…>

Могучий дух в медведе, барсе, василиске, Ваньке Каине, Картуше, Робеспьере, Пугачёве, в диком горце, в Александре Македонском, в Цесаре, Наполеоне - один и тот же род: дикая, необузданная воля, естественная в звере, преступная в человеке, <…> - в человеке, которому на каждом шагу положен зарок и укор покорности, смирения! И если он добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот «могучий дух».

Сказать ли вам? - Затем, что этот характер представлял вам случай блеснуть своим мастерством писать ужасные, дикие, разительные картины свирепого молодечества во всех родах: и надо отдать вам справедливость, за какую картину (дикую) вы ни брались, вы их славно написали <…> Вы написали в полной уверенности, что это пойдёт за новое, оригинальное? - не так ли? Смею вас уверить, что со стороны формы и местности это не новое: - «Кавказский пленник», «Мулла Нур» и «Цыганы» написаны прежде вас.

Со стороны содержания эта статья избита как нельзя больше: - современная литература всея Европы, по бедности, только и пробивается, что на таких героях».

«Вот содержание всей поэмы. Больной горец, приведённый в чувство, но слабый и чуть дышащий, - собрал остаток сил и, не переводя духу, проговорил 33 страницы стихов, да каких стихов! Хоть бы и не горцу выражаться в таких отборных, нарядных, огненных, риторических, Виргилиевских стихах. Право, и сам бы Лермонтов, Пушкин, Байрон, случись с ними подобное, не высказали бы лучше этого. Ну, точно как будто сам Лермонтов наперёд написал те стихи на бумаге, а горец без церемонии прочёл, по писанному, простился с монахом и тут же умер.

Не подумайте, что он умер от болезни: о, горская натура живуча! Нет, он умер именно от надсады - от стихов: 33 страницы! - где была ваша жалость, умный автор, к такому слабому больному, для которого и десяток стихов было бы впору».

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы,

Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. «Мцыри» обрисовывает обычного героя романтической поэмы. А вот композиция и сюжет имеют свои особенности.

Произведение разделено на две части, которые неравны между собой. В первую часть входят две первых главы, которые повествуют о месте, где происходили события и жил герой до момента событий, которые с ним происходят. В второй главе вырисовывается сюжет. Главным персонажем является мальчик с Кавказа, которого привезли в монастырь. Он так и остался там после своей длительной болезни. Тут он воспитывается, учит язык и готовится к обряду пострига, но как-то ночью, в грозу он исчез. Его искали в течение трех дней, но когда находят, то он почти без чувств. Но из последних сил он смог произнести исповедь.

Как раз во второй главе показана вся судьба Мцыри. Автор предоставляет возможность своему герою самостоятельно раскрыть свою душу. Все о чем он переживал, поиск свободы, а также отчаяние от неудач, которые его постигли, были вложены в двадцать четыре главы произведения. И чтобы раскрыть внутренний мир героя как он есть, автор выбирает исповедь.

В композиции произведения присутствуют все элементы, в правильном порядке. К экспозиции относится повествование о его жизни в монастыре, завязка - его побег, ну а развязкой - смерть героя. Композиционной особенностью произведения является соотношение временных планов. Лермонтов делает основной акцент на тех днях, которые Мцыри провел на свободе. Он подчеркивает их важное значение.

Основным элементом любого произведения - кульминация и здесь ей является борьба героя и барса. Он помимо одержанной победы еще сливается с природой. Но его торжество омрачает ненависть, которая есть к сопернику. Он восторгается красотой битвы.

Природа также является персонажем, и все ее проявления. Это происходит, потому что сам мальчик говорит о себе, как о дите неволи, «цветок», выращенный за стенами. А луч солнца является метафорой и означает в данном случае свободную жизнь, которую вполне можно загубить, что и происходит. Но «три блаженных дня», которые он провел на природе.

Главным врагом можно считать общество и войну, которые искалечили его судьбу. Но общество всего лишь подтекст в поэме. Мцыри говорит о том, что он умрет сиротой и рабом, но, тем не менее, он не обвиняет никого. Выращенный чужими людьми он теперь не знает своей культуры, она ему чужда и не знакома. И единственный выход – это смерть, которая навязана не сюжетом, а разрешением конфликта.

