Конспект игровой нод по математике для детей подготовительной группы доу. НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе «Игра-путешествие в страну Математики

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Черкасова Г. А.

Опытностанционный филиал МБОУ "Замишевская СОШ"

Брянская область, Новозыбковский район, поселок Опытная станция

Образовательная область: « Познание»
Цель: Повторить сравнение чисел, ориентация на листе бумаги, решение простых задач, геометрические фигуры. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать культуру поведения, дисциплинированность, интерес к математике, школе.
Оборудование: геометрические фигуры, листы в клетку, простые карандаши, набор цифр 1- 10, знаки. Для воспитателя: мольберт, магниты, карточки с заданием, математическая матрешка.

Ход занятия

I .Вводная часть

Здравствуйте дети! Сегодня у нас математическое развитие. Мы отправимся в замечательную страну цифр, примеров, задач. Чтобы отправиться в эту увлекательную страну, вам необходимо решить следующие задачи: (фронтальный опрос)

1.На столе лежало 4 яблока. Все яблоки разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
2.Какую посуду нельзя наполнить?
3.Что можно увидеть с закрытыми глазами?
4.Сколько лап у двух медвежат?
5.Две картофелины сварилось за 2 минуты. Сколько надо времени, чтобы сварилось 3 картофелины?
6.Сегодня среда, через неделю мы пойдем в театр. В какой день недели мы пойдем в театр?
7.Сегодня понедельник, через три дня у Саши день рожденье. В какой день недели у Саши день рожденье
8.Пять малышек медвежат
Уложила мама спать.
Одному никак не спится
Скольким сон хороший снится?
9.На прогулку из яслей
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели
Остальные на качели.
Сколько ребят на качелях?
10.Мышка зерна собирала
По два зернышка таскала.
Принесла уже пять раз.
Каков ее запас?
II . Основная часть

Работа у доски.
У меня мольберте последовательность чисел. Заполните пропуски.
1,2, . ,4,5, . ,7,8, . ,10
2, 4, . , 8, .
10, . , 6, . , 2

(Дети выходят к мольберту)
Сравните числа.
5 и 8 8 и 4 6 и 3 1 и 7 7 и 9 2 и 2

Составление и решение задач.
На мольберте числовые выражения
7+ 2 10 - 2
Составьте по нему задачу. (Фронтальный опрос, наиболее понравившуюся записываем и решаем).
Зрительный диктант.
Сейчас я буду показывать вам геометрические фигуры. Ваша задача запомнить порядок их следования и у себя расположить их также.
Физ. Минутка.
Раз, подняться
Два, нагнуться
Три, в ладоши три хлопка,
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть на стульчик тихо сесть.

Графический диктант.
Отсчитали от края листа 8 клеток и поставили точку. От этой точки начинаем работать. 3 клетки вниз. 3 клетки влево. 1 клетка вниз. 3 клетки вправо. 3 клетки вниз. Одна клетка вправо. 3 клетки вверх. 5 клеток вправо. 2 клетки вверх. 1 клетка влево. 1 клетка вниз. 4 клетки влево. 3 клетки вверх. 1 клетка влево. Что получилось? (Самолет)
Работа с математической матрешкой. (Фронтальный опрос)
- Какое число самое большое?
- Какое число самое маленькое?
- Какое часто встречается в сказках? В каких?
- Какое число означает лучшую отметку в школе?
III. Заключительная часть.

Решение примеров.
Решите примеры, которым соответствует буква и ответ:
6+3 10 - 3 5+3 4+6 9 - 7
Какое слово у вас получилось? ШКОЛА.
Итак, скоро вы все отправитесь в школу и продолжите увлекательное путешествие в страну, имя которой математика.
Сегодня вы все отлично работали, спасибо. Занятие окончено.

Использованная литература

1.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».- М.: Просвещение, 1990.-94с

2. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. - М.: АСТ, Слово, 2009.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по математике в подготовительной группе

«Веселая математика»

Составила:

Афанасьева В.Г.

