Космические полеты близкой скорости света. Что мешает межзвездным полетам? Ядерная силовая установка

«Техника-молодежи» 1991 г. №10, с.18-19


Трибуна смелых гипотез

Владимир АЦЮКОВСКИЙ,
кандидат технических наук,
г.Жуковский Московской обл.

Возможны ли межзвездные перелеты?

Печать захлестнула волна сообщений об НЛО. Очевидцы утверждают, что видели НЛО явно техногенной природы. У них нет сомнения, что они наблюдали космические корабли инопланетных цивилизаций. Однако наше сознание отказывается принять это: для планет Солнечной системы наличие цивилизаций, кроме Земли, почти исключено, ибо на них нет условий для жизни, по крайней мере на их поверхности. Может быть, под поверхностью? Вряд ли, хотя...

А на планетах других систем жизнь, возможно, и есть, но очень уж далеко до них: ближайшие 28 звезд расположены в пределах от 4 (Ближайшая Центавра) до 13 световых лет (звезда Каптейна). Такие звезды, как Сириус А и Б, Процион А и Б, Тау-Кита, находятся внутри этого интервала. Неблизко! Если корабли будут летать туда и обратно со скоростью света, то в оба конца им потребуется от 8 до 26 лет, и это только для ближайших звезд. Не считая времени на ускорение и замедление. Вряд ли такое целесообразно, а значит, летать надо быстрее света.

Что ж, прикинем, сколько займет разгон до таких скоростей (и торможение). Ради наглядности результаты сведены в таблицу, из которой можно сразу узнать время, необходимое для достижения той или иной скорости при том или ином ускорении. Получается: если полагать допустимый срок путешествия в один конец равным одному месяцу, то лететь нужно со скоростью порядка многих десятков скоростей света, а разгоняться (и тормозиться) с ускорением многих сотен земных ускорений. М-да!.. И на все это еще где-то брать энергию! Поневоле задумаешься: осуществимы ли вообще межзвездные рейсы? Но откуда же тогда прибывают к нам НЛО? Да еще и ведут себя вызывающе: вдруг исчезают, маневрируют под прямыми углами, что-то этакое излучают... А если...

Ведь что нам, в конце концов, нужно-то? Всего лишь ответить на три вопроса:

1. Можно ли в принципе летать со скоростями, превышающими скорость света? (В школе учили, что нельзя.)

2. Можно ли сильно ускоряться, не разрушая организма? (По современным представлениям, уже 10-кратная перегрузка является предельно допустимой.)

3. Можно ли добыть энергию на разгон и торможение? (Расчет показывает - никакой термоядерной энергии на это не хватит.)

Как ни странно, на все вопросы, несмотря на скептические примечания в скобках, уже сегодня есть положительные ответы. Летать со скоростями, превышающими скорость света, нельзя только из-за запрета, наложенного А.Эйнштейном. Но с какой стати его теория относительности возведена в ранг абсолютной истины? Ведь она исходит из постулатов, то есть выдумок автора, которые сами основаны на ложных посылках. Например, в 1887 году в знаменитом опыте Майкельсона был-таки обнаружен эфирный ветер, хотя его величина и оказалась меньше ожидаемой (тогда не знали понятия пограничного слоя). Что же получается? С одной стороны, СТО - специальная теория относительности - не может существовать, если эфир есть. С другой же, ОТО - общая теория относительности, - как писал сам Эйнштейн в статьях «Об эфире» и «Эфир и теория относительности», всегда предполагает наличие эфира. Как понимать сие противоречие?

Проведенный мной критический обзор всех основных экспериментов по СТО и ОТО (см. «Логические и экспериментальные основы теории относительности. Аналитический обзор». М., МПИ, 1990, 56 с.) показал, что среди них вообще нет однозначно подтверждающих эту теорию! Вот почему она может быть сброшена со счетов, не приниматься здесь во внимание. Тем более, что еще П.Лаплас установил - скорость распространения гравитационных возмущений не менее чем в 50 млн. раз превышает скорость света, а весь опыт небесной механики, которая оперирует исключительно со статическими формулами, предполагающими бесконечно большую скорость распространения гравитации, подтверждает это. Словом, нет запрета на субсветовые скорости, ложная тревога была.