Действие начато в монастыре, там же оно и заканчивается. Поэтому композиция у произведения замкнутая. И только благодаря этому сильно звучат любимый мотив автора – мотив рока. Грамотно построенная композиция помогает как нельзя точно и полно раскрыть трагедию Мцыри и даже поднять произведение до романтических вершин.

Вариант 2

В своей замечательной поэме «Мцыри», которую Лермонтов написал в тысяча восемьсот тридцать девятом году, автор постарался затронуть весьма интересные философские темы, которые содержат в себе сокрытый поучительный смысл. Стоит сказать, что когда писатель создавал данную работу, то он вдохновлялся стилистикой байронических поэм, однако, автор добавил некоторые индивидуальные особенности в него. Это позволило произведению выйти на совершенно иной уровень с точки зрения восприятия работы читателями. В поэме «Мцири» раскрыт образ весьма типичного романтического героя, однако, благодаря необычным и ярким сюжетным линиям, стоит отметить, что работа получилась весьма уникальной и особенной.

Данная работа разделена на несколько частей. В первой части, которая занимает объем двух глав, рассказывается о том, как жил герой до момента происхождения основных событий произведения. Также, во второй главе рассказывается о том, в чем заключается основная идея данного произведения. Главным героем является мальчик, который попал в плен. Его привезли в монастырь, где ему пришлось остаться в роли одного из служителей. Воспитывался данный персонаж в монастыре, и был готов к постригу, однако, как-то раз, юноша исчезает. Его искали на протяжении трех суток, и когда его все же удалось разыскать, герой находился в изнеможённом состоянии. Далее, возникает невероятно трогательная исповедь Мцыри.

В данной части, автор решает отойти от сюжетной линии, и позволить герою раскрыть свой характер и образ мышления. В композиционной линии данного произведения показаны все особенности, которые символизируют хронологический порядок данной истории. Имеется характерная особенность поэм в данной работе, согласно которой, персонажа в конце ждет весьма трагическая судьба. Стоит добавить и то, что поэма посвящена не всей жизни персонажа, а лишь тем трем дням из нее, про которые и решает рассказать автор. Лермонтовым подчеркнута важность данного периода времени, и именно поэтому он решает обратиться к интересным и ярких художественным приемам, благодаря которым он описывает происходящие действия и события. Автор показывает то, насколько иногда может быть трагичной судьба человека, который всю жизнь воспитывался в монастыре, и при этом, оказался в военном времени, которое перевернуло все его взгляды на существование. Композиция данного произведения является весьма продуманной и яркой, благодаря чему автору удалось показать столь откровенную и жизненную историю.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Волкова В конце зимы (описание)

    Перед нами знаменитая картина известного художника Ефима Ефимовича Волкова «В конце зимы». Картина была написана в 1890 году, на самом пике творчества Ефима Ефимовича.

  • Образ и характеристика Медведева в пьесе На дне Горького сочинение

    Одним из второстепенных персонажей пьесы Горького «На дне» выступает некто Абрам Медведев. Это мужчина средних лет, на вид ему около пятидесяти, который является дядей главных героинь - Наташи и Василисы.

  • Образ и характеристика Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение 9 класс

    Михаил Юрьевич Лермонтов – ослепляющая звезда на небосклоне отечественной литературы. Его произведения поднимают проблемы смысла жизни, одиночества и любви. Не исключение и роман «Герой нашего времени», главный персонаж которого Печорин с удивительной

  • Анализ рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина

    Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать

  • Анализ повести Пожар Распутина

    Произведение является одним из ключевых литературных творений, созданных писателем, и представляет собой условно философское продолжение повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о жителях затопленного российского острова.

Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение исключительно свои, авторские особенности. «Мцыри» повествует о типичном романтическом герое. В то же время композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова, как и ее сюжет, своеобразны.

Особенности композиции

Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой - пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.

Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи - вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.

