Кто такой эгоист, как правильно себя вести и общаться с ним? Что такое Эгоизм

негативная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭГОИЗМ

от лат ego - я), ценностная ориентация личности, проявляющаяся в сознательном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам др. людей, крайняя форма индивидуализма

Ощущение своей индивидуальности, своего «Я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердиться в нем необходимы ребенку для становления его личности Эти процессы начинаются в возрасте ок 2 лет Ребенок начинает стремиться к признанию со стороны окружающих, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви и гарантий благополучия В своих притязаниях он может быть навязчив, упрям и капризен От взрослых, к-рые рядом с ним, зависит, каким сформируется взаимоотношение между самосознанием ребенка и миром окружающих его людей научится ли он понимать чужие потребности и чувства, сопереживать им, оказывать бескорыстную помощь, либо он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний

Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности - следствие дефектов воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при к-рой принимаются в расчет лишь его собств интересы, переживания и др. В зрелом возрасте подобная концентрация на своем «Я», равнодушие к внутр миру др. человека, к обществ.интересам могут привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.

В нек-рых этич. и психол. концепциях Э. рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря к-рому якобы обеспечиваются защита и наиб. полное соблюдение его интересов. Однако пренебрежение интересами др. людей приносит лишь кратковременную выгоду, а в целом обусловливает изоляцию человека, негативное отношение к нему окружающих и, как следствие, - неизбежные эмоциональные и материальные потери. Поэтому предотвращение развития Э выступает важной задачей в формировании зрелой личности.

Эгоистич. направленность дет самосознания укрепляется прежде всего там, где родители весь уклад семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Наиб. распространенная ошибка родителей - задаривание ребенка. Это способствует развитию прихотей и капризов, укрепляет утилитарно-потребительское отношение к окружающим. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т.п. Ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физич. усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Так формируется иждивенч. жизненная позиция. Однако и противоположное (холодное, безразличное, унижающее) отношение к ребенку порождает эмоциональную тупость, бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собств интерес.

Предотвращение развития Э в решающей степени зависит от учета родителями и воспитателями индивидуальных особенностей ребенка, включения его в гармоничные социальные отношения со взрослыми и сверстниками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Эгоизм - важная часть полноценного существования и развития индивида. Каждый человек волнуется о собственном благополучии независимо от возраста и пола. Эгоизм является тем самым бессознательным беспокойством за свою жизнь и важные события. Если это состояние не выходит за рамки разумного, то окружающие не считают человека эгоистичным, а эгоизм не наносит вреда человеку, являясь разумным. Иначе наблюдается иррациональный эгоизм, который разрушающе воздействует на индивида.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Что такое эгоизм?

Эгоизм – это поведение, определяемое мыслью о собственной выгоде и постановке своих интересов выше интересов других. Исходя из этого, можно дать определение понятию эгоист – это человек, который беспокоится только о своих интересах и не думает о других людях. Противоположностью эгоизму является альтруизм, хотя современная психология считает это противопоставление неверным.

Рациональный здоровый эгоизм является нормальным поведением. Он отличается от иррационального следующими особенностями:

  • Совершение поступков себе на пользу, учитывая интересы других.
  • Прогнозирование развития последующих событий, которые повлекут предпринятые действия.
  • Умение оценить ситуацию глазами другого человека и сделать так, чтобы ему захотелось предпринять что-либо на пользу другому человеку.
  • Забота вначале о себе, чтобы в дальнейшем помогать остальным людям и любить прежде всего себя, чтобы дать любовь остальным.

Если человек думает только о себе, при этом совершает необдуманные поступки в надежде получить сомнительную выгоду и удовлетворить сиюминутные потребности, то это поведение не является нормальным и приводит к негативным последствиям. Разумный эгоист никогда так себя не ведет – он нацелен на долговременную выгоду.

Разрушительная сила иррационального эгоизма проводит к тому, что человек со временем не будет доверять сам себе, начнет испытывать сильную зависимость от чужого мнения. Он не может адекватно оценивать свои силы и возможности, что влечет за собой ряд неудач. Несмотря на сильное желание получить выгоду любым путем, в таком случае надеяться на успех и помощь других людей будет бесполезно.

