Конь м розовой гривой краткое содержание. «Конь с розовой гривой. «Конь с розовой гривой»: главные герои

Очень краткое содержание (в двух словах)

Мальчик Витя был сиротой и жил с бабушкой. Однажды она послала его за земляникой с левонтьевскими мальчишками, которые считались неблагополучными. Землянику бабушка хотела продать в городе, а за работу купить внучку пряник, в виде коня. Когда левонтьевские мальчишки уже насобирали ягоду, то устроили драку и всю землянику помяли. Тогда старший из них, Санька, подбил его на «слабо», чтобы съесть все ягоды. После того, как туесок Вити опустел, он набил его травой, а сверху положил ягод, так что казалось, то он полон. Ничего не подозревающая бабушка взяла его туесок и уехала в город. Когда она вернулась, то была так зла, что он от неё спрятался. Дед уговорил мальчика извиниться перед ней, что тот и сделал. Бабушка его простила, и даже оказалось, что она всё равно привезла ему пряник.

Краткое содержание (подробно)

В одной сибирской глубинке на берегу реки Енисей жил мальчик с бабушкой . Однажды она его послала за земляникой с соседскими ребятами. Собранную ягоду обещала продать в городе и купить ему «пряник конем». Пряник был белый в виде коня, облитый розовой глазурью там, где грива, хвост, глаза и копыта. В те времена о таком прянике мальчик мог только мечтать. Он гарантировал почет и уважение среди других деревенских ребят.

Чаще всего он играл с левонтьевскими ребятами, что жили по соседству. Их отец был бывшим моряком, нынче лесозаготовщиком, который раз в месяц приносил зарплату. Тогда в доме стоял пир горой. Отец любил выпивать, а мать, тетка Васёна, часто занимала у соседей деньги, в том числе и у бабушки мальчика. Бабушка не любила, чтобы он бывал у них, называла их «пролетариями», несолидными людьми. У них даже бани дома не было, все время мылись у соседей. Дядя Левонтий когда немного выпивал, пел песни, сажал мальчика за стол, угощал сладостями, жалел его, как сироту, но только он напивался, то все сразу разбегались. Дядя начинал ругаться, бить стекла в окнах, посуду, он чём утром сильно жалел.

Так с левонтьевскими ребятишками он пошел на увал за ягодами. Уже было собрано достаточно ягод, когда ребята затеяли меж собой драку. Старший заметил, что младшие вместо того, чтобы класть ягоду в посуду, кладут себе в рот и стал их ругать. В драке вся собранная ягода рассыпалась, помялась и была съедена. Затем все вместе решили спуститься к Фокинской речке, но тут заметили, что у мальчика еще осталась земляника. Санька , самый вредный из левонтьевских ребят, подбил его на «слабо» съесть все ягоды. Чтобы доказать, что он не жадина, мальчик высыпал все на траву и сказал: «Ешьте!». Самому достались всего несколько кривых, малюсеньких ягод с прозеленью. Жалко было, но что поделаешь.

О том, что его туесок опустел, он вспомни только к вечеру. От мысли, что бабушка устроит ему отчет да расчет становилось страшно, но он не показывал. Напустил на себя важный вид и еще говорил, что калач у нее украдет. А сам бабушку, как огня, боялся. Катерина Петровна, это не тетка Васена, ей не так просто соврать. По дороге левонтьевские ребятишки вели себя ужасно, много хулиганили. То ласточку убили камнем, то рыбку растерзали за некрасивый вид. Мальчика они подучили напихать в туесок травы, а сверху уложить слой ягод, чтобы бабушка не догадалась. Так и сделали.

Бабушка их радостно встретила, взяла посудину с ягодой и обещала купить мальчику самый большой пряник. А он весь трясся от страха, чуя, что обман скоро раскроется. К тому же, Санька на улице стал говорить, что выдаст его, если тот калач не принесет. За его молчание пришлось не один калач стащить. Всю ночь мальчик мучился, не спал. Утром решил во всем признаться, но бабушку не застал. Она уже уехала в город с «обманным» туеском. Мальчик жалел, что заимка деда находилась далеко. Там было спокойно, тихо и дед в обиду бы его не дал. Вскоре, от безделья он пошел с Санькой на речку рыбачить. Вечно голодные дети съели небогатый улов.