2017г

Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Закрепить прямой счет до 10, обратный от 10 до 0;
-закрепить представления о числовом ряде,уметь называть соседей числа, последующее и предыдущее число. -познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание;
- закреплять умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
- закрепить знания о днях недели, весенних месяцах;
- формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
- уметь сравнивать два числа с помощью знаков. - развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материал: ИКТ,презентация,карточки с заданиями, карточки монетки разного цвета, листы бумаги в клеточку, карточки с цифрами, музыкальное сопровождение.

План занятия.

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

Д/и «Цифры потерялись».

Логическая задача «Какая фигура лишняя в ряду?»

Логические задачи - шутки.

Физминутка.

Познакомить с числом 7. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел.

Решение примеров на сложение и вычитание.

Пальчиковая гимнастика.

Графический диктант.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Ребята,здравствуйте, давайте встанем с вами в круг и поприветствуем друг друга. Повернемся направо и улыбнемся соседу, а теперь повернемся налево и улыбнемся соседу слева. А теперь скажем всевместе

Здравствуйте!!!

(1 слайд.На ИКТ появляется изображение Незнайки,который говорит:

«Дорогие ребята, я пошел в школу,а для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Мне так много всего задают, а помочь некому... Помогите мне, пожалуйста».

Ребята, давайте поможем Незнайке.

1 задание. Ответьте на вопросы:

2 слайд. Изображение весны.

Какое время года? (весна)

Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Какой месяц сейчас идёт? (март)

Сколько дней в недели? (семь)

Назови их;

Какой сегодня день недели? (четверг)

Какой четверг по счету? (четвертый)

Вчера какой был день недели? (среда)

Завтра какой будет день недели? (пятница)

2 задание. - Ребята, Незнайка предлагает нам поиграть в игру «Цифры потерялись»

3 слайд. Цифры разбросаны..

Предложить детям подходить к доске и передвигать цифры на место…

Посчитайтесь по порядку, а теперь в обратном порядке.

Назови предыдущее и последующее число, числа 5,7,9,8,

сравни числа 5 и 3;

Сравни числа 4 и 4;

Какие бывают числа? (четные и нечетные)

Вы справились с заданием.

3 задание. Решить логическую задачу «Какая фигура лишняя в ряду?»

4 слайд. Изображены 2 ряда геометрических фигур)

Какая фигура лишняя, почему ты так думаешь?

Вы справились и с этим заданием Незнайки.

4 задание. «Друзья, все предыдущие логические задачи были серьезные, а есть еще и задачки - шутки. Будьте внимательны и вы обязательно справитесь с ними».

5 слайд. Игра «Задачи - ловушки».

Воспитатель читает задачи, дети отвечают и объясняют.

Вот медведица идет,

Медвежат своих ведет.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитай-ка поскорей! (3)

Вот грибочки на лужайке

В жёлтых шапочках стоят.

2 грибочка, 3 грибочка.

Сколько вместе будет?..? (5)

Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8)

На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (5 яблок)

В вазе 3 тюльпана и 4 нарцисса. Сколько тюльпанов в вазе? (3 тюльпана)

Наступила долгожданная зима. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом - ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (зимой деревья не цветут).

У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8 ножек)

В.- Молодцы! Решив все задачи…

Физминутка. «Зарядка» на ИКТ звучит бодрая музыка

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

5 задание. Какой состав числа 7?

6 слайд. Изображение кинотеатра.

Чтобы ответить на этот вопрос Незнайки, мы сегодня познакомимся с составом числа 7.

Незнайке нужно купить билет -стоит 7 монеток. На столе лежат карточки на них нарисованы кружки двух цветов. - это монетки. Подберите монетки так, что бы у вас было 7 монеток. (Дети работают с карточками и показывают результат)

Вопросы детям:

Выложите по порядку все варианты состава числа семь у себя на столах.