Виды эгоизма

Иррациональный эгоизм делится на несколько видов. К нему относятся типы, указанные в таблице:

Описание

Нарциссизм

Эгоист любит только себя. Его действия всегда правильные, а недостатков у него просто нет. Самовлюбленный эгоист может часами любоваться на себя в зеркале, убеждаясь, что он самый лучший. Он может быть не идеален, но ему присуще высокомерие. Нарциссы удовлетворяют только свои желания и никогда бескорыстно не помогают другим. Они не умеют любить и сопереживать. Они любят играть на чувствах других и гордятся этим

Завышенный эгоизм

Для него характерны частые манипуляции и собственничество. Такой эгоист не считается с мнением и желаниями других людей. Все должны делать именно то, что нужно ему. Завышенный эгоист иногда смягчается и бывает добрым, но только для получения собственной выгоды. Он способен нанести вред только тем, кто сам рад обманываться

Эгоцентризм

В психологии эгоцентризм является наивысшей степенью эгоизма. Этот термин характеризует сосредоточенность всех жизненных позиций на своей личности. В некоторой степени эгоцентризм является чертой характера, а не недостатком. Такие люди обладают высокой самокритичностью и мнительностью и видят везде обман, но они умеют признавать свои ошибки. Они не нуждаются в чужом одобрении и похвале

При здоровом рациональном эгоизме человек требовательный и добрый, он не позволяет им манипулировать и вытягивать из него энергию. Он живет для себя, но не мешает остальным. В обществе его уважают за его независимость и самодостаточность. При себялюбии или нарциссизме построить продуктивные отношения с окружающими людьми невозможно, так как человек изначально считает себя выше остальных, но нуждается в похвале и одобрении.

Если нарциссизм или себялюбие – это моральный аспект личности, то эгоцентризм – это особая черта характера. Так, эгоист пренебрегает мнением других не потому, что он их не слышит и не знает. Он ставит свои интересы выше остальных, так как считает себя лучше.

Значение слова эгоцентризм отличается от себялюбия. Эгоцентрик искренне не осознает, что существует другая точка зрения, а интересы окружающих его людей могут быть иными. Он привык жить, ставя свои интересы превыше всего, и просто не знает, что его поведение иногда ранит окружающих и наносит вред. Эгоцентризм часто свойственен детям и подросткам.

Признаки у мужчин и женщин

При здоровом эгоизме мужчина или женщина стараются удовлетворять свои потребности и интересы без вреда остальным людям. Они прогнозируют дальнейший исход предпринятых действий и нацелены на получение выгоды, что является нормальным состоянием. При ненормальном эгоизме человек старается получить как можно больше благ, не отдавая ничего и используя для достижения цели других людей.

В отношениях эгоисты руководствуются только своими интересами и живут для себя. Их партнеры должны выполнять их пожелания и прихоти взамен на «любовь». Такие потребительские отношения похожи на сделку «ты - мне, я - тебе». Например, женщина просит новые туфли, после приобретения которых мужчина сможет поехать на рыбалку. Жизнь таких людей подобна схеме: если эгоист не получает нужного, его партнер взамен ничего не получит. Другими признаками эгоизма являются:

  • Неумение слушать собеседника.
  • Непризнание и игнорирование замечаний окружающих.
  • Поиск «виновных» в любых неудачах.
  • Уверенность в собственной постоянной правоте.
  • Хвастовство.
  • Чувство собственной исключительности.
  • Частые манипуляции людьми.
  • Выставление напоказ достатка.
  • Постоянное желание привлечь к себе внимание.
  • Разделение людей на иерархические уровни.

Парень или девушка-эгоисты строят отношения только из выгоды. Они способны построить длительные отношения только с теми партнерами, которые будут удовлетворять их требования, которые необязательно носят материальный характер, хотя взамен ничего дать не могут. Если эгоист не получает требуемого, появляются скандалы, в любой момент отношения могут закончиться.

Эгоист не оценивает партнера как человека, равного себе. Он изначально считает себя выше и делает так, чтобы ему «прислуживали». При иррациональном эгоизме человек не думает о чувствах и переживаниях людей, которым он наносит сильные душевные травмы. Это человек, который любит только себя и не умеет заботиться о других.

Причины

Основная причина эгоизма – неправильное воспитание в детстве. Так, на поведение взрослого человека могут повлиять следующие ошибки родителей:

  1. 1. Родители не понимают, что их ребенок является отдельной личностью, которой предстоит прожить интересную жизнь. Их задача – помочь ему вырасти ответственным, самостоятельным и мудрым, а родители воспринимают его как свою собственность.
  2. 2. Ребенка начинают боготворить и слепо любить. Родители не позволяют ребенку стать самостоятельным и готовы надевать ему штаны или кормить с ложечки почти до школы. Любые требования малыша очень быстро выполняются взрослыми, так как родители стараются обеспечить ему счастливое детство. В результате ребенок вырастает жестоким эгоистом и зависимым человеком.
  3. 3. Родители эгоистично относятся к ребенку. Они совершенно не интересуются его жизнью, что в дальнейшем провоцирует такое же отношение к ним. Некоторые родители думают только о себе и зациклены на своих проблемах. В таких семьях можно услышать осуждения и критику в адрес других людей, частые ссоры. В результате у ребенка нарушается чувство надежности мира, он не может гармонично развиваться.
  4. 4. Ребенок предоставлен сам себе и черпает негативное информационное наполнение через гаджеты и компьютерные игры.