Как видим, в композиции поэмы Мцыри содержатся все основные элементы, идущие в прямом порядке. Дана экспозиция - рассказ о жизни героя в монастыре, завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря. Имеется и традиционная для романтической поэмы концовка - смерть персонажа. При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.

Кульминация поэмы

Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация - момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».

Особенности конфликта в поэме

Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца - так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь - может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам - ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» - так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.

Можно счесть основным врагом героя общество, породившее такие уродливые, искалечившие судьбу Мцыри вещи, как война и монастырь. Но общество дано в поэме скорее в качестве подтекста, прямо оно нигде не выражено. Герой сетует на то, что он «умрет рабом и сиротой», но при этом не стремится никого обвинить: «И никого не прокляну!». Лермонтов поводит читателя к мысли о неразрешенности данного конфликта, потому что тюрьмой для Мцыри становится не только монастырь, но и весь мир в целом. Выращенный чужими людьми, он оказался оторванным от родной культуры, и теперь и она столь же враждебна и непонятна для него. Единственно возможный выход для него - смерть, и смерть Мцыри в поэме продиктована не требованиями сюжета романтической поэмы, она является единственным средством разрешения конфликта.

Действие поэмы начинается в монастыре - там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова - мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» – восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом помогают в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.

Тест по произведению

«Мцыри» - это лирическая поэма Лермонтова. Она была написана в 1839 году и опубликована год спустя в сборнике под названием «Стихотворения М.Лермонтова». Один из современников Михаила Юрьевича - критик В.Белинский - писал, что в этом произведении отражен «любимый идеал нашего поэта». Об одном из прекрасных образцов классической романтической русской поэзии - поэме «Мцыри» - будет рассказано в этой статье.

История написания

«Мцыри» - это произведение, написанное под впечатлением от жизни на Кавказе. Прототипом сюжета поэмы послужила история из жизни горцев, услышанная Лермонтовым в 1837 году, во время первой ссылки. Михаил Юрьевич, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, познакомился в Мцхете с одиноким монахом. Тот поведал ему историю своей жизни. Священнослужитель в детстве был пленен русским генералом и оставлен в местном монастыре, где провел, несмотря на тоску по Родине, всю свою жизнь.

Некоторые элементы грузинского фольклора мог использовать в своем произведении М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» в своем сюжете содержит центральный эпизод, в котором герой борется с барсом. В народной грузинской поэзии существует тема схватки юноши и тигра, нашедшая отражение в другой знаменитой поэме - «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели.

Название и эпиграф

В переводе с грузинского языка «мцыри» - это «неслужащий монах», «послушник». У этого слова имеется и второе значение: «чужемец», «пришелец из чужих краев». Как видим, Лермонтов выбрал для своей поэмы наиболее подходящее название. Интересно, что первоначально Михаил Юрьевич назвал свою поэму «Бэри», что по-грузински означает «монах». также претерпел изменения. Сначала Лермонтов использовал для него фразу: «On n’a qu’une seule patrie» ("У каждого есть только одно отечество"), однако позже поэт избрал для эпиграфа выдержку из 1-ой Книги царств (14 глава): «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Эти слова символизируют собой нарушение естественного хода вещей.

В поэме «Мцыри», содержание которой известно многим российским читателям, рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы. Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей. Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет. Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.

Жанр и композиция поэмы

Множество произведений о жизни на Кавказе написал Лермонтов. Поэма «Мцыри» - одно из них. Кавказ у поэта ассоциируется с территорией безграничной вольности и свободы, где человек имеет возможность проявить себя в схватке со стихией, слиться с природой и подчинить ее собственной воле, выиграть бой с самим собой.

Сюжет романтической поэмы сосредоточен вокруг чувств и переживаний одного лирического героя - Мцыри. Форма произведения - исповедь - дает возможность наиболее правдиво и глубоко раскрыть душевный облик юноши. Композиция произведения типична для такого рода поэм - герой поставлен в необычные обстоятельства, монолог-исповедь занимает главное место, описывается внутреннее состояние человека, а не внешняя обстановка.