Как только дети закончат работу, еще раз предложите им рассказать, как можно составить число семь из двух меньших чисел.

Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 7?

6+1, 5+2, 4+3 и 7 единиц)

Молодцы, теперь Незнайка,обязательно попадет в кино!

6 задание. Решите примеры

7 слайд. На доске записаны примеры, предложить решить примеры устно.

5+2=? 3+4=? 9+1=?

8-1=? 6-3+? 7-2=?

Пальчиковая гимнастика.

Как-то маленький удав
Захотел залезть под шкаф
Он под шкафом растянулся,
А потом в клубок свернулся.

7 задание. А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

8 слайд. Изображение Незнайки, он читает задание, а дети выполняют сидя на своих местах.

Поставьте карандаш на точку и рисуйте: семь клеток направо,три клетки вниз, семь клеток налево, три клетки вверх.

Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом

9 слайд. На ИКТ появляется изображение прямоугольника

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Рефлексия: -Вот и выполнили вы все задания Незнайки. Что же мы сегодня нового узнали? Какие задания с вами выполняли? (ответы детей).

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему: "Решение простых арифметических задач"

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему:"Решение простых арифметических задач"

Цель: Формирование начальных математических знаний.
Задачи: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи по числовому примеру. Упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 20.
Закреплять представления о геометрических фигурах.Развивать логическое мышление.
Материал для занятия. медали "Умницы и Умники(на каждого ребенка).
Демонстранионный: набор цифр, знаки,Незнайка(картинка),слово "Спасибо"(отдельные буквы)
Раздаточный: «Математический набор», счётные палочки,распечатанные задания "Математический диктант","Соедини точки по картинке"(на каждого ребенка)
Ход занятия:
Воспитатель. - Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый Выставляю на доску картинку Незнайки.
-Мальвина задала домашнее задание Незнайке, а он не знает, как с ним справиться. Вот он и пришёл к нам за помощью. Вы согласны ему помочь? (Да)
-Тогда садитесь за столы. Не забывайте, что спинка за столом должна быть прямая. Ну что вы готовы? (Да)
А за каждое выполненное задание Незнайка будет дарить вам по букве, чтобы мы смогли сложить из них слово.
1задание «Подумай и ответь» (Задание устное)
Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?
Какое число меньше 5 на 1?
Назовите соседей числа 8; 4; 6
Какое число идет за числом 5; 1; 7
Какое число стоит перед 8; 6; 4
Сколько месяцев в году?
Какое сейчас время года?
Сколько весенних месяцев? Назовите их.
Сколько дней недели?
Какой день недели сегодня?
Какой был вчера?
Сколько выходных дней? Назовите их.
Какой день недели будет завтра?
Воспитатель . Молодцы! Справились с первым заданием. И за это Незнайка дарит вам букву «С»! (выставляю её на доске).


2 задание «Математический диктант»
-Отступите 1 клетку слева и 4 сверху, ставьте точку и начинаем рисовать.
1 вверх,2-в правую сторону,1-вверх,1- в сторону,1-вниз,2- в правую сторону,1-вниз, 1-в в правую сторону, 1 вверх,2-в правую сторону,1-вверх,1- в сторону,1-вниз,2- в правую сторону,1-вниз, 1-в в правую сторону,1 вверх,2-в правую сторону,1-вверх,1- в сторону,1-вниз,2- в правую сторону,1-вниз, 1-в в правую сторону, затем нужно отразить рисунок в зеркальном отражении. (Дети выполняют задание)


Воспитатель. Отлично. И с этим заданием мы помогли справиться Незнайке. Получаем букву «П».