Из-за мыса показалась какая-то лодка. В ней сидела бабушка и грозила ему кулаком. Дома он спрятался в кладовке и думал о своем поступке, вспоминал о матери. Она когда-то тоже ездила в город торговать ягодой. Однажды лодка перевернулась и она утонула. На следующее утро приехал дед с заимки. Он посоветовал мальчику поговорить с бабушкой и попросить прощения. Ох, и срамила же она его, обличала в обмане, а потом посадила завтракать. А коня пряничного она ему все-таки привезла, такого дивного с розовой гривой. Столько лет прошло с тех пор, столько событий минуло, а он никак не мог забыть бабушкиного пряника.

Многомудрый Литрекон предлагает краткий пересказ произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой», который поможет Вам ознакомиться с сюжетом в сокращении. Основные события из книги переданы точно, но лаконично. Краткое содержание может быть полезно в подборе аргументов для рассуждения на уроках литературы или в написании сочинения.

(845 слов) Бабушка велела Вите сходить за земляникой вместе с соседскими «левонтьевскими» ребятишками. В награду бабушка пообещала внуку привезти ему из города пряник в виде коня. Витя был в восторге – белый конь с розовой гривой был мечтой всех соседских ребят.

Далее в рассказе говорится о семействе Левонтия, соседа, который заготовлял лес на бадоги для известкового завода. Когда Левонтий получал зарплату, его жена Васеня сразу шла по соседям отдавать долги, при этом денег никогда не считала, могла дать лишнее – рубль или три. Дом Левонтия был бедный и неустроенный, с множеством оборванных, вечно голодных ребятишек.

«Стоял он сам собою на просторе и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами».

Левонтий часто выпивал, дома ничего не делал, и любил петь песню о матросе, поскольку когда-то был моряком. У всех жителей в деревне была своя любимая задушевная песня.

Витя любил бывать в доме Левонтия. Когда хозяин получал зарплату, он всегда щедро угощал Витю, потому что тот был сирота. Семейство затягивало песню, хозяева высыпали на стол всё, что у них было, и начинался пир горой. А ночью после такого пира Левонтий буянил, бил стёкла и мебель в доме. Наутро он всё кое-как чинил, а через несколько дней его жена Васеня вновь просила в долг у соседей.

Во время сбора земляники левонтьевские ребятишки поссорились, из-за того, что младшие дети ели ягоды. Два брата подрались и раздавили всю землянику. Затем ребята пошли купаться и позвали с собой Витю, но тот отказался, поскольку ещё не заполнил свой туесок земляникой. Самый вредный из ребят, Санька, стал дразнить Витю, говоря, что тот трус и жадина. Витя принял это за вызов и, высыпав всю ягоду из туеска, пригласил ребят её съесть, при этом похвастался, что ещё украдёт у бабушки калач.

Ребята ещё долго играли и веселились, вбегали в тёмную пещеру – кто дальше забежит. Санька забегал дальше всех и хвастался, что не боится змей и домовых. Всем стало страшно от его рассказов, и ребятня припустилась бежать домой. Тут Витя вспомнил, что земляники у него нет, и ему стало не по себе, а ещё Санька его поддразнивал, спрашивая, как он покажется на глаза бабушке Петровне. Витя совсем расстроился, тогда Санька посоветовал ему натолкать в туесок травы, а сверху положить ягод, чтобы обмануть бабушку.

Левонтьевские ребятишки убежали домой, а Витя сделал по совету Саньки – набил туесок травой, собрал немного ягод и прикрыл ими траву. Бабушка ничего не заметила и похвалила внука.

«Восподь тебе пособил, восподь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу».