Приступим ко второму вопросу. Рассмотрим, как ускоряется космонавт? Газы ракеты давят на стенку камеры сгорания, та - на ракету, ракета - на спинку кресла, спинка кресла - на него. А тело, вся масса космонавта, пытаясь остаться в покое, деформируется и при сильных воздействиях может разрушиться. Но если бы тот же космонавт падал в поле тяжести какой-нибудь звезды, то он, хотя и ускорялся бы значительно быстрее, никакой деформации вообще бы не испытал, ибо все элементы его тела ускоряются одновременно и одинаково. То же будет, если продувать космонавта эфиром. В этом случае поток эфира - реального вязкого газа - ускорит каждый протон и космонавта в целом, без деформации тела (вспомните научно-фантастический роман А.Беляева «Ариэль»). Причем ускорение может иметь любую величину, лишь бы поток был однородным. Так что и здесь возможности есть.

И, наконец, где же взять энергию? По моим данным (см. «Общая эфиродинамика. Моделирование структур вещества и полей на основе представлений о газоподобном эфире». М., Энергоатомиздат, 1990, 280 с), эфир - реальный газ тонкой структуры, сжимаемый и вязкий. Правда, его вязкость довольно невелика, и на замедлении планет это практически не сказывается, но при больших скоростях она играет весьма заметную роль. Давление эфира огромно, более чем 2 х 10 в 29 атм (2 х 10 в 32 Н/кв. м), плотность - 8,85 х 10 в - 12 кг/куб. м (в околоземном пространстве). И как выяснилось, в нем существует природный процесс, который может поставлять нам неограниченное количество энергии в любой точке пространства порциями любой величины... Речь идет о вихрях.

Откуда обычные смерчи черпают кинетическую энергию? Она образуется самопроизвольно из потенциальной энергии атмосферы. И заметьте: если последней воспользоваться практически нельзя, то первой - можно, например, заставив смерч вращать турбину. Все знают, что смерч напоминает хобот - толще у основания. Разбор этого обстоятельства показал, что он сжимается давлением атмосферы. Внешнее по отношению к нему давление заставляет частицы газа в теле смерча двигаться по спирали в процессе сжатия. Разность сил давлений - внешнего и внутреннего (плюс центробежная сила) дает проекцию результирующей силы на траекторию движения частиц газа (рис.1) и заставляет ускоряться их в теле смерча. Оно утоньшается, а скорость движения его стенки возрастает. При этом действует закон сохранения момента количества движения mrv = const, и чем сильнее сжат смерч, тем больше скорость движения. Таким образом, над каждым смерчем трудится вся атмосфера планеты; в основе его энергии лежат плотность воздуха, равная 1 кг/куб. м, и давление, равное 1 атм (10 в 5 Н/кв. м). А в эфире плотность на 11 порядков меньше, зато давление на 29 (!) порядков выше. И в эфире тоже есть свой механизм, способный поставлять энергию. Это - ШМ, шаровая молния.

Эфиродинамическая модель ШМ единственная (!), способная объяснить в совокупности все ее особенности. И чего сегодня не хватает для получения из эфира экологически чистой энергии - так научиться создавать искусственные ШМ. Разумеется, после того, как научимся создавать условия вихреобразования в эфире. А вот этого мы не то что не умеем, но даже и не представляем, с какого боку подступиться. На редкость крепкий орешек! Обнадеживает одно: ведь природа каким-то образом ухитряется их создавать, эти ШМ! А раз так, то, возможно, когда-нибудь исхитримся и мы. И тогда отпадет необходимость во всяких там АЭС, ГЭС, ТЭС, ПЭС, ВЭС, СЭС и прочих ЭС. Имея в любом месте любое желаемое количество энергии, человечество совсем по-иному подойдет к решению экологических проблем. Конечно, при условии, что ему придется мирно уживаться на своей планете, а то, чего доброго, не только родную Землю разнесут, но и всю Солнечную систему! Видите, и с энергией вопрос может быть решен. При этом обратите внимание на немаловажную деталь - при таком способе не нужно будет ускорять и замедлять ту массу горючего, которая ныне во многом и определяет массу корабля.