3 задание
«Реши задачу»
Воспитатель. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача?. (Условие,Вопрос,Решение,Ответ)
-Молодцы!. Кто может составить задачу?» (Воспитатель предупреждает, чтобы число было не больше десяти).
Если дети затрудняются в составлении задач, воспитатель выкладывает на доске пример: 6-1 =?
Воспитатель: «Составьте задачу, в которой будут такие числа».
Дети составляют задачи. Например: «В магазине было 6 кукол. Пришел покупатель и купил 1 куклу. Сколько кукол осталось в магазине?» (Дети решают ее и «записывают» решение: 6-1=5).
Воспитатель выслушивает задачи детей, обращает внимание на то, чтобы они правильно ставили вопрос к задаче.
Предлагаю еще один пример, по которому дети составляют задачи. Например: 8+1 = ?
Воспитатель. Молодцы! Незнайка дарит нам еще одну букву «А»,

А сейчас давайте выйдем из-за столов и поиграем немножко, а заодно и отдохнем.
Физминутка «Ты давай-ка, не ленись!»
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
На одной ноге стою,
А другую подогну,
А теперь попеременно
Буду поднимать колени.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
4 задание.
Рассмотрите рисунок, разложите счетные палочки на столе, как показано на рисунке..
Что у нас получилось? (Домик)
Посчитайте, сколько квадратов получилось? (один)
А теперь,переложите 2 палочки так, чтобы у вас получился флажок. (Дети выкладывают флажок, если есть затруднения,даю подсказку)


Воспитатель. Молодцы!Вот и еще одно задание позади! И у нас есть еще одна буква «С»!(выставляю букву на доску)


5 задание «Сравни числа и поставь знаки »
5…6 10…9 5…9
6…6 2…8 10…3 (работа за столом)
Воспитатель. Молодцы! Видишь Незнайка, какие наши дети сообразительные, не зря ты к нам обратился за помощью. А следующая буква нам в подарок «И».


6 задание
«Соедини точки по картинке»

Воспитатель. Вам необходимо соединить точки по цифрам от 1 до 10. Что у вас получилось? (кораблик)
Молодцы! Мы заработали еще одну букву «Б».

7 задание «Какая фигура где»
Воспитатель . На доске расставлены геометрические фигуры, нужно сказать какая фигура где находится.(ориентировка на плоскости) (в правом верхнем углу- треугольник, в левом верхнем-квадрат, в правом нижнем-круг, в левом нижнем прямоугольник,задание меняется 2-3 раза). (Дети говорят где находится та или иная геометрическая фигура)
-Молодцы! Незнайка дарит нам еще одну букву «О».


Вот и помогли мы с вами Незнайке выполнить все задания. Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось? (Дети читают,"СПАСИБО"
Воспитатель. Это Незнайка благодарит нас за помощь в выполнении домашнего задания. Я тоже говорю вам спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились. И за это Незнайка дарит вам вот такие значки.

Посмотрите, что здесь написано? (умницы и умники)

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие за сокровищами"

Образовательная область: «Познание».

Цель:

Задачи:

— познакомить детей с историей часов;

— подвести к пониманию их на-значения и функции;

— закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);

— развивать творческое вообра-жение и логическое мышление;

— учить беречь время.

Оборудование:

Воспитатель. Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто- то плачет. Посмотрела и увидела, что это вот такой маленький мед-вежонок. его спросила, что случилось, и он ответил, что его пригласили в гости, а когда он пришел, было уже поздно — все гости разошлись, а главное ему не хватило меда. Как вы думаете, почему Мишутка опоздал?

Воспитатель. А как же уз-нать, что пора выходить из дома? Дети. Надо посмотреть на часы.

Дети. Нет.

Дети. Мы не будем знать, ког-да идти в садик, когда начнутся мультики по телевизору. Мама и папа опоздают на работу.

Дети. Часы были не всегда.

Воспитатель. А как же тог-да люди определяли, когда спать, когда вставать, когда работу на-чинать?

Дети. По солнышку. Солныш-ко вставало и люди вставали.

Воспитатель. Правильно, люди определяли время по сол-нцу. Солнце вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда люди дольше спали — летом или зимой?

