Когда Вам нужен Коуч? Как выбрать Коуча? Коучинг. Кому и зачем он нужен? Как появился коучинг

В наше время многие известные люди - спортсмены, актеры, руководители компаний из списка Fortune 500, и др., пользуются услугами коуча. В Англии проводился эксперимент, благодаря которому было подтверждено, что человек, работающий с коучем, достигает своей цели в 15 раз быстрее, чем, если бы он шел к ней сам.

Среди известных руководителей, которые пользовались услугами коуча и внедряли коучинг как методику управления - экс-председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт .

С 2001 по 2011 год Эрик занимал должность генерального директора Google и вместе с учредителями - Сергеем Брином и Ларри Пейджем - координировал деятельность компании в сфере разработки технологий и развития бизнеса. Под его руководством компания существенно расширила свою инфраструктуру и ассортимент продуктов, сохранив при этом сильную инновационную культуру.

В известном интервью для Fortune Managize Эрик Шмидт сказал:

«Лидеры получают столько разных советов. Я даже не знаю с чего начать. То, что приходит на ум - это нанять коуча.

Член правления в 2002 году Джон Доер (John Doerr) сказал мне: „Тебе нужен коуч“ .

Я ответил: „Мне не нужен коуч. Я успешный управленец. Зачем мне коуч? Что-то не так?“ .

Он ответил: „Нет, нет. Тебе нужен коуч. Всем нужен коуч“ .

Таким образом, Бил Кембел (Bill Campbell) стал моим коучем и принес Google очень много пользы.

У каждого знаменитого спортсмена, у каждого известного успешного человека есть свой личный тренер (коуч), который наблюдает за его действиями и говорит: „Ты именно это имел в виду? Ты действительно хочешь сделать это?“ и дает ему более четкое видение будущего (перспективы). Один аспект, в котором люди неэффективны, это способность видеть себя глазами других. Коуч по-настоящему помогает.»

Сначала Эрик нанял коуча себе, а затем и сам стал с помощью коучинга раскрывать потенциал каждого сотрудника.

Елена Исинбаева - российская прыгунья с шестом, двукратная олимпийская чемпионка, обладательница бронзовой медали Олимпийских игр 2012 года, в одном из интервью сказала:

«Если тренер занимается „прокачкой“ навыков, улучшением физической подготовки, то коуч раскрывает внутренний потенциал спортсмена.»

Еще один яркий пример - Стив Джобс .

Коуч Стива Джобса Майк Маккула еще в 1979 году помог ему открыть для себя концепции концентрации внимания на трех навыках:

  • эмпатия,
  • фокус на главном,
  • использование иррациональности мышления людей.

Джобс говорил: «Благодаря Майку я понял, что люди действительно оценивают книгу по ее обложке». Поэтому он уделял огромное внимание упаковке своих гэджетов. Он лично занимался разработкой дизайна коробки для iPod и внес свое имя в патент этой упаковки. Джобс говорил: «Мы хотим, чтобы те ощущения, которые вы испытываете, открывая упаковку iPhone или iPad, задавали тон восприятию самого продукта».

Также, Стив Джобс в одном из интервью выразил следующую мысль:

«Здорово, иметь такого человека, который постоянно напоминает нам о том, что мы на верном пути и что мы движемся к цели. Ведь у нас невероятное количество работы. И когда тебе нужно пройти тысячу миль, и ты делаешь только первый шаг, кажется, что путь - нереально длинный. И очень помогает, когда кто-то говорит: да, вы на один шаг ближе к цели, цель реальна, это не мираж. Так что если вам предстоит долий путь, нужно постоянно напоминать себе об этом.»

расписание тренингов 2019 в кемерово — Жмите на Картинку!

Коучинг – это беседа между коучем (специалистом) и клиентом («чемпионом»). В результате этой беседы создается неотразимый образ будущего, от которого клиент уже не может отказаться. Он настолько хочет это получить, что он начинает действовать. Если коротко, коучинг – это умение и способность мечтать и вдохновляться. Коучинг помогает открыть в себе внутреннего гения, раскрыть свой внутренний потенциал.

Коуч – это человек, который задает вопросы и тем самым помогает клиенту (чемпиону) составить свой план и начать действовать! Что еще делает коуч?

  1. Задает вопросы
  2. Принимает клиента таким, какой он есть
  3. Проявляет искренний интерес к своему «чемпиону»
  4. Ориентирует на будущее и помогает клиенту ориентировать его
  5. Поддерживает через вопросы, дает поддерживающую обратную связь
  6. Помогает обойти психологические внутренние блоки, ограничивающие убеждения.

Чего коуч не делает?

  1. Не навязывает свою точку зрения
  2. Не оценивает, не дает интерпретаций
  3. Не застревает в негативном прошлом клиента. Он ходит только за позитивным прошлым.
  4. Не доминирует в общении, не дает советов и оценок.

Коучинг – это работа по созданию будущего через задавание волшебных вопросов, работа по созданию «чемпионов» . В коучинге коуч и клиент («чемпион») сидят вместе и смотрят в одном направлении.

Задача коуча – создать такую атмосферу, где клиент расслабляется, где он начинает в этой атмосфере проявлять свое творчество. Благодаря коучу фокус внимания клиента происходит на позитиве . И следует то, чего хочет клиент.

В результате коуч-сессии человек сам составляет свой план действий, сам оценивает результат, сам действует и сам берет ответственность за результат.