Однако есть и отличия от типичного романтического произведения. В поэме нет недоговоренности и недосказанности. Здесь точно указано место действия, поэт информирует читателя об обстоятельствах, которые привели юношу в монастырь. Взволнованная речь Мцыри содержит последовательный и логичный рассказ произошедших с ним событий.

Природа и действительность

Поэма «Мцыри» - это не только психологически достоверное изложение внутренних переживаний главного героя, но и великолепное описание грузинской природы. Она является живописным фоном, на котором разворачиваются события в произведении, а также служит инструментом для Реакция юноши на грозу, когда он «обняться с бурей был бы рад», описывает его как человека необузданного и смелого, готового к битве со стихией. Душевное состояние героя в тихое утро после грозы, его готовность к постижению тайн «неба и земли» характеризует парня как человека тонкого и чувствительного, способного видеть и понимать прекрасное. Природа для Лермонтова - это источник внутренней гармонии. Монастырь в поэме - символ враждебной действительности, заставляющей сильного и неординарного человека гибнуть под воздействием ненужных условностей.

Предшественники в литературе

Поэма «Мцыри», герои которой описываются в этой статье, имеет несколько литературных предшественников. Похожая история, повествующая о судьбе молодого монаха, описывается в поэме «Чернец» И. Козлова. Несмотря на аналогичное содержание у этих произведений разная идейная составляющая. В поэме Лермонтова просматривается влияние декабристской литературы и поэзии И.В. Гете. «Мцыри» несет в себе мотивы, которые уже появлялись в ранних произведениях поэта: «Боярин Орша» и «Исповедь».

Современники Лермонтова заметили сходство «Мцыри» с «Шиньонским узником» Байрона, переведенным на русский язык Жуковским. Однако герой ненавидит общество и желает остаться в одиночестве, тогда как Мцыри стремится к людям.

Критика

Самые лестные отзывы получил от критиков М.Лермонтов. «Мцыри» покорил литературоведов не только идейным содержанием, но и формой изложения. Белинский отмечал, что с мужской рифмой, которым написано произведение, «звучит и отрывисто падает, как удар меча», и этот стих гармонирует с «несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

Современники Лермонтова с восторгом вспоминают о чтении «Мцыри» самим автором. в «Знакомстве с русскими поэтами» описывал сильное впечатление, которое получил от прочтения Михаилом Юрьевичем этой поэмы в Царском Селе.

Заключение

«Мцыри» - это лучшая поэма М.Ю. Лермонтова. В ней поэт продемонстрировал свое стихотворное мастерство и выразил идеи, которые были близки его мятежной натуре. Страсть и сила, с которой Михаил Юрьевич описывал страдания юноши, способного на великие свершения, но вынужденного прозябать в тишине монастырских стен, безусловно, выражают сокровенные переживания самого автора. Каждый из нас теперь может перечитать «Мцыри», проникнуться мощью и красотой этого удивительного произведения и… прикоснуться к прекрасному.

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Поэма «Мцыри» (1839)

Предыстория поэмы

Лермонтов неоднократно обращался к сюжету исповедующегося молодого монаха (поэмы «Исповедь», «Боярин Орша»). В «Мцыри» включены отдельные строки из ранних произведений

«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. - С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. - Страстная душа томится. - Идеалы...» (, 1831 г.)

В 1837 г., проезжая по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил старика-горца, история жизни которого легла в основу сюжета

Влияние на Лермонтова поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Композиция и сюжет

Экспозиция

Описание природы и развалин монастыря

Глава 2.Предыстория

Мальчиком Мцыри был увезен из родных мест. Тяжело больного, его оставили в монастыре «Без жалоб он / Томился, даже слабый стон / Из детских губ не вылетал, /

Он знаком пищу отвергал / И тихо, гордо умирал».

Рос одиноким, всех дичился, бродил «гоним неясною тоской / По стороне своей родной». Уже готовясь стать монахом, юноша «осенней ночью» исчезает из монастыря. Через три дня его находят без чувств у обители

Исповедь героя

Главы 3–8.

Воспоминания

и мечты героя

Мцыри рассказывает старцу («Все лучше перед кем-нибудь / Словами облегчить мне грудь; <…> / А душу можно ль рассказать?» ) о своих мечтах вернуться на родину, вспоминает о детстве в отчем доме.

