Кислоты, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации. Конспект по химии на тему "кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации" (8 класс)
1. Кислоты в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства кислот: взаимодействие c металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты).
С точки зрения теории электролитической диссоциации кислотами называются вещества, диссоциирующие в растворах с образованием ионов водорода:
HCl → H + + Cl −
Более строгая формулировка: отщепляющие в качестве катионов (положительных ионов) только ионы водорода.
Под ионом водорода подразумевают гидратированный протон (т.е. протон, присоединивший воду). Если хотят показать состав иона водорода, его обычно изображают H 3 O +
1. Кислоты окрашивают растворы индикаторов лакмуса и метилового оранжевого в красный цвет
2. Взаимодействуют с металлами, находящимися в ряду напряжений левее водорода, например, с цинком, с образованием соли (хлорида цинка) и газообразного водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2
3. Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли и воды:
CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O
(при проведении реакции с оксидом меди (II), пробирку желательно слегка подогреть) получается хлорид меди(II)
4. Взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды:
NaOH + HCl = NaCl + H 2 O
5. Вытесняют слабые кислоты из растворов их солей, например, карбоната натрия:
Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + H 2 O + CO 2
6. Реакция с солями может протекать с образованием осадка:
AgNO 3 + HCl = HNO 3 + AgCl↓
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Периодический закон и периодическая система химических элементов д и менделеева закономерности изменения свойств элементов малых периодов и.. периодическая система стала одним из важнейших источников информации о.. дмитрий иванович менделеев создал периодическую систему в процессе работы над своим учебником основы химии..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Период - это последовательность элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядра атома, начинающаяся щелочным металлом и заканчивающаяся инертным газом.
В периоде, с увеличением
Опыт. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты
Хлороводородная кислота:
1. Окрашивает растворы индикаторов лакмуса и метилового оранжевого в красный цвет, вследствие диссоциации в водном растворе: HCl → H+ + Cl
Билет № 2
1. Простые и сложные вещества: различие в их составе. Основные классы неорганических соединений: примеры соединений, различие в их составе.
Простые вещества
Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе
Формулу для вычисления массовой доли в общем виде можно записать так:
ω = масса компонента / масса целого,
где ω - массовая доля
Для растворенного вещества форм
Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества
Пример:
Какое количество вещества водорода выделится при взаимодействии цинка с соляной кислотой массой 146 г?
Решение:
1.
Билет № 4
1. Металлы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов натрия, магния, алюминия). Характерные физические свойства металлов. Химически
Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия кислорода в сосуде
В школьной лаборатории кислород чаще получают разложением перекиси водорода в присутствии оксида марганца (IV):
2H2O2 = 2H2O + O2
Билет № 5
1. Неметаллы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов хлора, кислорода, азота). Отличие физических свойств неметаллов от свойств м
Химические свойства
В реакциях с металлами и водородом неметаллы являются окислителями.
1. Например, порошок серы при нагревании реагирует с железными опилками с образованием сульфида железа:
Fe
Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества
Объем газов рассчитывается по формуле:
v = 22,4 л/моль n,
где 22,4 - молярный объем, т.е. объем одного моля любого газа,
n - количество вещества (моль)
Билет № 6
1. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная; их сходство и различие. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток.
К
Опыт. Получение и собирание аммиака
Для получения и собирания аммиака в лаборатории насыпаем в пробирку хлорид или сульфат аммония, смешанный с известью Ca(OH)2, затыкаем пробкой с газоотводной трубкой. Трубку вставляем в
Билет № 7
1. Взаимосвязь между классами неорганических соединений: возможность получения одних веществ из других (примеры реакций).
Между классами неорганических соединений возможн
Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа
Пример:
2. Сколько литров кислорода необходимо для сгорания 89,6 литров водорода?