Дети. Зимой, потому что сол-нышко зимой встает позже. Тень длиннее утром и вечером, а днем короче.

(Показывает кар-тинку Скажите, когда тень длиннее?

Дети отвечают.

Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером — в другой.

Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свой-ство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (Показывает картинку с изображением солнеч-ных часов.) Как вы думаете, хо-рошо ли было человеку с такими часами?

Дети. Нет. Они показывали время только в солнечную по-году, а в пасмурную погоду или в дождь по ним нельзя узнать время.

Воспитатель. Кто знает, ка-кие часы потом придумал чело-век, чтобы они работали в любую погоду? (Показывает песочные часы.)

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок — он есть

И бог, и царь, и господин.

Воспитатель. Вот эти часы рассчитаны на три минуты, каж-дые три минуты их надо перево-рачивать. (Показывает песочные часы.) Представьте себе, что будет, если такие часы мы возьмем с со-бой на прогулку? Или вы буде-те брать их с собой в школу? Удобно будет с ними? Почему не-удобно?

Дети отвечают.

2 вариант: Физминутка «Часики» Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах. Он работает исправно.

А над ним сидит кукушка, Это вовсе не игрушка. Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает. (

А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте) Что уже пора вставать. (Потянуться)

Воспитатель. Вместо песка в часы наливали масло, люди пользовались свечкой, на которую наносили деления. Свечка сгорала, уменьшалась и люди определяли по делениям, сколько времени она горела. Как вы думаете, что пло-хого было в этих часах?

Дети отвечают.

Вы сказали все правильно. Все часы — солнечные, песочные, масляные были неудобными, и человек придумал следующее. Смастерили большой механизм и повесили его на большую башню. Каждый час часы били, и люди узнавали время. Но все-таки и эти часы были неудобны. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

И какие часы тогда придума-ли люди?

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Ставят на пол?

Дети отвечают.

Ставят на столе?

Дети отвечают.

Носят на руке?

Дети отвечают.

А какие часы есть сейчас?

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Правильно, петушок тоже по-могает узнавать время — утром он кукарекает и всех будит, а вечером кукарекает, чтобы все ложились спать.

Мы сейчас рассмотрели исто-рию возникновения часов, по-смотрели, как они изменялись в течение времени и какие часы есть в наше время.

Дети отвечают

Воспитатель (обращается к игрушке).

Дети отвечают

Дети, а вам надо учиться узна-вать время? Если вам надо идти в садик, вас разбудит мама или папа, в садике воспитатели скажут, когда заниматься, когда гулять, когда спать. (Раздает детям бук-вы, они складывают из этих букв слово «Часы».) А сейчас я пред-лагаю вам отправиться в магазин, где продаются часы. Как можно назвать магазин, в котором про-даются только часы?

Дети отвечают.

Но немножко отстают.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы «Из истории часов»»

Конспект НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы
«Из истории часов»

Образовательная область: «Познание».

Цель: учить детей определять причинно-следственные связи.

Задачи:

Познакомить детей с историей часов;

Подвести к пониманию их на­значения и функции;

Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);

Развивать творческое вообра­жение и логическое мышление;

Учить беречь время.

Оборудование: предметные картинки с изображением часов, часы настенные и песочные.

Воспитатель. Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто- то плачет. Посмотрела и увидела, что это вот такой маленький мед­вежонок. (Показать игрушку- медвежонка.) Я его спросила, что случилось, и он ответил, что его пригласили в гости, а когда он пришел, было уже поздно - все гости разошлись, а главное ему не хватило меда. Как вы думаете, почему Мишутка опоздал?

Дети. Не посмотрел на часы. Не знал, когда выходить.

Воспитатель. А как же уз­нать, что пора выходить из дома? Дети. Надо посмотреть на часы.

Воспитатель. Ау медведя в лесу есть часы?

Дети. Нет.