Юноша жаждет «хотя на миг когда-нибудь / Мою пылающую грудь / Прижать с тоской к груди другой, / Хоть незнакомой, но родной». В одну из грозовых ночей он сбегает из монастыря (завязка действия)

Главы 9–26.

Рассказ Мцыри

о трех днях

жизни вне монастыря

На воле герой очарован красотой природы:

«кругом меня цвел божий сад».

Встреча с молодой грузинкой

Мцыри встречает девушку, идущую к реке.

Он впервые переживает чувство влюбленности:

«И мрак очей был так глубок, / Так полон тайнами любви, / Что думы пылкие мои / Смутились». Герой не тревожит покой девушки, его цель - скорей очутиться на родине.

Встреча с барсом (кульминация)

Ночью Мцыри сбивается с пути, в лесусталкивается с барсом:

«Бой закипел, смертельный бой!».

«И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик…»

Герой побеждает зверя, оставившего на груди измученного юноши «следы глубокие когтей».

Возвращение к монастырю (развязка)

Выйдя из лесу, герой видит места, где провел юность: «Вернулся я к тюрьме моей».

Чувствуя, что умирает, герой слышит песенку золотой рыбки, зовущей его в воду, чтобы забыться там глубоким

сном. Героя находят монахи и переносят в обитель. Перед смертью юноша по-прежнему тоскует по родине:

«Увы! - за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...»

За «три блаженных дня» герой проживает целую жизнь. Это отражает композиция поэмы: рассказ о днях вне обители занимает практически весь объем произведения

Герой не протестует против общества, он просто борется за свою свободу, за возможность жить настоящей жизнью

Закольцованность сюжета говорит о внешнем поражении Мцыри. Его родина - абсолютный идеал, символ свободы, к которому надо стремиться. Но юноша до последнего вздоха жаждет обрести волю. Финал поэмы проникнут

жизнеутверждающим пафосом

Конфликт

Природа в поэме

Романтический герой чувствует родство с природой, живет по ее законам. Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшим

голову навстречу дню, он сам - часть природы

: «Поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, <…> вся природа сама несла и подавала ему материалы» («Стихотворения »)

Двойственность образа природы в поэме

1) помощник героя:

· гроза (стихия) противопоставлена монастырю. Она помогает Мцыри бежать:

«И в час ночной, ужасный час, / Когда гроза пугала вас, <…> / Я убежал. О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил... / Скажи мне, что средь этих стен / Могли бы дать вы мне взамен / Той дружбы краткой, но живой, / Меж бурным сердцем и грозой?»

· рассказывая о том, что видел герой на воле, он описывает именно красоту природы:

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле? - Пышныеполя, / Холмы, покрытые венцом / Дерев, разросшихся кругом, / Шумящих свежею толпой, / Как братья в пляске круговой».

· герой желает умереть в саду, где

«Акаций белых два куста... / Трава меж ними так густа, / И свежий воздух так душист, / И так прозрачно-золотист / Играющий на солнце лист!»

2) враг героя:

· природа вступает в противоборство с героем:

«Мне стало страшно: на краю / Грозящей бездны я лежал…» / «Едва взошла заря, / Палящий луч ее обжег / В тюрьме воспитанный цветок... / И как его, палил меня / Огонь безжалостного дня. / Напрасно прятал я в траву / Мою усталую главу: / Иссохший лист ее венцом / Терновым над моим челом / Свивался, и в лицо огнем / Сама земля дышала мне».

· лес, в котором Мцыри надеялся найти путь домой, сталкивает героя с барсом и в итоге предательски выводит к монастырю, закольцовывая путь:

«Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!»

· гибельна для героя и сладкая песенка золотой рыбки:

«Дитя мое, / Останься здесь со мной: / В воде привольное житье / И холод, и покой»

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?

(«Мцыри»)

В1. Как называется литературное направление, возникшее в России в начале XIX века, в соответствии с художественными принципами которого написана поэма Лермонтова?

В2. К кому обращён монолог Мцыри?