Если в детском возрасте ребенку постоянно приходилось бороться за все жизненные блага и внимание, они давались ему с трудом, то и во взрослом возрасте индивид продолжит эту трудную борьбу. У него формируется позиция – от этого бездушного и холодного общества нужно только брать, ничего не давая взамен. Вечная обида на окружающий мир не дает возможности человеку избавиться от негативных проявлений эгоизма.

Неуверенность в себе, вызванная отсутствием внимания со стороны родителей или других людей, нередко становится причиной эгоизма. Взрослый человек просто отказывается прислушиваться ко мнению других, так как ранее ему было нанесено немало душевных травм. Он больше не может никому верить. Нередко это состояние сопровождается чувством никчемности и ложной гордости, когда человек пытается достигнуть цели любым путем и хвалится своими успехами.

Эгоистами могут стать люди и во взрослом возрасте, но такое происходит редко, после открытия для себя благ, ранее недоступных. Такие эгоисты не испытывают ненависти к другим и не игнорируют общество, а просто обладают высокой жаждой наживы, а ради достижения цели идут по головам. Проявление такого эгоизма часто наблюдается у людей среднего класса, которые внезапно разбогатели.

Как жить с эгоистом?

Жить с эгоистом – тяжелая задача, особенно если он является мужем или женой. Многие из их партнеров делали необдуманные поступки под эмоциями, которые негативно отразились на их дальнейшей жизни. Если человек желает найти выход из такой ситуации, то предварительно необходимо все хорошо обдумать. Советы психологов, указанные в списке, помогут разобраться и принять верное решение:

  • Если партнер хочет уйти от эгоиста, то это ничего не изменит. Эгоист не поймет причину этого поступка, а затем начнет обвинять мужа или жену, что его бросили одного. Решение расстаться должно быть обдуманным и окончательным.
  • Не стоит даже пытаться кардинально перевоспитать эгоиста. Обычно это не приносит должного результата, а только негативно отражается на нервной системе. Если человек привык, что ему все подают на тарелочке, а всю осознанную жизнь его проблемы решали другие люди, то исправить его будет невозможно. Ему будет проще уйти от проблем и выждать, пока все решится само собой. Все, что можно сделать в этом случае, – изменить отношение к партнеру или измениться самому.
  • Менять нужно не характер эгоиста, а его отношение к близким людям. Если длительная борьба не дает плодотворного результата, следует ненадолго стать таким же эгоистом, чтобы человек смог посмотреть на себя со стороны. Надо показать его худшую сторону, тогда со временем он сам начнет менять свое отношение.

Бороться с партнерами-эгоистами нужно их же методами. Ни один человек не любит, когда показывают его худшую сторону. Нужно относиться к эгоистам так же равнодушно, как и они. Не стоит брать на себя лишние обязанности и выполнять всю домашнюю работу, которую должен делать партнер. Если же эгоист отказывается от любых перемен и дарит свою любовь через силу, то лучшим вариантом будет расставание. Ни один человек не заслуживает, чтобы об него вытирали ноги и унижали.

Люди, которые вынуждены жить с эгоистами, должны научиться любить и уважать себя. Ни в коем случае нельзя отказываться от собственных интересов и принципов. Домашние обязанности необходимо разделить, а проблемы – решать вместе. Нужно научиться говорить о том, что не устраивает, но стоит избегать обвинений и претенциозного тона. Не следует соглашаться с каждым словом эгоиста, если его выводы ошибочны.

Эгоисты нуждаются во внимании, поэтому нужно научиться их слушать. Они ждут слов благодарности и признания. Для этого достаточно периодически поддерживать партнера словами, но не делать это постоянно. Не стоит показывать эгоистам свою слабость – так они только потеряют уважение к партнеру, а их отношение станет только хуже. В любой ситуации необходимо помнить о собственной значимости и любить себя, не реагируя на манипуляции эгоиста.

Добрый день. У меня короткий, но очень интересный для меня вопрос. Как стать эгоисткой?
Кто такой эгоист, и как это должно проявляться.
Большое спасибо.