Решение:
1. Объем газа пропорционале
Билет № 8
1. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; выделению или поглощению энергии; изменению степени окисления химических элементов
Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком
1. Добавить к смеси немного воды, перемешать. Соль растворится, песок осядет на дно.
2. Профильтровать полученную смесь. Если нет фильтра, дать отстояться и слить верхнюю часть воды с раст
Билет № 12
1. Амфотерные гидроксиды, их химические свойства: взаимодействие с кислотами, щелочами, разложение при нагревании (на примере гидроксида цинка).
Амфотерные гидроксиды - ве
Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия водорода в пробирке
Водород можно получить взаимодействием цинка с соляной кислотой:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Водород легче воздуха, поэтому его собирают в пробирку, переве
Билет № 13
1. Щелочи в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидр
Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции
Пример:
Сколько граммов соляной кислоты необходимо для получения 4 моль хлорида цинка?
Решение:
1. Записываем уравнение реакции: Zn + 2HCl = ZnC
Билет № 14
1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение.
Задача. Вычисление количества вещества газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого газа
Пример:
Какое количество вещества водорода прореагирует с 4 моль кислорода?
Решение:
1. Записываем уравнение реакции.
2. Записываем над
Билет № 15
1. Вода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксиду кальция, оксиду серы(IV). Основные загрязнители природной воды.
Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей
Качественной реакцией на карбонаты служит взаимодействие с кислотами, сопровождающееся бурным выделением углекислого газа:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO
Билет № 16
1. Сера: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Физические и химические свойства серы. Оксиды серы, их химические свойства.
Поло
Опыт. Проведение реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция
1. Гидроксид кальция (гашеная известь) – малорастворимое вещество. Взбалтываем немного извести в 2 мл воды (около 2 см по высоте пробирки), даем постоять несколько минут. Большая часть извести не р
Билет № 17
1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами).
Оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых
Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ
Пример:
Сколько г хлорида цинка можно получить, имея 0,5 моль соляной кислоты?
Решение:
1. Записываем уравнение реакции.
2. Записываем
Билет № 18
1. Углерод: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Алмаз. Графит. Оксиды углерода, их принадлежность к подклассам оксидов. Угольная кислота и ее с
Опыт. Распознавание раствора соли соляной (хлороводородной) кислоты среди трех предложенных растворов
Качественная реакция на хлорид-ион - при сливании с раствором соли серебра, образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте.
Добавляем во все три про
Билет № 19
1. Кальций: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства кальция: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами
Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ
Пример:
Сколько моль хлорида цинка можно получить, имея 365 г соляной кислоты?
Решение:
1. Записываем уравнение реакции.
2. Записываем
Билет № 20
1. Железо: положение этого химического элемента в периодической системе. Химические свойства железа: взаимодействие с серой, хлороводородной кислотой, растворами солей. Оксиды и гидроксиды
Опыт. Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи
1. Разделяем каждый раствор пополам, т.е. получаем два набора по три пробирки.
2. Чтобы распознать среди трех растворов кислоту, капаем в первые три пробирки индикатор лакмус синий или мет
Получение и собирание углекислого газа. Доказательство наличия этого газа в сосуде
Углекислый газ в лаборатории получают, приливая
1. соляную кислоту к мелу: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
2. соляной или с
Билет № 22
1. Натрий: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства натрия: взаимодействие с неметаллами, водой.
Круговорот углерода в природе
Если попросят написать уравнения, можно привести суммарное уравнение образования глюкоз
Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции
Пример:
2. Сколько литров водорода сгорело, если образовалось 72 г воды? Решение:
1. M (H2O) = 1 2 + 16 = 18 г/моль
2. Находим
Билет № 24
1. Аммиак: состав молекулы, химическая связь в молекуле. Физические и химические свойства аммиака.