В3. Как называется приём противопоставления, при помощи которого автор характеризует поведение обитателей монастыря («вы ниц лежали на земле») и главного героя («…я как брат обняться с бурей был бы рад! … Рукою молнию ловил»)?

В4. Какой троп, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строчках: «…дружбы краткой, но живой, / Меж бурным сердцем и грозой »)?

В5. Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например постановке определяемого слова перед определением (например, «час ночной»)?

В6. Каким стихотворным размером написано произведение?

С1. При помощи каких художественных приёмов развёрнуто в поэме противопоставление «воли» и «тюрьмы»?

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века основу сюжета составляет путешествие героя и в чём сходство и различие этих произведений с «Мцыри» ?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1.

А) Что стало причиной побега Мцыри из монастыря?

Б) Почему «ужасная» для монахов гроза вызывает у Мцыри восторг?

В) Какой смысл вкладывает Мцыри в ответ на им же поставленный вопрос: «…Что делал я на воле? Жил… »?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2.

А) В каких произведениях русской литературы душевное состояние персонажа выражается при помощи развёрнутой пейзажной картины и в чём их сходство с поэмой «Мцыри»?

Б) В каких произведениях русской литературы взаимосвязь человека и мира природы становится основной темой и в чём сходство и различие этих произведений с «Мцыри» ?

В1. Романтизм

В2. Монаху

В3. Антитеза

В4. Метафора

В5. Инверсия

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.

С1. В поэме Лермонтов даёт лаконичные, но полные выразительных деталей характеристики каждому из противопоставленных друг другу миров. Тюрьма – это монастырь за мрачными каменными стенами, холодный, лишённый живых красок. Сцена во время грозы, когда монахи сбились перед алтарём и смиренно молили высшие силы о пощаде, не вызывает у Мцыри никаких иных чувств, кроме сочувственного презрения и жалости. Подлинная жизнь – «воля» - открывается герою Лермонтова после бегства из монастыря в надежде найти дорогу на родину. Мир природы назван им «Божьим садам»: прозрачное синее небо, вьющиеся виноградные лозы, сливающиеся в волшебном хоре голоса птиц, живой говор растений – вот воплощённая мечта героя. И даже когда природа демонстрирует свой суровый нрав (страшная ночь, проведённая Мцыри на краю ущелья, заставляет его по-иному переживать грозную красоту горной природы), она не утрачивает для героя черты мира идеального: в ней есть живой дух, подлинная страсть и сила. Родина же как цель путешествия Мцыри представлена в идеальных красках: это «мирный дом» и «вечерний очаг», у которого собираются «лунными вечерами» отец (его Мцыри помнит в боевых доспехах), «смуглые старики» и молодые сёстры. Даже цветовая гамма, в которой написан образ родины, резко отличается от монохромной «графики» монастырской жизни: герой вспоминает «золотой песок» на дне горного ручья и блеск кинжалов.

С2. Путешествие составляет основу сюжета в таких произведениях, как «Кому на Руси жить хорошо» и «Мёртвые души» . Цель пути в каждом случае своя: если поиски Мцыри и некрасовских странников находятся скорее в метафизических сферах (свобода в «Мцыри» и счастье в «Кому на Руси жить хорошо»), то путь Чичикова подчинён решению вполне конкретных коммерческих задач (скупка мёртвых душ). Однако сюжет путешествия и Гоголю, и Некрасову предоставляет возможность «объехать всю Русь», исследовать российскую жизнь во всей её полноте, показать «в лицах» и индивидуальных судьбах. Гоголевская Русь – это одновременно гротескный и уродливый мир, в котором обитают плюшкины, коробочки, собакевичи, но и мир, исполненный поэзии и устремлённый в прекрасную даль (Русь как птица-тройка). Некрасовским мужикам, отправившимся на поиск «счастливого», открывается Русь страдальцев, холопов, полусумасшедших помещиков, несчастных попов, «везучих» калек, сильных духом женщин и честных сельских старост – словом, вся Русь в её реальных социально-исторических противоречиях и поэтических красках.

С5. Как понимает свободу главный герой поэмы «Мцыри»?