Майя, Москва, 26 лет

Ответ арт-психолога:

Здравствуйте, Майя!

Вопрос очень интересный. Эгоизм – это противоположность альтруизма. Слова «эгоист», «эгоизм», как правило, произносятся с негативным оттенком, уличая человека в самолюбие, излишнем себялюбие, своекорыстие. Такой человек заботится исключительно о самом себе, своих потребностях, интересах, оставляя без внимания потребности, интересы других. Его жизненный девиз: «Было бы мне хорошо, а там - хоть волк траву ешь!». В такой логике представления об этом понятии уместно, на мой взгляд, следующее определение: эгоист – это человек с гипертрофированным «Эго» (от лат. ego - Я). Свое «Я» человек ставит на первое место, превыше всего. Как стать таким человеком, думаю, понятно. Это не так уж и сложно человеку с сильно заглушенным голосом совести, с потерянным самоуважением, отложенной в темный ящик способностью любить, понимать и уважать других. Если Вы решите развивать в себе это качество, то хочу предупредить Вас о законе бумеранга. Все всегда возвращается, и с лихвой. Однако у меня есть предположение, что Вы говорите о выражении «здоровый эгоизм». Его часто используют, когда говорят о «здоровом Эго» («Я») и подразумевают любовь и уважение к себе, четко простроенные личностные границы, в свою очередь, предполагая такую же обратную направленность по отношению к другим людям. Мне лично импонирует слово «гармония» или баланс между «давать-получать» и «разумом-телом и душой». Думаю, что к этому стоит стремиться, а все остальное от Лукавого…

С уважением, Фузейникова Ирина, арт-психолог

Эгоист - это человек, который заботится только о своих интересах, при этом не думая о других людях. Свое «эго» («Я» в переводе с латинского) он превозносит надо всеми окружающими. Эгоизм по умолчанию входит в набор характерных черт любого человеческого существа. Но у некоторых людей потребительский принцип жизни выходит за рамки рационального мышления. В таком случае можно говорить о человеке, как о сложившемся эгоисте.

Важно быть в отношениях ПРИ ДЕНьГАХ. Посмотри как это сделать в телеграм канале! смотреть >> Обязательно нажми "подписаться"

    Показать всё

    Философия эгоизма

    Закон равновесия гласит, что, только отдавая что-либо, человек вправе претендовать на ответное получение выгоды. Причем обе переходящие величины должны быть если не равнозначны, то максимально приближены к знаку равенства. Перевес в любую из сторон этого уравнения означает две принципиально разные взятые позиции: альтруистическую или эгоистическую.

    Каждый человек подсознательно стремится к экономии своего энергетического потенциала без ущерба для личной выгоды. Если цель достигается с минимальными энергозатратами, а чужие интересы не ущемляются, такую позицию нельзя назвать эгоизмом. Расходовать свои ресурсы разумно, то есть отпускать их ровно в той степени, сколько нужно для достижения заданного результата, - это черта сильных людей с устоявшимися приоритетами.

    Периодически баланс справедливой формулы «отдача-получение» нарушается в жизни каждого человека. В 85% случаев перевешивание происходит по вине сиюминутно установленных приоритетов, бездумно, на автоматизме или даже с последующими муками совести. Таким примером является попытка протиснуться к кассе без очереди (если очень торопишься) или взятие последнего пирожка с тарелки.

    Если подобные вещи случаются время от времени и в сознании самого «провинившегося» не воспринимаются за норму, то эпизод относят к проявлениям случайного эгоизма. Другое дело, когда действия отдельного человека подчиняются постоянному алгоритму «захотел-взял» и такая программа отстаивается им с убеждением в полной правоте. Тогда говорят о полноценной и сформировавшейся эгоистической личности.

    Другая крайняя степень морально-поведенческого перемещения ресурсов – альтруизм. В понимании людей он прочно ассоциируется с проявлениями высшей человеческой благости и любви. Однако настоящие причины безвозмездной отдачи собственных резервов настолько разнообразны, что распознать среди них искренние благотворительные цели трудно. Многие случаи политического, финансового или медийного «альтруизма» напрямую связаны с получением выгоды окольными, негласными путями.