После ужина Витя снова вышел на улицу и рассказал Саньке, как ловко обманул бабушку. Санька снова стал его дразнить и грозился выдать Витю бабушке, если он не принесёт из дома калач. Витя пробрался в кладовку и украл калач, а потом брал ещё несколько, пока Санька не наелся. Ночью Витя долго не мог уснуть, всё переживал за свои плохие поступки, и решил всё рассказать бабушке, но сам не заметил, как уснул.

На следующее утро Витя думал о том, что хорошо было бы уйти к дедушке на заимку, что была в пяти километрах от села «в устье реки Маны», где были посажены овёс и греча. Но заимка дедушки была слишком далеко для Вити. Он решил снова пойти к Левонтьевским ребятишкам. Те собирались на рыбалку и потеряли крючок. Санька предложил Вите, чтобы тот принёс свой крючок, обещая взять Витю на рыбалку. Витя согласился.

Пока Санька сидел на реке с удочками, остальные ребята собирали дикий щавель, чеснок и прочую зелень. Санька поймал рыбу, ребята развели на берегу костёр и рыбу испекли. Затем ребята играли на берегу и ещё ловили рыбу. Витя думал о том, что скоро приедет из города бабушка, и сожалел, что всё так получилось. Санька посоветовал ему спрятаться и не выходить, пока бабушка не начнёт плакать и причитать. Но Витя не хотел так делать. Вдруг он увидел на реке лодку, в которой была бабушка, и бросился бежать. Он убежал на край села и зашёл в гости к своей родне. До вечера Вита играл там с ребятами и ужинал у родни, а потом тётя Феня отвела его домой.

Пока бабушка и тётя Феня разговаривали, Витя лёг спать в кладовке, и всё ждал, когда бабушка к нему придёт. Но та не приходила. Витя, пока не уснул, вспоминал о том, что ему рассказывали — как горевала бабушка, когда утонула его мать, как бабушка не уходила с берега шесть суток, а потом лежала на полу в избе в беспамятстве.

Утром Витя проснулся и услышал, как бабушка кому-то рассказывает про ягоды, которые он собирал. Витя увидел, что приехал дедушка – висел его полушубок. В это утро к бабушке приходило много соседей, и всем она жаловалась на внука, как тот обманул её с ягодами. Витя делал вид, что спит, пока дедушка не сказал ему попросить прощения у бабушки.

Мальчик пошёл к бабушке с раскаянием и за завтраком выслушал все её обличения. А потом бабушка подарила ему пряник – белого коня с розовой гривой. Витя запомнил это на всю жизнь.

«Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

Информация о книге

Название и автор книги Тема, идея книги Главные герои Сюжет Дата чтения
В.П. Астафьев

Конь с розовой гривой

Детство,урок от бабушки мальчик, соседские дети, бабушка Повествование в рассказе ведется от первого лица. Автор вспоминает случай из своей жизни, который произошел, когда он был еще мальчиком. Однажды бабушка отправила его в лес за земляникой, пообещав, что если он наберет полный туесок ягод, то она привезет ему из города пряник в виде коня с розовой гривой. В лес он пошел вместе с соседскими ребятами. Ребята увидели, что у героя много земляники. Они его уговорили съесть ягоду вместе, а в туесок положить травы и лишь немного ягоды сверху.

Принес туесок бабушке, которая его похвалила. Проверять ягоды она не стала, утром поехала на рынок продавать ягоды. Утром он проснулся с твердым намерением тут же все рассказать, но опоздал – бабушка уже уехала в город. Ему было очень стыдно. Домой он вернулся только вечером, и тут же юркнул в кладовку, чтобы не встречаться с бабушкой. А бабушка рассказывала всем соседям о том, что он вытворил. Отдала мальчику заветный пряник и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

29.06.2015

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

Астафьев В.П. (1924 г.-2001г.)