Ну, а сам межзвездный корабль, как он должен быть устроен? Да хотя бы в виде уже привычной «летающей тарелки». (Рис. 2.) В ее передней части имеются два «эфирозаборника», поглощающие эфир из окружающего пространства. За ними находятся камеры вихреобразования, в которых потоки эфира закручиваются и самоуплотняются. Далее по вихрепроводам эфирные смерчи препровождаются в камеру аннигиляции, где они (с одинаковыми винтовыми движениями, но направленными противоположно; аннигилируют друг с плугом. Уплотненный эфир не сдерживается более пограничным слоем и взрывается, разлетаясь во все стороны. Назад отбрасывается реактивная струя, а вперед - поток, захватывающий весь корабль и тело космонавта, которое ускоряется без деформаций. И корабль летит опережая свет, в обычном евклидовом пространстве и в обычном времени...

А как же быть с парадоксами близнецов, увеличением массы и сокращением длин? А никак. Постулаты - они и есть постулаты - вольные выдумки, плоды свободной фантазии. И они должны быть отметены вместе с «теорией», их породившей. Ибо если человечеству настала пора решать прикладные задачи, то его не должны останавливать никакие раздутые авторитеты с их невесть откуда взявшимися умозрительными шлагбаумами.

Примечание . Упомянутые книги можно заказать по адресу: 140160, г. Жуковский Московской обл., а/я 285.

Дайте космонавту и герою Космонавта и Героя April 5th, 2016

Александр Мисуркин - уникальный космонавт. Он провел 167 суток на орбите, из них 20 часов в открытом космосе, и в числе экипажа "Союза" впервые пролетел по "короткой схеме" от Байконура до МКС за 6 часов. Но его уникальность не в этом, а в том, что даже спустя два года после полета он не имеет звания "летчик-космонавт". Он летчик - налет более тысячи часов. Он космонавт. Но не летчик-космонавт. И не Герой, хотя после первого полета сейчас все космонавты получают Золотую Звезду. Про него просто... забыли.

О почти детективной истории того как Звезда обошла героя рассказано на сайте "Новостей космонавтики". Ситуация складывается странная: вроде бы все заинтересованные участники присуждения награды в курсе о ситуации, и никто не против. Александр не бил морды командиру взвода Звездного десанта, не дебоширил на ночных улицах Звездного городка, и не купался в фонтанах на День космонавтики. Однако, все представления к награде неотвратимо терялись в недрах многоступенчатой бюрократической машины. Поначалу какие-то объективные причины для проволочек были: по данным ГИБДД их экипаж на орбите превысил первую космическую и был оштрафован.

Примерно через полгода, то есть весной 2014 г., кадровики ЦПК и РКК «Энергия» наконец подготовили единое представление экипажа к наградам: Сашу Мисуркина - к званию Героя Российской Федерации, Павла Виноградова - к ордену «За заслуги перед Отечеством» III степени - и согласно принятому порядку отправили на согласование в администрацию Московской области.

К концу лета это представление вернулось в отдел кадров «Энергии» по той причине, что у П. В. Виноградова обнаружился неоплаченный штраф за превышение скорости в июне 2013г. (Павел в это время был в космосе и летел со скоростью почти 8км/с. Неужели ГИБДД стало размещать радары на орбите?) Дело затягивалось. Чтобы не задерживать награждение Мисуркина, кадровики по просьбе Павла Владимировича сделали отдельные представления на каждого из них, и документы Мисуркина снова были отосланы в администрацию области. Виноградову же, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, пришлось оплатить штраф и написать «оправдательное» письмо на имя губернатора области А. Ю. Воробьёва с обещанием исправиться и никогда больше «не нарушать».