    Амбициозный это

    Родом из детства

    Оправдывать эгоистические наклонности взрослых людей неправильным воспитанием или несчастливым детством нельзя. Но при анализе проблемы и попытках устранить ее психолог обязательно задаст вопрос из области воспоминаний о детстве . В развитии самовлюбленности специалисты выделяют два причинных фактора:

    • Внушение малолетнему ребенку мысли, что его положение (умственное, материальное, физическое) значительно выше, чем у других детей, а значит, он имеет больше прав на получение определенных благ и уступок. Вырастая, такой уверенный в собственной исключительности самовлюбленный человек уже не способен воспринимать окружающих людей как равных себе и автоматически отводит им место уровнем ниже своей особы.
    • Ситуация от обратного: ребенок растет в обстановке равнодушия взрослых, когда все жизненные блага даются ему с трудом либо уделяются в недостаточном объеме. Привыкший к борьбе за внимание и необходимые ресурсы индивид продолжает эту борьбу и выйдя из детского возраста. Принцип его жизненной позиции - это противопоставление себя холодному и бездушному обществу, у которого нужно только брать, не предлагая взамен ничего.

    Реже эгоистами становятся уже взрослые личности, внезапно открывшие для себя неведомые им ранее блага. В таком восприятии игнорирования общества нет, как нет и ненависти к окружающим. Вместо этого, вырвавшимися из стесненных обстоятельств людьми овладевает жажда наживы, в погоне за которой они «идут по головам». Проявления такого «махрового» эгоизма встречаются у внезапно разбогатевших людей из среднего класса, удачно вышедших замуж неизбалованных девушек, резко прославившихся молодых актеров или певцов.

    Мудрость женщины

    Потребительство в отношениях

    Выявление в семейных отношениях истинного, чистого эгоизма наблюдается гораздо реже, чем это обвинение звучит в адрес одного из партнеров. Причины ложного понимания определения следует искать в ошибочном представлении большинства молодых людей о жизни в бытовых условиях, об обязанностях партнеров и здоровом поощрении каждой из сторон.

    Если в течение «конфетно-букетного» периода один из партнеров не отзывается большим энтузиазмом на старания второго, такие отношения разрушаются, не успев перейти в серьезную фазу, так как эгоизм «принимающей» стороны будет на поверхности. Парни менее устойчивы к девичьему равнодушию и быстрее «устают». Поэтому и в создавшихся уже семейных узах перевес эгоизма редко бывает на женской стороне. Девушки же часто терпят, надеясь, что ситуация изменится, едва молодой человек получит шанс узнать свою спутницу ближе.

    Психопатия признаки у мужчин

    Проявления женского эгоизма в семье

    Женский эгоизм, если он не выступает в форме прямого шантажа, настолько завуалирован букетом положительных качеств, что только однажды наступающая «разрядка» выяснения отношений помогает распознать настоящую подоплеку семейного счастья. Дело в том, что с раннего возраста от лица сказочных героев и других персонажей девочке преподносится стереотип «идеальных отношений». В нарисованном сценарии ей отводится роль Ожидающей, затем - Получающей и впоследствии – Пользующейся, то есть полный набор эгоистических качеств, представленный в виде идеологии.

    Этот режим «ожидания» у женщин обладает коварством. Девушки отличаются терпеливостью и способны долго «выносить страдания», в конце которых их будет ждать награда. В начале отношений эгоистка показывает себя замечательной хозяйкой, пылкой возлюбленной и посвящает себя семье целиком, но затем наступает заминка. Внешне качество совместной жизни не ухудшилось, но женщина начинает испытывать напряжение, а супруг недоумевает, почему настроение любимой резко изменилось.

    Объяснение возникшей ситуации в том, что следуя внушенным стереотипам, достаточно натрудившись, женщина уже внутренне настроилась на получение вознаграждения за свои усилия. Но муж не догадывается о том, что размеренный семейный быт сам по себе наградой не является. Девушке с завышенными требованиями и высокой оценкой собственных трудов такое непонимание ее нужд кажется равнодушием. Она чувствует себя обманутой и использованной. На этой почве в семье будут возникать скандалы, решить которые можно лишь при частичной компенсации ожиданий эгоистки и взаимной договоренности супругов впредь не накапливать обиды.

    Мужское потребительство

    В психологии мужской эгоизм в семье легко объясним. Считается, что проявляя пренебрежение по отношению к желаниям и нуждам женщины, сильная половина человечества уравновешивает свое с ней значение в этом мире.

    Женщины исторически проявили себя сильнее и терпеливее мужчин. От них зависит непосредственное продолжение рода, весь домашний уклад. Подобное знание ущемляет некоторых слабых натур мужского пола. И они начинают «отыгрываться» за все мужские обиды на своей спутнице жизни. Проявляется это в необоснованных ущемлениях чести девушки, ее свободы и личного пространства.

    Эгоизм единоличника и себялюбца нередко приводит к тому, что женщина опускается, перестает следить за своей внешностью, начинает неохотно выполнять домашние обязанности и все больше отдаляется от супруга. В половине случаев семья разваливается.