Воспитатель. А что будет, если и у нас пропадут все часы?

Дети. Мы не будем знать, ког­да идти в садик, когда начнутся мультики по телевизору. Мама и папа опоздают на работу.

Воспитатель. Да, всем нам придется очень трудно. Скажите, а часы всегда существовали, или нет?

Дети. Часы были не всегда.

Воспитатель. А как же тог­да люди определяли, когда спать, когда вставать, когда работу на­чинать?

Дети. По солнышку. Солныш­ко вставало и люди вставали.

Воспитатель. Правильно, люди определяли время по сол­нцу. Солнце вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда люди дольше спали - летом или зимой?

Дети. Зимой, потому что сол­нышко зимой встает позже. Тень длиннее утром и вечером, а днем короче.

Воспитатель. А знаете ли вы, что по солнцу можно достаточно точно определить время? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. (Показывает кар­тинку - тень от деревьев утром и вечером.) Скажите, когда тень длиннее?

Дети отвечают.

Вот человек захотел узнать, утро сейчас или вечер. Как он это определит по тени?

Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером - в другой.

Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свой­ство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (Показывает картинку с изображением солнеч­ных часов.) Как вы думаете, хо­рошо ли было человеку с такими часами?

Дети. Нет. Они показывали время только в солнечную по­году, а в пасмурную погоду или в дождь по ним нельзя узнать время.

Воспитатель. Кто знает, ка­кие часы потом придумал чело­век, чтобы они работали в любую погоду? (Показывает песочные часы.)

Дети отвечают. Воспитатель им подсказывает.

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок - он есть

И бог, и царь, и господин.

Что в них было хорошо, а что плохо?

Дети. Их все время надо было переворачивать.

Воспитатель. Вот эти часы рассчитаны на три минуты, каж­дые три минуты их надо перево­рачивать. (Показывает песочные часы.) Представьте себе, что будет, если такие часы мы возьмем с со­бой на прогулку? Или вы буде­те брать их с собой в школу? Удобно будет с ними? Почему не­удобно?

Дети. Неудобно. Их можно разбить. Или не заметить, когда надо переворачивать.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель. Дети, как вы понимаете пословицу: «скучен день до вечера, коли делать нечего?».

Дети отвечают.

1 вариант: Физкультминутка «Часы»

Наклоны туловища вправо, влево.

2 вариант: Физминутка «Часики»
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно.

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

Воспитатель. Вместо песка в часы наливали масло, люди пользовались свечкой, на которую наносили деления. Свечка сгорала, уменьшалась и люди определяли по делениям, сколько времени она горела. Как вы думаете, что пло­хого было в этих часах?

Дети отвечают.

Вы сказали все правильно. Все часы - солнечные, песочные, масляные были неудобными, и человек придумал следующее. Смастерили большой механизм и повесили его на большую башню. Каждый час часы били, и люди узнавали время. Но все-таки и эти часы были неудобны. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

И какие часы тогда придума­ли люди?

Дети отвечают.

Часы стали вешать на стену, ставить на пол.

Как называются часы, которые вешают на стену?

Дети отвечают.

Ставят на пол?

Дети отвечают.

Ставят на столе?

Дети отвечают.

Носят на руке?

Дети отвечают.

А какие часы есть сейчас?

Дети отвечают.

Мы с вами говорим о часах, а что же здесь делает петушок? Может, он попал сюда случайно?

Дети отвечают.

Правильно, петушок тоже по­могает узнавать время - утром он кукарекает и всех будит, а вечером кукарекает, чтобы все ложились спать.

Мы сейчас рассмотрели исто­рию возникновения часов, по­смотрели, как они изменялись в течение времени и какие часы есть в наше время.

Какими часами мы сейчас пользуемся?

Дети отвечают

Воспитатель (обращается к игрушке). Мишутка, ты понял, для чего нужны часы?

Дети, повторите, пожалуйста, еще раз, какие были часы, для чего они нужны.