Но впоследствии никаких вразумительных объяснений наградного игнора не поступало. Скорее всего ситуацию усугубила реформа Роскосмоса : создание ОРКК, перерождение Федерального космического агентства в госкорпорацию. И сейчас, нужная бумага лежит на чьем-нибудь столе под грудой новых документов или прежний владелец кабинета не успел подписать, а прошедший ему на смену чиновник не стал разбираться в старых бумагах. В общем, всякое бывает. И в текущей ситуации мы можем либо негодовать от равнодушия бюрократии, либо что-то предпринять.

Я предлагаю подписать онлайн-письмо новому главе Роскосмоса . Не знаю будет ли какой эффект, иногда петиции работают, иногда нет. Мы можем по крайней мере попытаться, заодно выразив свое уважение космонавту, не дожидаясь официальных церемоний.

Когда-то в детстве, увлекаясь фантастикой, я прочитал книгу Артура Кларка «Черты будущего». Зачитал ее буквально до дыр. Мне очень льстило, что я доживу в этой жизни до того периода, когда мы полетим в дальний космос, освоим и заселим ближайшие планеты. Недавно я вновь перечитал эту книгу, и с грустью отметил, что ничего этого не случилось, и скорее всего не случится не только в ближайшее будущее, но и в течение еще лет ста и более. Почему я пришел к таким выводам?

Будучи уже взрослым, я начал понимать, что для таких супермасштабных проектов, как межпланетные и межзвездные перелеты, требуются не только огромные средства, но и особые технологии, знания, а самое главное консолидация всего человечества на планете. Итак, по-порядку.

Стоит признать неприятный факт, что сегодняшняя официальная наука со своими закостенелыми взглядами на мироздание, неспособно совершить открытия, которые отправят человечество к звездам. Да, за последние 20 лет компьютерные технологии сделали мощный скачек, но для космических путешествий этого явно недостаточно. Материалистическая наука, оперирующая не верными понятиями пространства, времени, энергии и материи не может сделать того открытия, которое даст людям ключ от космических врат Вселенной. Результат — мы до сих пор крутимся вокруг нашего земного шарика. Максимум, чего мы сможем достичь в ближайшие сто лет, это еще одна высадка на Луну, и возможно полет человека на Марс.

Никаких фотонных двигателей и прочих научно-фантастических аппаратов за это время построено не будет. Должна быть пересмотрена сама структура пространства-времени, и догмат о пределе скорости света, как максимально возможной и непреодолимой в физической вселенной. До сих пор у ученых нет внятного определения пространства, энергии, времени и материи. Если посмотреть в словаре эти понятия, то они, подобно циклической ссылке, ссылаются друг на друга.

И второе, для осуществления проекта межзвездных полетов потребуются все ресурсы человечества. Но современное экономико-политическое обустройство Земли неспособно на такие проекты по своей сути. Экономика, ориентированная на потребление и прибыль любой ценой, не заинтересована в подобном мероприятии, так как прибыли тут в ближайшие десятилетия ждать не стоит.

Меняя экономику планеты, понадобиться избавиться от всех конфликтов и воин на Земле, объединить человечество ради высоких целей освоения дальнего космоса, а это, при сегодняшней ситуации в мире, не видится возможным. По сути, должна образоваться Новая цивилизация на планете Земля, с новыми ценностями и порядком, новым мировозрением и мышлением, чтобы человек отправился к звездам. Невольно вспоминается роман Ефремова «Туманность Андромеды». Объединенное человечество, в этом произведении великого мастера, шагнуло далеко за пределы своего обитания. А пока Земля напоминает муравейник, где каждая особь и клан копошится и старается выжить, урвав себе территорию в пределах муравейника побольше и кусок по-жирнее. Но для исследования пространства за пределами своего жилища нужно объединение всех сил и ресурсов. А для Земли пока это слишком большая роскошь!