    Мужчина, сильный духовно, довольный своим положением в жизни и не завидующий , не станет притеснять или игнорировать жену. Такому главе семьи больше присуща жалость к слабому полу, и он старается облегчить ее ежедневный труд собственным вкладом.

    Что не плохо, то хорошо

    Внимание эгоиста направлено внутрь себя. И это мешает ему увидеть, что вокруг есть такие же люди. Такое самозамыкание не говорит о том, что индивид обязательно счастлив. Ведь его собственные проблемы кажутся ему глобальными и подлежащими безотлагательному разрешению. Эгоист не считает, что он не прав, требуя, чтобы его обслужили без очереди или отнеслись к его вопросу внимательнее, чем обычно. Его искренняя уверенность в первоочередном удовлетворении всех его потребностей настолько завораживает, что большинство людей предпочитают «не связываться». И это лишний раз подтверждает его теорию о собственной значимости. Эти общие принципы помогают распознать эгоиста.

    Относительно положительное значение имеет психотип номер один. Он также думает только о себе, но обеспечивает удовлетворение личных потребностей собственными усилиями, удерживая относительный баланс в дуализме «ты - мне, я – тебе». Рационалист способен принести пользу окружающим, но только в качестве побочного продукта реализации своей цели. Например, создавая новые рабочие места на фабрике, приносящей ему доход, или увеличивая заработную плату тем, кто наиболее ему выгоден. Данный Потребитель не анализирует свои поступки как плохие или хорошие, так как во главе его приоритетов не стоит улучшение качества жизни других людей. Но по следам его реализованных возможностей нередко ступают последователи, имеющие более благородные цели.

    Устранить разумный эгоизм в себе, как явление, это значит лишить себя самого важного приоритета – сохранения жизни и здоровья. Руководствуясь безоговорочной любовью к своей личности, можно перестать требовать всеобщего признания и начать действовать во благо других людей. Необязательно затем впадать в крайнюю степень, растрачивая полученные ресурсы в альтруистических целях. Но свой вклад в общий котел вносить придется регулярно. Это единственное верное средство не забывать о моральных правах и обязанностях каждого человека.

    И немного о секретах...

    Если вы хотите жить на солнечном острове и при этом зарабатывать хорошие деньги, тогда хочу обратить Ваше внимание на этот телеграмм канал

    ПОСМОТРЕТЬ >>

    Здесь автор канала каждый день делится своей прибылью с подписчиками. А так же можно познакомится с ним и задать вопросы лично.(@DmitrySeryodkin) Если у Вас нет телеграмм месенджера, то обязательно установите его, ведь информация действительно очень полезная! А так же я нашёл Дмитрия в инстаграме. Вот его Инстаграм: @dmitrifs

ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).

ЭГОИЗМ

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и др.).

Эгоизм

Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

ЭГОИЗМ

В самых простых понятиях, личный интерес. Следовательно: 1. Обозначение точки зрения, согласно которой такой личный интерес является основой всего поведения (ср. с альтруизмом). 2. Тенденция вести себя только (или в значительной степени) в соответствии с личными интересами. Ср. с эготизмом.

Эгоизм

лат. ego - я] - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания индивида. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, к которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива "или Э., или альтруизм" оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. А.В. Петровский, В.В. Абраменкова

ЭГОИЗМ

проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.

Представление об эгоизме содержалось в первом фундаментальном труде З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900). В нем он не только обратил внимание на эгоистические сновидения, в которых фигурирует собственное Я сновидца, но и подчеркнул то обстоятельство, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер». Одновременно З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой есть основания надеяться, что еще в период детства «в маленьком эгоисте проснутся альтруистические наклонности и мораль», хотя моральное чувство пробуждается не одновременно по всей линии и продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов различна.

В работе «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа затронул вопрос о соотношении чувства неудовольствия, эгоизма, любви и невротического заболевания. Определение данного соотношения предполагало выявление психологической необходимости переступить границы нарциссизма и сосредоточить либидо на внешних объектах любви. И хотя в самой работе не было проведено четкого различия между нарциссизмом и эгоизмом, тем не менее в ней была высказана мысль, что «сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить».

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд попытался ответить на вопрос, чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм. Он считал, что нарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Говоря об эгоизме, обычно имеют в виду пользу для индивида, в то время как говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. По мнению основателя психоанализа, можно быть абсолютно эгоистичным и тем не менее иметь сильные сексуальные привязанности к объектам. Такая привязанность объясняется тем, что сексуальное удовлетворение от объекта относится к потребностям. «Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я». Но можно быть эгоистичным и при этом очень нарциссичным, то есть иметь незначительную потребность в объекте. Тем не менее во всех этих отношениях «эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же – меняющимся элементом».