Дети отвечают

Дети, а вам надо учиться узна­вать время? Если вам надо идти в садик, вас разбудит мама или папа, в садике воспитатели скажут, когда заниматься, когда гулять, когда спать. (Раздает детям бук­вы, они складывают из этих букв слово «Часы».) А сейчас я пред­лагаю вам отправиться в магазин, где продаются часы. Как можно назвать магазин, в котором про­даются только часы?

Дети отвечают.

Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с вами вместе: А часы стоят на месте.

Конспект НОД в подготовительной группе составлен воспитателей Сорокиной Ольгой Анатольевной, МАДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 41 «Росинка», г. Нижневартовск.

Конспект НОД в подготовительной группе задействуют относится к разделу «Первые шаги в математику».

Задачи НОД:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
  • Продолжать формировать у детей представления о днях недели, месяцах и числах.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Закрепить умение различать пространственные представления: слева, справа, посередине, вверху, внизу, за, перед.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.

Оборудование:

  • Журнал для записи.
  • Карточки с цифрами, знаками.
  • Конверты с заданиями на каждого ребенка.
  • Карандаши.
  • Макеты деревьев.
  • Избушка.
  • Изображение Бабы-Яги.
  • Схема для составления арифметических задач, фланелеграф.

Конспект НОД в подготовительной группе включает в себя различные этапы подготовки:

  • Загадывание и отгадывание загадок.
  • Беседа о загородных поездках.
  • Подвижная и сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге».
  • Разучивание стихотворения о днях недели.
  • Отгадывание загадок о цифрах.
  • Решение математических задач.

Словарная работа: День, неделя, месяц, задача, условие, решение.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию – мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Но для начала давайте улыбнемся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Она – царица всех наук,
Без нее мы – как без рук,
Научит думать и решать,
И много действий совершать. (Математика.)

Воспитатель: — Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Путь наш будет непрост, но интересен.

Воспитатель: — Как истинные путешественники, мы будем вести журнал, в который будем записывать все самое интересное и необычное, то, что встретили на пути. Для начала давайте внесем туда дату нашего путешествия. (Дети из карточек составляют дату: число, месяц, день недели, вспоминают названия дней недель.)

Первый — понедельник, зайчик рукодельник,
За ним приходит – вторник, соловей задорник,
За вторником – среда, лисичкина еда,
За средой – четверг, волк глазами сверк,
За четвергом – пятница, колобком прикатиться,
За пятницей – суббота, баня у енота,
За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье.

Воспитатель: — Почему для того, чтобы обозначить число, нам понадобилось две карточки? (22 – число двузначное, поэтому для записи его потребуется 2 знака – цифры.) Прочитайте, когда мы отправляемся в путь!

2. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: — Ребята, а на чем же мы с вами будем путешествовать? Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Проводится игра «Разгадай зашифрованный рисунок».

— Возьмите игровизоры и карандаши. Отступите 2 клетки слева и 9 клеток сверху, ставьте точку. Начинаем рисовать. 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 8 клеточек вправо, 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх. Что получилось? Дорисуйте машине двери и колеса.

Воспитатель: — А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем.

Дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинах.

Мы едем, мы едем вперед и вперед.
Дорога нам новые силы дает.
Мы едем в машине куда захотим,
И едем так быстро как будто летим.
Мы едем, мы едем вперед и вперед
Машина везет нас и не устает,
Так много дорог, впереди поворот,
Свернули – и снова вперед и вперед!

Воспитатель: — Чтобы не скучать в пути нам, мы будем загадывать загадки и отвечать на веселые вопросы.

Математические вопросы.