В наше время космическими полетами уже никого не удивишь. В СМИ регулярно сообщают о новых запусках, а услуги, предоставляемые космическими аппаратами – например, спутниковое телевидение или GPS-навигация – широко используются «в быту». Но, пожалуй, назвать все эти успехи человечества «освоением космоса» было бы чересчур громко. Пока что мы осваиваем главным образом околоземное пространство. Так, большая часть спутников находятся на геостационарной орбите – ее высота (35 786 км) превосходит диаметр Земли менее чем втрое. А «ближний космос» находится всего в нескольких сотнях километров от планеты: например, высота полета Международной космической станции – менее 400 км. Не слишком-то много в масштабах Вселенной…

Конечно, созданные человеком аппараты уже побывали и на Луне, и на других планетах Солнечной системы, а станции «Пионер» и «Вояджер» даже вышли за ее пределы. Но если они и сумеют достичь ближайших звезд, мы об этом вряд ли узнаем. Ведь такой полет займет приблизительно 2 миллиона лет, а связь с аппаратами прервется куда раньше. Очевидно, что межзвездные перелеты требуют новых принципов движения в космосе – традиционные ракетные двигатели для этой цели не очень-то годятся. Между тем, в соседних звездных системах человек мог бы найти немало интересного для себя. Сейчас открыто уже более 1000 экзопланет, и не исключено, что некоторые из них пригодны для жизни. Всё чаще в рядах ученых слышатся призывы обезопасить человечество от космических катастроф. По их словам, рано или поздно условия жизни на Земле могут стать непригодными для жизни, и только экспансия в космос поможет спасти наш вид. Весь вопрос в том, как ее осуществить.

По оценкам космологов, размер видимой Вселенной составляет примерно 93 млрд. световых лет, и она, как известно, продолжает расширяться. На этом фоне не только Солнечная Система, но и весь Млечный Путь (около 100 тысяч световых лет в поперечнике) выглядит крошечной песчинкой. Ситуация осложняется тем, что скорость перемещения материальных объектов, согласно специальной теории относительности (СТО), не может превышать скорость света (около 300 тысяч км/c). А ведь даже у него уходят многие тысячелетия на то, чтобы пересечь одну-единственную галактику.

В принципе, создать реактивный двигатель, способный придать аппарату околосветовую скорость, возможно даже при современном уровне технологий. Именно такой двигатель предлагают авторы проектов «Daedalus» и «Ikarus» – пожалуй, самых проработанных на сегодня планов межзвездного перелета. Но использовать их для колонизации иных миров вряд ли удастся: запасов топлива не хватит даже на торможение в конечной точке, так что полет будет, что называется, «в один конец».

Пока что путешествовать по Вселенной удается только персонажам научно-фантастических романов, в распоряжении которых есть сверхсветовые космические корабли, телепорты и прочие достижения физики будущего. Так не пора ли и нам заняться их разработкой? В далеком уже 2006 году в НАСА стартовала программа Breakthrough Propulsion Physics (BPP), призванная разработать принципиально новые двигатели для межзвездных путешествий. Несмотря на то, что один из двигателей носит имя известного ученого и популяризатора науки Стивена Хокинга, всемирно известный физик в ней не участвовал: он делает ставку на более простые аннигиляционные двигатели.

Идеи же участников BPP были куда более дерзкими. Настолько дерзкими, что многие из них возможны разве что математически: задействованные в них физические принципы, науке пока не известны. Другие, хотя и не нарушают известных законов природы, потребовали бы колоссальных затрат энергии или разработки материалов с необычными свойствами. Большая часть предложенных двигателей основано на «играх» с гравитацией. Согласно современным представлениям, гравитация есть не что иное, как кривизна пространства-времени. Нетрудно догадаться, что антигравитация должна искривлять пространство в противоположную сторону. Разместив антигравитационное вещество в корме корабля, можно было бы придать ему постоянное ускорение без всяких затрат энергии. Единственная трудность связана с тем, что частиц с отрицательной массой пока не обнаружено, и неизвестно, существуют ли они вообще.