Коуч не меняет ценности человека. Он через задавание вопросов исследует истинные потребности, чего на самом деле хочет клиент («чемпион»), зачем ему это нужно.

Некоторые путают понятия и коуча называют наставником . Это вовсе не так, потому что наставник – это узкий специалист в чем-либо, эксперт.

Коуч – это вообще не эксперт . И коуч может быть наставником для кого угодно. Он может быть наставником для финансового директора, вообще не разбираясь в бухгалтерском учете. Коуч – это не наставник. Наставник всегда передает свой опыт, а коуч помогает человеку раскрыть свой потенциал.

Этапы коуч-сессии

Самая простая коуч-сессия происходит в 4 этапа.

Этап 1 – вдохновение.

Это этап, когда задаются вопросы. Этот этап дает стимул выйти за рамки каких-то ограничений и сомнений.

  • «Чего ты хочешь?»
  • — «О чем мечтаешь?»
  • — «Какая твоя цель?»
  • — «Какие твои желания?»
  • — «Расскажи об этом, опиши это, по-крупному чего такого хочешь».

Этап 2 – внедрение, написание планов

Вопросы, задаваемые на этом этапе:

  • — «Как ты видишь, как этого достичь?»
  • — «Какие стратегии видишь?»
  • — «Какие планы предлагаешь по достижению этого?»
  • — «Как это можно было бы сделать?»

Этап 3 – инициатива

Вопросы, задаваемые на этом этапе:

  • — «Почему это важно?»
  • — «Зачем это нужно тебе?»
  • — «Что еще это тебе дает?»
  • — «Что важного там для тебя?»

Этап 4 – завершение

  • — «Как ты поймешь, что ты достиг этого результата?»
  • — «По каким критериям ты поймешь?»
  • — «Как ты увидишь, что пришел к своей цели?»
  • — «Как я это увижу?»
  • — «Как другие это увидят?»

Это самая простая коуч-сессия 🙂

Но не все подходят для коучинга!

Есть три типа людей по уровням к открытости к изменениям:

  • 1. Жалобщики:

Это люди с сознанием мухи, которые видят все плохое, фокусируют свое внимание только на плохом. Они вроде бы хотят изменений, но они совершенно не верят. Их психика задавлена полностью. Они не верят, что они могут. Они только фокусируются на том, что у них не получится. Причем, они получают огромный кайф от какого-то страдания, от неудач. Там есть вторичные выгоды. Во-первых, не надо ничего делать, не надо брать ответственность. Они оправдывают себя и обвиняют других. И они получают некий вкус от этого, наслаждение, когда они оправдывают себя. Это дает им спокойствие, безопасность, потому что не нужно брать ответственность, не нужно ни за что отвечать. Хорошо находиться в зоне комфорта. Они могут воспринимать информацию, но только делать вид, что они ее воспринимают. На самом деле никаких изменений не будет. Коучинг им не подходит.

  • 2. Посетители:

Им интересно, любопытно, но не настолько интересно, что они готовы работать, брать ответственность, рассказывать об этом, исследовать это. Они говорят: «Ну да, но это не про меня! Я такой особенный. У меня есть свои концепции, убеждения. Я знаю, как это сделать. Я сам добьюсь своего результата».

  • 3. Достигаторы (создатели):

Они верят, они хотят, они знают, чего они хотят. Или, по крайней мере, могут исследовать этот вопрос с помощью коучинга. Но они не знают, как этого достичь. Им нужно давать инструменты, знания, помогать в этом достижении плана. Они действуют. Для них коучинг идеально подходит.

Структура коуч-сессии:

  1. Заключаем контракт
  2. Создаем результат, чего мы хотим
  3. Клиент пишет свой гениальный план
  4. Он может дать оценку своему плану и анализ
  5. Даем домашнее задание. Определяем четкие сроки, даты, конкретные шаги
  6. Спрашиваем, что было ценным, что было важным.
  7. Благодарим

Нужен коуч Кемерово или онлайн?

Продвижение новой бизнес-услуги у нас обычно начинается с попыток объяснить, как «это» переводится с «бизнес-английского» на «деловой русский» и чем «это» не является. Коучинг - не консультирование, не наставничество, не психотерапия... В простом переводе с английского «coaching» означает тренерство. Смысл современного коучинга проще всего понять, проследив историю его возникновения и развития на Западе.

Американские эксперты считают, что само понятие «коучинг» изобрел американец по имени Томас Леонард. В 1980-х годах он занимался финансовым консультированием своих клиентов (частных и корпоративных), оказывал услуги по финансовому сопровождению и планированию. В какой-то момент Леонард заметил, что его наиболее успешные клиенты хотят не просто консалтинга, а более «личных» советов в области профессиональной жизни. Повторим, что это были люди состоятельные, по-американски удачливые, занимающие руководящие посты в бизнесе. Кто-то из них хотел узнать и научиться новым «технологиям реагирования» на события в профессиональных ситуациях, кто-то мучился оттого, что всего уже достиг, и не знал при этом, как сформулировать себе цели дальнейшей жизни. Леонард, человек с опытом в сфере консалтинга и психологии, взялся им помочь. А чтобы «формализовать» услугу, принял для себя название «коуч» - тренер. Так родился коучинг.