Противоположность эгоизма – альтруизм, который не совпадает с сексуальной привязанностью к объектам и отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Однако при сильной влюбленности альтруизм может совпадать с сексуальной привязанностью к объектам, что чаще всего имеет место при сексуальной переоценке его. Если к этому добавляется альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то, как полагал З. Фрейд, сексуальный объект становится могущественным и как бы поглощает Я.

Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900–1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие – мощный и оправданный стимул человека. Подобное расхождение покоится на взглядах мыслителей, усматривающих в любви к другим альтернативу любви к себе. При этом одни мыслители (Кальвин, Лютер) воспринимали любовь к себе в качестве греха, в то время как другие (Ницше, Штирнер) объявляли эгоизм, себялюбие и любовь к себе добродетелью. Немецкий философ Кант провел различие между эгоизмом себялюбия (благоговение к самому себе) и эгоизмом самодовольства (удовлетворенность самим собой). И тем не менее для многих мыслителей прошлого проблема отношения между любовью к себе и любовью к другим оставалась неразрешимой антиномией.

Э. Фромм исходил из того, что метание между двумя догмами (эгоизм как грех, зло и как добродетель, добро) вредит процессу интеграции личности и является одним из источников душевного разлада современного человека. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим людям не исключают друг друга. «Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека». Но как объяснить себялюбие, которое исключает искренний интерес к другим людям? Ответ на этот вопрос несложен, если иметь в виду, что одно дело себялюбие, а другое – любовь к себе.

По убеждению Э. Фромма, «себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны». Себялюбивый человек не способен любить ни других, ни самого себя. Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить. Несостоятельность современной культуры кроется не в принципе индивидуализма и излишнем эгоизме человека, а в искажении смысла личного интереса. Она заключается не в том, что люди слишком сосредоточены на своем личном интересе, а в том, что они недостаточно сосредоточены на интересах своего реального Я. Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счете оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других.

ЭГОИЗМ

от лат. egо – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В обыденном значении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Т. о., если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. Э. является частым источником конфликтов, поскольку эгоистический человек регулярно наносит ущерб др. людям, не замечая этого или не обращая на это внимания. Предупреждение формирования эгоистических черт характера выступает важным условием профилактики конфликтов.

Эгоизм

от лат. ego - я] - преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. В качестве ярко выраженной личностной направленности эгоизм начинает формироваться на достаточно ранних этапах восхождения индивида к личностной зрелости, прежде всего, как следствие реализации неверных воспитательных моделей. При этом и планомерно осуществляемый диктат, и гиперопека и попустительский стиль взаимодействия взрослых с ребенком и подростком, по сути дела, в равной степени закладывают фундамент личностного эгоцентризма, деформации шкалы ценностей развивающейся личности, когда она видит и оценивает мир лишь через призму своих желаний и индивидуалистических, порой откровенно меркантильных интересов, а окружающих людей либо рассматривает в качестве пассивных объектов своего воздействия, либо представляет в качестве удобного средства для достижения своих целей. Личностный эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию и т. д. И в специальной литературе, и в повседневной жизни понятие «эгоизм» нередко употребляется как антоним понятия «альтруизм». Но в данном случае, как и при попытке противопоставить в содержательном плане конформизм и нонконформизм, заявляемая альтернатива оказывается ложной. Так, если в качестве реального психологического противовеса конформизму и нонконформизму выступает личностное самоопределение в группе, действительным психологическим противовесом и эгоизму, и альтруизму оказывается коллективистская идентификация. Именно и только последняя личностная позиция строится не на представлениях индивида о своей отчужденности от социума, не на противопоставлении «они» и «я» (в случае эгоцентризма - «главное, чтобы было хорошо мне, а что с другими - мне неважно», в случае альтруизма - «главное, чтобы было хорошо другому, а то, что мне от этого будет хуже - это неважно»), а на видении общности интересов, целей, желаний и т. д., которые испытывают и «они», и «я», а тем самым «мы».