У бабушки Даши внучка Маша
Кот Петушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)

Я так мила, я так кругла.
Я состою из двух кружочков.
И я довольна, что нашла
Себе таких, как вы, дружочков. (8)

Цифра вроде буквы «О»,
Но не значит ничего. (О)

Нам вы можете не верить,
Но попробуйте проверить:
Эта цифра – кочерга.
У нее одна нога. (7)

От нее ведется счет, и за это ей почет.
Тонкая, как спица, цифра ….(единица)

Острый локоть оттопыря, за тремя идет … (4)

— Сколько дней в одной неделе?
— Сколько пальцев на одной руке?
— Сколько месяцев в году?
— Что наступает раньше: утро или вечер?
— Сколько углов у треугольника? А у круга?

Воспитатель: — Вот мы с вами и доехали в математическую страну. Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Веселый счет». Его жители – цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти свое место.

Проводится работа с числовой последовательностью.

— С чего начинается числовой ряд? (С единицы.)
— Почему это число первое? (Потому что оно самое маленькое из всех.)
— Какое число называется предыдущим? (То, которое стоит перед названным.)
— И какое последующим? (То, которое стоит после названного.)

Воспитатель: — Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа.

Проводится игра с мячом «Назови число».

Воспитатель: — Мы с честью справились со своим заданием и помогли жителям города. Ребята, вы наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Сейчас немного отдохнем и дальше в путь пойдем.

Проводится физминутка «Раз, два, три, четыре, пять».

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умели мы считать,
Отдыхать умели тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

Воспитатель: — Вот мы немного отдохнули, теперь пора двинуться дальше. Ой, ребята, мы попали в какой-то необычный лес. А вот на полянке стоит избушка – зайдем в нее. Вот это да! Везде развешаны какие-то непонятные картинки, схемы. Мы попали в избушку Бабы-Яги. А вот и она сама – говорит, что не выпустит нас, если мы не сумеем справиться с ее задачками. Все они будут непростые, заколдованные, как например, вот эта схема.

— Что на ней изображено? (Яблоки.)
— Сколько их? (Четыре.)

Воспитатель: — Можно ли по этой схеме составить задачу? Например: Сестрице Аленушке Яблонька подарила четыре яблока, но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила одно. Сколько осталось?

Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи (4-1=3).

— Что означало число 4?(Сколько было.)
— Что означало число 1?(Сколько выронила.)
— А число 3? (Сколько осталось.)
— Почему выбрали знак «минус»? (Потому, что в результате стало меньше.)

Воспитатель: — Следующая задача.

— Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных, один с кислинкой.
Сколько их?

— О чем говориться в задаче? (О яблоках.)
— Что о них известно? (Их было пять румяных, да одно с кислинкой.)
— Что надо узнать? (Сколько всего.)

Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи. (5+1 =6)

— Почему вы выбрали для записи именно знак «плюс»? (Потому, что нам нужно найти, сколько было всего, то есть соединить части и получить целое.)
— Прочитайте запись. Назовите части, которые вы соединили. (Пять и один).
— Что получилось? (Шесть.)
— А как еще можно получить это число? Возьмите карточки и покажите. (2 и 4; 3 и 3; 4 и 2; 6 и 0)

Воспитатель: — Молодцы! Мы с вами выдержали испытания Бабы-Яги, но она, хитрая, не захотела нас просто так отпускать, поэтому завела в запутанный лабиринт. Из каких геометрических фигур он состоит? Чтобы нам отсюда выбраться, нам нужно посчитать количество геометрических фигур и назвать их. Мы уже почти свободны и справились со всеми заданиями. Нужно возвращаться, дома нас уже ждут. Ребята, нам нужно найти наши машины, в этом нам поможет один добрый гном, который живет на этой полянке, ой. Вот только я забыла его адрес. Но помню, что но живет в доме, где дверь не красная, нет забора, а на крыше живет аист. Попробуйте найти домик нашего друга. (7-8 рисунков домиков, среди которых должны выбрать нужный.) Кто нашел, подойдите и скажите мне на ушко. Итак, под каким же номером находится нужный домик? К сожалению, нам пора домой.

Итог занятия – восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.