В американской среде слово быстро прижилось. Воспитанным на культе успеха американцам понятно, что личный тренер значительно увеличивает шансы на победу. В 1990-х годах коучинг получил широкое распространение, появились различные виды коучинга, сформировалась его идеология. Коучинг стали делить на «личный» и «деловой», в рамках каждого направления образовались «подвиды». Сейчас в США есть даже «коучинг пенсионеров». Со временем многих экспертов перестало удовлетворять простоватое понятие «тренерство». Чтобы обеспечить услуге лучший «промоушн», некоторые авторы стали производить понятие «coaching» от «co-achieving»- «со-достижение». Продукт с более «глобальным» звучанием и стоит дороже.

Коучинг - это не... Это «да»

Большинство статей, написанных профессионалами, начинаются с объяснений, что коучинг - это не консалтинг, не наставничество и не психотерапия.

В консалтинге клиент покупает у консультанта готовое решение проблемы. Консультант, конечно, аргументирует свое предложение, но не учит клиента решать проблемы вообще. В будущем купленное решение неприменимо при малейшем изменении условий задачи.

В наставничестве более опытный человек передает свои знания менее опытному. Таким путем можно усвоить опыт наставника и попробовать применить его в своей работе. Но наставник не может научить человека чему-то, чего не знает сам.

В психотерапии пациенту помогают понять ошибки, совершенные в прошлом. Затем психотерапевт предлагает способ исправить в настоящем те психологические искажения, которые были инициированы ошибкой.

В отличие от вышеперечисленного, коуч помогает клиенту научиться по-новому решать проблемы, реагировать на явления, ориентироваться в ситуациях, ставить цели и достигать гармонии в своей деятельности с окружающей средой. Конечно же, клиент коуча - это не пациент психотерапевта. В личностном коучинге это руководители или топ-менеджеры, яркие личности, которые прошли в жизни очередной профессиональный этап и хотят максимально эффективно освоить новый. Тренера они обычно ищут «под задачу». Настоящий VIP-коучинг можно объяснить с помощью аналогий из образования или спорта.

Например, студент в университете изучает «технологии» менеджмента. Затем начинает работать и на практике постигает, как их применять в работе. Это обычный тренинг. А личный тренинг начинается тогда, когда тренер-виртуоз помогает ему понять, какие из всех возможных технологий наиболее подходят под его личность, его характер, его ресурсы. «Подходят» с точки зрения его целей, разумеется. И в этой работе тренер неизбежно должен помочь клиенту лучше понять свою личность и свои цели на этом этапе жизни.

Людям очень трудно проделать такую работу самостоятельно, потому что для этого надо в какой-то момент посмотреть на себя со стороны. Мы не делаем этого и используем небольшую часть своих ресурсов. С новичком или обычным служащим никто не будет возиться - зато топ-менеджер имеет возможность обрести тренера и развить свои преимущества до новых высот.

Другой пример можно взять из конного спорта. Даже выдающиеся всадники, олимпийские чемпионы нуждаются в тренере. Просто потому, что не видят со стороны своей посадки. Нужен кто-то, кто не сидит с тобой на лошади, а пристально смотрит на тебя со стороны и комментирует происходящее. Конечно, тренер чемпиона не ограничивается этим - он помогает всаднику раскрыть индивидуальные возможности до конца. И он всегда учитывает характер спортсмена и той лошади, на которой спортсмен едет.

Когда рождается необходимость

С точки зрения «большого бизнеса», коучинг - это естественный шаг в развитии сферы услуг для менеджмента.

Ко второй половине ХХ века менеджмент в развитых странах стал утилитарным. Лидерами становились компании, которые внедряли в производство новые технологии. А максимальная эффективность достигалась с помощью технологий управления. «Технология» и «эффективность» - ключевые понятия в мировоззрении той эпохи. На их фундаменте сложилась идеология менеджмента персонала. Сотни тысяч высококвалифицированных, правильно мотивированных «винтиков-управленцев» скрепляли огромные механизмы транснациональных корпораций.

Но построенная система росла до какого-то предела, а потом стала себя перерастать. Эффективность во многих крупных компаниях к концу века снизилась, западные менеджеры в массе своей стали терять творческое начало - несмотря на мотивацию. Вновь возникла нужда в вождях и лидерах, креативных личностях. И практика родила новые идеи и средства. Коучинг - одно из них.

Можно сказать, что коучинг - это инструмент работы с «виртуальными реальностями» бизнеса через усовершенствование принципов работы тех людей, которые определяют жизнь компании. Нестандартное решение руководителем какой-нибудь застарелой проблемы может в масштабах корпорации принести прибыль в десятки миллионов долларов - иногда даже без инвестиций. Если существует тренерство, которое способно помочь почти каждому руководителю развиваться дальше, то спрос на эту услугу гарантирован.

С ростом числа людей, получивших позитивный опыт коучинга, для новой услуги стали открываться все новые и новые области. Постепенно возникла изощренная специализация: коучинг для топ-менеджеров, финансовый, маркетинговый, организационного развития, служб персонала, коучинг в области малого бизнеса, в сфере партнерства, лидерства, командный, спецпроектов и т.д. Существует также мотивационный коучинг, коучинг устранения проблем, управления временем, коучинг стиля и профессионализма, карьеры, достижений....

В 1990-х коучинг проник в Россию. И до сих пор ищет себе место на ее необъятных просторах.