Виктор Астафьев родился в Красноярском крае. Детство писателя было трудным. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятит повесть "Перевал". Астафьев побывал даже в беспризорниках, воспитывался в детдоме. Здесь добрые, умные учителя пробудили в нем интерес к писательству. Одно его школьное сочинение признали лучшим. У этого сочинения очень характерное название: "Жив!" Позже события, описанные в нем, предстали в рассказе "Васюткино озеро". Разумеется, в новой форме, по-писательски. Весной 1943 года рабочий Виктор Астафьев уже на фронте, на передовой. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. После войны будущий писатель сменил много профессий, метался, как он сам скажет, по разным работам, пока в 1951 году в газете "Чусовской рабочий" не был опубликован первый рассказ, и стал он газетным, литературным сотрудником. Отсюда и начинается его собственно творческая биография. Потом он закончил Высшие литературные курсы. Произведения, созданные Астафьевым, хорошо известны. Это книги о войне, о мире, о детстве, многочисленные рассказы и повести "Перевал", "Стародуб", "Кража", "Звездопад", "Пастух и пастушка", "Последний поклон". Настоящим событием в литературе стало произведение "Царь-рыба. Повествование в рассказах" (1972-1975). Автор - не любопытствующий собиратель географических сведений, а человек, с детства изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в ее красоте и правде. Многое в повести вызывает восхищение. Живопись, богатство красок, размах, буйство и удаль языка, дар реалистического описания создают высшую достоверность. Талант создания характеров столь колоритных и зримых, что, кажется, стоит поехать - и встретишь их на берегах Енисея: Акимку, Колю, Командора, Грохотало...

Будущее - это дети. Вот почему такая озабоченность: "Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда". Вспомним рассказ "Уха на Боганиде". Из памяти прошлого, из дальних голубых пространств возникает этот островок жизни на северной земле. Послевоенное время. Бедно, скудно живут люди. С беспощадной правдивостью выписывает Астафьев быт рыбаков. Но нигде, ни единой строчкой автор не взывает к чувствам горечи и печали. Напротив, повествование согрето любовью и доверием к людям трудной судьбы, которые артельно, сообща растили и согревали детей, закладывая в их души здоровую, трудовую мораль. В этом видит автор истинное течение жизни. Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.

Последнее время Виктор Петрович жил на родине, в селе Овсянка. Умер после тяжелой болезни 29 ноября 2001 года в г. Красноярске, похоронен в селе Овсянка.

Год написания: 1963

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: Бабушка и её внук Витя

Астафьев - мастер поучительных историй для молодёжи и детей, прочитав краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» для читательского дневника, юный читатель сможет убедиться в этом сам.

Сюжет

Сироту Витю воспитывала бабушка. Он мечтал о белом прянике в форме коня. Бабушка попросила внука насобирать короб клубники в лесу, чтобы на полученные от продажи ягод деньги, купить внуку пряник.

Мальчик был готов выполнить задание, но заигрался с соседскими детьми. Когда пришла пора идти домой, мальчик нарвал полный короб травы, а сверху уложил ягоду. Бабушка не поняла обмана и унесла короб продавать.

На следующее утро старушке пришлось разбираться с покупательницей. Витю отругали. Ему стало очень стыдно за обман. Он был согласен на любое наказание и полностью раскаялся. Любящая бабушка после обеда вручила внуку долгожданный пряник. Этот урок запомнился мальчику на всю жизнь.

Вывод (моё мнение)

Воспитывать нравственные качества в детях необходимо с малых лет. Обман к хорошему не приведёт.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Главные герои

Главный герой (рассказчик) – сирота, внук Катерины Петровны, от его лица идет повествование в рассказе.

Катерина Петровна – бабушка главного героя.

Санька – сын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят» .

Левонтий – бывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Бабушка отправляет главного героя с соседскими, левонтьевскими ребятами за земляникой. Женщина пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей» . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые» . С таким пряником «сразу почету столько, внимания» .

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах» , заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу» .

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать» . Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал» . Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали брать землянику» . Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Сашка начал дразнить главного героя, что он боится бабушки, называть его жадным. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята весь день провели гуляя. Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны» , так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда женщина уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит» .

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку» . Ее «почти волоком утащили домой» , и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка каждому, кто наведывался к ним, рассказывала, как продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке» и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство» мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая, чтобы он больше никогда ее не обманывал.

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой» .

Заключение

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 4319.