Поскольку как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке проблема альтернативы связки «альтруизм-эгоизм» и коллективистской идентификации личности остается слабо разработанной в теоретическом плане, вполне закономерным выглядит практически полное отсутствие эмпирических исследований по данной проблематике. Причем, если альтруизм, несколько расширительно, на наш взгляд, определяемый как «...действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела»1, достаточно давно является объектом многочисленных, в том числе и экспериментальных, исследований в зарубежной социальной психологии, то эгоизм, как правило, рассматривается чаще всего в основном с философских и этических позиций. При этом, нередко рассуждения тех или иных авторов на данную тему носят откровенно морализаторский и, более того, ханжеский характер. К сожалению, в последние годы эта тенденция приобрела наиболее устойчивый характер именно в отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах в связи с появлением таких специфических, но при этом претендующих на универсальность, течений, как «духовно-ориентированная психология», «православная психология» и т. п.

Наибольший объем релевантных эмпирических данных по проблеме центрации личности на собственных интересах накоплен в рамках психоаналитического подхода. Хотя традиционно изучаемый в психоанализе нарциссизм и эгоизм не являются идентичными понятиями, в своих феноменологических проявлениях они, безусловно близки. Так, в одной из первых психоаналитических работ, целиком посвященных проблеме нарциссизма «Комплекс Бога», ее автор Э. Джонс «...описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других». ... Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья - от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становится душевно больным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом». В этой связи, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в отличие от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют на научные исследования психопатий, нарциссические индивидуумы совершенно различны, часто неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарциссические личности (в плане денег, социально, политически, в военном отношении и т. д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Внутренняя цена нарциссического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим при преследовании нарциссически структурированных проектов, может рационализироваться и объясняться как естественный и неизбежный продукт конкуренции: Лес рубят - щепки летят...»2.

Если же все-таки попытаться отделить собственно эгоизм от нарциссизма, то, прежде всего следует отметить тотальную зависимость нарциссической личности от мнения окружающих. Несмотря на то, что собственные интересы для таких индивидов безусловно стоят на первом месте, в то время как интересы окружающих игнорируются, они предельно озабочены тем, как они при этом выглядят. Социальное окружение в данной схеме служит своего рода «зеркалом», в котором нарциссическая личность постоянно ищет подтверждение собственной исключительности и грандиозности. Это обусловлено, как правило, неблагополучным разрешением второго базисного кризиса психосоциального развития и типичным отчуждением этой стадии - патологическим самоосознованием. Этот вывод Э. Эриксона получил подтверждение в современных исследованиях, проводившихся в рамках классической психоаналитической парадигмы. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Первые аналитики недооценивали силу данной эмоциональной установки, часто неправильно истолковывая ее как вину и делая интерпретации, ориентированные на вину (эти интерпретации пациенты воспринимали как неэмпатические). Вина - это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд - это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.

Уязвимость нарциссических личностей для зависти - родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишен. ... Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение, или путем критики»1.

В отличие от нарциссизма, эгоизм сам по себе не предполагает подобной внутренней уязвимости и тотальной зависимости от внешнего субъекта. В этом смысле его правомерно рассматривать как гораздо более универсальное и, мало того, здоровое явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. Индивид с отчетливо выраженной эгоистической личностной направленностью (если он при этом не страдает нарциссизмом) зависит не от внешней а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а определенными внутренними представлениями об успешности, должном поведении и т. п., присущими идеальному «Я».

Именно по этой причине, если вернуться к рассмотрению связки «альтруизм-эгоизм» как единого биполярного континуума, при всей внешней схожести проявлений эгоизма и нарциссизма, нарциссические личности оказываются как правило, неспособны к помощи другим, если подобные действия связаны с реальными серьезными усилиями и риском, а также не сулят публичного признания. В то же время, как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование проведенное группой американских социальных психологов в 80-е гг. прошлого века. Они «...провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов, таких как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «... по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, «добрые самаритяне» чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями,сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе»1.

Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность...». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года. Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания - лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе - по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени». В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом»2.

Из сказанного ясно, что биполярный континуум «альтруизм - эгоизм» требует дальнейшего серьезного изучения в логике диалектического подхода к данному явлению. При этом совершенно недопустимыми являются попытки подмены такого рода исследований умозрительными оценочными интерпретациями достаточно сложной социально-психологической реальности, в основе которых, как правило, лежат религиозные догматы в предельно упрощенной волюнтаристской трактовке, обусловленной очередным идеологическим заказом.

Практический социальный психолог в качестве одной из своих собственно профессиональных задач должен видеть, с одной стороны, разрушение тех социально-психологических условий, которые способствуют формированию как эгоизма, так и альтруизма (особенно в форме болезненно-экзальтированного самопожертвования), а с другой - создание и развитие такой формы взаимодействия, которая бы обязательным условием успешности подразумевала подлинное сотрудничество, в процессе реализации которого складывается такая личностно-ценностная ориентация, как коллективисткая идентификация.