Молекулярная формула аммиака NH3. Три атома водорода соединен
Опыт. Распознавание раствора соли серной кислоты среди трех предложенных растворов солей
Для распознавания соли серной кислоты капаем в каждую пробирку раствор хлорида бария. Там, где находится сульфат, выпадет белый кристаллический осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кис
1) С промышленными выбросами в атмосферу ежегодно поступает более 600 млн тонн различных химических соединений. Основным источником химического загрязнения воздуха считается
Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества
Пример:
2. Сколько литров кислорода потребуется для сгорания 10 моль водорода? Решение:
1. Записываем над уравнением реакции имеющиеся данные, а под
Поурочное планирование
|
Уроки 11, 12.
Модульная программа
«Электролитическая диссоциация»
Интегрирующая цель. В результате работы над учебными элементами (УЭ-1 – УЭ-7):
закрепить знания по теме
«Электролитическая диссоциация»;
развить навыки написания
уравнений диссоциации (полных и сокращенных
ионных), само- и взаимоконтроля, взаимопомощи;
научиться выбирать уровень
сложности по силам, работать на доверии, следить
за временем, самостоятельно оперировать
модульной программой, сравнивать результат
своей работы с поставленными целями.
УЭ-1 · входной контроль (10 мин)
Цель . Подготовка к восприятию модуля.
Тестовые задания
Пользуйтесь таблицей растворимости. Ответы записывайте в тетради. Следите за временем! В спорных вопросах обращайтесь к учителю.
I вариант
1. Электролитом является:
а) кислород;
б) дистиллированная вода;
в) соляная кислота;
г) оксид серы(VI).
2. Какое вещество при диссоциации образует ион ?
а) H 2 SiO 3 ; б) Na 2 SiO 3 ; в) SiO 2 ; г) CaSiO 3 .
Al + + 3OH – = Al(OH) 3 ?
а) Al 2 O 3 + НСl ... ;
б) Al 2 O 3 + Н 2 O ... ;
в) АlPO 4 + КОН ... ;
г) АlCl 3 + КОН ... .
4. C какими из веществ будет взаимодействовать гидроксид натрия:
а) KNO 3 ; б) НNО 3 ; в) СuCl 2 ; г) СaO?
II вариант
1. Неэлектролитом является:
а) гидроксид натрия (р-р);
б) оксид кремния(IV);
в) хлорид натрия (р-р);
г) азотная кислота.
2. Какие вещества при диссоциации образуют
катионы металла?
а) Кислоты;
б) оксиды;
в) соли;
г) основания.
3. Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:
Н + + ОН – = Н 2 О?
а) Н 2 SO 4 + NаОН ... ;
б) Н 2 SO 4 + Al 2 O 3 ... ;
в) НСl + СаСО 3 ... ;
г) Н 2 + О 2 ... .
4. С какими из веществ будет взаимодействовать соляная кислота?
а) СО 2 ;
б) Ва(ОН) 2 ;
в) K 2 SO 4 ;
г) К 2 СО 3 .
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы по приложению, обсудите ошибки. Оцените работу товарища, поставив за каждое правильно выполненное задание 1 балл. Занесите баллы в оценочный лист УЭ-1 (см. приложение 1). Если вы получили 4 балла, то переходите к УЭ-4. Если вы получили 2 или 3 балла, то переходите к УЭ-3. Если вы получили 0 или 1 балл, то приступайте к УЭ-2.
УЭ-2
Цель . Повторить основные положения теории электролитической диссоциации и свойства неорганических соединений.
1. Электролитическая диссоциация – это процесс
распада электролитов на ионы в растворе или
расплаве.
Электролиты
– это вещества,
проводящие электрический ток в растворе или в
расплаве.
Оксиды
– неэлектролиты.
Соли
- электролиты,
диссоциирующие на катион металла и анион
кислотного остатка:
NaCl Nа + + Cl – .
Основания – электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион гидроксигруппы:
NаОН Nа + + ОН – .
Кислоты – электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка:
НCl Н + + Cl – .
2. Основные оксиды взаимодействуют с водой и с
кислотами.
Кислотные оксиды взаимодействуют с водой и с
щелочами.
Кислоты взаимодействуют с металлами, основными
оксидами, основаниями, солями.
Основания взаимодействуют с кислотными
оксидами, кислотами, солями.
Соли взаимодействуют с металлами, солями,
кислотами, щелочами.
Реакции ионного обмена идут до конца в случае
образования слабого электролита (вода, осадок,
газ).
Молекулярное уравнение:
Полное ионное уравнение:
Сокращенное ионное уравнение:
Переходите к УЭ-3.
УЭ-3
Цель . Развитие навыков написания уравнения диссоциации и ионных уравнений реакции обмена.
Выполните задание письменно в тетради. При затруднении обращайтесь к УЭ-2.
I вариант
1. Какие из веществ при диссоциации образуют ион Н + ? Запишите уравнения их диссоциации.
а) Са(ОН) 2 ; б) Н 2 SO 4 ; в) Н 2 SiO 3; г) НNО 3 .
2. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между азотной кислотой и гидроксидом бария. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях?
II вариант
1. Какие из веществ при диссоциации образуют ион ОН – ? Запишите уравнения их диссоциации.
а) Bа(ОН) 2 ; б) Zn(OH) 2 ; в) НClO; г) KOН.
2. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между хлоридом бария и серной кислотой. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и cокращенном ионном уравнениях?
Проверьте свои ответы по приложению 2. Занесите баллы в оценочный лист. За правильно выполненное задание 1 поставьте 1 балл, за задание 2 – 2 балла. Если вы набрали 2 или 3 балла, переходите к УЭ-4. Если вы набрали 0 или 1 балл, вернитесь к УЭ-2 или обратитесь за консультацией к учителю.
УЭ-4
Цель . Закрепление знаний о реакциях ионного обмена
Работайте письменно в тетради.
I вариант
а) NaCl + К 2 SO 4 ... ;
б) СаСl 2 + Na 2 СО 3 ... .
Zn 2+ + 2OH – = Zn(OH) 2 .
II вариант
1. Составьте молекулярное и ионные уравнения только для необратимой реакции:
а) K 2 SO 4 + HCl ... ;
б) K 2 CO 3 + HNO 3 ... .
2. Составьте молекулярное уравнение, соответствующее сокращенному ионному:
Проверьте ответы по приложению 2. За каждое правильно выполненное задание – по 2 балла. Занесите балл в оценочный лист. Переходите к УЭ-5.
УЭ-5
Цель . Закрепить знания о свойствах неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации.
Тестовые задания
I вариант
Какие вещества взаимодействуют между собой с образованием гидроксида меди(II)?
а) Сu и Н 2 О;
б) СuО и НСl;
в) СuSO 4 и КОН;
г) СuСl 2 и Ва(OH) 2 .
II вариант
Какие вещества взаимодействуют между собой с образованием хлорида серебра?
а) Аg и НСl;
б) АgNO 3 и НСl;
в) Аg 2 O и NаСl;
г) AgNO 3 и NаСl.
Проверьте ответы по приложению 2. За правильно выполненное задание поставьте 2 балла. Занесите баллы в оценочный лист. Если до выполнения выходного контроля осталось более 10 мин, то переходите к
УЭ-6. Если времени осталось мало, приготовьтесь к выполнению выходного контроля, проанализировав свои ошибки в УЭ-3, УЭ-4 и УЭ-5.
Составила: учитель химии Марушенко Е.А.
КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ В СВЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ.
Цель: охарактеризовать общие свойства кислот и оснований в свете положений теории электролитической диссоциации.
Задачи:
Развивающие: развивать умения классифицировать кислоты и основания, характеризовать химические свойства кислот, щелочей и нерастворимых оснований в свете теории электролитической диссоциации, записывать уравнения химических реакций, характеризующих свойства кислот и оснований. Совершенствовать умения работать с таблицей растворимости.Воспитательные: объяснить правила обращения с кислотами и щелочами в быту; развивать умение учащихся на основе теоретических знаний; сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь; развивать умение работы с книгой.
Оборудование: таблица растворимости, мел, доска, листочки для самостоятельной работы.
Литература:
Для учителя : 1)
2) Новошинский И.И. Контрольные работы по химии: 8кл.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2005г.
Для ученика: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия, базовый уровень. 8 класс – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 – 146 с.
Ход урока:
I Организационный периодВстали, подравнялись. Здравствуйте, садитесь. Сначала откроем дневники и запишем домашнее задание §39 (стр. 151-154 новый учебник).
II Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами изучили новые понятия. И сейчас посмотрим, как вы их выучили. Проведем небольшой письменный опрос. (Раздаю листочки). Даю на повторение пару минут. Записывают все: 1)электролит – это;
2) электролитическая диссоциация- ;3)сильный электролит -; примеры; 4)слабый электролит-; примеры; 5)написать уравнения диссоциации: 1 вариант сульфат калия; азотная кислота; гидроксид бария. 2 вариант сульфат алюминия; серная кислота; гидроксид кальция. Можете открыть таблицу растворимости. На все задания вам дается 7 минут.
Передали листочки с последних парт на первые.
А сейчас быстро пройдемся по основным определениям которые пригодятся нам на уроке: электролит, электролитическая диссоциацию.
Записывают домашнее задание.
Пишут самостоятельную работу.
III Объяснение нового материала
Открыли тетради и записали тему урока «КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ В СВЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ»
Эта тема является продолжением предыдущего занятия. Поэтому сегодня целью нашего урока будет обобщить сведения об ионах, закрепить умение записывать процесс диссоциации при помощи химических знаков и формул. Мы учились с вами составлять уравнения диссоциации, сегодня продолжим составление уравнений.
1. В состав каждой кислоты входят атомы водорода и кислотные остатки. Поэтому при диссоциации любой кислоты в растворе образуются в качестве катионов только положительно заряженные ионы водорода, в качестве анионов – ионы различных кислотных остатков:
HCl = H + + Cl –
HNO 2 ⇄ H + + NO 2 –
Посмотрим на рис в учебнике. Мы видим диссоциацию слабой и сильной кислоты.
Какие одинаковые ионы здесь присутствуют?
Мы знаем, что есть одноосновные и многоосновные кислоты. Приведите примеры многоосновной кислоты.
Многоосновные кислоты диссоциируют постепенно: сначала отщепляется один ион водорода H+, затем второй и т.д. В результате этого первоначально образуется ион с отрицательным зарядом -1, затем с зарядом -2 и т.д. Такую диссоциацию называют ступенчатой диссоциацией.
Первая ступень диссоциации
H 2 SO 3 ⇄ H + + HSO 3 –
HSO 3 – ⇄ H + + SO 3 2-
Таким образом, диссоциация данной кислоты происходит в две ступени и имеет следующую последовательность:
H 2 SO 3 ⇄ H + + HSO 3 –
HSO 3 – ⇄ H + + SO 3 2-
Число ступеней диссоциации зависит от числа атомов водорода в молекуле кислоты.
Растворы всех кислот имеют общие св-ва, обусловленные наличием в водных растворах ионов водорода. Так, например, когда мы употребляем в пищу лимон мы ощущаем кислый вкус, и такой кислый вкус они имеют за счет ионов водорода, которые отщепляют молекулы лимонной кислоты. Поэтому ион водорода является носителем кислотных свойств.
Таким образом, с точки зрения электролитической диссоциации (зачитывают и записывают)
Следовательно:
Свойства кислот, которые они проявляют в водных растворах, - это свойства ионов H + .
2. Основания в свете представлений об электролитической диссоциации.
В состав каждого основания входят ионы металлов и гидроксид-ионы. Поэтому при диссоциации любого основания в растворе образуются в качестве катионов различные ионы металлов, а в качестве анионов –только гидроксид-ионы: NaOH = Na+ + OH –
KOH = K + + OH –
Слабые многокислотные основания диссоциируют ступенчато. Только слабые основания диссоциируют ступенчато, а сильные диссоциируют полностью, как мы с вами писалина прошлом уроке.
Например, составим уравнения диссоциации двухкислотного основания – гидроксида магния.
На первой ступени – :
Mg(OH) 2 ⇄ MgOH + + OH –
На второй ступени + :
MgOH + ⇄ Mg 2+ + OH –
– .
Общие свойства оснований это мылкость и разъедание кожи, обусловлены только гидроксид ионами, которыеобразуются при диссоциации, катионы при этом никакого значения не имеют. Поэтому гидроксид ион является носителем щелочных свойств.
Таким образом, с точки зрения электролитической диссоциации:
Основания – в
Следовательно:
OH – .
Записывают тему урока.
Записывают:
HCl = H + + Cl –
HNO 2 ⇄ H + + NO 2 –
Ионы водорода
Серная кислота
Записывают:
Первая ступень диссоциации – отщепление одного иона водорода H+ от нейтральной молекулы и образование гидросудьфит-иона:
H 2 SO 3 ⇄ H + + HSO 3 –
Записывают:
Вторая ступень диссоциации – отщепление иона водорода H + от образовавшегося аниона HSO 3 – и образование сульфит-иона:
HSO 3 – ⇄ H + + SO 3 2-
Записывают: Кислоты – это электролиты, которые при диссоциации (распаде) в водных растворах в качестве катионов отщепляют только ионы водорода.
Записывают: Свойства кислот, которые они проявляют в водных растворах, - это свойства ионов H + .
Записывают: На первой ступени диссоциации отщепляется один гидроксид-ион OH – :
Mg(OH) 2 ⇄ MgOH + + OH –
Записывают: На второй ступени диссоциации отщепляется гидроксид-ион от катиона MgOH + :
MgOH + ⇄ Mg 2+ + OH –
Записывают: Число ступеней диссоциации основания определяется числом гидроксид-ионов OH – .
Записывают: Основания – это электролиты, которые при диссоциации в водных растворах в качестве анионов отщепляют только гидроксид-ионы.
Записывают: Свойства оснований, которые они проявляют в водных растворах, - это свойства гидроксид-ионов OH – .
IV Закрепление
Для закрепления изученного материала, выполним первое упражнение на стр 154.
H 3 PO 4 HPO 4 H 2 CO 3 H 3 SO 4 Ba(OH) 2
Решают возле доски и записывают в тетради.
V Вывод
Мы изучили тему « КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ В СВЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ», узнали как ступенчато диссоциируют кислоты и основания. Так же узнали, что такое кислоты и основания в свете ТЭД.
Встали подравнялись. До свидания!
Прощаются.
Билет№15
HCl → H + + Cl -
H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-
По составу:
Бескислородные HCl, HNO 3
По основности:
Одноосновные HCl, HNO 3
Трехосновные H 3 PO 4
По силе:
Сильные HCl, HNO 3 , H 2 SO 4
Слабые H 2 S, H 2 CO 3
Zn + HCl = ZnCl 2 + H 2
HCl + NaOH = NaCl + H 2 O
H + + OH - = H 2 O
HCl + AgNO 3 = AgCl↓ + HNO 3
Cl - + Ag + = AgCl↓
Глицерин – многоатомный спирт; состав молекулы, физические и химические свойства, применение.
Глицери́н - химическое соединение с формулой HOCH 2 CH(OH)-CH 2 OH или C 3 H 5 (OH) 3 . Простейший представитель трёхатомных спиртов. Представляет собой вязкую прозрачную жидкость.
Глицерин - бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос - сладкий). Хорошо растворяет многие вещества.
Взаимодействие глицерином с натрием:
2СН2ОН – СНОН-СН2ОН + 6Nа = 2СН2ОNа –СНОNa- СН2ОNа +3 Н2 глицерат натрия.
Билет №16
Основания, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.
Основания -- вещества, диссоциирующие в водном растворе с образованием катионов металла и гидроксид-анионов ОН − .
Основание -- NaOH:
NaOH ↔ Na + + OH -
Существует также основание, в котором гидрокси-группа присоединена не к металлу, а к иону NH 4 + (катиону аммония). Это основание называется гидроксидом аммония и имеет формулу NH 4 OH. Гидроксид аммония образуется в рекции присоединения воды к аммиаку, когда аммиак растворяют в воде:
NH 3 + H 2 O = NH 4 OH (гидроксид аммония).
Основания бывают растворимыми и нерастворимыми. Растворимые основания называются щелочами . Растворы щелочей скользкие на ощупь ("мыльные") и довольно едкие. Они разъедают кожу, ткани, бумагу, очень опасны (как и кислоты) при попадании в глаза. Поэтому при работе со щелочами и кислотами необходимо пользоваться защитными очками.
Лишь небольшую часть всех оснований называют щелочами. Это, например, KOH – гидроксид калия (едкое кали), NaOH – гидроксид натрия (едкий натр), LiOH – гидроксид лития, Ca(OH) 2 – гидроксид кальция (его раствор называется известковой водой), Ba(OH) 2 – гидроксид бария. Большинство других оснований в воде нерастворимы и щелочами их не называют.
Щелочами называются растворимые в воде сильные основания.
Свойства, характерные для всех оснований, проявляются благодаря присутствию в их растворах гидроксид- ионов OH -. .
1. Наиболее важное химическое свойство всех оснований – взаимодействие с кислотами – реакция нейтрализации.
NaOH + HCl = NaCl + H 2 O
Na + + OH - + H + + Cl - = Na + + Cl - + H 2 O
H + + OH - = H 2 O
2. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами.
NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3
3. Взаимодействие щелочей с солями, если в результате реакции одно из веществ выпадает в осадок.
3NaOH + FeCl 3 = Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl
3Na + + 3OH - + Fe 3+ + 3Cl - = Fe(OH) 3 ↓ + 3Na + + 3Cl -
3OH - + Fe 3+ = Fe(OH) 3 ↓
Применение
Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при это выделяется энергия согласно итоговому уравнению:
C 6 H 12 O 6 + 6O 2 → 6H 2 O + 6CO 2 + 2800 кДж
Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Широко применяют глюкозу в кондитерском деле (изготовление мармелада, карамели, пряников и т. д.), в текстильной промышленности в качестве восстановителя, в качестве исходного продукта при производстве аскорбиновых и глюконовых кислот, для синтеза ряда производных сахаров и т.д. Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению. На практике используется также спиртовое брожение глюкозы, например при производстве пива.
3. Задача. Вычислите массу хлорида натрия и воды, необходимых для приготовления 500 г раствора, в котором содержание хлорида натрия 0, 05 или 5%.
ω = m р.в. /m р-ра
m р.в. = ω × m р-ра
m(NaCl) = 0,05 × 500 = 25 (г)
m(H 2 O) = m р-ра - m р.в. = 500 – 25 = 475 (г)
Ответ: для приготовления 500 г раствора необходимо взять 25 г хлорида натрия и 475 г воды.
Билет №17
Нахождение в природе
Крахмал – основной источник резервной энергии в растительных клетках – образуется в растениях в процессе фотосинтеза и накапливается в клубнях, корнях, семенах:
6CO 2 + 6H 2 O свет, хлорофилл → C 6 H 12 O 6 + 6O 2
nC 6 H 12 O 6 → (C 6 H 10 O 5) n + nH 2 O
глюкоза крахмал
Содержится в клубнях картофеля, зёрнах пшеницы, риса, кукурузы.
Гликоген (животный крахмал), образуется в печени и мышцах животных.
Строение
Состоит из остатков α - глюкозы.
В состав крахмала входят:
· амилоза (внутренняя часть крахмального зерна) – 10-20%
· амилопектин (оболочка крахмального зерна) – 80-90%
Применение
Крахмал широко применяется в различных отраслях промышленности (пищевой, бродильной, фармацевтической, текстильной, бумажной и т.п.).
· Ценный питательный продукт.
· Для накрахмаливания белья.
· В качестве декстринового клея.
Билет №18
Природные
Их около 150, они были обнаружены в живых организмах, около 20 из них входят в состав белков. Половина этих аминокислот – незаменимые (не синтезируются в организме человека), они поступают с пищей.
Синтетические
Получают кислотным гидролизом белков, либо из карбоновых кислот, воздействуя на них галогенном и, далее, аммиаком.
Физические свойства.
Бесцветные.
Кристаллические.
Хорошо растворимы в воде, но нерастворимы в эфире.
В зависимости от R могут быть сладкими, горькими или безвкусными.
Обладают оптической активностью.
Плавятся с разложением при температуре выше 200º.
Химические свойства.
Все аминокислоты амфотерные соединения, они могут проявлять как кислотные свойства, обусловленные наличием в их молекулах карбоксильной группы -COOH, так и основные свойства, обусловленные аминогруппой -NH2.
1. Аминокислоты взаимодействуют с кислотами и щелочами:
NH2 -CH2 -COOH + HCl → HCl NH2 -CH2 -COOH (хлороводородная соль глицина)
NH2 -CH2 -COOH + NaOH → H2O + NH2 -CH2 -COONa (натриевая соль глицина)
2. Аминокислоты обычно могут вступать во все реакции, характерные для карбоновых кислот и аминов.
Этерификация:
NH2 -CH2 -COOH + CH3OH → H2O + NH2 -CH2 -COOCH3 (метиловый эфир глицина)
Реакция образования пептидов:
HOOC -CH2 -NH -H + HOOC -CH2 -NH2 → HOOC -CH2 -NH -CO -CH2 -NH2 + H2O
Основная биологическая роль аминокислот заключается в том, что они являются основными «кирпичиками» для построения белковых молекул. Некоторые аминокислоты используют в медицине в лечебных целях (при сильном истощении, после тяжелых операций).
Некоторые аминокислоты используют в сельском хозяйстве для подкормки животных.
Важной особенностью аминокислот является их способность к поликонденсации, приводящей к образованию полиамидов, в том числе пептидов, белков, нейлона, капрона.
Билет№15
Кислоты, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.
Кислоты – это электролиты, при диссоциации водных растворов которых в качестве катионов отщепляются только ионы водорода.
HCl → H + + Cl -
H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-
Отрицательные ионы, которые отщепляются от молекулы кислоты называются кислотными остатками.
Кислоты классифицируют по нескольким признакам.
По составу:
Бескислородные HCl, HNO 3
По основности:
Одноосновные HCl, HNO 3
Двухосновные H 2 SO 4 , H 2 CO 3
Трехосновные H 3 PO 4
По силе:
Сильные HCl, HNO 3 , H 2 SO 4
Слабые H 2 S, H 2 CO 3
Общие химические свойства кислот обусловлены наличием иона водорода. Для кислот характерны следующие химические свойства:
1. Взаимодействие с активными металлами.
Zn + HCl = ZnCl 2 + H 2
2. Взаимодействие с основными оксидами.
CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O
3. Взаимодействие с основаниями.
HCl + NaOH = NaCl + H 2 O
H + + Cl - + Na + + OH - = Na + + Cl - + H 2 O
H + + OH - = H 2 O
4. Взаимодействие с солями – такая реакция протекает только в том случае, е6сли образуется осадок, летучее вещество или слабый электролит.
HCl + AgNO 3 = AgCl↓ + HNO 3
H + + Cl - + Ag + + NO 3 - = AgCl↓ + H + + NO 3 -