Российский коучинг

В России коучинг проходит тот же путь, который до него одолели консалтинг или корпоративные тренинги. Вспомним, как утверждались у нас эти услуги в 1990-х. Вначале появились малоизвестные понятия, затем они стали модными. Были фирмы, которые заказывали консалтинг или тренинги у «специалистов» - и получали порцию бесполезной болтовни или перепечатку из неизданных у нас учебников по менеджменту. Дорого поплатившись (в прямом смысле) за свой эксперимент, эти фирмы надолго приобретали иммунитет к предложениям «профессионалов». Тем не менее крупные компании (московские или с западными инвестициями) смысл услуг понимали и предъявляли на них спрос. Через некоторое время рынок начал стабилизироваться, появился позитивный практический опыт, сформировались деловые репутации. Дело пошло.

Подобное происходит и с коучингом, только до стабилизации здесь еще далеко. Часть современных российских коучей завоевали своих первых клиентов по тому же принципу, что и американец Томас Леонард. Они успешно работали в сфере бизнес-консультирования или обучения, имели общение с интересными руководителями и в какой-то момент почувствовали, что могут зарабатывать коучингом. Ведь стартовый капитал в этой области - это доверие людей, которые могут быть твоими клиентами. Если квалификация позволяла, они делали успешный дебют - а дальше начиналось постепенное развитие.

Со временем услуги коучинга начали предлагать и компании, занимающиеся обучением. Они имеют клиентскую базу и возможности продвижения коучинга как одной из услуг компании. Надо сказать, что до сих пор в России (да и в любой другой стране мира) очень мало компаний или людей, которые занимались бы исключительно коучингом. У большинства специалистов есть другие занятия и источники дохода.

Вместе с рождением нового рынка на него обязательно устремляются шарлатаны и дилетанты. При том, что качественный коучинг в России, по мнению специалистов, развит очень слабо, а подавляющее большинство успешных примеров приходится на Москву и Санкт-Петербург, желающих «потренировать» российских топ-менеджеров с каждым годом становится больше. В принципе, любой экономический вуз страны может провести для своих студентов семинар по коучингу или курс переподготовки для людей с дипломами. После этого некоторые выпускники дают объявления в СМИ и Интернете о своей готовности работать коучем. Естественно, у руководителя - со всем его жизненным и профессиональным опытом со времен перестройки - эти предложения вызывают смех. Чтобы научить такую личность неким «изыскам» в построении жизни и функционирования, коуч сам должен быть личностью не менее яркой.

Критерии оценки

Итак, представим ситуацию: «бизнес-спортсмен» Икс ищет себе личного тренера. Возможно, Икс - это топ-менеджер крупной компании, которая доросла до того, чтобы стремиться к максимально эффективному менеджменту, к его «персонализации». Или в работе управляющих компании есть проблема, устранение которой находится в компетенции Икс. Или Икс хочет насладиться своими достижениями, открыть для себя новые приемы поведения, отношения к ситуациям и людям, сделать свою жизнь более интересной. Или переорганизовать работу так, чтобы получить больший досуг. Как Икс может найти под свою задачу хорошего коуча?

Можно обратиться в авторитетную компанию, которая среди прочих бизнес-услуг предлагает коучинг. В некоторых из компаний клиенту предлагают встретиться с несколькими кандидатами на роль тренера и выбрать того, кто понравится больше. Но обращение в компанию, занимающуюся коучингом, не гарантирует, что клиент получит именно VIP-уровень и не испытает разочарования. Сами «коучи» не могут прийти к согласию - сколько, например, в Санкт-Петербурге «настоящих» специалистов (и кого вообще можно считать «настоящим»).

Другие находят тренера по рекомендации. Рекомендация - самый надежный сертификат качества в коучинге. Ведь формальных оснований для занятий этим видом деятельности нет. Работа коучей не сертифицируется, единой ассоциации они не создали. И в деловом, и в личностном коучинге успешно действуют «коучи-индивидуалы». Они идут от одного сотрудничества к другому, не вступают в ассоциации, не организуют компании. «Организованные» коучи называют их «теневыми» тренерами. Для клиента же важен только результат сотрудничества с коучем, а не разборки в их среде. Если он удовлетворен результатом, то приводит тренеру нового клиента.

Впрочем, большинство специалистов высказывают мысль, что с развитием коучинга в России ситуация стабилизируется. Появятся и сертификаты, и ассоциации, и единые подходы к обучению специалистов. А пока критерием выбора остается соответствие между личностью тренера и теми ожиданиями, которые клиент имеет перед обращением.

Если же говорить о критериях оценки сотрудничества, то большинство специалистов предлагают ориентироваться на результаты клиента. Когда компания клиента развивается, ее обороты увеличиваются, появляются новые интересные проекты, новые цели, сам клиент начинает выходить на те позиции, о которых мечтал и к которым стремился, - значит работа коуча была эффективна.

Процесс работы

В работе с коучем есть общие принципы, которые прослеживаются при любых вариациях. Во-первых, коуч - это всегда «человек со стороны». Он не может быть ни членом команды, ни партнером того, с кем работает. При любых обстоятельствах он остается внешним, независимым специалистом. Он способен хранить конфиденциальность информации, устанавливать доверительные отношения с клиентом и сопереживать его успехам и неудачам.

Это элементарные требования, без выполнения которых нет смысла говорить о дальнейшем. Конечно, хорошо, когда отношения начинаются с чего-нибудь более привычного, менее личного, чем коучинг. Например, с услуг консалтинга. Если клиент почувствовал доверие к консультанту как к личности и как к профессионалу, то консультации становятся индивидуализированными, естественно перерастают в совместное творчество по реализации целей клиента. В этом случае гораздо проще решаются и вопросы оплаты. Клиент создает у себя представление о степени «эксклюзивности» услуги и определяет, сколько он готов за это заплатить. А коуч решает, сколько энергии и времени он может при такой оплате вложить в сопровождение клиента. Кроме того, оба могут корректировать свои позиции с учетом обстоятельств.

Но специалисты стремятся сделать коучинг самостоятельной областью услуг. Для этого отношения надо формализовать, выработать правила игры. Сегодня процесс коучинга уже имеет некоторые такие правила.

Обычно совместная работа начинается с интервью. В ходе интервью определяется, какие у клиента цели и ожидания. Фактически интервью закладывает фундамент. Коуч составляет для себя психологический портрет клиента, определяет его сильные и слабые стороны (с точки зрения цели, разумеется) и формулирует свою позицию. Коуч и клиент обсуждают настоящее и будущее своего партнерства, в этот момент определяется их совместимость - от «мировоззренческих» планов до технических вопросов оплаты. Если отношения складываются, начинается коучинг.

Он может включать в себя индивидуальное консультирование по деловым и личным вопросам; определение базовых психологических преимуществ клиента, его успешных стратегий поведения, основных проблем и ограничений с целью их дальнейшей коррекции и компенсации; персональные тренинги; психотерапию, индивидуальную работу со значимыми лицами из ближайшего окружения клиента. И, конечно, сопровождение - участие в повседневной деловой жизни клиента (совещания, переговоры, принятие решений, публичные выступления, различные рекомендации, вплоть до выбора гардероба, дизайна офиса и т.д.).

Для настоящего коуча очень важно вместе с клиентом прояснить его «жизненную миссию». Ведь люди часто попадают в ситуацию, когда подсознательно стремятся к одному, а умом формулируют себе другие цели. Так происходит под влиянием окружения, или традиции, или привычки. Надо понять, чего же клиент на самом деле хочет, - тогда коучинг принесет ему максимальную пользу. Например, клиент хочет стать лидером на рынке, или выйти на международную арену, или занимать стабильное положение на локальном рынке и посвящать себя семье, или стать миллиардером, или реализовать свои идеи, или получить известность.

А когда настоящая цель определена, коуч и клиент намечают пути ее достижения. Для этого важнее всего понять - какие у клиента ресурсы. Именно здесь практически невозможно обойтись без помощи личного консультанта, который смотрит на ситуацию клиента со стороны. Консультант помогает клиенту по-новому взглянуть на себя и свой бизнес, включить внутренние резервы, привести в действие систему мотивации, развить личностный потенциал, правильно позиционировать себя и сформировать соответствующий имидж.

Конечно, если коуч видит, что цели клиента недостижимы, он должен сказать ему об этом. Настоящий коуч уважает себя и своего клиента. Он организует ему информационное поле, помогает определить плюсы и минусы тех или иных решений, предлагает какие-то возможности компенсирования отказа от той или иной цели. Но принятие решения все равно остается за клиентом. Условно говоря, если шестидесятилетний директор банка поставит цель стать космонавтом, его личный консультант обязан представить ему реальную картину. Если же человек все-таки настаивает на своем, он должен быть готовым нести ответственность за принятые решения.

Коучинг в России постепенно развивается, поскольку обещает клиентам высокие результаты. Негативные примеры, «замусоренность» рынка тормозят, конечно, его развитие, но остановить не могут. Клиенты, которые представляют себе возможности коучинга, продолжают искать тренера даже в том случае, если первые попытки оказались неудачными.

С момента, как я начала практику коуча, постоянно слышу этот вопрос. Давайте разберёмся…

Коучинг — это пространство для формирования себя истинного, осознания своих желаний и целей, для поиска собственных решений, создания своего индивидуального пути к наилучшему результату и своей лучшей жизни в целом.

Смысл и задача коучинга — в движении к цели, в партнёрстве, стимулирующем работу мысли и креативность человека, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал. Это сотрудничество помогает человеку добиваться реальных изменений и результатов в своей личной и профессиональной жизни, эффективно решать различные жизненные задачи.

И методы трансформационного коучинга позволяют достичь значимых долгосрочных результатов. Задача коуча — использовать техники и инструменты, чтобы помочь человеку сгенерировать собственные, индивидуальные наилучшие для него решения, а затем поддерживать его в их исполнении.

Трансформация — это изменения, и в данном случае мы говорим о позитивных, прогрессивных и эволюционных изменениях, имеющих долгосрочный эффект. И трансформационный коучинг не является прорывным, он подразумевает постепенные и гармоничные изменения.

Внутри каждого человека уже есть нужные ему ресурсы — таланты и способности, сила и характер. Сотрудничество с коучем позволяет высвободить эти ресурсы, эти силы, энергию и мотивацию для максимального развития личности и успеха в жизни.

Вот основные принципы коучинга:

  • Ориентация на решения — коуч помогает человеку достигать своих истинных целей, вместо того чтобы позволять ему концентрироваться на прошлом опыте и искать причины неудач.
  • Системный подход — коуч поддерживает целостность личности человека и фокус внимания на то, что изменения, которые происходят в одной из сфер жизни, на самом деле влияют более масштабно на картину всей его жизни.
  • Концентрация на человеке — коуч абсолютно верит в то, что у человека есть все ресурсы и навыки для достижения своих целей, уважает его планы действий и те результаты, которых он хочет достичь. Коучинг — это пространство, свободное от советов.
  • Ориентирован как на ценности, так и на действия — следуя плану изменений в специфичных, вдохновляющих человека шагах, он создаёт для себя фундаментальные изменения в отношениях, поведении и сформировавшихся привычках.
  • Развитие осознанности — во время трансформационного коучинга человек расширяет осознанность себя и своей жизни, отношений, своих целей и их достижения, что создаёт основу для дальнейшего развития и движения вперёд.

В ходе коуч-сессий мы проясняем и структурируем цели. Во время общения коуч создаёт позитивную атмосферу для того, чтобы определить и уточнить глубинные ценности человека, на основе которых и будет проведена работа с целями. После выяснения целей и потребностей разрабатываются стратегии и подходы, лучше всего работающие именно для этого конкретного человека, мобилизуются все внутренние резервы и устраняются внутренние барьеры. Это — ювелирная, конфиденциальная и очень плодотворная работа.

Следует отметить, находит эти решения не коуч, а именно сам человек. Задача коуча только помочь ему в этом. Коуч в этом случае играет роль, можно сказать, своего рода отражения для ума человека, ведь у каждого — свой индивидуальный путь в этой жизни. И только вы сами можете создать своё лучшее будущее.

Коучинг точно для вас, когда:

  • вы готовы действовать, чтобы создать своё желаемое будущее;
  • вы хотите изменить свою жизнь или улучшений в определённой сфере или в целом повысить качество своей жизни;
  • вы хотите осуществить свою мечту или цель или решить определённую задачу (вопрос, реализовать проект) наиболее подходящим способом и научиться получать удовольствие от самого процесса её достижения;
  • вам важно самостоятельно добиваться результатов, используя все свои потенциальные возможности по максимуму;
  • вам необходимо повысить свою эффективность и ответственность; вы хотите научиться ставить истинно ваши цели и осуществлять их;
  • вы стремитесь достичь сбалансированного успеха во всех областях вашего бизнеса и жизни.
  • вы, наконец, хотите найти ответ на давно мучающий вас вопрос и принять решение.

Однако вся наша жизнь состоит из череды различных положительных и не очень… ситуаций, событий, мыслей, эмоций, принятых решений. Бывает, каждый день человек совершает похожие одно на другое действия, и иногда начинает казаться, что это бесконечное хождение по кругу, вырваться из которого самостоятельно, порой, очень сложно. Человек понимает, что то, как он живёт, его не так уж и устраивает, что работа не приносит удовлетворения, что события происходят не так, как хотелось бы. А иногда уже не совсем понимает, что же действительно хочет.

И здесь коучинг позволит человеку взглянуть на свою жизнь свежим взглядом — как будто со стороны, поможет в расставлении приоритетов, в пересмотре и изменении ситуаций и определении новых действий в нужном направлении. В сотрудничестве с коучем человек посмотрит на свою жизнь другими глазами — глазами своих возможностей!

Так зачем же нужен коучинг?

Чтобы найти свои истинные желания и реализовать их. Чтобы менять свою жизнь к лучшему. Чтобы двигаться в сторону счастья, здоровья и богатства.

Чтобы понимать и осознавать происходящее в жизни, семье, отношениях, в карьере, бизнесе.

Чтобы видеть пути развития себя как личности, пути развития отношений, карьеры и бизнеса.

Чтобы принимать себя настоящего и понимать себя.

Чтобы открыть и укрепить веру в себя и свои способности, в свою уникальность и свой успех.

Чтобы доверять себе и миру, своим близким и детям.

Чтобы найти силы идти вперёд по выбранному пути. Осознать свои ценности и ответить на вопрос: зачем и куда я двигаюсь в жизни?

Чтобы раскрыть в себе гибкость, умение слышать, чувствовать, распознавать и быстро реагировать на изменения в мире.

Чтобы быстрее достигать поставленных целей и воплощать свои желания.

Чтобы максимально эффективно решать любые жизненные задачи, чтобы то, что раньше было непостижимо, сейчас решалось быстро, легко, "на раз".

Чтобы не останавливаться на достигнутом. Чтобы подключить все возможные ресурсы. Чтобы преодолеть страхи и самосаботаж, который порой возникают.

Вообще-то, коучинг — это про каждого их нас! Коучинг — это о жизни в удовольствии!

Коучинг – одно из множества новых слов, ворвавшихся в нашу жизнь и ставших привычными раньше, чем люди их до конца осмыслили. Коучинг – что это такое?

Это не тренинг, хоть у них много общего, не направление психотерапии, не консультирование. Коучингом занимаются самые разные люди, с гордостью называющие себя коучами, но нередко с трудом объясняющие принцип своей деятельности.

А дословный перевод слова «коуч» еще больше сбивает с толку, потому что переводится это понятие с английского как «карета», «повозка».

Если вы не видите цель в жизни, или она кажется труднодостижимой, если вы устали бежать по кругу за призрачной «морковкой», то вам нужна «карета». Она с комфортом довезет вас до вершины успеха по кратчайшему пути. Это и есть коучинг.

Коучинг – это личностно ориентированная деятельность, которая обеспечивает условия для самореализации человека и сопровождает его на пути к успеху.

Специалист, осуществляющий это сопровождение и создающий условия, и называется коуч.

Зачем нужен коучинг

Это сравнительно молодое явление в социальной жизни общества, ставшее известным в конце 1990-х годов в Великобритании и США. Но уже сегодня, по данным статистики на сайте WPA – «Академии коучингового мастерства», в США около 50 тысяч человек относят себя к профессии «коуч».

И количество их постоянно увеличивается. В России пока коучей значительно меньше. Согласно данным интернет-журнала «Секреты фирмы», их насчитывается всего 3 тысячи, но, по прогнозам, за ближайшие 5 лет эта цифра должна увеличиться в 15 раз.

Коучинг необходим в сложной ситуации, когда человек сам не может найти из нее выхода. А нередко даже проблемы не осознает, а просто чувствует недовольство жизнью и желание все поменять, но что и как менять не знает.

Работа не приносит удовлетворения, перспективы роста отсутствуют, а ни в каком другом виде деятельности индивид себя не видит. Любимое дело, которым человек готов заниматься 24 часа в сутки, не приносит дохода. А так хотелось бы превратить его из хобби в бизнес.

Жизнь потускнела и утратила краски, из нее исчезли цели, к которым бы хотелось стремиться.

Женщина с тревогой понимает, что ее существование превратилось в унылый бег по кругу: «дом-работа-дом». А жизнь проходит, и возникает страх из-за ее бессмысленности.

Многократные попытки организовать свой бизнес закончились крахом, и у человека опускаются руки и возникает ощущение собственной беспомощности и бездарности.

Это все реальные и знакомые нам ситуации. Найти из них выход самостоятельно очень сложно, а часто и невозможно, так как человек видит свои проблемы изнутри, а не во взаимосвязи с окружающим миром, и сосредоточен на своих переживаниях, а не на перспективах.

Можно обратиться за помощью к друзьям, но у них и своих проблем хватает, да и мало кто хочет выглядеть неудачником перед знакомыми.

Вот в таких ситуациях и требует коуч – вдохновитель, профессионал в деле раскрытия потенциала человека, о котором тот иногда даже не подозревает.

Коуч владеет комплексом приемов и техник, которые позволяют постигнуть свои способности, увидеть реальные перспективы деятельности и пути достижения успеха.

Коучинг как вид деятельности

Существует несколько направлений социально-психологической поддержки людей, желающих решить свои проблемы или заняться саморазвитием. Они имеют солидную историю, авторитет и наработанный багаж методов.

В первую очередь к ним относятся различные направления психотерапии и психоанализ, тренинги личностного роста, консалтинг и менторство (наставничество).

Коучинг родился на стыке этих видов деятельности, но имеет существенные отличия, которые позволяют ему быть конкурентоспособным на рынке подобных услуг.

Коучинг и тренинг

Особенно часто работу коучей сравнивают с тренингами, а иногда ставят между ними знак равенства. Оба эти направления представляют собой формы воздействия на человека и управления его поведением. И целью их являются позитивные изменения в жизни личности.

Коучинг можно назвать ближайшим родственником тренингов, так как родился он в спортивной среде, и «коуч» на сленге английских студентов означает «личный тренер» или «репетитор», который буквально «тащит» подопечного к успеху.

Но все же два серьезных отличия не позволяют отождествлять коучинг с психологическим тренингом.

Тренинги в том виде, в котором они распространены сегодня, имеют групповую форму, и она считается наиболее эффективной. А коучинг предполагает индивидуальный подход к каждому клиенту и индивидуальные занятия.

Хоть есть и «командный» коучинг, но он менее распространен, и даже в рамках него коуч работает с членами команды индивидуально.

Тренинг – это формирование определенных навыков – поведенческих, эмоциональных, коммуникативных и т. д. Его цель – развитие человека. А уж как и где индивид будет применять полученные навыки и будет ли вообще это делать, находится за пределами интересов тренера.

Главная задача коучинга не развитие личности, а определение целей и создание условий для их достижения. Коуч не учит, не формирует, не развивает, он направляет мышление человека так, что тот сам находит ответы на свои вопросы и варианты решения проблем.

Коучинг и психология

Коуч работает с человеком индивидуально, что без хорошего знания психологии невозможно, ведь человек должен сам увидеть свои перспективы и возможности.

Раскрытие внутреннего потенциала личности предполагает решение целого комплекса психологических проблем и снятие внутренних барьеров. Однако отнести коучинг к чисто психологическим техникам нельзя.

Психотерапия и психоанализ решают вопросы коррекции психического состояния и направлены на изменение субъективных ощущений человека, его отношения к действительности и самому себе.

Главная задача психоанализа – «вскрытие нарывов», выявление прошлых проблем.

Коучинг прошлым не занимается, он ориентирован на будущее. Он не ищет ответы на вопрос «почему?», а стимулирует человека самого найти ответ на вопрос «как?».

Как сделать жизнь лучше? Как найти свое место в мире? Как решить возникшую проблему?

Коучинг и консалтинг

В Википедии коучинг определяется, как консалтинговая деятельность, но сходство между ними только внешнее. Сессия коуча действительно похожа на консультирование и представляет собой доверительную беседу коуча с клиентом.

Однако цель консультанта – предоставить клиенту пакет советов, которые помогут ему разобраться с проблемой. Как человек их будет использовать, консультанта уже не касается.

В отличие от консультанта, коуч:

  • не дает советов;
  • не предлагает готовых решений;
  • заинтересован в раскрытии внутренних ресурсов человека, который сам должен увидеть свой путь;
  • сопровождает человека в течение всего этого пути, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.

Правда, на практике большинство коучей не могут удержаться от советов, хоть профессионалы считают это неуместным. Потому что наиболее результативным будет тот способ решения проблемы, который нашел сам клиент, а не воспринимает его навязанным извне.

Практика коучинга

Основная цель коучинга – пробудить в человеке творца, созидателя собственной жизни, а он способен на большее, чем ему кажется. На достижение этой цели и ориентированы методики коучинга.

Метод вопросов

Основной прием коучинга следующий: с помощью правильных вопросов вызвать мыслительную активность клиента. Поиск ответов на предложенные коучем вопросы позволяет решить несколько задач:

  • конкретизировать главную проблему клиента;
  • помочь ему осознать первостепенную задачу;
  • выяснить, что препятствует ее решению;
  • раскрыть внутренний потенциал клиента;
  • стимулировать его на поиск самостоятельного решения.

Метод вопросов не нов. Его использовал еще античный философ Сократ, который считал, что правильно заданные вопросы помогут найти решение даже очень запутанной проблемы.

К этому методу относится техника коучинга – GROW, разработанная основателем бизнес-коучинга сэром Джоном Уитменом. Она включает четыре группы вопросов.

  1. G oal (цель) – какую цель хочет достигнуть клиент.
  2. R eality (реальность) – что происходит в действительности.
  3. O ptions (опции) – возможности или варианты выхода из ситуации.
  4. W ill (намерения) – что необходимо сделать в первую очередь.

На основе метода вопросов строится общение коуча и клиента, которое называется коуч-сессия.

Организация коуч-сессии

Сессия проходит в форме диалога и длится от 30 минут до 1 часа. Задавая клиенту вопросы, коуч не столько проясняет для себя его ситуацию и проблемы, сколько стимулирует человека к поиску собственного решения.

Коуч-сессия может проводиться не только при личной встречи, но и по скайпу или по телефону.

Всего обычно бывает не менее 5 сессий, а чаще больше (до 15), и каждая встреча клиента с коучем должна иметь конкретный результат, в виде решения промежуточной задачи, составленного плана действий или готовности что-то изменить в жизни.

Кроме вопросов диалога, коуч-сессия может включать «домашние задания» - спланированные в процессе беседы действия, которые должен выполнить клиент к моменту следующей встречи с коучем.

В итоге серии коуч-сессий человек получает не только решение проблемы и реальные позитивные изменения в жизни, но и приобретает навыки раскрытия собственных возможностей, которые потом он сможет использовать самостоятельно.

Виды коучинга

Учитывая быстрое распространение этого вида услуг, сложно выделить общепринятую классификацию. Видов коучинга множество, еще больше сфер, в которых работают коучи. Но чаще всего выделяют два больших вида.

1. Бизнес-коучинг , ориентированный на работу с представителями бизнеса и решающий вопросы его организации, продвижения, эффективности, материального стимулирования, поиска ниши и т. д.

2. Лайф-коучинг , направленный на повышение качества и осмысленности жизни, решение личных проблем, преодоление конфликтов в отношениях, на разработку жизненных стратегий и т. д.

Оба эти вида в равной степени популярны, правда, лайф-коучингом больше интересуются женщины, для которых личная жизнь обычно в приоритете.

Выделяют также индивидуальный и командный виды коучинга. Но их различие не в формате проведения сессий – в командном встречи коуча и членов группы тоже проходят индивидуально.

Отличие в цели. Командный направлен на решение проблем группового характера, например, повышение эффективности работы в команде.

Встречаются и другие виды, например, эриксоновский коучинг, названный так по имени американского психотерапевта М. Эриксона. Методологические основы этой разновидности коучинга разрабатываются специалистами Международного Эриксоновского Университета. А в Лайф-коучинге в последнее время приобретает популярность метафорическое направление.

Как и в любой другой молодой и динамично развивающейся деятельности, в коучинге бурлят процессы преобразований и нововведений, вырабатываются стратегии, возникают и быстро исчезают новые направления. Пока коучинг еще далек от выработки традиций и общепринятых критериев и принципов.

Кто может быть коучем

Это довольно актуальный вопрос, так как профессия коуча только набирает популярность в нашей стране, и желающих попробовать свои силы в ней немало. Ответ на него прост: коучем может быть любой, у кого есть для этого способности.

Нужно ли образование? Да, образование нужно в любой сфере, но получить профессию коуча не так-то просто. Например, международный сертификат можно получить, пройдя обучение по программе ICF – Международной Федерации Коучей, а также в университете Global couching или в Международной академии коучинга.

Есть еще масса курсов и отдельных продвинутых коучей, которые предлагают дорогостоящее, зато быстрое обучение. Но качество его вызывает сомнение.

В овладении профессией коуча важнее не сертификат, а личные качества и способности, которыми обладают не все. Кроме общих знаний в области психологии, социологии и менеджмента, человек должен обладать следующими качествами:

  • открытость и коммуникабельность;
  • терпение и доброжелательность;
  • высокий уровень эмпатии;
  • внимательность и способность чувствовать собеседника;
  • гибкость и высокая скорость мышления;
  • креативность;
  • готовность к саморазвитию и овладению новыми приемами, техниками и т. д.

Только обладая этими качествами, человек может привести своего клиента к успеху, даже если сам он не очень разбирается в профессиональной деятельности заказчика.

Нужно ли быть самому успешным человеком? В идеале, да. Но понятие успеха у всех разное. Главное, уметь вдохновлять людей, зажигать их желанием двигаться вперед.

И все больше людей понимают важность работы коуча, который не только способен объективно и беспристрастно оценить ситуацию, но и пробудить желание и силы двигаться вперед.

И что важно, делать это самостоятельно, поэтому не чувствовать себя беспомощным неудачником, способным только подчиняться чужим указаниям.