Впрочем, вечное движение можно получить и с помощью обычной гравитации. Для этого нужно каким-то образом разделить массу на источник гравитационного поля и взаимодействующую с ним часть, а затем закрепить их неподвижно друг относительно друга. Осталось придумать, как это сделать: с тем же успехом можно было бы, например, предложить отделить электрическое поле от заряда, который его создает. Еще один способ передвижения в космосе основан на локальном изменении законов природы. Исаак Ньютон – автор первой математической теории гравитации – установил, что сила притяжения зависит от массы взаимодействующих тел и расстояния между ними. В уравнении также присутствует константа – гравитационная постоянная (G). Если каким-то образом увеличить эту постоянную в передней части космического корабля и уменьшить на его корме, возникнет эффект, по сути аналогичный антигравитации. Но величина G не зря называется постоянной: считается, что ее значение одинаково во всей Вселенной.

Впрочем, существуют и альтернативные космологические концепции, в которых гравитационная постоянная – переменная величина. Так или иначе, пока непонятно, как изменить ее искусственным путем. Двигатель Алкуберрье – пожалуй, наиболее привлекательный из предложенных проектов. В нем предлагается создать нечтовроде пространственного пузыря, который окружил бы корабль за счет сжатия пространства-времени перед его носом и расширения за кормой. Такой «пузырь» мог бы даже превысить скорость света, не нарушая СТО – ведь ограничения в скорости касаются только частиц материи, а не самого пространства. Но, к сожалению, для этого опять-таки потребуется отрицательная масса, которая пока что существует только в теории. В других проектах предлагается осваивать звездные просторы при помощи парусного флота. Когда-то морские корабли отказались от парусов в пользу двигателей: не исключено, что их космические «собратья» когда-нибудь проделают обратный путь. И это не фантастика. Солнечные паруса разгоняют аппараты за счет давления, создаваемого потоком ионизированных частиц или фотонов. Величина этого давления очень мала, поэтому паруса должны иметь весьма внушительную площадь. Сейчас они активно разрабатываются в разных странах, в том числе в России. Исследователи, работавшие в рамках BPP, имеют в своем запасе куда более оригинальные и эффективные решения. Так, они предложили создать что-то вроде солнечного диода. Такой парус должен пропускать свет только в одном направлении и отражать его в другом. Как вариант, одна сторона паруса могла бы отражать фотоны, а другая – поглощать их. Разница в давлении света создавала бы тягу даже при отсутствии в условиях «космического штиля» – при отсутствии попутного потока фотонов. «Парус Казимира» позволяет и вовсе не зависеть от излучения звезд. Эффект, предсказанный Хендриком Казимиром в 1948г., связан с флуктуациями вакуума, в ходе которых образуются короткоживущие частицы. Эти частицы носят название «виртуальных», но при этом они оказывают вполне реальное, хотя и очень слабое давление. Если каким-то образом усилить его на одной стороне паруса, корабль приобрел бы постоянное ускорение без всяких затрат топлива. О том, как именно это сделать, изобретатели умалчивают.

Программа BPP проработала 6 лет, после чего была прекращена. Спору нет: предложенные идеи весьма занимательны, но оправдывают ли они те 1,2 миллиона долларов, вложенные в разработку? Из-за значительных затрат при полном отсутствии практических результатов некоторые СМИ даже назвали программу «крупнейшей научной аферой века». Впрочем, едва ли это справедливо: ведь прорывные результаты невозможны без долгой теоретической подготовки. В конце концов, первые планы полета на Луну тоже имели мало общего с реальностью… Останутся ли разработки специалистов НАСА курьезом науки или же станут первым шагом к межзвездным путешествиям – покажет время.

Иллюстрация: depositphotos.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .